Толкование Надписание книги пр. Иоиля (1. 1.) Книга пр. Иоиля начинается надписанием: „Слово Господне, еже бысть ко сыну Вауилеву“ (с евр.: „слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Петуэля“). Отрицать происхождение этой надписи от самого пророка нет никаких оснований; напротив, ее простота и краткость ясно указывают на ее достоверность и подлинность. Слово Господне: Иоиль смотрит на свое пророчество как на Божественное ему откровение; так должен был смотреть и народ, к которому было обращено это пророчество. Оно не было поэтическим творением самого Иоиля, но было вдохновлено в него Духом Божиим, было „словом Иеговы“; пророк являлся только провозвестником воли Божественной и истолкователем ее. Слово, евр. здесь употреблено в смысле „слово Божественного Откровения“, бывшего пр. Иоилю. Так, употребляется и в других местах Библии , как в соединении со словом ( 1Пар.28:8 ; Иер.1:4, 11, 2:1, 13:8 ; Иез.3:16, 6:1, 7:1, 11:14 ; Ос.1:1 ; Ион.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:9, 10 ; Мал.1:1 ), так и без такого соединения ( Иов.4:12 ; Ам.1:1 и др.). Еже бысть ко . Имя „Иоиль“ понимают различно. Одни думают, что оно означает „крепость Господня“ 38 , т. е. сложено из и , сила. Но это едва ли верно, потому что, хотя и означает „сила“, но в именах собственных, обыкновенно, имеет значение „Бог“, напр., , „богоборец“ ( Быт.32:29 ); , „услышанный Богом“ ( 1Цар.1:20 ); „кто, как Бог“ ( Дан.10:13 ) и пр. Иные дают слову значение: αϑαρετος σχς „добровольная сила“ 39 ; но и это несправедливо, потому что непонятно, как в слове может соответствовать греческому αϑαρερος. Неудачно также объясняют как Κυρου γαπητς (см. Вюнше. S. 68), так как греческое γαπητς ничему не может соответствовать в еврейском . Бл. Иероним (р. 77) говорит: „Иоиль у нас означает „incipiens“ или „est Deus“; т. е. слово он или считает происходящим от imperf. jussiv., формы гиф. глагола – , , что и будет означать „да начнет“ 40 ; или принимает это слово за сложенное из и , „Иегова-Бог“. Из этих двух объяснений Иеронима должно отдать предпочтение последнему, потому что вероятнее, что часто встречающееся в Библии и, следовательно, любимое древними евреями имя было сложено из двух имен Божиих, нежели имело неясное значение – „начинающий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Родословие I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1) Р. – это список лиц, перечисленных в хронологич. порядке по семьям, родам или племенам (коленам). Почти все древние народы с развитой культурой уделяли большое внимание Р., что нашло свое отражение в обширной литературе по генеалогии. Предметом древней историографии была в первую очередь история династий и племен; 2) в Библии Р. встречаются прежде всего в книгах Бытие; Числа; Руфь; 1Паралипоменон; Ездры; Неемии; Матфея и Луки. Большинство Р. относится ко времени, предшествовавшему образованию Израильского царства, но и в более поздний период, напр. после вавил. плена (Езд; Неем), Р. играли большую роль; 3) особое значение придавалось собственно родословным спискам (см., напр., Быт. 5:1 ; Быт. 11:1 ; Быт. 25:1 ; Быт. 36:1 ; Исх. 6:1 ; Руф. 4:1 ; 1Пар. 1 – 1Пар. 9:1 ; 1Езд. 7 ). Часто встречаются именные списки, в основе которых лежат определ. факты из истории народа (см., напр., Быт. 46:1 ; Исх. 1:1 ; Числ. 1:1 ; Числ. 2:1 ; Числ. 26:1 ; 1Езд. 2:1 ; 1Езд. 8:1 ; Неем. 7:1 ; Неем. 11:1 ). Особое место занимает построенная по генеалогич. принципу «таблица народов» ( Быт. 10 ). Списки священников, левитов и других служителей при храме тоже составлены с учетом истории их родов (напр., Числ. 3:1 ; 1Езд. 10:1 ; Неем. 12:1 ). Ученые не располагают отдельными списками царей: они входят в состав других Р. или совпадают с ними (см. Руф. 4:1 ; 1Пар. 3 ). Помимо вышеназв. Р., встречается также (и прежде всего в книге Бытие) множество коротких заметок, относящихся к семейной хронике; 4) в 1Тим. 1:4 ; Тит. 3под «родословиями», вероятно, подразумеваются умозрительные рассуждения иудеев или язычников-гностиков; 5) Р. бывают двух видов: нисходящие (от предка к потомкам, напр. Руф. 4:1 ) и (чаще) восходящие (от потомка к предкам, напр. 1Езд. 7 ). Сравнения списков показывают, что оба вида Р. иногда имеют пробелы (напр., Мф. 1 ). Принцип симметричности играет большую роль при построении Р.: в Библии представлено по 10 поколений в Р. от Адама до Ноя и от Сима до Авраама ( Быт. 5:1 ; Быт. 11:1 ); по 70 сыновей Иакова и Вениамина ( Быт. 46:1 ; 1Пар. 2:1 ; 1Пар. 8:1 ); в Р. от Авраама до Христа выделено три группы, каждая из которых содержит по 14 поколений ( Мф. 1 ). Предположение о том, что в этих случаях мы имеем дело с некоей числовой символикой, представляется более вероятным, чем утверждения, что симметричное расположение имен способствовало лучшему запечатлению Р. в памяти народа. Библ. Р. отличаются от совр. тем, что присутствующие в них такие понятия, как «отец», «сын», «рождать», иногда следует рассматривать не в прямом значении, а с т.зр. порядка наследования (см. Втор. 25:5 ). Сопоставления Неем. 12со Неем. 12:23 и 1Езд. 5с Зах. 1показывают, что слово «сын» во вторых случаях означает внука;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иаков Иаков [евр. Яаков]. В основе имени «Иаков» лежит корень акав, от которого образованы сущ. акев ­­ «пятка» и глагол акав ­­ «оставлять след», а также «побеждать» («запинать») и «обманывать, вводить в заблуждение». Т.о., слово «И.» может обозначать «он держится за пятку», «он оставит след», «он победит», «он обманывает» (см. Быт. 25:26 ; Быт. 27:36 ; Ос. 12:3 ). М.Нот считал, что имя И. – это кр. ф-ма от южноараб. яакобил ­­ «да защитит Бог». Как название местности слово «И.» встречается в перечне палест. городов, завоев. Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных табличках XVIII в. до Р.Х.: 1) а) сын Исаака и Ревекки, брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в ⇒ Египет , вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления династии гиксосов (ок. 1785–1540). (⇒ Исаак ⇒ Летосчисление , IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из близнецов, который появится на свет первым, будет служить младшему ( Быт. 25:23 ; ср. Мал. 1:2.3 ; Рим. 9:10–13 ); б) первым родился Исав, вторым – И., который держался за пятку брата ( Быт. 25:26 ). Когда И. повзрослел, он стал пастухом, «живущим в шатрах». Однажды И. хитростью убедил Исава продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки. Это право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи и первосвященника. Воспользовавшись тем, что в старости Исаак ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение, которое предназначалось первенцу ( Быт. 27:1–40 ). По этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом. Исав возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к своему дяде Лавану в Харран ( Быт. 27Быт. 28:5 ). По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец которой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. «поставил памятником» камень, который служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим. «И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом»;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 23 Смерть Сарры Быт.23:1 . Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; В качестве жены Авраама и матери всех верующих ( Ис. 51:2 ; 1Пет. 3:6 ), Сарра – единственная из ветхозаветных женщин, лета которой отмечаются в Священном Писании. Быт.23:2 . и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, [который на долине,] что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Разрешая некоторое недоразумение, почему Сарра умерла в Хевроне, а не в Вирсавии, где жил Авраам и откуда он пришел оплакивать ее, митр. Филарет думает, что Авраам имел, под конец своей жизни, два местопребывания, в которых поочередно и кочевал со своими стадами: в одном из этих местопребываний, именно в древней Кириаф-Арбе, отличавшейся лучшими климатическими условиями и жила на покое престарелая Сарра, тогда как сам Авраам чаще находился в другом пункте, в котором были сосредоточены его главные стада, т.е. в Вирсавии. Относительно самого имени города Хеврона см. выше примеч. к ст. 18-му гл. 13-й. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее. Т.е. он провел известное количество времени, исполняя погребальные обычаи своей страны, служащие и естественным выражением скорби по утрате, и вместе с тем данью благодарности и почтения к умершему ( Быт. 27:41, 50:1, 3–4, 10 ; 3Цар. 13:29–30 ; Иер. 16:5 ; Еккл. 7:2 и др.). Покупка пещеры Махпела, места погребения Сарры Быт.23:3 . И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: Это, очевидно, те самые хеттеи, о которых, как о потомках Хама и Ханаана, говорилось выше ( Быт. 10:15 ). Потому-то и в последующем контексте «дочери Хета» не отличаются от «дочерей Ханаана» ( Быт. 27:46, 28:1 ). В настоящее время ученые исследователи напали на следы богатой и развитой хеттейской культуры, созданной народностью, которая населяла древнюю Сирию и Палестину и основала здесь обширное и могущественное царство, со множеством провинций и колоний, одной из которых, вероятно, был и Хеврон. Быт.23:4 . я у вас пришелец и поселенец; Авраам, которому неоднократно сам Бог давал обетования обладать всей Палестиной, смиренно называет себя пришельцем и поселенцем в чужой земле. Он верит, что обетования Божия со временем исполнятся, и не выражает никакого нетерпения по поводу медлительности их исполнения. Поистине трогательное сочетание сильной веры с глубоким смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава третья. Третье Богоявление Аврааму. Явление Бога Аврааму в Сихеме по вхождении его в Ханаан И прошел Авраам по земле сей [по длине ее[ до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда (жили) хананеи. И явился Ягве Аврааму, и сказал [ему]: потомству твоему отдам землю сию. И создал там Аврам жертвенник Ягве, Который явился ему ( Быт. 12:6–7 ). 3.1. Сихем. Авраам – это земля твоя! Ур – Халдейский, Харран, Дамаск в Сирии... Все дальше передвигается со своими стадами Авраам, далеко позади отеческая земля. Вот он уже на западном берегу Иордана. Он еще не знает, где та земля, которую обетовал Бог ему и потомству его. Он все еще странник в неизвестное, не знающий, где главы приклонить. «Поскольку намерение дать землю сию Аврааму Бог утаил от него до вступления в нее, то надобно, чтобы он имел прежде, по крайней мере, некоторые знамения, по которым мог бы давать направление своему пути. Какие они были, неизвестно» 430 . И прошел Авраам по земле сей Ханаанской [по длине ее] до места Сихема. Медленно передвигается караван. Пройдена уже половина Ханаанской земли по долине ее. Вот место Сихема, дубравы Море. Где же та земля, в которую ведет являвшийся в Уре и Харране Бог?.. И вот, в Сихеме, в центре Ханаанской земли, Бог в третий раз является Аврааму и говорит ему: потомству твоему отдам Я землю сию, Авраам! – ты уже дома! Авраам! – оглянись вокруг, ты в Земле Святой, ты в Земле Моей, ты прошел уже до середины земли, которую Я обещал тебе. Здесь, в Сихеме, Авраам узнает, что он уже давно в Земле Обетованной. Авраам, сказано, прошел до места Сихема. Позднее, при внуке Авраама Иакове говорится о городе Сихеме ( Быт. 33:18 ). (Шхем) или «Сихем» означает «плечо». Вполне возможно, что это название появилось уже после Авраама, по имени Сихема, сына Эммора [см. Быт. 34:2 ], князя земли той. С этим городом после Авраама будут связаны различные события священной истории. Там Иаков закопает под дубом [дубрава Море] языческих идолов [ Быт. 35:4 ], там будут пастбища Иакова [ Быт. 37:12–14 ]. В Сихеме Иаков купит часть поля у сынов Еммора, отца Сихемова, и недалеко от того места ископает колодец [ Быт. 33:19 ; Ин. 4:12 ]. Там заблудился Иосиф, когда искал братьев своих, будучи потом продан ими в рабство египетское [ Быт. 37:15 ]. Сихем станет одним из городов-убежищ Израиля [ Нав. 20:7 ]. В Сихеме Иисус Навин собрал колена Израилевы перед смертью [ Нав. 24:1–25 ] и в нем же были погребены кости Иосифа [ Нав. 24:32 ]. После отпадения десяти колен Израилевых от Иерусалима, Иеровоам-мятежник сделает Сихем столицей Северного десятиколенного Царства [ 3Цар. 12:25 ]. Господь Иисус Христос здесь у колодца Иакова беседовал с самарянкой. Римляне возобновили это город, назвав его новым городом – Неаполем. Видоизменившись, это название превратилось в Наблус.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА [евр.        ,        ], одно из деревьев в Эдемском саду, упомянутых в библейском рассказе о грехопадении (Быт 2-3) (см. Грех первородный ). Это дерево выделяется среди растительности сада как по назначению («древо познания»), так и по расположению («посреди рая»- Быт 2. 9; 3. 3) и играет в повествовании сюжетообразующую роль. С ним связан запрет, данный Богом Адаму, на вкушение «плода» с Д. п. д. и з. (Быт 2. 17; 3. 3, 11). Нарушение 1-й человеческой четой, Адамом и Евой (Быт 3. 6), этого запрета вызвало катастрофические последствия: человеческая природа, творение Божие, была повреждена, утратив совершенство (Быт 3. 17-19, 23), и стала смертной (Быт 3. 19, 22, 24). Адам и Ева у древа познания. Лубок. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Адам и Ева у древа познания. Лубок. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Семантические трудности при прочтении выражения        связаны со словом  , к-рое может рассматриваться и как существительное «познание, знание», и как инфинитив «знать». В значении существительного (  ) оно определяет природу древа как древа познания. Словосочетание «древо познания» в этом случае становится доминирующим в конструкции, а     (добро и зло) оказывается постдополнением. Тогда «вкушение плода» с этого древа должно означать прежде всего приобщение к познанию, вступление на путь познания. В этом отношении Д. п. д. и з. и древо жизни по существу символизируют 2 возможных пути, перед выбором к-рых поставлен человек в начале бытия. При форме инфинитива (знать) выражение «добро и зло» оказывается прямым дополнением, что означает приобщение к реалиям «добра и зла» с оттенком владения. (Евр. глагол  ,     - производная от него форма) подразумевает, что акт познания есть включение объекта познания в сферу жизнедеятельности познающего, а также приобретение им определенной власти над познанным объектом.) В данном варианте прочтения смысловой акцент смещается на слова «добро и зло». То, что оба возможных значения выражения         реализуются в описании последствий грехопадения, исключает необходимость выбора между ними, определяя точный смысл всей конструкции.

http://pravenc.ru/text/180453.html

Содержание (De fabrica mundi) Долгое время считалось, что трактат «О сотворении мира» (De fabrica mundi) всего лишь фрагмент одного из многочисленных комментариев свт. Викторина Петавийского (ок. 230—303304), возможно, на книгу Бытия. В последнее время исследователи пришли к убеждению, что это самостоятельное произведение. Впервые публикуется русский перевод с латинского языка этого трактата, выполненный Н.А. Хандогой. 1. Когда я, оставшись наедине со своими мыслями, размышляю о сотворении этого мира, в котором мы заключены, я всегда поражаюсь быстротой его устроения, как об этом говорится в книге, написанной Моисеем о сотворении, и которая имеет название Бытие. Все великолепие этого мироздания Бог произвел за шесть дней из ничего в украшение величества Своего, седьмой же освятил благословением (см. Быт 2:2—3). Следовательно, поскольку седмеричным числом дней управляется все земное и небесное, потому в качестве введения я буду размышлять об этой неделе, которая царица всех недель, и, насколько смогу, я попытаюсь объяснить день силы (см. Пс 109:3) в его завершении. 2. «В начале сотворил Бог» свет (Быт 1:1; см. 1:3) и разделил его на двенадцатиричное число часов дня и ночи для того, безусловно, чтобы день человеческих трудов покрывался покоем ночи, и, наоборот, чтобы день побеждал ночь. И, вследствие такой очередности, труд возвращался к покою ночи, и покой обратно умерялся трудами дня. На четвертый день «Бог создал два светила на небе: большое и меньшее, чтобы одно руководило днем, а другое» — «ночью» (Быт 1:16) — солнце и луну, «и поместил на небе все другие звезды, чтобы они освещали землю» (Быт 1:17) и разделяли времена, годы, месяцы и часы (см. Быт 1:14) их стояниями. 3. Здесь раскрывается истинный смысл, — почему четвертый день назван четверицей [тетрадой], почему мы постимся до девятого часа или до вечера, или продолжаем пост до следующего дня. Итак, этот мир состоит из четырех элементов: огня, воды, неба, земли, и эти четыре элемента образуют четверицу [тетраду].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

ЗЛОБА Злоба есть болезнь души (5:123, см. ДУША , 328). Злоба происходит от САМОЛЮБИЯ Злоба происходит от безмерного самолюбия. Самолюбец бо во всем своея корысти всяким образом ищет, в славе, чести и прочем. А когда видит в чем-нибудь желанию своему препятствие, крайне о том смущается, печалится и гневается на того, кто ему препятствует; почему и тщится гнев свой в действие произвести. Злоба бо не иное что, как желание мщения (1:131) (также 2:178, см. ГНЕВ , 218). Злоба рождается от зависти или ОБИДЫ Злоба рождается или от зависти, как-то Каин на Авеля, брата своего, имел злобу, которого благополучию завидя, злобился на него и убил его ( Быт. 4, 8 ), или от обиды соделанныя человеку. Тако люди гневаются и злобятся на обидевших их, и хотят им зло за злое воздать, и тако обиду свою отмстить (5:229) (также 5:136, см. ЗАВИСТЬ , 381). Злоба – подруга зависти (3:129). Злоба есть утвердившийся ГНЕВ Злоба есть закоснелый и застарелый гнев. Гнев, когда вскоре не укротится, обращается в злобу. Откуда Апостол увещает нас и научает в самом начале и вскоре гнев отлагать: «солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу» ( Еф. 4, 26 ) (5:229). Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается и питается в сердце (2:178, см. ГНЕВ, 218). Злоба есть исчадие злобного духа – диавола (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 380). Диавол возбуждает в человеке злобу (4:53, см. БРАНЬ , 121). Злоба есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ , 257). Злоба – злой плод злого семени диавола (3:18, см. ВЕРА , 138). Злоба – суть стрела врага нашего (2:25, см. ВНИМАНИЕ , 176). Злоба – похоть мерзкого тирана (2:30, см. ДУША , 331). Злоба – от плотского рождения (3:57, см. БРАНЬ, 116) (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ , 568). Воздающие злом за благодеяния хуже бессмысленных скотов Которые благодетелям своим злодеяние за благодеяние воздают, и вместо благодарности, которую им должны воздавать, имя их ядовитым языком терзают и самих их попрать и погубить умышляют, и самых безразумных скотов кажется хуждшии. Ибо скот познает господина своего питающаго, служит и работает ему, пес ласкается пред кормителем своим, охраняет и в случае защищает его, сохраняет стадо овчее от находящих зверей; неблагодарные же сея должности не показуют своим благодетелям, и для того в сей части безумнейшии суть от скотов (2:368).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

протоиерей Ростислав Снигирёв 1. Общие сведения о законоположительных книгах Ветхого Завета Законоположительными книгами Ветхого Завета называются книги, в которых заключаются законы богооткровенной религии Моисеевой. Таковыми являются: Бытие, содержащая повествование о творении мира и повествования о патриархах, Исход, описывающая рождение ветхозаветной церкви, Левит, излагающая ветхозаветные богослужебные традиции, Числа, посвященная странствованиям народа Божия на пути к Земле Обетованной, Второзаконие, повторяющая Синайское законодательство и говорящая о предсмертных заветах Моисея. Эти книги составляют Пятикнижие (слав.: Пятокнижие). Это название утвердилось в эпоху Хасмонеев (арам.: хумаш – «пять»). Греческий эквивалент этого названия (Πεντατξον – «пятичастная книга») впервые встречается в Послании Аристея (II в. до Р. X.). Каждая из книг Пятикнижия является самостоятельным произведением боговдохновенного автора, тем не менее, все пять книг связаны единством повествования и вероучения. Хотя в заглавиях книг Пятикнижия имени Моисея нет, ветхозаветная традиция именно его считала автором книг Закона. Эти представления были восприняты и новозаветной исагогикои, хотя уже святыми отцами отмечались следующие особенности законоположительных книг: а) повествование об одних и тех же событиях повторяется дважды и трижды, причем с серьезными отличиями: две истории о сотворении мира (см.: Быт. 1:1–2 и 2:4–3, 24), три истории об отречении патриарха от своей жены (см.: Быт. 12:10–20; 20:1–18; 26:1–11 ), две истории о явлении Бога Иакову в Вефиле (см.: Быт. 28:1–22 и Быт. 35: 9–15 ); б) двойная традиция декалога в Исх. 20 и Втор. 5:6–21 ; в) сосуществование трех корпусов законов: «книги Завета» (см.: Исх. 20: 23–23, 33 ), «закона святости» (см.: Лев. 17–26 ) и «собрания законов» (см.: Втор. 12 – 26), где лишь список праздников дан пять раз – причем он везде неодинаков; в) различное именование одних и тех же персонажей (тесть Моисея – Иофор и Рагуил) и священных мест (Синай и Хорив).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Кожаные ризы — 1) состояние смертности , тленности , которое стало свойственно людям в результате грехопадения прародителей (при аллегорическом/символическом толковании контекста: Быт.3:21 ); 2) одежды, данные прародителям Богом , после их грехопадения (при буквальном восприятии контекста: Быт.3:21 ). Откуда берёт начало выражение «кожаные ризы»? Выражение «кожаные ризы» содержится в Священном Писании : «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» ( Быт.3:21 ) – в церковнославянском переводе: «И сотвори Господь Богъ Адаму и жен его ризы кожаны, и облече ихъ». Каким был человек до грехопадения и облечения в кожаные ризы? Кожаные ризы, наше нынешнее состояние души и тела, – не естественны для человека. Согласно свидетельствам ряда святых отцов и учителей Церкви , первозданные люди не были смертными, но не были и бессмертными: бессмертие они могли бы стяжать в том случае, если бы жили праведной жизнью, в послушании Богу, в союзе с Ним; смертными же им надлежало стать в случае отступления от Бога, что, собственно, и произошло (см. об этом подробнее: Смертность: естественна ли она для людей? ). Кроме того, они не были тленными, не были склонными ко злу . Их внутренние душевные силы действовали гармонично – одна по отношению к другой. Гармоничным было и взаимодействие души с плотью. В результате грехопадения первозданные люди подверглись разладу, сделались дисгармоничными. Порче подверглось и само заключенное в них (человеческое) естество . Допустимо ли утверждение, что кожаные ризы – это тело? Выражение «кожаные ризы» не следует понимать в смысле «тело», ибо первозданные люди обладали телами и до грехопадения. Смысл утверждения, что они облеклись в кожаные ризы, состоит, в частности, в том, что их плоть огрубела. По этому поводу священномученик Мефодий Олимпийский пишет: «Как можно принимать только в рассуждении душ слова: “Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю?” ( Быт.1:28 ) И еще: “И создал Господь Бог человека из праха земного” ( Быт.2:7 ), что очевидно сказано собственно о теле; ибо не от персти и не из тяжелого вещества душа получила существо. Таким образом, из всего этого по всей справедливости следует, что человек сотворен с телом прежде кожаных одежд, потому что обо всем этом сказано прежде его падения, а о том, что касается одежд, после падения. Поэтому приступим опять к рассмотрению того, что пред нами, достаточно доказав, что кожаные одежды не суть тела, но смертная принадлежность, приготовленная для разумного» (см. труд священномученика Мефодия Олимпийского «О Воскресении. Против Оригена» ). Может быть, кожаные ризы – это шкуры животных, в которые облачились первые люди?

http://azbyka.ru/kozhanye-rizy

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010