В эту «совершенную меру христианства» приходит лишь святая, чистая, обогочеловеченная душа 790 . б) Обожение ума Обожение ума достигается через соединение ума с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума – это «прийти в срастворение с Безначальным умом» 791 . Но такое соединение предполагает, что человеческий ум прошел через тяжелые подвиги веры, надежды и любви. Лишь когда он пройдет через эти подвиги, когда переработает себя верой, надеждой и любовью, лишь тогда человеческий ум удостаивается стать «одним духом с Господом» 792 , обогочеловечиться. Если человек добровольно подвизается и допускает благодати Духа Святого облагодатствовать ум до конца и обитать в «самых глубоких глубинах его ума» 793 , тогда Господь «соединяется с умом» и становится с человеком «одним духом, одним составом, одним умом» 794 . Облагодатствованный ум – ум, очищенный молитвой и срастворенный со Христом, спасается от греховной ветхости (устарелости) и становится «новым умом» 795 . Господь «обновляет ум, исцеляет его от слепоты и глухоты неверия и неведения, возвращает ему здравие и проницательность» 796 , вновь дарует ему целостность и сияние 797 . Из ада греховности и смерти Господь воскрешает умерщвленный ум, освобождает его от рабства сатане и возносит «в Божественный воздух» 798 . Если воскрешенный Христом ум без остатка предаст себя Христу, Христос настолько срастворяется с ним, что человек может «во владычественной силе души своей (в уме своем), как в зеркале, видеть образ Христов» 799 . Обоженный, обогочеловеченный, Христо-образный ум – это характерный признак святых, ибо они «умом своим причащаются Христовой сущности и Христова естества» 800 . О таком Христо-носном и Христо-подобном уме не мог знать ветхозаветный мир. Чистота ума – это новая реальность, принадлежащая Новому Завету, ибо лишь «крещение огнем и Духом очищает и омывает оскверненный ум» 801 , ибо лишь «небесный меч обсекает излишество ума, т. е. нечистое краеобрезание греха» 802 . Христос – единственный Уврачеватель, знающий и могущий исцелить «слепоту ума» 803 и очистить богообразную сущность ума от проказы греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Свт. Григорий заимствует у Ареопашта и его комментатора 1418 различение между мыслящей способностью ума, направленной на мыслимое, и превосходящим природу ума единением – способностью, посредством которой ум соприкасается с тем, что выше ума, и говорит о двух энергиях ума: одна энергия имеет место, когда ум спускается к помышлениям и через них к множеству тварного сущего, другая, высшая энергия, являет деятельносгь ума самого по себе и представляет собой энергию единения, связь между умом и Богом, благодаря чему человек может сочетаться с Богом. Эта высшая энергия ума – энергия единения – представляет собой то же, что и «умное чувство» 1419 . Свт. Григорий использует ареопагитскую тему и когда пишет о состоянии ума, предшествующем единению, – о кругообразном движении ума, собирающегося в себя 1420 . Свт. Григорий связывает этот кругообразный способ движения ума с положением тела исихаста во время молитвы, взгляд которого, дабы исключить рассеяние помыслов, устремлен на собственный пуп 1421 . Таким образом, влияние идей корпуса Ареопагитик, в частности, на антропологию свт. Григория, достаточно велико, и Антонио Риго 1422 указывая на некоторые из отмеченных здесь заимствований свт. Григория из Ареопагитику отмечает неправомерность схемы о. Иоанна Мейендорфа 1423 , согласно которой антропологическая парадигма, представленная у свт. Григория Паламы , являет собой синтез «неоплатонического спиритуализма» Евагрия и библейско-семитской антропологической линии Макариева корпуса, имея в виду, что на самом деле картина гораздо сложнее 1424 " 1425 . Факрасиса протостратора краткое изложение диспута святейшего Фессалоникийского кир Григория и Григоры философа, который состоялся в палатах перед лицом императора (фрагменты). Текст и комментарии (пер. Д А. Поспелова) 1426 – 1427 (тексты и комментарии) 333–338 (Candal): 6 . Философ 1428 же, наступая, задал вопрос: «Нетварное представляет собой одно или множество?». Тогда Фессалоникиец 1429 отвечает ему: «Нетварное одно – Бог. Но Бог не мог бы существовать как одно и единственно нетварное, если не было бы нетварным все то, что принадлежит Ему и в Нем по естеству: вечность, простота, неизменность, Божественное промышление, предвидение, воля и все то, что им подобно. Ибо если что-либо из этого тварно, Бог не был бы нетварным. Поэтому изрек божественный Максим: «В Боге нет ничего тварного, как и в человеке нет ничего нетварного» 1430 . Вот и у богословов не раз говорится, что существуют многие [качества], присущие Богу и никому иному… Но из-за того, что все это является нетварным, нетварное не перестает быть единым – нетварное, которое есть единый Бог, обладающий всеми этими свойствами. Ибо все они никак не отличаются друг от друга в отношении нетварности, ведь у нетварного, поскольку оно нетварно, нет отличия с другим нетварным. Так вот, все это, по природе присущее Богу, – и есть единое нетварное; таким образом, нетварное – не множественно, но единственно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   В начале необходимо коснуться самого понятия ума и сердца, как это представляет себе Святитель.    Должно заметить, что свт. Игнатий не вдается в точное и подробное описание этих сил нашей души. Он никогда не ставит пред собою цели научного изучения как естества человека, так и его проявлений в душевной жизни. Ни душу человеческую, ни ее силы, ни молитву души он не рассматривает как понятия отвлеченные. Все его определения и понятия исходят из жизненного ощущения проявлений умного делания, из необходимости знать то, что послужит к пользе, к содействию нашему Богообщению, и не более того. Так свт. Игнатий рассуждает в отношении сущности нашего ума: «Сделаем запрос уму нашему, этому главному орудию для приобретения познаний, чтоб он дал существенное определение себе, что — он? Сила души? Но этим высказывается лишь понятие, явившееся в нас от впечатлений, произведенных действиями ума, — не определяется сущность ума». Святитель не пытается дать точное определение уму, хотя на протяжении всех своих писаний он обращает внимание на то, что уму свойственно рождать мысли, рассуждать, проявлять внимание к чему-либо, руководить деятельностью всего естества человеческого. «Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли», — пишет свт. Игнатий. Впрочем уму свойственно не только мыслить, но и ощущать: «Мысли наши и духовные ощущения проявляют существование ума, который, проявляясь со всей очевидностию, вместе пребывает вполне невидимым и непостижимым». Только нужно сразу заметить, что обычно свт. Игнатий все ощущения относит не к уму, а к сердцу, область же ума — сфера мысленная, разумная, но без чувств и ощущений, здесь же, очевидно, идет речь о некоторой связи ума и сердца, мысли и чувства, что признавал свт. Игнатий, хотя в естестве поврежденном и не в абсолютном смысле.    Ум, по свт. Игнатию, есть одна из частных сил духа человеческого, этой высшей сферы души, которую он, следуя некоторым святым Отцам, называет словесностью или силою словесности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Подобно тому как тело для поддержки своего существования нуждается в пище, а душа не может жить без добродетели, «так духовная молитва есть пища ума» (Св. Нил Подвижник. Добр Т.2 С.220). Молитва питает ум и животворит его. Устремляясь к Богу и соединяясь с Ним, ум бывает живым и здоровым. В этом состоянии он получает утешение от Бога. В Боге ум обретает здоровье и опытность в чувстве, благодаря которой «может нелестно вкушать и различать» (Св. Диадох Фотики йский . Добр Т.3 С.22). Для духовной жизни необходимо, чтобы ум обладал жизнью, которая позволяла бы ему отличать действия и утешения Бога от действий диавола. Для здорового ума, всегда занятого божественными предметами, «и желательная часть души становится божественным орудием» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.299). Тогда здорова вся душа. Ум – это некая колесница, увлекающая душу либо к Богу, либо к диаволу и делам греха. Если ум здоров, он непременно получает удостоверение от Бога. Существует ясная заповедь апостола Павла, имеющая силу для чистого и живого ума: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» ( Рим.14:5 ). Хотя ум в том смысле, как мы его рассматриваем в данном параграфе, – это лишь одна из способностей души, он и сам обладает другими силами и действиями. Преподобный Никита Стифат учит, что существует четыре силы ума, то есть разумение ( σνεση), сообразительность ( αγνχσα), понимание ( κατληψη) и быстрота ( εντρχεια). Эти четыре силы ума должны быть соединены с четырьмя основными добродетелями души, то есть разумение ума – с целомудрием души, сообразительность – с мудростью, понимание – со справедливостью и быстрота – с мужеством. В результате образуется «огненная колесница, доставляющая на небо», противостоящая трем страстям: сребролюбию, сластолюбию и честолюбию ( Φιλοκαλα Т.Г». Σ27, ιβ). Конечно, нам трудно понять эти подразделения ума, но святые отцы, прошедшие через подвиг и обладавшие просвещением Святого Духа, разграничили и описали все перечисленные способности, поскольку в совершенстве знали внутреннее сложение души. Человек, живущий «в откровении», просвещенный действием Святого Духа, знает все глубины души и все силы ума, неизвестные и непостижимые для тех, кто далек от благодати. Впрочем, и сам человек, стоящий далеко от Бога, становится незаметным и неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

6. Ответ на 4, Потомок подданных Императора Николая II: Правдюк, в передаче которого участвовал Н. Браун, мог просто потребовать у сына отречься от такого отца. В 2009 г. Н.Н. сказал о родителях: " От большинства советских людей их отличало то, что они никогда не состояли ни в комсомоле, ни в партии " . Н. Л. Браун действительно не был членом Партии. Зато во время войны он был инструктором литературного отдела газеты Балтфлота. Процитирую еще одно его стихотворение - о Кирове: " Он был из тех, чьей славный свет не меркнет,/Чье имя вражья пуля не убьет./Он был из тех, чья речь и после смерти/Клеймит, и жжет, и кличет, и ведет! " . 5. Николай Браун Николай Браун-великий русский человек 4. Ответ на 3, Константин В.: Видимо, потому, что он участвовал в создании Гимна Советского Союза. Не иначе. А к тому же писал такие стихи: " Смело, балтийцы, в походные дали,/Смело вперед за вождем за родным./С именем Сталина мы побеждали,/С именем Сталина мы победим " . Правдюк, в передаче которого участвовал Н. Браун, мог просто потребовать у сына отречься от такого отца. 3. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II: Видимо, потому, что он участвовал в создании Гимна Советского Союза. Не иначе. А к тому же писал такие стихи: " Смело, балтийцы, в походные дали,/Смело вперед за вождем за родным./С именем Сталина мы побеждали,/С именем Сталина мы победим " . 2. Ответ на 1, Константин В.: Почему в начале ничего не сказано про отца Н.Н., замечательного советского поэта Н. Л. Брауна? Видимо, потому, что он участвовал в создании Гимна Советского Союза. 1. Почему в начале ничего не сказано про отца Н.Н., замечательного советского поэта Н. Л. Брауна? Сообщение для редакции Закрыть Закрыть «У него была жестокая болезнь, из-за которой потерял лицо»:Кунгуров Девочку, которую пропала в Москве, нашли около мусорки Кущёвка вновь трясется от жуткого страха:Цапки вернулись домой? В СМИ появились детали смерти оперного певца в Москве: УЖАС Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/25/ni...

А почему все сие случается? Кем сие устрояется? От кого определяется? Как в человеке все намерения от ума, познание и рассуждение имеющего, рождаются, и все деяния свободною волею избираются и совершаются: тако точно когда сии человеческие намерения не совершаются и деяния к концу своему не приводятся, не приводятся против рассуждения ума и против хотения воли тех самых человеков; то сие не другим чем действуется, как волею же и не от другого кого устрояется, как от ума. Только устрояется от ума не человеческого, слабого, несовершенного, помраченного, ложным блеском мира сего ослепляющегося и пристрастного, без Света Божия после падения оставленного и без руководства сего туда и сюда бродящего, и то и другое без основания предприемлющего; а от Ума высшего, сильного, совершенного, единые, небесные, непеременяемые истины предметом своим имеющего, всегда к благому концу стремящегося, и все премудро располагающего, от Ума Господня, все по Всеведению и Всевидению Своему устрояющего. Подобно и действуется волею не человеческою, греховною, поврежденною, страстною, к порокам наклоняющеюся, похотию плоти, похотию очес и гордостию житейскою занимающеюся, грехи и беззакония избирающею и творящею; но Волею Божиею, всесвятейшею, непорочною, безпристрастною, единую добродетель любящею, единое добро производящею, и всегда для блага тварей действующею, действующею по Всеведению и Всевидению Господню. Сим Господним Умом намерения человеческого ума отменяются, и сею Божескою Волею деяния воли человеческой к концу своему не приводятся. Ум человеческий, будучи слаб, несовершен, непроницателен, лишен дара провидеть будущее, часто избирает и предприемлет то, что может послужить или к умножению нечестия человеческого, или к повреждению души и тела, или чего и недостоин человек. Но Ум Господень, имея проницательное Всеведение и Всевидение, часто препятствует сим намерениям человеческого ума и не допускает их произвести в действо; а ежели они дерзновенною человеческою волею и производятся, то Воля Божия Вседействующею силою своею отнимает у них предположенный конец, отнимает или для наказания прежде бывшего нечестия, или для удержания от зла, или для сохранения добродетели, или для произведения оной, отнимает, дабы одних наказать, а других наградить, но и то, и другое творя, и наказуя, и награждая, воззвать всех от вечной погибели и доставить вечное спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

8. Но из этого ясно, что «обновление ума» может открыть нам новые пути в постижении мира лишь при общем преображении человеческого духа, при восстановлении поврежденной, благодаря первородному греху, целостности духовной жизни. Уже наличие двух проводников познавательной силы (разум и сердце), что в новой философии с такой силой выразил Паскаль, достаточно свидетельствует о нарушении целостности духа. Не менее существенно не совпадающее с указанной двойственностью (разума и «сердца») раздвижение разума и переживаний «веры». Ведь и вера, как правильно отмечал тот же Киреевский, «не относится к отдельной сфере в человеке, но обнимает всю цельность человека». «Поэтому,— пишет Киреевский,— главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все силы души в одну силу». Мы возвращаемся здесь к утверждению, что познание мира есть функция Богосознания в нас, поэтому необходимо утвердить примат веры как залог того обновления ума, о котором говорит апостол и которое, конечно, заключается не в усовершенствовании или утончении ума, а именно в восстановлении духовной целостности в человеке. Конечно, это не заключает в себе никакого насилия над lumen naturale rationis, так как дело идет не о подчинении разума вере, а о внутреннем преображении всего человека, а потому и об «обновлении» ума. Lumen naturale rationis не уводит, конечно, нас от реальности (в силу чего и возможны изумительные успехи знания, которые превосходят все, о чем можно было раньше мечтать), но он раскрывает нам реальность в ущербленном, а иногда и в искаженном виде. Однако «обновление ума» означает не только внутреннее преображение духа, восстановление внутренней целостности — оно освобождает и от ограниченности индивидуальной познавательной активности тем, что связывает нас с церковным разумом. Познание (если дело идет не о частных истинах, а об истине в целом и основном) не может быть правильно понято в пределах индивидуальной работы ума — она есть функция некоего надындивидуального единства. Мы уже говорили о том, что это «надындивидуальное единство», с которым так интимно связано индивидуальное сознание, есть Церковь: индивидуальный разум должен таинственно питаться именно от «церковного разума». И как «обновление ума», тожественное с восстановлением утраченной (через первородный грех) изначальной целостности духа, осуществимо лишь в Церкви и через Церковь, так и знание, которое движется в пределах индивидуального сознания, должно изнутри связывать себя с церковным разумом, чтобы овладеть истиной в целом. Но необходимость укреплять и развивать эту связь индивидуального сознания с церковным разумом неизбежно ведет к тому, что и содержание знания, при «обновлении ума», будет уже иным, чем до и вне его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Обожение ума достигается через соединение (krasis) ума с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума — это " прийти в срастворение с Безначальным умом — hina anarhew noi sygkrathe " . Но такое соединение (sygkrasis) предполагает, что человеческий ум прошел через тяжелые подвиги веры, надежды и любви. Лишь когда он пройдет через эти подвиги, когда переработает себя верой, надеждой и любовью, лишь тогда человеческий ум удостаивается стать " одним духом с Господом " , обогочеловечиться. Если человек добровольно подвизается и допускает благодати Духа Святого облагодатствовать ум до конца и обитать в " самых глубоких глубинах его ума " , тогда Господь " соединяется с умом " и становится с человеком " одним духом, одним составом, одним умом — eis mian dianoian " . Облагодатствованный ум — ум, очищенный молитвой и срастворенный со Христом, спасается от греховной ветхости (=устарелости) и становится " новым умом — kainos nous " . Господь " обновляет ум, исцеляет его от слепоты и глухоты неверия и неведения, возвращает ему здравие и проницательность " , вновь дарует ему целостность и сияние. Из ада греховности и смерти Господь воскрешает умерщвленный ум, освобождает его от рабства сатане и возносит " в Божественный воздух — eis ton theikon aera " . Если воскрешенный Христом ум без остатка предаст себя Христу, Христос настолько срастворяется с ним, что человек может " во владычественной силе души своей (en tw hegemonikw autou, в уме своем), как в зеркале, видеть образ Христов — hwsper en katoptrw ten Hristou morphen oran en tw hegemonikw autou " . Обоженный, обогочеловеченный, Христо-образный ум — это характерный признак святых, ибо они " умом своим причащаются Христовой сущности и Христова естества " . О таком Христо-носном и Христо-подобном уме не мог знать ветхозаветный мip. Чистота ума — это новая реальность, принадлежащая Новому Завету, ибо лишь " крещение огнем и Духом очищает и омывает оскверненный ум " , ибо лишь " небесный меч обсекает излишество ума, т. е. нечистое краеобрезание греха " . Христос — единственный Уврачеватель, знающий и могущий исцелить " слепоту ума " и очистить богообразную сущность ума от проказы греха. Совершенные христиане имеют помазанный ум — hriontai kata ton noun, имеют обоженный ум, ибо они суть " боги "  — en Thew.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Различают несколько стадий развития помысла в уме человека. Сначала появляется некий прилог – мимолетный образ, входящий как бы извне, за каждым греховным помыслом стоит реальная демонская сила. Сочетанием называют собеседование ума с появившимся прилогом, изучение и исследование его. Сосложение – внутреннее согласие ума с помыслом и услаждение им. Борьба – равенство сил ума и помысла, один из которых должен одержать победу, т.е. или ум одолеет помысел и отвергнет его, или помысел овладеет умом. Пленение – «насильственное и невольное увлечение сердца или продолжительное сочетание сердца с предметом, разоряющим доброе устроение». Страсть – окончательная победа помысла над человеком, или «порок, от долгого времени поселившийся в душе и через навык сделавшийся как бы ее природным свойством, так что душа сама произвольно к нему стремится» ( Иоанн Лествичник ). 240 Сами по себе помыслы безгрешны, они приобретают греховную окраску по мере своего развития и становятся грехом тогда, когда ум принимает их. Всякая страсть начинается с помысла: «Не рождается облако без ветра, не рождается страсть без помысла» ( Марк Подвижник ). 241 Грехопадение первых людей тоже было следствием внутреннего сочетания с помыслом. Святитель Филарет Московский приводит в пример Еву, которая «увидела... что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» ( Быт. 3:6 ), и потом вкусила от него. «Увидела» – это прилог, образ помысла; «приятно для глаз» – собеседование с прилогом, исследование его; «вожделенно» – внутреннее согласие с помыслом, пленение им. «Греховное расположение в душе начинается беспорядочным направлением познавательных сил... С уклонением от единства истины Божией в многочисленность собственных помыслов неразрывно связана множественность собственных желаний, не сосредоточенных в воле Божией». 242 Рассеянность ума – одно из следствий грехопадения человека. Собеседование ума с приходящими помыслами является болезнью ума, грехом ума, или, по выражению Евагрия-монаха, «прелюбодеянием ума».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Перед вкушением запретных плодов прародители, очевидно, должны были принять решение об этом. Такие решения принимаются в области ума, ибо «начало всякого дела – размышление...» ( Сир. 37: 20 ). Однако из этого не следует инициативность ума в отношении греха, которую можно понимать двояко. Во-первых, как то, что ум из всех сил души явился наиболее ответственным за грех, то есть явился «инициатором греха» 132 . Во-вторых, как то, что человек впервые согрешил помышлением, то есть «падение человека произошло именно в области ума» 133 . При общей оценке ума, как уже говорилось ранее (ч. 1, разд. 1.2) целесообразно использовать два критерия – направленность ума и его развитость. Направленность ума – это то, о чем именно мыслит человек, в каком направление он думает: о небесном или о земном. Развитость ума – это то, как именно мыслит (как думает) человек, насколько эффективно он может предвидеть результаты своих действий и находить решения поставленных задач. При этом данные критерии не связаны между собою взаимно-однозначно. Таким образом, ум (впрочем, как и другие силы души – сердце и воля) является векторным понятием и представляет собой духовный вектор, характеризуемый величиной и направленностью (см. приложение 2). Направленность ума, или направленность мышления, человека определяется его чувствами. Именно на основании результирующей чувств и выбирается цель. Иными словами, человек будет стремиться к тому, что ему больше нравится (доставляет больше удовольствия, счастья, блаженства), с учетом ожидаемых последствий, в том числе в виде угрызений совести, и ряда других факторов. Каждый человек, как уже говорилось выше, в соответствии со своим вкусом будет стремиться к своему сокровищу. Только для одних этим сокровищем будут земные блага, земная слава, о быстротечности которой пишет св. апостол Петр 134 , а для других – небесные блага, небесная слава, к которым так ярко и так ясно призывают, например св. апостол Павел (для удобства чтения в сносках 136 и 137 повторно приведены соответствующие цитаты) 135 и прп.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010