«Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» ( Неем. 9:6 ). «Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его» ( Пс. 94:5 ). «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его» ( Пс. 99:3 ). «Он сотворил луну для (указания) времен, солнце знает свой запад» ( Пс. 103:19 ). «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» ( Пс. 118:73 ). «Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились» ( Пс. 148:5 ). «Господи Саваоф, Боже Израилев, сидяший на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» ( Ис. 37:16 ). «Поднимите глаза ваши на высоту (небес) и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис. 40:26 ). «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю» ( Ис. 44:24 ). «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» ( Ис. 45:12 ). «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного» ( Ис. 45:18 ). «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» ( Иер. 10:12, 51:15 ). «О Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного» ( Иер. 32:17 ); «Кто сотворил семизвездие и Орион и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает волны морские и разливает их по лицу земли? – Господь имя Ему!» ( Ам. 5:8 ) В Новом Завете учение о сотворении Богом мира и человека многократно повторено (см.: Мф. 19:4 ; Мк. 10:6 ; Деян. 4:24, 7:50, 14:15, 17:24 ; Откр. 4:11, 10:6 ). Однако к этому учению в Новом Завете добавлено представление о том, что Бог сотворил все через посредство Своего Слова: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин. 1:3 ). Апостол Павел говорит о Боге, создавшем все Иисусом Христом ( Еф. 3:9 ), чрез Которого и веки сотворил ( Евр. 1:2 ). Что же касается учения об участии Святого Духа в творении, то оно получило развитие в посленовозаветную эпоху, хотя и основано на утверждениях Библии о том, что при сотворении мира Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ) и что Дух Божий создал человека ( Иов. 33:4 ). На участие Святого Духа в творении указывает, по мнению христианских толкователей, и следующий стих: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс. 32:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

§ 304. Святой Авраам, который выше приведен в образ искреннего послушания, означен от Бога «отцом верующих» ( Рим 4:11 ), ради веры и послушания его, как сказал ему Бог: «Я поставил тебя отцом многих народов» ( Быт. 17:4–5 ; Рим.4:16–17 ). И верные – это сыны Аврамовы, по учению апостола: «верующие суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ), то есть, не по плоти, а по духу сыны Авраама, не плотские чада, но духовные. Поэтому, христианин, если мы хотим быть чадами Авраама и благословение Авраамово получить, благословиться «с верным Авраамом» ( Гал.3:9 ), должно нам вере Авраама, как отца верных, подражать и веру нашу к Богу от послушания нашего показывать, как отец верных Авраам, как мы видели в предыдущем параграфе. Если чадами Авраама хотим быть, то дела Авраама должны творить, как говорит Христос иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:39 ). Это слово сказано тем иудеям, которые этим великим патриархом хвалились, называя его своим отцом: «Отец у нас Авраам» ( Мф.3:9 ), «отец наш – Авраам» ( Ин 8:39 ), – но в вере и делах отцу этому не следовали. Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, и идти в чужую землю, хотя и это сделать должны мы при случае ради имени Его святого, когда того честь имени Его потребует (см. Мф.19:29 ), но повелевает оставить мир с прелестями и похотями. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:15–16 ). Повелевает нам Бог, как пришельцам и странникам, «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Петр 2:11 ), и " о горнем помышлять, а не о земном» ( Кол.3:2 ). Не повелевает закалать сынов наших или себя умерщвлять, хотя при случае за честь имени Его и жизнь нашу должны положить, но говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол 3:5 ). Говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим 12:1–2 ). Словом, повелевает умереть для греха, мира и плоти и жить для Него, то есть Ему служить, Ему благоугодное творить, говорить и мыслить, как говорит апостол: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» ( 2Кор.5:15 ). Ибо этого вера наша, которую имеем в Него, от нас требует, и к этому вера поощряет верное сердце. Итак, если хотим быть верными, быть чадами верного Авраама, быть Христовыми, – а «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ), – то покажем веру нашу в Него от послушания нашего, покажем веру нашу от дел наших, как апостол требует: «покажи мне веру твою» от «дел твоих» ( Иак.2:18 ). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

24 Ομως вм. επι πασιν τουτοις . 25 Εστν вм. εστρικται . 26 Και ουδεις δναται αυτ περασαι εξ ημων . 27 Ου γαρ οιδας ... вм. ου γαρ γινσκεις .. 28 В тексте Патрологии после слов: εις τας αιωνους σκηνας следует: Μεθ ου , из чего видно, что здесь пропущено в списках несколько слов, которые и восполнены. 29 Αφηκεν αυτψ вм. читаемого в Евангелии απλυσεν αυτν . 30 Συνεχρησεν вм. αφηκεν . 31 ενα των συνδολων , буквально — «одного из сорабов» 32 Сто динариев — около 20 руб. 33 Талант стоил около 2600 руб. 34 ο σνδουλος αυτου ­ «сораб его» 35 ... την των προβατων εξεθσαμεν φσιν . Объяснением этого выражения может служить то понимание (Быт.3:21), что первая одежда сделана была из кожи животных, которые принесены были в жертву Богу. См. «Записки на книгу Бытия». 36 νεκρων ... στολισμος . Разумеется, нужно думать, вышеуказанная одежда из кожи животных. 37 ου ’ τεχθν . Объяснением этого могут служить слова Иова в (Иов.3:11, 16). 38 Βλπετε вместо προσχετε δε αυτοις ­ «внемлите же себе» . 39 γνετο γαρ вместо — δε . 40 των ιματων αυτου с опущением αυτον перед этими словами, читаемым обыкновенно в греч. списках. 41 η δσποινα αυτου в списках отсутствуют. 42 Εις τας χειρας αυτης читаются из унциальных греческих списков в Коттонианском ( ν ταις χερσιν αυτης ); из других — в Лукиановских, согласно с еврейским текстом. 43 Γυμνς в греч. сп. и евр. тексте отсутствует. 44 προς τα σκαμματα της κκλησας . Ареной — σκαμμα — называлось у греков особое место, назначенное для состязания борцов. Здесь это слово употреблено в переосном смысле для означения борьбы с врагами Церкви. Какое разумеется здесь событие, заставившее святителя удалиться на некоторое время из города и остановить свои беседы, неизвестно. 45 θεοποιας εξβαλεν . То есть, лишил чести быть созданною прямым творческим действием, подобно человеку. 46 τον αποστολον ­ «апостола» 47 αρχιερα ­ «архиерея» 48 Дословно будет не «Поставившему», а «Сотворившему». — и.Н. 49 Дальнейшие слова: «во еже очистити грехи людския» отсутствуют в тексте Патрологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3332...

книгах. Откровение о творение мира дано было, без сомнения, не только пророку Божию Моисею, но и первым людям и до писания сохранялось в человеческом роде чрез предание. Некоторые отрывки этого последнего могли сохраниться и у других народов – вот причина некоторых сходных черт, встречаемых в космогониях этих последних. Сходство это, следовательно, служит не возражением против исторического характера Моисеева повествования, а напротив, – подтверждением оного. Наконец, нет оснований принимать сказание Моисея и за пророческое видение. В его рассказе нет обычных у пророков выражений, когда они излагали свои видения: «вот видение»..., или «я открыл глаза, и узрел». И сам рассказ о творении он передает не от лица Господня (без употребления выражений: это или так говорит или сказал Господь), а от своего лица и тоном богопросвещенного историка, а не пророка. Несостоятельность высказанных взглядов на повествование Моисея отрицательным путем ведет к убеждению, что это сказание есть истинная и действительная история творческих божественных действий. Правильность такого понимания подтверждается взглядом самого Моисея на свой рассказ, принятием оного за историю последующими священными писателями, равно и древними истолкователями оного. Моисей смотрел на свой рассказ, как на историю. Он поместил его в самом начале своей исторической книги 121 . Если вся его книга – историческая, то, конечно, также должно смотреть и на повествование о миротворении. Моисей ничем и не подает повода смотреть на оное иначе, и, если бы он передавал не историю, а свои личные предположения и воззрения на мир или ходячие предания, не имевшие права на полную достоверность, то, конечно, упомянул бы об этом или дал бы чем-либо заметить. Главное же на этом повествовании основаны законы о субботнем покое ( Исх.20:8–11; 31:12–17 ) и о юбилейных празднествах, каковые законы не могли бы иметь обязательной силы, если бы не основаны были на исторической истине. Как на подлинную историю миротворения смотрели на повествование Моисея и позднейшие священные писатели ветхого завета, равно и новозаветные. Это можно видеть из многочисленных их свидетельств, подтверждающих достоверность Моисеева сказания о миротворении (см. напр. Пс.32:6, 9 ср. Быт.1:2 ; – 148:4; ср. Быт.1:7 ; – 103:19; ср. Быт.1:15 ; – 2Кор.4:6 ; ср. Быт.1:3 ; – Евр.4:3–4 ; ср. Быт.2:2 и др.). Сам Спаситель на повествовании о сотворении человека ( Быт.1:27 и 2:24) утверждал нерасторжимость брака, как божественного установления и порицал развод ( Мф.19:4–6 ), а ап. Павел отсюда же выводит правила, определяющие поведение и взаимное отношение в супружестве мужа и жены ( 1Кор.11:3–12 ; Еф.5:25–33 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

См. подробнее:  митр. Мелетий Никопольский. Печать антихриста в Православном предании . Эти свидетели – Енох и Илия. Так практически единогласно утверждают Отцы Православной Церкви. Енох – праведник, которого Бог взял с земли до потопа ( Быт. 5:24 ). Илия – величайший пророк северного Израиля, который за ревность к благочестию был вознесён «яко на небо» на огненной колеснице ( 4 Цар. 2:11 ).  См. подробнее:  Откр. 11:3  и толкования. Принявшие печать антихриста неисправимы! Они, злоупотребив свободной волей, закоснели во зле, о чём свидетельствует 16я глава книги Апокалипсис: «Они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» ( Откр. 16:10–11 ). См. подробнее:  Откр. 16  и толкования. Это знамение – крест. Хотя мнений о том, как толковать Мф. 24:30 «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе», много, почти все Святые Отцы придерживаются одного мнения, что это Крест Господень, символ христианства, по которому каждый легко опознает Христа. См. подробнее:  Мф. 24:30  и толкования. «Восхищения Церкви», отдельного от Суда Христова, не будет! Лжеучение о восхищении Церкви до Страшного Суда возникло при произвольном толковании 1 Фес. 4:17 . Оно встречается у различных протестантских сект, но было неведомо Апостольской Церкви. См. подробнее:  иерей Евгений Веселов. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины К сожалению, муки грешников будут вечными! Об этом сказал Господь: «И пойдут сии в муку вечную» ( Мф. 25:46 ). Но такая участь постигнет грешников не потому, что Он хочет их погибели ( Иез. 18:32 ), а потому, что они сами не приняли любви истины для своего спасения ( 2 Фес. 2:10 ). Господь употребил все возможные средства милосердия, чтобы они раскаялись, но так как их воля ожесточена во зле, Господу остаётся только судить их. См. подробнее:  Леонов А. М. Вечны ли адские муки? Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнём? Господь не открыл людям дату конца мира! «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» ( Мф. 24:42-43 ). «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ).

http://azbyka.ru/quiz/konchina-mira/

Наставляя Тимофея как епископа Церкви, ап. Павел, среди прочего, касается также вопроса о женском служении. Вопрос этот рассматривается со стороны: 1) нравственного поведения женщин и 2) их иерархического служения. 1) Со стороны нравственного поведения женщинам заповедуется не увлекаться дорогими украшениями, нарядами и модными прическами, так как это свидетельствует о внутренней пустоте и суетности жизни, но украшать себя скромностью, смиренномудрием и «добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» ( 1Тим.2:9–10 , см. 1Пет.3:3–4 ). 2) Что касается роли женщин в церковных собраниях, то им позволяется участвовать в общественных молитвах, но запрещается участие в иерархическом служении: «Жена да учится в безмолвии..., а учить жене не позволяю» ( 1Тим.2:11–12 ). Не позволяется ей также превышать свою власть над мужем. Основания такого подчиненного положения женщин, по ап. Павлу, следующие: – историческое: прежде создан Богом Адам, потом Ева, и не Адам для Евы, но Ева для Адама ( Быт.2:7, 18, 22 ; 1Кор.11:9 ; 1Тим.2:13 ). – онтологическое (природное): жена (Ева) происходила от плоти и кости своего мужа Адама ( Быт.2:23 ); она же ввела мужа в преступление ( Быт.3:6, 12 ; 1Тим.2:14 ). «Так учила однажды жена, и все ниспровергла. За то и подчинил ее Бог, и Апостол сказал: «да не учит» (Златоуст). – иерархическое: по учению ап. Павла, иерархия супружеская есть отражение иерархии церковной. Как Христос есть Глава Церкви, а Церковь – Тело Его, во всем Ему послушна, так и муж есть глава жены, которая во всем ему повинуется ( Еф.5:24, 32 ). В возмещение этой подчиненности на женщину возлагается почетнейшая обязанность материнства и воспитания детей в вере и благочестии. Этим она участвует в Богочеловеческом акте приведения новых чад в Церковь , что и принесет ей спасение ( 1Тим.2:15 ). Конечно, не запрещено женщине любое общественное нецерковное служение. 3. О Церковной иерархии (1Тим.3:1–13) Осветив сущность общественного служения пастыря Церкви, ап. Павел переходит теперь к лицам, осуществляющим это служение. У ап. Павла довольно часто упоминается трехстепенная иерархия: епископы, пресвитеры, диаконы. Упоминается также служение диаконисс.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В Новом Завете видение пророка Исаии осмыслено как Откровение о Пресвятой Троице. В Ин.12:41 видение пророка отнесено к Сыну Божию: Исайя видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. о Сыне. В Деян.28:25–26 говорится, что Исайя слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам. Таким образом, согласно Новому Завету, видение Исаии было явлением Сына и Духа Святого, а следовательно, оно было Откровением Троицы. В общем в Ветхом Завете нет не только собственно тринитарного богословия, но и сколько-нибудь четких свидетельств о троичности божественных Лиц, имеются лишь разрозненные указания, смысл которых раскрывается только в свете новозаветного Откровения. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен. Во-первых, Сын Божий открывался как «Ангел Господень», о котором говорится при описании некоторых ветхозаветных теофаний: явление Агари на пути в Суру (см.: Быт.16:7–14 ), явление Аврааму во время принесения в жертву Исаака (см.: Быт.22:10–18 ), явление Бога Моисею в огненной купине (см.: Исх.3:2–15 ). Пророк Исаия говорит: Он (Господь) был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их (израильтян), и Ангел лица Его спасал их ( Ис.63:8–10 ). Во-вторых, Сын Божий в Ветхом Завете открывается как «Божественная Премудрость». Откровение указывает на теснейшее единство Премудрости с Богом. В Книге Притч говорится, что Господь имел Премудрость началом пути Своего, прежде созданий Своих ( Притч.8:22 ), Премудрость родилась, когда еще не существовали бездны,.. когда Он не сотворил... начальных пылинок вселенной ( Притч.8:24–26 ). В Прем.7:22 о Премудрости говорится, что она есть дух разумный, святый, единородный. В Сир.24:3 Премудрость говорит о себе: Я вышла из уст Всевышнего. В Прем.7:25–26 сказано, что Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть... образ благости Его. В Прем.8:3–4 говорится, что она имеет сожитие с Богом и есть таинница ума Божия и избирательница дел Его. В Прем.9:4 сказано, что она «приседает» Престолу Божию. Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Кол. 1:15  с 1Кор. 15:23,42,49 , срав. Рим. 5:14  и дал.), между женой первого человека, созданной из ребра его (сл. Быт. 2:2–23 ) и между невестой Христовой – церковью, произшедшей «от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:30–32 ). «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Евр. 4:4 ; Быт. 2:2 ). Таинственное толкование покоя седьмого дня (σαββατισμς) по св. апостолу Павлу в Ев. 3–4 мы изложим при изложении новозаветного толкования ветхозаветного закона о субботе. А теперь только скажем, что в смысле апостола, после того, как тело последнего Адама ( 1Кор. 15–45 ) – Христа т. е. церковь (срав. Еф. 4:12, 16:25; 5:23 ; Колос. 1:18; 2:17,19 ; 1Кор. 12:12,13,27 ; Рим. 12:5 ), благодатью Св. Духа будет завершено созданием в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), настанет то вечное субботство ( Евр. 4:9 ), которое прообразовательно указал Творец, почив от всех дел Своих и обещав этот грядущий покой ветхозаветным людям ( Псал. 95:11 ; Евр. 4:1–11 ). Ветхозаветные люди, не удовлетворяясь покоем субботнего дня, ожидали в царстве Мессии – покоя от беспокойств исторической жизни (см. напр. Исаии 60:15 и дал. 66:12; Соф. 3:15  и др.). Как царь благодатного мира человека с Богом и самим собой ( Евр. 7:2,14 и дал. Рим. 5:1 ; 1Кор. 7:15  и др.), Господь Иисус Христос уже осуществляет это ожидание ветхозаветных верующих (Мф. 11:28–29), но полный мир, всецелое, блаженное упокоение на вечность наступит только тогда, когда все враги будут покорены под ноги Его ( 1Кор. 15:24  и дал.) и будет Бог всяческая во всех (ст. 28) т. е. в царстве славы 124 . 2. Толкование истории первозданного человека и первобытного его состояния 1 . В первом отношении истолкование апостола мы находим главным образом в 1Кор. 15:44–45; 47–49 и Евр. 2:5–9 . В первом месте мы читаем: первый человек – Адам стал душой живущей ( Быт. 2:7 ); а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек из земли перстный; второй человек – Господь с неба. А во втором месте св. апостол, доказывая превосходство Христа перед ангелами, между прочим говорит: «не ангелам Бог покорит будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь Его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Немного Ты унизил Его перед ангелами: славой и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих: все покорил под ноги Его» ( Псал. 8:5–7 ; Евр. 2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1:1–9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину «по смерти Моисея», это об обетовании, данном Аврааму ( Быт. 12,7; 13,14–17 ). Обетование подтверждается в ст. 2–5. 1 раба Господня. Это почетное именование ( Быт. 26,24 ), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24,29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис. 42,1 ). Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина Осия («спасение») на новое Иисус («Господь есть спасение», Чис. 13,17 ). Впервые Осия Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх., гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли ( Чис. 13,9 ); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему ( Чис. 14,6–9 ). Посему его, как и Халева ( Втор. 1,36 ), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта. Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея ( Чис. 27,12–23 ; Втор. 3,28; 31,1–8 ), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1,8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1,7; 8,31; 11,12.15; 14,2.5; 20,2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений. 1 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана ( Втор. 1,1 ), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3,15). даю. Земля обетованная это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3,6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется «благодатью» ( Еф. 2,8 ; см. ком. к 21,43). 1 стопы ног ваших. Слово «ваших», как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19–23) Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24; 25) VII. Страдания и воскресение (гл. 26–28) Глава 1 1 Родословие. Букв.: «происхождение» или «начало» (генезис). В библейском словоупотреблении может означать «список», «отсчет» (ср. Быт. 2,4; 5,1 ). В лучших манускриптах это же слово (1,18) означает только «рождество». Вполне возможно, что оно указывает на все Евангелие, которое и есть «отсчет от начала» – Иисуса Христа (т.е. ознаменование Его царствования). Христос. Греческое слово, означает «помазанник» и соответствует еврейскому «машиах», или «мессия». В Ветхом Завете помазание елеем символически означало, что Бог посылает человека на какое-то служение, и все три ветхозаветных служения (пророки, священники, цари) знаменовались таким образом ( Исх. 29,7 ; 1Цар. 16,13 ; 3Цар. 19,16 ). Ветхий Завет обещает, что придет избранный Отрок Господень (Ис., гл. 42), Который будет Пророком, как Моисей ( Втор. 18,18.19 ), Священником, как Мельхиседек ( Пс. 109,4 ), Царем, как Давид, т.е. Помазанником Божиим ( Ис. 55,3.4 ; Иер. 30,9 ; Иез. 34,24 ; Ос. 3,5 ; Зах. 12,8 ). Израиль ждал Мессию, который одолеет его врагов и установит закон мира. Матфей утверждает, что Иисус – Помазанник, обетованный Царь, Освободитель. 1:2 Родословие здесь отличается от родословия у Луки (3,23–38), возможно потому, что Лука говорит о «физическом» родословии ( Лк. 3,21 ), Матфей – о престолонаследии. 1:3–16 В ближневосточной генеалогии обычно не упоминают женщин, но они важны для Божиего замысла – произвести на свет Христа. Имена всех пяти женщин, названных здесь, служат напоминанием, что Бог часто действует неожиданно и выбирает не тех, кого «надо бы» выбрать. Фамарь (ст. 3) связана с «оплошностью» Иуды ( Быт. 38,6–30 ), Рахава (ст. 5) была блудницей и язычницей (Нав., гл. 2; там она – Раав), Руфь – моавитянка, а значит – под особым проклятием ( Втор. 23,3–5 ), из-за «бывшей за Уриею» Вирсавии (ст. 6) согрешил Давид. Дева Мария исполняет не только слова Исаии (7,14), но и еще более важное пророчество из книги Бытие (3,15; см. Гал. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010