Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в " Эпанагоге " (вторая половина IX в.): " Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства " [ 4 ]. Ту же мысль находим и в актах VII Вселенского Собора: " Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным " [ 5 ]. При симфонических отношениях между Церковью и государством высшие представители государственной и церковной власти получают двойную санкцию — и от Церкви, и от государства. Отсюда миропомазание византийских императоров и российских царей; отсюда и участие государей в поставлении Патриархов. Церковь, находящаяся в симфонических отношениях с государством, допускала достаточно серьезное влияние православной государственной власти на церковные дела без ущерба для себя. 38 правило Трулльского Собора, повторяя заключительна определение 17 правила Халкидонского Собора, гласит: " Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел " . И ныне Церковь руководствуется этим каноном, когда устанавливает границы епархий в соответствии с административным делением государств. В 9 правиле Двукратного Собора осуждаются священники, " дерзающие бити верных согрешивших, или неверных, нанесших обиду " . В заключении канона говорится: " Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравнаго наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами. Аще же некие будут совершенно непокоривы, и вразумлению чрез епетимии не послушны, таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийскаго собора постановлено, производящих в Церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властию " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

   Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в «Эпанагоге» (вторая половина IX в.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства». Ту же мысль находим и в актах VII Вселенского Собора: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным».    При симфонических отношениях между Церковью и государством высшие представители государственной и церковной власти получают двойную санкцию — и от Церкви, и от государства. Отсюда миропомазание византийских императоров и российских царей; отсюда и участие государей в поставлении Патриархов.    Церковь, находящаяся в симфонических отношениях с государством, допускала достаточно серьезное влияние православной государственной власти на церковные дела без ущерба для себя. 38 правило Трулльского Собора, повторяя заключительна определение 17 правила Халкидонского Собора, гласит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел». И ныне Церковь руководствуется этим каноном, когда устанавливает границы епархий в соответствии с административным делением государств.    В 9 правиле Двукратного Собора осуждаются священники, «дерзающие бити верных согрешивших, или неверных, нанесших обиду». В заключении канона говорится: «Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравнаго наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами. Аще же некие будут совершенно непокоривы, и вразумлению чрез епетимии не послушны, таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийскаго собора постановлено, производящих в Церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Посмотрите у Макария Египетского правило: нудить себя надо на всякое доброе дело... Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е 112 ( Мф. 11, 12 ). У нас ведь смесь добра со злом и против всякого добра есть свое зло... Надобно задушить последнее и воскресить первое. Как же это без труда-то сделать, когда с боку на бок перевернуться – и то надобно напряжение (11, с. 26–27)? 34. Покаяние гнев Божий утоляет «Утешьтесь! Ведь Господь не есть гнев наводяй на всяк день. Сердце Божие широко-широко... У нас оно воробьиное. Что делать?.. Претерпевый до конца спасен будет , – сказал Господь; а не сказывает, когда и какой конец и что будет впереди, бурька или ураган. А как стоять, не придумаешь и, как другие стоят, не догадаешься. В руце Твои, Господи, предаем дух наш! Обаче разумевая, да разумеваем пути Божии. Покаяние все очищает и гнев Божий утоляет. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (11, с. 28–29). 35. О записывании грехов перед Исповедью Для Исповеди записывать грехи – хорошее правильце. Навыкайте вот чему: всякий раз, как прорвется недобрая мысль, чувство, желание, слово, дело... тотчас кайтесь Господу, вездесущему и всевидящему, с сокрушением и решением быть впредь осторожнее. Для этого надо внимать себе... то есть смотреть за тем, что происходит в душе... И все добре пойдет. После сего вечером нетрудно будет подвести итог, сколько наделано погрешений в продолжение дня (6, с. 48). 36. Наставление по поводу смущения краткой Исповедью Священник на духу нехорошо поступил. Но и вам можно было попросить его подождать минутку. Однако ж не смущайтесь. Что не сказали, не есть утайка греха; потому Господь и те грехи не поставит так, чтоб следовало считать вас недостойно причастившеюся, ради вашего намерения исповедать все. В другой раз не поблажайте священнику... и расскажите все, расскажите и то, что хотели сказать и не могли (8, с. 157–158). 37. Господня епитимия провинившимся У Господа своя на всякого провинившегося налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если безжалостно кто помучит себя, то скоро возвращает, а если поблажки себе даст, то не скоро. Вот вам программа. Извольте все сие иметь в мысли... и трудитесь... Паче в смирении и в вере и предании себя Господу держите себя. И все придет в свой чин. Камердинер провинился. Господин выгнал его и со двора согнал. Потом, когда он расплакался, господин сжалился над ним и принял в дом, но не в камердинеры, а сказал: «Живи пока на кухне. Я посмотрю, как-то у тебя дело пойдет... и тогда, может быть, опять возьму тебя в камердинеры». Вот в таком положении и вы. Извольте умудряться и взяться за дело (8, с. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

3. Ответ на 1, Сергей Абачиев: Не всё так однозначно. См. в моей заметке на РНЛ от 1 апреля. Самый острый вопрос: ЗА ЧТО Русской православной Церки эта Самим Спасителем наложенная ЕПИТИМЬЯ во время Великого поста и на Пасху? Не за то ли, что далеко не раскаянным остался в ней грех клятвопреступного предательства Божиего Помазанника в феврале 1917 года? И тоже в разгар Великого поста. Да, конечно. Но не стоит при этом забывать, в каком положении Церковь находилась два столетия имперского абсолютизма. Конечно, это не может служить оправданием предательства Помазанника Божьего, однако же мы должны быть объективны- Помазанники Божьи образца абсолютистской петровской Империи отнюдь не соответствовали идеалу симфонии властей, и Церковь много пострадала от произвола светской власти в имперскую эпоху. 2. Наверное, всё закономерно. Со времён Петра Русская Церковь пребывает в униженном и подчинённом положении по отношению к Государству, так было и при абсолютизме, и при большевиках, и при Ельцине, и при Путине. Так что нечему удивляться. 1. Самый острый вопрос... См. в моей заметке на РНЛ от 1 апреля. Самый острый вопрос: ЗА ЧТО Русской православной Церки эта Самим Спасителем наложенная ЕПИТИМЬЯ во время Великого поста и на Пасху? Не за то ли, что далеко не раскаянным остался в ней грех клятвопреступного предательства Божиего Помазанника в феврале 1917 года? И тоже в разгар Великого поста. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Москве студентка умирала, а врачи врали ее семье: что случилось Эти бренды кофе нельзя брать даже со скидкой: список «Держал в плену девушку 14 лет, но его не посадят» «Убил из-за плохого запаха еды»: прощание состоится в конце мая Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/02/a_...

У Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если кто безжалостно помучает себя, то скоро возвращает, а если поблажку себе дает, то не скоро. Есть термин (предел), когда сие бывает. Душа услышит глас Господа: «Отпущаются тебе греси твои». Вот вам программа. Извольте все сие иметь в мысли... и трудитесь. Паче в смирении и в вере и предании себя Господу держите себя. И все придет в свой чин (2, с. 185). 11. Наставление кающемуся о падении в плотский грех И не расслабляйтесь. Враг не силен: болий есть Иже в вас... но он лукав и лестию одолевает и берет в плен... Бдите убо и молитесь. Смотрите на внутренний строй... Ибо без должного здесь строя все спасительное, совершенное вами (Исповедь и Причащение), может остаться одним внешним чином примирения без внутреннего живого общения. Свидетельство о бытии внутрь должного строя представляют сокрушение сердечное и решимость твердая, как смерть, – не поблажать себе, и ревность сильная все требуемое совершать без саможаления (2, с. 221–222). Плоть надо умучить голодом, малоспанием, трудом молитвенным, удалением от соблазнов и винопития. Бог примирился с вами... представьте документы мира – эту готовность все должное делать без жаления себя (2, с. 222). Возьмите себя в руки, и Академия не помехой будет, а способствованием... Если же не возьмете себя в руки, то никакой монастырь не избавит вас. Устройте внутрь себя строгий монастырь: себе внимайте и все недоброе, возникающее внутри, мысли ли, или сочувствия и желания – подавляйте сразу без малейшей уступки, а все доброе восставляйте и поддерживайте. Это вы можете, если желаете спастись, ибо сие желание и есть прогоняние всего худого и принятие доброго (2, с. 222). Вы похожи на дом, потрясенный землетрясением. Хозяин – вы, увидев это, не опустили рук, не сказали: пропадай все... а решились восстановить его... Главное сделано; теперь надо доканчивать, отделать дом свой (2, с. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

128 Параллельные – церковной и гражданской власти – узаконения были изданы и в 1323 г., по поводу возвышения архиепископии Βρσεως; на степень митрополии. 129 Не говорим уже о том, что в рассматриваемых новеллах императора Исаака Ангела содержится прямая речь о синодальных заседаниях. Вообще, симфония, или согласие, между императором, патриархом и синодом в распоряжениях по церковным делам было господствующим в Византии взаимоотношением двух властей – гражданской и церковной. В новеллах императора Исаака также содержатся выразительные суждения в пользу господствующей догмы византийского права, о которой достаточно говорят и отмеченные у нас фактические подробности происхождения двух его новелл. Прежде всего, какой смысл имеет наименование византийского василевса епистимонархом Церкви (πιστημονρχης τς κκλησας)? – Термин «епистимонарх» (πιστμων и ρχ) – церковного, монастырского происхождения и содержания. В уставе св. Саввы Освященного читаем: «Во время церковного богослужения правым хором управляет екклесиарх, а левым – епистимонарх». 131 В уставе св. Афанасия Афонского (†1001 г.) содержится и такое постановление: «Должно знать, что существуют (в афонской Лавре) и два епистимонарха, один для каждого хора; они делают братьям напоминания благопристойно стоять на хорах, а сами, после удара в било, побуждают ленивых спешить на собрание (в храм), требуют от замеченных оправдания в неисправности и тех, кои запоздали не вследствие поручения или по необходимой потребности, они, посредством довольно умеренных епитимий, побуждают к бодрствованию». 132 Более подробно указываются обязанности епистимонарха в уставе иеромонаха Нила, данном в 1210 г. монастырю Богородицы Maxepd на Кипре. Надлежит, сказано здесь, чтобы в монастыре был и епистимонарх, который собирает братьев в храм для присутствования за богослужениями. Когда кандилапт начнет ударять в било, епистимонарх, встав, должен отправиться к келии игумена и каждого из братий и, произнеся обычное – «благослови, отче», должен будить всех ото сна для исполнения полунощного последования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Как блаженны и достойны уважения те, кто постоянно носят крест своего Спасителя, славу свою полагают в уничижении, покой в труде до тех пор, пока восприимут венец из рук их Владыки " … . В лице этих двух святых: старца и епископа, мы видим образец идеального отношения. Старец смиряется перед епископом, как если бы был пред ним Сам Христос, а епископ пред старцем, т.к. чрез него непосредственно открывается воля Божия. В этом сотрудничестве, в этом синергизме, епископского сакраментально-административного служения и старческого, руководительного-пророческого, в их гармоническом сочетании-симфонии кроется залог расцвета духовной жизни Церкви. Разительный пример этого мы находим в сотрудничестве Митрополита Гавриила (Петрова) с Архимандритом Феофаном Новоезерским, что создало целую эпоху расцвета монашества и духовной школы. Из свойств старца вытекает и безграничная его власть. По поводу власти старца проф. Смирнов говорит: «Неизвестно точно, с какого момента времени, но по-видимому очень рано, в монастырях и игуменским и старческим епитимиям стали придавать большее значение, чем простому дисциплинарному наказанию. Эпитимия признавалась не разрешимой никакой иной властию кроме наложившей ее. Происходило это из представления об абсолютной игуменской и старческой власти, а также от того, что в эпитимиях старцев стали видеть проявление связующей и решающей власти, данной Господом Апостолам, хотя большая часть игуменов и старцев не имела иерархическаго сана» (Смирнов. «Исп. и пок. в древ, м-рях Вост».. Бог . Вест. 1905, стр. 743). Наложенную старцем эпитимию никто, кроме него, не может отменить. В подтверждение этого Феодор Студит («Огласит. Поуч». Изд. Опт. Пуст. Поуч. 33) приводит рассказ: «Один старец не раз приказывал ученику своему исполнить некоторое дело, но тот все откладывал. Недовольный этим, в негодовании старец наложил на ученика запрещение не вкушать хлеба, пока не исполнит порученное дело. Когда ученик отправился исполнить порученное повеление, старец умер. После его смерти ученик желал получить разрешение от наложенного на него запрещения. Но не нашлось никого в пустынной местности, кто бы решился разрешить это недоумение. Наконец, ученик обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Герману, который для рассмотрения этого дела собрал других архиереев. Но ни патриарх, ни собор (Ясно, что дело идет здесь о так называемых » Ενοδος νδυμοτα« это собор из епископов, случайно пребывающих по делам в данный момент в столице, созываемый патриархом в случае нужды) не нашли возможным разрешить епитимию старца, о котором даже неизвестно, имел ли он степень священства. Посему ученик до смерти принужден был питаться пищею из одних овощей». (Этот пример приводит Смирнов в своей статье в Бог. Вестн. 1905 г. (февр., март., апр.) «Исп. и пок. в др. м-рях Востока». Наша работа произведена независимо от этого исследования проф. Смирнова. Несмотря на это принципиальные взгляды и выводы совпадают).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

И вот когда Церкви опять угрожала опасность порабощения со стороны императорской власти, когда представители Церкви безмолвствовали и не замечали надвигавшейся на неё цезаропапистической грозы, – в это время преп. Феодор и выступил на защиту Церкви и св. православной веры и самоотверженно стал бороться с её сильными противниками. В этой борьбе за самостоятельность и свободу Церкви св. Феодор исходил из того принципиального воззрения, что учение Церкви, её каноны и постановления обязательны для высшей государственной власти в такой же мере, в какой они необходимы для всякого члена Церкви; поэтому представители государственной власти обязаны в точности соблюдать учение и правила Церкви, в случае же уклонения их от учения и нарушения канонов, Церковь должна применять к ним дисциплинарные церковные взыскания или епитимии наравне со всеми остальными её членами. Словом, для представителей государственной власти в отношении церковного учения и правил не должно быть никакого исключения, потому что безнаказанное нарушение права Церкви в учении, управлении, обрядах и пр. парализует её моральное воздействие, вносит беспорядок и в церковные дела, и в гражданские отношения, лишает церковные правила всякого смысла и значения, разделяет Церковь на партии и препятствует её систематической и организованной деятельности. А с другой стороны, акривия догматов и канонов есть наилучшая гарантия независимого положения Церкви и полной её свободы во внутренних делах и в отношениях к государству. При этом преп. Феодор вовсе не имел в виду главенства Церкви над государством и подчинения ей государственных интересов, – он лишь настаивал на том, что священство есть такой же равночестный дар Божий, как и царство, а Церковь так же самостоятельна и независима в своей внутренней деятельности, как и государство, причём между обеими организациями должна господствовать симфония, со всеми нормальными последствиями благожелательного союза. 640 Выступая борцом за свободу и независимость Византийской церкви от императорской власти и государства, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В этом правиле центральным узлом всякого раскола поставляется прекращение поминовения своего епископа за богослужением и, тем самым, разрыв канонического общения с ним. Из правила вытекает, что никакие обвинения против законного епископа, пока они не доказаны в судебном порядке и не повлекли за собой «совершенного его осуждения», что в данном случае следует понимать как извержение из сана или, по меньшей мере, запрещение в служении, не могут служить поводом для разрыва с ним канонического общения и выхода из повиновения ему. Правило 14-е предусматривает аналогичные санкции по отношению к епископу, который прекращает возношение имени своего митрополита, – в эпоху Вселенских Соборов епископы, как правило, зависели не прямо от Патриархов, но от митрополитов, которые, в свою очередь, находились в юрисдикции Патриархов. И, наконец, 15-е правило распространяет ту же норму и предусматривает ту же санкцию по отношению к митрополитам, не возносящим имени Патриарха за богослужением и тем «учиняющим раскол». Одновременно правило делает исключительно важное разъяснение, касающееся возможных случаев впадения предстоятелей в ересь: «Отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений». Право и даже обязанность порвать каноническое общение с епископом, впавшим в ересь, правило ограничивает двумя условиями: во-первых, ересь в этом случае должна быть известной и соборно уже осуждённой, а во-вторых, если епископ, с которым надлежит порвать общение, проповедует ересь публично, всенародно. Ошибочное, или даже еретическкое, мнение, высказанное епископом в частном порядке, не может давать пресвитеру или нижестоящему архиерею основания для прекращения возношения его имени за богослужением. Если же публично проповедуемое епископом еретическое учение является новым и Соборами ещё не осуждено, то для прекращения общения с ним надлежит дожидаться соборного осуждения этого учения и самого учителя. До тех же пор разрыв общения с ним остаётся, согласно 15-му правилу, незаконным и влекущим за собой извержение из сана, даже если бы прекративший возношение имени оказался прав в своих подозрениях и последующий соборный суд их подтвердил. 61.2. Каноны о присоединении еретиков и раскольников

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И.А. Ильин: «Монархия есть политический организм, а республика – политический механизм» Потому что при симфонии властей Церковь и власть являются единым организмом. Наш выдающийся мыслитель И.А. Ильин так и утверждал: «Монархия есть политический организм, а республика – политических механизм». Этот единый церковно-государственный организм дореволюционной России руководствовался целью, которая и определяла исторический смысл существования России. Эта цель заключалось в идеале Святой Руси, то есть служении Христу-Спасителю. – Но ведь бывали и отступления от этого идеала! – Несмотря на то, что бывали всякие эксцессы, отступления, даже временные отходы от этой цели (в Смутное время, во времена бироновщины или в недолгое царствование Петра III), она в конце концов все равно торжествовала. Нечестивых монархов у нас можно по пальцам пересчитать, и все они не приживались на престоле. А тот же Генрих VIII в силу своей похоти к власти, да и похоти блудной, метался от католичества к протестантизму, закрывая монастыри, запрещая таинства и глумясь над святыми мощами. Опять-таки, все любят вспоминать жен Иоанна Грозного. Не вдаваясь в подробности и не оценивая эту сторону жизни Иоанна, отметим, что четвертый брак был разрешен ему Церковью исключительно из-за вопросов престолонаследия, и в качестве епитимии царь год не мог даже заходить в храм, не говоря уже о Причастии. Кроме того, жены Иоанна Грозного, как известно, умирали своей смертью или постригались в монахини, а вот Генрих VIII большинству своих опальных супруг, которых у него было шесть, аккуратно рубил головы. – А кто из правителей, близких нам по времени, особенно остро чувствовал проявление воли Божией в судьбе подвластной ему страны? – Наиболее сильно понимание истории как Промысла Божия было у нашего последнего Государя Императора Николая II Александровича, святого царя-мученика. Генерал С.Д. Позднышев хорошо понял эту духовную сторону личности самодержца: «Судьба поставила Государя во главе огромной империи. На свое служение он смотрел, прежде всего, с религиозной точки зрения, как истинный сын Православной Церкви. До высоты и глубины этой мистики нам не подняться и не понять ее величайшего значения. Не по внешней только форме, но по духу – он был Помазанник Божий».

http://pravoslavie.ru/91955.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010