195 Деян 5,34 сл.; 15,5; ср. Деян. 21:20 , где, по-видимому, тоже говорится о христианах из фарисеев. Эпизоды в Деян. 5:34-39; 23,6-9 показывают, что в апостольскую эпоху фарисеи относились к христианам вполне терпимо. Легенду о Гамалииле как христианине см. в “Житиях святых” (Кн.5. М., 1904, с.172). 196 Берахот, 6b. 197 Ин 3,1-10 . 198 Впоследствии Никодим принял участие в погребении Иисуса ( Ин. 19:39 ). В Талмуде (Санхедрин, 43а) среди последователей Иисуса назван некто Ники, или Накай. Вероятно, это имя есть сокращение от Никдимон (Никодим). 199 Мф 27,57 ; Мк. 15:43,45 ; Лк. 23:50 ; Ин. 12:42; 19,38 . 200 Мф 15,13-14 ; Лк. 6:39 . 201 2Ин. 10:41. 202 3Ин. 3:22-30. 203 Славянская версия “Иудейской войны” Флавия, II, 7,14–15. 204 Флавий И. Арх. XVIII, 5,2. 205 Ин 4,1 . 206 Мф 21,21-22 ; Мк. 11:22-23 . 207 Мф 9,23 ; ср.: Ин. 14:12 ; Быт. 1:26 ; Пс 8 . 208 Лк 11,20 . 209 Мк 16,17-18 210 Лк 5,3-11 . Эти скопления рыб объясняются тем, что со дна озера поднимается газ и оттесняет их к поверхности. 211 Мф 8,23-27 ; Мк. 4:35-41 ; Лк. 8:22-25 . 212 Лк 13,16 . 213 Мф 17,14-17 ; Мк. 9:14-29 ; Лк. 9:37-42 ; Ин. 14:12 . 214 Ин 5,14 . 215 В рассказах Мф. 13:54-58 и Мк. 6:1-6 говорится только о том, что назаряне не поверили Иисусу; Лк же (4,16–30) сообщает об их покушении на Его жизнь. Кроме того, Мф и Мк относят посещение Назарета к середине общественной деятельности Христа, а Лк – к началу. Экзегеты по-разному оценивают это расхождение. Автор данной книги исходит из возможности двух посещений Назарета. Причем вероятнее, что наиболее враждебной была вторая встреча, когда Иисус стал уже повсеместно гонимым. 216 Мк 7,33 ; Ин. 9:6-7 . 217 Мк 2,1-12 . 218 Мк 7,34 . 219 Мф 9,20-22 ; Мк. 5:25-34 ; Лк. 8:43-48 . 220 Четко определить границу, отделяющую обычное душевное заболевание от демонической одержимости, трудно. Однако, когда думают, что все исцеленные Христом “бесноватые” были просто душевнобольными, упускают из вида, что суть большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на себе) и излечение тесно связано с духовной и нравственной жизнью больного, как отмечал изобретатель инсулинового лечения Дж.Фергюсон. Важно помнить также, что в Евангелии всякий недуг рассматривался как проявление разрушительных сил мироздания (см.: Лк. 13:11-16 ).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

8. Цит. по И. Клочков. Старовавилонская поэма из цикла сочинений о невинном страдальце. — ВДИ, 1978, с. 21. В этой работе рассмотрены сходство и различие между Кн. Иова и аналогичными произведениями древней литературы. См. также, свящ. А. Петровский. Книга Иова и вавилонская песнь страждущего праведника. ПР, 1916. «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии. Пер. с аккадского. М., 1918, с. 216—220. 9. Элифаз родом из Темана — области в Идумее (Быт 36, 34; Иер 49, 20; Иез 25, 13; Ам 1, 12), Шуах — из Наама, как полагают, города на востоке Палестины. Идумейские мудрецы издревле славились на Востоке (Авдий 1, 8; Иер 49, 7). Эдом граничил с аравийской степью, поэтому мудрость его можно назвать еврейско-арабской (не с этим ли связаны арабизмы в Кн. Иова?). 10. Известное сходство с диалогической частью «Иова» имеет вавилонская поэма (ок. XI b. до н. э.), в которой изображена беседа Страдальца с его Другом (см.: Я скажу тебе сокровенное слово, с. 235-241). Но там вопрос, поставленный автором «Иова», не имеет всей глубины библейской книги. Композиция диалогического раздела книги достаточно стройна. 1-й цикл речей: а) вступительная речь Иова гл. 3, б) речь Элифаза — гл. 4—5, в) ответ Иова — гл. 6—7; г) речь Билдада — гл. 8; д) ответ Иова — гл. 9—10; е) речь Софара — гл. 11; ж) ответ Иова — гл. 12-14. 2-й цикл речей: а) речь Элифаза — гл. 15, б) ответ Иова — гл. 16—17; в) речь Билдада гл. 18; г) ответ Иова — гл. 19; д) речь Софара — гл. 20; е) ответ Иова — гл. 21. 3-й цикл речей несет на себе следы редакции. Вставками в цикл являются: гимн в честь Премудрости (гл. 28), обычно приписываемый автору книги, и речи Элиу (гл. 32 — 37), которые библеисты относят к позднейшему редактору. Есть мнение, что и в речах Ягве есть вставки. Как полагают исследователи книги, первоначальный порядок 3-го цикла мог быть примерно таким: а) речь Элифаза гл. 22, б) ответ Иова — гл.23—24, 1—17; в) речь Билдада — гл. 25; г) ответ Иова — гл. 26, 1—4; 27, 1—12; д) речь Софара — гл. 27, 13-23, 24, 18, 24, е) ответ Иова гл. 29—31 IV часть, речи Ягве — гл 38—42.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Киев. София. 2000. С. 17. 24 Там же. С. 66. 25 Там же. С. 18. 26 Там же. С. 15. 27 Там же. С. 19. 28 Там же. С. 17. 29 Парадигма – это некая мировоззренческая система, принятая в среде ученых, которая позволяет проводить научные исследования и интерпретировать полученные результаты в ее рамках. Парадигма представляет собой весьма конкретное видение мира. На этом видении основано представление ученых о способах описания мира и задачах, которые необходимо решить при таком описании. Парадигма – это, так сказать, эталон, норма научного описания мира, всей научной деятельности. Она объединяет вокруг себя ученых, любая же деятельность, которая ведется вне рамок общепризнанной в научной среде парадигмы, объявляется ненаучной и даже лженаучной. См.: Питанов В.Ю. Наука и лженаука: преодоление ложного авторитета. http://apologet.narod.ru/ 30 Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С. 355. 31 Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй. Киев. София. 1999. С. 9. 32 Там же. С. 14. 33 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С. 17. 34 См.: Питанов В.Ю. Даосизм: от теософских мифов к реальности. http://apologet.narod.ru/ 35 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С. 27. 36 «Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля…» ( Пс. 21:24 ). 37 «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт. 2:15 ). 38 Хотя пасторы современного харизматического движения, которое выдает себя за христианское, вполне могут еще и не такое сказать. Но они очень далеки от исторического христианства. 39 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С. 14. 40 Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С. 15. 41 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000.

http://azbyka.ru/fen-shuj-nauka-religiya...

344 Св. Василий Великий . Вторая гомилия... C. 232 и с. 246, прим. 26, в котором О. Нестерова пишет: «Бог, таким образом, творит не некую всеобщую и аморфную материю, подлежащую дальнейшей дифференциации, но простые материальные сущности...». 347 Воздух, говорит он, комментируя Быт.1:3 , «...ввысь досягал... до самого эфира и неба...» (Гомилия вторая... С. 237–238). О. Нестерова предполагает, что под именем эфира здесь фигурирует небесный («эфирный») огонь стоиков, «не являющийся самостоятельным элементом, но представляющий собою лишь более „тонкую“ и „чистую“ разновидность огненной стихии» (Нестерова О. Прим. 73. С. 256). Если это так, то Василий разделял ту же неуверенность касательно эфира (выделять ли его в особую сферу?), которая позже будет характеризовать и космологию Паламы. 351 Aug. De civ. Dei XI. 6: «Времен не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто неким движением». Цит. по: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. 4.2. С.25. 353 Так, он называет материю «седалищем форм» (цит. по: Владимирский Ф. С. Отношение... С. 221. Прим. 37) и вопрошает: «Кто же когда-либо видел безвидную материю ( λην ... νεδεον) или нематериальную форму ( υλον μορφν)?» (PG. 37. 416–417; см. также: Иларион (Алфеев) , иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова . М., 1998. С. 293). 354 Метеорология со времен Аристотеля понимается как наука об атмосферных явлениях (включая гидрологические и сейсмологические феномены, метеориты и т. п.), т. е. о состоянии непосредственно окружающей человека среды обитания (в отличие от астрономии). Причиной дождя, грома и аналогичных феноменов Аристотель считал сухие испарения, поднимающиеся от земли (ср.: Гукова С. Н. Географические знания... С. 339). Аналогичный взгляд встречаем и у св. Григория. О дожде и громе он говорит следующее: «Причиной сего назовешь ли какие испарения, выходящие из земли и производящие облака, или какое-нибудь сгущение воздуха, или сжатие и столкновение редчайших облаков, так, что сжатие произведет у тебя молнию, а расторжение – гром? Или наименуешь какой-нибудь сгнетенный и потом не находящий себе выхода ветр, который, будучи сгнетаем, блистает молнией и, проторгаясь, издает гром? » (Слово 28//Св. Григорий Богослов . Пять слов о богословии. М., 2000. С. 27. – В этом издании воспроизведен дореволюционный перевод, поэтому считаем небесполезным пояснить значение некоторых слов: «сгнетаем» – сжимаем; «сгнетенный» – сжатый; «проторгаясь» – проходя, продвигаясь, преодолевая (сопротивление чего-либо)).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

12, 26–27). «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» – буквально в тех же словах о помрачении светил говорит пророк Иоиль (2, 31). Слова эти могут означать, что солнце или совершенно перестанет светить, или же свет его станет очень-очень слабым. Таковым же станет, конечно, и свет луны.  «стало мрачно» – дословно «стало черное» (εγνετο μλας). «власяница» – слова «σκκος τρχινος» имеют значение «волосяная мешковина», «волосяной мешок». Словом «σκκος» в Библии называется вретище, траурная одежда черного цвета из грубой материи, которую одевали в горе и сетовании, или же во время покаяния (ср. Быт. 37, 34; 2 Цар. 3, 31; Мф. 11, 21 и др.)  Сказанное о солнце и луне можно понимать и в смысле символическом: потемнение солнца означает нарушение фундаментального порядка вещей в мире: солнце – символ света, разума, разумного мироустройства, правильной организации вселенной. Луна же есть символ нашего земного мира (см. комм. на 12, 1). Превращение луны в кровь может поэтому означать погружение мира в беззакония, войны, хаос. Такое понимание данного стиха не противоречит предыдущему, но дополняет его.  Кончину мира можно уподобить смерти человека: смерть всегда наступает в результате поражения органов и систем жизнеобеспечения организма. То же самое происходит с мирозданием: солнце, луна, планеты и стихии – это как бы мозг, сердце, органы и системы жизнеобеспечения вселенского организма. Эти органы начинают отказывать, наступает агония, и приходит конец. 13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. 14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Здесь продолжается описание происходящего во вселенной переворота. Вероятно, именно о нем говорил Христос апостолам: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24, 29).  «и звезды небесные пали на землю… и небо скрылось, свившись как свиток» – при сотворении мира небом была названа твердь (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделят нуждающемуся ( Ефес. 4:28 ). Здесь вполне ясно высказан христианский взгляд на труд: всякий имеет право лишь на то, что сам заслужил своим трудом; затем, трудящийся может оказывать помощь и ближнему. Ап. Павел занимался приготовлением палаток (ср. 1Кор. 4:12 ); св. Иосиф. муж Богоматери (Мф. 1:19), занимался плотничьим ремеслом и т.п. Сам Бог повелел Адаму, а в его лице и всему человечеству, в поте лица добывать себе хлеб ( Быт. 3:19 ). Мы, – говорит Ап. Павел, – ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фессал. 3:8)... (см. подробности в моих статьях: а., «Христианское самолюбие» – «Христ. Чтение», 1897 г., авг. – сент. и б.. «Социалистическая клевета на христианство» – «Церк. Вестник», 1910 г., 48 от 2 дек., – а также и в других моих же: напр. «Христианство о труде» – «Новое Время», 11869 за 28-е марта 1909 г...). Заботясь о теле, христианин, однако, ни на минуту не забывает, что душа выше тела (она не из праха земли, как тело: Быт. 2:7 ; вдунута Богом, дыхание Его: ib.; если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит, то какая польза ему, какой выкуп даст человек за душу свою: Марк. 8:36 и 37...). А потому о ней он прежде всего и преимущественно и заботится, к соблазну Геккеля и подобных ему атеистов-материалистов, но в интересах нормального положения вещей... «Suum cuique!» Но, если язычники сами сквернили тела свои ( Римл. 1:24 ), – если они предоставляли тела свои для блуда и противо-естественных пороков(1 Корф. 4:13. Римл. 1:26–27, 29 ), – если они возводили заботы о теле в своего рода «summum bonum», то христиане, наоборот, стоя на единственно правильной точке зрения, приносят свои тела, по Апостолу, в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Римл. 12:1 ), предназначают свои тела не для блуда, но для Господа (1 Корф. 4:13), и воздержанием, целомудрием... делают из своих тел достойное вместилище для души... В действительной жизни встречаем, конечно, массу и нерях, которые, как говорит Геккель, быть может, «ни разу не умоются и не оденутся, как следует, никогда не переменят своей провонявшей рясы...», – хотя все же едва ли таких именно нерях...; но из того, что подобные люди бывают, могут быть среди христиан, нельзя, конечно, ничего заключать против христианства самого по себе, нигде и никак не думающего освящать подобного рода неряшества и, напротив, относящегося к нему лишь отрицательно, как мы уже видели выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

14–15 Сильна рука… правосудие и правота… милость… – если мы отвергнем одну из этих предпосылок, проблему страданий можно будет легко объяснить логически. Мы можем сказать: Бог всемогущ и праведен во всех делах Своих, но нет в Нем любви (милости). Или: Он праведный и милостивый, но не всегда достаточно силен, чтобы совершить желаемое. Или: Он милостивый и сильный, но не всегда справедливый. Но поскольку у Бога все три атрибута незыблемы, и каждое Его деяние отражает Его всемогущество, святую праведность и нескончаемую милость, то мы, взирая на жизнь с верой, не ищем логического объяснения страданиям, ибо полагаемся на Него, а не на свою собственную логику. 19 Здесь в начале стиха подразумевается слово «ибо», которое есть в оригинале. Благословение народа Божьего (16–17) объясняется тем, что (18) их сила в Боге, и тем, что царь их дан им Богом (19). Таким образом, потеря царского престола означает конец благословения, благословения, которое может вернуться только с возвращением царя. 20 Помощь мужественному – речь идет о Давиде, который помощью Божьей одолел Голиафа ( 1Цар. 17:37 ). 26 Море… реки – имеется в виду всемирный характер владычества; две категории вод используются, чтобы подчеркнуть его универсальность, полноту. 27, 28 Отец мой… сделаю его первенцем (см.: Пс. 2:7 ). 31–34 (Ср.: 2Цар. 7:1–16 ). Псалмопевец возвращается снова к главным обетованиям, данным Давиду. 38 На небесах – в некоторых переводах здесь используется слово «облако», и именно в единственном числе, что встречается в Библии крайне редко. Верный свидетель – возможно, радуга ( Быт. 9:12–17 ) или, в соответствии со ст. 7, Сам несравненный Господь. 39–46 Даже если речь здесь идет не обязательно о падении Иерусалима, все равно разговор идет о чем–то большем, чем просто поражение царского дома Давида. За описаниями последствий отвержения завета угадываются черты другого национального бедствия. Почти не вызывает сомнений, что эти стихи отражают события 597 и 586 гг. до н. э. – плен и падение монархии. В ст. 47 тоже, вероятно, говорится об этом, именно с этим связаны нескончаемые бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2 Нужно знать, что в Междуречье, например, мы находим на одну табличку мифологического или какого-либо литературного текста десятки, а то и сотни табличек с хозяйственными отчетами жрецов своим богам о ведении их (богов) хозяйства за каждый год. 3 Всех, интересующихся историей возникновения библейских текстов, отсылаю к исчерпывающему четырехчастному исследованию Йоэла Вейнберга Введение в Танах. М., 2002–2005. 4 Пророчество, как и всё на Востоке, было делом политическим; например, все пророчества о наказании других народов были, в сущности, проклятиями и произносились на храмовых дворах, сопровождаясь соответствующими процедурами; равно, и пророчества о благоденствии были чем-то большим, нежели прогноз погоды. Как, в самом деле, могли попасть в канон сочинения пророка Ахии, содействовавшего распаду единого государства Соломона (3Цар.11:29–39), что с точки зрения иудеев было величайшим злом? Или сочинения пророка Елисея, если он содействовал захвату Ииуем престола израильского (4Цар.9:1–3)? Таким же образом и еще 22 имени осталось в истории человечества, но не в истории литературы. 5 Й. Вейнберг пишет: «Хотя очевидно, что монотеистичность появилась в яхвизме рано, на протяжении многих веков она сочеталась не только с признанием существования рядом с Яхве других богов, но также с возможностью поклонения Яхве в разных святилищах» (Указ. соч. Кн. 1. С. 287). 6 Разве случайно, что самое влиятельное духовное движение в ветхозаветной религии рубежа эр, движение, всецело определившее судьбу пост-мессианского, средневекового иудейства – фарисейство, – называлось именем персов, т. е. буквально «персизаторством»? 12 Об этом пласте, составившем приблизительно 2 /з Пятикнижия, см.: Вейнберг Й. Указ. соч. Кн. 1. С. 337 и сл. В частности, он включает: Быт.1:1–2:4; 4:17–26 гл. 5; 9:8–10:32; гл. 14, 16; 17:1–23; гл. 23; 25:1–18, 20–34; 27:1–28:9; гл. 29, 34, 36; Исх.5–7; 10:21–29; гл. 11–12:28; гл. 16, 25–29; 30:1–6; гл. 32, 36; Числ.1:20–44; гл. 3; 5:1–6; 6:1–21 ; гл. 13–14; 15:37–41 ; гл. 19; 20:14–21 ; 21:6–35; 24:1–18; 33:1–49; Лев.10:1–7 (указанные отрывки приводятся Й. Вейнбергом в качестве примеров, характерных для жреческого пласта).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

58 .       Когда говорится в Священном Писании, что или Слово Божие, или Дух Святой «пали» , то этим изображается внезапность Их пришествия. Потому обрушился или упал, что внезапно нисшел. Когда говорят, что будто бы Спаситель обрушился на землю, это означает, что Он внезапно пришел к язычникам без каких-либо предшествующих пророческих знамений. Хорошо сказано, что он, павши, поклонился, ведь когда Спаситель воспринял смирение плоти, то этим внушил верующим в Него обеты смирения. Он совершил, так как научил этому; как сказано и о Его Духе: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26 ). Ибо тот, кто равен, не просит, но, как говорится, ходатайствует; так как делает просящими тех, кого наполняет: и это показал в Самом Себе наш Искупитель, Который умолял Отца, когда приблизился к страданиям. Что же удивительного, если будучи в обличии раба молением предал Себя Отцу, когда Он перенес до самой смерти поругания целого отряда грешников? 36 Стих 21. Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь туда. 59 .       Матерью Искупителя по плоти явилась синагога, из которой Он вышел к нам видимым телесно. Но она хранила Его прикрытым в покрове своих Писаний, пока отказывалась открывать очи своего ума для духовного Его понимания. Так как она отказалась видеть скрытого в плоти человеческого тела Бога, то презирала смотреть на Него, считая Его нагим, лишенным Божества. Но «наг вышел из чрева матери» : потому что выходящий от синагоги плотью, видимым образом пришел к язычникам. Это хорошо изображено одеждой, которую оставил, убегая, Иосиф (см. Быт. 39:12 ). Ибо, когда женщина хотела скверно использовать его для прелюбодеяния, он, оставив одежду, выбежал из дома; так же, когда синагога верила, что Господь просто человек, она желала связать Его словно прелюбодейным обниманием, Он же оставил на ее глазах покрывало буквы, и народам, могущим познать силу Его Божественности, явил Себя видимым. Потому и апостол Павел сказал: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор. 3:15 ), потому что прелюбодейная женщина удержала у себя одежду, и упустила голым того, кого плохо держала. Тот, Кто вышел из синагоги и видимым образом явился для веры язычников, из утробы матери вышел наг. Но разве Он совсем ее покинул? И как понять, что пророком сказано: «Если будет число сынов Израилевых как песок морской, только остаток спасется» ( Ис. 10:22 , Рим. 9:27 )? Или: «Пока войдет полнота язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим. 11:25 )? Будет время, когда Он явится видимым даже в синагоге. В конце мира несомненно будет время, когда Он станет известен как Бог остатку Своего народа. Поэтому сказано: «Наг и возвращусь туда» . Наг возвращается в чрево его матери, когда в конце этого мира Тот, Кто во время земной жизни презирался как человек, на глазах у синагоги явится Богом пред народами. 37

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

58. Когда говорится в Священном Писании, что или Слово Божие, или Дух Святой « пали», то этим изображается внезапность Их пришествия. Потому обрушился или упал, что внезапно нисшел. Когда говорят, что будто бы Спаситель обрушился на землю, это означает, что Он внезапно пришел к язычникам без каких-либо предшествующих пророческих знамений. Хорошо сказано, что он, павши, поклонился, ведь когда Спаситель воспринял смирение плоти, то этим внушил верующим в Него обеты смирения. Он совершил, так как научил этому; как сказано и о Его Духе: « Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8; 26). Ибо тот, кто равен, не просит, но, как говорится, ходатайствует; так как делает просящими тех, кого наполняет: и это показал в Самом Себе наш Искупитель, Который умолял Отца, когда приблизился к страданиям. Что же удивительного, если будучи в обличии раба молением предал Себя Отцу, когда Он перенес до самой смерти поругания целого отряда грешников? ГЛАВА 36 Ст.21: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь туда». 59. Матерью Искупителя по плоти явилась синагога, из которой Он вышел к нам видимым телесно. Но она хранила Его прикрытым в покрове своих Писаний, пока отказывалась открывать очи своего ума для духовного Его понимания. Так как она отказалась видеть скрытого в плоти человеческого тела Бога, то презирала смотреть на Него, считая Его нагим, лишенным Божества. Но « наг вышел из чрева матери»: потому что выходящий от синагоги плотью, видимым образом пришел к язычникам. Это хорошо изображено одеждой, которуюоставил, убегая, Иосиф (см. Быт. 39; 12). Ибо, когда женщина хотела скверно использовать его для прелюбодеяния, он, оставив одежду, выбежал из дома; так же, когда синагога верила, что Господь просто человек, она желала связать Егословно прелюбодейным обниманием, Он жеоставил на ее глазах покрывало буквы, и народам, могущим познать силу Его Божественности, явил Себя видимым. Потому и апостол Павел сказал: « Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (2 Кор. 3; 15), потому что прелюбодейная женщина удержала у себя одежду, и упустила голым того, кого плохо держала. Тот, Кто вышел из синагоги и видимым образом явилсядляверы язычников, из утробы матери вышел наг. Но разве Он совсем ее покинул? И как понять, что пророком сказано: « Если будет число сынов Израилевых как песок морской, только остаток спасется» (Ис. 10; 22, Рим. 9; 27)? Или: « Пока войдет полнота язычников; и так весь Израиль спасется» (Рим. 11; 25)? Будет время,когда Он явится видимым даже в синагоге. В конце мира несомненно будет время, когда Он станет известен как Бог остатку Своего народа. Поэтому сказано: « Наг и возвращусь туда». Наг возвращается в чрево его матери, когда в конце этого мира Тот, Кто во время земной жизнипрезирался как человек, на глазах у синагоги явится Богом пред народами. ГЛАВА 37

http://bogoslov.ru/article/4880676

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010