« Наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познаётся всё остальное, а не они через то, что им подчинено». Но ведь всё это означает, что, во-первых, неотъемлемым объектом познания должны быть причинно-следственные связи; во-вторых, уточняется сама направленность процесса познания – от следствия к причине; в-третьих, называется высшая цель – познание первоначал. Удовлетворяет ли этим критериям оказавшаяся в центре обсуждения механика? Обратимся вновь к словарю Вл. Даля : «Механика: математика, приложенная к законам равновесия и движения тел; наука о силе и сопротивлении ей; искусство применять силу к делу и строить машины; наука выгодного приспособления». Здесь, как видите, нет ни намёка на приведённые выше критерии Аристотеля. Но ведь механика, несмотря на свой весьма строгий математический аппарат, и вправду не занимается выявлением каких-либо первоначал. Гениальность Ньютона заключается в открытии законов, ставших фундаментом классической механики, их чёткой формулировке и экспериментальном подтверждении, и только; то же относится и к закону всемирного тяготения. Но все они представляют собой всего лишь реальные следствия, причины которых неизвестны, причём сам Ньютон, верный своему методу индукции, вообще не пытался их искать, высказавшись предельно кратко: « h ypotheses non fingo » («гипотез не измышляю»). И своё собственное мировосприятие он выразил на склоне лет с предельной откровенностью достаточно образно: « Не знаю, как другие, а я чувствую себя ребёнком, который бродит весь день у кромки воды, находя то раковину, то отшлифованный волной камешек, тогда как огромный океан истины простирается перед ним, безграничный, неисследованный». Отношение Пушкина к просвещению и науке После несколько затянувшегося обсуждения сугубо исторического подхода к восприятию в России просвещения и науки в начале XIX столетия назрела необходимость уделить особое внимание отношению к ним Александра Сергеевича Пушкина. К этому побуждает прежде всего оценка и его творчества, и самой личности многими авторитетными представителями разных поколений, самым ёмким выражением которой является: « Пушкин – наше всё», не потерявшим значимости до настоящего времени, хотя родилось это умозаключение более полутораста лет тому назад. Вполне уместно привести здесь его расшифровку после двоеточия самим автором:

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/12/...

Излишний ригоризм порой надуманных дихотомий (язык - речь, строгость - нестрогость, etc.), слава Богу, постепенно теряет актуальность. Хочется думать, что это не упадок, а зрелость науки. И на наших съездах говорят о постепенном переходе «от закрытых структур к открытым». Эталону «открытой структуры» более всего соответствует словарный состав, лексика, хотя бы по одному тому, что перед ним(и) пасовали структуралисты, эти «охотники за системностью». Теоретики вновь обращаются к словарю. Ещё в студенческие годы О.Н. Трубачёв увлекся сравнительным языкознанием, тогда-то у него и возникла идея полной, насколько это возможно, реконструкции праславянского лексического фонда. Задуманный Трубачевым «Этимологический словарь славянских языков» (выходит с 1974 г., на сегодняшний день издано 37 тт.) стал новым явлением в отечественной и мировой славистике; одновременно осуществилась его заветная мечта - сопоставить славянские языки в синхроническом и диахроническом разрезе. Учёный подчёркивал, что это «первый в науке опыт праязыковой лексикографии вообще». «На основе коллективно составленной картотеки весь текст словаря пишет Трубачёв, - отмечал профессор С.Б. Бернштейн. - Этим объясняется однородность всех элементов словаря, его цельность, единство в подаче материала и его семантического и словообразовательного анализа. Такого единства нет в польском этимологическом словаре, выходящем под общей редакцией Ф. Славского. Под руководством Трубачёва работать трудно, ибо он требует полной отдачи сил, чёткой организации труда, точного выполнения всех планов. Это однако никогда не вызывает нареканий или обид, так как к самому себе он относится ещё строже. Во многих отношениях Олег Николаевич может служить примером». До 13-го тома включительно весь текст словаря принадлежит О.Н. Трубачёву; далее словарь писался в соавторстве с сотрудниками Сектора этимологии Института русского языка РАН. Этот труд Трубачёва был отмечен золотой медалью им. В.И. Даля в 1995 г. Но следует сказать, что прежде чем начал выходить этот словарь, Трубачёв завершил почти десятилетний труд над переводом с немецкого «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера (в 4 тт.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Забавно, но и грустно слышать, с каким восторгом женщины и девушки говорят о себе: «Да, я такая! Я - стерва!», выражение «милая стервочка» и утверждение что «мужчины любят стерв». «Стерва», в прямом смысле, по словарю Владимира Ивановича Даля, - труп околевшего животного, скота; падаль, мертвечина, дохлятина, упадь, дохлая, палая скотина. Теперь перечитаем буквально: «Да, я такая! Я - падаль!» Это очень самокритично! «Милая дохлятина». Действительно, очень мило! «Мужчины любят мертвечину, упадь, палую скотину». Становится не по себе, от такого мнения, правда? Хорош русский язык, безграничен! Часто в самих словах уже кроется для нас ответ на вопрос: что истина, что плохо, что грешно. Стоит только прислушаться к родному языку, рассмотреть его исковерканного, и многое откроется. Девушку кроткую, целомудренную язык не повернется назвать «милой стервочкой», потому что тление ее не коснулось. А когда уже грех смердит, то каждый вслед скажет: «Вот это стерва!» Корень нашего языка там, во Святой Руси, оттуда он берет силу и несет смысл. Читая Псалтирь Славянский язык очень красив. Какие образы встречаются в псалмах царя Давида! «Бых яко нощный вран на нырищи...» (Пс. 101) Читаешь эту фразу, и ощущается холод ночи, навеянный огромными крыльями близко пролетевшей хищной птицы. В «Полном словаре церковно-славянского языка» Дьяченко эти слова переводятся так: «Нощный вран» - учителя церковные разумеют под этим именем филина, как ночную птицу. «Нырище» - расселина, развалина. «Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к тебе, Боже...» (Пс. 41) Как поэтичен и вместе с тем верен этот образ! НЕПОНЯТНО Непонятных слов в Псалтири много. Но как она преображается, когда их становится меньше, сколько новых смыслов можно почерпнуть в псалмах! А главное, начинаешь осознавать всю огромность, бескрайнее богатство библейской поэзии, где человек, не заключен в тесный мирок своей истории, а живет во Вселенной среди звезд, а Бог - всеобъемлющий, вездесущий и грандиозный Создатель Мира.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто такие правые и как им объединиться? О политических организациях и идеологиях в современной России и задачах правых 11.05.2016 4375 Время на чтение 20 минут В последнее время некоторыми патриотическими организациями стали высказываться предложения об объединении и создании правого патриотического блока-объединения. В частности, такое объединение предлагали представители Всероссийского общественного патриотического движения «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ», призывая к созыву Собора « Москва - Третий Рим». Также звучат призывы к объединению и на дискуссионных клубах, организуемых Всероссийским общественным движением «Народный Собор». Но патриотическое объединение разных организаций должно быть на какой-либо общей базе, платформе, идеологии и общем мировоззрении. А так патриотами являются и левые, и правые, и центристы. Патриотами считают себя коммунисты и либералы, западники и славянофилы, республиканцы и монархисты, верующие и атеисты, сторонники империи и сторонники федерации, националисты и демократы, сторонник рыночной экономики и сторонник плановой экономики... И в целом они все правы. Ведь они все любят Родину, Отечество, Россию. Они желают блага своей стране, но по своим политическим программам и по-своему видят это благо исходя из партийно-политической идеологии и своего мировоззрения. Поэтому объединить в одно общее движение, в один патриотический блок столь разных по взглядам патриотов (левых, правых и центристов) в обычной нормальной мирной обстановке представляется очень сложным, столь уж разные взгляды на прошлое, настоящее и будущее России, на пути и методы реформирования Россииу них... Что такое вообще патриотизм? Значение слова Патриот по словарю Д.Н.Ушакова: ПАТРИОТ (греч. patriotes - земляк) - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Значение слова по толковому словарю В.И.Даля: ПАТРИОТ, патриотка, - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. - любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отчий, отчий, отчиный.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

2031 В. И. Даль («Толковый Словарь живого великорусского языка», 1866 СПБ, Ч. I, стр. 384) дает объяснение иное. Он сближает слово тороки или тороци не с торока или тороко – ремешки позадь седла, для пристежки, – а с торок, что на архангельском наречии значит порыв, удар ветра, шквал. Отсюда у Даля получается, что «тороки и тороци, икнпсн. – ток Божественного слуха, изображенный на иконах в виде излучистой струи, тока, лучей», хотя далее приводится и обычное значение для тороки – тесемка, лента. Можно указать еще, что слово торжеиный или торчеиный (от торчать?) значит поднятый к верху, закрученный (напр, «усы торженые»). (И. Ф. Наумов, – Дополнения и заметки к Толковому Словарю Даля». Прилож. к XXIV т Зап. Имп. Ак. Н. I, СПБ, 1874, стр. 37). 2034 Такова икона Софии, находящаяся в Оптиной Пустыни в келлии у о. игумена М. Икона эта – превосходной, – итальянской, по-видимому, работы (сужу по технике письма и по надписям – греческим и славянским, которые сделаны настолько безграмотно, что показывают полное незнание этих языков иконописцем. – Нечто вроде этой иконы я видел еще в Тифлисском Церковном Музее при Сионском Собор, в Митрополичьих покоях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и еще кое-где. 2035 Так – на Киевской иконе, на описываемой же не все можно разобрать вследствие мелкости изображений. 2036 Подробности см. у Филимонова, – «Очерки и т. д.» стр. 20; Прот. П. Лебединцева , – «София – Премудрость Божия в иконографии Севера и Юга России» («Киевск. Старина», Т. X, 1884 г. Сентябрь, стр. 556 след.). Прот. Петра Орловскаго, – «Св. София Киевская, ныне Киево-Софийский кафедральный Собор», изд. 2-ое, Киев 1901 г., стр. 50–52; Е. Болховитпиова [Митрополит Киевский Евгений] – «Описание Киево-Софийского Собора и Киевской Иерархии». Киев, 1825, стр. 16 след. Гр. М. Толстого , – «Иконы Софии, – Премудрости Божией» («Душеп. Чтение», 1890 г. Ч. I, стр. 458–460). Сочинитель «Писем о богослужении», – Древности и символичества Софийского Собора («Прибавления к изданию творений святых отцев», ч. 18, т. 1859, стр. 553).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изображение разбираемой нами миниатюры см. в книге: М. Didron. — Iconographie chretienne. Histoire de Dieu. Paris, 1843, pp. 160–161; Fig. 50. ( < < back) Еп. Виссарион [Нечаев], — Иконы и др. свящ. изображения в русск. Церкви (в сбор. «Духовная пища», изд. 2–е, М., 1891 г., стр. 284) называет эту Софью Холмогорскою. ( < < back) «Жалобница благовещенского попа Селивестра» ([Бодянский], — Московские соборы на еретиков XVI в. в царств. Ивана Васильевича Грозного, М., 1847, стр. 20. Акты Археограф. Экспедиции, Т. I, стр. 248). ( < < back) < >< back) > Толстой, стр. 241. — Арсеньев, стр. 263–264. — Филимонов, стр. 5–6. — Никольский, стр. 291. Тут описывается икона на переплет Новгородск. Синодика XVII в. — [Муравьев], — стр. 553–554 [ 702 ]. Еще я пользовался некоторыми иконами Софии Новгородской: в Успенском Соборе Свято–Троицкой Сергиевой Лавры (1–ый ярус иконостаса, 2–я икона справа от Царских врат); в Костромском Успенском Соборе (стенопись притвора, у входа, справа и на наружной Алтарной стене, — северной, что составляет замечательную особенность этого храма); в Церковном Музе при Моск. Дух. Академии; в боковом притворе Троицкого Собора Свято–Троицкой Сергиевой Лавры; в Московской Третьяковской галлерее 54); — стенописью Московского Успенского Собора: в Церковном Музее при Киевской Дух. Акад. 2570, в складне) и др. ( < < back) Даль ([ 7 ], СПб., 1866, ч. I, стр. 384=3–е изд., т. 4, стлб. 606) дает объяснение иное. Он сближает слово тороки или тороци не с торока или тороко — ремешки позадь седла, для пристежки, — а с торок, что на архангельском наречии значит порыв, удар ветра, шквал, Отсюда у Даля получается, что «тороки и тороци, икнпсн. — ток божественного слуха, изображенный на иконах в виде излучистой струи, тока, лучей», хотя далее приводится и обычное значение для троки — тесемка, лента. Можно указать еще, что слово торженный или торченный (от торчать?) значит поднятый к верху, закрученный (напр. «усы торженые»). (И. Ф. Наумов, — Дополнения и заметки к Толковому Словарю Даля. Прилож. к XXIV Т. Зап. Имп. Ак. Н. 1, СПб, 1874, стр. 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

...митрополит-нехай... – Здесь речь идет о Варлааме Ясинском, воспитаннике Киевской духовной академии, позднее ставшем ее ректором и настоятелем Киево-Печерской лавры. С 1690 по 1707 г. он был киевским митрополитом. Известен как духовный писатель, побудивший Димитрия Ростовского к составлению Миней четиих. Негативное отношение русского паломника к киевскому митрополиту, скорее всего, связано с тем, что Варлаам Ясинский выступал против объединения русской и украинской православных церквей и подчинения московскому патриарху. По «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, нехай – украинец, хохол – презрительное прозвище выходцев из украинских и белорусских земель, употребляющих в речи слово «нехай». ... церковь хороша Михаила Златоверхова. – Михайловский Златоверхий собор был сооружен в 1108–1113 гг. по приказу князя Святополка Изяславича в Дмитровском монастыре на Михайловой горе, основанном около 1062 г. его отцом Изяславом. В XII в. собор стал родовым у потомков князя, усыпальницей киевских князей; по главному храму монастырь, где он находился, стал называться Михайловским Златоверхим. ...мощи святыя великомученицы Варвары... – На Руси был широко распространен культ святой Варвары, принявшей мучения за веру в финикийском городе Гелиополе при императоре Максимиане около 306 г. Тело святой было погребено в Гелиополе, а затем перенесено в Константинополь, где для этого был построен храм Святой Варвары. На Русь мощи Варвары были принесены в 1108 г. дочерью византийского императора Алексея Комнина Варварой, вышедшей замуж за киевского князя Святополка Изяславича, и положены в Михайловском Златоверхом монастыре. К л. 16. Нижний город – Подол, один из древних районов Киева, расположенный в прибрежной низине между устьем реки Почайны и стопами холмов Щековицы, Замкового, Старокиевского. В XVII – начале XVIII в. на Подоле помещались магистрат, Киевское братство, Киевская академия; здесь селились ремесленники и торговцы. К л. 16 об. ...мостовщины берут с воза по два алтына, а с порозжей – по шти денег, а с пешего – по копейки. – Мостовщина – пошлина за проезд по мосту вне города, селения. Деньга (московка) – монета определенного достоинства (0,34 г серебра), после унификации монетной системы в XVI в. стала основной денежной единицей в Русском государстве. В начале XVIII столетия копейка – 2 деньги, алтын – 6 денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Благочестие – 1) образ жизни подлинного христианина, выражаемый в любви к Богу и деятельном стремлении к Нему, соблюдении Его заповедей , истинном богопочитании ; 2) добродетельность; 3) деятельность Бога как Источника и Подателя благ , направленная в мир ( 1Тим.3:16 ). Противоположное значение – нечестие. Благочестие показное и подлинное Благочестие – добродетель, к которой стремится каждый православный христианин. Тем не менее, некоторые люди, как правило, новички в Церкви, не совсем правильно понимают‚ что включает в себя это понятие. Обратимся к словарю: благочестие – это истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле (Толковый словарь В. Даля). Но что необходимо для достижения такой высокой добродетели? В чем она выражается? Что наполняет смыслом это понятие? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы в беседе с игуменом Исидором (Минаевым), настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. – Частенько ловишь себя на мысли: а правильно ли мы понимаем, что такое благочестие? Отец Исидор, можете ли Вы объяснить, что такое благочестие, простыми, не книжными словами? – Каждый, кто ставит перед собой вопрос о благочестии, должен понимать, что любое явление имеет две категории: форму и содержание. У нас, православных христиан, внешние формы очень пышные – в архитектуре, в песнопениях, в иконописи, в церковных обрядах – и порой за внешним исполнением обрядов мы теряем внутренние нравственные ориентиры. Мне кажется, что истинно благочестивый человек – это тот, который и внешне может проявить свои чувства: встать на колени, поцеловать икону, соблюсти пост, возжечь лампаду, – но он и внутренне должен уметь соответствовать этому понятию: уметь слушать других людей, заботиться о ближних, не быть равнодушным к чужой беде. В Священном Писании упоминается один святой, о котором написано буквально несколько строк, но это очень великий святой, потому что он живым был взят на Небо. Это Енох. Про него написано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Что такое ходить пред Богом? Это значит каждое свое слово, каждый поступок или отсутствие поступка мы должны соизмерять с Богом, т.е. всегда думать: а как Бог на это посмотрит?.. И если мы постоянно будем это иметь в виду, то у нас появится устойчивый навык благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/blagochestie

Он вел немало победоносных войн и за всю свою жизнь лишь единожды проиграл битву с печенегами, да и то лишь по причине того, что неверно оценил величину их войска. Следует отдать должное нашим летописцам-монахам: они никогда не делали из князя живую икону, правдиво передавая его личностные характеристики, не скрывая и недостатков, вполне, впрочем, свойственных языческому времени. В язычестве не возбранялось многоженство, и князь имел нескольких жен и еще больше наложниц. Любил он и разгульные хмельные пиры, опять же вполне в соответствии с языческой традицией. Был жесток и мстителен, но опять же это нисколько не противоречило бытовавшим языческим обычаям. Однако, приняв Крещение, Владимир внутренне преображается, он навсегда остается верен своей последней жене и даже разбойников и убийц не решается казнить, не желая согрешить против заповеди «не убий», и лишь по специальному разъяснению духовенства воздает преступникам по заслугам. Миф о якобы иудейском происхождении Владимира отлично разобран иереем Георгием Максимовым : «... Неоязыческие писатели дружно уверяют, что будто бы князь Владимир был евреем по матери, что якобы «его матерью была еврейка Малка, дочь раввина, тоже носящего имя Малк, из русского города Любеч». Это один из тех примеров наглого вранья, которое они произносят тоннами, не краснея. Мать князя Владимира звали Малуша (в такой форме оно приводится во всех древних летописях: Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской и Новгородской первой. В форме «Малка» оно встречается впервые лишь в Никоновской летописи, составленной в XVI веке и, видимо, является следствием ошибки переписчика, перепутавшего ее имя с именем отца), это славянское имя. Согласно словарю Даля, слово «малуша» происходит от прилагательного «малый», это женская форма имени Мал. Подобные «говорящие» имена были нередки в языческой Руси. Оно могло означать, что Малуша была младшей дочерью в семье или имела малый рост. Она была рабыней княгини Ольги, но затем вступила в незаконную связь с сыном Ольги Святославом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

Если мы посмотрим внутренние тексты иудеев, например, что пишется в Талмуде об Иисусе, что о Нем пишется в таких антихристиански х сочинениях как «Толдот Иешу» и «Сефер зерубавел», широко распространенных в средние века среди евреев, то мы увидим кощунства и издевательства. Как и в книгах Гудмана и т. п. Неоязычники почему-то скрывают один важный факт: иудаизм в средние века был миссионерски активным. Они старались обратить в свою веру другие народы, и иногда у них это получалось, как, например, в Химьяре и в Хазарии. Иудеи проповедуют князю Владимиру. Так вот, иудейские миссионеры приходили и к князю Владимиру, когда он задумался о выборе веры. Им не было нужды предлагать князю Владимиру христианство, которое было наполнено многими антииудейскими полемическими трактатами. Они предлагали ему иудаизм напрямую. Христианство для них было конкурентом, как и ислам. Если бы князь захотел бы, то принял иудаизм. Но он отказал им. Вслед за Е. Н. Емельяновым , неоязыческие писатели дружно уверяют, что будто бы князь Владимир был евреем по матери, что якобы «его матерью была еврейка Малка, дочь раввина, тоже носящего имя Малк, из русского города Любеч». Это один из тех примеров наглого вранья, которое они произносят тоннами, не краснея. Мать князя Владимира звали Малуша 28 , это славянское имя. Согласно словарю Даля слово «малуша» происходит от прилагательного «малый», это женская форма имени «Мал». Подобные «говорящие» имена были нередки в языческой Руси. Оно могло означать, что Малуша была младшей дочерью в семье или имела малый рост. Она была рабыней княгини Ольги. Но затем вступила в незаконную связь с сыном Ольги Святославом. Княгиня Ольга, прогневавшись, отослала ее в село Будутино, где та и родила Владимира. Отцом Малуши и ее брата воеводы Добры-ни (тоже славянское имя) назван Малк Любечанин. Все ученые согласны в том, что он был славянином, но есть разные версии о том, к какому конкретно племени принадлежал. Д.И. Прозоровский и А.М. Членов полагали его древлянином, В.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010