занял А. Ф. Малиновский (его списки с Н. кон. XV-XVII в.: РГАДА. Ф. 197). Самой полной из ранних публикаций Н. Москвы является работа А. А. Мартынова «Надгробная летопись Москвы» (1895; более 500 Н. XVI-XVIII вв.). Однако только И. М. Снегирёв стремился точно передать текст надписей на Н. церковнослав. шрифтом. В перечисленных работах представлены в т. ч. сведения об утраченных позже Н., но историки к ним практически не прибегали. Обращение исследователей к архивным документам (А. Г. Авдеев, С. А. Смирнов и др.) доказало их важность для истории бытования Н. В 2000 г. С. Ю. Шокарев выявил архив архит. В. А. Гамбурцева (ГИМ. ОПИ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 51), к-рый в 80-х гг. XIX в. изучал Н., их производство и приемы декорирования (резьба, раскраска) на фоне европ. традиции и пришел к выводу, что «русское надгробие чрезвычайно просто, одинаково для лиц различных общественных положений, от царя до простолюдина», но уже в древности выделились такие типы, как «каменная доска (цка) для надписи», «форма каменного гроба» («каменное надгробие, размером соответствующее величине лежащего человека») и «форма каменного креста с надписью». За рамками исследований остались валунные Н. и сложные композитные формы (аркосолии, раки, надгробницы, кивории и др.). На рубеже XIX и XX вв. заметный вклад в изучение рус. Н. внесли сотрудники музеев и археологи, опубликовав плиты из собрания ГИМ и древние каменные кресты (А. А. Спицын, И. А. Шляпкин). В советское время (в основном после 1945) изучение древнерус. Н. продвигалось за счет сбора новых образцов, количество к-рых быстро росло в ходе полевых исследований (Т. В. Николаева, Ю. М. Золотов и др.). Особым этапом в изучении Н. Москвы стала эпиграфическая сводка (до сер. XVII в.) В. Б. Гиршберга. Вскоре (60-е гг. XX в., Н. С. Шеляпина) находки вокруг Успенского собора Московского Кремля положили начало изучению Н. «доэпиграфического» (до кон. XV в.) периода, а работы Т. Д. Пановой включили в орбиту исследования саркофаги Вознесенского мон-ря. С 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

В XVI в. в М. появились первые европейские поселенцы и торговцы, попытавшиеся утвердиться на побережье. В нач. XVII в. португ. авантюрист Филипе де Бриту-и-Никоти основал гос-во в Н. Бирме (1603-1613), но был побежден правителем Авы Анаупхелуном (1606-1628) и казнен. В 1-й четв. XVII в. Анаупхелун вновь объединил М., но в 1-й пол. XVIII в. страна распалась. В кон. XVII-XVIII вв. европ. купцы стремились закрепиться в Бирме: Британская Ост-Индская компания (ОИК) основала в Н. Бирме факторию и верфь в 1695 г., Французская ОИК создала верфь в 1729 г. Улица Могул в Рангуне. Фотография. 1910 г. Улица Могул в Рангуне. Фотография. 1910 г. К сер. XVIII в. британское и французское присутствие в М. укрепилось. В стране вновь разгорелась борьба за власть между различными лидерами. В 1754 г. Алаунпхая, правитель Моксобо, подчинил Аву и шанов, в 1757 г. завоевал Пегу. Представителям основанной им династии Конбаун удалось захватить столицу Сиама Аюттхаю, присоединить Аракан и распространить власть на Ассам. В результате Бирма стала непосредственно граничить с Британской Индией. При Конбаунской династии сложился централизованный правительственный аппарат во главе с монархом (минтэйачжи). Объединение страны способствовало экономическому развитию Бирмы. В 1824 г. началась 1-я англо-бирманская война. Яндабоский мирный договор 1826 г. предусматривал передачу Аракана и Тенассерима Британской ОИК. На Бирму налагалась контрибуция. В ходе 2-й англо-бирманской войны 1852-1853 гг. Британская ОИК захватила территории Пегу. В 1862 г. Аракан, Тенассерим и Пегу были объединены в брит. колонию Н. Бирма. Династия Конбаун сохранила контроль только над В. Бирмой. Правитель Миндон (1853-1878) провел налоговую и адм. реформы и начал создание мануфактур. Великобритания вынудила Миндона заключить неравноправные торговые договоры в 1862 и 1867 гг. Тибо (1878-1885) под давлением Франции заключил неравноправный франко-бирманский договор 1885 г. В том же году Великобритания начала 3-ю англо-бирманскую войну и 1 янв. 1886 г. присоединила В. Бирму. С февр. 1886 г. Бирма стала провинцией Британской Индии. С 1897 г. пров. Бирма управлял генерал-губернатор. С кон. 80-х гг. XIX в. в Бирме стали возникать буддийские об-ва мирян, задачей к-рых были гл. обр. охрана буддийских памятников и монахов и организация массовых религ. мероприятий, т. к. с упразднением бирм. монархии регулярные пожертвования элит на религ. цели прекратились. М. в 1-й пол. XX в.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

XIX в. При строительстве Большого Кремлевского дворца в его комплекс были включены нек-рые более ранние постройки, относившиеся к старинному Государеву двору. Грановитая палата - главный парадный тронный зал московских государей - была выстроена из кирпича в 1487 - 1491 гг. Марко Фрязиным и Солари. Это 2-ярусное сооружение с примыкающей к нему с юга наружной парадной лестницей, ведущей на 2-й этаж. Здесь располагается просторный (ок. 500 кв. м) зал для торжественных приемов. В центре его возвышается 4-гранный столб, поддерживающий крестовые своды. С запада к залу примыкают Св. сени, над к-рыми расположено еще одно помещение, известное как Тайник,- отсюда можно было незаметно наблюдать за происходящим в Тронном зале. Почти весь вост. фасад палаты украшен «бриллиантовым рустом» ¾ выступающими каменными блоками, отесанными на 4 грани. Благодаря этому декору, характерному для итал. зодчества эпохи Возрождения, палата получила свое название. Окна расположены в 3 яруса, в верхних двух они имеют пышное барочное обрамление в виде круглых колонок, украшенных резным изображением виноградной лозы. В 80-х гг. XVII в. во время ремонтных работ под рук. О. Д. Старцева была изменена форма кровли, первоначально более высокой, были также сняты медные позолоченные листы с надписью, воспроизводившей царский титул, и переделаны окна. Во 2-й пол. XVI в. палата была украшена стенописью. Совр. роспись выполнена в 1882 г., к коронации Александра III, палехскими иконописцами братьями Белоусовыми на основании описи, составленной в 1672 г. Симоном Ушаковым. В сер. XIX в. Грановитая палата стала частью нового дворцового комплекса и в наст. время является одним из представительских залов кремлевской резиденции Президента Российской Федерации. В 2011 г. на нижнем этаже палаты были устроены Патриаршие покои Патриарха Московского и всея Руси в Кремле. Золотая Царицына палата Золотая Царицына палата. Хромолитография по рис. Ф. Г. Солнцева. 1853 г. Золотая Царицына палата. Хромолитография по рис. Ф. Г.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Трапезная палата многократно перестраивалась. Во 2-й пол. XVII в. окна 2-го этажа были украшены наличниками с фронтонами. В 1-й пол. XIX в., при игум. Никодиме, на месте сводов одностолпной палаты появились 2 этажа братских келий, а в 1843 г. келарская палата была преобразована в придел во имя свт. Митрофана Воронежского. Реставрационными работами 1919-1927 гг. была усилена конструктивная основа древнего сооружения, открыты парные килевидные кокошники по каждой грани основания шатра, а также карниз, охватывавший келарскую и трапезную палаты. Сооружение консервационной кровли над руинами трапезной палаты Введенской ц. завершилось в 1966 г., а к кон. 1975 г. были расчищены все завалы и полностью восстановлен подклетный этаж. Одностолпная палата 2-го этажа, келарская палата и четверик Введенской ц. с апсидой и восьмериком, а также сев. паперть с крыльцом были восстановлены в 1995-1997 гг. Шатер из-за недостатка средств выполнен из дерева (ниже древнего на 6 м) и должен рассматриваться как консервационный. В 2003 г. восстановлена юж. паперть. В 1999-2001 гг. Введенская ц. и одностолпная палата расписаны бригадой иконописцев во главе с С. Н. Петровым. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня была построена к северу от трапезной палаты в сер. 80-х гг. XVI в., при настоятеле Антонии (Алексееве). Это было столпообразное, высотой ок. 25 м, 6-гранное в плане, 3-ярусное сооружение. Цоколь кирпичного сооружения был отделен от 1-го яруса 2 лентами разновеликих валиков, разделенных рядом плоской кладки и завершенных полочкой. Между 2-м и 1-м ярусами проходил пояс из валика, заключенного между 2 полочками. Средний ярус завершался широким поясом из лент бегунца и поребрика. Арки проемов звона 3-го яруса обрамляли фигурными архивольтами, а парапет каждого проема звона был украшен 3 ширинками. Завершалось сооружение карнизом и 3 ярусами кокошников, поставленных на сомкнутый свод, несущий открытый барабан главки. Количество кокошников в 1-м ярусе - 18, по 3 на каждой грани, во 2-м - 13, в 3-м - 11. Палатки 1-го и 2-го ярусов также были перекрыты сомкнутыми 6-лепестковыми сводами и имели каждая по 1 двери и неск. окон. Доступ на 2-й и 3-й ярусы был по внутристенной лестнице. В сев.-вост. грани колокольни находился гиревой колодец для часов, установленных в проеме звона. Работа с фрагментами взорванной колокольни началась в 1969 г.; в 1976 г. расчищено от завалов основание колокольни, сохранившееся в отдельных местах до уровня подоконника окон 1-го яруса. Восстановление колокольни продолжалось с 1977 по 1988 г. Другие постройки

http://pravenc.ru/text/164627.html

6,5 тыс. христиан из 20-30 тыс. жителей. В кон. XVII в. католич. проповедь на Калимантане была поручена миссионерам-театинцам, в 1697 г. был основан апостолический викариат Борнео. После захвата Малакки голландцами новая колониальная администрация ввела антикатолич. законодательство, деятельность католич. миссионеров была запрещена, все католич. приходы были переведены в юрисдикцию Нидерландской реформатской Церкви , мн. португальцы были убиты или изгнаны, португ. епископ Малакки находился в изгнании на о-вах Тимор или Флорес. Несмотря на гонения, католич. общине удалось сохраниться благодаря таким подпольным движениям католич. священников и мирян, как Братство св. Розария. Но прозелитическая деятельность голландцев не имела заметных успехов. После провозглашения в 1702 г. религ. свобод были разрешены деятельность Римско-католической Церкви и строительство католич. храмов. Большинство пресвитерианских приходов вернулось в лоно католич. Церкви. Во время англ. правления нек-рые из них перешли в юрисдикцию англикан. Церкви, пресвитерианство осталось религией лишь части проживавших в Малайе шотландцев. (Попытка возрождения пресвитерианства была сделана в нач. XIX в. Лондонским миссионерским об-вом, но, несмотря на нек-рый прогресс, пресвитерианство остается в наст. время одним из маргинальных вероисповеданий в М.) Интерьер католической ц. Лурдской Богоматери в г. Кланг. 1928 г Интерьер католической ц. Лурдской Богоматери в г. Кланг. 1928 г В кон. XVIII - нач. XIX в. на Малаккском п-ове возрождается жизнь католич. общины благодаря активной деятельности Парижского об-ва заграничных миссий, члены которого были посланы сюда в 1780 г. из апостолического викариата Сиама, претендовавшего на юрисдикцию над Малаккским п-овом. Это вызвало недовольство патронатного архиепископства Гоа, под прямое управление к-рого перешла территория упраздненного в 1818 г. Малаккского епископства. Спор окончательно разрешился к сер. 80-х гг. XIX в.: 23 июня 1886 г. общины португ. миссии были переведены в юрисдикцию патронатного архиеп-ства Макао; 10 авг. 1888 г. католич. общины на Малаккском п-ове, за исключением общин португ. миссий, были объединены во вновь восстановленное Малаккское еп-ство, находившееся в юрисдикции архиеп-ства Пондичерри и напрямую подчинявшееся Конгрегации пропаганды веры.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Алексей Николаевич (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению. Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел. В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей. В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906). Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910). Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

http://pravenc.ru/text/1680991.html

XVII в. В 1651-1661 гг. у К. Я. м. было 90 дворов, в 1678 г. и 1700 гг.- 178 дворов, 828 тяглецов муж. пола. В сер. XVII в. размеры земельных владений во Владимирском и в Юрьевском уездах составляли «пашни 1531 четверть земли с осминой в поле, сенных покосов 1800 копен, леса вдоль и поперек на 11 верст с полуверстою». На этих землях находились 2 села, 2 деревни, 18 пустошей и селище, проживали 156 тяглецов муж. пола. Земельные владения в Московском у. были утрачены: либо проданы, либо обменяны на более удобные земли рядом с мон-рем. К. Я. м. владел мельницей с 2 жерновами на р. Пекше близ дер. Литвиново Юрьевского у. Др. мельница находилась у с. Лыкова Владимирского у. Во Владимире К. Я. м. имел осадный двор со всеми службами. Др. осадный двор находился за р. Лыбедь. В 1-й четв. XVIII в. братия получала жалованье из Монастырского приказа. После упразднения Патриаршества управление землями перешло Синодальному дворцовому приказу. В 1721 г. за мон-рем числились 1257 тяглецов, плативших оброк 102 р. 69 алтын, пашни 1536 четв. земли в поле и 11 кв. верст леса. Известно, что монашествующие получали в это время жалованье и на «церковные потребы» из приказа 26 р. К 1763 г. монастырские доходы складывались в основном из сумм, выделяемых Коллегией экономии, жалованья настоятелю, братии, служителям и отставным (всего 155 р. 48 к.), а также «хлебного жалованья» рожью и овсом. Кроме того, в пользу К. Я. м. выделялась часть средств, собиравшихся с крестьян монастырских вотчин, к-рые заготавливали для обители дрова, пахали монастырские земли и т. д. К кон. XVIII в. К. Я. м. получал штатную сумму ок. 200 р. в год. В XIX в. изменились статьи дохода: по данным на 1871 г., проценты с банковского капитала (240 р. 80 к.), оброчные (150 р.), средства от аренды ярмарочных лавок (ок. 70 р.), жалованная сумма из Казначейства (411 р. 40 к.), за наем рабочих вместо штатных служителей (300 р.); молебенные, проскомидные, поминальные (200 р.) - всего 1370 р. с копейками. Кроме того, в пользу К. Я.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

В 1722-1724 гг. армяне Арцаха, поднявшие восстание против персов, смогли добиться относительной политической независимости, но и они были сломлены превосходящими силами тур. армии. Часть повстанцев перебралась в Россию и вступила в ряды рус. армии. Присоединение Вост. А. к России В 80-х гг. XVIII в. появились проекты освобождения А. с помощью России. Один был составлен предстоятелем Армянской епархии в России архиеп. Иосифом (Аргутинским-Долгоруким) (Овсен Аргутян-Еркайнабазук). Автором др. был видный деятель арм. общины Мадраса (Индия) Шаамир Шаамирян. Архиеп. Иосиф предлагал восстановить Армянское царство под протекторатом России (вассальная зависимость предполагала уплату налогов и предоставление военной помощи), сохранив феодальные формы землевладения; для защиты А. от внешних врагов предусматривалось размещение в ней на нек-рое время рус. войск. По проекту Шаамиряна в А. устанавливался буржуазный республиканский строй во главе с нахараром (президентом) и арм. палатой (парламентом); А. по требованию России предоставляла в ее распоряжение до 6 тыс. воинов, а Россия, официально провозглашавшаяся освободительницей А., для защиты ее от нападения извне в течение 20 лет должна была содержать там армию из 6 тыс. чел. Однако реальная возможность присоединения появилась только в XIX в. В 1801 г. вместе с Грузией к России были присоединены сев. районы А.- Лори-Памбак и Шамшадин. В 1813 г. по Гюлистанскому договору, завершившему русско-персид. войну, к России в числе др. регионов отошли Карабах, Ширак и Сюник. Спустя 13 лет Иран, нарушив договор, начал новую войну против России. В сер. июля 1826 г. войска ереванского хана вторглись в сев. районы Вост. А.- Памбак и Ширак, а главная персид. 60-тысячная армия под командованием Аббаса-Мирзы - в Карабах. Персы заняли Елисаветполь и осадили крепость Шушу, но, встретив упорное сопротивление объединенных сил рус. гарнизона и местного населения, так и не смогли взять ее. Сокрушительные удары по авангарду армии Аббаса-Мирзы нанес отряд ген. В. Г. Мадатова у стен Шамхора и Елисаветполя. В 1827 г. рус. войскам под командованием ген. И. Ф. Паскевича, в рядах к-рых сражались арм. и груз. добровольцы, удалось вступить в Араратскую долину, заставить капитулировать нахичеванского хана, захватить крепости Сардарапат и Ереван, тем самым окончательно освободить большую часть Вост. А. от персид. господства. Решающее сражение произошло 17 авг. 1827 г. у с. Ошакан. По условиям Туркманчайского договора (1828) вся Вост. А. была присоединена к России.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Пермиёво, дер. Б. Садовка) и Чембарский у. (с. Поим). К 1914 г. их насчитывалось 1502 чел. Общее количество старообрядцев-беглопоповцев в Пензенской губ. на 1914 г. составляло 7183 чел. Представители распространившей свое влияние в регионе в сер. XIX в. Белокриницкой иерархии проживали к нач. XX в. в Городищенском у. (села Аришка, Павловское-Куракино, Уранка, дер. Б. Садовка), Мокшанском у. (села Бекетовка, Белогорка и Елизаветино, дер. Варваровка), Чембарском у. (села Грязнуха (ныне Ульяновка), Крюковка (ныне Крюково), Мача (ныне Пушанино), Митрофаново, Поганка (ныне Шереметьево), Поим, Свищёвка, деревни Белозёрка, Голощапово, Дерябиха, Котиха, Нов. Опалиха (Апалиха; ныне Алексеевка), Плетнёвка, Ст. Опалиха (ныне Апалиха), Топориха). Городищенские и мокшанские окружники находились в юрисдикции епископа Саратовского, а чембарские - архиепископа Московского. Противоокружники проживали в Нижнеломовском у. (села Каменка и Ростовка, деревни Александровка, Дмитриевка и М. Верхи) и находились в ведении епископа Нижегородского. Общая численность последователей Белокриницкой иерархии к 1914 г. составляла 7199 чел. Беспоповщина была представлена в регионе всеми основными толками - спасовским, поморским, федосеевским, филипповским и странническим (бегунским). Спасовцы-нетовцы появились в Пензенском наместничестве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. из Нижегородского наместничества и первоначально поселились в с. Поим Чембарского у. (Там же. С. 70). Их главным наставником стал крестьянин М. Г. Колесов. Из Поима спасовцы распространяли свои идеи в ближайшие деревни. Так, в 1856 г. нетовцы появились в дер. Котихе (Там же. С. 72). Также в Чембарском у. нетовцы проживали в Агапове, Белозёрке и Топорихе. Благодаря деятельности наставника С. Цацина нетовцы появились в с. Буртас Керенского у. Также они расселились в Саранском у. и Саранске (ныне Республика Мордовия). К 1914 г. в Пензенской губ. насчитывалось 3045 спасовцев (в т. ч. глухие нетовцы (староспасовщина), поющая нетовщина и самокрещены). Старообрядческая ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Поим. Между 1873 и 1876 гг. Фотография. 1929 г. Старообрядческая ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Поим. Между 1873 и 1876 гг. Фотография. 1929 г. Поморцы были представлены в регионе гл. обр. старопоморцами-безбрачниками, лишь в Чембарском у. присутствовали новопоморцы-брачники. Впервые в регионе они появились в 1792 г., когда в с. Поим Чембарского у. из Москвы прибыл крестьянин Иван Васильев (Там же. С. 62). К нач. XX в. поморцы помимо Поима проживали в Городищенском у. (села Аристовка, Мордовский Качим, Рус. Качим, Серман, пос. Чаадаевка и др.), Керенском у. (дер. Пеньки), Нижнеломовском у. (с. Кочетовка), Саранском у. и Саранске. Общая численность поморцев в Пензенской губ. к 1914 г. составляла 2607 чел.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

С 1774 г. Г. служил в Конторе домов и садов и руководил скульптурными работами в С.-Петербурге и пригородных дворцовых садах, в частности изготовлением и установкой памятников Петру I («Медный всадник», скульптор Э. М. Фальконе; 1778-1782), для к-рого он вылепил змею под ногами коня, служащую опорой для статуи, и А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский). Для постамента последнего памятника (архит. А. Н. Воронихин ) Г. исполнил барельеф с фигурами Славы и Мира. Г. участвовал в проектировании монумента Полтавской битвы в Полтаве, был одним из организаторов литейной лаборатории в АХ. С 1776 г. вместе с литейщиками В. Екимовым и В. Можаловым выполнил большое количество восковых моделей античных статуй, по к-рым были сделаны бронзовые отливки для пригородных дворцов и парков. Вершина творчества Г.- барельефы из пудостского камня на сев. фасаде Казанского собора в С.-Петербурге (1804-1807). Из списка сюжетов, определенных архит. собора Воронихиным в 1803 г., Г. принял к исполнению 4. «Благовещение» и «Бегство в Египет» выполнены в окт. 1804 - апр. 1806 г. «Поклонение пастырей» и «Поклонение волхвов», исполненное вместо ранее предполагавшегося «Собора Богородицы», созданы в 1806 - сер. 1807 г. Иконография барельефов каноническая, в художественном решении преобладает стилистика раннего классицизма. Произведения отличаются единством с архитектурой здания и строго выверенной композицией. В 80-90-х гг. XVIII в. Г. жил в собственном доме на 3-й линии Васильевского о-ва, 12 (в наст. время перестроен). Погребен на Смоленском правосл. кладбище; захоронение пострадало вслед. наводнения 1824 г. и было восстановлено с надгробием в виде рустованной известняковой колонны; утрачено после 1917 г. Лит.: Ромм А. Г. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. М.; Л., 1948; Рогачевский В. М. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. Л.; М., 1960 [Библиогр.]; Нетунахина Г. Д. Памятники XVIII в. и 1-й пол. XIX в.// Ермонская В. В. , Нетунахина Г. Д. , Попова Т. Ф. Рус. мемориальная скульптура. М., 1978. С. 69-70; Кириллов В. В. Скульптура//Очерки рус. культуры XVIII в. М., 1990. Ч. 4. С. 70-110; Эрнст С. Р. Гордеев//РБС. Т.: «Гоголь-Гюнэ». М., 1999. С. 334-335; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. СПб., 2002. Т. 3. С. 117-118; Рязанцев И. В. Скульптура в России, XVIII - нач. XIX в. М., 2003. С. 269-271, 278; Художественное надгробие в собр. Гос. музея гор. скульптуры: Науч. кат. СПб., 2004. Т. 1. С. 47-48; Берташ А. , диак. , Талалай М. Г. Библейские сюжеты в камне и бронзе: Петербургское гор. убранство. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/166191.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010