Священник ни при каких обстоятельствах не должен вмешиваться в дела монастыря: административные, экономические, политические — как внутренние, так и внешние. Единственное, что он может,— будучи спрошен, дать совет сестрам из начальствующих или простых. При этом потребно особенное благоразумие. Обстановка в женских монастырях большей частью бывает непростой, и нужно всемерно стараться ее не усложнять. Не самой худшей, а в некоторых случаях — единственно правильной будет общая установка духовника уклоняться от решения вообще всех вопросов. Нередко он бывает поставлен в такие условия, что не имеет возможности решать духовные вопросы сестер, которые к нему обращаются, хотя, казалось бы, это его послушание, это входит в его прямые обязанности. На самом деле, это не так. Если игуменья не желает, чтобы священник участвовал в духовной жизни обители, лучше будет для всех, в том числе для него самого, да и для дела — проявлять мудрость и не идти против ее желания. Единственное наставление, которое может в силу обстоятельств и имеет право преподавать сестрам духовник современного женского монастыря следующее: " ТЕРПИ, СМИРЯЙСЯ, МОЛИСЬ " . Настоятельно советуем не выходить за его рамки, как бы это порой ни казалось необходимым. Проповеди также необходимо ограничить экзегетическими истолкованиями Евангельских чтений, адресуя их богомольцам-мирянам. Благоразумие требует не дерзать говорить проповеди для сестер, предоставив назидать их тому, кому это прежде всего принадлежит по праву, то есть матери игуменье. Духовнику, столкнувшемуся с истинным положением дел в большинстве женских монастырей, тяжело, когда он, будучи вынужден обстоятельствами, от него не зависящими, молчит, не имея права дать нужный совет обратившейся к нему простой насельнице. Момент очень деликатный: с одной стороны, жаль человека, с другой — существует опасность того, что совет не понравится игуменье. Ведь рано или поздно сказанное священником на исповеди обязятельно станет ей известно. В этом заключается одно из специфических отличий женских монастырей от мужских, отчасти объясняемое женским менталитетом. Сама же насельница передаст игуменье все, что ей сказал батюшка, вероятнее всего, в тот же день. Не надо обольщаться надеждой на то, что этого не произойдет. Если же насельница будет молчать — еще хуже. Ее, скорее всего, внесут в список неблагонадежных, то есть таких, которые могут что-нибудь замышлять.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

Вечная память тебе, дорогой наш Батюшка! Алексей Осипов Поскольку большая часть текстов, помещенных в книге, взята из писем игумена Никона, приводим краткие сведения о тех, кому они адресованы. Иеросхимонах Мелетий , последний постриженик преподобного Амвросия Оптинского и последний духовник Казанской Амвросиевской женской пустыни, расположенной в с. Шамордино Калужской обл. недалеко от г. Козельска. Схимонахиня Валентина , насельница дореволюционной Шамординской женской обители. Монахиня Мария и ее сестра Екатерина (Комаровы) , жившие вместе со схимонахиней Валентиной в г. Козельске. Монахиня Павлина , прозванная в своем кругу Скворцом за ее разговорчивость. Десять лет провела в лагерях. Вместе с Лизой (монахиней Евпраксией) занимали разные половины дома. Монахиня Сергия (Татьяна Ивановна Клименко), в последние годы насельница Пюхтицкого монастыря. Во многих письмах в целях конспирации отец Никон называет ее Сережей. Екатерина и ее муж Сергей Маниловы . После смерти мужа Екатерина в конце своей жизни приняла постриг с именем Херувима в Шамординской обители. Ольга Михайловна Некрасова , приняла монашеский постриг с именем Магдалина. Юлия Алексеевна Зражевская , московский врач, кандидат медицинских наук, перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Серафима. Вера Николаевна Зарудная , подруга Ю.А. Зражевской, двоюродная сестра протоиерея Всеволода Шпиллера (1902–1984), известного настоятеля московского храма святителя Николая в Кузнецах. Александра Белокопытова , в девичестве поступила в Рижский Троице-Сергиев монастырь. Более десяти лет до самой своей кончины несла послушания в скиту («пустыньке») этого монастыря. Елизавета Дмитриевна Целовальникова . В пятнадцать лет у нее были парализованы конечности. Руки полностью исцелены игуменом Никоном. Надя Евдокимова , девушка, страдавшая психическим расстройством, и ее мать Надежда Михайловна. Жили в Вышнем Волочке. Студенты Московской Духовной Академии. Господь да вразумит тебя и оградит от всякого зла. Живем в страшное в духовном отношении время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Последняя настоятельница Богородице-Владимирского женского монастыря в Харбине. Игуменья Елена Настоятельница женского монастыря в Какагаши (в районе г. Дальнего) в 1930–1940 гг. Через некоторое время после освобождения от японцев Маньчжурии монастырь был закрыт (не ранее 1949 г.) С этого времени вместе с тремя монахинями жила при Александро-Невской церкви Дальнего. В 1956–1957 гг. вывезена в СССР и помещена вместе с другими сестрами монастыря в дом инвалидов и престарелых. Насельница женского монастыря в Сызрани. Игуменья Елена В миру – Устинова Ольга Михайловна. Родилась в г. Курске в 1891 г. С ранних лет осталась без родителей и в 1912 г. со старшей сестрой переехала в Харбин. Работала портнихой, принимала активное участие в церковной жизни. С 1934 г. – насельница Богородице-Владимирского женского монастыря в Харбине. Приняла здесь монашеский постриг. Несла послушание в швейной мастерской. Отличалась любовью и мягкостью. Ошибки сестер при шитье она исправляла сама, когда те уходили по своим кельям. С 1946 г. исполняла обязанности настоятельницы монастыря. Вместе с некоторыми сестрами в 1957 г. переехала в Австралию. Назначена настоятельницей нового женского монастыря при Свято-Покровском храме в Кабраматте г. Сиднея. В 1959 г. женская обитель переехала на новое место около небольшого городка Кентлин в 57 км от Сиднея. На трапезе всегда сама читала сестрам «Жития святых». В 1959 г. возведена в сан игуменьи. Скончалась 05.04.1984 г. Похоронена на кладбище Руквуд в Сиднее. Игуменья Ирина В миру – Корнакова. Из дворянского рода. Настоятельница Богородице-Владимирского женского монастыря в Харбине в конце 1940-х гг. Пожертвовала значительные средства на нужды монастыря. Игуменья Олимпиада В миру – Болотова Ольга. Родом из Вятской губернии. С детских лет воспитывалась в Вятском женском монастыре, где училась иконописи. Во время Гражданской войны уехала на Дальний Восток, где подвизалась в женском монастыре села Линевичи Приморского края. В Харбине с 1930 г. Инокиня, а затем игуменья при Скорбященском храме Дома милосердия. Руководила иконописной мастерской, писала иконы для харбинских храмов. В конце 1950-х гг. выехала во Францию. Скончалась до 31.10.1964 г. в доме престарелых в Розе-ан-Бри. Игуменья Руфина

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новая страница в истории Шамординского монастыря 13 августа 2005 г. 13:44 В ходе поездки по Калужской епархии Святейший Патриарх Алексий совершил сегодня освящение Казанского храма и Божественную литургию в Свято-Амвросиевском женском монастыре в Шамордино . По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий поздравил игумению Никону, насельниц обители и всех собравшихся в этот день монастыре с праздником — освящением Казанского храма. Предстоятель отметил, что этим событием открывается новая страница в истории обители. «Когда 7 лет назад мы посещали эту обитель и молились в Казанском храме, трудно было представить, что его былое великолепие будет восстановлено за такое короткое время», — подчеркнул Патриарх. Он поблагодарил настоятельницу обители и всех жертвователей монастыря за неустанные труды по его возрождению. Святейший Патриарх вручил игумении монастыря образ свт. Алексия, митрополита Московского. В ответной речи игумения Никона поблагодарила Предстоятеля Русской Церкви за внимание Его Святейшества к монастырю, за возносимые молитвы и благословение трудов по восстановлению обители. Сестры монастыря преподнесли Его Святейшеству три иконы — образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. Сегодня днем Святейший Патриарх вернется в Оптину пустынь, из которой он утром прибыл в Шамордино. Предполагается, что Его Святейшество посетит Иоскит и осмотрит подсобное хозяйство Оптинской обители, а вечером совершит в этом монастыре Всенощное бдение. Фоторепортаж Патриархия.ru По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, — образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/35069.html

На встрече обсуждались вопросы организации курсов, учебного процесса, методики преподавания всех предметов. Особое внимание в беседе со слушателями монастырей Красноярской епархии было уделено целям и задачам богословского образования монашествующих. Сотрудники Центра подготовки церковных специалистов Красноярской митрополии познакомили членов комиссии с документацией курсов, с материально-техническим обеспечением учебной площадки, с ее дистанционными возможностями для осуществления учебного процесса. В методическом кабинете Центра подготовки церковных специалистов была представлена вся необходимая литература. В этот же день члены выездной комиссии посетили Благовещенский женский монастырь г. Красноярска, где встретились с насельницами монастыря и провели беседу о необходимости получения базового богословского образования. Комиссия также проверила необходимое техническое оборудование для дистанционного обучения. 6 сентября члены комиссии выехали в г. Енисейск, где посетили дополнительную учебную площадку в Преображенском мужском монастыре и встретились с епископом Енисейским и Лесосибирским Игнатием . На встрече присутствовала настоятельница Иверского женского монастыря г. Енисейска игумения Олимпиада (Шмик) и братия Преображенского монастыря. Иеромонах Павел (Черкасов) ознакомил владыку Игнатия и всех присутствующих с вопросами организации курсов, учебного процесса, методики преподавания и задачами богословского образования монашествующих. Предложения комиссии — увеличить число слушателей курсов, подобрать преподавателей для каждой учебной площадки — были поддержаны архиереем. На дополнительной учебной площадке члены комиссии ознакомились с наличием необходимой литературы для курсов и техническим оборудованием для дистанционного обучения. После совещания комиссия посетила Иверский женский монастырь, где встретилась с сестрами обители и провела беседу о необходимости получения базового богословского образования всеми насельницами. В тот же день члены комиссии вернулись в Красноярск.

http://patriarchia.ru/db/text/5958382.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил возрожденный собор Николаевского женского монастыря г. Арзамаса 30 июля 2023 г. 16:52 30 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил возрожденный собор в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, — главный храм Николаевского женского монастыря г. Арзамаса Нижегородской области. Святейшего Владыку при посещении собора сопровождали губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков). Предстоятеля Русской Православной Церкви на территории монастыря встречала настоятельница игумения Филарета (Шевченко) с сестрами обители. Святейший Владыка поклонился святыням собора — иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих» и резному образу святого Николая Чудотворца «Можайского» («Никола-Проща»; подарен основателю монастыря иерею Феофилакту игуменом Спасского монастыря Сергием около 1580 года, после революции находился в Воскресенском соборе г. Арзамаса; возвращен в обитель в день освящения Никольского храма 18 декабря 2015 года).  Осмотрев собор, Святейший Патриарх Кирилл обратился к настоятельнице и насельницам монастыря со словом: «Очень рад, что Господь меня привел в эту обитель. Вижу, вы не уменьшаетесь в количестве. Дай Бог, чтобы нам всем возрастать еще и в качестве, еще глубже осознавать важность своего монашеского призвания и никогда к нему не привыкать. Ведь монашество без молитвы — это кимвал бряцающий; и самое главное, что вы должны нести как отдавшие себя Господу, — это совершать молитвы о всех и за вся, в том числе за вашего Патриарха. Ко всему этому я вас и призываю. Уверен, что вы так и живете, так и служите Господу. Помогай вам Бог, дорогие мои!» В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал икону преподобного Елисея Лавришевского, насельницам монастыря — сборники своих проповедей 2022 года. 

http://patriarchia.ru/db/text/6046953.ht...

В. м. владел 505 дес. земли, в т. ч. пустошами Брилино, Дворищи, Зуево, Икатиха, Кадчицы, Климово, Кувшиниха, Котиха, Манушкино, Свинище и др. В год сестры собирали 100 четв. ржи на 600 р., 100 четв. овса на 300 р., 12 четв. ячменя на 60 р., 4 тыс. пудов сена на 800 р., овощей на 100 р. В хозяйстве имелось 25 коров и 15 лошадей. В 30 верстах от В. м. на пожалованных Путятиным 270 дес. земли была построена Спировская киновия с деревянными кельями, домовой Успенской ц., освященной 25 марта 1878 г. еп. Тверским Евсевием (Ильинским) , и Смоленским храмом, освященным 15 мая 1911 г. Старшей над сестрами была мон. Мария (Анисимова). В 5 верстах от В. м. на пожертвованных купцом Пожарским 36 дес. земли была устроена Кашаровская киновия с домовым Никольским храмом, освященным 17 февр. 1885 г. В 10 км от ст. Мста Рыбинско-Бологовской железной дороги в 1902 г. была основана 3-я киновия с храмом во имя вмц. Параскевы Пятницы, преобразованная 7 июля 1907 г. в самостоятельную жен. общину. 30 нояб. 1908 г. в С.-Петербурге открылось подворье с Казанским храмом (освящен 30 нояб. 1912). В февр. 1907 г. к В. м. была приписана жен. община (см. Волговерховский мон-рь ). В 1918 г. приют В. м. был обращен в детский дом «Коммуна», где трудились инокини. В 1922-1925 гг. постройки В. м. были переданы Тверской стрелковой дивизии и др. воинским частям. Казанская церковь-часовня, деревянные корпуса и ограда были разрушены, главы соборов снесены, на месте кладбища устроен воинский плац, вырублен сад. В Казанском соборе находился склад, колокольня переоборудована под водонапорную башню, С.-Петербургское подворье в кон. 20-х гг. перестроено под общежитие. Ок. 1925 г. часть изгнанных из В. м. сестер переселились в Спировскую и Кашаровскую киновии, объединившись в сельскохозяйственную артель, впосл. упраздненную. Насельница Спировской киновии мон. Евдокия (Ершова) была арестована и 18 июня 1931 г. приговорена к 3 годам ИТЛ, насельница С.-Петербургского подворья мон. Раиса (Васильева) арестована 17 апр. 1932 г. и приговорена к 3 годам ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/161133.html

Обитель, возникшая при церкви в XIV веке, стала первым православным монастырем в Коми, духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром. В течение двух столетий в Усть-Выми находилась кафедра Пермских епископов. В монастыре положены под спудом мощи Пермских святителей, Усть-Вымских чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы. Наместник иеромонах Силуан (Александров) и насельники обители не смогли встретиться с членами комиссии из-за болезни и карантина, однако учебная площадка курсов здесь также будет открыта. Вечером члены комиссии прибыли в Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь, расположенный в поселке Кылтово Княжпогостского района Республики Коми. Возглавляет обитель игумения Стефанида (Запорощенко). Первый женский монастырь в Коми крае возник здесь в XIX веке, в XX столетии обитель превратили в детскую колонию. Затем монастырь передали Управлению исправительно-трудовых лагерей. В монастырь вселили две тюрьмы: мужскую и женскую. Сестринский корпус тоже сделали тюрьмой. Много заключенных похоронено здесь на кладбище. В этом монастыре, в заключении находился и скончался митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк). В 1995 году обитель открыли вновь, в монастырском соборе у чудотворного Креста и сегодня получают исцеление от многих болезней. В этой обители также состоялась беседа с матушкой игуменией Стефанидой и насельницами монастыря о монашеских курсах, их цели и задачах. После беседы были проверены основная литература курсов, учебный класс и оборудование для проведения дистанционных занятий. 12 октября выездная комиссия посетила Ыбский Серафимовский женский монастырь. Обитель была открыта в 1997 году и находится в селе Ыб Сыктывдинского района. Экспертную группу встречала игумения Иеремиила (Исупова) с сестрами. В обители была проведена беседа с насельницами монастыря. Как и везде комиссией осматривались учебные помещения, проверялась основная литература, обязательная для курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Члены комиссии осмотрели также необходимую материально-техническую базу для возможности проведения занятий в онлайн-режиме.

http://patriarchia.ru/db/text/6067824.ht...

Преп. Амвросия она называла великим, а преп. Анатолия большим, и еще «нашим апостолом». К преп. Амвросию инокини обращались как к старцу, а к преп. Анатолию – как к отцу, который входил всегда во все их нужды и редко кому при встрече не задавал вопроса: «А у тебя все есть?». Старец Амвросий не раз говаривал Шамординским насельницам: «Я редко вас беру к себе не беседу потому, что я за вас спокоен: вы с о. Анатолием». Преподобный имел характер необыкновенно добрый, был очень милостив. Двадцать один год служил старец своим чадам – насельницам юной обители. Он же, верный сподвижник великого старца – основателя обители, весь был предан святому делу водительства душ ко спасению, и на это дело положил все силы свои. Видя изнеможение и близость смерти игумении Софии, преп. Анатолий в успокоение сестер указывал на то, что если Господь ее возьмет, то, значит, она созрела для вечности, ибо Господь, когда человек созреет для блаженной доли, не медлит ни минуты взять его к Себе, как бы он ни был нужен здесь. И в пример указывал на св. Василия Великого , которого Господь, несмотря на нужду для Церкви, взял очень молодым, всего сорока девяти лет. По благословению преп. Амвросия к старцу Анатолию обращались монашествующие сестры, подвизавшиеся в целом ряде епархий: Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской, может быть, других. Сам пламенный молитвенник, делатель молитвы Иисусовой, преп. Анатолий всегда внушал сестрам непрестанно творить эту молитву и при этом напоминал им о необходимости соблюдать чистоту сердца. Ни смирения, ни терпения нельзя достигнуть без молитвенного обращения к Богу. Молитву Иисусову он почитал главным средством ко спасению. Во дни говения, поучал старец Анатолий, особенно прилежно нужно читать эту молитву, а в обедню, когда приобщаешься, смотреть за собой, ни с кем не говорить и никуда не обращать своих помыслов. «Лучше всего, – писал он, – вырисовывать на мягком юном сердце сладчайшее имя – светозарную молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную. Вот тогда-то будет верх радостей, безконечное веселие! Тогда, т.е. когда утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима. Ибо Сам Царь, со всепетою Своею Матерью и всеми ангелами и святыми, придут к тебе и будут жить у тебя. Аз и Отец к нему приидема и обитель у него сотворима».

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

Благоволите, Владыко, поспешить этим ходатайством, в виду преднамеренной закладки весною Подворья 816 . Ваш смиренный послушник Кронштадтского Собора Протоиерей Иоанн Сергиев 5 Февраля 1900. На письме помета: «1900 г. Февр. 10. Приготовить представление Св. Синоду. Е Иоанникий». Священнику Александру Якубову. Конец января – начало февраля 1900. Кронштадт Достопочтенный батюшка, отец Александр Иванович ! Зная, какую великую пользу может принести в Вашем крае денежное пособие на школу в настоящем и будущем, я шлю Вам к прежде посланным еще пятьсот рублей 817 . Благодарите Бога и радуйтесь душой о милости Его. Вас приветствую с Новым годом. Желаю Вам от души доброго здоровья. Дай Бог Вам богоугодно пасти вверенное Вам от Бога стадо. Протоиерей Иоанн Сергиев. Игумении Таисии (Солоповой). 7 февраля 1900. Кронштадт Досточтимая Матушка Таисия! Челом бью тебе до земли. Сегодня, 7-го Февраля, я заехал на твое подворье и привез и дал денег сестрам для приведения в порядок молочного хозяйства, – так как мы теперь имеем своих 15 коров (Сурское подворье). Марью Егоровну услали к Архангельскому архиерею 818 с бумагами для окончательного решения дела о подворье 819 . Владыка Митрополит 820 подсказал, что прошение архиерея Архангельского в Синод нужно для оформления дела 821 . Как твое здоровье, и скоро ли наконец будешь в Питер 822 ? Дай Бог тебе духовных и физических сил для богоугодных и полезных для всех дел твоих. Кланяюсь всем сестрам и батюшкам. Твой слуга и Богомолец Протоиерей Иоанн Сергиев. 7 Февраля 1900 г. Игумении Алексии (Пляшкевич). 15 февраля 1900. Кронштадт Достопочтенная Игуменья Алексия! С наступающею святою Четыредесятницей 823 ! Дай Бог провести ее в мире и добром здоровье и тебе и всем сестрам. Присылаю в пользу обители и всех сестер пятьсот руб . Благодарите Господа и Царицу Небесную; да даст тебе Господь сердце доброе и сострадательное ко всем насельницам обители, дай Бог, чтобы всем сестрам жилось под твоим покровом хорошо – и были бы все они как добрые и родные сестры одной доброй матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010