устройства новой империи. Им были оставлены только те земли, доходы с к-рых были необходимы для содержания сангхи и ремонта храмов и мон-рей. Они подчинялись адм. совету (судхамма), возглавляемому татанбайином («охранителем порядка»). При англ. колониальном господстве (XIX-XX вв.) буддийская сангха опять распалась на отдельные общины, участвовавшие в национально-освободительной борьбе, направленной также и на защиту Б. После обретения независимости (4 янв. 1948) возрождается централизованная буддийская иерархия и жесткая монашеская дисциплина тхеравады, обновляются храмы и восстанавливаются мон-ри. В 1980 г. был созван Первый всебирманский конгресс Б. В 90-х гг. бирм. Б. представляли 9 подшкол тхеравады (крупнейшие - Тхудхамма и Шведжии), 25 тыс. мон-рей и храмов, более 250 тыс. монахов. Доля т. н. постоянных монахов в процентном отношении ко всему муж. населению снижается и в наст. время составляет 2%. В стране развита практика временного монашества, когда миряне вступают в сангху на неск. месяцев, выполняя все обряды, повинности и духовные практики; в нек-рые месяцы до 100% мужчин, приверженцев той или иной подшколы, поступают в мон-рь. В наст. время буддисты составляют более 80% (ок. 46 млн чел.) населения Мьянмы. В Камбодже Б. появился в период 1-го Кхмерского гос-ва Бапном (Фунань) (II-VI вв.). Во II в. образовались общины махаяны, в III в.- тхеравады. После упадка Бапнома и возвышения гос-ва Ченла в стране поддерживался баланс между Б. и индуизмом. Эта тенденция продолжилась при Ангкорской монархии (IX-XIII вв.) и особенно заметна в культе бога-царя (девы-раджи) - сочетании культа предков, тантризма , шиваизма и частично вишнуизма. С др. стороны, царь считался также одним из бодхисаттв, и поэтому махаяна стала частью культа девы-раджи. При царе Джаявармане VII (1181 - ок. 1219) укрепились позиции тхеравады, к-рая впосл. вытеснила и махаяну, и индуизм. До сер. XX в. буддийский мон-рь был центром образования и культуры в стране, хотя с XVIII в. Камбоджа находилась в вассальной зависимости от Сиама, а с 1863 по 1953 г.- под протекторатом Франции. В 1953 г. был восстановлен гос. суверенитет Камбоджи, в кон. 60-х гг. в стране насчитывалось ок. 3 тыс. мон-рей и храмов и 55 тыс. монахов тхеравады. Большинство из них были убиты во время правления диктатора Пол Пота (1975-1979). В янв. 1979 г., после падения режима Пол Пота, была создана Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи. После создания Народной Республики Кампучии в стране началось возрождение Б.; в 1989 г. он был объявлен гос. религией. В наст. время более 90% населения (ок. 9 млн чел.) - буддисты. Мон-ри организационно подразделяются на 2 подшколы: маханикая и дхаммаютика-никая. Вьетнамский этнос Камбоджи (9% буддийского населения) в основном махаянский.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Традиции рус. стиля отмечаются в ряде построек Орла сер.- 2-й пол. XIX в. и вплоть до 1-го десятилетия XX в. В этой стилистике была возведена однокупольная 4-столпная Воскресенская ц. (1840-1865, не сохр.) с прямоугольной трапезной и многоярусной колокольней (1890); центральный четверик завершался крупным цилиндрическим барабаном, перекрытым большим луковичным куполом. При старой каменной церкви (1688) в 70-80-х гг. XVIII в. была устроена богадельня; храм с богадельней орловцы называли «Воскресенской Лаврой». Традиции русско-визант. стиля прослеживаются в формах Преображенской ц. (1871-1886, 10-е гг. XX в.) в с. Салтыки Орловского у.- крупный двусветный четверик завершается небольшим граненым барабаном, что объясняется изменением плана из-за нехватки средств при строительстве; к четверику примыкают полукруглая апсида, небольшая односветная трапезная и ярусная квадратная в плане колокольня. Небольшая ц. святых Кирилла и Мефодия (1892-1894, взорвана в 1943 при отступлении немцев) в Орле была построена как домовый храм при Первом ДУ и представляет собой четверик, увенчанный пирамидальной кровлей и главкой на 4-гранном барабане с шатровой колокольней, примыкающей к основному объему; стены четверика были декорированы поребриком и завершены поясом килевидных кокошников. Мотивы русского шатрового зодчества отразились в формах надвратной Тихвинской ц. (1865) в орловском Введенском мон-ре, представляющей 2-этажный кубический 4-столпный храм с апсидой, вписанной в основной объем; храм увенчан световым граненым барабаном, завершенным шатром на квадратном постаменте и небольшой главкой на тонком граненом барабане. Декором в рус. стиле отличалась Покровская ц. (заложена в 1853, в 1863 обрушился центральный купол, достроена в 1885-1904) в Орле - большой кирпичный храм эклектичной архитектуры, построенный на месте каменной церкви 1749 г. и представляющий собой 4-столпное 5-купольное здание с трапезной и многоярусной колокольней. Стены четверика поделены на 3 лопатки с килевидным завершением, оконные проемы, соединенные по 3, также имеют килевидные наличники, демонстрирующие элементы древнерус.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

1883. С. 223, 224). Есть аналогии между творчеством И. и сочинениями Стефана Зизания (см. ст. Зизании ), рассуждавшего о близком конце мира (в отличие от И. Стефан Зизаний отождествлял антихриста с институтом папства). В соч. «Тренос» (1610) Мелетий (Смотрицкий) писал о всеобщем отступничестве дворянских родов Зап. Руси, по-видимому повторяя мысль, высказанную И. в «Пораде…» (Соч. 1955. С. 33, 34). Несомненно влияние трудов И. на «Советования о благочестии», принятые Собором в 1621 г., к-рый рекомендовал призвать И. с Афона для исправления церковной жизни Западнорусской митрополии. Исследователи также указывают на общность взглядов И. и митр. Исаии (Копинского ; 1631-1633), критиковавшего лат. богословие и лат. ученость ( Белодед В. Д. и др. Философская мысль в Киеве: Ист.-филос. очерк. К., 1982. С. 103). Сочинения И. были распространены среди старообрядцев. Исследователи видят влияние стиля и идей И. на авторскую манеру и содержание трудов Аввакума Петрова ( Ерёмин. 1953. С. 291-295). Изучением творчества И. начиная с сер. XIX в. занимались мн. исследователи. Ряд сочинений И. был открыт С. М. Соловьёвым в 1858 г. ( Соловьёв С. М. О некоторых рукописях и редких печатных сочинениях XVI и XVII вв., относящихся к истории Малороссии//Библиогр. зап. 1858. 9. С. 276-278). Четыре из них (Послание кн. Острожскому, «Писание до всех обще в Лядской земли живущих», «Писание к утекшим от православное веры епископом» и «Извещение краткое о латинской прелести...») были изданы Н. И. Костомаровым в АЮЗР. Полемику И. со Скаргой опубликовал С. Т. Голубев. В 80-90-х гг. XIX в. фундаментальное исследование творчества И. предпринял И. Я. Франко, открывший рукописный сборник сочинений правосл. полемиста в архиве Подгорецкого униат. (бывш. правосл.) мон-ря. Исследователь посвятил И. ряд статей, докт. дисертацию и изданную на ее основе обширную монографию. Большую ценность имеет также работа И. Житецкого «Литературная деятельность Ивана Вишенского» (1890), на к-рую опирались последующие исследователи.

http://pravenc.ru/text/469466.html

Воронеж, 2011. 21 . Печников М. В. Был ли «жидовин еретик» в свите кн. Михаила Олельковича в 1470–1471 гг.?//«Вертоград многоцветный». Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2018. С. 346–354. 22 . Рахманин А. Ю. Методологический агностицизм Н. Смарта и философия обыденного языка: к постановке проблемы//Эпистемология и философия науки. 2017. Том 54. 4. 23 . Рудковская И. Е. Н. М. Карамзин и П. Я. Чаадаев: историографическое и историософское наследие в контексте проблемы вызова и ответа//Вестник Томского государственного университета. 2013. 369. 24 . Сапченко Л. А. «Мир совести и доверенности к провидению» в альбомах Н. М. Карамзина //Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 2008. Вып. 5. 25 . Сапченко Л. А. «Религия выше философии…» (Письма Н. М. Карамзина к Н. И. Новикову)//Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2014. 1. URL: http://evestnik-mgou. ru/ru/Articles/View/532. 26 . Свердлов М. Б. История России в трудах Н. М. Карамзина . СПб., 2018. 27 . Серман И. З. «Дела церковные» в исторической концепции Н. М. Карамзина //Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2001. 1. 28 . Халтурин Ю. Л. Каббала и орденская символика в интерпретациях русских масонов конца XVIII – начала XIX в.//Известия Уральского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2009. 4 (70). С. 75–84. 29 . Халявин Н. В. Новгородское восстание Степанки 1418 г. в советской и современной отечественной историографии//Вестник Удмуртского университета. Серия 5: История и филология. 2011. Вып. 3. 30 . Шахов М. О. Научен ли методологический атеизм?//Религиоведение. 2004. 2. С. 136–141. 31 . Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983. 32 . Ясь О. В. стиль. у культурних епох (початок – роки ХХ ст.): У 2 ч. 2014. 33 . Ясь О. В. великих у культурних епох XVIII–XX журнал. 2012. 5. 34 . Knibbe K., Droogers A. Methodological Ludism and the Academic Study of Religion//Method and Theory in the Study of Religion. 2011. 23. 35 . Marsden G. M. The Outrageous Idea of Christian Scholarship. New York, 1997. 36 . Porpora D. Methodological Atheism, Methodological Agnosticism and Religious Experience//Journal for the Theory of Social Behaviour. 2006. 36 (1). Pp. 57–75. 37 . Wirtschafter E. Religion and Enlightenment in Eighteenth-Century Russia: Father Platon at the Court of Catherine II//The Slavonic and East European Review. 2010. 88, 1/2. Сведения об авторе Еремеев Павел Викторович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Восточной Европы исторического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, г. Харьков (Украина). Область научных интересов: история Русской церкви, история старообрядчества, история России XIX – начала ХХ веков, историография, интеллектуальная история, теория и методология истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Наиболее ранние ступы в Таиланде археологи датируют II-III вв. Они были воздвигнуты при инд. колонизации этих мест; до XIII в. страна входила в состав различных империй Индокитая и все эти гос-ва были буддийскими (с VII в. преобладала махаяна). Собственно тайцы являются выходцами из Юж. Китая, где в долине р. Янцзы в III в. образовали свое гос-во, различные варианты к-рого существовали до XIII в., когда правители потерпели поражение и бежали от войск монг. империи. В то время тайцы были анимистами, возможно знакомыми с отдельными культами ваджраяны. В VII в. под давлением Китая началась постепенная миграция этого народа на юг, и во 2-й пол. XIII в. они по численности преобладали в гос-вах Юго-Вост. Азии, где создали свои княжества на новых местах. Их вероисповеданием стал синкретический Б., соединивший школы тхеравады, махаяны и ваджраяны. В сер. XV в. в царстве Аютия (Сиаме) установился заимствованный у кхмеров индуизированный культ бога-царя (девы-раджи), включенный в буддийскую идеологию единого Закона (Дхармы) мироздания. В 1782 г. к власти пришла династия Чакри, правящая до наст. времени, при к-рой Б. тхеравады стал гос. религией. Мон-ри превратились в центры образования и культуры. Сангху реорганизовали так, что монахи, выполнявшие функции священников, преподавателей и нередко чиновников, обязаны были 1 раз в 3 года сдавать экзамены по духовной квалификации. В XIX в. множество школ и подшкол свелись к маханикая и дхаммаютика-никая. 1-я, более многочисленная, чем 2-я, считается народной, 2-я - элитарная и влиятельная. Соотношение монахов в них 16:1. В кон. XIX в. идею «бога-царя» заменили идеей «просвещенного монарха». В наст. время мон-рь - это самая мелкая адм. единица страны, включающая от 2 до 5 деревень. Всего в 80-х гг. XX в. насчитывалось 32 тыс. мон-рей, населенных 400 тыс. постоянных монахов - это примерно 3% муж. населения страны, но в нек-рые месяцы в монахи временно уходят от 40 до 60% мужчин. Пребыванием в мон-рях и исполнением всех монашеских обетов буддисты «зарабатывают» заслуги (бун, пали пунна, санскр. пунья), к-рые должны перевесить их мирские грехи, и тогда «светлая карма» обеспечит благоприятное следующее рождение. В стране, прежде всего в столице Бангкоке, действует ряд буддийских ун-тов, готовящих высшее духовенство, а также находится штаб-квартира Всемирного братства буддистов . В посл. десятилетия приобрели влияние молодежные ассоциации буддистов, стремящиеся реформировать традиц. тхераваду. В наст. время буддисты составляют 95% (более 55 млн чел.) населения Таиланда.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Хотя в дальнейшем династии Караманлы удалось ненадолго восстановить свои позиции, эпоха Танзимата (1839-1876) положила конец ее влиянию. В 1869 г. Триполийский эйалет был разделен на Триполитанский вилайет (Тарабулус-эль-Гарб; подразделялся на 5 санджаков), куда назначался полномочный генерал-губернатор (вали), и особый округ (санджак) Бенгази, во главе которого стоял губернатор (мутасарриф), к-рого присылали из Стамбула (в 1879 санджаку Бенгази присвоен статус вилайета). Однако в т. н. 2-й период османского доминирования (1835-1912) влияние центральной администрации не распространялось далеко во внутренние р-ны Ливийского нагорья, где новые порядки вызывали недовольство местных жителей. В Триполитании и Феццане восстание под рук. Абд аль-Джалиля Сайф ан-Насра (1838-1842) получило продолжение под началом Гумы аль-Махмуди (ок. 1840-1856), а в Киренаике развил активность суфийский тарикат сенусийя, основанный в 1837 г. в Мекке алжирцем Мухаммадом ибн Али ас-Сенуси (1787 или 1791-1859). Вначале он действовал в Хиджазе, но в 1843 г. перенес свою деятельность в оазисы Киренаики и в 1855 г. поселился в одном из них - в Джагбубе (северо-восток Ливийской пустыни). Его сыновья и преемники упрочили могущество тариката и в 1894 г. перенесли свою ставку юго-восточнее - в оазис Куфра. Мн. жители Киренаики и прилегающих к ней частей Сахары - кочевники и отчасти оседлые земледельцы и горожане - считались последователями верховных шейхов сенусийи. В такой обстановке в сер. XIX в. зарождались предпосылки возникновения самобытного очага политогенеза на территории Л. на основе образованной сети сенусийских обителей (завий), превратившихся в военно-адм. и торговые центры своеобразного протогос-ва, опиравшегося на лояльность племенной верхушки, крупное землевладение шейхов и их право на сбор налогов и податей (к 1884 в регионе насчитывалось до 100 таких завий). Создав под лозунгом джихада против «неверных» собственное военно-политическое объединение теократического типа, сенусийя возглавила движение арабо-берберских племен против османского господства и британской оккупации в Египте, позднее - французской экспансии в Центр. Африке и Алжире в 80-90-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОТСВАНА [англ. The Republic of Botswana], гос-во на юге Африки. Территория: 600,4 тыс. кв. км. Столица: Габороне (213 тыс. на 2002 ). Крупные города: Франсистаун, Селеби-Пхикве, Молепололе, Канье. Гос. язык - сетсвана и англ. География. Граничит с ЮАР на юге, с Намибией и Замбией на западе и севере, с Зимбабве на востоке. Занимает территорию обширной бессточной впадины Калахари, к-рую окружают плато. Климат на юге субтропический, резко континентальный, на севере тропический. Население: ок. 1,6 млн чел. (на июль 2002), в основном представлена народами группы банту (тсвана (сетсвана) - 79%, каланга - 11, васарва - 3% и др.), белое население составляет 7%. Ок. 80% населения сосредоточено в вост. и юго-вост. районах, пограничных с ЮАР и Зимбабве. Государственное устройство. Б.- республика, член Содружества наций. Действует Конституция 1966 г. Глава гос-ва и правительства - президент. Законодательная власть принадлежит президенту и Законодательной ассамблее. Совещательный орган при правительстве - Палата вождей. Коренное население Б.- бушмены (саны). Начиная с VIII в. племена банту постепенно оттесняли бушменов во внутренние районы пустыни Калахари и дельту р. Окаванго. В XVIII в. в стране появились первые европейцы. К нач. XIX в. банту объединились в неск. крупных независимых друг от друга племенных союзов. В первые десятилетия XIX в. они вели частые кровопролитные войны с племенами зулу. С сер. 50-х гг. буры приступили к захвату земель тсвана (бечуаны). В 1885 г. англ. администрация объявила юж. часть страны до р. Молопо англ. колонией («территория Бечуаналенд»), а сев. и зап. области - протекторатом Бечуаналенд. В июне 1964 г. Великобритания приняла решение предоставить «территории Бечуаналенд» также статус протектората, в 1965 г. после введения внутреннего самоуправления состоялись первые выборы в Законодательный совет. С 30 сент. 1966 г. страна получила независимость и стала называться Б. Религия

http://pravenc.ru/text/153261.html

17) РГБ, ф. 228 (Оэбр. Д. В. Пискарева), 138 (л. 291 об. — 420) — кон. XVII — нач. XVIII в. 18) РГБ, ф. 17 (Оэбр. Е. В. Барсова), 244 (л. 326—469) — первая четверть XVIII в. Текст начинается с главы 2. 19) РГБ, ф. 218 (&бр. Отдела рукописей, пост. 1971 г.), 30—1734 г. 20) РНБ, собр. А. А. Титова, 4240 (л. 73—82 об.) — 30—40–е годы XVIII b. Фрагмент, текст обрывается на словах: «но Божие изволение и прознаменание и избрание, ему же тако извольшу. Буди имя Господне благословено во вки. И сия изглаголавшу Стефану, блаженныи же юно…» — дальнейшие листы утеряны. Филигрань: Герб Ярославля типа 2 и буквы ЯФЗ — Клепиков, с. 236 (1734—1748 гг.). 21) РГБ, ф. 199 (Собр. П. Н. Никифорова), 416 — 1747 г. 22) РНБ, собр. А. А. Титова, 1085 — сер. XVIII в. Л. 1—149 об.: житие Сергия из 88 глав; л. 150—164: Пространное житие Никона. Филигрань: Герб Ярославля типа 3 и буквы ЯМАЗ — Клепиков, с. 236 (1756 гг.). 23) ГИМ, Епархиальное собр., 766 — 1762 г. 24) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 3061 (1) — 1768 г. 25) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 10280 (1) — 1778 г. 26) ГИМ, Музейское собр., 554 — 1785 г. 27) РНБ, собр. А. А. Титова, 370 — 70—80–е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославля типа 4, буквы ЯМСЯ (Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII — начала XX века. М., 1978. С. 236—237). 28) ГИМ, Музейское собр., 610 — 1798 г. 29) ГИМ, собр. И.Е. Забелина, 109 — 1798 г. 30) ГИМ, Музейское собр., 776—XVIII в. 31) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 1212 — XVIII в. 32) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 139 (л. 237—239) — XVIII b. 33) Государственный архив Ярославской области, 72 — кон. XVIII b. Бумана с датой 1791 г. 34) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 662 (л. 111 об. — 119) — кон. XVIII в. Выписки рассказов об отдельных чудесах из печатного издания 1646 г. 35) РНБ, собр. Н. М. Михайловского, F.220 — кон. XVIII в. 36) ГИМ, Епархиальное собр., 469 — 1800 г. 37) Тверской областной архив. ф. 1409, оп. 1, 526 (л. 1—70 об.) — нач. XIX в. Бумага с датой 1810 г.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

1917. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-50; Еремин И. П. Карион Истомин//История рус. лит-ры. М.; Л., 1948. Т. 2. Ч. 2. С. 355-360; Панченко А. М. Придворные вирши 80-х гг. XVII ст.//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 65-73; он же. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973; Агаркова Р. К. Спорные вопросы биографии Кариона Истомина//УЗ Душанбинского гос. пед. ин-та им. Т. Г. Шевченко. 1967. Т. 51. Сер. филол. Вып. 19: Языкознание и литературоведение. С. 100-116; Боннер А. Две книги-гравюры: «Букварь» Кариона Истомина и «Книга, именуемая Брюсовский календарь»: (Из собр. редких книг Науч. б-ки Иркутского гос. ун-та)//Ангара. Иркутск, 1970. 6. С. 155-160; Чума А. А. Ян Амос Коменский и рус. школа: (До 70-х гг. XVIII в.). Bratislava, 1970. С. 21-23; Стихотворения, романсы, поэмы и драматические сочинения, XVII - 1-я треть XIX в./Сост.: И. Ф. Мартынов. Л., 1980. С. 9-10. (Описание РО БАН; Т. 4. Вып. 2); D bski J. Z obserwacji nad spucizn poetyck Kariona Istomina//Zeszyty naukowe uniwersytetu Jagiellonskiego. 1979. T. 526: Prace historycznoliterackie. S. 35-48; idem. Twórczo rosyjskich sylabistów i tradycje literackie. Wrocaw, 1983. Zesz. 37; Судаков Г. В. Лицевой букварь Кариона Истомина//Рус. речь. 1981. 6. С. 55-59; он же. Букварь Кариона Истомина - идеографический словарь XVII в.//Теория и практика рус. ист. лексикографии: [Сб.]. М., 1984. С. 113-123; Немировский Е. Л. Стихотворец и педагог Карион Истомин//Рус. речь. 1985. 5. С. 102-109; Мошкова Л. В. Букварь Кариона Истомина 1694 г.: Проблемы типологии//Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики: [Сб.]. М., 1986. С. 140-146; Блюм А. В. Книга и книжники в рус. лит-ре кон. XVII - нач. XVIII в.: Две атрибуции//Федоровские чт., 1982. М., 1987. С. 203-205; Иванова Ж. Н. Автографы Кариона Истомина в списках первого рус. иллюстрированного букваря//Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 41-45; Богданов А. П. Естественнонаучные представления в стихах Кариона Истомина//Естественнонаучные представления Др.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

7 февр. 1834 г. И. без ведома Блудова провел через Греко-униатскую коллегию подписанное всеми греко-католич. архиереями постановление, к-рым предписывалось: 1) в богослужебной практике руководствоваться Служебником и Книгой молебных пений издания Московской Синодальной типографии; 2) устроить во всех униат. храмах иконостасы (лишь 80 (по др. сведениям, 123) из 800 униат. церквей имели иконостасы); 3) во время богослужений использовать облачения и утварь правосл. Церкви. Во исполнение этих решений И. ходатайствовал перед Синодом о предоставлении униатским епархиям по 10 тыс. р. на сооружение иконостасов в беднейших храмах и по 1,5 тыс. экз. указанных книг. Блудов настороженно встретил постановление, но И. удалось переубедить его. Согласно намерению И., постановление коллегии от 7 февр. должно было напомнить имп. Николаю I о проблеме, заставить его «сверху» остановить не в меру ревностных правосл. миссионеров и подчинить униатов Синоду, тем самым однозначно сделав выбор в пользу общего воссоединения униатов с правосл. Церковью. До кон. 1836 г. Секретный комитет собирался 3 раза. Под влиянием И., консультировавшего его председателя Блудова, комитет принял важные решения: ввести изучение греко-правосл. катехизиса в униат. семинариях (3 июля 1835); восстановить иконостасы в униат. церквах (дек. 1835); подчинить униат. семинарии комиссии духовных уч-щ Синода (13 марта 1836). Но более решительных мер И. не добился. Члены Секретного комитета во главе с Нечаевым, которые были сторонниками частных присоединений, выступали против планов общего воссоединения и тем самым затрудняли работу комитета. Одновременно росло противодействие римско-католич. духовенства и поляков. К сер. 30-х гг. XIX в. И. стал сомневаться в самой возможности для рус. бюрократии ликвидировать унию, что вынудило его 24 сент. 1836 г. вновь подать прошение о личном присоединении к Православию. Имп. Николай I через обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова потребовал от И. объяснений. 8 окт. 1836 г. архиерей представил записку, в к-рой предупреждал об опасностях подготовки ликвидации унии.

http://pravenc.ru/text/578547.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010