Агнца и о безопасности уходящих из храма (плавающих, путешествующих, больных) 242 Бог о Себе сказал: «Я есть Сущий» (См. ( Быт.3:14 ). Он объял Собой всё бытие и обладает последним. И в этом смысле есть истинное абсолютное Бытие. Всё сотворённое призвано Богом из небытия (из ничего) к бытию. Всё, что бытийствует причастно Богу по бытию через уподобление Первообразу. Бытие есть присутствие Бога в творении. Но само сущее творение не есть сверхсущный Бог . Для христианина вопрос: «Что изначально первично: материя или дух (сознание)?» – лишен смысла. И то и другое –тварно, создано Творцом из ничего (как и время, и пространство). Только Бог – безначален. Он вне времени и пространства. Он не сотворен. О нём можно только сказать: Он – Есть. Во всём сотворенном Святые Отцы различают сущее (реально бытийствующее) от не-сущего, от мнимо бытийствующего. Например, человек наделён Богом реальным бытием. А тень от тела человека есть простое отсутствие света. Поэтому тень – «не-сущее», в ней нет реального сотворённого Богом бытия. Зло также есть «не-сущее», ибо не создано Богом, но есть следствие первородного греха человека, внесшего онтологическую дисгармонию в первозданную Красоту (греч. «кала») Космоса. Зло в Mipe есть не-сущая «тень» грехопадения человека. Бог сотворил всё сущее – видимое и невидимое (ангелов) и поддерживает его бытие благодатными силами (божественными энергиями) Духа Святого. Св. Иоанн Златоуст и другие Учители Церкви (в отличие от восточных дуалистических учений и манихейских представлений, трактующих материю как злое начало), рассматривали бытие Mipa как благо и потому благодарили Бога за дарование бытия всему сущему и особенно человеку. 243 В церк. слав. тексте молитвы: «ибо преклонили не плоти и крови…». Выражение «плоть и кровь» – библейское, часто оно есть синоним человека ( Мф.16:17 ): «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах») или животного мира (См. ( Быт.7:21 ): «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог раскрывается в природе в двух главных аспектах: как Творец и как Вседержитель (см. происхождение вселенной; творение и происхождение). Он одновременно выступает причиной возникновения и функционирования мироздания. Первый аспект указывает на Бога как Создателя всего сущего. «Ибо Им создано всё» и «всё Им стоит» ( Кол. 1:16–17 ; курсив Н. Г.), Бог «и веки сотворил», «держа всё словом силы Своей» ( Евр. 1:2–3 ; курсив Н. Г.); Он »сотворил всё», и всё по Его воле «существует» ( Отк. 4:11 ; курсив Н. Г.). Бог не только Создатель, но и Вседержитель всего сущего. Дела Его – это не только порождение бытия Вселенной, но и продолжение её бытия. Об этой второй их стороне и говорит псалмопевец, когда обращается к Богу: «Ты послал источники в долины [...] Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» ( Пс. 103:10, 14 ). Откровение Бога через сущность человека . Бог сотворил человека по Своему образу и подобию ( Быт. 1:27 ). Некие истины о Боге, следовательно, можно узнать, изучая человеческое существо (ср. Пс. 8 ). Поскольку люди подобны Богу, их нельзя убивать ( Быт. 9:6 ) и даже проклинать ( Иак. 3:9 ). Искупленный человек «обновляется в познании по образу Создавшего его» ( Кол. 3:10 ). Павел указывает, что сотворено Богом: От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли – хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого [ Деян. 17:26–29 ]. Глядя на творение, мы можем узнать некие истины о Творце (см. принцип аналогии). Ибо «насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?» ( Пс. 93:9–10 ). Даже Христос во плоти назван «образом» невидимого Бога ( Ин. 1:14 ; Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Читаем в Святом Писании, что различные казни Бог на грешников посылает. Ангелов согрешивших с небес сверг. Об этом говорит Христос: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ); и апостол Петр говорит: «Ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Петр.2:4 ). Прародители наши Адам и Ева из рая за ослушание изгнаны, и всякому бедствию подвержены, а с ними и мы. За грехи первый мир, за исключением Ноя, «правды проповедника», ужасным потопом погублен ( Быт.7 ; 2Петр 2:5 ). Содом и Гоморра с окрестными городами за мерзкую нечистоту огнем пожжены ( Быт.19 ; 2Петр 2:6 ). Гордый и ожесточенный фараон со всем воинством своим в Чермном море потоплен (см. Исх.14 ). Дафана и Авирона, восставших на Моисея и Аарона, с единомышленниками их в пустыне живыми земля поглотила (см. Числ.16 ). «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона» ( Пс.105:17 ). Прочие люди Израиля там же за различные беззакония различным образом поражены гневом Божиим: иные огнем, иные ядовитыми змеями, иные мечом иноплеменническим, иные другим образом, как читаем о том в книгах Моисеевых, пророческих и в 10-й главе Первого послания к коринфянам. Когда пришли в землю обетованную, сколько раз в рабство иноплеменникам преданы, сколько – в плен отведены и иначе казнены были – книги Ветхого Завета свидетельствуют. Всему тому грехи их и беззакония причиной были, как свидетельствуют о том же святые те книги. По пришествии Христовом в мир также видим казни Божии, на грешников посланные. Читаем, что Анания с Сапфирою, женой своей, за ложь, за то, что солгали Святому Духу, неожиданно поражены смертью ( Деян.5:1–10 ). Ирода внезапно «поразил Ангел Господень... за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:23 ). Город Иерусалим, избивший пророков, и камнями побивший посланных к нему, и Кровью Христа, Сына Божия, обагренный, совсем разорен, и чада его, то есть жители, острием меча разбиты, как о том  Сам Христос с плачем пророчествовал: «Придут на тебя, Иерусалим, дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе» ( Лк.19:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Итак, здесь мы видим Аврама, навстречу которому выходят разные люди. С одной стороны – царь Содома, этого гей-государства, государства извращенцев, а с другой стороны – Мелхиседек, царь Салима. И Авраам оказывается посредине между царем Содома и царем Салима, будущего Иерусалима: « Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская (то есть чтобы по-царски отблагодарить его, – О. С.); и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего » ( Быт. 14:17–18 ). Это пророчество о том, что перед пришествием Христовым («Мелхиседек, царь Салима (Царь Мира)», прежде чем Новый Иерусалим спуститься с Небес на землю (см.: Откр. 21:2 ), на земле будет страшный разврат (см.: 2Пет. 3:3 ), особенно усилиться содомский грех («царь Содомский» – Откр. 11:8 ). Сказано: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино» ( Быт. 14:18 ). Иудейский комментатор недоумевает: «Почему Малки-Цедек не намекнул и на жертвоприношения животных?» 114 Действительно! Иудеям было бы понятнее, если бы он принес жертвенною овцу или барана, но «хлеб и вино»? Так и вспоминаются слова из Писания: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:5–7 ). Мелхиседек, пророчески являет собою Самого Господа Иисуса Христа, с евхаристическими символами Хлеба – Его Тела и Вина – Его Крови! «Здесь впервые совершилось жертвоприношение, которое ныне приносится Богу христианами по всему миру. Выполняется то, что много позднее через пророка говорится Христу, Которому еще только предстояло прийти во плоти: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ). То есть не по чину Аарона, поскольку его чин должен был упраздниться, коль скоро явились сами предметы, которые предвосхищались этими тенями» 115 . Вот это таинственная фигура! Кто же такой Мелхиседек, священник Бога Всевышнего? Ефрем Сирин считает:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В пятнадцатой главе притчей о виноградной лозе продолжается всё та же тема единства Христа и Его учеников (15:1–17). Ученики и все те, кто поверит в результате их жизни, их проповеди, их смерти, все они — ветви лозы, животворной лозы. Без Меня не можете делать ничего, потому что вы бесплодные ветви. Апостол Павел употреблял сходные выражения, когда говорил о том, что мы привиты ко Христу (см. Рим 11:17–24). Мы остаёмся самими собой, но в наших жилах бежит Божественная жизнь, человечество и Божество Христовы исполняют наш дух, нашу душу, наше тело. И это раскрывает то, что мы есть, показывает неповторимость каждого из нас, потому что Божественная жизнь не делает нас одинаковыми или подобными друг другу. Напротив, эта Жизнь делает каждого из нас более полно, более совершенно уникальным, единственным. Эта единственность обозначена в книге Откровения, когда нам говорится, что в конце времён каждый из нас получит имя, которое знает только Бог и получающий его (Откр 2:17): единственными, неповторимыми и вместе с тем соединёнными друг с другом единым потоком Божественной жизни и той же приобщённостью к прославленному человечеству Бога, ставшего человеком. Но это единство со Христом имеет последствия. Как Христос был послан Отцом, так Он посылает Своих учеников, и мир возненавидит их, как он возненавидел Христа. Некоторые люди выйдут из мира и присоединятся к ним, и тоже станут предметом злобы, ненависти, и жизнью своей заплатят за славное преимущество: провозглашать Евангелие, неповторимую благую весть о том, что Бог стал человеком, что Бог так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал ради того, чтобы мир был спасён. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (15:18). И здесь словом “мир” не описывается всё сотворённое. Тварный мир стал чужим, чуждым Богу. Вы, наверное, помните, как в начале книги Бытия нам говорится, что во времена Ноя Бог посмотрел на людей и сказал: они стали плоть (см. Быт 6:3). Дух погас, осталась только физическая природа. Это — мир в его крайней форме (15:17–16:4).

http://pravmir.ru/molitva-v-evangelii-ot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010