Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монахиня в апостольнике В рус. правосл. традиции часть жен. монашеского облачения, головной убор, обязательный для постоянного ношения. Представляет собою плат колоколообразной формы, имеющий округлый вырез для лица. Достигая обычно пояса, А. скрывает шею, грудь и руки. На голове удерживается с помощью 2 завязывающихся на затылке лент. Традиционно А. черного цвета, но в случае несения монашествующей определенного послушания (напр., на просфорне) может быть белым; А. белого цвета «монашеского покроя» входил в специально разработанную форму для сестер Марфо-Мариинской московской общины . Поверх А. могут носиться скуфья , камилавка или клобук . Принимается А., как правило, при постриге в рясофор . Известны случаи, когда А. мог по благословению игумении усваиваться послушницам, напр. в Дивеевском Серафимовом мон-ре . Возможно, А. восходит к мафорию - древнему головному покрову женщин, служивших при церкви. Мафорий и орарь были облачениями диаконисы ( Parenti, Velkovska. P. 188). О подобном одеянии упоминает Феодорит Кирский: св. Домнина была «вся покрыта покрывалом, достигающим до колен». В миниатюрах Минология Василия II можно видеть близкую к А. форму жен. покрывала - длинный плат, концы к-рого сведены под подбородком (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. Р. 62). Являясь в России неотъемлемой частью облачения правосл. монахинь, в др. странах А. может заменяться большим платком (напр., в Греции) или вовсе отсутствовать (напр., в Румынии). Лит.: Древние иноческие уставы. С. 523 (прим.); Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках. СПб., 1853. С. 229; Parenti, Velkovska. Eucologio; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 877; Миллер Л. Святая мученица Российская вел. кн. Елизавета Феодоровна. М., 1994. С. 136; Дивеевские предания. М., 1996. С. 21-22; MenolBas. T. 2. P. 62. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества ПАРАМАН в рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17

http://pravenc.ru/text/75734.html

24 февр. 2006 г. Нижегородский еп. Георгий был возведен в сан архиепископа. В том же году отмечалось 300-летие Саровской пуст.; торжества, проходившие 30 июля - 1 авг., возглавил патриарх Алексий. Торжества в честь 150-летия со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В центре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Собор Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2017 г. Торжества в честь 150-летия со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В центре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Собор Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2017 г. 9-12 сент. 2009 г. состоялся визит в Н. и А. е. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , в ходе к-рого 12 сент. он освятил Феодоровский собор городецкого в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря и по просьбе Нижегородского архиеп. Георгия благословил присвоить нижегородскому Александро-Невскому собору статус кафедрального. В дар собору Первосвятитель передал икону Спасителя. Во время визита Патриарха Кирилла в Н. и А. е. 31 июля - 2 авг. 2010 г. он возглавил торжества в Серафимовом Дивеевском мон-ре, посвященные 20-летию обретения мощей прп. Серафима Саровского. По постановлению Синода от 15 марта 2012 г. из Н. и А. е. были выделены Лысковская и Лукояновская епархия , Выксунская и Павловская епархия, Городецкая и Ветлужская епархия. Новые епархии вместе с Н. и А. е. вошли в состав образованной в тот же день Нижегородской митрополии. 18 марта архиеп. Георгий был возведен в сан митрополита. В 2012 г. учреждена епархиальная медаль в честь блгв. кн. Георгия Всеволодовича 3 степеней. С того же года действует епархиальная мастерская по реставрации икон. С 2013 г. в ряде приходов неск. раз в год для детей устраиваются праздники 1-й исповеди. 30 июля 2015 г. в память 650-летия посещения Н. Новгорода прп. Сергием Радонежским и в честь 700-летия святого возле нижегородской Вознесенской ц. ему был открыт памятник. 31 июля того же года Патриарх Кирилл освятил памятник прп.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

170. ДивеевскийСерафимов , женский, 3-го класса, Нижегородской губ., Ардатовского у., при селе Дивееве, в 28 вер. к югу от Ардатова, при рч. Вичкинзе. Образовался из трех женских общин, основанных в разное время: 1) основана во второй половине XVIII ст. полковницею Агафиею Мельгуновою; 2) начала существовать с 1820 г. и 3) учреждена в 1827 г. по благословению иеромонаха Саровской пустыни Серафима на земле, пожертвованной Баташевою. В 1842 г. общины эти приняты под покровительство духовного и гражданского начальств, а в 1861 г. из них образован общежительный м-рь с возведением на степень 3-го класса. При монастыре находится училище. Художника Д. Струкова, “Дивеевская обитель”, СПб., 1858 г. (из Журн. “Школа Рисования”); “Сказание о подвигах и событ. жизни старца Серафима, затворн. Саровской пуст., с присовокупл. очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафьи Семен. Мельгуновой”, изд. 2-ое, 1856 г.; “Сенат. вед.” 1861 г., 19; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1842 г., 14 (учр. общины); 1853 г., 87 (пожертв. земля); 1860 г., 12 (пожертв. 2 дерев. дома со строен. и усадьб.); 1861 г., 17 (возвед. в 3 кл.); 1884 г., 246 (училище); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1847 г., XIX, 281 (жен. общины в Нижегор. губ.; истор. опис.); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 145. 171. Димитриевский – Милостиво – Богородицкий , женский, общежительный, в зашт. гор. Кадоме, Тамбовской губ., Темниковского у., в 65 вер. к зап. от Темникова, при. р. Мокше. Учрежден из общины, основанной в 1797 г. на праве богадельни при Димитриевской церкви и в 1849 г. принятой под покровительство духовного и гражданского начальств. В 1868 г. община переименована в общежительный монастырь с устройством при нем училища и сиропитательного заведения для девиц духовного звания. В 1878 г. к монастырю присоединена Кадомская женская богадельня. При м-ре состоят приют и училище с 1868 г. “Сенат. вед.”, 1849 г., 101; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1848 г., 66, ст. 516; 1878 г., 155, ст. 624; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 242; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 11 (учрежд. общины); 1852 г., 16 (разреш. постр. церковь ); 1868 г., 149 (переим. в м-рь), 150 (учрежд. училища и приюта); 1884 г., 245 (тоже, их состояние); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 202.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний ( Отк. 1:10 ). За месяц до высочайшего повеления об ускорении производящегося в Святейшем Синоде дела о прославлении святого угодника Божия, Серафима Саровского , Господь привел меня опять в Саров и Дивеев. Из трех современниц отца Серафима, которых я встретил в первую свою поездку, я застал в живых одну только Елену Ивановну Мотовилову. Вскоре после моего отъезда, в 1900 году, отошла в селения праведных мать Ермиония; на Пасху, два года спустя, за ней ушла и мать Еванфия. Сильно за эти годы сдалась и Елена Ивановна: согнулся стан, стали меркнуть еще так недавно светлые и проницательные очи. Серафиму не нужно уже земных свидетелей его праведности, он зовет их к себе в места вечного упокоения, видеть и разделять с ним его славу, ту нетленную и вечную, неувядающую славу, которую Господь от века уготовал всем любящим Его, «идеже лица святых, Господи, и праведницы сияют, яко солнце!» Но свежесть ума и памяти не покинула еще родной старушки. Прошлое живет и расцветает в ее воспоминаниях, и время не имеет власти над ними!… По просьбе моей, с разрешения игумении Елена Ивановна дала мне целый короб бумаг, оставшихся после покойного ее мужа Николая Александровича. Всякий, кто интересовался житием отца Серафима, должен знать это имя, которое так тесно связано с именем Батюшки и устроенной им Дивеевской женской обители. Непонятым жил этот человек, неоцененным и умер, но был он при жизни «служкой Серафимовым», как он сам любил называть себя, таким и после смерти остался. В бумагах его довелось мне найти такое сокровище, которое по справедливости может быть названо величайшим свидетельством веры. Этой драгоценностью, с сохранением всей своеобразности слога сороковых годов минувшего столетия, на котором она написана, я и желаю поделиться с православным читателем. I. Приглашение Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… ( Ин. 14:12 .)

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Определены победители грантового конкурса «Серафимовская школа служения» 7 июля 2020 г. 18:09 Определены победители грантового конкурса «Серафимовская школа служения», проводимого Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского . Конкурс призван поддержать учреждения, реализующие проекты по повышению эффективности деятельности на базе бережливых технологий и внедрению лучших практик духовно-нравственного развития на основе традиционных православных ценностей. В текущем году участниками грантового конкурса стали учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты населения территорий, входящих в Саровско-Дивеевский кластер. В адрес фонда поступило 100 проектных заявок от организаций Арзамаса, Сарова, Арзамасского и Дивеевского районов Нижегородской области, в том числе 88 проектов от учреждений образования, 5 — от учреждений здравоохранения и 7 — от учреждений социальной защиты населения. Рассмотрев заявки, экспертный совет принял решение рекомендовать к поддержке 45 проектов от 39 организаций. Как отметила руководитель «Серафимовской школы служения» Ольга Бараева, реализация проектов победителей позволит не только получить реальный социальный эффект, который смогут почувствовать жители всех территорий Саровско-Дивеевского кластера, но также предоставит ценный методический материал для научной проработки вопросов адаптации инструментов бережливого производства к особенностям отдельных сфер деятельности. «Реализация проектов по оптимизации внутренних процессов организаций обеспечивает устранение различных видов потерь и высвобождение времени, которое в итоге используется для воспитательной и образовательной деятельности, — прокомментировала Ольга Бараева. — Концепция проведения конкурса «Серафимовская школа служения» предполагает использование учреждениями наиболее эффективных практик и методик духовно-нравственного воспитания и образования, накопленных, в том числе, благодаря проведению ежегодного конкурса " Серафимовский учитель " ». Проекты победителей грантового конкурса «Серафимовская школа служения» будут реализованы до конца 2020 года. В целях обеспечения методической и консультационной поддержки для каждого реализуемого проекта определены кураторы от объединенного проектного офиса Госкорпорации «Росатом» и правительства Нижегородской области. Итоги реализации проектов будут подведены в декабре 2020 года. Перечень победителей грантового конкурса «Серафимовская школа служения» Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архив Пн Начался прием заявок на конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского — 2024» 17 января 2024 г. 13:38 С 17 января 2024 года  Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского начинает прием заявок для участия в конкурсе «Волонтер преподобного Серафима Саровского — 2024». Конкурс направлен на поддержку инициаторов, руководителей и участников волонтерских проектов, повышение их общественного статуса, популяризацию и развитие добровольческого движения. Задачи конкурса: Особое внимание уделяется восстановлению православных святынь и других объектов исторического и культурного наследия, участию в просветительских, образовательных, культурных, социальных проектах, направленных на практическую реализацию христианского отношения к людям в современной повседневности. Участниками данного конкурса, впервые проведенного в 2020 году в рамках реализации проекта по возрождению Саровской и Дивеевской обителей, традиционно являются представители учреждений социальной направленности, культуры, ведущие специалисты инженерно-технической сферы, представители подведомственных учреждений ОАО «РЖД», медицинские работники и частные предприниматели, профессиональные строители и реставраторы, сельская и студенческая молодежь, специалисты образовательных учреждений и структурных подразделений Русской Православной Церкви, «серебряные» волонтеры. Авторы лучших проектов будут приглашены в Серафимо-Дивеевскую обитель (Нижегородская область) на итоговый форум, где они смогут участвовать в семинарах, дискуссиях, круглых столах, пообщаться с ведущими экспертами, специалистами, руководителями федеральных и региональных органов власти. Инициаторы, руководители и участники реализованных проектов могут подать заявку на участие в конкурсе до 20 апреля на сайте  конкурсы.серафим.рф (раздел «Волонтер преподобного Серафима Саровского»). Положение о конкурсе Конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского» — часть программы «С именем преподобного Серафима Саровского», являющейся гуманитарной составляющей комплекса мероприятий по возрождению Саровской и Дивеевской обителей. В программу входят конкурсы «Серафимовский учитель», «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения», «Серафимовский врач» и «Серафимовская сестра милосердия». Проекты реализуются Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Конкурс «Серафимовский учитель» проводится с 2005 года. Конкурсы «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения» и «Серафимовский врач», включающий в себя проект «Серафимовская сестра милосердия», стартовали в 2020 году.

http://patriarchia.ru/db/text/6094980.ht...

Начался прием заявок на конкурс «Серафимовский врач — 2024» Нижний Новгород, 16 января 2024 г.      В настоящее время Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского проводится прием заявок на конкурс «Серафимовский врач — 2024», сообщает Патриархия.ru . Цель конкурса — повышение общественного статуса медицинских работников, привлечение внимания к проблемам сферы здравоохранения, выявление и распространение имеющегося опыта и эффективных практик. Принять участие в конкурсе могут врачи, средний, младший медицинский персонал и другие работники сферы здравоохранения. Заявки принимаются с 15 января до 1 июня 2024 года на странице конкурсы.серафим.рф (раздел «Серафимовский врач»). Они должны содержать описание профессионального опыта и достижений участников, а также подготовленное заявителем эссе о своей включенности в православную традицию и ее связи с профессиональными качествами, необходимыми медработникам. С подробным Положением конкурса можно ознакомиться на странице проекта в разделе «Материалы конкурса». Дополнительные вопросы, касающиеся подачи заявок, принимаются на электронную почту konkurs.bfss@mail.ru . По итогам конкурса будут подготовлены видеоролики и другие информационные материалы о текущей деятельности и направлениях работы победителей конкурса, их опыте и достижениях, которые смогут использовать в своей практике профильные специалисты в регионах России. Награждение победителей состоится в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре в селе Дивеево Нижегородской области в октябре 2024 года. Конкурс «Серафимовский врач» входит в состав программы «С именем преподобного Серафима Саровского», реализуемой Фондом преподобного Серафима Саровского в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Положение о конкурсе 2024 года 16 января 2024 г. Рейтинг: 9.5 Голосов: 31 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/158222.html

И просил, чтобы все, все в Серафимовой-то пустыни спаслись бы сироточки, батюшка! И обещала Матерь Божия убогому Серафиму сию неизреченную радость, батюшка! Только трем не дано, три погибнут, рекла Матерь Божия! – при этом светлый лик старца затуманился. – Одна сгорит, одну мельница смелет, а третья... сколько ни старался я вспомнить, никак , не могу, видно уж так надо». Благодатная сестра Евдокия Ефремовна, удостоившаяся быть при следующем посещении Царицы Небесной о. Серафима в 1831 году, сообщила свой разговор с батюшкой о том же посещении, которое только что передал о. Василий (тетрадь 6, рассказ 21). «Вот, матушка, – сказал мне батюшка Серафим, – во обитель-то мою до тысячи человек соберется, и все, матушка, все спасутся, я упросил, убогий, Матерь Божию, и соизволила Царица на смиренную просьбу убогого Серафима; и кроме трех, всех обещала Милосердная Владычица спасти, всех, радость моя! Только там, матушка, – продолжал, немного помолчав, батюшка, – там-то, в будущем, все разделятся на три разряда: сочетанные, которые чистотою своею, непрестанною молитвой и делами своими, через то и всем существом своим, сочетованы Господу; вся жизнь и дыхание их в Боге, и вечно они с Ним будут! Избранные, которые мои дела будут делать, матушка, и со мной же и будут в обители моей. И званые, которые лишь временно будут наш хлеб только кушать, которым темное место. Дастся им только коечка, в одних рубашечках будут да всегда тосковать станут! Это нерадивые и ленивые, матушка, а которые общее-то дело да послушание не берегут и заняты только своими делами, куда как мрачно и тяжело будет им; будут сидеть все, качаясь из стороны в сторону, на одном месте!» И, взяв меня за руку, батюшка горько заплакал. «Послушание, матушка, послушание превыше поста и молитвы! – продолжал батюшка. – Говорю тебе, ничего нет выше послушания, матушка, и ты так сказывай всем!» Затем, благословив, отпустил меня». Ксении Васильевне о. Серафим так рассказал (тетрадь 6, рассказ 30): «Скажу тебе, посетила Царица-то Небесная убогого Серафима и вот что, скажу тебе, радость моя, рекла Матерь Божия: «Любимиче Мой! Проси у Меня, чего хощеши!» Слышишь ли, матушка, как возрадовала Матерь-то Божия убогого Серафима, как неизреченно возрадовала! А я-то, убогий, молил Владычицу, да спасутся все, кто в обители моей будет! И задумалась Царица-то Небесная, матушка, и излила всю благодать Своей милости на убогого Серафима! И все спасутся, матушка, обещала нам Сама Пречистая Владычица; только три погибнут: одна сгорит огнем, другую мельница смелет, а третью...» (забыла, странно, видно не нужно нам помнить!).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

У «Спадщина преподобного Серафима Саровського питання 29 березня 2019 р. 10:12 26 марта 2019 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре начались торжественные мероприятия, посвященные чествованию  победителей и лауреатов  педагогического конкурса «Серафимовский учитель 2018-2019». Проводящийся с 2005 года конкурс состоялся в тринадцатый раз, в нем приняли участие более 300 человек. На конференцию в Дивеевскую обитель прибыли 200 педагогов. Педагогический конкурс «Серафимовский учитель» проводится Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского. Он нацелен на поддержку и повышение общественного статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, популяризацию их лучших профессиональных достижений. За годы проведения конкурса в нем приняли участие более 2000 работников учреждений дошкольного, школьного, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, культуры, спорта, туризма, социально-реабилитационных, лечебно-профилактических учреждений, общественных организаций и средств массовой информации из 37 регионов России, а также Литвы. Участники представляют разработки тематических разделов по православной культуре для преподавания гуманитарных учебных предметов и предметных областей (история, обществознание, язык и литература, искусство), а также программы духовно-нравственного просвещения, включая планы уроков, лекций, занятий, классных часов, сценарии культурных, просветительских, спортивных и других мероприятий. По итогам конкурса проводится конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и проблемы духовно-нравственного просвещения», издается сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. Победителям присуждается звание лауреата педагогической премии преподобного Серафима Саровского с вручением диплома и денежной премии. За особые заслуги в духовно-нравственном просвещении отдельным участникам конкурса может быть присвоено почетное звание «Серафимовский учитель». Звание присваивается один раз в жизни и является аналогом высших светских педагогических наград. Конференция и награждение победителей традиционно проводятся в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре (село Дивеево Нижегородской области).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5401337...

Затем участники форума посмотрели итоговый фильм о конкурсе «Волонтер преподобного Серафима Саровского». Далее началась церемония награждения победителей. Глава Нижегородской митрополии вручил награды  победителям 2021 года  и руководителю саровского православного волонтерского центра «Радость моя!» Анне Куцык, которая получила почетное звание «Волонтер преподобного Серафима Саровского» в 2020 году. По итогам 2021 года почетного звания удостоились Наталия Василенко — исполнительный директор АНО «Центр социальной реабилитации " Родник " », автор проекта «Особенная жизнь» (город Севастополь); Виктор Ерастов — древлехранитель Сарапульской епархии , автор проекта «Академия волонтеров 4.0» (город Сарапул, Удмуртская Республика); Петр Иевлев — инженер Центральной химической лаборатории, автор проекта «Под куполом небес» (поселок Ува, Удмуртская Республика). Звания «Лауреат премии " Волонтер преподобного Серафима Саровского — 2021 " » удостоены 53 волонтера из 19 субъектов Российской Федерации. Поощрительной премией конкурса отмечены пять волонтеров из пяти субъектов РФ. Дипломами награждены 38 волонтеров из 14 регионов России. Завершило торжественное мероприятие выступление архиерейского хора Нижегородской епархии. Конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского» — часть программы «С именем преподобного Серафима Саровского», являющейся гуманитарной составляющей комплекса мероприятий по возрождению Саровской и Дивеевской обителей. В программу входят конкурсы «Серафимовский учитель», «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения», «Серафимовский врач» и «Серафимовская сестра милосердия». Проекты реализуются Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Конкурс «Серафимовский учитель» проводится с 2005 года. Конкурсы «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения» и «Серафимовский врач», включающий в себя проект «Серафимовская сестра милосердия», стартовали впервые в 2020 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5934130.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010