Настоящий доклад подготовлен для конференции «Флорентийская уния в историко-политическом и религиозном контексте» (25 июня 2019 года, Москва). Петрушко В. И. - профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Доктор церковной истории, кандидат исторических наук, кандидат богословия. При оформлении публикации использованы иллюстрации из статьи «Исидор» в «Православной энциклопедии». Actorum graecorum concilii Florentini/ J. Gill. Roma, 1953. Р. 459-472. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 257. В подлиннике по-гречески: «σδωρος μητροπολτης Κιβου κα πσης ωσας κα τν τπον πχων το ποστολικο θρνου το γιωττου πατριρχου ντιοχεας Δωροθου στργων κα συναινν πγραψα» ( Акишин С.Ю. Митрополит Исидор Киевский и проблема церковной унии в поздней Византии//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1. 2011. С. 70-101). Там же . Прим. 160. Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. [Приложения]. С.450. В свидетельстве Симеона о заточения Авраамия Исидором можно усомниться: книжник, входивший в ближайшее окружение Суздальского архиерея, вполне мог присочинить рассказ о заточении Авраамия, чтобы оправдать его действия. А.А. Турилов считает, что убедить Суздальского епископа подписать унию могла позиция большинства греческих иерархов, участвовавших в Ферраро-Флорентийском соборе ( Турилов А.А. Авраамий, еп. Суздальский//ПЭ. Т. 1. М., 2000. С. 166-167). В то же время, в истории, действительно, известны факты употребления тюремного заточения и даже сажания на цепь в качестве наказания по отношению к архиереям и настоятелям монастырей Русскими митрополитами последующего времени - Ионой и Геронтием. Можно допустить, что это было нормой для той эпохи, и Исидор также мог применить подобную меру по отношению к Авраамию. Вместе с митрополичьим дьяком Василием Карлом Авраамий обличал Исидора, обвиняя его в измене Православию, а затем был участником Архиерейского Собора 1441 г., осудившего унию (Турилов А.А. Авраамий, еп. Суздальский//ПЭ. Т. 1. М., 2000. С. 166-167).

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/22/mosk...

Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439). СПб., 2010. С. 285-288. Хождение на Флорентийский собор//БЛДР. Т. 6. СПб., 1999. С. 464-487. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 257. Симеон Суздалец уверял, что во время Мессы покинул свое место, чтобы избежать публичного совершения поклона перед Евгением IV ( Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. [Приложения]. С. 450). Шпаков А.Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества. Княжение Василия Васильевича Темного. Ч. 1. К., 1904. С. 90-91. Хождение на Флорентийский собор//БЛДР. Т. 6. СПб., 1999. С. 464-487. Из Венеции русская делегация направилась домой через север Хорватии (города Пореч и Пула), Венгрию и Польшу. В то время - столица Польского королевства. Великий князь Литовский с 1440 г. по 1492 г., с 1447 г. также король Польши. Окончательно утративший к этому времени великое княжение Литовское Свидригайло в 1442-1452 гг. княжил в Луцке на Волыни, который с 1443 г. стал центром удельного княжества в составе Литовского государства. Хождение на Флорентийский собор//БЛДР. Т. 6. СПб., 1999. С. 464-487. Митрополит в то время находился в венгерской столице Буде. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 258; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. [Приложения]. С. 453-454. В храме г. Сонча и кафедральном соборе в Краковском Вавельском замке ( Dlugosz J . Opera omnia. Cracoviae, 1877. Т. 13. P. 624). НПЛ. М.; Л., 1950. С. 421. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. С. 389. Галицкая кафедра в это время оставалась вакантной, так как считалась объединенной с Киевской митрополичьей. Акишин С.Ю., Флоря Б.Н., Э.П.И. Исидор//ПЭ. Т. 27. М., 2011. С. 177-182. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. С. 391.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/22/mosk...

Акишин С.Ю. Биография профессора А.А. Дмитриевского (1856–1929) и обзор его письменного наследия Начальный период жизни. Среднее образование Будущий профессор родился 11 марта 1856 г. в станице Дурновской Астраханской губернии в семье псаломщика Афанасия Петровича Дмитриевского и его жены Елены Феодоровны. Отец его был малообразован и вообще, как свидетельствует сам А.А. Дмитриевский , имел слабые природные способности 1 . Однако, скорее всего, именно отцом были привиты Алексею Афанасьевичу любовь к храму Божию и благоговейное отношение к поемому и читаемому в церкви. Его мать Елена Феодоровна была наделена от природы «острым умом и сильным характером», которые Алексей, несомненно, унаследовал во всей полноте. В семье Дмитриевских было 11 человек, и она не отличалась большим достатком, иногда они влачили даже нищенское существование, что, однако, не помешало пристроить троих детей, в том числе и Алексея, в духовное училище г. Астрахани. Жизнь будущего ученого в духовном училище 2 , куда он поступил ориентировочно в 1867–1868 гг. 3 , с точки зрения быта была не самой плохой: заботливые мать и отец, несмотря на бедность, старались, чтобы у их детей было все потребное для полноценной жизни и учебы. по окончании училищного курса А.А. Дмитриевский в 1872 г. поступил в Астраханскую духовную семинарию, где он был духовно близок и пользовался покровительством двух лиц духовного звания: преподавателя и священника семинарской церкви в честь преображения господня прот. Григория Григорьевича Покровского, нередко отдававшего, по словам Дмитриевского, весь свой церковный доход в его пользу, и настоятеля Знаменской церкви г. Астрахани прот. Михаила Константиновича Здравосмыслова, чьи внимание и забота имели огромное значение в жизни Алексея Афанасьевича 4 . Именно благодаря горячим советам о. Михаила Дмитриевский укрепился в желании продолжить богословское образование в казанской духовной академии, куда и поступил в 1878 г. на церковно-практическое отделение 5 . Обучение и преподавательская деятельность в Казанской духовной академии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Иерей говорит: «Христос посреди нас» и т.д. Установив, что по своей структуре и содержанию текст Диатаксиса очень близок к современному тексту служебника, попробуем понять, каким путем Устав патриарха Филофея попал на славянскую почву, и какие изменения произошли в связи с этим в церковно-славянской редакции литургии Иоанна Златоуста . 6. Рецепция Диатаксиса в православном мире Мы уже говорили о том, что быстрое распространение текста Диатаксиса в православном мире было вызвано вступлением Филофея на патриарший престол. И все же одно это обстоятельство не могло быть причиной популярности его устава. Главным было другое: вся деятельность патриарха Филофея – патриарха-исихаста, принадлежавшего афонской монашеской традиции, патриарха-гимнографа, автора многочисленных молитв и канонов, патриарха-борца за чистоту православия, наконец, патриарха-литургиста – оказалась созвучна настроениям огромного количества людей, как в греческом, так и в славянском мире. Можно сказать, что не столько патриарх, сколько само время вписало его имя на страницах истории. а). рецепция Диатаксиса в Византии и южнославянских странах Одним из важнейших свидетельств о влиянии Диатаксиса на чинопоследование литургии является наличие многочисленных списков, распространявшихся на различных языках и в разных редакциях [Тафт 1988: 185]. Мы знаем, что Диатаксис лег в основу Устава архиерейского богослужения, составленного в 1386 г. протонотарием Великой церкви диаконом Димитрием Гемистом [Акишин]. Для нас, однако, самым интересным было бы проследить пути проникновения Диатаксиса в молодые христианские страны – Сербию, Болгарию и Русь. На основании исследований, сделанных в этой области, мы можем утверждать, что главную роль в этом процессе сыграли монастыри Святой горы Афон, который был центром не только греческого, но и славянского монашества. Именно на Афоне появились первые славянские переводы Иерусалимского Устава [Пентковский: 218]. Неудивительно, что наиболее ранней и самой распространенной является афонская редакция славянского перевода Диатаксиса [Панова: 34; Желтов]

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Печальные размышления над книгой о митрополите Исидоре 30.06.2019 1224 Время на чтение 12 минут Новая книга о митрополите Исидоре обладает просветительской ценностью. Но в научном плане она не является полностью добросовестной. Видна тенденция автора, направленная к тому, чтобы обелить митрополита Исидора перед православной общественностью в его действиях, связанных с заключением Ферраро-Флорентийской церковной унии. Постепенное введение унии Православной Церкви с папским престолом при поздних Палеологах было процессом, который начался еще при Михаиле VIII (1259-1282 гг.) и завершился незадолго до крушения Империи под ударами турок. Этот процесс имел влияния на дела Православной Церкви далеко за пределами Империи, с середины XIV столетия уже не имевшей ни статуса великой державы, ни даже статуса крупной державы регионального уровня, и, к тому же многократно сократившейся территориально. Решения, принятые в Константинополе, Ферраре и Флоренции, вызвали очень серьезные последствия во всем мире Православного Востока, включая Русь. Одним из творцов унии стал митрополит Исидор, пытавшийся ввести унию в Московском княжестве, но изгнанный оттуда. Историк Дмитрий Володих ин Традиционная точка зрения Русской Православной Церкви на Исидора заключается в том, что эта личность признается виновной в тяжелом вероисповедном отступничестве. Именно действия Исидора положили начало недоверию русской иерархии к церковному Константинополю, именно они вынудили, в частности, Русскую Церковь ко введению автокефалии. Однако в современной историко-церковной литературе появилось издание, претендующее на ревизию этой традиционной, давно устоявшейся точки зрения . Автор книги, которая позиционируется как научная монография, С.Ю. Акишин, стремится привести своих читателей к мысли о том, что Исидор - фигура то ли недопонятая, то ли вовсе неправильно понятая, и к этой фигуре следует относиться иначе - внимательнее и, в какой-то степени, мягче. Хороший биограф должен хоть немного «влюбиться» в персонажа, которого он «портретирует». Во всяком случае, именно через «вживание» в личность человека, посетившего сей мир многие века назад, легче всего научиться пониманию его глубинных надежд, страхов и моделей жизненной стратегии. А это, в идеале, предполагает весьма трудную работу интеллекта и души: биограф какое-то время живет чувствами исторической личности, учиться мыслить, как мыслил его герой, проникается его стереотипами.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/01/pech...

лит-ры//Поминка по Н. Ф. Красносельцеве. Од., 1899. С. 53-65; Лавров П. А. Значение слав. текстов, изд. Н. Ф. Красносельцевым//Там же. С. 66-78; Перетяткович Г. Воспоминания о Н. Ф. Красносельцеве как о товарище по университетской службе в Одессе//Там же. С. 49-52; Попруженко М. Г. Еще о Н. Ф. Красносельцеве//Там же. С. 103-105; Маркевич А. И. Н. Ф. Красносельцев: Некр.//ЗапООИД. 1900. Т. 22. Отд. 4. С. 52-55; [Орлов С., прот.]. Памятник Н. Ф. Красносельцеву. К-поль, 1903. С. 2-3; Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. М., 2003. С. 646-647, 930; Балуда В. Н. Ф. Красносельцев (1845-1898)//ЖМП. 1974. 2. С. 71-77; Калинник (Пискун), архим. Жизнь и литургическое наследие проф. Н. Ф. Красносельцева: Канд. соч./МДА. Загорск, 1978. Ркп.; Недомачки В. О српским рукописима у библиотеци Грчке православне Nampujapшuje у Jepycaлuмy//АрхПр. 1980. Кн. 2. С. 71, 74-76, 83, 85, 86, 90-94; Павлов П., свящ. Обзор фонда КазДА в ЦГИА ТАССР. Ф. 10/2: Дис./МДА. Загорск, 1985. Ркп.; Мат-лы к «Богословско-церковному словарю»: Н. Ф. Красносельцев//БТ. 1989. Сб. 29. С. 326-327; Иванова К. За един ръкопис с палимпсест от библиотеката на Йерусалимска патриаршия//Palaeobulgarica. 1994. 2. С. 4-5; она же. Об одном болг. Требнике раннего XIV в.: (Предв. сообщ.)//Βυζαντινο-σλαβικ σπαργματα. Χαριστριος τμος στον Ομτιμο Καθηγητ Ι. Ταρνανδη. Θεσσαλονκη, 2010. Σ. 175-192; Савельев Ю. Р. О методе церк. археологии в исследовании древнерус. архитектуры: И. Д. Мансветов и Н. Ф. Красносельцев//Петербургские чт.-96: Мат-лы Энцикл. б-ки «С.-Петербург-2003». СПб., 1996. С. 349-353; Hausmann G. Universität und städtische Gesellschaft in Odessa, 1865-1917: Soziale und nationale Selbstorganisation an der Peripherie des Zarenreiches. Stuttg., 1998. S. 532-533. (QSGOE; 49); Сминтина О. В. Красносельцев Микола Хомич//Професори Одеського (Hobopociйcьkoro) yhibepcumemy: Бiorp. словник. Од., 2005. Т. 3: К-П. С. 147-151; Акишин С. Ю. Судьба б-ки и личного архива Н. Ф. Красносельцева: Предв. наблюдения//Церковь.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

Для составления вступительной статьи и комментариев были использованы протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии (с 1913 г. Императорской) (ПЗС КазДА) за 1893–1914 гг. и некоторые архивные источники из Российского государственного исторического архива (РГИА), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) и Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Кроме того, учитывались труды дореволюционных и современных исследователей: Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870–1892). Казань, 1892; Харлампович К. В. Казанская духовная академия новая: 1842–1907 гг.//Православная богословская энциклопедия. Т. VIII. СПб., 1907.Ст. 702–854; Чествование бывшего инспектора академии прот. Н. П. Виноградова//Православный собеседник (далее: ПС). 1911. 10. С. 489–490; Сове Б. И. Русский Гоар и его школа//Богословские труды (далее:БТ). 1968. Сб. 4. С. 39–84; Журавский А. В. КазДА на переломе эпох (1884–1921 г.). Дисс. … к. и. н. М., 1999; Он же. Виноградов Николай Петрович ,прот., проф. КазДА//Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 524; Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в. М., 2009; Она же. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870–1918 гг.). М., 2012; Акишин С. Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского //Труды Киевской духовной академии. 2011. 15. С. 249–267; памятные статьи и некрологи. Наконец, привлекались статьи из Электронной базы ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» Вступительная статья, публикация и примечания Н. Ю. Суховой 1. Письма прот. Николая Виноградова к А.А. Дмитриевскому 1 от 7 марта 1893 г. Казань. Л. 1–2 об. Любезнейший Алексей Афанасьевич! Сердечно поздравляю тебя с днем ангела 23 и желаю тебе паче всего здоровья, в котором ты так нуждаешься при своей неукротимой страсти к науке и литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Второй была представлена на защиту диссертация научного сотрудника Лаборатории исследований церковных институций, преподавателя кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ В.А. Ячменика на соискание ученой степени кандидата теологии. Тема диссертации В.А. Ячменика — «Представления о феномене харизматической власти в Церкви в русском богословии начала ХХ в. (историко-понятийный аспект)». Текст работы, автореферат и отзывы доступны на странице «Диссертационный совет» на сайте ПСТГУ . Научное руководство этой работой осуществлял доктор богословия, кандидат теологии декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский. Официальными оппонентами на защите выступили: доктор философских наук профессор РПУ святого Иоанна Богослова О.Т. Ермишин; кандидат богословия, кандидат исторических наук доцент, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, старший научный сотрудник Екатеринбургской духовной семинарии С.Ю. Акишин. По результатам тайного голосования Диссертационный совет единогласно присудил В.А. Ячменику ученую степень кандидата теологии. В конце заседания секретарь Совета протоиерей Константин Польсков вручил диплом кандидата теологии А.В. Дружинину — первому исследователю, защитившемуся в Объединенном диссертационном совете (защита прошла 24 апреля 2023 г.). Также к предварительному рассмотрению были приняты диссертации священника Андрея Постернака на соискание ученой степени доктора теологии и П.А. Пашкова на соискание ученой степени кандидата теологии. На следующем заседании Совета, 22 января в 13.00, состоится защита диссертации доцента ПСТГУ Н.Н. Павлюченкова (тема: «Богословское осмысление метафизики всеединства в наследии священника Павла Флоренского») на соискание ученой степени доктора теологии. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/6087703.ht...

Вышел майский номер журнала " Вода живая " апреля 2018 Открывает его проповедь главного редактора митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Дверь, открытая для праведных " , посвященная празднику Вознесения Господня. Раздел " Подробно " рассказывает о православных экскурсоводах. Анна Ершова беседует с гидом Ниной Жервэ, которая преподает свое дело в Александро-Невской лавре и на подворье Константино-Еленинского монастыря . Она считает, что, глубоко занимаясь историей русской культуры, невозможно остаться в стороне от православной веры. Интервью озаглавлено " Там, где мне интересно " . Курсы православных экскурсоводов открыты и при епархиальном миссионерском отделе , о них - в очерке Евгения Перевалова " Поход за сутью времен " . В Санкт-Петербурге экскурсионные службы открыты при некоторых храмах: материал Татьяны Кириллиной " Путеводители по дому Божию " знакомит с экскурсоводами Феодоровского и Спасо-Преображенского соборов , а также храма Успения Божией Матери - подворья Оптиной пустыни , которые рассказывают о том, как пришли в эту профессию и какие маршруты могут предложить. Подавляющее большинство экскурсантов - люди малоцерковные, поэтому экскурсия - тоже род миссии. Но с храмами жаждут познакомиться и те, кто априори мало что знает о православии, - иностранцы. Владимир Иванов, ведущий экскурсии по городу на английском, рассказывает о своем опыте в публикации " Иностранцам о православии " . Раздел " Образы и смыслы " посвящен философу Алексею Лосеву, 30-летие кончины которого отмечается в мае (в сентябре также исполняется 125 лет со дня его рождения). О его судьбе и мироощущении рассказывает Сергей Акишин в биографическом очерке " Диалектика как свобода " . В популярной форме о философии Алексея Лосева пишет Тимур Щукин в материале " Пять тезисов Лосева и вечный чайник " . Завершает раздел материал из цикла " Семейные истории новомучеников " , подготовленный совместно с радио " Вера " , речь в нем идет о священномученике Владимире Амбарцумове и его дочери Лидии.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Профессор ОЦАД игумен Арсений (Соколов) провел заседание редколлегии журнала «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» 11 октября 2020 г. 16:19 6 октября 2020 года в онлайн-режиме прошло заседание редколлегии журнала «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии». Мероприятие возглавил главный редактор журнала, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, член Синодальной библейско-богословской комиссии игумен Арсений (Соколов) . В заседании приняли участие заместители главного редактора протоиерей Петр Мангилев и Сергей Акишин, ответственный секретарь «Вестника» священник Иоанн Никулин. В ходе общения священник Иоанн Никулин сообщил о реализации планов развития журнала, в том числе условиях вхождения в международные базы цитирования. О содержании ближайших номеров и процессе их рецензирования сообщил Сергей Акишин. Также состоялось обсуждение текущей деятельности редакции. В заключение встречи игумен Арсений (Соколов) пожелал всем плодотворной работы на благо развития научного журнала. «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» — один из ведущих богословских журналов в России, входящий в ВАК и Общецерковный перечень. Выходит четыре раза в год. Архив журнала доступен для всех желающих на сайте Екатеринбургской духовной семинарии. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010