Человек живет праведной жизнью, когда смиренно сознает свою абсолютную зависимость от любящего Творца Бога и исполняет заповеданное Богом. Повеление Божие: «Смиряйте души ваши» ( Лев.16:29, 31 ) означает практически: поститься – жить в послушании слову Божию, т. е. воле Божьей. Господь изрекает Свою святую волю тварному миру. Он, как «Сеятель слово сеет» ( Мк.4:14 ). Семя есть слово Божие, слово живой истины, которое, западая в сердце, может в нем произрастать и приносить плод сторичный – плод святости и жизни вечной в единении с Богом (ср. Рим.6:22 ); а может и вовсе заглушаться и оставаться бесплодным на почве ожесточенного, гордого сердца (как «упавшее на каменистое место» – Мк.4:5 ), или когда сердце человеческое заросло терниями страстей и суетою забот о материальном довольстве и о наслаждениях плотских. Итак, для человека воля Божия становится известной через слово Божие, которое есть семя духа и жизни. Слово Божие исходит из тех же уст, которые некогда изрекли: «Да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:3 ). Слово Христово – не просто слово, облеченное нравственною силою, – оно есть сила Божия, живой носитель благодати Божией, проводник ее в приемлющие души. Слово Божие – семя нетленного рождения, как сказано о христианах, обращенных к вере во Христа Спасителя проповедью Евангелия: «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» ( 1Пет.1:23 ). 14 Это семя – слово живого Бога, воспринятое верующею душею, образует в ней нового Богоподобного человека, духовно таинственно сродного с Богочеловеком, так что этот новый человек делается поистине как бы матерью Иисуса, воспринимая Его в душе, как мать воспринимает в утробе; делается братом Иисуса сочетаясь с Ним духовно братским союзом, становясь единым с Ним духом: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). Спаситель говорит: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ). «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

    19И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, 19. Мы — вы: мы, возвестившие вам истинное учение Христово, слышавшие при преображении глас с неба и имеющие вместе с вами вернейшее пророческое слово; вы, внимающие нашему учению о Христе и так же вместе с нами имеющие пророческое слово. Мы имеем, или обладаем, ибо вместе со всеми ветхозаветными и новозаветными верующими получили пророчество, или слово пророческое, как драгоценный дар и наследие от Самого Бога. — Пророческое слово: под этим выражением разумеется не только в тесном смысле пророческое слово, или пророческие речи, или пророческие книги ветхозаветных пророков, заключенные в каноне, или составе, священных книг, но все ветхозаветные книги Священного Писания Ветхого Завета, как одно слово Божие, как письменное откровение Божие, данное в руководство ветхозаветным и новозаветным верующим (Рим. 3:2), так как все священные книги, не только собственно пророческие, в тесном смысле, но и исторические, и учительные, написаны богодухновенными мужами и, в этом смысле, пророками. Мы, новозаветные верующие, кроме пророческого слова, имеем еще апостольское слово, так же вернейшее, как Богом дарованное людям, как новое Божественное откровение, изложенное в письмени по внушению от Святого Духа; но для верующих из иудеев, для которых по преимуществу писал это послание апостол, ветхозаветное пророческое слово имело более важное и решительное для веры и жизни значение, как уже утвержденное, непререкаемое слово Божие, состав же новозаветных писаний еще не был вполне утвержден, как такой канон веры, каковым был канон ветхозаветных писаний. — Пророческое слово апостол называет вернейшим, не просто верным, но более верным сравнительно (степень сравнительная, а не превосходная). С чем, с каким другим словом, сравнивается здесь пророческое слово как вернейшее? Иногда сравнительная степень употребляется вместо или просто положительной, или превосходной — безразлично.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Порядок бесед блаж. Августина здесь тот же, что и в подлиннике.    имеется в виду пророчество Господа Иисуса Христа о суде над праведниками и грешниками (Мф.25:34-45)    «Нет, не умрете» — прим.сост. Беседа 2. О жертве вечерней — Изъяснение Евангелия от Иоанна... (по общему счету 342) О жертве вечерней — Изъяснение Евангелия от Иоанна (пролог)    1. В настоящий раз, братие, должна быть речь о жертве вечерней. Молились мы, воспевая, и молясь, воспевали: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс.140:2). В молитве познаем мы здесь человека, в воздеянии рук — крест. Это есть знак, который изображаем мы на челе, знак, коим спасаемся. Знак осмеянный, чтобы сделаться достойным почтения, презренный, чтобы стать славным. Бог является, чтобы, подобно человеку, молиться об избавлении от опасности. Бог приходит, чтобы, подобно человеку, умереть. И если бы познали Его люди, никогда «не распяли бы Господа славы» (1 Кор.2:8). Это жертвоприношение, где священнодействующий есть в то же время и жертва, избавляет нас пролитою кровию Создателя. Создал нас, когда был безкровным, а искупил нас кровию. Создал нас Тот, о Ком говорится в словах: «В начале было Слово... и Слово было Бог». Им мы созданы. «Все, — говорится далее, — чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть». Вот Кем созданы мы. Теперь послушай, кем мы избавлены. «В Нем, — говорит евангелист, — была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1-5). Все это относится еще к Божеству, к тому, что пребывает неизменным, к тому, для созерцания чего должно иметь сердце предочищенное. «Свет, — говорит, — во тьме светит, и тьма не объяла его». Но пусть мрак обымет Его, чтобы не было мрака. Мрак — это грешники, неверующие. Итак, чтобы не было мрака, Слово стало плотью и обитало с нами. Видите Слово, видите Слово — плоть, видите Слово прежде плоти. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть». Где тут кровь? Вот Он виновник бытия твоего, но еще не цена твоя. Когда же стал Он Спасителем твоим? Когда Слово стало плотью и обитало с нами?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В том же 1816 году Филаретом написано и издано «Начертание церковно-библейской истории». 2 июня его назначили членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии, а 16 июня он утвержден членом совета Императорского человеколюбивого общества. Это общество было создано императрицей Марией Федоровной для помощи бедным и на протяжении ста лет затем много сделало для улучшения жизни нуждающихся. Но главное, чем он полностью увлечен в том году, конечно же перевод. «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так начинается Евангелие от Иоанна. «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» – «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единороднаго от Отца». Слово в данном случае – божественная сущность, воплотившаяся во Христе. Но не будет кощунством сказать, что русское слово нашло свое лучшее воплощение в начале XIX столетия и в величественном труде Карамзина, и в синодальном переводе Нового Завета, осуществленном Филаретом (Дроздовым) . «Вряд ли кто решится утверждать, что этот русский текст Евангелия, известный нам под именем Синодального перевода, имел, да и имеет в России меньшее распространение, чем произведения Пушкина. Даже в советское время, и даже классики марксизма сплошь и рядом цитировали эту Великую книгу не в меньшей степени, чем отрывки из стихов нашего прославленного поэта. И русская Библия, ставшая в середине XIX века настольной книгой в каждой семье, ничуть не меньше повлияла на формирование лексических норм современного русского литературного языка», – пишет архимандрит Геннадий (Гоголев). Работа шла год. Наконец четыре Евангелия были представлены на суд Синода, члены которого ознакомились с переводом, сделали несколько замечаний и высказались за публикацию. Но выход книги Филарет встречал уже не архимандритом, а епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Такая мысль раскрывается в псалме 147-м. Господь невидимо хранит Иерусалим, благословляет угнетённых врагами сынов его и восстановляет его дом из развалин. Так Он „посылает Слово Своё на землю, быстро течёт Слово Его. Даёт снег, как волну, сыплет иней, как пепел. Бросает град Свой кусками: пред морозом Его кто устоит? Поймёт Слово Своё и всё растает: подует ветром (Духом) Своим, и потекут воды. Он возвестил Слово Своё Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу и судов Его они не знают“ ( Пс.147:4–9 ). —392— Итак, напрасно малодушные или маловерующие говорят: „где Слово Господне? пусть оно придёт!“ ( Иер.17:15 ) или „я буду счастлив, не смотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего“ ( Втор.29:19 ). Слово Божие, Божественный Промысл не чужд самых, по-видимому, соблазнительных явлений, когда страдает праведник и возвышается нечестивый. Всё это разъясняет книга Иова, псалом 21, 36, 72 и др. Господь иногда нарочно попускает нечестивому, чтобы затем со всей силой посрамить Его и явить Слово Своё. „Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его“ ( Пс.36:12–13 ). Такой день судов Божиих над нечестивцами с особенной силой описан в книге Премудрости, где подобное явление Слова Божия достигает высшей степени олицетворения; здесь олицетворение уже не может быть принято за простую метафору, а усваивает Слову Божию личную жизнь. Речь идёт об избиении первенцев египетских за упрямое непослушание Богу их горделивого властителя – Фараона. „Сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твоё, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твоё повеление, и ставши наполнило всё смертью: Оно касалось неба и ходило по земле“ ( Прем.18:15–16 ). Далее Слово спасает народ по молитве Аарона (ст. 22). Если мы сравним это изречение с нижеследующим в Апокалипсисе Святого Иоанна, то уже совершенно ясно увидим, что Апостол не только по идее, но и по выражениям связывает своё учение о Слове с ветхозаветным. Богослов видит отверстое небо и исходящего оттуда Всадника, „Который праведно судит и воинствует... Он был облечён в одежду, обагрённую кровью, Имя Ему: Слово Божие... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих“ ( Откр.19:11–16 ). Насколько ясно, что сей образ Апокалипсиса, как и все прочие образы Его, взяты из Ветхого Завета даже по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В полной мере слово Бога приобретает свойства действующего субъекта при описании 10-й егип. казни: «...когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч - неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью: оно касалось неба и ходило по земле» (Прем 18. 14-16). Упоминание о слове Бога заменяет здесь рассказ о «губителе» (  ) в кн. Исход, где говорится о том, что Бог не пустит губителя в дома израильтян (Исх 12. 23); в Книге Премудрости Соломона слово посылается Богом для наказания египтян. «Губитель» в Книге премудрости Соломона упоминается в др. контексте - в повествовании о бедствии, постигшем евр. народ в пустыне; в этом рассказе слово, действующее через Аарона, противопоставлено «губителю». Подобно тому как слово Бога совершило наказание египтян, слово в устах Аарона избавляет израильский народ от наказания: «Он победил истребителя не силою телесною и не действием оружия, но словом покорил наказывавшего» (Прем 18. 22). Параллелизм присутствует и в указании на слово Бога, «касавшееся неба и ходившее по земле» (ср.: Прем 18. 16), и на Аарона, «на подире» к-рого «был целый мир» (Прем 18. 24). Слово Бога, наполнявшее мир, «наполнило все смертью»; Аарон, на одеянии к-рого был запечатлен целый мир, привел в страх «губителя» (ср.: Прем 18. 25). Особый акцент, к-рый в Книге премудрости Соломона ставится на том, что именно слово Бога, было совершителем наказания, может быть объяснен тем, что рассуждение о непосредственно наказывающем Боге было способно привести в недоумение читателей. Однако в книге не содержится развитой теодицеи; внимание сосредоточено на идее воздаяния праведникам и грешникам, которую иллюстрирует последовательное сопоставление наказаний, понесенных египтянами, с избавлением, дарованным евреям. Введение в кульминационный момент образа наказывающего слова Бога (логоса) служит раскрытию представления о происходящей от Бога и проявляющейся в истории высшей справедливости.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

39. Наконец, в следующих за этим свидетельством местах апостол благодарит Бога за уверовавших – не потому, конечно, что им возвещено было Евангелие, а потому, что они уверовали. Ибо говорит: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его. Посему и я, услышав о вашей вере во Христе Иисусе и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога» ( Еф 1, 13–16 ). Вера их была совсем недавней и свежей после проповеди Евангелия, и, услышав об этой вере, апостол благодарит за них Бога. Если бы он благодарил человека и при этом полагал бы или знал, что тот не дал того, за что он его благодарит, то сие называлось бы скорее лестью или насмешкой, а не благодарением. «Не заблуждайтесь, Бог поругаем не бывает» ( Гал. 6, 7 ), – ибо даром является также и начавшаяся вера, чтобы благодарение апостола не было осуждено по заслуге как ложное или лживое. Что же? Неужели начало веры не проявилось среди фессалоникийцев, за что тот же апостол, однако, благодарит Бога: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли его не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих» ( 1Фес. 2, 13 )? По какой же причине благодарит апостол? Ведь суетно и тщетно благодарит, если Тот, Кого благодарит, не сделал того, за что благодарит. Но, поскольку сие не суетно и не тщетно, то, конечно, Бог, Которого он за это благодарит, Сам и сделал, чтобы, приняв от апостола слово Божие, они приняли его не как слово человеческое, но как истинное слово Божие. Итак, Бог, действуя в людских сердцах посредством того согласного с намерением призвания, о котором мы уже многое сказали, дает им не впустую слушать Благую Весть, но, чтобы услышав, обратились и уверовали. Ибо они принимают сие не как слово человеческое, а как истинное слово Божие. Глава 20 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«А все сие произошло, да сбудется реченное через пророка» ( Мф. 1:22 и 2:15). «Сам Давид сказал Духом Святым» ( Мр. 12:26 ). «Возвестил (Господь Бог) устами бывших от века святых пророков Своих» ( Лк. 1:70 ). «Предрек Дух Святой устами Давида об Иуде» ( Деян. 1:16 ). «Да сбудется реченное в Писании» ( Ин.19:24, 36 ), или «ибо так написано чрез пророка» ( Мф. 2:5 ) и т. д. Текстов подобного рода очень много и нужно только внимательно проследить их по Библии, чтобы поразиться, как предусмотрено нападение на Слово Божие и как замечательно дается средство для укрепления веры и отражения критики. Закончим свидетельство Боговдохновенности самим Писанием, текстом, вскрывающим глубину тайны Слова Божия, побуждающую нас перевести очи веры на Откровение Бога – Господа нашего Иисуса Христа: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог , Оно было вначале у Бога. Все чрез Него – начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... И Слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины“ ( Ин. 1:1–4,14 ). Вот где разгадка Боговдохновения Писания. Бог Отец – Источник Слова, Бог Сын – Слово, Бог Дух Святой – Проводник Слова от Бога к человеку, а человек лишь сосуд для Слова Бога! Принимающий Сына принимает и Отца; принимающий Христа – Слово принимает и Библию как Слово Божие, потому что природа их одна. Библию не принимают за Слово Божие чаще всего те, кто не принимает Христа, как Сына Божия. Для них все остается темным и подозрительным. Но тот, кто принял Христа, как своего личного Спасителя, кто просветился Его светом, для того все во свете Истинного Слова ясно и доступно вере. 3. Свидетельство Иисуса Христа. – Необходимо прежде всего обратить внимание на том факт, что Христос изъясняя Св. Писание Ветхого Завета ни разу не предупредил Своих учеников о существующих в нем ошибках. Если бы их на самом деле можно было допустить, то разве Он не сделал бы этого? Вспомните с какой силой восставал Он против ошибок того времени и как он стремился исправить ошибки самих учеников ( Лк. 9:55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Об этом говорит апостол Иоанн в своём первом соборном послании: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши – о Слове жизни», о Господе Иисусе Христе. Он говорит об Иисусе, с Которым апостолы имели постоянное, самое живое общение, Которого видели глазами своими, слышали ушами своими и осязали руками. Он говорит, что это Слово, Бог – Слово, имеет предвечное существование. «Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это Святейшее Слово, это Второе Лицо Св. Троицы, всегда, от начала, было у Бога, Оно было присуще Богу. И как слово человеческое рождается из ума человеческого, так и Бог Слово предвечно рождается от Бога Отца: «Слово было Бог». Какое ещё более определённое утверждение о Божестве Господа Иисуса Христа можем мы ждать, чем утверждение: «Слово было Бог». «Оно было в начале у Бога», – Оно всегда существовало в Боге, в уме Божием, – «все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:2–3 ). Ничто, получившее начало, получившее существование, не начало быть без Него, от Него получило оно своё начало. Как это себе представить? Как представить такое таинственное и дивное единение Бога Слова со всей Св. Троицей? Это объясняет нам св. ап. Павел, ибо в своём послании к Коринфянам он называет Господа Иисуса Христа Божией Силой и Божией Премудростью. Разве возможно, чтобы Божия Сила и Божия Премудрость не была едина с самим существом Божиим? Разве возможно, что было время, когда не существовало Божией Силы, Божией Премудрости? Св. ап. Павел называет Господа Иисуса Христа сиянием Отца. Сияет солнце на небе и изливает свой свет, своё сияние на всё поднебесное. Разве возможно себе представить, что было время, когда солнце не сияло и не изливало на землю свое дивное сияние? Если Господь Иисус Христос называется сиянием славы Отца, то это несомненно значит, что Он всегда существовал, всегда был присущим Отцу и единосущным с Ним, ибо всегда из существа Св. Троицы исходило Божественное сияние, и это сияние – Господь наш Иисус Христос. «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:4–5 ). Он для всех нас источник жизни – жизни вечной, жизни истинной, и эта жизнь – свет для человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Говорят, подняв его тело, несли на руках (и) положили у дверей Иоанна; и кого он не желал видеть при жизни, этого мертвый искал, прося себе жизни и веры. Так некогда сделали и вселукавые иудеи: от живого Христа отверглись, а умершего исповедали Сыном Божиим. Они отверглись Его, сказав слепцу: « Мы Моисеевы ученики… Сего же не знаем, откуда Он » ( мы Моисеевы есмы ученицы, сего же не вемы откуду есть ) (Ин. 9:28, 29). Прозрел слепец, и омрачился неразумный народ. Сыном Божиим исповедали при кресте, когда, склонив голову, Он испустил дух, и копьем пронзили прославляемый Его бок, и истекло много крови и воды; (тогда) восклицали громким голосом иудейские дети и говорили: « воистину Он был Сын Божий » ( воистинну Божий Сын бе сей ) (Мф. 27:54). Иоанн, при жизни своей, проповедник богопознания, получивший благодать Святого Духа, оратор церкви, светильник благочестия, глаз Азии; он низверг демона Артемиду, и в целом мир велегласно проповедал Бога Слова: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог » ( в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово ) (Ин. 1:1). Спросим ловца рыб и писателя святого Евангелия, кто его этому научил, какой отец внушил это произнести, в какой книге он это нашел и возгласил? Но никто его не научил, и в книге он не нашел; на Владычную грудь он возлег и, просветив свой ум в глубине мудрости и знания, возгласил: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ». Что мне сказать больше написанного? Ты слышал, что в начале бе, т. е. в Отце и с Отцом, и Богом был из Бога и Отца, несказанно и бесстрастно рожденным прежде веков. Ему слава во веки веков. Аминь. На преображение ВОСХОДЯЩЕЕ солнце простирает свои лучи на весь мир; и восток рождения по плоти Владыки Христа посылает во всю вселенную своих учеников, как бы лучи. И сегодня, как светильники, освещают это священное собрание Петр, Иаков и Иоанн, ловцы неверных и раньше заблуждавшихся в богопознание, пользовавшиеся вместо трости крестом, вместо каната тройным исповеданием извлекавшие духовных рыб из глубины нечестия; они (были) общниками со своим Учителем в неизреченных тайнах, сделавшись самовидцами и самослушателями несказанных и незримых дел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010