— На некрепком же основании вы построили свое зыбкое здание. Почему вы называете свой собор святым? Ведь вы наименование: «святой» — отняли от всех святых и повелеваете не называть так ни Апостолов, ни мучеников, ни пророков, ни других мужей, благоугодивших Богу. Как может собор ваш быть святым, раз он попирает и оскверняет всё святое? Вы называете собор ваш вселенским; но как он может быть вселенским, если на нем не было ни одного из патриархов, ни уполномоченных от них, ни даже посланий, в которых бы они заявили о своем соизволении на созвание собора. Не может собор ваш называться вселенским, ибо он ложный. Еще вы называете его седьмым. Но каким образом он седьмой, если он расходится с первыми шестью соборами? Если бы он был седьмой, то ему надлежало бы во всем последовать шестому, пятому и другим, бывшим раньше, соборам. Ибо без первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого не может быть седьмого. Таким образом, собор ваш вовсе не седьмой, так как он отверг предания прежде бывших шести соборов. На эти слова епископы возразили: — Что же, от шести соборов преданное, мы отвергаем? Нет, мы не отвергаем прежних соборов и преданного от них, но принимаем всё это. Тогда святой ответил: — Не в святых ли церквах происходили прежние соборы, т. е. я говорю про те церкви, который были украшены иконами. Первый собор происходил в Никее, в обширной церкви этого города. Второй — в Константинополе, в церкви святой Ирины. Третий — в Ефесе, в церкви святого Иоанна Богослова. Четвертый — в Халкидоне, — в митрополичьей соборной церкви. Пятый и шестой — опять в Константинополе, при чем первый происходил в храме святой Софии, второй же в дворцовом храме, называемом Труллом. Все те церкви не были ли украшены честными иконами? И ни один из прежних соборов не отвергал их, как отвергает ваш собор. Что вы скажете мне на это? Те удивлялись премудрости святого Стефана и молчали, не имея ничего, что могли бы возразить ему. Только один из сидящих с ними промолвил: — Воистину, справедливо то, что говорил Стефан!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Когда посланные заявили, что они готовы принять и мученическую смерть, то им ответили, что дело идет не об их личной опасности, а о существовании церкви в сарацинских владениях: «κατα κοινου του της εκκλησας προερχεται σματος (ο κδυνος)». Посланные должны были удовольствоваться тем, что отшельники вручили им послание от имени «восточных архиереев» («—Ταρασω — οι της εωας αρχιερεις εν Κορω χαρειν») с изложением обстоятельств, воспрепятствовавших точно исполнить волю константинопольского патриарха, затем синодику Феодора, патриарха иерусалимского, имевшую (см. выше) значение свидетельства веры трех патриархов, и в качестве представителей восточной церкви на соборе дали им в спутники «боголюбивых братьев наших Иоанна и Фому, украшенных божественною ревностию к православной вере, бывших единодушных синкеллов двух святых и великих патриархов, любителей освящающего безмолвия».    Вселенский седьмой собор назначен был на 7 августа (понедельник) 786 г. в Константинополе в храме свв апостолов. Но многие («οι πλεους») из епископов-иконоборцев завязали сношения с мирянами и стали агитировать против будущего собора за неизменное сохранение авторитета «собора» 754 г. Узнав об этих затеях, Тарасий напомнил епископам, что за эти «παρασυναγωγας» в городе, имеющем своего епископа, они по канонам могут подлежать низложению. Это подействовало. Но некоторые продолжали агитацию среди столичных войск (среди σχολαρων, εξκουβιτρων τε και των λοιπων στρατευματων των στρατευομενων εν τ βασιλδι πολει), в которых еще не угасло благоговение в памяти императора Константина. И вот вечером 6 августа бунтующиеся солдаты, «ворвавшись в крещальню святой кафолической церкви (св. Софии?), кричали каждый свое, – но голос всех сводился к одному: чтобы не было допущено состояться собору». Несмотря на эту демонстрацию, утром 7 августа собор был открыт; приступили уже к чтению документов, как у дверей храма свв. апостолов явилась большая толпа (οχλος πολυς) солдат с воплями и обнаженными мечами: грозили убить и патриарха, и епископов, и игуменов. Императрица послала своих «ближних людей» (οικειακων ανθρπων) уговаривать солдат: бунтующиеся их не послушали, и даже оскорбили (αλλ η μαλλον προσητμασαν). Ирина через кубикулярия дала знать, чтобы собор расходился. Патриарх с православными вошел в алтарь, иконоборческие епископы вышли к бунтующимся, возглашая: «Νενικκαμεν» (победихом). Долго еще ликовали иконоборцы, «славословя» (ευφημουντες) «седьмой вселенский собор» 754 г. Наконец, «когда наступил уже шестой час, они, почувствовав голод» пошли домой, и таким образом, мятежное движение затихло». «И по милости Божией, неистовые никому не причинили вреда».    Так собор не состоялся. Но Ирина хитростью удалила ненадежные полки, отобрала у них оружие и очистила столицу и от других беспокойных элементов. После этих мер седьмой истинный вселенский собор назначен был в Никее и продолжался с 24 сентября (понедельник) по 23 октября 787 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

— На некрепком же основании вы построили свое зыбкое здание. Почему вы называете свой собор святым? Ведь вы наименование: «святой» — отняли от всех святых и повелеваете не называть так ни Апостолов, ни мучеников, ни пророков, ни других мужей, благоугодивших Богу. Как может собор ваш быть святым, раз он попирает и оскверняет всё святое? Вы называете собор ваш вселенским; но как он может быть вселенским, если на нем не было ни одного из патриархов, ни уполномоченных от них, ни даже посланий, в которых бы они заявили о своем соизволении на созвание собора. Не может собор ваш называться вселенским, ибо он ложный. Еще вы называете его седьмым. Но каким образом он седьмой, если он расходится с первыми шестью соборами? Если бы он был седьмой, то ему надлежало бы во всем последовать шестому, пятому и другим, бывшим раньше, соборам. Ибо без первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого не может быть седьмого. Таким образом, собор ваш вовсе не седьмой, так как он отверг предания прежде бывших шести соборов. На эти слова епископы возразили: — Что же, от шести соборов преданное, мы отвергаем? Нет, мы не отвергаем прежних соборов и преданного от них, но принимаем всё это. Тогда святой ответил: — Не в святых ли церквах происходили прежние соборы, т. е. я говорю про те церкви, который были украшены иконами. Первый собор происходил в Никее, в обширной церкви этого города. Второй — в Константинополе, в церкви святой Ирины. Третий — в Ефесе, в церкви святого Иоанна Богослова. Четвертый — в Халкидоне, — в митрополичьей соборной церкви. Пятый и шестой — опять в Константинополе, при чем первый происходил в храме святой Софии, второй же в дворцовом храме, называемом Труллом. Все те церкви не были ли украшены честными иконами? И ни один из прежних соборов не отвергал их, как отвергает ваш собор. Что вы скажете мне на это? Те удивлялись премудрости святого Стефана и молчали, не имея ничего, что могли бы возразить ему. Только один из сидящих с ними промолвил: — Воистину, справедливо то, что говорил Стефан!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но если сами по себе жизнь и деятельность преп. Феодора Студита имеют глубокий исторический интерес, то и литературные труды его не утратили своего значения даже до наших дней. Не говорим об огласительных поучениях его, которые так знакомы инокам. Наши предки высоко ценили эти произведения преподобного Феодора. Но им менее известны были полемические труды его. На это были свои причины. Предкам нашим мало сравнительно приходилось бороться с сектами рационалистического характера. Ныне же, к сожалению, таковых сект появилось немало. Сюда относятся: молоканы, пашковцы, штундисты и др. Сектанты отрицают обрядовую сторону в делах веры и нападают особенно на почитание икон. Но прислушайтесь к их возражениям против иконопочитания. Разве новое что нибудь высказывают современные нам иконоборцы? Они повторяют по неведению старое, если только кое чего уже не забыли. Но так как в свое время преп. Феодор умело отражал нападки иконоборцев, то доводы его и до сего дня не утратили своей силы. И с этой стороны нашим противосектантским миссионерам, имеющим столкновения с сектантами, далеко не излишне познакомится с воззрениями преп. Феодора на иконопочитание и с его опровержениями возражений иконоборцев. Да не миссионерам одним, а и всякому православному христианину, верному чаду Церкви святой, полезно знать основание истинности и разумности почитания святых икон. В произведениях преп. Феодора найдется много пригодных наставлений, объяснений и разумных доводов. В 1892 году мы поместили в духовном журнале «Странник» статью под заглавием: «Св. Тарасий Патриарх Цареградский и Седьмой Вселенский Собор». Оконченная печатанием в 1893 году статья эта появилась и отдельною книгою. Святитель Тарасий был современником первых лет деятельности преп. Феодора Студита . Между ними были и деловые сношению. Святитель Тарасий подготовил Седьмой вселенский Собор, председательствовал на нем и с отцами собора доставил торжество истине святой. Мы особенное внимание обратили на те основания, по которым отцы Седьмого вселенского Собора узаконили почитания честных икон. Преп. Феодору пришлось вести борьбу с иконоборцами второй серии (IX в.). Конечно, для них и не имел авторитета Седьмой вселенский Собор. На место его они восстановили определения иконоборческого собора 754 г. Но для апологета иконопочитания нельзя уже было оставить без внимания тех твердых основ иконопочитания, на которых покоится определение истинного Седьмого вселенского Собора. По обстоятельствам и нуждам времени основы эти приходились только шире раздвигать, толковать и излагать в соответственной форме. Не удивительно по сему, если преп. Феодор, становится в борьбе с иконоборцами на ту же почву, на которой так твердо стояли отцы Седьмого вселенского Собора. Что нового привнес от себя преп. Феодор, увидим ниже. Но и в том уже великая его заслуга для Церкви, что он защитил авторитет Собора, показав важность и незыблемость тех основ, на которых покоится истина иконопочитания, разъяснил их и частью увеличил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Проходя через город Селевкию, Михаил встретил там некиих супротивных монахов, отрицающих седьмой Никейский собор, 290 собравшийся в правление священных императоров Константина и матери его Ирины и во патриаршество Тарасия, и не числивших в священных диптихах святых, исповедников и великих патриархов Тарасия и Никифора. 291 Премудрым своим поучением и собственным примером он убедил их признать этот святой собор и согласиться с его постановлениями. И не только их он убедил согласиться с постановлениями этого святого собора и со Вселенской и Апостольской Церковью Божией, но всех, с кем ему по дороге довелось об этом беседовать, он заверял, говоря, что Божия Иерусалимская Церковь и ее телеарх со своими архиерархами и отцами пустынножителями признал, одобрил и числил в святых диптихах святой вселенский седьмой собор наравне с предшествовавшими ему шестью святыми вселенскими соборами, а также признал архиерархов его Тарасия и Никифора единодушными себе и единомысленными. Убежденные его словами, все они признали седьмой святой вселенский собор и приняли его постановления. Не скрылось это от нечестивого, богопротивного и звероименитого императора 292 и его иерарха, точнее ересиарха, Феодота, и он стал скрежетать зубами. Когда же святой отец наш и поборник благочестия Михаил вместе с учениками своими в мае седьмого индикта 293 вошел в счастливый град Константинополь и довел до сведения императора и патриарха Феодота порученное ему дело, император тогда еще таил гнев свой на святых. Получив послание и прочитав его, и он, и патриарх не только не были вразумлены и не согласились с истиной, но впали в еще злейшее заблуждение. Они определяют великому Михаилу и ученикам его остановиться в Хорском монастыре и отдохнуть от трудов пути, назначив им довольствие за счет императорской казны. Спустя немного дней после прихода Михаила император, послав за ним, призывает святого с учениками во дворец, называемый Хрисотриклин, куда собрался также синклит. Когда святые и богоносные отцы вошли и предстали перед императором, он сказал им: “Какова причина, святые отцы, того, что вы обременили себя приходом к справедливости величества моего?”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память 4-го Вселенского собора празднуется 16/29 июля (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Пятый Вселенский Собор. Пятый Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 553-ом году и был собран против трех учителей Сирийской Церкви. Эти три учителя писали еретические сочинения. Собор осудил одного из них как еретика, а двух других только их сочинения которые были еретические. Память 5-го Вселенского собора празднуется 25 июня/8 июля (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Шестой Вселенский Собор. Шестой Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 680-ом году и был собран против Монофелитов. Монофелиты утверждали что у Господа Иисуса Христа два естества, но одно действие и одна воля. На этом соборе было осуждено учение Монофелитов и определено признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, и по этим двум естествам две воли. Пято-Шестой (Трульский) Вселенский Собор. Пято-Шестой (Трульский) Вселенский Собор состоялся через одиннадцать лет. Собор дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы и поэтому называется Пято-Шестым. Собор принял в руководство для Церкви восемьдесят пять правил апостольских, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов и некоторых святых отцов. Потом к этим правилам были прибавлены правила Седьмого Вселенского Собора и еще двух поместных. Эти правила лежат в основании церковного управления и находятся в книге которая по русски называется «Кормчая», а по гречески «Номоканон». Как было сказано выше, Память Святых 6-ти Вселенских Соборов празднуется в воскресенье 16/29 октября: или в ближайшее воскресенье. Седьмой Вселенский Собор. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787-ом году и был собран против иконоборцев. Это был последний Вселенский собор. Иконоборческая ересь появилась 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Так как он хотел привлечь магометан - которые не имели икон - к христианству, то он начал постепенно гонение на икон и иконопочитателей. На этом соборе была отвергнута иконоборческая ересь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Вы говорите вопиющую неправду, противники, вместе со своим начальником Кальвином, о том, что будто бы Первенствующая Церковь не имела святых икон в течение пяти столетий, начиная от Христа и Апостолов. Во обличение вашей лжи приведу много доказательств. ПЕРВОЕ: Образ Нерукотворный Христа Бога нашего, о котором есть много свидетельств: об этом писали Евагрий в Книге 4, в главе 26, Метафраст в житии Великого Константина, Дамаскин об иконах, Созомен и прочие. Также этому посвящено празднество Нерукотворного Образа 16 августа. ВТОРОЕ: Богородичная Икона, изображенная Апостолом Святым Лукой. Об этом упоминают Метафраст в житии Святого Луки, Никифор и прочие, и святой Дамаскин также пишет об иконописи Луки, говоря: «Посмотрите на благовестника и Апостола Луку, не Пречистой ли Приснодевы Марии честную икону он написал и к Феофилу отправил», смотри в «Соборнике», лист 327, на обороте. ТРЕТЬЕ: Икона Христова, которую сделала кровоточивая жена после своего исцеления в знак своей благодарности. Этот образ видели все, начиная от Апостолов и Самого Христа. Об этом пишут Евсевий в Книге седьмой, в главе 14, Созомен в Книге пятой, в главе 20, Дамаскин в Слове первом об иконах, Феофилакт в толковании на главу 4 от Матфея. ЧЕТВЕРТОЕ: Икона Христова, созданная Никодимом и перенесшая оскорбления от Иудеев, у которой совершались премногие чудеса. Об этом пишет Афанасий в Слове о страдании иконы Христовой, в главе 4. Также об этом упоминает Седьмой Вселенский Собор в правиле 4. ПЯТОЕ: Икона святых Апостолов Петра и Павла, которую святой Сильвестр показал Великому Константину, желающему принять веру Христову. Метафраст, в житии святого Сильвестра, от 2 января. ШЕСТОЕ: Беру в свидетели всех святых Отцов, о которых упоминалось в первой части, в четвертой главе: Дионисия, современника Апостолов, Василия Великого , Григория Богослова ( Григория Назианзина ), Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Леонтия Неапольского и других почитателей и защитников святых икон, живших в четвертом столетии от Рождества Христова, о которых упоминает и Седьмой Святой Вселенский Никейский Собор в действии 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вот и из Италии прислано нам соборное письмо, наполненное страшными обвинениями итальянцев против своего собственного епископа. Они 87 , ставя ему в вину многочисленные преступления, обращаются с просьбой не оставить без внимания того, что они повержены в такое жалкое состояние, что они угнетены такой тяжкой тиранией, под которой нарушаются священные законы и извращаются все церковные основоположения. Об этом и прежде было известно чрез монахов и пресвитеров, прибывших из Италии, – таковы были Василий, Зосима и Митрофан и другие, оплакивавшие эти насилия и со слезами призывавшие к отмщению церковных обид; ныне же, как сказано, присланы грамоты от разных оттуда лиц, полные печальных рассказов и горячих слез, копии с которых по их желанию прилагаем к нашей грамоте, дабы и по отношению к этим делам, когда соберется святой и Вселенский Собор, составлено было определение по воле Божией и по смыслу канонов и дабы возвратить мир в Церкви Христовы. Ибо не только к вашему блаженству мы обращаемся с этим предложением, но и к представителям других архиерейских и апостольских престолов, из которых одни уже прибыли, а другие скоро прибудут 88 . Долгом считаем присовокупить и следующее. Во всех подчиненных каждому из вас епархиях седьмой Вселенский Собор следует сопричислять и ставить рядом с шестью Соборами. Между тем до нас дошел слух, что некоторые Церкви вашего апостольского трона признают только шесть Вселенских Соборов и не причисляют к ним седьмого, хотя со всем рачением и почтением исповедуют его постановления. Седьмой Собор истребил величайшее нечестие и имел представителей от четырех кафедр. Представители этих кафедр вместе с нашим божественным отцом, святейшим и блаженнейшим Тарасием, архиепископом Константинополя, составили великий и Вселенский седьмой Собор, на котором разрушено нечестие икономахов или христомахов. Может быть, что по причине завладения вашими странами варварским народом арабов не оказалось возможным сообщить вам деяний этого Собора. По этой причине во многих из Восточных Церквей хотя и почитаются постановления этого Собора, но без точного знания того, что они принадлежат VII Собору».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Потому-то патриарх Фома и собор его написали послание к упомянутому выше патриарху, вернее злотриарху, Феодоту и владыке Льву, вразумляя их и наставляя отказаться от нечистой иконосжигательной ереси. Отец наш, великий Михаил, не смея ослушаться, а паче того, прияв такое веление святых отцов как бы от Бога и издавна моливший быть удостоенным поклониться первоверховным апостолам, сотворил вместе с посылающими его молитву и, наряженный ими, как их соратник, вышел из Святого града Господа нашего Христа вместе со своими учениками, я разумею Феодора и Феофана, и еще с одним монахом Спудийского монастыря по имени Иов, чья непорочная по Богу жизнь многими засвидетельствована. До Диосполя и Лидды   Михаила провожали святой патриарх с иерархами и сонмом святых отцов. Обняв их и попрощавшись, он начал путь свой. Проходя через город Селевкию, Михаил встретил там некиих супротивных монахов, отрицающих седьмой Никейский собор,   собравшийся в правление священных императоров Константина и матери его Ирины и во патриаршество Тарасия, и не числивших в священных диптихах святых, исповедников и великих патриархов Тарасия и Никифора.    Премудрым своим поучением и собственным примером он убедил их признать этот святой собор и согласиться с его постановлениями. И не только их он убедил согласиться с постановлениями этого святого собора и со Вселенской и Апостольской Церковью Божией, но всех, с кем ему по дороге довелось об этом беседовать, он заверял, говоря, что Божия Иерусалимская Церковь и ее телеарх со своими архиерархами и отцами пустынножителями признал, одобрил и числил в святых диптихах святой вселенский седьмой собор наравне с предшествовавшими ему шестью святыми вселенскими соборами, а также признал архиерархов его Тарасия и Никифора единодушными себе и единомысленными. Убежденные его словами, все они признали седьмой святой вселенский собор и приняли его постановления. Не скрылось это от нечестивого, богопротивного и звероименитого императора  и его иерарха, точнее ересиарха, Феодота, и он стал скрежетать зубами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

д. как может быть седьмой? Итак, собор ваш не седьмой, а скорее первый, потому что он первый отверг предания прежних шести соборов». – «Мы не отвергаем прежних соборов и преданий их», – возразили ему епископы. Святой Стефан отвечал: «Первые шесть Вселенских соборов происходили в церквах, украшенных иконным благолепием: первый в Никее, в обширнейшей церкви того города, второй – в Константинополе, в церкви святой Ирины, и т. д. Все эти церкви украшены были святыми иконами, и ни один собор не отверг их, а ваш отвергает; итак, какой же он седьмой?» Не зная, что отвечать, они приказали опять отвести его в темницу. Узнав о неуспехе посольства и посрамлении посланных и не надеясь склонить св. Стефана на свою сторону, Копроним приказал отправить его в Геллеспонт, в заточение, на один из пустынных островов. На новом месте своего заточения преподобный нашел одну пещеру и в ней церковь , и, поставив близ пещеры келию, поселился здесь, служа с усердием Господу и питаясь кореньями зелий. Мало-помалу сюда собрались к нему прежние ученики его, которые были разогнаны с Авксентиевой горы, и составили опять монастырь. Когда исполнилось преподобному сорок девять лет, он поставил столп и, устроивши на нем тесную келию, затворился в ней. В это время Господь благоволил прославить святого угодника даром чудотворений, так что слава о нем стала распространяться повсюду. Скоро молва о чудесах его дошла до самого Копронима и возбудила в нем еще больший гнев и ярость против святого, потому что, подавая различные исцеления недугующим, преподобный вместе с тем учил народ почитать свв. иконы и поклоняться им. Копроним решился умертвить его и приказал привесть его из заточения. Его оковали цепями, привели и посадили в темницу. Но прежде решительного приговора на святого Копроним захотел лично видеть его и говорить с ним, и приказал привести его к себе. На пути из темницы к царю преподобный выпросил монету с царским изображением и тайно вложил ее в клобук. Царь со гневом и яростию встретил его, но кроткий и вместе мужественный ответ святого смягчил ярость царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010