В классическом толковании Дао – это 1) универсальная этическая норма, этический эталон, 2) высшее первоначало, 3) предельная онтологическая реальность, 4) абсолютное начало, абсолютная ценность, 5) высшая закономерность Вселенной, 6) китайский аналог понятия «Бог». Красноречиво о Дао говорит известный отрывок из «Дао-дэ цзин»: «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао» 614]. Из краткого обзора можно сделать следующие выводы о китайской культуре Дао: 1) эта культура ориентирована на социальные, моральные принципы и обращена не к индивиду, но к сообществу (роду, клану и т. д.); 2) моральное ориентирование китайской культуры парадигмально, сам человек в Китае определяется не как homo sapiens, но как homo moralis, т. е. мораль и добродетель отличают человека от животных; 3) вселенная, человек, общество должны следовать Дао, направляя усилия на гармонизацию и сущностное совпадение с ним. Такие особенности определяют характерные черты антропологической модели в китайской культуре. Для описания этой модели необходимо сориентироваться во времени, чтобы обозначить антропологические и временные границы китайской истории. Ниже помещена периодизации китайской истории, в которой отражены события, имеющие отношение к становлению религиозно-философской мысли. 1 . Протогосударство под руководством самого влиятельного клана Шан-инь (середина 2-го тыс. до н. э.). Формирование мифо-исторических преданий и религиозных представлений, оформление гадательной и культовой практики религии рода. 2 . Господство династии Чжоу (1027–771 г. до Р. Х.). Чжоуский Китай – идеальный образец для конфуцианства, эпоха стабильности и мудрых правителей. Расцвет религиозных практик предшествующего периода. К V b. происходит первая техническая революция (появление железа, новые техники земледелия и т. д.), что раскололо общество и дало начало последующей эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

3 . Эпоха Чжанго (Борющихся Царств) (V–III b. до н. э.), является составной частью эпохи Чжоу, но выделяется как особое время в ее составе. Произошло раздробление Китая на 140 княжеств, что завершается объединением страны под властью династии Цинь (221–206 г. до н. э.), создавшей первую в Китае империю. Эпоха Чжанго – расцвет философской мысли в Китае. Во время династии Цинь в Китае существовало девять философских школ: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, школа имен, натурфилософы и дипломаты. 4 . Эпоха Хань (206 г. до н. э. – 220). На смену плюрализму пришло единство, конфуцианство становится ведущим направлением, складываются основные понятия, определившие мировоззренческий синтез. Сложившиеся модели доживают без существенных изменений до XI b., испытав незначительное влияние в связи со знакомством с буддизмом в IV–VII bb. Из религиозно-философских направлений ведущими остаются конфуцианство и даосизм. 5 . Эпоха Вэй-Цзинь (III–V bb.), отличается новой раздробленностью страны. В Китай приходит буддизм, постепенно ставший значительной силой. 6 . Эпоха Тан (618–907). В это время даосизм становится государственной религией, происходит рост монастырей, храмов, мистических настроений. 7 . Эпоха Сун (960–1279). После непродолжительного господства даосизма и буддизма в конце эпохи Сун начинается стремительный взлет конфуцианства. 8 . Правление династии Мин (1368–1644). Происходит все большая стагнация китайской культуры в конфуцианском ее варианте. 9 . Правление маньчжурской династии Цин (1644–1911). Постепенное нарастание кризиса, встреча и знакомство с Западом (первые португальские корабли прибыли в 1517 г.), попытки синтеза западной рациональности и неоконфуцианства. Упадок даосизма, появление прозападной интеллигенции, распространение атеизма, забвение традиций (в начале ХХ в.), появление жажды перемен, первая Синьхайская революция, начало модернизации. Периодизация показывает, что рождение великих идей для китайской культуры происходит в эпоху Чжанго, которая ознаменовалась появлением конфуцианства и даосизма. Стоит заметить, что это время общенационального кризиса, в которое рождается особый тип творчества – личное постижение истины и религиозно-философские переживания, ставшие основой нового национального самосознания. Основы и особенности религиозной системы Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шань-инь. Шаньская цивилизация городского типа появилась в бассейне реки Хуанхэ в середине 2-го тыс. до н. э., примерно в то же время, что арии и ведическая традиция в Индии. В отличие от индийской культуры, в китайской культуре не получили распространение сложные мифологические и поэтические системы, место мифов заняли историзированные легенды о мудрых и справедливых правителях. Божества как бы спускались на землю, перерождаясь в первопредков и идеальных правителей, роль культов в честь богов в Древнем Китае выполняло почитание предков и духов умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

7. Ответ на 6., РодЕлена: Сорбы, сербы, сябры - славянское объединение неизбежно года через два. Может, год. Общие корни не мешали полякам воевать против России, чехам в первую мировую. Болгары тоже были не прочь помочь немцам. Всё это, скорее мифические миражи больших идентичностей. Можно поверить в единство поляков, украинцев и белорусов. Только легче ли от того? 6. Ответ на 5., Владимир Иванович: Славянское единство? Это вряд ли. Очередной миф. Европа на запад за границами бывшего СССР - это действительно особый мир. Но скорее западный индоевропейский, его корни на Балканах. Там в 6 тыс. до н.э. возник очаг западноевропейского этногенеза от смешения местных кроманьонцев и пришедших с юга средиземноморских племён. Ко 2 тыс. до н.э. в Альпийском регионе сложилась мощная индоевропейская группа, котторая в середине тысячелетия распалась на кельтов, италиков, германцев, протославян Лужицкой культуры, балтов, иллирийцев, фракийцев, греков и фригийцев. Германцы, славяне и балты составляли некое единство. Но к середине 1-го тыс. до н.э. эта общность распалась. Хотя продолжала контактировать, обмениваться людьми. С 6 века германцы становятся ведущим этносом в европейском этногенезе. Славяне к тому времени разделись на три части. Западные остались на севере Карпатского региона; южные отошли за Дуная и влились в греческий этнос, а также иллирийский, фракийский. Восточные вышли в Северное Причерноморье, расселеясь среди фракийцев, остатков сарматов. Славяне приняли участие в сложении Черняховской культуры. Но после прихода гуннов стали отходить на север долиной Днепра. Ассимилировали балтов Верхнего Днепра, финно-угров. А также алтайские народы. В итоге получился вполне евразийский народ. В котором русские стали ведущим и титульным этносом. Как германцы в европейском. То есть, у нас русских с германцами разные суперэтнические системы, своя особая идентификация, цели и задачи развития. Нужно признать, что чехи, поляки, словаки и даже сербы и болгары - это части того, европейского мира и этногенеза. А вот малороссы, белорусы, русины, новороссы - это наш русско-евразийский мир и этногенез.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/03/...

графику, а объявлялась специальным царским указом; до наст. времени дошли подобные указы Хаммурапи, Набонида и Кира II Великого . Дополнительный месяц обычно вставлялся после 12-го или (реже) после 6-го месяца, однако известны и др. вставные месяцы. Дополнительный месяц назывался так же, как предшествующий ему регулярный, с прибавлением шумер. DIRI - дополнительный, MIN - 2-й и аккад.   - дополнительный,   - последующий,   - повторение (такого-то месяца). Упорядочивание процесса вставки месяца начало происходить только в I тыс. до Р. Х. В VII в. до Р. Х. были разработаны астрономические правила, помогавшие определить, должен ли в этом году вставляться месяц. В эпоху Ахеменидов было установлено, что 19 солнечных лет равны 19 лунным годам с 7 вставными месяцами. К 380 г. до Р. Х. относится офиц. закрепление 19-летнего цикла, где 1, 4, 7, 9, 12, 15-й и 18-й годы имеют вставные месяцы, причем все, кроме 18-го, имеют вставной месяц после 12-го месяца (    ), а 18-й - вставной после 6-го месяца (    ). Исключение из этой системы представляет К. среднеассир. периода. Хотя в староассир. период существовала некая система соотнесения лунного и солнечного года, уже к концу его и на протяжении всего среднеассир. периода год всегда состоял из 12 месяцев, вставные месяцы не засвидетельствованы, а начало года и все остальные праздники могут приходиться на любой месяц года. Год (шумер. MU; аккад.  ). Месопотамский К. был в основе лунным, за единицу отсчета был взят лунный месяц. Вавилонский год начинался весной, приблизительно во время весеннего равноденствия. Однако, поскольку начало года приходилось на 1-е число месяца нисанну, т. е. на промежуток от середины марта до середины апреля, по времени оно могло отстоять от равноденствия почти на месяц или более. Имеются свидетельства о том, что новый год в некоторые периоды и в некоторых регионах начинался осенью. В ассир. К. староассир. (XX-XVIII вв. до Р. Х.) и среднеассир. (XV-XI вв. до Р. Х.) периодов начало года приходилось на осень.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Книга Левит состоит из наставлений, касающихся содержания священного пространства, выделенного для присутствия Бога. Сюда входят подробности системы жертвоприношения, наставления для священников и законы об очищении. В древности считали, что нечистота благоприятна для дьявольских сил, поэтому поддержание чистоты было жизненно необходимо. Как правило, очищение производилось с помощью определенных ритуалов или заклинаний. Для Израиля чистота была безусловной ценностью, определявшей правила поведения и вопросы этикета. Наиболее полезными для понимания Книги Левит являются те документы древнего Ближнего Востока, которые содержат информацию о жертвоприношениях и ритуалах, наставления для жрецов или затрагивают проблему нечистоты. Эту информацию приходится собирать по крупицам из множества различных источников. Тем не менее мы располагаем несколькими большими ритуальными текстами, которые послужат важным источником информации. Из разнообразных ритуальных текстов, принадлежащих к " хеттской литературе, наибольший интерес для нас представляют «Наставления храмовым служителям» середины 2-го тыс. до н. э. В этих текстах подробно описываются меры, необходимые для защиты святилища от осквернения. Тексты maqlu состоят из восьми табличек заклинаний и одной таблички с описанием ритуалов. Эти заклинания использовались, в основном, для противодействия злым чарам. Другие важные материалы содержатся в текстах shurpu, посвященных очищению, bitrimki, посвященных царским омовениям, и в namburbu – ритуалах отмены. Большинство этих текстов исходит из предположения о действенности магии и ворожбы там, где колдовство, дьявольские силы и заклинания представляли серьезную угрозу обществу. Израильтяне, по крайней мере теоретически, не разделяли эту точку зрения, и их представления о чистоте и нечистоте принципиально отличались от воззрений их современников. И все же изучение этих материалов может прояснить многие стороны древнего мировоззрения, которые разделяли израильтяне. Несмотря на то что в библейской литературе ритуалы освобождены от элементов магии, установившиеся обычаи и язык их описания временами содержат следы влияния более широкой культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С самого начала Болгарская Православная Церковь оказывала помощь русским эмигрантам. Государственные структуры также принимали в этом деле большое участие. Был создан Комитет по делам русских беженцев в Болгарии – главное государственное учреждение, занимавшееся проблемами русской эмиграции до февраля 1945 г. К середине 1930-х гг. численность русской эмиграции в Болгарии в результате возвращения на Родину, переезда в другие страны и естественной убыли заметно сократилась. В СССР вернулось около 11 тыс. человек. «По данным различных болгарских историков, в 19291930 гг. их насчитывалось от 21,5 до 23 тыс., а в 19381939 гг. – от 15,5 до 18,2 тыс... А в 1940 г., по официальной статистике, в Болгарии проживало 18 397 русских». 65 Нападение Германии на Советский Союз негативно сказалось на положении русской эмиграции в Болгарии, местная полиция установила над ней жесткий контроль. В первые месяцы многие надеялись вернуться на родину, хотя бы и в качестве союзников немецкой армии. Архиепископ Серафим, желая участвовать в возрождении Церкви на Родине, с первых месяцев войны предпринимал различные действия для возвращения вместе с подведомственным ему духовенством в Россию. Переезд русского духовенства на Родину так и не состоялся из-за противодействия германских, а под их давлением и болгарских властей. Но весь период войны владыка Серафим пытался оказывать ту или иную помощь возрождению церковной жизни на оккупированной территории СССР. Вся изготовленная или собранная церковная утварь, литература, иконы, крестики и т. п. различными путями переправлялись в СССР. 66 В начале сентября 1944 г. в страну вступили части 3-го Украинского фронта, а 9 сентября в Болгарии произошел переворот, в результате которого к власти пришло прокоммунистическое правительство Отечественного фронта. Владыка Серафим не пожелал оставить свою паству и уехать на Запад. 15 апреля 1945 г. он отправил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I письмо с просьбой принять его в юрисдикцию Московского Патриархата. 30 октября 1945 г. владыка Серафим вместе с семью управляемыми им русскими общинами был принят в юрисдикцию Московского Патриархата. Впоследствии он способствовал снятию с помощью Московского Патриархата схизмы с Болгарской Православной Церкви. 67

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Анастасий еще в середине сентября 1941 г. дал благословение на создание Русского корпуса, в его ряды вступили многие представители его паствы. 26 сентября он назначил протоиерея Иоанна Гандурина корпусным священником, а иеромонаха Антония (Медведева) из монастыря прп. Иова Почаевского в Словакии полковым священником 1-го стрелкового полка. В конце октября владыка Анастасий с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери посетил казармы корпуса для освящения походной полковой церкви. На Рождество 1942 г. 2-й полк с оркестром прошел до русской Свято-Троицкой церкви в Белграде, где присутствовал на торжественном богослужении. Важнейшие решения получали санкцию Архиерейского Синода. 1188 Части Русской группы, а затем корпуса, частично базировались на территории Хорватии, где в местах их дислокации не раз находили убежище православные сербы, спасавшиеся от истребления пронацистскими усташами. Летом 1942 г. бойцы 1-го отряда перевезли через реку Дрину 1012 тыс. сербских беженцев, прижатых к реке и расстреливаемых усташами. В 1943 г. в районе Зворника было спасено свыше 1,5 тыс. человек, в июле-августе 1944 г. было перевезено через Дрину и размещено в Бане Ковиляче свыше 1000 сербских детей и т.д. 1189 В середине 1942 г. партизанская война в Югославии усилилась, поэтому 9 июля Генеральный штаб Верховного командования немецкой армии дал согласие на создание на базе охранной группы Русского охранного корпуса. При этом было значительно увеличено число служащих, корпус был включен в состав вермахта, а русская форма заменена на немецкую. Но был сохранен исключительно русский командный состав. Германское командование пыталось предпринимать шаги для того, чтобы взять ситуацию под свой контроль. В своем письме младшему государственному секретарю Лютеру от 20 ноября 1942 г. К. Вольф подробно обосновал необходимость создания в противовес Русской охранной группе батальонов вспомогательной полиции в Сербии из русских эмигрантов немецкого происхождения под германским командованием и пронемецки политически ориентированных. При этом генерал приводил слова Гиммлера: «Русская охрана предприятий действует под влиянием русского эмигрантского духовенства, с чисто русским командованием, русским языком приказов и в результате этого находится под политическим русским, прежде всего монархическим, влиянием (что точно установлено и никем не отрицается)». 1190

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архит. В. Н. Николаев, отличавшийся приверженностью не только формам рус., но и визант. стиля, при проектировании зданий К. м. следовал исключительно традиции московско-ярославского узорочья сер. XVI-XVII в., при этом применял ряд конструктивных новшеств. Покровская ц. замыкает келейный корпус с вост. стороны. Здание храма прямоугольное в плане, с обширным юж. притвором, где расположен вход, оформленный крытым крыльцом с висячими гирьками, завершалось шатром. В середине одноэтажной части келейного корпуса с традиц. коридорной планировкой находились покои прп. Анастасии, с севера - трапезная и домовый храм, увенчанный первоначально луковичной главой, в зап., 2-этажной, части - игуменские покои. Были использованы такие основные элементы декора, как луковичное пятиглавие и главы над ризалитами храма, кокошники разнообразных форм (полуциркульные, килевидные, 3-частные), наборные колонки с муфтами, шатры, аркатурно-колончатые пояса. Келейный корпус украшен оконными наличниками с кокошниками. Центральный объем Покровской ц. квадратный в плане, с плоским перекрытием и падугами. В центре перекрытия - проем для светового барабана. Росписи 1997-1998 гг. выполнены в духе позднего академизма и живописи киевского Владимирского собора. Тогда же изготовлен иконостас в русском стиле. Храмовая икона «Покров Пресв. Богородицы» написана во 2-й пол. XIX в. Никольский собор - самый большой храм Киева - был рассчитан на 2,5 тыс. чел. При его проектировании архит. Николаев использовал эскизы отделки фасадов, главного иконостаса и крестов, выполненные сыном прп. Анастасии вел. кн. Петром Николаевичем. При строительстве впервые в России применили железобетонные сводчатые конструкции перекрытий (проект гражданского инженера А. М. Вербицкого). Высота собора до верха креста на главном куполе составила 64 м, длина - 53,25 м, ширина - 38,34 м, толщина стен - до 2 м. Композиция собора пирамидальная. Его план близок к прямоугольнику. Центральное ядро, квадратное в плане, окружено галереями с вынесенными на 7 м крыльцами с гранитными ступенями с севера и юга, нартексом и экзонартексом с крыльцами с запада и 5-частным алтарным объемом с востока и увенчано пятиглавием. Боковые компартименты завершали 6 глав, крыльца и алтарь - 4 главы. Т. о., собор имел 15 луковичных глав, покрытых листовым железом и позолоченных. Насыщенный пластичный декор отличается характерными элементами рус. зодчества, преимущественно XVII в.: кокошники, колонки и полуколонки, кубышки, дентикулы, ширинки, многопрофильные карнизы. Нижний ярус декорирован гл. обр. рустом и ширинками, верхний, двусветный,- полуколонками с муфтами. Окна 2-го света оформлены аркатурно-колончатым поясом, фасад центрального объема завершен поясом килевидных кокошников. Основания барабанов декорированы полуциркульными кокошниками. Шатровые крыльца представляют собой открытые опирающиеся на кубышки 3-частные арки, каждая с 2 висячими гирьками.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Адапа . Жрец бога Эа в шумерском городе Эреду. В посвященном ему мифе рассказывается о том, как, вняв коварному совету, он отказался вкусить божественной пищи и лишился возможности обрести бессмертие. Аккадский. Термин, применяющийся к месопотамской культуре и языку примерно с 2500-го до 500 г. до н. э. Акхат. Сын Даниэла. Он является героем угаритского эпоса, где изображен как прославленный охотник, убитый богиней Анат за то, что отказался подарить ей свой лук. Эпос обнаруживает параллели с рассказом о патриархах и с Книгой Судей. Алалах. Город на севере Сирии, в южной части Антиохийской равнины, процветавший в начале 2-го тыс. до н. э. Здесь обнаружено множество текстов, описывающих политику и экономику этого региона. Город упоминается в текстах из Мари, Нузи и Хеттского царства. Амарна. См. Эль-Амарна. Аморреи. Народ семитского происхождения, обитавший в западных районах Месопотамии и распространившийся во 2-м тыс. до н. э. до побережья Средиземного моря. Амулет. Резное украшение, носимое на шее и предназначенное для отвращения зла, исцеления от болезней и принесения удачи его владельцу. Анат. Богиня плодородия и войны, супруга бога Ваала в хананейской и угаритской религиях. Анатолия. Территория, приблизительно соответствующая Малой Азии в Новом Завете и современной Турции. В середине 2-го тыс. до н. э. была заселена хеттами. Анахронизм. Деталь или слово в повествовании, не соответствующие описываемому хронологическому периоду. Анахронизмы часто истолковываются как пояснения или уточнения, внесенные в текст в более поздний период. Аподиктическое право. Изложение законов в форме повелений, требующих беспрекословного исполнения. Апокрифы. Книги, написанные в эллинистическую эпоху, в период между двумя заветами. Эти четырнадцать книг не вошли в иудаистский и протестантский каноны, но признаются католической традицией. Арам. Северо-западная часть Месопотамии и побережье Средиземного моря в начале 1-го тыс. до н. э. были владением арамеев. Ассирия. Государство на севере Месопотамии, в бассейне реки Тигр. На протяжении своей истории Ассирия пережила несколько периодов расцвета, среди которых наиболее значительный приходится на 1000–612 гг. до н. э., когда ей подчинился весь Ближний Восток и был издан кодекс законов («Законы Среднеассирийского царства»), имеющий много общего с библейским законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:28. Земля, где течет молоко и мед. Ханаан охарактеризован как земля, «где течет молоко и мед». Это означает, что здесь были все условия для оседлого образа жизни, причем не обязательно связанного с возделыванием земли. Молоко – продукт животноводства, а мед – дар природы (вероятно, финиковая патока, а не пчелиный мед). Подобное выражение можно встретить в угаритском эпосе «Ваал и Мот», где возобновление плодородия земля воплощено в образе вади, текущего медом. В египетских текстах, начиная с «Истории Синухета», Ханаан описывается как земля, изобилующая не только природными богатствами, но и плодами человеческого труда. (См.: Исх. 3:7–10 .) 13:30. Обитатели Ханаана. Племена, живущие на обетованной земле, названы в ст. 29 амаликитянами, хеттеями, иевусеями, аморреями и хананеями. Амаликитяне, которые вели свое происхождение от Авраама через Исава ( Быт. 36:15 ), были кочевым или полукочевым народом, занимавшим обширные районы в пустыне Негев и на Синайском полуострове на протяжении второй половины 2-го тыс. до н. э. Хорошо известные хетты жили в Анатолии, на территории современной Турции, но племена, осевшие в некоторых районах Сирии и Ханаана, носили то же название и, возможно, были родственны хеттам Малой Азии. Хеттеи Ханаана носили семитские имена, тогда как имена анатолийских хеттов имели индоевропейское происхождение. Иевусеи, скудная информация о которых содержится только в Ветхом Завете, населяли местность близ Иерусалима. Аморреи (известные в Месопотамии как Amurru или Martu) упоминаются в письменных документах с середины 3-го тыс. до н. э. Многие ученые считают аморреев выходцами из Сирии. Это понятие может использоваться как по отношению к географической местности («выходцы с запада»), так и по отношению к этнической группе. Некоторые аморреи были кочевниками, но уже в конце 3-го тыс. до н. э. в Сирии существовали аморрейские города-государства. Хананеи составляли основное население укрепленных городов обетованной земли, хотя, по-видимому, не принадлежали к ее коренному населению. В амарнских письмах (середина 2-го тыс. до н. э.) местные цари называют себя Kinanu – определение, встречающееся также в египетских надписях этого периода. Египетские источники содержат и другие сведения о населении Ханаана. В списке военнопленных, захваченных Аменхотепом II (XV в. до н. э.), упоминается ряд хананеев, в том числе Apiru (люди, лишенные земли и собственности), Shasu (кочевой народ, отождествляемый иногда с библейскими мадианитянами или амаликитянами) и Hurru (хурриты).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010