епископ Артемий (Кищенко) О Символе веры Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры 61 . Слово «символ» – греческое (σ μβολον), значит «знак» или «знамя». Так называлось в первые века изложение истинного христианского учения, которое отличало истинных христиан от неверующих и лжеучителей. Слово «символ» в его первоначальном значении можно перевести так: то, что «держит вместе, соединяет, содержит». Так вот, Символ веры именно содержит все эти истины, которые – верит Церковь – необходимы для человека, для полноты его жизни и для спасения от греха и духовной гибели. Исторически Символ веры возник из подготовления новообращенных к таинству крещения. У каждой большой местной Церкви – Римской, Александрийской, Антиохийской – был свой крещальный символ веры , и, хотя все они были повсюду выражением единой и неразделимой веры, в стиле, фразеологии они разнились между собою. В начале IV века в Церкви возникли большие споры, касавшиеся основного христианского учения о Христе как Боге. В 325 г. в городе Никее собрался первый Вселенский Собор (собрание верховных пастырей Церкви, по возможности со всей вселенной, для решения важнейших недоумений относительно главных истин веры 62 ), и на нем был выработан общий, единый для всех христиан Символ веры . Спустя несколько десятилетий, на втором Вселенском Соборе, в Константинополе, Символ веры был дополнен и получил название Никео-Цареградского, общего для всей Вселенской Церкви. Наконец, третий Вселенский Собор в Ефесе в 431 г. постановил, чтобы этот символ оставался навеки неприкосновенным, чтобы, иными словами, не делалось к нему больше дополнений. С тех пор вселенский Символ веры поется или читается в Церкви на каждой Литургии. Он есть всеобщее, для всех обязательное выражение Церковью своей веры. И потому всякий желающий узнать, во что верит Церковь , в чем наша вера, в чем та Истина, которую несет христианство миру, находит на это ответ в Символе веры . Если мы обратимся к тексту Никео-Цареградского Символа веры , то увидим, что он имеет немного общего с богословским трактатом. Перед нами, с одной стороны, ряд кратких, выверенных богословских формул и набор ярких, хорошо запоминающихся образов. С другой стороны, можно сказать, что Символ веры по своему жанру ближе к поэтическому, нежели к чисто богословскому произведению. Неслучайно за богослужением Символ веры поется, тогда как петь, например, главы из «Точного изложения Православной веры» святого Иоанна Дамаскина никогда никому в голову не приходило. Назначение Символа веры не только в том, чтобы сообщить нам некоторую сумму знаний о Боге и Его домостроительстве, но в том, чтобы возвысить наш ум и сердце к созерцанию Бога, приобщить к духовной реальности. Поэтому Символ веры – не просто вероучительный документ, под которым в знак согласия надо ставить свою подпись, а неотъемлемая часть молитвенного правила любого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Соборность – слово, которого нет в Символе веры РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99371.html 30 января 2013 Ирина Лухманова, Дмитрий Ребров Соборность – слово, которого нет в Символе веры Источник:  Нескучный сад Соборы – это институт церковного управления, освященный двухтысячелетней историей христианства. Но часто говорят о " соборности " как о непреложном законе церковного устройства. Что это такое, кто придумал этот термин и что он должен значить для нас сегодня? Объясняют протоиерей Александр ЗАДОРНОВ, преподаватель Московской духовной академии, специалист в области канонического права; протоиерей Георгий ОРЕХАНОВ, доктор богословия, доцент кафедры истории РПЦ ПСТГУ; Александр КЫРЛЕЖЕВ, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Что такое соборность? – Соборной была названа Церковь в Никео-Цареградском символе веры (IV век). Однако само понятие " соборность " мы встречаем лишь в XIX веке. Значит ли, что учение о соборности – новое? Как связаны между собой понятия соборность и соборная церковь? Протоиерей Александр ЗАДОРНОВ: – Русскому слову " соборность " в греческом тексте Символа веры соответствует " кафоличность " , " вселенскость " . Оба свойства (при спорности точности перевода) обозначают то, что Церковь как Богочеловеческий организм – всегда " больше суммы всех своих частей " , то есть отдельных Поместных Православных церквей и их канонических подразделений. Точно так же как в Евхаристической чаше на Божественной литургии в одном конкретном приходе присутствует Сам Христос, а не какая-то Его часть, присутствие Церкви в этом мире не зависит от географических и количественных показателей: немногие апостолы в Сионской горнице и православные христиане в огромных переполненных храмах сегодня – члены одной и той же Церкви. В XIX веке русские славянофилы использовали это слово для построения своей собственной, прежде всего социальной, теории, имеющей мало общего с изначально церковным смыслом этого слова, и потому, конечно, " соборность " в размышлениях Аксаковых о крестьянской общине далека от православной экклезиологии. Единственный, кто пытался совместить собственно социальный и церковный аспекты, это, конечно, Хомяков.

http://religare.ru/2_99371_1_21.html

О Символе веры Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 Небольшой, но очень содержательный трактат “О Символе веры” (точнее, “О вере и символе”, De fide et symbolo) был написан блаженным Августином в период его пресвитерства около 393 года. Как писал сам Августин, изначально это было рассуждение (disputatio) о вере и Символе веры, которое он подготовил по просьбе епископов, съехавшихся на собор Западно-Афри­кан­ской Церкви в г. Иппон в 393 г. После этого некоторые из епископов, друзей Августина, попросили его оформить это рассуждение в виде книги (Retractationes I.17). Трактат представляет собой пространное изложение Никейского символа веры с отступлениями автора по различным поводам. Очень ценно, что в нем в сжатом виде представлены взгляды блаженного Августина по различным догматическим вопросам: триадологии, учению о творении, антропологии, сотериологии, экклезиологии, эсхатологии и др. Ниже мы приводим краткое содержание трактата: Глава I. Причина написания и цель данного трактата. Вера и знание (§ 1). Глава II. О вере во единого всемогущего Бога Отца. О том, что не существовало никакой природы совечной Богу, из которой Бог сотворил мир. Природа мировой материи. О том, каким образом мир произошел из ничего, даже если он сотворен из бесформенной материи (§§ 2–3). Глава III. О вере в Сына Божия. О том, почему Сын Божий называется Словом Божиим, и о том, что Слово Божие тождественно Отцу по сущности (§§ 3–4). Глава IV. Сын Божий не сотворен и не является меньшим по отношению к Отцу. Против ереси ариан. Боговоплощение и христология. Против заблуждения манихеев (§§5–10). Глава V. Страдание, погребение и воскресение Христа (§§ 11–12). Глава VI. Вознесение на небо (§ 13). Глава VII. Сидение одесную Отца (§ 14). Глава VIII. Пришествие для Суда (§ 15). Глава IX. О вере в Святого Духа. Изложение учения о Святой Троице с помощью аналогий. Мнение тех, кто считает, что Святой Дух есть Само Божество Отца и Сына, Их общий Дар или взаимная Любовь (§§ 16–21).

http://pravmir.ru/o-simvole-veryi/

Вы знаете, братие, что Бог обещал первым людям по грехопадении их послать на землю Спасителя и приготовил людей к принятию Его. Когда пришло время, назначенное Богом, совершилась великая тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим.3:16 ). Об этом и говорится в символе веры , в словах: и воплотившимся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Под словом воплощение разумеется то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Само слово воплощение заимствовано в символе веры из Свящ. Писания, из слов евангелиста Иоанна; Слово плоть быстъ ( Ин.1:14 ). В символе веры сказано не только воплотился, но и вочеловечился. Это сказано для того, чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело, но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души. Свящ. Писание называет Иисуса Христа человеком. Апостол Павел пишет: един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). Во втором члене символа веры мы говорили с вами, братие, о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Но Он есть вместе и истинный человек. Священное Писание , как вы слышали, называет его человеком. Оно же приписывает ему различные части тела: главу, руки и ноги, ребра и проч. По изображению Свящ. Писания Он испытывал нужду в пище и питие, подвергался усталости, подкреплял Себя сном и т. п. Иисус Христос имел также и человеческую душу, Он испытывал различные душевные состояния. Как человеку, Ему свойственно было чувство скорби и радости. При гробе Лазаря, при входе Своем в Иерусалим Он плакал. Пред Своими страданиями Он Сам упоминал о Своем душевном состоянии, говоря: «душа моя скорбит смертельно» ( Мф.26:88 ). Свойственно было Иисусу Христу и чувство радости: присутствуя на браке в Кане Галилейской, Он радовался семейной радости. Но впрочем, принявши тело и душу человека, Иисус Христос был совершенно безгрешен. Итак, по учению православной Церкви в Иисусе Христе находятся два естества (природы), Божеское и человеческое, и, по сим естествам, две воли, но Лице одно: Он есть Бог и человек вместе, одним словом Бого-Человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Марина Михайлова – филолог, кандидат философии, катехизатор, автор и ведущая радио «Град Петров» и телеканала 100 ТВ. (Катехизаторский цикл бесед кандидата философии, многолетнего преподавателя воскресной школы для взрослых при Чесменской церкви Рождества Иоанна Предтечи Марины Михайловой высоко оценен как его слушателями, так и священноначалием Русской Православной Церкви). Беседа 1. Символ веры Почему необходимы для нас беседы о Символе веры? Почему мы снова и снова обращаемся к таким, казалось бы, старым и общеизвестным вещам? В настоящее время ситуация в церкви такова, что приходит в храм очень много людей, которые ничего не знают о богословии, и существует парадоксальная возможность быть крещеным и не читать Евангелие, считать себя христианином, но в то же время не задумываться о Символе веры и не знать даже, что это такое. Ситуация эта очень странная. Раньше, в первохристианские времена, такое было невозможно, человек становился христианином именно после некоторого научения, образования. До сих пор первая часть нашей Литургии Иоанна Златоуста сохраняет название Литургии оглашенных, и при каждом совершении Божественной Литургии Церковь молится об оглашенных такими замечательными словами: «Помолитеся, оглашении, Господеви. Верни, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды, соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви». Кто такие эти «оглашенные»? Это и были те самые люди, которые выразили твердое желание стать христианами и готовились к принятию таинства Крещения. В те времена, в первохристианские, Крещение совершалось однажды в год, в пасхальную ночь. Приготовление к Крещению было очень длительным и занимало, в зависимости от традиции местной общины, от года до трех лет. В этом приготовлении участвовала вся церковь . Особенно интенсивная подготовка к принятию таинства приходилась на время Великого Поста, этого приготовительного периода к Пасхе. Сегодня положение вещей таково, что кто-то был крещен во младенчестве и потому не мог пройти подготовку к Крещению, а кто-то не имел такой возможности по другим причинам. Наши с вами беседы будут призваны восполнить этот пробел в нашем христианском образовании и воспитании. Если мы не получили подробного наставления словом, то мы это сделаем сейчас и будем по мере своих сил приближаться к пониманию Символа веры .

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Что же теперь относительно папства делать нам православным Русским в наше время? Очевидно, – соблюдать православие в той чистоте, как оно нам предано от православного востока, и так же решительно отвергать ложь папства, как отвергали эту ложь православные Греки и наши славяно-русские предки. Как же это делать нам? Главное – не принимать ложного догмата об исхождении Св. Духа «и от Сына», а по слову Божию исповедать о Св. Духе, как сказано в символе веры : Иже от Отца исходящего; также не признавать римского папы главою Христовой Церкви, а знать, как читается в символе же веры по слову Божию, единого Господа нашего Иисуса Христа. Это, без всякого сомнения, так. Но боюсь успокоиться только на этом, помня слова церковного учителя (приведенные нами прежде): «поколику ты имеешь правую веру в слове Божьем и в символе веры : потолику она принадлежит Богу, Его пророкам, апостолам, отцам Церкви, а еще не тебе». Для православных Греков, когда им грозило иго магометанское, а римский папа льстил подвигнуть в их защиту весь запад, было вполне достаточно с твердостью противопоставить обольщению папства исповедание единого Христова главенства над Церковью и исхождения Св. Духа только от Отца; особенно – когда при этом приходилось православным расходиться по временам и с стремленьями своего правительства и отчасти самой иерархии (как это было напр. относительно собора флорентийского). В таких обстоятельствах удержать правое исповедание веры, очевидно, значит ради истины Христовой не возлюбить души своей даже до смерти. Для православного в древней Руси, который своею простою и живою верою, как любимое Богом дитя, держался неотступно престола Его благодати, также достаточно было на случавшиеся обольщения папства отвечать простым исповеданием правой веры. Это было, в тогдашнем состоянии православного русского, то же, что для послушливого отцу и матери дитяти, в ответ каким-нибудь совратителям, указать с любовью на своего отца и мать. Теперь времена и обстоятельства уже другие. У нас, при современной нашей открытости для иноземных, особенно западных, влияний духа и мысли, при оскудении во многих живой веры и любви, – всего скорее может случиться, что, и удержавши букву православия относительно того или другого догмата, потерпишь относительно того же догмата приражение силы и духа неправославия. Итак, и относительно папства, в наше время надобно главным образом смотреть на самую силу лжи папства, наделавшей столько зла и потерь христианству, и также на самую силу отвергающего папство православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

прот. Иоанн Козлов Символ веры без слова «Истиннаго» 1) Кириллова, л. 131 об.: «Веруем во единого Духа святого и животворящего, иже от Отца исходящего, и на Сыне почивающего». 2) Там же, л. 252: «И в символе благочестивыя христианския веры предаша, правоверным християном исповедовати истинного и животворящего святого Духа от Отца исходяща, и со Отцем и с Сыном спокланяема и сславима». 3) Там же, л. 428 об.: «Такожде во единаго святаго Духа верует, Господа животворящего, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и с Сыном купно покланяемого и славимого». 4) Там же, л. 430 об.: «И в пресвятого Духа Господа животворящего, иже от Отца исходящего, со Отцем и с Сыном поклоняемого и сславимого, имже вся освящаются». 5) Там же, л. 554: «И святое изображение веры нашей Христианам рече: и в Духа святого Господа и животворящего». 6) «Катихизис Б» гл. 69, л. 310 об.: «Таже и во священном символе богоносные отцы веровати нас научиша и в Духа реша Святого Господа животворящего, и прочее». 7) Там же, л. 323: «Паки же и во священном символе сице речем и тако исповедуем: верую и в Духа святого Господа и животворящего, иже от Отца исходящего иже со Отцом И Сыном споклоняема и сславима». 8) Служебная Минея патр. Филарета, январь, л. 109, на царских часах в навечерии Богоявления, напечатан весь Символ веры , и 8 член изложен без слова Господа: «И в Духа святаго истинного и животворящего». 9) Стоглав. гл. 9, стр. 94: «Тако же и верую во единаго Бога сущее глаголется: и в Духа святаго истинного и животворящего. Ино то горазно, неции же глаголют: и в Духа святаго Господа истинного, ино то не горазно, едино глаголати или Господа или истинного». 10) Десять посланий инока Павла Белокриницкого к беспоповцам, стр. 107 (а в ж. Старообрядец за 1906 г. стр. 1401): «Во святом Стоглавом соборе, во главе 9, во указе о божественной службе написано сице: «Тако же и верую Бога отца, сущее глаголется и в Духа святаго истиннаго и животворящаго ино то гораздо, неции же глаголют и в Духа святаго Господа истиннаго. ино то не гораздо: едино глаголати или Господа или истиннаго. До зде Стоглав. Обаче последующии православнии патриархи не признали вреда ни в первом глаголании, ни в последнем, но по обычаю же держались последнего, чему уже и мы безусловно последуем».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Глава 7. Церковь раскольническая не имеет признаков церкви Христовой Точно также неприложимы к раскольнической церкви и те признаки церкви Христовой, которые указаны в Бол. Катехизисе и в Символе веры . Для лучшего уяснения сказанного приложим эти признаки к церкви православной и к обществу старообрядцев, чтобы через сопоставление виднее было: составляют ли общества старообрядцев церковь Христову? Сделанное выше определение церкви, согласное с определением Бол. Катехизиса, вполне приложимо к нашей православной церкви, которая неизменно держит веру православную, учение евангельское ни в чём не нарушает, имеет все семь тайн и находится под правлением поставленных Христом пастырей и учителей. 64 ( Еф. 4:11 ). Вполне же к ней приложимы и те признаки, которые указаны в символе веры , а именно: она едина, хотя члены её и рассеяны по всей вселенной; но разделённые местом, они соединены верой, законом, священноначалием и таинствами; она святая, потому что освящается Христом и Духом Св. через таинства (Б. Кат. л. 118 об); она соборная, так как состоит из членов, рассеянных по вселенной; она апостольская, потому что руководится учением апостолов, ни в чём его не изменяя 65 . Таким образом все признаки церкви Христовой, указанные в Бол. Катехиз., в символе веры и у ап. Павла, вполне приложимы только к нашей церкви, а потому она и есть Христова церковь , чего о старообрядцах сказать нельзя, так как к ним вышеуказанные признаки приложимы быть не могут 66 . Например, сравнение тела с церковью, как мы выше видели, никоим образом не подходит к старообрядцам, потому что у них нет всех членов церкви, которые установлены Христом, например епископов, почему они похожи на тело человека не имеющего головы. Затем неприложимы к ним и те признаки церкви, которые указаны в Б. Катехизисе, во 1-х потому, что они нарушают учение евангельское, так как не имеют всех тайн, установленных Христом и записанных в евангелии (Б. Кат. л. 356 об.); во 2-х потому, что не находятся под правлением от Христа поставленных пастырей ( Еф. 4:11 ), а избирают по своих похотех себе учители, чешеми слухом, ( 2Тим. 4:3 ), т, е. таких, которые бы говорили им не то, что написано у апостолов, а что нравится каждому согласию, – чесали бы или ласкали бы их слух, говоря по них 67 (см. выше Злат. XI, 832).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

III. Римско-католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви 165 Испытующий. – Я сомневаюсь, чисто ли Восточная Церковь исповедует догмат о происхождении Святого Духа. Уверенный. – Словеса Господня словеса чиста ( Пс.11:7 ). Церковь Восточная исповедует догмат о происхождении Святого Духа самыми словесами Господа Иисуса Христа, сказанными апостолам: Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне ( Ин.15:26 ). Что же может быть чище сего исповедания? Ибо самые слова Иисуса Христа: Иже от Отца исходит богомудрыми отцами Второго Вселенского Собора поставлены в Символе веры : «Иже от Отца исходящаго». И. – Сие происхождение догмата столь ясно, что, по-видимому, не оставляет места для спора, однако же самый догмат есть предмет спора между Восточной и Западной Церковью. У. – Да, за то, что мы от слова до слова повторяем в нашем Символе догмат, принятый из уст Самого Иисуса Христа, учители отделившейся Западной церкви называют нас «раскольниками», а хотят, чтобы мы сделали прибавление к словам Иисуса Христа и говорили бы: «Иже от Отца и Сына исходит». И. – Может быть, Западная церковь находит, что Церковь Восточная хотя и словами Самого Иисуса Христа произносит догмат о происхождении Святого Духа, но неправильно разумеет сии слова или не прилагает к ним нужного изъяснения? У. – Разберем оба сии подозрения. Во-первых, ты сомневаешься, правильно ли Восточная Церковь разумеет слова Иисуса Христа о происхождении Святого Духа? Но не примечаешь ли ты, что богомудрые отцы, составлявшие Символ, как бы предвидя сие подозрение, совершенно его предупредили? Они не поставили в Символе своего какого-либо толкования на слова Христовы, дабы совсем не дать места сему вопросу: правильно ли слова сии толкуются? Но поставили самые слова Христовы, предоставляя здравому смыслу каждого христианина разуметь их так, как они гласят.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

О вере или изъяснение символа веры Поучение 8 Приступая к изъяснению Символа веры , ныне раскроем: 1) понятие о Символе веры, и 2) предложим слова самого Символа, показывая содержание каждого члена его, чтобы вам удобнее было представить общее содержание Символа веры . 1) Понятие о Символе Веры Символ, слово греческое, значит знак или примета; а на церковном языке Символом веры называется краткое изложение учения о вере, которое должны содержать и исповедовать православные христиане. Исповеданием православного учения о вере мы отличаемся не только от неверующих, но и от неправославных христиан, которые содержат нечистое, или неправославное учение о вере: поэтому краткое, но точное изложение православной веры и называется православным Символом, или как бы отличительным знаком христиан православных. Символ веры , который повседневно слышим в Церкви, составлен святыми отцами первых двух вселенских Соборов, и признан неприкосновенным на следующих вселенских соборах, как содержащий истинное и неизменное учение православной Церкви. Посему этот Символ веры от времени вселенских Соборов и доныне неизменно содержится православною Церковью. Всем православным христианам надобно твердо знать на память этот Символ веры и хорошо понимать его, чтобы, размышляя о Божественных истинах, в нем предлагаемых, всегда питать в душе благочестие и благоговение к Богу. 2) Изложение Символа Веры Символ веры разделяется на двенадцать членов или частей. Первый член читается так: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В этом члене говорится сперва о Боге, как едином по существу, потом о первой Ипостаси или о первом лице Святой Троицы – Боге Отце, и далее о Боге, как Творце и Промыслителе мира. Второй член читается так: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. В сем члене говорится о втором Лице Святой Троицы, Сыне Божием, и показывается Его Божественное величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010