—41— Синода. Приказали: На основании бывших рассуждений Святейший Синод определяет: разрешить ректору Московской духовной академии, Преосвященному Арсению, просимый им отпуск для поездки в Палестину и на Афон: о чем и послать Вашему Преосвященству указ». Справка: 1) По § 33 устава духовных академий: «Инспектор, в случае болезни или отсутствия ректора академии, исправляет его должность». 2) По § 39 того же устава: «В случае болезни или отсутствия инспектора, исполнение его обязанностей возлагается Преосвященным на одного из профессоров, состоящего членом Правления». 3) Членами Правления Академии в настоящее время состоят заслуженные ординарные профессоры Петр Цветков и Николай Каптерев и ординарный профессор Григорий Воскресенский . Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении поручить исправление должности Ректора Академии, на время отсутствия последнего, – Инспектору Академии Архимандриту Евдокиму и о назначении, вместо него, исправляющим обязанности Инспектора одного из профессоров Академии, состоящего членом Правления. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1900 г. Апр. 7. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 4 апреля за 2195: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение I. Синодального Обер-Прокурора, от 17 минувшего Марта за 7379, по ходатайству Вашего Преосвященства о командировании экстраординарного профессора Московской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета Василия Мышцына на летние каникулы текущего года (с 1 июня по 1 сентября) в Палестину для обозрения важнейших древних памятников и об отпуске ему сверх получаемого им по службе содержания, пособия на путевые издержки. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства и заключению Хозяйственного Управления, Святейший Синод определяет: разрешить командирование экстраординарного профессора Московской духовной академии Василия —42— Мышцына в Палестину с ученой целью на летнее каникулярное время, с 1 июня по 1 сентября текущего года, и назначить ему на путевые издержки по этой поездке в течение трёх месяцев четыреста руб. из духовно-учебного капитала, с отнесением сего расхода на счёт специальной сметы Святейшего Синода по отд. I пар. I ст. 2: о чём, для исполнения, передать в Хозяйственное Управление выписку, сообщив таковую же и в Контроль при Святейшем Синоде, а Ваше Преосвященство уведомить о сем указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой - параскеви, что значит " пригтовление " (к дню покоя - субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому " день первый " (после субботы, см. Мф. 28, 1) соответствует нашему воскресенью, " день второй " - понедельнику и т.д. День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд. 7, 19), а день - на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54, 18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк. 12, 38; Мф. 14, 25) и вошло в употребление понятие " час " - двенадцатая часть дня или ночи (Мф. 20, 1-8; Деян. 23, 23). Счет месяцев Названия месяцев Древние и Ассиро-Вавилонские, число дней в месяце и особые дни Соответствует месяцам современного календаря в священном году в гражданском году I АВИВ , НИСАН, 30 дней 14. Пасха (Исх. гл. 12; Лев. 23, 5; Числ. 28, 16). 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев. 23, 10-14). март-апрель ЗИФ , ИЯР, 29 дней 14. Вторая пасха - для тех, кто не мог совершить первую (Числ. 9, 10-12). апрель-май СИВАН. 30 дней 6. Пятидесятница (Лев. 23, 16) или праздник седмиц (Втор. 16, 9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев. 23, 15-21) и начатков всех плодов земли (Числ. 28, 26; Втор. 26, 2, 10). май-июнь ФАММУЗ. 29 дней 17. пост. Взятие Иерусалима (Зах. 8, 19). июнь-июль АВ. 30 дней 9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах. 8, 19). июль-август ЭЛУЛ. 29 дней август-сентябрь АФАНИМ , ТИШРИ. 30 дней 1. Праздник труб (Числ. 29, 1). Новый год. 10. День очищения (Лев. 16, 29; 25, 9). 15-22. Праздник кущей (Лев. 23, 34-36; Чмсл. 29, 12-35). сентябрь-октябрь БУЛ , МАРХЕШВАН. 29 дней октябрь-ноябрь КИСЛЕВ. 30 дней Праздник обновления (1 Мак. 4, 52_59. Ин. 10, 22). ноябрь-декабрь ТЕБЕФ. 30 дней декабрь-январь ШЕВАТ. 30 дней январь-февраль АДАР. 29 дней 11. Пост Есфири (Есф. 4, 16).

http://zavet.ru/a/rss_1024743003.html

Начало и конец террора обычно сопровождается нормативными границами. Официально «красный террор» был объявлен 2 сентября 1918 г. Яковом Свердловым в обращении ВЦИК и подтвержден постановлением Совнаркома от 5 сентября 1918 года (как ответ на покушение на Ленина 30 августа, а также на убийство председателя Петроградской ЧК Урицкого), а прекращен 6 ноября 1918 г. Однако термин «красный террор», как сказано выше, применяется в более широком значении. Материалы исторических исследований последних лет свидетельствуют о том, что задолго до официального объявления террор был реализован в качестве политики, а массовыми репрессии стали, фактически, с лета 1918-го г. Органами террора стали учрежденные Декретом СНК 24 ноября 1917 г. рабочие и крестьянские Революционные Трибуналы, а затем в декабре 1917 г. – Чрезвычайная Комиссия (во главе с Ф.Э. Дзержинским). Еще до оформления структуры ЧК «агентами» террора стали части формирующейся Красной Армии: т.н. «заградотряды», осуществлявшие контроль над железнодорожными путями (на практике – террор в отношении возвращавшихся с театра военных действий офицеров), «продотряды», первые из которых выступили в поход за продовольствием уже в ноябре 1917 г., а так же «летучие отряды». Последние формировались в центре, в губернских и уездных городах, и направлялись туда, где местные большевистские организации испытывали проблемы с утверждением. В качестве примера московский исследователь С. Балмасов приводит отряд Запкуса, который действовал в Вятке, Оренбурге и Тюмени. Вот, образец приказа командира за февраль 1918-го: «Всем! Всем! Всем! Предписываю красноармейцам отряда лиц уличенных в чем-либо преступном, расстреливать на месте» (Цит. по: Балмасов С.С. Красный террор на востоке России в 1918–1922 гг. М.: «Посев», 2006. С.24) В мае 1918 г. в помощь карательным органам как орган большевистской диктатуры была официально утверждена и «Продовольственная армия», в задачи которой входили реквизиции хлеба, подавление крестьянских «мятежей», несение заградительной службы на железной дороге, проведение агитации. В июне 1918 г. Декретом ВЦИК были официально учреждены комитеты бедноты (комбеды), просуществовавшие до конца осени 1918 г., когда они были объединены с Советами. Как и «продотряды», комбеды стали основным орудием экономического террора в стране. В мае-июне 1918 г. вышла серия декретов, положивших начало продовольственной диктатуре (или «Вооруженного похода за хлебом»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Дифтерит не ограничился этим местом, но распространился на всю полость носа, пробил барабанные перепонки и проник в глаза, которые вследствие отека закрылись. Всюду появились дифтеритические пленки с обильным отделением гноя. Температура тела все время в течение месяца держалась от 40 до 41 градуса. Лицо больного приняло вид бесформенной массы. Истощение тела достигло высшей степени, не смотря на хорошее питание; сердце слабо билось. Все разнообразные медицинские средства не приносили никакой пользы. Тогда я, посоветовавшись с товарищем доктором Рыбальским, лечившим больного совместно со мной, пришел к заключению, что надежды на выздоровление нет никакой, о чем и объявил жене. В отчаянии мать пошла в собор, где ей дали пелену от мощей святителя Феодосия Углицкого. По возращении ее домой, мы возложили на голову младенца пелену, которую он облобызал. Минут через 10 больной попросил посадить его в постели поиграть. С этого дня началось медленное поправление здоровья сына, окончившееся полным выздоровлением. Твердо верую и убеждении, заключает свое показание г. Матвеев, что выздоровление моего сына Виктора произошло только чудотворением от мощей и по молитвам преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского». «2 сентября сего 1896 г., в 12 часов дня, прискакал ко мне верхом на лошади крестьянин деревни Вихарева Амплий Григорьев Краснов с просьбою помолиться о жене его, очень давно мучившейся родами. Просьбу Краснова я исполнил. 3-го сентября рано утром, в 2 часа за полночь, приехал ко мне тот же крестьянин с просьбою исповедать и причастить его жену, так как она находится при последнем издыхании, по причине неразрешения от бремени: «едва ли застанем ее и живою», – добавил он. Мы поехали. Краснов был в отчаянии. «Не знаю, что будет со мною, – говорил он, – если умрет у меня жена. Только что я маленько поправился, построил сарайчик и амбарчик (постройки его на гумне злые люди сожгли), только было поуспокоился – и опять постигает новое горе». – «Не горюй, – говорю я Краснову, – у Господа Бога много милостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1920 г.– арестован. 1923 г. – арестован. 1923 г., июль – назначен Св. Патриархом Тихоном управляющим Петроградской епархией. 1924 г., февраль – архиепископ Иркутский. 1924 г. – арестован. 1925 г. – арестован. 1926–1927 гг. – в заключении ка Соловках. 1930 г. 8 июля – назначен архиепископом Костромским. От управления епархией отказался. 1930 г., 2 августа – архиепископ Суздальский. 1931 г. – отстранён от церковной жизни. 1932 г. – приговорён к трём годам концлагеря. 1938 г. – расстрелян под Новосибирском. ДАМАСКИН (Цедрнк Дмитрий Дмитриевич), епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии. 1877 г., 29 октября – родился в г. Маяки Одесского уезда Херсонской губ., в семье служащего. Окончил духовную семинарию, сельскохозяйственный институт и институт Восточных языков в Казани, работал миссионером при Пекинской духовной миссии. 1914 г. – во время первой мировой войны в отряде Красного Креста на Кавказском фронте. 1919 г. – иеромонах, слушатель Киевской Духовной Академии. Во время гражданской войны в Крыму архиепископом Симферопольским Димитрием [Абашидзе] возведён в сан архимандрита. 1923 г.(14 сентября – хиротонисан в Москве Патриархом Тихоном во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Был близок к «даниловской» оппозиции. Неоднократно подвергался арестам, много проповедовал, миссионерствовал. Вёл скитальческую жизнь, назначения на кафедры не принимая, состояя в оппозиции митрополиту Сергию [Страгородскому]. 1925 г. – арестован в Москве (вместе с митрополитом Крутицким Петром [Полянским]), сослан в Туруханский край. 1929 г. – вновь арестован и заключён на три года в Соловецкий концлагерь. 1933 г. – освобождён. Известно послание епископа Дамаскина к митрополиту Сергию [Страгородскому], направленное против церковной политики последнего. 1934 г. – арестован в г. Херсоне и приговорён к трём годам ссылки в северный край. 1936 г. – вновь арестован и приговорён к заключению в концлагерь. 1937 г., 10 сентября – в Карагандинском концлагере приговорён к расстрелу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

672 ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1896. Май–июнь. Л. 48 об.; Сентябрь–октябрь. Л. 177 об.; Ноябрь–декабрь. Л. 8484 об., 119; 1897. Ноябрьдекабрь. Л. 213213 об.; 1898. Январь–февраль. (письма от 15 мая, 23 октября, 14 и 20 ноября 1896 г., 31 декабря 1897 г., 4, 9 и 23 января, 1 и 12 февраля 1898 г.). 673 Глинский Б.Б. М.П. Соловьев и С.М. Коссович. Из цензурного прошлого. Цензура в России. С. 215; Захарова Л.Г. Кризис. С. 134; ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1898. Март–апрель; 1900. Ноябрь–декабрь (письма от 26 февраля 1898 г. и 9 декабря 1900 г.). 674 ОР РГБ. Ф. 126. К. 8479. Ед. хр. 15. Л. 12; Ед. хр. 16. Л. 11 об., 3 (письма от 20 января 1895 г., 25 и 29 января 1896 г.). 676 ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1899. Ноябрь–декабрь; 1900. Сентябрь–октябрь (письма от 11 ноября 1899 г. и 2 октября 1900 г.). 677 Горемыкин, оказавшись во главе самого влиятельного министерства, быстро понял, что ему нет нужды следовать указаниям Победоносцева. «В течение всего своего правления, – сетовал обер-прокурор, – он ни разу не последовал моей рекомендации и ни разу ничего не сделал, о чем я просил его» (ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1899. Ноябрь–декабрь. Письмо от 16 декабря 1899 г.). Боголепов внял некоторым рекомендациям главы духовного ведомства относительно назначений и советовался с ним по поводу университетских беспорядков (видимо, чтобы снять с себя ответственность). Однако вопрос о развитии начальной школы по-прежнему непримиримо разделял два ведомства. Что касается Соловьева, то его экстравагантное поведение (разрешал и карал издания по своему произволу, навязывал журналам сотрудников и др.) были следствием не только дилетантизма, но и определенных ведомственных амбиций. Он мечтал превратить цензурное ведомство в самостоятельный правительственный орган, который через печать держал бы под контролем деятельность всего государственного аппарата (см.: Ясинский И.И. М.П. Соловьев. Цензура в России. С. 259). 678 ПкА. 2. С. 305, 355 (письма Победоносцева к Николаю II от 7 февраля 1895 г. и к великому князю Сергею Александровичу от 2 февраля 1895 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общество трезвости последний раз напомнило о своем существовании весной 1989 года, когда по квоте общественных организаций получило одно место на Съезде народных депутатов СССР . В июне 1986 г. на пленуме ЦК Горбачёв говорил: «мы пошли по пути коренной перестройки всех сфер жизни общества», необходима «глубокая, всесторонняя перестройка». Тогда же был поставлен знак равенства между «перестройкой» и «революцией» . «Таким образом, высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом, с разрывом непрерывности», - считает С.Г. Кара-Мурза . На XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986 г.) Горбачёв заявил: «Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении» . Гласность была большой программой по разрушению образов, символов и идей, скрепляющих «культурное ядро» советского общества и укреплявших гегемонию Советского государства. Эта программа была проведена всей силой государственных СМИ с участием авторитетных ученых, поэтов, артистов. « Успех этой программы, - считает С.Г. Кара-Мурза, - был обеспечен полной блокадой той части интеллигенции, которая взывала к здравому смыслу, и полным недопущением общественного диалога – «реакционное большинство» высказаться не могло» . 4 сентября 1986 г. Главлит СССР издал приказ 29с, в котором цензорам было дано указание сосредоточить внимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн в печати, и информировать партийные органы только о существенных нарушениях в идеологической сфере. Постановлением ЦК КПСС от 25 сентября 1986 г. было принято решение прекратить глушение передач некоторых зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-би-си»). Полностью глушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено с 30 ноября 1988 г. Шлюзы были полностью открыты. В декабре 1986 г. в Казахстане произошли массовые беспорядки, связанные с заменой местного партийного лидера русским. Они открыли долгую череду «перестроечных» «горячих точек», межнациональных конфликтов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/18/...

Теперь остается сказать: ясно ли сознавал это правило Нестор, ибо приведенное выше определительное свидетельство 6644 года, в котором прямо показаны 14 и 15 годы индикта, принадлежит, собственно, не Нестору, а неизвестному составителю первой Новгородской летописи, какому-то знатоку Римского календаря, который умел считать дни и по нашему месяцеслову с первого числа месяца, и по Римскому календарю по календам, нонам и идам, как видим в том же свидетельстве 6644 года: „В то же лето приде Новугороду Князь Святослав Ольгович... месяца Июля в 19-й день преже 14 календа Августа, в неделю на сбор св. Еуфимии“. В Несторе такого отчетливого знания Римского календаря признать нельзя; он принял Мартовский год потому, что не мог не принять его, как обыкновенный гражданский год своего времени, настоящее же отношение его к индиктовому году Сентябрьскому с точностью определить не умел; и везде , где доходило дело до точного определения, становился, так сказать, в тупик и выражался не ясно, или просто не делал определений. Вот для доказательства два места из его летописи: 1-е, под 6604 годом, он говорит, что Мстислав в начале великого поста, т. е., в Феврале месяце этого года, заключил мир с Олегом и ушел в Новгород: „Сеже бысть изходящю лету 6604 индикта 4 на полы“. Здесь летописец видел, что Февраль месяц Мартовского 6601 года принадлежал не к четвертому индиктовому году, а к пятому, т. е., 6605 Сентябрьскому, у него же Мартовский 5 год еще не начинался, и потому, не смея поставить пятого индиктового года, он говорит: индикта 4 на полы, т. е., что индиктовый четвертый год относится только к первой половине его Мартовского 6604 года, ко второй же половине, с Сентября месяца, уже не принадлежит. 2-е, под годом 6615, в летописи сказано: „В лето 6605, индикта, круг луны 4 лета, а солнечного круга 8 лето“. Очевидно, что Нестор тут хотел определить отношение целого Мартовского года к индиктовому году и к годам солнечного и лунного. кругов, но увидал, что в Мартовском году заключается вторая половина 6615 Сентябрьского года, который был 15 индиктовым годом, и первая половина 6616 Сентябрьского года, который был первым индиктовым годом, испугавшись, так сказать, такого раздвоения, он вовсе отказался от определения , и не смея поставить двух индиктов написал просто индикта, не означая какого; в означении же порядка лет, по лунному и солнечному кругам, он поставил числа 4 и 8, что также не определяло 6615 Мартовского года в точности и, собственно, относилось только ко второй его половине, начиная с Сентября месяца, т. е., к первой половине 6616 Сентябрьского года; ибо, по справке с пасхалией, 6615 Сентябрьский год был третьим годом в лунном кругу и седьмым в солнечном, a 6616 Сентябрьский был точно четвертым годом в лунном кругу и восьмым в солнечном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/h...

2396 Вебер M. Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии. Киев, 1906. С. 66. 2397 В воспоминаниях о СПбДА Глубоковский пишет о регулярных собраниях, устраиваемых в «пространной инспекторской зале» под председательством Распутина, провозглашенного «учителем жизни». «Здесь Распутин среди избранного стада (по преимуществу монахов) основал свой духовный престол всероссийского «старца» и «прозорливца» и отсюда проскочил в царские чертоги «попущением» и благоволением невольного магистра...» (Глубоковский H. H. С.-Петербургская Духовная Академия во времена... С. 57–58). В последних словах намек на архим. Феофана (Быстрова) . Среди участников этих собраний были и другие будущие иерархи. 2399 Воспоминания об этом периоде из жизни духовных академий единичны. В основном они написаны много лет спустя и опубликованы в зарубежных изданиях. См.: Димитрий (Вознесенский), еп. Жизнь студенческая в Московской Духовной Академии за мое время (1893–1897 гг.)//Хлеб Небесный. Харбин, 1939. И. С. 4–7; Владимир (Раич), еп. О Московской Духовной Академии. Мои Воспоминания//Православный путь. Джорданвилль, 1973. С. 88–101; о СПбДА: Веритинов Н. В старой академии//Возрождение. Paris, 1956. Тетрадь 49 (январь). С. 78–91; Тетрадь 50 (февраль). С. 121–134. 2400 Глубоковский H. H. Академические обеты и заветы... С. 49. Лекция «Научное обновление ума». 11 янв. 1910 г. 2406 [Глубоковский Н. Н.] Самоосужденные//Колокол. 1909. 1120, 5 дек. С. 1. Подпись: «Профессор». 2407 ОΡ РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 341. Л. 1–2 об. Письмо H. H. Глубоковскому священника о. Иосифа Васильевича Боркова от 22 дек. 1915 г., из Нежина. 2411 Сосунцов Евгений, свящ. Современный антиномизм и хулиганство//Там же. 21, 22 мая. Стб. 625–627; Соболев А. Борьба с сквернословием//Там же. Стб. 627–630. 2415 В годы гражданской войны он «редакторствовал» по благословению епископа Вениамина (Федченкова) в Крыму (оба были учениками H. H. Глубоковского). После окончания гражданской войны Малахов эмигрировал, с 1 июля 1924 г. – наставник Крымского кадетского корпуса в Белой церкви, вскоре был рукоположен во священника к русскому приходу в Новом Саду, с 1 сентября 1924 г. – профессор богословия Университета Св. Саввы. В «Гласнике» датой кончины указано 9 (26) октября [sic!] 1934 г., в других источниках – 1 сентября 1934 г. (С. В. Протоиерей Нил Малахов//Гласник. Сремски Карловцы. 1934. 38–39, 2/15 дек. С. 580–581).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3 . Недостаточно действенный, а сплошь и рядом поверхностный надзор за следствием в органах милиции. Прокуроры в достаточной мере не принимают непосредственного участия в расследовании дел и порой не проявляют необходимой твердости в обеспечении неуклонного соблюдения и правильного применения закона в расследовании конкретных дел органами милиции. 4 . Надзор за законностью выносимых приговоров осуществляется недостаточно. Не всегда прокуроры добиваются путем своевременного принесения протестов немедленного исправления ошибок, допущенных судебными органами. Явно недостаточное внимание уделялось повышению культуры работы прокурора в суде и, в частности, выступлениям их в качестве государственных обвинителей. 5 . Надзор за законностью еще не стал подлинным орудием упрочения государственной дисциплины, усиления борьбы за стабилизацию законов. В ряде случаев общий надзор запаздывает, не вскрывает своевременно беззаконий и вместо проявления инициативы по предупреждению нарушений законов и оказания на этой основе всемерной помощи партийным и советским органам ограничивается лишь фиксированием отдельных фактов. 6 . Недостатки в работе прокуратуры по борьбе с преступностью и нарушениями законности, в свою очередь, в значительной мере объясняются слабостью работы по большевистскому воспитанию и повышению правовой квалификации прокурорско-следственных кадров, а именно эта задача представляется особо настоятельной в связи со значительным обновлением состава работников прокуратуры. И.о. военного прокурора гор. Ленинграда военюрист 2-го ранга (КУЗЬМИН) ЛОГАВ. Ф. Р-4380. Оп. 7. Д.33. Л. 1–12. Копия. Санитарные потери Динамика санитарных потерь и их структуры на Ленинградском фронте за время полной блокады (в процентах к средней численности войск) Год Общие санитарные потери В том числе раненые больные Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Среднесуточные санитарные потери Динамика санитарных потерь и их структуры в армиях Ленинградского фронта в отдельные месяцы полной блокады (в процентах к средней численности войск)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010