Митрополит Антоний Сурожский. Крещен я был, но был ли обращен? Во время таинства ставится вопрос: «Хочешь ли соединиться со Христом?». И мы отвечаем: «Да!». А что это значит? 1 июля, 2014 Во время таинства ставится вопрос: «Хочешь ли соединиться со Христом?». И мы отвечаем: «Да!». А что это значит? Есть старое присловье, что не лишение таинства, а презрение таинства лишает благодати. Человек, который крещен без всякого намерения быть крещенным, как бы крещен, потому что «он не собака», от этого не меняется. В него, может быть, вкладывается зернышко вечной жизни, но так же, как в притче Христовой, это зернышко лежит или в сорной траве, или на дороге, или на камнях и плода никакого не приносит. Беседы в Лондонском приходе. Сентябрьдекабрь 1994 г ода Вы, может быть, удивитесь, что в этом году я хочу продумать с вами вопрос о том, как человек становится верующим и как он входит в Церковь. Многим из нас, наверное, кажется это излишним, потому что мы уже в Церкви, но я из года в год задумываюсь над этим вопросом почти за каждой литургией, почти за каждой службой: где я стою по отношению к Богу, где я стою по отношению ко Христу Спасителю? кто я такой? я в Церкви – или на краю Церкви? я уже погрузился в ее глубины или еще даже близко не подошел? И это не только слова, это очень серьезный вопрос для меня. Думаю, и для вас он может быть серьезным. Каждый из нас должен периодически задумываться, где он находится: на поверхности или на глубинах? Боится ли он уйти в глубины или дерзает? Это вопросы, к которым мы должны периодически возвращаться в течение всей нашей жизни. Кроме того, среди вас, возможно, есть и такие люди, которые еще не крещены и приближаются к крещению. Если мы не крещены, такое размышление должно нас постепенно привести к осознанию Бога и Спасителя Христа, и Евангелия, и евангельской жизни и довести до крещения. Если мы уже крещены, то должны поставить себе вопрос: был ли я когда-нибудь обращен? Крещен-то я был, но был ли обращен? Лесков пишет, что Русь была крещена, но не просвещена. Мы должны перед собой эти вопросы ставить и держать, и за каждой службой эти вопросы встают в той или другой форме, с той или другой резкостью.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

1:30–31). Когда же она смутилась и пожелала узнать о способе (исполнения), то, отвечая, ангел изрек ей: « Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово » (Лк. 1:35–37). Итак, если Елисавета зачала в месяце сентябре, как показано, то надобно сосчитать следующие шесть месяцев; это будут: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Значит, после этого шестого месяца зачала Мария; сосчитав отсюда еще девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца. Таким образом, первый месяц зачатия Господа есть апрель, затем май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — настоящий месяц, в который мы празднуем этот день. Впрочем, чтобы сказанное было для вас еще более ясным, я опять кратко повторю то же самое вашей любви. Однажды в год входил один только первосвященник во святое святых. Когда это происходило? В месяце сентябре. Итак, тогда входил Захария во святое святых, тогда и сообщена ему благая весть об Иоанне. Посему, когда он удалился оттуда, то и зачала жена его. После же сентября, когда Елисавета была беременна шестой месяц, которым был март, зачала и Мария. Сосчитав с апреля девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца, в который родился Господь наш Иисус Христос. 6. Вот касательно этого дня мы объяснили вам все; скажу еще об одном, и прекращу речь, предоставив сказать большее общему нашему учителю. Так как многие из эллинов (т. е. язычников), слыша, что Бог родился во плоти, смеются с глумлением и многих из простецов беспокоят и смущают, то необходимо и к ним сказать нечто, а также и к смущающимся, чтобы никогда не приходили в беспокойство, убеждаемые безумными людьми, и не смущались от смеха неверных. И малые дети часто смеются, когда мы говорим о предметах серьезных и занимаемся вещами необходимыми, но смех (их) служит доказательством не ничтожности осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1. Два месяца сбора урожая (август – сентябрь). «И праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» ( Исх. 23:16 ). Месяцы сбора урожая, это период, когда собирали урожай летних плодов, оставшихся еще неубранными. 2. Два месяца сева (октябрь – ноябрь). «Вот наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля» ( Ам. 9:13 ). Это месяцы, когда начинается посевная. Причем земледелец еще не успел отдохнуть от летних трудов – жатвы зерновых и уборки урожая плодов, как приходит пора пахоты и сева. 3. Два месяца позднего сева (декабрь – январь). «Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле» ( Ек. 11:2 ). В этих месяцах, когда первые дожди умягчили почву, земледелец засевал последние участки. И повторный засев гарантировал то, что поздние всходы сохранятся, даже если засуха погубит ранние. 4. Месяц уборки льна (февраль). «Лен и ячмень были побиты (градом), потому что ячмень выколосился, а лен осеменился» ( Исх. 9:31 ). Это период вызревания посевов, период начала жатвы льна. 5. Месяц жатвы ячменя (март). Из вышеприведенного стиха ( Исх. 9:31 ) видно, что к этому времени ячмень выколосился и наступает завершающая стадия жатвы, начатой в предыдущий сезон (месяц уборки льна). 6. Месяц жатвы пшеницы (апрель). «А пшеница и полба не побиты (градом), потому что они были поздние» ( Исх. 9:32 ). Именно в этот период начиналась жатва пшеницы, которая созревала позднее всех зерновых. 7. Два месяца сбора винограда (май – июнь). «Было же это ко времени созревания винограда» ( Числ. 13:21 ). 8. Месяц летних плодов (июль). «И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв» ( Числ. 13:24 ). Летний период повсюду богат плодами, но Святая Земля издавна славилась изобилием. Соглядатаи, упоминающиеся выше, отправились «высматривать» землю Обетованную во время созревания винограда ( Числ. 13:21 ), а возвратились они через сорок дней ( Числ. 13:26 ), т.е. в тот период, когда крестьяне собирали уже урожай летних плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

XVI:17). «Явися же ему ангел Господень, стоя одесную олтаря кадильнаго» (Лук. I:11). Не сказал: алтаря жертвенного, но: «олтаря кадильнаго», — потому что алтарь внешний был алтарем для жертв и всесожжений, а алтарь внутренний был алтарем кадильным. Так, и из этого, и из явления ему одному только, и из слов, что вне был народ, ожидавший его, очевидно, что он вошел во святое святых. «И смутися Захариа видев, и страх нападе нань. Рече же к нему ангел: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И беша людие ждуще Захарию: и чудяхуся коснящу ему в церкви. Изшед же», объяснялся с ними знаками и «не можаше глаголати к ним» (Лук. I:12—13, 21—22). Видишь ли, что он был внутри за завесою? Тогда и сообщена ему благая весть. А временем этого благовествования был праздник кущей и пост; таков именно смысл слов: «покорите душы вашя» (Лев. XVI:29). Этот праздник совершается у иудеев в последние дни месяца сентября, как и вы тому свидетели, потому что тогда мы много и долго говорили против иудеев, осуждая неуместный пост их. Тогда же и зачала Елисавета, жена Захарии, и «таяшеся месяц пять, глаголюще, яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отяти поношение мое в человецех» (Лук. I:24—25). Теперь благовременно показать, что на шестом месяце беременности ее Иоанном, Мария получает благую весть о зачатии. Гавриил пришел к ней и сказал: «не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус» (Лук. I:30—31). Когда же она смутилась и пожелала узнать о способе (исполнения), то, отвещав, ангел рече ей: «Дух святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий: и се Елисавет южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лук. I:35—37). Итак, если Елисавета зачала в месяце сентябре, как показано, то надобно сосчитать следующие шесть месяцев; они суть: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3375...

Почивший страдалец положен в усыпальнице храма, издавна готовой; печальный храм поныне цел, хотя и запустел. – Блаженный, будучи 31 года, пострадал 2 декабря 1367 года 20 . Вулкашин недолго пользовался плодами тайного злодейства. Хотя силой заставил он признать себя главным властителем Сербии, тогда как даже мать не знала об убийце сына, но скоро потеряно было все. – Султан Сулейман явился в Сербию с 70 тысячами войска. Необходимость собрала сербов около Вулкашина. На Косовом поле сербы были разбиты; братья Вулкашина, Углеш и Гойко, были убиты; Вулкашина вынес из кровавой сечи конь; но, когда злодей лёг отдохнуть, оруженосец, прельщённый богатым нарядом его, отрубил ему голову. Это было в сентябре 1370 г. на том же месте, где злодей носился со злодейским замыслом 21 . Между тем, тело праведного страдальца оказалось нетленным, и слава его проявлялась в исцелениях. Его с почестью положили в Неродимльском храме. Впоследствии от ужасов магометанского фанатизма перенесено оно было в Сремский Язакский монастырь 22 . Святого пророка Аввакума Аввакум, из колена Левиина, был певцом при храме и пророчествовал около 650-го года до Рождества Христова о нашествии Вавилонян, которое и совершилось при нем и во время которого он удалялся в Аравию, откуда возвратился в своё отечество по удалении от него врагов. Предсказывал и о падении врагов и ободрял благочестивых надеждою на спасение, готовое для них у Бога. – Доколе, Господи, я буду взывать к Тебе, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? – обращается к Богу Аввакум, изнывающий душою о нечестии своего народа, – для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь… – прозирает пророк ответ Господа, – ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали… Ибо, вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; издалека прибывают всадники его, прилетают, как орёл, бросающийся на добычу. Весь он идёт для грабежа; устремив лицо своё вперёд, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеётся: насыплет осадный вал и берет её… Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так и вам надобно ревновать о спасении людей Божиих. Добрые пастыри были таковы, что готовы были положить свои души за овец. Так и вы устрояйте себя. «Пасите, еже в вас, стадо Божие не нуждею, но волею и по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно». Христос Спаситель, когда вручал св. ап. Петру пасение овец своих, трижды говорил: паси. Это, очевидно, и для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо – словом учения, молитвою и силою св. тайн, и образом жизни. Три эти вида пасения и вы усердию выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте в себе пример жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, старайтесь назидать их святыми тайнами, т. е. просвещайте неверующих св. крещением, согрешивших после крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни, достойных сподобляйте пречистых тайн тела и крови Христовой, заботьтесь о больных, чтобы особенно не отходили из этой жизни без св. тайн и не лишались последнего елеосвящения. – Вместе с божественным Павлом свидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом: проповедуйте слово, настойте благовременно и безвременно, обличайте, запрещайте, умоляйте с терпением и учением. – Умоляю вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, защищайте немощных, будьте терпеливы ко всем, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Будьте примером для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте; не подавайте соблазна никому, чтобы служение ваше было беспорочно; во всем представляйте себя как Божиих слуг. Если все это соблюдете: то, когда явится пастыреначальник, получите неувядаемый венок славы. О! когда бы получить всем нам сию славу, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, которому принадлежит слава и держава со Отцом и св. Духом, во веки веков! Благословение Господне на вас, благодатию Его, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вначале епархия его, кроме Воронежа, заключала в себе шесть городов – Елец, Костенский, Землянск, Орлов, Урыв и Коротояк.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Расстояние этой земли от Уналашки надобно полагать никак не менее того расстояния, которое находится от Уналашки до островов Прибылова, т. е. не менее 200 миль. А судя по тому, что коты уходят на полдень именно для того, чтобы удалиться от суровости климата, можно положить, что то место, где проводят они зиму, может быть в расстоянии даже до 400 миль. III. Извлечения и таблицы Из Метеорологических записок, веденных на острове Уналашке, в главном селении Иллюлюк I. ВЫСОТЫ БАРОМЕТРА 1) Вообще. 2) Каждого месяца порознь. 3) Средняя высота барометра при главных ветрах. II. ВЫСОТЫ ТЕРМОМЕТРА. 1) Вообще. 2) Каждого месяца отдельно. III. НАПРАВЛЕНВТ И СИЛА ВЕТРОВ. 1) Направление ветров по числу наблюдений каждомесячно. 2) Ветры по их силе. IV. СОСТОЯНИЕ ПОГОДЫ. В каждый месяц. V НЕСКОЛЬКО БАРОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫСОТ, БЫВШИХ ПРЕД СИЛЬНЫМИ ВЕТРАМИ. Примеч. Месяцы считаются по старому штилю; градусы термометра по Реомюру, а барометр по Английскому размеру. I. ВЫСОТЫ БАРОМЕТРА 1) Барометрические высоты вообще Месяцы Средняя высота дюй. Самая большая д. Самая меньшая д. Разность д. 1825 год Январь 29, 041 Февраль 28, 938 Апрель 29, 242 Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Среднее 29, 299 Крайние точки высот барометра 1826 год Январь 29, 030 Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь 28, 991 декабрь 29, 553 Среднее 29, 318 Крайние точки высот барометра БАРОМЕТР Месяцы Средняя высота дюй. Самая большая д. Самая меньшая д. Разность д. 1827 год Январь 29, 218 Февраль Апрель Октябрь Ноябрь декабрь Среднее 29, 373 Крайние точки высоты барометра 1828 год Январь Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь декабрь Среднее Крайние точки высоты барометра Средняя высота Самая большая высота Самая меньшая Разность при барометре Фаренг. 1829 года Январь Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь декабрь Среднее 29, 438 Крайние точки высот барометра 1830 года Январь 29, 455 Февраль Апрель Август Сентябрь Октябрь Ноябрь декабрь Среднее 29, 318 66=15 Реом. Крайние точки высот барометра 1833 год Средняя высота

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

1901. 8–9 (август–сентябрь). С. 336; Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 ноября//Там же. 12 (декабрь). С. 480. 16 . Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 11 декабря//Там же. 1903. 1 (январь). С. 37. 17 . Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 8 июня//Там же. 1902. 9–10 (июль–август). С. 440. 18 . Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 2 октября//Деятель. 1902. 14 (декабрь). С. 652.; Отчет Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1902 г. по 1-е января 1903 г. С. 89 (ошибочно – 98). 19 . Протокол очередного заседания Комитета Общества Трезвости 3-го марта 1906 года. Б.м. Казань, б.г. 1906. С. (4). 20 . Отчет Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1905 г. по 1 января 1906 г., читанный в Общем Собрании членов Общества 2 февраля 1906 года. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1906. С. 5; Деятель. 1903. 1 (январь). С. 37; 2 (февраль). С. 89 (ошибочно – 98); 6–7 (июнь–июль). С. 300, 302; 9 (сентябрь). С. 415.; 1905. 8 (март). С. 191.; 12 (апрель). С. 286; 21 (декабрь). С. 530; 1913. 7 (июль). С. 225; 1914. 1 (январь). С. 22; 9 (сентябрь). С. 239; 1915. 7 (июль). С. 183; 13–14 (декабрь). С. 263. 21 . Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 3 января//Деятель. 1903. 1 (январь). С. 40. 22 . Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 мая//Там же. 6–7 (июнь–июль). С. 302; Отчет Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1903 г. по 1 января 1904 г., читанный в Общем Собрании членов Общества 25 января 1904 года//Там же. 1904. 3 (март). С. 6 (отдельная нумерация); Отчет Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1905 г. по 1 января 1906 г. С. 5. 23 . Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 11 сентября//Деятель. 1902. 13 (ноябрь). С. 579. 24 . Протокол экстренного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости и Строительного Комитета 20 апреля//Там же. 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

архиеп. Евдоким (Мещерский) Содержание Ноябрь Декабрь 1853 год Январь Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1854 год Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1855 год Январь Февраль Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1856 год Январь Февраль Март     4-го Ноября 1869 года, скончался прот. Родион Путятин , известный русский проповедник, слава о котором гремела везде и всюду по России в свое время. Как проповедник, он был известен от царских палат до убогой хижины простого поселянина. Его меткия краткия поучения так усваивались слушателями, что многое из них долго после передавалось из уст в уста. Многое вошло даже в уклад жизни и стало своего рода нравственным небольшим сводом законов, которым руководились в своей жизни люди. „О. протоиерей, батюшка так сказал – и достаточно было для многих. Многое из его проповедей для некоторых имело такое же почти значение, какое имеет для нас слово Христа Спасителя. В настоящее время прошло уже более 40 лет со дня смерти о. прот. Родиона Путятина . Но память о нем, как пастыре-проповеднике, жива еще и до сих пор. История уже успела забыть за это время многих выдающихся государственных деятелей, мужей науки, архипастырей, занимавших высокие посты. Но имя прот. Родиона Путятина не забыто и ныне Еще и теперь читают его проповеди наши пастыри. В библиотеках многих русских православных храмов еще до сих пор можно встречать томики прежних изданий его проповедей. Еще и теперь его проповеди охотно покупаются многими даже из наших крестьян. И теперь нередко можно выслушать доброе слово о почившем протоиерее,, как незабвенном пастыреучитель. Как и прежде, так и теперь многие приходят помолиться на могилке, как приходили они и к живому. Так тесна его связь с пасомыми. Достаточно сказать, что его проповеди уже вышли 22-м изданием, чтобы видеть, как жива память о прот. Родионе Путятине до сих пор. Такая завидная доля успеха далеко не есть удел даже и более известных писателей, чем о. Родион Путятин . Даже и таким знаменитым нашим церковным проповедникам, как митроп. Филарет, архиеп. Иннокентий Херсонский , не выпала столь завидная доля.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Суждения о еретичестве Толстого в католическом мире. Стр. 70–76. Голоса из среды мирян: а) Письмо в редакцию. Н.И. Б–в. Стр. 76–85. б) Открытое письмо гр. Л. Н. Толстому. П. В–й. Стр. 85–89. в) О главном сомнении гр. Л. Толстого. Мирянин. Стр. 89–90. г) Открытое письмо гр. Л. Н. Толстому. Деятель. Стр.91–95. д) Письмо в редакцию по поводу письма графини С. А. Толстой. Московский врач Ф. Н. Стр. 96–99. е) Историческая справка. Николай Барсуков. Стр. 99–102. ж) Московское общество трезвости и граф Л. Н. Толстой. Стр. 102–105. Со скрижалей сердца. В. Скворцов. Июль, август, стр. 105–109. Еще по поводу “Ответа гр. Л. Н. Толстого Св. Синоду”: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Разговоры среди друзей по поводу романа Л. Н. Толстого “Воскресение”. С. Бронницкий. Сентябрь, стр. 267–273. Октябрь, стр. 398–411. День в расколничьем скиту. М. Огибенин. Сентябрь, стр. 274–290. Ноябрь, стр. 589–599. Наблюдения и впечатления миссионера и впечатления миссионера. Преп. Тульск. сем. Д. Скворцов. Октябрь, стр. 412–425. Декабрь, стр. 795. Автобиография и краткая исповедь беглопоповца.Ф. С. Шмаков. Октябрь, стр. 426–434. Ноябрь, стр. 600–607. Декабрь, стр. 818–828. Имеет ли наше внутреннее противораскольническое и противосектантское миссионерство будущность? Н. Ивановский. Ноябрь, стр. 577–580. К вопросу о положении преподавателей духовных семинарий по кафедре расколосектантства. В. Беляев. Ноябрь, стр. 581–588. Декабрь, стр. 817. Размышления светского человека при чтении ответа гр. Толстого Св. Синоду. Инженер И. Л. Ноябрь, стр. 608–617. Третье печатное заявление из семьи Толстых. Э. Я. Ноябрь, стр. 618–621. Возможен ли миссионерский обмен мнений с последователями мохаммедантства. Мисс. прот. Александр Миропольский . Декабрь, стр. 829–831. 5. Из миссионерской полемики с сектантами и раскольниками Беседа со штундо-баптистами о суде Церкви над грешниками. Д. Боголюбов. Июль, август, стр. 110–125. Московские собеседования с раскольниками: 1) 2) 3) Беседа со штундо-баптистами о Христовом священстве. Д. Боголюбов. Сентябрь, стр. 291–301.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010