Шарль Диль (французский историк) Иллюстрации 1 Медная монета Юстиниана, выбитая в Равенне в 560 г. Золотой солид Юстиниана Консульский диптих Юстиниана Печать (свинцовая булла) Юстиниана Серебряный медальон Юстиниана Император Юстиниан (мозаика в Равенне) Император Юстиниан (мозаика) Медная монета Юстиниана Золотой солид Юстиниана Золотая медаль Юстиниана Статуя Юстиниана на Августеоне, по рисунку Нимфириуса Серебряный диск с изображением императора, найденный в Керчи Медная монета. Юстиниан на троне Обрывок византийской ткани Императрица Феодора (мозаика) Византийская ткань из Египта Костюмы женщин в VI веке (мозаика) Византийская ткань из Египта Девы мудрые и девы неразумные. Миниатюра Золотая пластинка с изображением императрицы Бюст женщины VI века (Амалазунты?) Печать (свинцовая булла) Иоанна апоэпарха Костюмы женщин VI века Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Обрывок туники Византийская ткань из Египта Пилат и Евреи (Миниатюра из Codex Rossanensis) Христос перед Пилатом (Мин. из Cod. Rossan.) Отделка из мрамора и перламутра стен церкви в Паренцо Развалины дома Юстиниана в Константинополе Прошивка рукавов Христос на троне среди ангелов (мозаика) Св. дева Мария на троне среди ангелов (мозаика) Хитон мужчины Печать Трибониана Мозаика абсида церкви св. Виталия в Равенне Восточная ткань VI века Серебряная чаша, найденная в Березове, в Сибири Прошивка рукавов Кайма византийской ткани Женский хитон: отделка и прошивка Печать или свинцовая булла консула Павла Мозаика арки в церкви Космы и Дамиана Золотой солид Юстиниана Диптих Магнуса, консула 518 г. Вход И. Христа в Иерусалим (миниатюра) Дворец Теодориха в Равенне Благословляющий Христос (мозаика) Печать Траземунда, короля вандалов Серебряная монета Аталариха Теодат, изображение на медной монете Сереб. монета Витигеса с изобр. головы Юстиниана Гробница Теодориха в Равенне Обломки золотой брони Теодориха Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Книга третья Мы без соблюдения порядка начали и, с помощью Христовой, доведем до конца труд относительно двенадцати пророков. Ибо мы объясняли их не с первого до последнего в том порядке, в каком они читаются, но как могли и как нас просили. Сначала я посвятил (προσεφνηαα) Наума, Михея, Софонию и Аггея ревностным (φιλοπονοττα) Павле и ее дочери Евстохии, потом послал две книги на Аввакума Хроматию, епископу аквилейскому; затем, после долговременного молчания, я объяснил, по твоему (Паммахия) требованию, Авдия и Иову; в настоящий год, который дал фастам имя шестого консульства Аркадия Августа и Аниция Проба 45 , я истолковал Захарию для Эксуперия, епископа тулузской церкви, и пророка Малахию для монахов того же города, Минервия и Александра. Вслед за тем, возвращаясь к началу тома, я не мог отказать тебе в [толкованиях на] Осию, Иоиля и Амоса. В той быстроте, с какой я приступил к диктованию после весьма тяжкой телесной болезни, я обнаружил с своей стороны неосторожность, так что в том, чего другие не решаются сами писать, делая часто поправки, я подвергался случайности, которая всегда следует за диктующими и, при смелости их, навлекает сомнение на их талант и учение, и так как, – как я часто свидетельствовал, – я не могу переносить труда – писать собственноручно, то в толкованиях на Священные Писания должно искать не изящества речи, украшенной цветами красноречия, а учения и простоты истины. Ам.6:2–6 . Перейдите в Халане, и посмотрите, и оттуда идите в Емаф великий, и спуститесь в Геф Палестинян, во все наилучшие царства их: обширнее ли предел их предела вашего. Вы, которые отделены для злого дня и приближаетесь к седалищу беззакония; вы, которые спите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших: едите лучшего ягненка из стада и тельцов из среды скота, поете под звук гуслей; они думали, что владеют музыкальными орудиями, как Давид: пьют из чаш вино, намазывались наилучшими мастями и нисколько не болезновали о сокрушении Иосифа. LXX: Дом Израилев! Перейдите все в Халане и посмотрите, и перейдите оттуда в Емаф Раббу, и спуститесь в Геф иноплеменников, в наилучшие [города] между всеми этими, царствами: обширнее ли пределы их пределов ваших? Вы, которые приходите к дню злому, приближаетесь к субботам лживым и касаетесь их, спите на ложах из слоновой кости, утопаете в наслаждениях на постелях ваших, и едите козлят из стад и молочных (lactentes) тельцов из среды скота; плещете под звук гуслей, – они считали их как бы устойчивыми, а не как убегающими, – пьете процеженное вино, намазываетесь первыми мастями и нисколько не болезнуете о сокрушении Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

     Отец Георгий (в миру Афанасий Карслидис) родился в 1901 году в селе Аргирополе в семье понтийских греков. Родители его рано скончались, и ребенка воспитывала верующая бабушка. Перед смертью она благословила Афанасия, подарив ему икону Божьей Матери из слоновой кости. Вскоре преставилась и старшая сестра Афанасия Анна. Впоследствии над ее могилой часто видели свет. А когда по греческому обычаю через три года вскрыли ее могилу, кости девицы оказались желтоватого цвета, что указывало на их святость. Епископ того района передал останки Анны церкви. Афанасий попросил, и часть костей его сестры отдали ему. Дядя повез Афанасия с его старшим братом в Эрзерум. Брат обращался с мальчиком очень жестоко, и Афанасий решил бежать из дома. Устав от ходьбы по горам, он спрятался в одной пещере. В ту ночь выпал большой снег, и вход в пещеру полностью завалило. Неподалеку проходил караван верблюдов. Один из погонщиков заметил детскую руку, торчащую из снега, и побежал раскапывать. Спасенного Афанасия он передал грузину, который принял его, как родного. Мальчик весь день проводил в молитвах и церковном пении. Его приемный отец увидел во сне какого-то старца, который сказал, что мальчик принадлежит другому и в будущем должен многие души обратить к Господу. Самому Афанасию тоже как-то явились во сне три епископа и сказали: «Прими монашество». Приемный отец, тайный христианин, узнав об этом сне, спустил мальчика в подвал и показал ему спрятанные иконы. Афанасий сразу же узнал на них тех, кого видел во сне. Это были святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Услышав это признание, его воспитателя объял страх. Он понял, что мальчик принадлежит Кому-то другому. Вскоре Афанасий так же неожиданно исчез, как и появился. Однажды во время молитвы Афанасию явился святой Георгий, посадил его на коня и повез в Грузию. Прискакали они очень быстро. Святой оставил мальчика в Тбилиси около ворот одной из церквей. Было воскресенье. Из церкви вышел монах и подошел к мальчику. Узнав его историю, он повел его к настоятелю. Тот велел одеть его как послушника, несмотря на то, что Афанасию в то время было всего 9 лет. Тот монастырь, где жил будущий отец Георгий, составитель его жития упоминает как «Живоносный Источник». Описанная обитель очень напоминает мужской монастырь Армази. Маленького послушника очень полюбили грузинские монахи и внимательно следили за его духовным ростом. Афанасий полюбил грузинскую церковную службу.

http://pravoslavie.ru/98632.html

Андре Шураки Пролог Они живут среди нас Они живут в нашем сознании. Мы знаем их имена – от Адама до Даниила, их генеалогию, истории более чем 2400 персонажей, почти за два тысячелетия между XVIII и II веками до Рождества Христова. И хотя они так далеки от нас в пространстве и времени, они пребывают рядом: мы видим, как они двигаются, говорят, представляем, что думают, мы знакомы с самыми интимными моментами их жизни. Крестьянин поднимается на заре, готовит к работе свой нехитрый инструмент, идет в поле, а его жена в скромном домишке присматривает за детьми, хозяйничает, кормит животных. Художник создает статуэтку из слоновой кости для святилища. Деревня разграблена мародерами, пришедшими из страны Моав. Только что родился ребенок: родительские сердца преисполнены веселья, они готовятся к празднику обрезания. Священник погружает нож в горло ягненка: течет жертвенная кровь, он приносит воздаяние Господу 1 за эту жизнь и за жизнь всего Израиля. Больной проказой стенает в ночи от боли. В Лакише 2 хирург – современник Соломона совершает успешную трепанацию. Неверную жену побивают камнями. Вора секут кнутом. Тысячи рабов строят дворец. Вельможа целует женщин гарема, поднимается на телегу, нагруженную дарами, и покидает дом, чтобы отдать визит царю. Его господин в Иерусалиме или Самарии в окружении двора и слуг, которые помогают в сложном деле управления царством. Он принимает благородных вельмож, вершит правосудие, встречает посланников из Месопотамии, Египта, Дамаска или вовсе из далекой страны Шеваимской. Он первый среди этой знати, этих детей израилевых, избранный Богом, однако он не Бог . Он приносит жертвы в храм, где вершат свои дела священники, которые едят много мяса животных, заколотых во славу Господа. Говорят, что у них дурной нрав: это правда, ведь они призваны безвозмездно вразумлять свой народ. Превозмогая суматоху мирных будней и огонь войн, пронизывая время и границы космоса, поднимается сквозь вечность голос пророков, провидцев, этих божественных глашатаев. Они посмели бросить вызов язычеству древности, даже своим собственным братьям, выкрикнуть небывалый призыв к справедливости, единству, любви, миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древности они назывались диптихами, потому что состояли из двух сложенных дощечек, 450 или листьев, на которых внутри писали имена для поминовения их, а снаружи делали разные приличные изображения. Это были памятные книжки, но такие книжки, в которые вносились имена христиан по мере их вступления в церковь , и по времени их доброй кончины. Следовательно этими книжками заменялись наши метрические книги, а потому значение их было весьма велико и многоценно. Быть записанным в эти книжки, значило быть признанным христианином, а вместе и удостоенным великого дела – церковного поминовения. С умножением числа христиан не все уже могли быть вносимы в диптихи. А потому быть записанными в них считалось за особую высокую духовную честь. И наоборот, быть вычеркнутым из диптиха, означало великое несчастье, которому подвергали известных или мнимых изменников веры и церковной жизни. Исключение из диптихов равнялось почти отлучению от церкви. Так, св. Киприан епископ Карфагенский, не велел поминать Геминия-Виктора «вместе с теми, коих имена читались перед святою трапезою в молитве священников», потому что Геминий нарушил некоторые правила церкви и его имя было исключено из диптихов... По свидетельству церковного историка Сократа Ориген , 200 лет после его смерти, исключен был из диптихов Феофилом, епископом Александрийским. Врагами Иоанна Златоуста имя его было изглажено из диптихов, но потом оно опять было внесено. Так как вписывание имен в диптихи почиталось высокочестным делом, особенно по отношению к употреблению их церковному, то понятно, что украшение их стало считаться достохвальным. Тем более, что во все диптихи стали постепенно вводить имена свв. мучеников, епископов, составлявших соборы, императоров, с обозначением дней их кончины. Это придавало диптихам характер святцев и календарей. Поэтому неудивительно, что описанный Ф.И. Буслаевым диптих VI века из слоновой кости, служащий теперь окладом Евангелия, хранящегося в ризнице Миланского собора, представляет в изображениях всю новозаветную историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В.М. Дорошевич Глава XXI. Мечеть Омара Мы отдаем офицеру наш фирман, и через огромные темные ворота, охраняемые стражей, входим на эту площадь, господствующую над всем городом. На это место, священное для христиан так же, как для мусульман, – для мусульман так же, как для евреев. Это место всегда было ближе к небесам, чем к земле. Это возвышенное место, озолоченное лучами солнца, эта площадь, над которой безоблачное небо раскинуло свой голубой шатер – всегда было посвящено божеству и молитве. Здесь, на этой площади, залитой светом солнца, вырезываясь на голубом небе своими стройными контурами, возвышался великолепный храм Соломона, из золота, мрамора и слоновой кости. Здесь возвышался второй храм пышный и великолепный, в котором молился и учил Христос, откуда Он изгонял торгашей, и где Он простил грешницу. Когда император Адриан властной рукой вычеркнул из истории самое имя Иерусалима и город Сиона превратился в Элию Капитолину – здесь вознеслись к небу стройные, изящный колонны храма Юпитера Капитолийского. Здесь сияли золотые кресты храмов крестоносцев. И здесь голубым блеском светится великолепная мечеть Омара, вторая после Каабы святыня мусульманского мира. Здесь сохранилась память о Мельхиседеке, – таинственное имя, которое доносится до нас из глубины и мрака доисторических веков. Здесь этот священник Бога Вышнего приносил свои жертвы. Здесь приносил свои жертвы Авраам, покорный слуга Господа. Мусульманское предание говорит, что здесь легкой, дрожащей, голубоватой колонной поднимался к небу дым от жертв Авеля. И здесь его, молящегося перед жертвенником убил Каин. На этом страшном месте было совершено первое преступление и принесена первая жертва. Когда вы входите сюда, тысячи таинственных легенд, преданий, сказаний, дремлющих здесь за каждым камнем, словно толпа вспугнутых призраков прошлого, окружают вас. Эти обломки колонн, принадлежавших, несомненно, тому далекому времени, эти таинственные отпечатки ног на камнях, эти пещеры, эти скалы, – где-то здесь было место Святая Святых, – все это наполняет вашу душу смущением, мистическим полуужасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он выглядит значительно моложе своих далеко не юношеских лет» Мария Фомина поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием 20.12.2011 482 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 20 декабря, исполнилось 75 лет постоянному автору «Русской народной линии», видному ученому и общественному деятелю, религиоведу и сектоведу, директору Межвузовского центра по религиоведению, члену Собора православной интеллигенции, доктору философских наук Алексею Николаевичу Швечикову . Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет Алексея Николаевича с 75-летием. Желаем ему многая и благая лета для трудов и свершений во имя нашей дорогого Отечества и на пользу отечественной науки. Мы попросили соратницу А.Н.Швечикова, члена Собора православной интеллигенции, члена Союза художников, доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств, кандидата искусствоведения Марию Сергеевну Фомину поделиться своим мнением о юбиляре, его научной и общественной деятельности. Я познакомилась с Алексеем Николаевичем Швечиковым несколько лет назад, когда Божья воля привела меня в Собор православной интеллигенции. Надо сказать, что к тому времени я чувствовала себя очень духовно одинокой в той среде «обычной» постсоветской космополитической интеллигенции, которая доминирует в нашей творческой и интеллектуальной среде (если и не численно доминирует, то давит идеологически, и этот пресс все остальные ощущают, но большинство боится пикнуть). Алексей Николаевич принял меня очень радушно, мы сразу же разговорились о работах моего отца, С.Н.Семанова, которого, как я с удивлением узнала, читали и сам Алексей Николаевич, и другие члены Собора. До этого мне казалось в моей русской «башне из слоновой кости», что сочинения моего отца известны только очень узкому кругу людей. А здесь я оказалась среди единомышленников - причем практически по всем вопросам, и это было так необычно и радостно!

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/20/on...

Иконография Успения: От Иоанна Дамаскина до Караваджо Почему свет на православной иконе темный, как изображают Успение католики, и чем провинился Караваджо 28 августа, 2014 Почему свет на православной иконе темный, как изображают Успение католики, и чем провинился Караваджо Об особенностях изображения события и смыслах, которые иконописцы и художники пытались вложить в свои произведения, рассказывает «Правмиру» Наталья Боровская, кандидат искусствоведения. Иконография Успения Пресвятой Богородицы поражает своей сложностью и разнообразием. Столь богатая традиция сложилась в силу особого отношения к этому событию: Успение, пожалуй, самый почитаемый из Богородичных праздников и один из самых важных в системе христианской литургики в целом. Еще одной причиной можно считать богатый корпус источников, который использовался в искусстве. Как известно, художник, берущийся за тему Успения Богородицы, может опираться только на апокрифическую литературу либо на тексты великих святых, которые по содержанию тоже похожи на апокрифы. Но этого материала так много, и он представляет события так ярко и подробно, что образы текстов буквально «просятся» быть изображенными в красках. Наиболее ранние примеры иконографии Успения относятся к Х веку (плакетки из слоновой кости из музея Метрополитен в Нью-Йорке), хотя праздник окончательно утверждается на Востоке в VI, а на Западе – в VII столетиях. Основные апокрифические источники изображений датируются IV–V веками («Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, IV век, «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, V век, «Слово Иоанна архиепископа Солунского» Псевдо-Дионисия Ареопагита, V век). Но главным текстом, ставшим основой иконографической традиции, все же следует считать «Второе похвальное слово на Успение Богоматери» святого Иоанна Дамаскина (VIII век). В разное время и в восточном, и в западном искусстве делался акцент на те или иные фрагменты этого описания. «Во время Ее славного Успения все святые апостолы, которые были рассеяны по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим, и когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил. Так с Божественной и небесной славой Пресвятая Богородица предала Свою святую душу в руки Божии неким неизреченным образом.

http://pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-...

Марциальные Воды. Церковь Петра апостола. Карта и ближайшие объекты 20 марта 1719 года Петром I были изданы специальные правила лечения: «Объявление о лечительных водах, сысканных на Олонце, а от каких болезней, и как при том употреблении поступать, тому дохтурское определение. Также и указ Его Царского Величества на оные дохтурские правилы». Это был первый документ, посвященный Олонецким минеральным водам, поэтому 20 марта 1719 года считается датой рождения первого российского бальнеологического курорта, который сегодня называется «Марциальные воды» (Кондопожский район, Республики Карелия). По данным «Походных журналов», император приезжал на воды четырежды. Первый раз он посетил курорт в 1719 году и был на них 21 день (с 28 января по 17 февраля). Вторую поездку в Петрозаводск, в 52 км на северо-запад от которого находятся минеральные источники, император совершил с 29 февраля по 27 марта 1720 года. Непосредственно на водах Петр I был с 6 по 22 марта (17 дней). Третья поездка началась 6 февраля 1722 года. Лечение на водах продолжалось с 15 по 26 февраля (12 дней). В четвертую и последнюю поездку императора лечение на водах проходило 22 дня (с 23 февраля по 15 марта). Во время своей третьей поездки, 18 февраля 1722 года, Петр I присутствовал на освящении церкви святого апостола Петра. По преданию, он же выполнил и проект храма. Ну, как минимум, в эскизах. Император уделял самое пристальное внимание церкви своего святого. Во время пребывания на курорте им собственноручно на токарном станке были выточены паникадило из слоновой кости и напольные деревянные подсвечники. Последние и сегодня можно увидеть в храме. А вот паникадило, вместе с вышитым его супругой, Екатериной Алексеевной, покрывалом для алтарного стола, «переехало» в Эрмитаж. К сожалению, после смерти Петра I курорт долгое время был заброшен и сейчас церковь святого апостола Петра – практически единственный архитектурный памятник, дошедший до нас от построек первого российского курорта. Сохранилось и внутреннее убранство храма, датируемое началом XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=00181

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОКОНСКАЯ ИКОНА [груз. ], историческая святыня Грузинской Православной Церкви. Согласно груз. историческим источникам, в 1030 г. визант. имп. Роман III Аргир (1028-1034) выдал замуж за груз. царя Баграта IV свою племянницу Елену, в приданое которой дал святыни - гвоздь Креста Христова и О. и. ( Георгий Кедрин. 1963. С. 55; Вахушти Багратиони. 1973. С. 144). О. и. заняла важное место в жизни груз. царей: они приносили перед иконой клятвы и обеты, поручались ею в грамотах (кровопролития, купли-продажи, жалованных и т. д.) (документы XVII-XVIII вв.: НЦРГ. Hd 5303, 5305, 5306, 6107, Sd 546; Алимбарашвили. 2012. С. 135-136). Поскольку ни в одном из исторических источников нет сведений относительно изображения на иконе, ученые по-разному идентифицировали ее. Триптих с композицией Деисус (слоновая кость, X-XI вв.) до 1924 г. хранился в Оконской церкви во Фронском ущелье, затем перенесен в Гос. музей г. Цхинвали. В 1992 г. образ был украден, вывезен за границу. В 2001-2004 гг. находился в Женеве, в 2004 г. правительство Грузии приобрело его на аукционе Christie " s, в наст. время хранится в ГМИГ ( Хускивадзе. 2004. С. 47). Оконское Распятие (чеканка, XIV в.; включены частицы мощей и гвоздь Креста Христова; украшено драгоценными камнями). В 1724 г. Распятие было вывезено царем Картли Вахтангом VI в Россию, в кон. XIX в. потомок царя графиня Толстая передала Распятие своей родственнице, игумении мцхетского монастыря Самтавро Нине. После ее смерти Распятие было передано груз. историко-этнографическому об-ву. В 1921 г. ученый прав. Евфимий Такаишвили вместе с др. груз. ценностями вывез его в Париж, в 1945 г. Распятие было возвращено и помещено в ГМИГ. Деисус (чеканка, 2-я пол. XVI в.), вклад в Оконскую церковь сына царя Имерети Баграта III Константина († 1587), ныне хранится в ГМИГ. Создан под влиянием триптиха из слоновой кости ( Месхи. 2015. С. 37). Деисус (живопись, XVI-XVII вв.), из Оконской церкви г. Гори, ныне в Историко-этнографическом музее г. Гори. Икона Божией Матери (живопись, XIX в.; хранилась в Спасо-Преображенском соборе г. Лысково Нижегородской епархии, ныне утрачена) ( Алимбарашвили. 2012. С. 29).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010