Я по телу земля и пепел, а душа моя живет и покоится только Богом: Он и светлость мысли моей, и крепость сердца моего. Значит, собственно я – ничто. Если меня обижают другие, за это благодарение Богу: я стою того, потому что сам причиняю обиды Господу ежедневно. Мне бы только не обижать других. Святые исполнили слово Господа – Господь исполняет их слово; они делали для Него – Он для них. В тоже меру мерите, сказал Сам Господь, возмерится вам [ Мф. 7, 2 ]. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы за нас святых. Всё угождение Богу состоит в помышлениях. Макарий. Часть 2-я. Беседа 31, ст. 3 44 . В молитве нужно искреннее сожаление о своих грехах и искреннее раскаяние; перечисляя грехи, в молитвах означенные, говорить их, чувствуя сердцем как бы свои собственные. Еще нужно пламенное желание не согрешать теми же грехами впредь. Колокольный звон – зов на беседу с Богом: детей с Отцом; зов на явку пред Него. Помни чаще, что ты только приставник Божией истины. Молишься ли, учишься ли – ты приставник Божией истины. Обращайся с Богом истинно, почтительно, свято. Прочувствованная нищета, плачь о существовании зла, жажда спасения находятся во всякой душе прямой и смиренной. Душа называется у святого пророка Давида оком (Смятеся... око мое [ Пс.6, 8 ]), слухом, языком, рукою, ногою или стопами (Не даждь во смятение ноги твоея [ Пс. 20, 3 ]). Возрадуется язык мой правде Твоей [ Пс. 50, 16 ]. Око души, зрящее ночью. Плени меня, Владыко, в сладкий плен Духа Твоего Святого, да, как потоки на полдень [ Пс. 125, 4 ], потекут слова мои во славу Твою и во спасение людей Твоих. Даруй мне это сладкое и могущественное внутреннее побуждение излагать свободно на хартии 45 полноту духовных видений и чувств. Да будет язык мой тростию книжника-скорописца Духа Всесвятого [ Пс. 44, 2 ]. Намереваясь говорить о уповании христиан, я должен раскрыть пред вами обетования Божии и те козни, коими опутывает враг христиан, чтобы отвлечь их взоры и надежду от бесценного упования: лесть богатства, земных удовольствий, почестей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Следующий глагол, обетшах, в Еврейском также относится до ока, и положен в третием лице: обетша. Но понеже седмьдесят толковники и Иероним перевели в первом лице, то и мы, последуя им, разум стиха полагаем следующий: око мое смятеся, или потемне от ярости и негодования. Чего ради? Понеже обетшах во всех вразех моих. То есть понеже состарелся посреде множества врагов, сиречь грехов, сих смертельных врагов моея души, и ни единаго из них совершенно не победил. Нарицает же врагами и всех тех, кои ко греху привлекают, яко-то: демонов и злых человеков, или самые пороки и худыя навыки. За сим присовокупляет: Пс.6:9 . Отступите от Мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, Понеже сказал Пророк, что он с великим прискорбием и негодованием сносил, что состарелся между множеством врагов, сего ради произносит глас сей: отступите от Мене вси делающии беззаконие, аки бы сказал: не хощу более имети сообщества с вами, и при помощи Божией не почию воевати противу искушений ваших. Понеже Господь, подвигшися милостию ради слез моих, не точию грехи мне отпустил, но и приумножил силы, да возмогу сопротивлятися вам. Яко услыша Господь глас плача моего. Пс.6:10 . услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Изъясняет вышереченныя слова: Яко услыша Господь глас плача моего, и то же самое повторяет дважды и трижды, дабы показать, что молитва его благоприятна была Богу, и тем ободрить себя и других к сопротивлению искушениям. Пс.6:11 . Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре. Заключает псалом, желая совершеннаго конца духовным бранем, и обращая речь ко врагам внутренним и внешним, восклицает, да постыдятся и смятутся вси врази мои, понеже не успели в злых намерениях своих, но всуе трудилися. Да возвратятся вспять, – откуду пришли, – и устыдятся посрамлени, – да разыдутся зело вскоре. Не хощу бо и аз далее отлагати исправления жизни, но от сего часа, от сея минуты обращаюся на правый и спасительный путь Господень. Сие заключение можно почесть: 1) молитвою о обращении тех, кои или гонением или наветами озлобили неповиннаго Давида; желает бо и молится, да постыдятся и смятутся истинным покаянием и сожалением о грехе: и тако к Богу да обратятся скоро; 2) пророчеством, которое исполниться имеет в день страшнаго суда Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Сего ради опять повторяю сии слова: «спаси мя ради милости Твоея! ...милость Твоя поженет мя вся дни живота моего...» ( Пс. 22:6 ). Некогда блудный умолял Тебя принять его, яко единого от наемник Твоих; Ты же принял его как сына. Разбойник просил Тебя только воспомянуть о нем во Царствии Твоем, а Ты даровал ему весь рай. Блудница ничего не просила, а только проливала слезы, и получила несравненно более, нежели сколько надеялась. Заплакал Петр о своем грехе, и Ты не только простил его, но и вручил ему ключи Своей Церкви и Царства Небесного. Спаси же и меня, ради милости Твоея! Яко несть в смерти поминали Тебе, во аде же кто исповестся Тебе? Вот почему я содрогаюсь и смущаюсь: я совершенно знаю, что когда наступит конец моей жизни, тогда во аде невозможно будет принести раскаяние пред Богом, там нет покаяния, нет по смерти прощения. Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Я знаю, что бросающие семена в землю с плачем, в день воскресения с радостью будут собирать свои снопы. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих, я состарелся во грехах. Отступите от мене, вси делающии беззаконие, перестаньте, устыдитесь, отступите. Яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре! (Изложение псалма 6 по святому Анастасию Синаиту ) 709. Искра Божия в грешной душе Кто смеет полагать пределы Божию милосердию? Кто осмелится сказать о самом великом грешнике: «Это совсем погибший человек: нет для него спасения?» – «Ты кто еси судяй чуждему рабу?» ( Рим. 14:4 ). Почему ты знаешь, что для этого несчастного грешника, который, по-видимому, весь отдался своим страстям, всей душой поработился греху, милосердие Божие не найдет средств к обращению, не откроет пути к покаянию? А может быть, этот блудник, этот прелюбодей и злодей предварит (опередит) нас с тобою в Царстве Небесном? Может быть, в его несчастной душе еще таится искра Божия, может быть, его душа и среди обуревающих его искушений порока тоскует по разлуке с Богом, томится жаждой помилования, но никто не видит, кроме всевидящего ока Божия, этой тоски, этого томления?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Не приобщайся ко мне ни мятежный, ни смущенный, ни распаляющий душу плотскими страстями: но вы – кроткие, вы, которые приобрели твердость и постоянство души, отрясли леность и сонливость в исполнение своих обязанностей, – вы возвеличите Господа со мною. Возвеличивает же Господа тот, кто великим умом, твердым и возвышенным духом терпит искушение за благочестие; и потом, кто великим умом и в самых глубоких умозрениях, рассматривает величие творения, чтобы в величии и красоте тварей созерцать их Рододелателя ( Прем. 13, 15 ). Ибо чем кто более углубляется в законы, по которым устроена и по которым управляется вселенная, тем яснее созерцает велелепоту Господню и по мере сил возвеличивает Господа. Поскольку же одного ума и размышлений одного человека нисколько недостаточно к уразумению величия Божия, то Пророк всех вместе кротких приемлет в общение сего дела. Посему должно совершенно упразднить себя от внешних мятежей, произвести совершенное безмолвие в потаенной храмине советов сердца и потом приступить к созерцанию истины. Послушай исповедующегося во грехе, что он говорит? Смятеся от ярости око мое ( Пс. 6, 8 ). Не только же гнев, но и пожелание, и робость, и зависть приводят в смятение око души, и вообще все страсти приводят в замешательство и смятение душевную прозорливость. И как невозможно мутным оком принять верное впечатление от видимого предмета, так невозможно с возмущенным сердцем приступить к Познанию истины». Из этого-то источника, то есть омрачения ока ума страстями, происходит ослепление естествоиспытателей, которые удивляясь величию творения Божия, не видят однако же самого Творца. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Показав чрезвычайную силу Ангела Господня, равняющуюся целому воинству, св. Василий замечает, однако же, что Ангел Господень является для охранения только боящихся Господа. Ангел, – говорит он, – не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым, а голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – Ангела, отдаляет многоплачевный и смердящий грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

141 Ср.: “Пост есть лекарство; но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойства страны, и время года, и приличный род пищи, и многое другое; и если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то нанесен будет вред всему прочему. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, то тем более необходимо со всей строгостью разбирать и рассматривать все, когда лечим душу и врачуем помыслы”. — Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. II. Кн. 1. М., 1993. С. 48. 142 Данное выражение ( тХ CpmikXn аитэи) имеет сходство с одним высказыванием блаженного Феодорита Кирского, который, толкуя Пс 6:8 (смятеся от ярости око мое), замечает: “От негодования Твоего, Господи, помутилось самое зрение ума моего. Ибо оком наименовал здесь разум, почему и упомянул об одном оке”. — Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Кирского. М., 1997. С. 31. 144 Эта фраза ( e„j QeXn parrhs…an) имеет ряд смысловых оттенков, обозначая и удостоверенность перед Богом, и доверие к Нему, и свободу общения с Ним, и особые доверительные отношения между человеком и Богом. См. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1978. P. 1044–1045. Ср.: “Человек, усиленный Божиим благословением, велик был по достоинству, потому что поставлен был царствовать над землею и над всем, что на ней; имел прекрасный вид, потому что соделался образом лепоты первообразной; бесстрастен был по естеству, потому что был подобием Бесстрастного; исполнен же дерзновения, лицем к лицу наслаждаясь самым Богоявлением”. — Творения святого Григория Нисского. Ч. IV. М., 1862. С. 24. Утерянное при грехопадении это дерзновение стяжается человеком при помощи благодати Божией после крещения в подвижнических трудах, молитвах и т. д., достигая своей высшей точки (в идеале) в Царстве будущего века.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

О том, чтобы не гневаться и не злопамятствовать ни на кого 1 . «Всяк гневайся на брата своего всуе, по­винен есть суду», – сказал Господь ( Мф.5:22 ). Не гневайся ни на одного человека, хотя бы ты и весьма был от кого-либо оскорблен: «гнев бо мужа правды Божия не соделывает», – говорит апостол ( Иак.1:20 ). «Солнце да не зайдет во гневе вашем: всяка горесть, и гнев, и ярость, и хула да возмется от вас, со всякою злобою. Бывайте же друг другу блази, мило­серди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам», – говорит апостол ( Еф.4:26, 31–32 ). 2 . Берегись и благословного гнева – да не помрачишь яростию своего душевного ока твоего: «смятеся бо, – сказано, – от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих» ( Пс.6:8 ). Ни­как не должен ты гневаться ни на кого и ни за что, кроме того, если бы кто отлучил тебя от Бога и любви Его. Если же никто тебя не от­лучает, то напрасно гневаешься. Отлучить же от Бога и любви Его никто никого не возмо­жет, не только человек, но и огонь, и меч, го­ворит апостол ( Рим.8:35, 38–39 ). 3 . Сего ради «престани от гнева, остави ярость: не ревнуй еже лукавновати, яко лукав­нующии потребятся, терпящий же Господа тии наследят землю», говорит пророк ( Пс.36:8–9 ). Нет в мире ни одной такой вещи, по по­воду которой имел бы ты достаточную при­чину – до беспамятства – оскорбляться и раздражаться на кого-либо. Хоть бы ты и ду­мал, что это весьма нужно и потребно, но не найдешь, за что бы действительно нужно и потребно было на кого-либо гневаться, кро­ме только оскорбления славы Божией и пре­зрения заповедей Его. За это нужно гневать­ся, но и то разумно, чтобы, исправляя других, не повредить самому себе. 4 . Нигде мы не слышим, чтобы Господь являл Свою ярость и сильно гневался на грешников, но, напротив, везде видим Его кротким и долготерпеливым. Сам Он сказал: «научитеся от Мене, не ярости и гневу, но – яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Когда уче­ники Его, гневаясь на согрешивших, сказали Ему: «Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы со­шел с неба огонь и потребил их», то Он запре­тил им, говоря: «не веста, коего духа еста» ( Лк.9:54–55 ). И, научая нас, Господь сказал: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпус­тит и вам Отец ваш небесный, Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ва­ших» ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

80 . Когда Герман и Иоанн спросили Херемона: во сколько времени может быть приобретена чистота целомудрия, он ответил, что это зависит от усердия души и качества дарований. Кто, устрашившись от праздных разговоров и умерший для всякого гнева, беспокойства и попечения мирского, для ежедневного питания будет довольствоваться только двумя хлебцами (хлебец в половину фунта) и, избегая сытости, покой сна будет ограничивать пространством трех-четырех часов, однако же будет верить, что он приобретает ее не заслугой своих трудов или воздержания, а по милости Божией, – не более, как в шесть месяцев узнает, что не невозможно для него усовершенствование в ней. И помнить: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его ( Пс.126:1 ). 81 . Признак совершенной и всецелой чистоты – отсутствие во сне соблазнительных мечтаний. 82 . Чистые, непорочные, нерастленные, невинные те, которые девственники или по уму, или по плоти, подобны Предтече, евангелисту Иоанну, пророкам Илии, Иеремии, Даниилу. 83 . Сравни блестящее иго девства и благоухающее бремя чистоты целомудрия со скверным, нечистым, блудным, развратным зловонием похоти и найдешь, что иго Христовых заповедей благо и бремя очень легко. Возлюбившим целомудрие и девство слово от Духа: Сия глаголет Господь кажеником; елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет ( Ис.56:45 ). 84 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю мятежного тела, когда дух укрепится в кротости и терпении. 85 . Яко во огни искушается злато, и человецы приятни в пещи смирения ( Сир.2:5 ). Егоже бо любит Господь, наказует ( Евр.12:6 ). 86 . Гнев ослепляет око ума вредным мраком, и не будет у нас правильной рассудительности, ясности созерцания, когда смятеся от ярости око ( Пс.6:8 ). 87 . Рассудительность называется солнцем ( Еф.4:26 ), кормилом (управлением) жизни ( Притч.6:23 ), чувством для различения добра и зла ( Евр.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

    простое и необходимое для размножения рода человеческого; 6) чтобы даже во сне не было соблазнительных мечтаний о женщинах. Хотя мечтания ночные и не грех, но признак того, что похоть скрывается в членах.    80. Когда Герман и Иоанн спросили Херемона: за сколько времени может быть при­обретена чистота целомудрия, он ответил, что это зависит от усердия души и качества даро­ваний. Кто, устранившись от праздных разговоров и умерший для всякого гнева, беспокой­ства и попечения мирского, для ежедневного питания будет довольствоваться только двумя хлебцами (хлебец в половину фунта) и, избегая сытости, покой сна будет ограничивать про­странством трех-четырех часов, однако же будет верить, что он приобретает ее не заслугой своих трудов или воздержания, а по милости Божией, – не более, как в шесть месяцев узнает, что не невозможно для него усовершенствование в ней. И помнить: Если Господь не сози-ждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1).    81. Признак совершенной и всецелой чистоты – отсутствие во сне соблазнительных мечтаний.    82. Чистые, непорочные, нерастленные, невинные те, которые девственники или по уму, или по плоти, подобны Предтече, евангелисту Иоанну, пророкам Илии, Иеремии, Дани­илу.    83. Сравни блестящее иго девства и благоухающее бремя чистоты целомудрия со скверным, нечистым, блудным, развратным зловонием похоти и найдешь, что иго Христо­вых заповедей благо и бремя очень легко. Возлюбившим целомудрие и девство слово от Духа: Сия глаголет Господь кажеником; елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет (Ис. 56:4-5).    84. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю мятежного тела, когда дух укрепится в кротости и терпении.    85. Яко во огни искушается злато, и человецы приятни в пещи смирения (Сир. 2:5). Егоже бо любит Господь, наказует (Евр. 12:6).    86. Гнев ослепляет око ума вредным мраком, и не будет у нас ни правильной рассуди­тельности, ни ясности созерцания, ни зрелости совета, когда смятеся от ярости око (Пс. 6:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

архим. Амфилохия. " Древне-славянская Псалтирь " . Второе издание. Т. 1-й, стр. 15). Надписание: " о наследствующем " , как напечатано на стр. 36 этого издания, есть позднейшее (см. Свящ. Н. Вишнякова, Толкование на Псалтирь. Вып. I, стр. 19). ↑ 3 Неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в Экзаплах. ↑ 4. БЕСЕДА на псалом 6. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня (ст. 2).   1 В конец, в песнех о осмем, псалом Давиду, 2. Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене. 3 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, 4 и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе? 5 Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея: 6 яко несть в смерти поминаяй тебе, во аде же кто исповестся тебе? 7 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. 8 Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих. 9 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, 10 услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. 11 Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.  1 В конец. Песнь. Об осьмом (дне). Псалом Давида.  2 Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.  3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои.  4 И душа моя возмущена сильно. И Ты, Господи, доколе (не явишь мне помощи)?  5 Обратись, Господи: избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей.  6 Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя?  7 Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою.  8 Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих.  9 Отступите от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего.  10 Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.  11 Да постыдятся и смятутся все враги мои, да обратятся вспять и постыдятся весьма скоро.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И мы видим, что такая смерть страшит его, ибо она отнимет у него возможность покаяния, а с ним – и возвращения близости к Богу, почему он в средине псалма и говорит: „яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же – кто исповестся Тебе?!. Но три последних стиха в этом псалме носят характер прямо противоположный этим семи покаянным стихам, – отрадный и восторженно-светлый. Сердцу Давида открылось, что Господь „услышал глас плача его и принял его молитву. И как всегда, это приближение к Богу приводит его к отвержению всего темного мира, наседавших дотоле на него беззаконий, и людей беззаконных. „Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре. – Так на две части и делится этот VI Псалом: ст. 2–8 и 9–11-й. I. 2. ГОСПОДИ, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим – накажеши мене! 2. Господи! – да не обличишь Ты меня в ярости Твоей, и в гневе Твоем не накажешь меня!.. 3. Помилуй мя, ГОСПОДИ, яко немощен есмь: исцели мя, ГОСПОДИ, – яко смятошася кости мои. 3. Помилуй меня, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо сотрясаются все кости мои! 4. И душа моя смятеся зело: и Ты, ГОСПОДИ, – доколе? 4. И душа моя сильно потрясена: – Ты же, Господи, доколе?! 5. Обратися, ГОСПОДИ, избави душу мою: спаси мя – ради милости Твоея. 5. Обратись (ко мне), Господи, избавь душу мою; спаси меня, ради милости Твоей!.. 6. Яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе?! 6. Ибо в смерти (нераскаянного грешника) нет места памятованию о Тебе, и в аде – кто же будет славословить Тебя?! 7. Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. 7. Утрудил я себя воздыханиями своими, всякую ночь омываю ложе мое, слезами моими постель мою орошу. 8. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих. 8. Помутились от (вида) ярости (окружающих меня) очи мои, обессилил я пред врагами моими. II. 9. Отступите от Мене вси делающии беззаконие, яко услыша ГОСПОДЬ – глас плача моего! 9. (Но) отступите от меня все делающие беззаконие, ибо Господь услышал голос плача моего! 10. Услыша ГОСПОДЬ моление мое, – ГОСПОДЬ молитву мою прият. 10. Услышал Господь моление мое, – Господь молитву мою приял… 11. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и постыдятся зело вскоре!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010