Символ веры разделяется на 12 членов, или частей. Когда члены Символа веры читаются отдельно, то для ясности необходимо добавлять ко второму члену: верую; к 3-му и следующим до 8-го: верую в Господа Иисуса Христа, Сына Божия; к 8-му и 9-му членами: верую; к 12-му члену: чаю. Первый член Символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли видимым же всем и невидимым. В первом члене Символа веры мы, прежде всего, говорим, что веруем в одного истинного Бога, а не во многих богов, как язычники. Бог открыл нам о Себе, что Он Дух. Это значит, что Он не имеет тела. Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведующий, всеправедный, всемогущий, вездесущий. Вечный – значит, что Бог всегда был, есть и будет; никогда не было и никогда не будет такого времени, когда бы Его не было. Преблагим, или предобрым мы называем Бога потому, что Он милостив к нам и любит нас больше, чем самый добрый отец своих детей. Бог всеведущ, то есть Он знает все то, что было прежде, что есть в настоящее время, и что будет; знает не только все наши дела, но и все мысли и желания. Всеправедным, или правосудным мы называем Бога потому, что Он воздаст каждому по делам его, не оставит ни одного доброго дела без награды и ни одного дурного поступка без наказания. Бог всемогущ: Он может сотворить все, что угодно Его святой воле. Бог вездесущ – это значит, что Он находится везде, и нет такого места во всем мире, где бы Его не было. Когда мы говорим в Символе веры о Боге Отце, то разумеем, что Бог один по существу, но троичен в Лицах, т. е. в Нем три Лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Все три Лица совершенно равного Божеского достоинства: как Отец есть истинный Бог, так и Сын – истинный Бог и Дух Святый – истинный Бог; однако не три Бога, а один Бог, называемый Троицею Единосущною и Нераздельною. Различие между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Сочетание Христу . «Когда же ты разорвал древнее согласие с адом ( Ис.28:15 ), говорит св. Кирилл Иерусалимский , тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный» 256 . Отрекшись диавола, оглашенный обращается к востоку с знаками раскаяния и покорности Христу, имея руки долу простертые, и на вопросы Церкви троекратно произносит ответы, что он сочетавается Христу, поступая при сем по слову Апостольскому: ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Пет.3:21 ). Обещание Богу доброй совести, по наставлению Ап. Павла: Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями ( 1Тим.6:12 ), оглашенный при руководстве Церкви запечатлевает троекратным исповеданием Православной веры, изложенной в символе, и поклонением св. Живоначальной Троице. Образ сочетания Христу и исповедание Веры после сочетания, так же как и образ отречения от диавола, принадлежат временам Апостольским. О сочетании Христу и об исповедании Веры упоминается в постановлениях Апостольских. Там говорится: «после отречения, пусть произнесет оглашенный: сочетаваюся Христу, и верую, и крещаюся во единаго нерожденнаго, единаго истиннаго Бога, Вседержителя Отца Христа, Творца и Зиждителя всяческих, от Него же вся; и в Господа Иисуса Христа, единороднаго Сына Его, перворожденнаго всея твари, от Отца прежде век рожденнаго, несотвореннаго, через Котораго все получило бытие на небе и на земле, видимое и невидимое; Который сшел с небес, воплотился и родился от св. Девы Марии и жил в мире свято, по законам Бога и Отца Своего; Распят при Понтии Пилате и умер за нас; воскрес из мертвых в третий день после страдания; возшел на небеса и восседал одесную Отца; и опять приидет в конце, века со славою судить живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Крещаюсь и в Духа Святого, утешителя, Который действовал во всех от века Святых, наконец ниспослан от Отца Апостолам, по обетованию Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, и после Апостолов – всем, во св. Кафолической Церкви верующим в воскресение плоти, и в оставление грехов, и в царство небесное, и в жизнь будушаго века. После сего исповедания оглашенный приступает, по чиноположению, к помазанию елеем» 257 . О сочетании Христу и исповедании веры пред св. Крещением свидетельствуют также св. Дионисий Ареопагит 258 ), св. Кирилл Иерусалимский , св. Амвросий Медиоланский 259 , св. Ефрем Сирин 260 , Бл. Августин 261 и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Точное определение о Святом Духе дано II-м Вселенским Константинопольским Собором, составленным из 150-ти св. Отцев в 381-м году . Послание Софрония, патриарха Иерусалимскаго, одобренное VI-м Вселенским Собором, говорить: «Верую и во единого Духа Святаго, вечно от Бога и Отца исходящого и признаваемого Светом и Богом». 151. Что обозначает наименование Духа Святого в Символе – Господом животворящим? Святой Дух назван Господом, как истинный Бог ; так и Сын Божий назван Господом, так и Отец. Божеское имя присвоено Святому Духу и в Писании: «.. для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому . . Ты солгал не человеку, а Богу» ( Дeяh. V, 3, 4 ). Животворящим Святой Дух назван потому, что подлинная жизнь есть жизнь духовно оживотворенная, ее дает Бог – Святой Дух, вместе со Отцем и Сыном : " Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие« ( Uoah. III, 5 ). 152. Почему Символ Веры указывает и Православная Церковь учит, что Святой Дух «исходит от Отца», но не от Отца и Сына, как учат некоторыя неправославный вероисповедания? Потому что Господь Иисус Христос, открывший нам святую истину во всем, сказал ученикам истину о Святом Духе в точных словах : " Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне« ( Uoah. XV, 26 ). II-й Вселенский Собор, трудившийся в период благого единства Церкви, выразил ея единый голос установлением 8-го члена Символа Веры о Святом Духе. А III-й Вселенский Собор в 431-м году «седьмым правилом» вынес запрещение составлять иной, новый символ веры , этим решительно подтверждая истину Символа «Никео-Цареградскаго». 153. Какия изречения Священного Писания могут служить основой для веры в единосущность Святого Духа с другими Лицами Святой Троицы? «Идите, научите все народы, крестящс их во имя Отца и Сына и Святого Духа« ( Mф. XXVIII, 19 ). »Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Kop. XIII, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Чтобы знать, во что мы должны веровать, для этого нам надобно знать Символ веры; в Символе веры кратко изложено все, во что мы должны веровать. Вы, без сомнения, слушатели, этот Символ уже твердо знаете, и потому нам остается теперь раскрыть учение, в нем заключающееся. Символ веры разделяется на двенадцать членов или частей. Первый член читается так: верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Итак, прежде всего мы должны веровать в Бога, Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть (Евр. 11:6). Когда мы уверуем в Бога, тогда легко уверуем и во все божественное. Как от солнца исходит и в солнце сосредоточивается весь видимый свет, так от Бога начинается и в Боге заключается весь божественный свет веры. Кто не верует или неправо верует в Бога, тот и ни во что не верует. И в самом деле, отчего еретики к учению веры примешивают свои неправые мнения, противные божественной истине? Оттого, что они в Бога неправо веруют. Отчего евреи не веруют в Иисуса Христа? Оттого, что не знают и забыли Бога. Отчего язычники не принимают христианского учения веры? Оттого, что ложным богам кланяются. Словом сказать, все заблуждения людей, какие были, есть и будут, все оттого, что они не веруют или неправо веруют в Бога. Итак, необходимо веровать в Бога, и веровать прежде всего. Что же значит – веровать в Бога? Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях. Я не вижу Бога чувственным образом, но уверен, что Он действительно есть, так уверен, как будто я теперь пред Ним стою, на Него возвожу удивленный свой взор, – вот что значит веровать в Бога. И почему же не веровать так? Слыхали ли вы, чтобы кто-нибудь при вас сказал: нет Бога? Конечно, не слыхали. Кто дерзнет сказать: нет Бога? Если бы не было Бога, то кем же сотворен сей мир, который весь так премудро устроен и в котором все так великолепно украшено? Если бы не было Бога, то откуда первоначально взялся этот человек, в котором такая высокая душа и у которого такое удивительное тело? Если бы не было Бога, то что была бы наша жизнь на земле? Если бы не было Бога, то к кому бы нам было прибегать с молитвою? Если бы не было Бога, то в ком бы находить нам утешение и отраду? От кого ожидать помощи и защищения? Если теперь, когда Бог есть, иногда тяжело нам бывает жить, что было бы без Него? Ах, и Бога люди не боятся, но друг друга ненавидят, обижают, презирают, злословят, даже убивают – что же было бы между нами, если бы Его у нас не было?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Шестой член Символа веры И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца. Вознесение Господне      После Своего воскресения Господь еще в течение сорока дней находился на земле со Своими учениками, чтобы уверить их в истинности воскресения, укрепить их веру и дать необходимые наставления. После этого Он провел их от Иерусалима до Вифании. Подняв руки, благословил их и стал возноситься на небо, и облако взяло Его из вида их (Деян 1, 9). Вознесение произошло на горе Елеон. Известно, что Спаситель любил эту гору и часто удалялся туда для молитвы. Господь Иисус Христос вознесся на Небо Своим человечеством, а Своим Божеством Он всегда пребывал с Богом Отцом. Небо, на которое вознесся Господь, — это место особого присутствия Божия, горнее, то есть возвышенное, место, Царство Божие. Христос прошел весь путь нашей человеческой жизни и вознесся на небеса. Этим Он прославил наше человеческое естество и указал путь в Отечество Небесное, в горний Иерусалим. Слова Символа веры о восхождении Господа Иисуса Христа на небо имеют основание в Священном Писании: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Евр 4, 10). В Символе веры также сказано, что Христос воссел по правую сторону от Отца. Это надо понимать духовно. Эти слова указывают на то, что Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, имеет одинаковую силу и славу с Отцом. Я и Отец — одно (Ин 10, 30), — говорит Он Сам о Себе. Седьмой член Символа веры И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца. Второе пришествие. Сербия, Дечаны      Первое пришествие на землю Господа Иисуса Христа было смиренным. Он воспринял на Себя образ раба (Флп 2, 7). Второе Его Пришествие будет иным. Он снова придет, но уже во славе как Судия, для того чтобы судить дела всех людей, как доживших до Его Второго Пришествия, так и умерших. Второе Пришествие будет весьма грозным. Сам Господь говорит о нем так: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

http://pravoslavie.ru/104596.html

9 . Словами в Символе веры , что Иисус Христос воскрес по Писанию означает то, что Он, как воплотился, так и страдал, умер и воскрес точно так, как задолго написано было о том пророками в книгах Ветхого Завета. 10 . Например, в 53 главе книги пророка Исаии подробно изображены страдание и смерть Иисуса Христа за грехи человеческие. Он изъязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши; наказание мира нашего (для примирения нашего с Богом) было на Нем, ранами Его мы исцелились ( Ис.53:5 ) и пр. 11 . О воскресении Христовом так предсказывал царь и пророк Давид в одном (15) из своих псалмов. В нем Иисус Христос Сын Божий говорит Богу Отцу: Ты не оставишь души Моей во аде, не дашь Святому Твоему увидеть тление, что значит воскресишь из мертвых ( Пс.15:10 ). Апостол Петр указывал в своей проповеди на это пророчество Давида ( Деян.2:27 ). 12 . Что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день, образ сего был представлен в пророке Ионе, который был во чреве кита три дня и три ночи. Сам Иисус Христос отнес этот пророчески образ к Себе ( Мф.12:40 ). 13 . Первые, кто узнали о воскресении Иисуса Христа, это были воины, которые были приставлены врагами Его, первосвященниками стеречь гроб Его. Они с ужасом узнали об этом, потому что произошло землетрясение и Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб. Ангелы также возвестили о Воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим Его ученикам и Апостолам. 14 . Иисус Христос в день воскресения Своего явился многим, как-то Марии Магдалине и другим мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в селение Еммаус, и наконец всем апостолам в доме, двери которого были заперты. Потом многократно являлся Он им в продолжении сорока дней, до самого вознесения на небо. 15 . В это время Иисус Христос являлся Апостолам и для того, чтобы убедить их в Своем воскресении, и для того, чтобы, как говорится в книге Деяний Апостольских, продолжать учение их тайнам Царствия Божия, т. е. истинам Своей спасительной веры (Деян,1:3). О шестом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   Словами «Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна» мы исповедуем, что Сын Божий, по Своему Божескому естеству, не есть создание, но Бог истинный, рожденный от Бога Отца.     115. Что мы исповедуем словами «единосущна Отцу»?    Словами «единосущна Отцу» мы исповедуем:    1) что Сын Божий есть одного и того же Божеского существа с Богом Отцом;    2) что Он, как Сын, является вторым Лицом Пресвятой Троицы.     116. Что мы исповедуем словами «Имже вся быша»?    Словами «Имже вся быша» мы исповедуем, что Бог Отец сотворил все через Своего Сына.     117. Было ли Божество Спасителя предсказано еще в Ветхом Завете?    Божество Спасителя было предсказано еще в Ветхом Завете, а именно пророком Исаией, назвавшим Спасителя «Богом крепким» (Ис.9:6).     Пояснения:    I. Что Бог Отец сотворил мир через Своего Сына, именуемого также Словом Божиим, видно из Евангелия св. Иоанна, в котором говорится: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).    II. Словами «Царство Мое не от мира сего» хотел Господь Иисус Христос обратить внимание на то, что Его царская власть не такого рода, как власть мирских властелинов, потому что она духовная.    III. Слово «Христос» является переводом на греческий язык еврейского слова «Мессия». Третий член Символа Веры а) Как Сын Божий стал человеком     118. Как читается третий член Символа веры?    Третий член Символа веры читается так: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».     119. О ком говорится в Символе веры, что Он сошел с неба?    Это говорится о Сыне Божием, т. е. о Боге Сыне.     120. Откуда мы знаем, что Сын Божий сошел с неба?    Что Сын Божий сошел с неба, мы знаем из собственных слов Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Ибо Я сошел с небес...» (Ин.6:38).     121. Как мог Сын Божий сойти с неба, если Он вездесущ?    Сын Божий, как Бог, вездесущ, и, следовательно, Он и на небе и на земле; но раньше Он на земле был невидимым, и только явление Его на ней в человеческой плоти мы выражаем словами «сшедшаго с небес».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В самом деле, до закона Авраам и другие патриархи пророчески сообщали то, что было уместно для веры в Божество. По этой причине их называют пророками, согласно сказанному [в псалме]: «Пророкам Моим не делайте зла!» ( Пс. 104:15 ), каковые слова сказаны в первую очередь об Аврааме и Исааке. Во времена закона то, что было уместно для веры в Божество, пророчески сообщалось более превосходным образом, чем прежде, поскольку к этому времени учение получили не только некоторые отдельные люди или роды, но и целый народ. Поэтому Господь сказал Моисею: «Я – Господь! Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем “Бог всемогущий”, а с именем Моим “Господь” (“Иегова”) не открылся им» ( Исх. 6:2–3 ), и так это потому, что прежде патриархов наставляли просто верить в Бога, единого и всемогущего, тогда как Моисею было сообщено более совершенное учение о простоте божественной Сущности, когда ему было сказано: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3:14 ), каковое имя евреи, чтя непроизносимое имя [Иегова], заменили словом «Адонай». Впоследствии же во времена благодати Сыном Божиим была сообщена тайна Троицы, согласно сказанному [в Писании]: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Однако в каждом из состояний самым превосходным откровением было то, которое давалось вначале. Так, первое откровение до закона было дано Аврааму тогда, когда люди начали отвращаться от веры в единого Бога и обращаться в идолопоклонство (до этого никакой необходимости в таком откровении не было, поскольку все поклонялись единому Богу). Откровение Исааку было менее превосходным, поскольку оно основывалось на откровении Аврааму. Поэтому ему было сказано: «Я – Бог Авраама, отца твоего» ( Быт 26:24 ), и точно так же было сказано Иакову: «Я – Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» 684 ( Быт 28:13 ). В состоянии закона первое откровение, данное Моисею, было наиболее превосходным, и на этом откровении основывались все прочие откровения, которые давались пророкам. Наконец, во времена благодати вся вера Церкви основывается на откровении, которого были удостоены апостолы, о вере в единого Бога в трёх Лицах, согласно сказанному [в Писании]: «На сем “Камне”», то есть символе веры , «Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В Символе веры исповедуется «едино Крещение». Крещение есть духовное рождение и совершается только раз в жизни, так как и однажды человек рождается физически. Один Еосподь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5). Крещение не повторяется. Ни отречение от веры, ни великое множество грехов со всей тяжестью их не упраздняют неизгладимой Печати Божией на однажды крещеных. Проступок сына не разрывает его связи с отцом. Всегда открыт путь покаяния для христианина, отрекшегося от веры и просящего опять принять его в Церковь (о чём напоминает Господь в притче о блудном сыне). Крещение — это отречение от власти сатаны, который и после крещения нападает на душу. Поэтому жизнь настоящего христианина — непрестанная борьба во имя приобретения и сохранения плодов христианской веры, надежды и любви. Это путь духовной закалки христианина. Каким бы трудным он ни был, он увенчается успехом, если христианин усерден в своем начатом делании и укрепляется надеждой на Спасителя, сказавшего: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Таинство Миропомазания Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным миром подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Грех повсюду окружает человека. Склонность ко греху очень сильно удручает человеческую природу. Поэтому крещенному необходима особая Божественная помощь — дар Святого Духа, укрепляющий его духовные силы. Первоначально святые апостолы преподавали дары Святого Духа во утверждение новокрещеных через возложение рук: Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8:14–17). В конце I в. по причине умножения верующих апостолы и их преемники епископы уже не успевали возлагать руки на каждого новопросвещенного христианина, поэтому таинство утверждения верующих по апостольскому благословению стало совершаться через помазание святым миром по примеру того, как помазывались миром ветхозаветные пророки, первосвященники и цари перед началом своего служения. 

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

(Верую) во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. 10й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Исповедую одно крещение во оставление грехов. 11й. Чаю воскресения мертвых. Ожидаю воскресения мертвых. 12й. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Истинно так. Для того, чтобы объяснить приходящему в Церковь смысл Крещения, в древней Церкви требовалось примерно два года. В течение этого времени желающий стать христианином считался оглашенным, участвовал в той части литургии, которая называется «литургия оглашенных» и тщательно изучал истины, изложенные в «Символе веры». Подробное истолкование этой молитвы не входит в нашу задачу, так как скромный объем брошюры делает это невозможным. Попытаемся все же сказать о главном. Частично мы уже прокомментировали с первого по шестой члены Символа Веры выше, когда говорили о необходимости сознательной веры для принятия крещения. Говорили о вере в Бога — Троицу, о Боге-Отце, сотворившем наш мир и содержащем все в Своей силе и власти, о воплощении Сына Божия, Который ради нашего спасения стал Человеком во всем подобным нам, кроме греха. Своей жизнью, теми заповедями, которые Он нам дал, своею искупительною смертью на кресте, а затем воскресением и вознесением Он открыл нам путь в Царство Божие. В седьмом члене Символа говорится, что Господь снова придет на землю, но теперь уже «со славою». Если во время первого Его пришествия не все узнали в Иисусе Христа, многие отвергли Его, то во втором пришествии ни для кого не будет сомнения в том, Кто Он. Тогда всем нам, и живым и умершим, предстоит предстать на суд. Христиане понимают свою жизнь как подготовку к этому суду. Что же будет на этом суде нам в оправдание и что во осуждение? Ясно и недвусмысленно говорит об этом Иисус Христос: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010