Слово «Дай рабам Твоим,» – говорили они [апостолы], – «со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса»? ( Деян. 4, 29–30 ). Знамения Божии даны были в содействие Слову Божию. Знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель – слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения – снисхождение к немощи человеческой. Иначе действует слово, и иначе – знамения. Слово действует непосредственно на ум и сердце, знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств. Последствия подействовавшего слова сильнее, определеннее, нежели последствия от действия знамений. Когда действуют вместе и слово, и знамения, тогда действие знамения остается как бы не примеченным по причине обильного действия от слова. Это с ясностью усматривается из повествований Евангелия. На Никодима подействовали знамения, и он признал в Господе лишь учителя, посланного от Бога. На апостола Петра подействовало слово, и он исповедал Господа Христом, Сыном Божиим. «Ты имеешь глаголы вечной жизни,» – сказал он Богочеловеку, – «и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин. 6, 68 ). Святой Петр был очевидцем многих чудес Господа; умножение пяти хлебов и насыщение ими многочисленного собрания людей только что совершилось, но при исповедании своем апостол умалчивает о чудесах, говорит единственно о силе и действии слова. То же последовало и с двумя учениками, которые беседовали с Господом, не узнавая Его, на пути в Еммаус, и узнали по пришествии в это селение, уже в доме, при преломлении хлеба. Едва они узнали Его, как Господь сделался невидим. Они не сказали ничего о поразительном чуде, они обратили все внимание на действие слова. «Не горело ли в нас сердце наше,» – говорили они друг другу, – «когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк. 24, 32 ) Богочеловек ублажил не видевших знамений и веровавших (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Тема верности в творчестве Пушкина необычайно важна. Верны брачному обету Татьяна, Марья Кириловна ( " Дубровский " ), Марья Гавриловна ( " Метель " ). Верна Маша Миронова Гриневу, верен Гринев своей присяге, Пугачев верен своим нравственным обязательствам перед Гриневым. Неверность, предательство - самые страшные грехи: ужасен Мазепа, ничтожен Швабрин, предательство Князя губит Дочь мельника ( " Русалка " ). Понятие верности как одной из основ прочности жизни и нравственного здоровья, даже судеб человечества, связано у Пушкина с сакральностью слова. Слово священно. Это не только произнесенный звук, не только название чего-либо, не только данное обещание. В слове сосредоточена вся полнота бытия. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков " (Ин.1,1). Верность Слову есть верность Богу, Правде, верность жизни и свету, основа несокрушимости бытия. Нарушающий Правду оскорбляет Слово и тем разрушает бытие, свое и общее. Царица-мачеха пытается уничтожить ту правду, которую ей говорит зеркальце, но погибает сама. Верная своему слову Царевна воскресает, когда приходит жених. Слово верно тому, кто верен Богу и совести, и наоборот: когда ненасытная Старуха переходит границу и притязает на владычество над морем и Рыбкой (в сущности - над миром) - данное Рыбкой обещание ( " Откуплюсь чем только пожелаешь " ) не выполняется. Более того: все, что для Старухи " начало быть " по слову Рыбки, все ее новое житье исчезает, и она остается опять с разбитым корытом; слово отменяется, точнее - возвращается к своему источнику. Верность слову - будь это " уговор " в результате торга, или брачный обет, или чувство супружеской или сыновней любви (в христианском исповедании " Слово было Бог " и " Бог есть любовь " ) - это верность предвечным основам бытия; не случайно так важно в народной сказке выполнение героем своих обещаний и уговоров. У Пушкина это стало одной из сквозных тем всех сказок, и наиболее обнаженно тема эта прозвучала в последней сказке - о золотом петушке, в начале которой Дадон со спесивым легкомыслием дал слово выполнить любое желание Звездочета ( " Волю первую твою Я исполню как мою " ,- словно он, Дадон, всесилен!), а в конце столь же спесиво отказался выполнять эту самую " волю первую " - и это кончилось плохо, ибо со словом шутить нельзя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/434/...

а. Общий подход В образах, которые мы находим в Ветхом Завете, связь Слова и Духа раскрывается как одно из самых ярких предзнаменований троичного богословия. Бог исподволь готовил Воплощение Христово предзнаменательными образами, богоявлениями, такими как ангел Господень, Облако, а также и опытом пророков, о котором мы узнаем из книг Исайи и Иезекииля. Слово Божие, живое и освящающее, пронизано Духом; слово человеческое, носимое дыханием, являет собой антропологический образ связи двух Божественных Лиц. В Пс.32мы читаем: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его всё воинство их». В этом стихе мы видим связь между творческим Словом Божьим и Духом животворящим, так же как и в двух первых главах книги Бытия. Движимые Духом, пророки «глаголют» Слово. Но изреченное Слово не исчерпывает трансцендентного бытия Бога, Оно отсылает к Тому, Кто за Словом, к «молчанию Отчему», от Которого исходит Слово. Как говорил священномуче- ник Игнатий Антиохийский : «Божественнейшие пророки жили во Христе Иисусе [...] Вдохновляемые благодатию Его, они удостоверяли неверующих, что един есть Бог , явивший Себя через Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть Слово Его вечное, происшедшее из Молчания» 13 . Молчание Отчее не что иное, как Его невидимость, из которой открывается видимость Сына, поскольку, по выражению священномученика Иринея Лионского , «Отец есть невидимое Сына, а Сын есть видимое Отца» 14 . В Библии границы понятия «Дух» кажутся более расплывчатыми, чем границы понятия «Слово». В Писании иногда трудно отличить Духа Божьего от духа человеческого. Сотворение мира непрерывно и оно совершается Словом и Духом в неиссякаемом потоке бытия и блага. Слово Божие действенно, как об этом говорит пророк Исайя: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но наполняет землю и делает её способной рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и Слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» ( Ис.55:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Во втором и третьем месте, как видно из 8:22–26, 27–31 книги Притчей и 9:1–3, 7:22–30 кн. Прем. Солом., под Премудростью разумеется Божественная, Ипостасная Премудрость. Проповедуя всюду – на возвышенностях, на дорогах, распутьях и т. д., она призывает всех людей без различия развивать свой ум, обогащая его всякими полезными сведениями, укреплять свое сердце в истинном добре и стремиться к истине и справедливости больше, чем к приобретению богатства и сокровищ. Если кто откликнется на этот призыв и обратится к Божественной Премудрости, то Она, по Своему Божественному существу и происхождению, а также по присущему Ей разуму и знаниям, вполне может способствовать этому. Таким образом здесь нет даже и намека на то, что Премудрость воплощается в каждом разумном человеке. 3) «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых», – говорит Христос в Евангелии ( Мф. 22:32 ; Лук. 20:37–38 ; сн. Исх. 3:6 ); значит, заключают хлысты, Он воплощался в Авраама, Исаака и Иакова. Но это неправда. Слова «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» первоначально были сказаны Господом Моисею во вреия явления при Хориве в терновом кусте, чтобы уверить его в Своей помощи и покровительстве и тем побудить безбоязненно идти к фараону и вывести евреев из Египта. 188 Затем они были повторены Иисусом Хркстом при обличении саддукеев, отвергавших воскресение мертвых. «А о воскресении мертвых, говорил Он, не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31–32). Таким образом ни в том, ни в другом случае указанные слова не говорят о воплощении Божества в человеке. 4) В евангелии Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины: и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14). «Слово, – толкуют хлысты, – учение Божие; если человек усвоил это учение, то слово и стало плотью, т. е. человек стал Богом». 189 Но такое толкование неправильно. Под Словом в словах св. Иоанна разумеется не учение, а Сам Бог, Слово Ипостасное, потому что Ему усвояются такие черты, как вечность, участие в творении мира и др., которые присущи только Богу. В 18 ст. той же 1 гл. евангелист прямо говорит, что это Слово – Единородный Сын Божий, рожденный из существа Отца и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий, почему в 1-м своем послании пишет: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово н Св. Дух; и сии три суть едино» (5:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Впрочем, с научной критикой, с количеством дошедших до нас новозаветных рукописей не всякий знакомиться будет: это не всем доступно; к тому же есть путь убеждения более доступный и более действенный. Ведь слово Божие легко отличить от слова человеческого; оно само свидетельствует о себе, ибо заключает в себе некую божественную и творческую силу, как слово Бога всемогущего. Не другое что, а слово Божие вызвало в начале к бытию мир ангельский и человеческий, сотворило небо и землю со всею их лепотою; также творчески действует оно и теперь. Благодаря ему, пробудились от греховного сна, перешли от смерти к жизни целые миллионы людей. Всемогущее слово Божие влекло народ на брега Иордана во времена Иоанна Крестителя. «Выходили, – сказано, – к нему Иерусалим и вся Иудея, и вся окружность Иорданская и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5, 6 ). Слово Божие привело неверных в ограду Церкви Христовой в день Пятидесятницы, когда после проповеди ап. Петра три тысячи уверовало во Христа и крестилось. ( Деян. 2:41 ). Многие святые (напр. Антоний В.) оставили мир и сделались подвижниками благодаря какому-нибудь слышанному ими евангельскому слову. Поэтому ап. Павел и говорит: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Кроме того и Св. Церковь , в лице живого устного предания, непрестанно свидетельствует о слове Божием и зорко следит за его неповрежденностью и сохранностью; возглавляемая Богочеловеком Христом, она сохранила это слово во всей его целости и своим авторитетом запечатлела список (канон) свящ. книг, действительно боговдохновенных и непогрешимых, – тот самый список, который под названием Библии принимается теперь всеми христианскими исповеданиями, несмотря на разногласие этих исповеданий между собою по отдельным пунктам вероучения. Итак, большинство верующих принимает книги Св. Писания с религиозным уважением в силу свидетельства Церкви и личного убеждения в их божественном достоинстве. А раз известная книга заключает в себе не слово человеческое, слабое и погрешительное, а слово Божие, то она, конечно, и непогрешима; это ясно само собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

«И жизнь была свет людям» — здесь имеется в виду, что эта духовная жизнь, происходящая от Слова Божия, просвещает человека полным, совершенным ведением. «И свет во тьме светит...» Слово, подающее людям свет истинного ведения, не перестает руководить ими и среди греховной тьмы, но свет тот не воспринят тьмой; люди, упорствующие во грехе, предпочли остаться во тьме духовного ослепления. Но «тьма не объяла его [света]» — не ограничила его действие и распространение. Тогда Слово предприняло чрезвычайные средства, чтобы приобщить людей, пребывающих в греховной тьме, к Своему Божественному свету: послан был Иоанн Креститель, и, наконец, само Слово стало плотью. «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн»— «быстъ» по-гречески сказано «эгенето» («стал»), а не «ин,» как это сказано о Слове; то есть Иоанн «произошел,» родился во времени, а не вечно существовал, как Слово. «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.» То есть пророк Иоанн Креститель не был самобытным светом, но светил лишь отраженным светом Того единого Истинного Света, который Собой «просвещает всякого человека, приходящего в мир.» Мир не познал Слово, хотя Ему обязан своим бытием. «Пришел к своим,» то есть к избранному Своему народу Израилю, «И свои Его не приняли,» — не все, конечно. «А тем, которые приняли Его» верою и любовью, Он «дал власть быть чадами Божиими,» то есть даровал им начало новой духовной жизни, которая, как и плотская, тоже начинается через рождение, но рождение не от плотской похоти, а от Бога, силою свыше. «И Слово стало плотью.» Под плотью здесь подразумевается не одно тело человеческое, но весь, полный человек — в том смысле, в каком слово «плоть» часто употребляется в Священном Писании (например, Матф. 24:22). То есть Слово стало полным и совершенным человеком, не переставая быть, однако, и Богом. «И обитало с нами, полное благодати и истины.» Под благодатью надо подразумевать как благость Божию, так и дары благости Божией, открывающие людям доступ к новой духовной жизни, т.е. дары Святого Духа. Слово, обитая с нами, было преисполнено также и Истины — совершенного ведения всего, что касается духовного мира и духовной жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Но чтобы, слыша о безначальности, ты не думал, что безначальный, стало быть сам по себе, особым существом сущий, – особый, отдельный от Бога Отца, Бог, и чтобы не впал, таким образом, в двоебожие, а если то же рассуждение приложить и к Духу Святому, – то в требожие, – святой Иоанн прибавил: «и Слово бе к Богу», или было у Бога. Не отдельно есть Сын, а есть у Бога. Как между людьми говорят: сын не особым домом живет, а живет у отца, и у них все общее; так и о Слове говорит Иоанн: Оно «было у Отца», чтобы дать разуметь, что Они нераздельны и что у Них все обще: обще не одно творение и мироправление, которые начали быть, а прежде начала всякой твари было все общее, – общее, то есть, и Божеское естество; ибо, кроме Божества, тогда не было ничего. Итак: «Слово было у Бога» – значит было в общении одного и того же Божеского естества с Отцом. Ибо естество Божеское, говоря численно, едино есть, одно и то же и в Отце, и в Сыне, и в Духе Святом; потому Они и единосущны. Словами: «Слово было от Бога» – то же сказано, что сказано ниже другими словами: «Единородный Сын, ...в лоне Отчи» ( Ин. 1, 18 ); или что Сам Господь сказал: «Аз и Отец едино есма» ( Ин. 10, 30 ); и еще: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть» ( Ин. 14, 10 ); или что о Духе Святом наводит Апостол, что Он есть Дух, живущий в Боге и ведущий все Божие ( 1Кор. 2, 11 ). Положением: «Слово было у Бога» – святой Иоанн утверждает нераздельность естества Сына с естеством Отца, а образом выражения наводит на неслиянность ипостасей, ибо, говоря: «Слово бе к Богу», – дает разуметь, что Оно относится к Отцу, как Лицо к Лицу, что Оно есть Слово ипостасное, а не какая-либо сила или свойство Божества. Не довольствуясь, однако ж, сим указанием, из которого ты мог сам сделать наведение (умозаключение) об особности ипостаси Сына пред Лицом Отца, и опасаясь, что, могши сделать это, ты можешь и не сделать, он счел нужным прямо сказать: «Бог бе Слово». Оно есть не каковое либо свойство Божества, премудрость, например, или творческая и промыслительная сила, а Бог, Слово Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

О, Сыне Божий, совечный Отцу и Святому Духу, просвети нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 15 Сентября. Поучение о Слове Божием – Создателе мира Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть... ( Ин.1:2–4 ) О чудесном Слове Божием, братья, говорит Евангелист, о сущности словесной, осмысленной, о Мудрости Божией вечной, о Сыне Божием совечном. Это чудесное Слово было единосущным со Отцом и Духом Святым, а ипостасно отличным и от Отца, и от Духа, ибо рождалось от Отца нерожденного. Оно было, есть и будет. Когда Оно было у Бога? В начале, – говорит Евангелист. Что означают эти слова в начале? Они означают «первоначально» или «прежде всего». То есть, прежде всего Слово Божие было у Бога, всегда единосущное со Отцом, ипостасное как Сын, но еще не воплощенное. Потом это Слово Божие воплотилось, и во плоти явилось роду человеческому. Пока Оно было как невоплощенное Слово у Бога, все чрез Него стало быть. Небо и земля, весь мир Небесный и весь мир земной – все стало быть чрез Него, это Слово Божие, пока Оно было невоплощенным у Бога. ...Без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Прежде всего, смерть и грех представляют тьму. Эта тьма не объяла Сына Божия. Но и весь сотворенный мир есть тьма по отношению к Богу, однако в этой тьме светит Слово Божие, Мудрость Божия словесная, красноречивая, величественная. Каждое создание было бы тьмой, если бы из него не светился таинственный свет Сына Божия, чрез Которого все начало быть, что начало быть. Оно было в начале у Бога. А что потом было с Ним? И Слово стало плотию. Доселе – история сотворения мира, отселе – история спасения рода человеческого. Но, став плотию, Слово Божие не удалилось от Бога Отца и Духа Святого, ибо Троица Божественная нераздельна, а лишь облеклось плотью и душой человеческой, чтобы в тени плоти – Солнце из Солнц – могло приблизиться к людям и спасти людей. О, братья мои, сколь умилительна и несказанно удивительна тайна воплощения Божия! Если эту тайну примем сердцем, то легче приблизимся к ней и умом...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово ( Ин.1:1 ). В начале (то есть прежде времени, от вечности) было Слово, и Слово было у Бога (то есть в единении с Богом Отцом), и Слово было Бог 56 . Значение наименования: Сын Божий Единородный . Иисус Христос называется в Символе веры Сыном Божиим Единородным (то есть единственным). Этим названием обозначается то, что Иисус Христос один только есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – одного существа с Богом Отцом; и, следовательно, Иисус Христос без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые так же называются иногда в св. Писании сынами Божиими, но только не по существу, как Иисус Христос, а по благодати, то есть по особенной милости Божией ( Ин.1:12 ) 57 . Название Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим заимствовано из св. Писания; например, евангелист Иоанн, сказав о предвечном бытии Слова, или Сына Божия, затем говорит: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины ( Ин.1:14 ). Слово стало плотью (то есть сделалось совершенным человеком) и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы (то есть ученики Христовы) видели славу Его, как Единородного от Отца. Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил 58 . Личное свойство Сына Божьего . Выражения Символа веры : Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу – направлены против ереси Ария (IV в.), который нечестиво учил, что Сын Божий не рожден, а сотворен Богом Отцом во времени, сотворен не из Божественной природы, а из ничего, так что Он – не одного существа с Отцом. Словами: Иже от Отца рожденнаго изображается то личное свойство, которым Бог Сын отличается от других Лиц Святой Троицы. В Символе веры не просто сказано, что Сын Божий рожден от Отца, но еще прибавлено: прежде всех век, и это – для того, чтобы кто не подумал, подобно Арию, что было время, когда Сына Божия не было. Рожденный прежде всех век, то есть прежде всякого времени, от вечности, Сын Божий так же вечен, как вечен Бог Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

То слово Божие, которое нужно было передать во всей точности, так, что, слушая его, люди могли бы слушать как бы Самого Бога, Святые пророки и апостолы записывали в особых книгах. Так они делали по особому повелению Божию. Когда Исайя, например, выслушал слово Божие, то Господь повелел ему: «теперь пойди, начертай это на доске у них и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки». Все эти книги, которые написаны пророками и апостолами по внушению Духа Божия и содержат слово Божие, называются Священным Писанием. Всех книг Священного Писания 49. Они заключаются в одной книге, которая называется именем Библия, что с греческого языка значит «книги». Такое название указывает на то, что священные книги достойны особенного внимания преимущественно пред всеми прочими книгами, как содержащие в себе слово Божие. По времени происхождения священных книг Библия разделяется на две части: первая часть называется Ветхим Заветом, вторая, следующая за ней, Новым Заветом. Ветхий Завет содержит книги, написанные до Рождества Христова, а Новый Завет – книги, написанные после Рождества Христова. Самое слово «завет» значит собственно завещание. Священные книги называются так потому, что слово Божие, содержащееся в них, как бы завещано от Бога людям через пророков и апостолов. В этом смысле книги Ветхого Завета содержат ветхое или древнее завещание Божие людям, данное до пришествия в мир Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, а книги Нового Завета содержат новое завещание Бога людям, данное Им в более недавнее время, с пришествием в мир Иисуса Христа. Кроме того, слово «завет» означает и союз или договор. С этой стороны название священных книг союзом или договором указывает на то, что содержащееся в них слово Божие есть как бы договор Бога с человеками, через который Бог вступил в особенный союз с ними. В частности название – Ветхий Завет относится к древнему договору Бога с человеками, бывшему до Рождества Христова, а название – Новый Завет относится к новому договору Бога с человеками, начавшемуся со времени Рождества Христова. Главнейшее содержание и вместе как бы основание древнего договора состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его, а главнейшее содержание и основание нового договора состоит в том, что Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010