Гос. власть оказывала поддержку мерам, направленным на подчинение духовенства епископам, на сохранение за духовными властями их традиц. юрисдикции. В 1506 г. кор. Александр приказал передать в ведение Турово-Пинского епископа все церкви, построенные без благословения епископа, и установил крупный денежный штраф за совершение таких действий в будущем. В 1519 г. Сигизмунд I направил господарского дворянина, чтобы тот содействовал передаче слугам митрополита виновных для представления их в духовный суд. Сигизмунд I также запретил Виленскому епископу и его «уряднику» вызывать к себе на суд правосл. священников. Ряд таких мер кор. Сигизмунд I принял и в последующие годы, запрещая посягать на церковную собственность и нарушать церковную юрисдикцию. Однако возможности господаря были ограничены, потому что он часто не находился на территории Л. в. к. и у светских патронов продолжал сохраняться большой объем власти над мон-рями и приходскими церквами в их владениях. Господарь сам объективно содействовал созданию подобных ситуаций, передавая храмы и мон-ри «в опеку, и в оборону и в подаванье» влиятельным светским лицам. Распространение этой практики впосл. имело для правосл. церковных учреждений негативные последствия. Среди патронов правосл. церковных учреждений были такие люди, как кн. Константин Иванович Острожский, щедро наделявшие и храмы и мон-ри разнообразным имуществом. Однако известно, что после его смерти наследники - владельцы Турова - лишили Турово-Пинскую кафедру ее доходов и вмешивались в церковный суд. Запрещенная Виленским Собором практика экспектатив продолжалась. Чтобы ее прекратить, нужна была солидарность всех иерархов, а ее не было. Положение в отдельных обителях различалось и зависело от ряда обстоятельств. Так, основанный в нач. XVI в. магнатской семьей Ходкевичей и пользовавшийся особым покровительством митр. Иосифа (Солтана) супрасльский в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырь стал к сер. XVI в. важным центром церковного просвещения. При этом настойчивые попытки при поддержке кн. Константина Ивановича Острожского ввести в Киево-Печерском мон-ре общежительный устав в XVI в. не увенчались успехом. Как новое явление можно отметить участие влиятельной группы мирян в культурных инициативах, важных для церковной жизни. Так, правосл. члены виленского магистрата поддержали издание Ф. Скориной библейских книг (1517-1519) и Апостола (1525). Хотя Скорина был католиком, его Апостол воспроизводил традиционный для восточнослав. правосл. среды текст.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

1 Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сер- гиева лавра, 1988. С. 164. 2 Публикация текста: Синицына Н. В. С казания о преподобном Максиме Греке . М., 2006. С. 93–106. 3 Там же. С. 77–78. 4 Крутецкий В. Ю. М аксим Грек и учреждение патриаршества (разрешительная грамота патриарха Иеремии II Максиму Греку , июль 1588 года). В кн.: 400-летие учреждения патриаршества в России. Рим, 1989– 1991. С. 119. 5 Панченко О. В. И з археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» – сочинение Сергия Шелонина//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 53. С. 563, 566, 588; его же. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. II. Канон всем святым, иже в Велицей Росии просиявшим//ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 56. С. 468, 479. Хронология жизни и творчества Максима грека Около 1470 – Михаил Триволис родился в городе Арта (Эпир) в семье образованных византийцев Мануила и Ирины. 1492 – отъезд во Флоренцию с греческим ученым Иоанном Ласкарисом. 1492–1494 – обучение у Ласкариса, возможное сотрудничество с ним в издательском деле. 1494– 1498 – обучение и труды в итальянских городах (Болонья, Венеция, Падуя, Феррара, Верчелли). 1495– 1502 – служба у Джованни Франческо Пико делла Мирандола. Посещение Милана. 1499–1500 – возможная поездка на остров Корфу. 1502, июнь – 1503, апрель – возможное пребывание в монастыре Сан- Марко во Флоренции в качестве новиция (послушника). 1503–1505 – сотрудничество с издателем Альдом Мануцием в Венеции. 1506 – отъезд на Афон, пострижение в монастыре Ватопед под именем Максима. 1516 – по поручению святогорских властей и просьбе великого князя Василия III уезжает в Россию дня перевода духовных книг. 1518 – прибытие в Москву. 1518–1521 – перевод Толкового Апостола. 1521–1522 – перевод Толковой Псалтыри. 1524–1525 – перевод Бесед Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна совместно с учеником, троицким монахом Селиваном. 1525, февраль – арест.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

того же года). Н. о. в Новое и новейшее время При папе Римском Сиксте IV (1471-1484) происходит кодификация привилегий Н. о.- суммирование всех глосс и уточнений к булле «Super cathedram» папы Римского Бонифация VIII, к-рые касались деятельности Н. о. в диоцезах и на приходах: для францисканцев и доминиканцев в 1474 г. (буллы «Mare magnum» от 31 авг. 1474, дополнены буллой «Sacri praedicatorum et minorum» («Золотой буллой») от 26 июля 1479), для августинцев-еремитов и кармелитов в 1476 г. Для сервитов подобная кодификация была проведена в 1487 г., при папе Иннокентии VIII (1484-1492). В 1506 г. из отделившихся ранее от францисканцев т. н. еремитов-абстинентов оформился еще один нищенствующий орден - минимы (Ordo minimorum). В 20-30-х гг. XVI в. происходит становление ордена капуцинов , отделившихся от францисканцев-обсервантов. На 25-й сессии Тридентского Собора (1545-1563) был принят декрет, признававший для всех орденов (за исключением францисканцев-обсервантов и капуцинов) право на коллективную собственность. Дополнением к декрету служила булла папы Римского Пия V (1566-1572) «Etsi Mendicantium» от 16 мая 1567 г., в к-рой все прошлые привилегии для разных Н. о. были сведены в единый текст. В 1593 г. из ордена кармелитов выделилась ветвь босых кармелитов, а от августинцев-еремитов отделились босые августинцы. В 1621 г. оформилась самостоятельная ветвь августинцев-еремитов - августинцы-реколлекты. После Тридентского Собора Н. о., или конгрегациями, имевшими привилегии бедности, считались также босые тринитарии, мерцедарии и отделившиеся от них босые мерцедарии, вифлеемиты , госпиталиты св. Иоанна Божия (бонифратры), а также слившиеся с ними конгрегации госпиталитов св. Ипполита, иезуатов , амвросианцев (братьев св. Амвросия), братьев покаяния Иисуса Назарянина (босоногих братьев). Т. о., к сер. XVII в. эволюция института Н. о. завершилась. Последующие изменения произошли уже только в XX в. в связи с общим реформированием институтов посвященной жизни. По Кодексу канонического права 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Церковь в честь Рождества Христова в Юркине. Ок. 1560 г. Фотография. 2016 г. Церковь в честь Рождества Христова в Юркине. Ок. 1560 г. Фотография. 2016 г. Др. новым архитектурным типом, появившимся в этот период, стал бесстолпный храм с крещатым сводом, явно связанный с деятельностью итал. зодчих. Ярким примером является ц. Рождества Христова в Юркине Истринского р-на (ок. 1500; вотчина Голохвастовых). Одноглавый четверик имеет фасады с 3-лопастным верхом, разделенные лопатками на 3 прясла и украшенные ренессансным антаблементом с иоником. Щелевидные окна и арочные порталы помещены в арочные ниши. Центричность композиции была нарушена 3 пониженными апсидами и притвором с запада (сломан в 1823). Неск. храмов подобного типа сохранилось в Коломне: 3-главая ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи на Городище (основа в XIV в., крещатый свод и главы нач. XVI в., трапезная XIX в., колокольня XVIII в.); ц. Воскресения в Крепости (нач. XVI в., перестроена в 1786, своды заменены); ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Гостиного) (1501 (?) или 1641, перестроена в 1848). Вероятно, к этому же типу относилась ц. арх. Михаила в Синькове Раменского р-на (ок. 1500, царский заказ; перестройка 1790-1792; от XVI в. сохр. сев. стена четверика). Одной из ярчайших архитектурных тем новой эпохи стали столпообразные храмы-колокольни по типу колокольни «Иван Великий» в Москве (1505-1507, архит. Бон Фрязин): церковь-колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в Иосифо-Волоколамском мон-ре «осьмериком от основания» (1510, вкладчик Семен Дичок Климентьев; 2-ярусная постройка была ок. 1690 надстроена до 10 ярусов, 9 разрушены в 1941), а также 8-гранная Богоявленская церковь-колокольня Николо-Пешношского монастыря (1-я пол. XVI в., 2 верхних яруса звона XVIII в.). Другой тип, зародившийся в это время,- т. н. трапезные храмы в монастырях. Их устройство могло быть различно, однако обязательно было соединение храма с трапезной палатой, напр. ц. Богоявления Волоколамского мон-ря (основа - четверик 1504-1506, заказчики кн. С. И. Бельский, Б. В. Кутузов; палаты сер. XVI в.; 5-главый верх 1682 г.). 2-я пол. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

1481. Алфавитный патерик. 1482. Алфавитный патерик. 1483. Алфавитный патерик. 1484. Алфавитный патерик. 1485. Алфавитный патерик. 1486. Алфавитный патерик. 1487. Алфавитный патерик. 1488. Алфавитный патерик. 1489. Алфавитный патерик. 1490. Алфавитный патерик. 1491. Лямкою называется широкий кожаный пояс, который перекидывается через грудь. К этому поясу прикреплена бичева; тянущие лодку по реке обыкновенно упираются рукою в лямку и таким образом приводят в движение судно. 1492. Алфавитный патерик. 1493. Алфавитный патерик. 1494.  …до седмижды семидесяти раз (Мф. 18. 22). 1495. Мф. 5. 22. 1496. Алфавитный патерик. 1497.  А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные… Итак, кто будет чист от его, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2. 20, 21). 1498. 2 Тим. 2. 20, 21. 1499. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1500. Кол. 3. 12. 1501.  Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс. 41. 2.) 1502. Алфавитный патерик, 1503. Алфавитный патерик. 1504. Алфавитный патерик. 1505. Алфавитный патерик. 1506. Алфавитный патерик. 1507. Алфавитный патерик. 1508. Алфавитный патерик. 1509. Алфавитный патерик. 1510. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1511. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1512. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1513. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1514. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1515.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 1516. Алфавитный патерик. 1517.  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15. 13). 1518. Алфавитный патерик. 1519. Алфавитный патерик. 1520. Алфавитный патерик. 1521. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1522. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1523. Pag. 856, cap. 12. 1524. Pag. 856, cap. 13. 1525.  И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души (Иез. 14. 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1505.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 1506.  …я пробуждаюсь, я все еще с Тобою (Пс. 138. 18). 1507.  …Который берет на Себя грех мира (Ин. 1. 29). 1508.  Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего (1 Цар. 2. 6–8). 1509.  …ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5. 18). См. объяснение этих слов Писания святым Иоанном Златоустым (Слово к Феодору падшему), преподобным Кассианом Римлянином (Собеседование 2), святым Иоанном Карпафийским (Слово утешительное. Добротолюбие. Ч. 4). 1510. Ис. 49. 14–17. 1511.  И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом своим, и не согрешишь. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (Иов. 5. 24, 26). 1512.  Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится; ибо с нами Бог! (Ис. 8. 9, 10). (По объяснению св. Иоанна Карпафийского, гл. 29.) 1513. Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 254. Опубликованы в книге: Свт. Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. М., 1998. 1514.  N. Ikonnikov. Les Mouraviev. Paris, 1959. С. 533. 1515. ОПИ ГИМ. Ф. 254. 1516. Отдел рукописей Вологодского краеведческого музея. Ф. 11. Д. 6. 1517. Том 3 настоящего издания. С. 577. 1518. Например, брат А. Н. Муравьева, Александр Николаевич, писал о нем: «Он слишком рассеян и немало о себе мечтает. Что делать, — кто не был рабом гордости?» (Р. А. 1893. Кн. 2. С. 144). 1519.  Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 374. 1520. Там же. С. 398. 1521. Император Николай I скончался 18 февраля 1855 г. 1522. Кульм (совр. Хлумец) — селение в Чехии, вблизи которого 17–18 (29–30) августа 1813 г. союзные войска, возглавляемые маршалом М. Б. Барклаем де-Толли, разгромили корпус наполеоновской армии под командованием маршала Д. Вандама. Победа под Кульмом явилась поворотным моментом всей кампании 1813 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Благоволи воззреть на сие милостивым и светлым оком и прими, как Ты сподобил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и то, что принес Тебе первосвященник Твой Мелхиседек, святое жертвоприношение, непорочную жертву. Усердно просим Тебя, всемогущий Боже, повели, да будет принесено сие руками Ангела Твоего на горний жертвенник Твой перед лице божественного величества Твоего, дабы всякий раз, когда мы будем принимать от этого жертвенного причастия святейшее Тело † и Кровь † Сына Твоего, мы исполнялись всякого небесного благословения и благодати, через Христа Господа нашего. 1504 Еще помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих NN (illorum et illarum, таких-то), которые с знамением веры предварили нас и спят сном мира. Молим (Тебя), Господи 1505 , даруй им и всем покоящимся во Христе место прохлады, света и мира, через Христа Господа нашего 1506 . И нам, грешным рабам Твоим, надеющимся на множество милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и мучениками – с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавой, Игнатием, Александром, Марцеллином, Петром, Фелицитатой, Перпетуей, Агатой, Луцией, Агнесой, Цецилией, Анастасией; и со всеми святыми Твоими, общение с которыми, просим (Тебя), даруй нам не как воздаяние за заслуги наши, но как милость Твою, через Христа Господа нашего, – Через Которого Ты, Господи, всегда творишь все эти блага, освящаешь †, животворишь †, благословляешь † и подаешь нам. Через † Него и с † Ним и в † Нем Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Святого Духа, всякая честь и слава во все веки веков. Аминь. Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, мы дерзаем говорить: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение 1507 , но избавь нас от лукавого. Избавь нас, просим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и по ходатайству блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии и блаженных Апостолов Твоих Петра и Павла и Андрея...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вера – мать послушания ( 104, 1505 ). Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем в книге? Бытия. Когда ему повелел Бог: «пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего и иди в землю, которую я укажу» и прочее ( Быт. 12, 1 ), он не отказался сделать это. Оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чужую, незнакомую, как писал апостол: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» ( Евр. 11, 8 ). Еще большего удивления достойное дело сотворил святой патриарх, когда по повелению Божию привел и вознес на жертвенник во всесожжение своего сына Исаака, и хотя не на деле, но произволением заклал его ( Быт. 22, 1–12 ). Верный и искренний послушник не отказался вознести его на всесожжение, невзирая на столь тяжкое и непостижимое повеление, но внимал власти Повелевающего, силе и всемогуществу, «ибо он думал, – говорит апостол, – что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр. 11, 19 ) ( 104, 1505–1506 ). Без истинного послушания ничто не угодно Богу. Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк. 6, 46 ); «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», – говорит апостол ( 2Тим. 2, 19 )... Ни молитва, ибо написано: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин. 9, 31 )... Ни пение, ни хваление, ни славословие, ни прочее устное почитание Богу не приятно без сердечного почитания, как о таких говорит Бог: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). Надо. непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить святое имя Божие, которое святые Ангелы с благоговением воспевают ( Ис. 6, 3 ). Ибо всякое устное почитание без сердечного есть лицемерие ( 104, 1508–1509 ). Истинное послушание не смотрит, трудно или удобно, тяжко или легко то, что повелевается, но готово на всякое повеление, какое бы оно ни было, вместе с Пророком отдавая сердце свое в послушание Богу: «Готово сердце мое» ( Пс. 107, 2 ). Оно думает не о повелеваемом, но о лице, воле и желании повелевающего, кто и каков он, и чего от него хочет. Оно довольствуется тем, что Бог есть Тот, кто повелевает, и того, что повелевается, хочет от Него Бог, его Создатель и Промыслитель, а не кто иной. Потому рассуждает не о повелевании, но о силе и власти Повелевающего. Потому охотно исполняет Его повелевание. И так – чего хочет Повелевающий, того и оно хочет творить, и чего Он не хочет, того и оно не хочет и не делает ( 104, 1512 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Греховные же страсти впоследствии привзошли в душу и тело вследствие преступления первозданного человека. 2,2 [Надлежит 1494 им также] верить со всякой достоверностью 1495 , [что они] сподобятся окончательно и всецело усыновления Духа 1496 во освящение души и тела, согласно сказавшему: «Потому что наше благовествование к нам 1497 было не в слове только, но и в деле и в слове, и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете» 1498 , – и еще: «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» 1499 , – 2,3 от Которого мы, уверовавшие 1500 , прияли залог неизреченного Его благодеяния чрез святое крещение триблаженного призывания 1501 к приращению и преуспеянию совершенного наследия 1502 и κ приумножению таланта 1503 , коль скоро вверено нам сие великое и пречистое таинство. Ибо божественный и утешительный Дух, данный апостолам и чрез них преподанный единственной и истинной Церкви Божией, с минуты крещения по мере веры 1504 различно и многообразно пребывает с каждым, приступившим ко крещению с чистою верою: ведь каждый для приумножения, возделания 1505 и приращения получает ту мину, о которой сказано в Евангелии 1506 . 2,4 Ибо как младенец, рождаемый в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие некой постоянной необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в «мужа совершенного» 1507 , в полноту разумных понятий, – таким же образом и рождаемый свыше водою и Духом 1508 не должен останавливаться в младенческом состоянии духовного мысленного 1509 возраста, но пусть будет нужно ему, ежедневно пребывающему в подвиге, труде и многом терпении, чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духовного 1510 возраста, по сказанному апостолом: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возрастали в Того, Который есть Христос» 1511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его» (ст. 5:18–22). Историческая аллюзия здесь представляется не только не мнимой, но структурно необходимой – она выполняет важную функцию указания на историчность мудрости, которая одинаково имеет отношение к судьбе целого народа и отдельного человека. История представляет собой испытание веры (μποτευσις), итогом которого является откровение (ποκλυψις) тайн. Отсюда понятно, почему хотя «много высоких и славных», однако именно «кротким открываются тайны Его, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется» (ст. 3:19–20). С одной стороны, кроткие – это соблюдающие заповеди; с другой стороны, вследствие этого они притесняемы (смиряемы), и потому заступничество Бога над ними оказывается явлением Его могущества; их терпение приводит к тому, что им открываются «таинства» (τ μυστρια ατο) 1505 . Каковы эти таинства, в тексте не описано; если до конца выдерживать исторический смысл, речь идет о тайнах страданий, т.е. об эсхатологическом смысле ожидания праведников. Отсюда возможен взгляд на мудрость как не просто на приобретение, но предел всех приобретений. «Мудрость соответствует имени своему, и не многим открывается» (ст. 6:23). Σοφα здесь – перевод с еврейского (обычно παιδεα). Что имеет в виду автор перевода, когда говорит о соответствии мудрости своему имени? Установить это с полной достоверностью не представляется возможным. Понятно, что мудрость он соотносит с образованием, воспитанием. Не обыгрывается ли здесь еврейский корень (соф: конец, предел)? 1506 Тогда мудрость понимается как итог жизни, достижение которого так же трудно, как и становление образованным человеком в понятиях того времени. На соотнесенность софиологической проблематики с педагогической указывает также то, что одним из способов познания мудрости признано ее восприятие от уже обладающих ею (стт. 6:33–36). Предельность состояния мудрости выявляется и тем, что тому, кто ею овладеет, сулится «венец радости» и «вечное имя» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010