По сути, участники евангельских групп, читая Писание, исполняют заветы святых отцов. Размышление над Священным Писанием Однако, известно также, что святые отцы часто говорят, что не надо дерзать толковать Писание по собственному разумению. Например, святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2 Пет. 1, 21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?» Также и 19 правило Трулльского Собора говорит: «Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго». Казалось бы, все понятно. Нельзя толковать Священное Писание иначе, чем по Отцам, т. е. нельзя над ним размышлять, а тем более вслух, в присутствии других людей. Те евангельские группы, где участники имеют наглость что-то говорить от себя, а не просто цитируют или пересказывают святоотеческие творения, нужно разогнать как еретические. Логично. Но что тогда делать со святоотеческими высказываниями такого плана: «Когда читаешь Божественное Писание, то не имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово» ( прп. Никодим Святогорец ). Или такого: «Если скажут тебе, что стремление к совершенству есть мечтательство, что любовь к мудрости есть дерзкое мудрование, что размышление о вере, поучение в законе Божием, чтение слова Божия или не нужно, или опасно: вслушайся внимательно, походит ли это на глас Ангельский, на учение духовное, на проповедь небесную? Сличи с сим истинный и чистый глас пророческий: блажен муж, егоже воля в законе Господни и в законе Его поучится день и нощь (Пс 1,2). Сличи с сим учение Божественного Учителя: испытайте писания (Ин 5,39). Сличи с сим внушение Апостола: слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости, учаще и вразумляюще себе самех (Кол 3,16)» ( святитель Филарет Московский ).

http://pravmir.ru/evangelskie-gruppy-eto...

Великий вторник: Сшествовать, спострадать и сораспяться Господу Пересмотри жизнь свою, и сличи ее с заповедями Евангельскими, отметь все несообразное с ними, сознай виновность свою в том и осуди себя без самооправдания, сокрушись сердцем и оплачь все, чем оскорблен Господь, и исповедуйся во всем без утайки, с твердым намерением не поддаваться более греховным увлечениям 30 марта, 2009 Пересмотри жизнь свою, и сличи ее с заповедями Евангельскими, отметь все несообразное с ними, сознай виновность свою в том и осуди себя без самооправдания, сокрушись сердцем и оплачь все, чем оскорблен Господь, и исповедуйся во всем без утайки, с твердым намерением не поддаваться более греховным увлечениям Грядый Господь на вольную страсть, Апостолом глаголаше на пути: се восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет на пропятие. Приидите убо и мы, сшествуем Ему и сраспнемся Его ради житейским сластем . Так святая Церковь приглашает нас сшествовать, спострадать и сораспяться Господу в дни сии, посвященные воспоминанию Его Божественных страданий и смерти. Как послушные чада, вы вняли сему материнскому призванию и вступили в указанный ею путь сшествия Господу. И мне предлежит ныне не убеждать вас к повиновению, а, утешаясь вашим повиновением, пожелать лишь, чтоб вы полнее и совершеннее привели к концу уже начатое вами. И в самом деле, если б кто из вас спросил: вот Церковь приглашает нас сшествовать Господу, идущему на вольную страсть, как же это нам сделать; то им нечего было бы ответить, кроме разве: делайте, что делаете, только делайте, как следует — и будете сшествовать Господу. Вот вы поститесь, ходите в церковь и дома молитесь, оставили на время житейские дела и пребываете более с собою, наложили на себя благочестивые занятия и отнимаете для того часть времени у сна — большую или малую. Так и делайте. Пощение до того, чтоб тело ощущало лишение довольства в пище и питии, труд молитвенный до утомления плоти, устранение обычных взаимных соотношений с принуждением себя к занятиям душеспасительным, бодрствование, несмотря на то, что клонит ко сну, и многое другое, сопряженное с выполнением говения, составляет первый шаг в следовании за Господом на распятие.

http://pravmir.ru/sshestvovat-spostradat...

3 См. сербскую песню о Иоване и Дивском старейшине: «Серпске нар. пиесме» Вука Караджича, ч. 2, 8. 4 Сличи в «Сербских песнях» Ледян город, в котором Ербен видит связь со сказочной Стеклянной, или Ледяной, горою. – Серпске нар. пиесме. ч. 2, 29. – Русск. беседа, 1857, 4. 5 Очень важно сближение этого мотива с древненемецким эпизодом из готского эпоса о Гильдебранде. 7 «Не грозна туча во широком поле подымалася, не полая вода на круты берега разливалася; а выводил-то молодой князь Глеб Олегович рать на войну. Как прочуял змей Тугарин рать немирную, и начал мутить Оку реку широкиим хвостом. Широка Ока река возмутилася, круты берега разсыпалися, мутна вода разливалася. Нельзя к змею подойти, нельзя змия войной воевать». – Этот змий Тугарин в сказке называется начальником, ханом Татарской Орды. Сахаров. Рус. народн. сказки, с. 122, 144. 11 Миф этот в «Беседе» выражен в следующих наивных словах: «Вопрос: что есть вол корову роди? Господь землю сотвори». 13 Подробные исследования об этом предмете изложены мною в сочинении о влиянии христианства на славянский язык и в других монографиях. 14 Замечательное выражение «мир-народ» встречается в XVII в. в одной из песен, записанных англичанину Ричарду Джемсу (1619–1620 гг.) 15 Сличи с этим символич. толкование «Беседы»: «Что есть: еже рече писание: видех жену седящу на мори и Змия лежаща при ногу ея, егда хотяше жена рожати отроча, и Змия пожирашеть ея. Ответ: Море глаголет весь мир, жена же бысть Церковь , по среде мира, а змия есть дьявол», и проч. Об Иерусалиме: «Который град прежде всех сотворен и больше всех? Ответ: Ерусалим град прежде всех сотворен и больше всех, в нем же пуп земли, и Церковь Святая Святых и Господень гроб». 16 Соответственно тому в древнем стихе о Садке колебанье моря и разлитие рек приписывается пляске Морского царя. Святитель Николай, явившись Садку во сне, говорит: «Расплясался у тебя Царь Морской: А сине море всколебалося, А и быстры реки разливалися, Топят много бусы, корабли, Топят души напрасныяˆ Того народа Православного».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

IV. Время и место, в котором писано Некоторые с Феофилактом думают, что Иоанн прежде разорения Иерусалимского написал, и приводят Ин.5:2 ; поскольку де на оном месте Иоанн о купели, называемой Вифезда, как бы о вещи и ныне находящейся, говорит; и определяю 64 год от Христа, которой год также древних рукописей подписания показывают. Некоторые же в том находятся мнении, что Иоанн после возвращения из Патма во Ефес Евангелие свое написал, и основываются они на свидетельствах Иринея кн. 3 прот. ерес. гл. 1, и Епифания в ерес. 31, и определяют год по Рождестве Христове 101 или 102, из Откр.1:2 сличи Ин.21:24 . Вероятно, что Иоанн Евангелие прежде издания Апокалипсиса написал. Смотри Откр.1:2 ; сличи Евангелие Ин.21:24 . V. Случай 1) Желание Иоанново, как свидетеля самовидевшего, подтвердить то, что другие о Христе объявили, и прибавить то, что в толиком множестве чудес и поучений опущено. Сие же у прочих Евангелий Божественной важности нимало не отнимает; ибо сам Иоанн свидетельствует, что и к его Евангелию много можно прибавить ( Ин.21:25 ). 2) Распространявшаяся в оное уже время ересь, Христово отвергавшая Божественное естество. Для того-то тотчас с начала и показывает, что Иисус есть истинный Бог , и Его предпочитает Иоанну Крестителю, Моисею и Аврааму; – и в сем мнении находятся Ириней, кн. 5. прот. ерес. гл. 11. Климент Александрийский , у Евсевия Истор. Цер. в кн. 6, гл. 14. Епифаний Истор. Церк. в кн. 3, гл. 24, и Иероним в списке писателей церк., которой в предисловии на Матфея приложил следующее: убежден был всеми почти тогда в Азии епископами, и многих церквей посольствами о Божестве Спасителевом высоко писать. 3) Тщание ко откровению Таин христианства, и к предложению оных христианам, яко довольную пищу до скончания мира. VI. Конец особенный Оный есть, чтоб показать, что Иисус Назорянин есть истинный Бог и Мессия или Христос. VII. Разделение Описывается в 21 главах, с приложением предисловия: 1) Должность Иоанна Крестителя. Ин.1:15–34 . 2) Деяния Христовы даже до первого праздника Пасхи, по чину оправляемого. Ин.1:35–2:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

12 апреля 1869 года он сообщал о. Азарии, что собирался выслать копии еще в феврале, но оказии не случилось. «К неделе св. мироносиц акты таким образом будут в Константинополе. Там Вы их и ловите». Вероятно, речь шла о результате работы Антонина; отправив свои рукописи вместе с рукописными копиями о. Азарии, он посчитал свою работу завершенной, потому что, когда о. Азария вновь попросил его сверить документы, он ответил решительным отказом. «Напали Вы на бедного человека ни за что, ни про что. Что хочешь делай, а три кожи оные сличи между собою! Уж я писал, что теперь для меня это вещь нелегкая, ибо при мне не осталось никаких памятников моих занятий Вашими актами, и я, по совести, не знаю, что и как мною было делано и сделано, так как решительно не обладаю Митридатовою памятью... Ничто не помогло! Сличи, да и только! Ну вот Вам, возьмите, сличил обе копии (кожи — тож) между собою. Не зная, как их отличить и поименовать каждую, я назвал одну двучастною, а другую тричастною, так как один из фотографированных листов имеет два акта рядом, а другой три. По сему признаку Вы их сейчас сыщете. Затем в Вашей воле дать им печатную кличку, какую хотите. Двучастная копия очевидно имеет большее значение, чем ее товарка. Я тоже, согласно с Вами, готов отдать предпочтение третьей коже (что вместе с Кирилловою грамотою), но кажется и на ней подписи черчены одною и тою же рукою. Вам это обстоятельство виднее, ибо Вы обладаете самою кожею». Из текста предисловия известно, что книга была полностью готова еще в 1870 году. По каким-то причинам издание затянулось. Печатали ее в родной для о. Антонина типографии Киево-Печерской Лавры под присмотром профессора Киевской духовной академии Филиппа Алексеевича Терновского (1838–1884). В книгу о. Азарии вошли акты греческие, сербские, русские, угровлахийские и молдавские за период с 1036 по 1833 год. Издание актов Пантелеимонова монастыря было событием историческим, а о. Азария сделался знаменитым святогорским ученым далеко за пределами Святой Горы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=257...

Третье. Бог Отец наш есть в силу духовного возрождения. В этом отношении дивиться надо, как у нас, христиан, мало или совсем нет чувства, что Бог – Отец наш. У христиан это чувство должно быть само собою в сердце, без особого напряжения к производству его. Ибо они рождены от Бога. Св. Евангелист Иоанн пишет: «Елицы же прияша Его, – Бога Слово, чрез воплощение пришедшаго в своя, – даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его, иже ни от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» ( Ин.1:12–13 ). Когда родились? Когда, по уверовании, крестились. Ибо в крещении рождаются водою и духом. И кто не родится сим образом, тот не может вступить в область чадства Богу, открытую воплотившимся Сыном Божиим. Будучи таким образом Божиим порождением в духе, мы должны бы и чувствовать духом, и в духе иметь Бога Отцем своим, – не размышлением до того доходя, а непосредственно то чувствуя. Отчего же слабо это чувство, или его и совсем нет? Оттого, надо полагать, что то состояние, в которое поставляет нас рождение от Бога, или совсем испарилось и прешло, или ослабело. Нет сего состояния? Нет и чувства чадства Богу и отчества Божия. Следовательно, за чем дело? Надо восстановить в силе состояние возрождения; тогда и чувство отчества Божия восстановится. Как же это? Тут одного размышления недостаточно. Размышление о том, чем должно бы нам быть вследствие рождения от Бога, и о том, как всё сие совершилось, может быть только введением к тому. Начни разбирать, чем бы должен ты быть по рождению духовному, и сличи с тем, что ты есть на деле. Увидишь большое несогласие одного с другим, которое ложится на тебе большим покором пред совестью твоею христианскою, пред Богом и Ангелами Его. Покор влечёт осуждение; за осуждением следует наказание. Углуби сии мысли, – истинное, непреложное дело показывающая, – и встрепенёшься. Встрепенувшись, озаботишься, как бы избежать ожидаемого взыскания. Отсюда придёт покаяние и решение держать прочее себя достойно рождения от Бога. В Таинстве покаяния возвращается благодать возрождения или возочищается её действо на сердце. Надо бы тут тотчас родиться и чувству отчества Божия, и бывает у всех истинно кающихся. Помилование получив, или ощутив, не могут они не чувствовать отческих объятий, как в притче о блудном. Но потом это чувство проходит. Предлежит труд в доме отца, то рабский, то наёмнический. Кто постоянством в труде пройдёт эти степени, тот вступит наконец в чин сына. Тогда и чувство отчества Божия поселяется во глубине сердца его, и пребывает уже в нём неотходно. Св. Прав. Иоанн Кронштадтский

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

    Примечание. Имя Нафанаила не находится в списках Апостолов у первых трёх Евангелистов (Сличи Мф. 10:2-4; Мк. 3:16-19; Лк. 6:14-16;­Деян. 1:13), но быть не может, чтобы этот первоначальный последователь Иисуса Христа, так ясно исповедавший Его Сыном Божиим, не был призван в число Апостолов. И потому толкователи считают его за одно лицо с Варфоломеем, о призвании которого ничего не говорится.    Имя Варфоломея, действительно, в списках Апостолов всегда идёт за именем Филиппа; буквально оно не есть собственное имя, а означает сына Фоломея, или Птоломея (­бар — сын; Фоломей могло быть именем отца). Поэтому его личное имя могло быть Нафанаил, а по отцу: Бар Фоломей — сын Фоломея (­Бар-тимей, сын Тимеев, Мк. 10:46). После Воскресения Иисуса Христа из мёртвых Нафанаил опять является в числе учеников на море Тивериадском, и при этом указывается его родина в Кане Галилейской (Ин. 21:2).    У Евангелистов говорится только о призвании семи Апостолов (Андрея и Петра, Иакова и Иоанна, Филиппа, Нафанаила и Матфея); о прочих же ничего не упоминается — или потому, что их призвание не представляло ничего особеннаго, а было подобно призванию вышеупомянутых учеников; или такого призвания и не было.    Остальные пять учеников Христовых, поражённые чудесами Его и проповедию или увлекаемые примером своих земляков и сообщников по ремеслу, могли следовать за Пророком Галилейским в числе других последователей Его, и только впоследствии удостоивались избрания в число Апостолов. Пример Никодима прямо указывает на возможность такого безпризывного последования за Христом; а это не единственный пример. По Вознесении Иисуса Христа Апостолы вместо Иуды избирают двух из числа постоянных последователей Христовых, от крешения Иоаннова до Вознесения (Деян. 1:22), Варсаву и Матфия, но в Евангелиях нигде о них не упоминается.    Уже в призвании первых Апостолов к Иисусу Христу открывается:     а) Сила слова Божия, живого и действеннаго, препобеждающого и Человеческия немощи и Человеческое сопротивление и влекущого всех к свету истины;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Выше мы привели место из  Тертуллиана , из  которого видно, что в  Церквах постоянно читали подлинные писания Апостолов 476 . Не должно ли под  подлинными разуметь собственноручные их  Послания? 477 – Как  бы то ни было, цитаты Отцев  II века свидетельствуют, что рукописи сохранялись с тщательнейшей заботливостью, наблюдали с религиозной ревностью, чтобы в копии ничего другого не вносилось кроме подлинного текста. С каким уважением относились к тексту четвероевангелия, если епископ  Ириней, по поводу одного из своих сочинений, обращался с следующими словами к будущим  его переписчикам: «Заклинаю тебя, переписчик этого сочинения, именем  Господа нашего И.Христа и днем славного Его будущего пришествия, когда Он прийдет судить живых и мертвых, сличи свой список и тщательно исправь по тому подлиннику, с  которого ты списывал. Перепиши также это заклинание и внеси его в свой список» 478 . Не очевидно ли, что при такой постановке, при таких обычаях и предостережениях, Церкви во II веке повсюду обладали одинаковыми списками четвероевангелия? С  этой стороны единство Евангельского предания не представляет  и тени сомнения. Но возразят  нам, что скажете вы о ста двадцати пяти тысячах вариантов, открытых  в греческом тексте Нового Завета? На одно четвероевангелие падает  их около сорока тысяч 479 . Уверены ли вы в том, что еще во II-м веке в  Церквах употреблялся текст Нового Завета подлинный, определенный, общепринятый?... К  счастью на подобный вопрос мы можем отвечать утвердительно, и прибавим еще, что, несмотря на тысячи вариантов, вошедших со временем, легко отыскать настоящий первобытный текст. Его удобно можно восстановить, сделавши свод всех Евангельских мест, приведенных Отцами Церкви II века, которые преимущественно употребляли греческий язык. Апостольские мужи, Иустин мученик , Ириней, Климент  Александрийский, доставляют в этом отношении значительный контингент. К ним можем присоединить древние переводы, сделанные по первоначальному тексту, Сирский, Италийский (Itala), принадлежащие II-мy веку 480 . Наконец  есть у нас несколько весьма древних рукописей, текст  которых во многих  пунктах большей частью неважных, разнится от обыкновенного греческого текста. Если эти рукописи подтверждают текст отеческих цитат или древних переводов, то, не колеблясь, можно заключить, что они представляют настоящий, первобытный текст. Знаменитая Синайская рукопись в  большей части случаев согласна с  Ватиканской и с  другими памятниками, относящимися ко II-мy веку 481 . Вообще христианская вера не страшится множества открытых вариантов, и имея в виду их, считает  священной обязанностью отыскать чистейший текст. Последний нередко, уничтожает темноту, выясняет совершенную точность Евангельских повествований, и облегчая труды исследования ученых, может способствовать к укреплению веры в слабых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

156 Сличи в той же «Златой Цепи» «Словцо о друзех»: «Другом же малым и великым покаряйтеся. или на пир зване будете, сядите на последнем месте по еуангелыо. рече бо егда зван будеши на брак не сяди на преднем месте, егда кто честней тобе будет званых и пришед звавыи тя и речеть ти дружи даиже сему место и тогда начнеши с соромом поседатися ниже. но егда зван будеши на пир. шед сяди на последнем месте да егда придеть звавыи тя и речеть ти друже сяди выше. и тогда будеть ти слава предо всеми седящими с тобою, яко всяк возносяися смириться а смеряйся вознесется». Сверх того, наставление о том, чтобы знаться и дружиться с мудрыми, а не с глупыми, имеет позади себя целые трактаты о мудрости и глупости в «Пчелах», как переведенных, так и переделанных, откуда они вошли в «Слово о Данииле Заточнике». 159 Это место, с некоторыми, впрочем, русскими вставками, взято из «Слова о злых женах». Сличи в «Изборнике» Святослава 1073 г. (без соблюдения носовых и йотированных гласных): «Оуне жити в земли поусте, или с женою язычьною и которивоую. и аки чрьвь в древе, тако же мужя погубит жена злодеиця. и яко же капля изгонять чловека. в день слотьн. от хлевины тако своея. тако же и жена язычьна от хлевины его. и яко же оусерядь злат в ноздрьх свинии же и жене злосмысльне краса». А далее находим в «Изборнике» Святославовом место, которым начинается предложенная здесь выписка из «Пчелы», именно: «Никыи же уобо зверь тъчьн (т. е. подобен, равен) жене зле и язычьне. чьто бо есть льва лютее в четвьрьножинаах. что ли боуяе змья плежуштних (т. е. ползающих, пресмыкающихся), нъ ничьто же тех разве зълы жены». 160 Это место опять заимствовано. Сличи в «Изборнике» Святослава 1073 г.: «Вьсь (т. е. всяк) възьревыи рече на женоу яко же похотети ей. оуже прилюбодея с нею въ срьдьци своем, по истине страшьна заповедь. и велико е (т. е. есть) требе (т. е. нужно) трезьство чьто бо есть жена. сеть оутворена и прельштаюшти чловекы въ сластьх светьлом уобо лицьмь. и высокою выю (вм. выею) и очима помаюшти ланитама склабяштися, и языкъмь поющи. и глас мь скврьняшти. и словесы чароуюшти. и ризы повлачяшти. и ногами играюшти».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Так же. На великой вечерни. Блажен муж, 1-й антифон (Типик., гл. 15, и Октоих, л. 95 на об.). Так же. Стихиры на Господи, воззвах: Святого из Минеи на 6. Слава – святого из Минеи. И ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа (Типик., гл. 15, и Окт., л. 95 на об.) 309 Стихиры на Господи, воззвах – праздника,т.е. предпразднства или попразднства 3. Святого 5. Слава – святого. И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа (Типик., гл. 15, и Окт. л. 96). Впрочем, если будет предпразднство Рождества Христова или св. Богоявлений, то «в пяток вечера богородичен 1-й не поется»; поется же на И ныне праздика (Типик., гл. 48, дек. 20, л. 124 на об.). Равным образом и в попразднство Рождества Христова, если случится в субботу, «в пяток вечера... богородичен 1-й настоящаго гласа не поется» (Типик., гл. 48, дек. 31, мр. гл., л. 142). Так же должно быть и в попразднство св. Богоявлений. Вход (там же. Сличи 6 окт.). Так же. Прокимен дня (там же. Сличи 6 окт.). Так же. Чтения, т.е. паремии святого из Минеи 3 (там же. Сличи 6 окт.), с обычными предшествующими им возглашениями Ектения: Рцем вси... Сподоби, Господи... Ектения: Исполним вечернюю молитву... Иерей: Мир всем и т.д. Так же. Лития не составляет неотъемлемой принадлежности богослужения полиелейному святому, хотя иногда указывается, напр., 6 окт. Стихиры на стиховне: Святого из Минеи. Слава – святого. И ныне, богородичен во глас святого (Типик., гл. 15, и Окт., л. 26. Слич. 26 окт.) 310 . Так же, но на И ныне – праздника (там же). По трисвятом – Тропарь святого. Слава, и ныне, богородичен воскресный настоящего гласа (Типик., гл. 52, л. 386 на об.). Тропарь святого. Слава, и ныне – праздника (Типик., гл. 52, л. 387 на об.). После вечерни – малое повечерие. Утром – полунощница и утреня. Так же. На утрени. На Бог Господь (поется во глас тропаря) – Тропарь праздника 2. Тропарь святого 2. Слава, и ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. (Типик., гл. 15 и 52, л. 386 на об. и Октоих, л. 96). Слава – святого. И ныне – праздника (Типик., гл. 15 и 52, л. 387 и Октоих, л. 96).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010