Предисловие Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора Первый вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–381) Второй вселенский собор 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский Фотин, еп. Сирмийский II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 1. Время до возникновения несторианского спора Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский Христология противников Аполлинария. Феодор Мопсуэстийский Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и начале V века 2. Несторианский спор Догматическая основа спора Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора Третий вселенский собор Продолжение спора после собора и примирение Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского 3. Монофизитский спор История спора до четвертого вселенского собора Четвертый вселенский собор Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I Распадение монофиситства на толки Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» Юстиниан I и его униональная политика. 4. Спор о трех главах Эдикты Юстиниана о трех главах Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах Пятый вселенский собор Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников 5. Монофелитский спор Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе Вторая стадия: спор о волях Шестой вселенский собор Марониты III. Иконоборческий спор Мотивы иконоборческого движения История иконоборства Седьмой вселенский собор Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Иконоборчество на западе  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

А история с Василием, епископом Гортинским, происходившим с Крита, который был представителем папы и всей Римской Церкви, показывает, что собор этот был вселенским. Видно это и из постановлений самого собора, в которых он себя часто называет вселенским. Вряд ли столь великое множество Отцов, [живших во времена этого собора и после него,] могли попасться в сети столь откровенной лжи. Вот что говорит и святой и вселенский Седьмой собор в своем первом правиле: «Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем: кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третияго неба, и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольни сущими ( Евр. 13:5 )» 27 . Если же Седьмой собор говорит о правилах всехвальных апостолов и святых и вселенских шести соборов, а тот собор, который в собственном смысле называется Шестым, канонами не занимался вовсе, разве не ясно, что речь идет о правилах того собора, который как бы восполнил недостающее на Шестом? А то, что презирающие канонические постановления предаются анафеме, разве не устрашает, разве не трогает даже каменное сердце? А ведь римский епископ также признавал истинность этих канонов, пока церковные дела еще пребывали в мире; папа Адриан писал патриарху Тарасию и восхвалял его за то, что он был верен каноническим определениям этого собора. Об этом читайте в Деяниях Седьмого собора, в послании папы Адриана к Тарасию Константинопольскому : «В вышеупомянутом соборном послании вашей святости мы находим, кроме полноты веры, чистоты исповедания священного символа и признания всех шести святых соборов, достойную похвалы и удивления ревность о священных и честных иконах; так как в послании сказано: „приемлю и шесть святых соборов со всеми их канонами, которые законно и божественным образом провозглашены ими: потому что в этих канонах между прочим сказано: на некоторых живописях честных икон изображается агнец, указуемый перстом Предтечи, который был принят за образ благодати, потому что посредством закона предуказал нам истинного агнца, Христа Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/o...

восполнил образовавшийся вследствие этого пробел в церковной дисциплине и, таким образом, сделался как бы органическим дополнением к пятому и к шестому вселенским соборам. Наконец этот же собор называется восточными богословами шестым вселенским собором, т. е. прямо сливается с собором 680 г. в один собор. Строго говоря, называть собор 692 г. шестым вселенским собором можно лишь в том же несобственном смысле, в каком этот же самый собор называется пято-шестым: как он не может быть вместе пятым и шестым, так не может быть и шестым, потому что шестой собор был в 680 г. Но в качестве дополнения к тому и другому, он в несобственном смысле назывался то пято-шестым 675 , то просто шестым вселенским собором. Невозможность слияния трулльского собора 692 г. с собором 680 г. и признания того и другого за один и тот же вселенский собор вытекает: 1) из того, что тот и другой соборы разделены между собой значительным промежутком времени – в 12 лет, 2) собор 680 г. был созван Константином Погонатом, а собор 692 г. созван другим императором, Юстинианом Ринотметом, 3) на соборе 692 г. членами были, за исключением небольшой части, не те епископы, которые участвовали в заседаниях собора 680 г., 4) в числе членов собора 692 г. не было представителей от римского папы 676 . Хотя собор вселенский седьмой, составлявшийся в Никее в 787 г. признал 677 каноны трулльского за каноны шестого вселенского собора; но это признание свидетельствует лишь о том, что на востоке весьма рано оба собора 680 и 692 г. ставились между собой в связь. Для признания какого-либо собора вселенским мало, чтобы позднейший собор назвал его вселенским, а требуется, чтобы данный собор был действительно всей церковью признан за вселенский. Семь вселенских соборов неразделенной церкви потому и называются вселенскими, что они признаны в качестве таковых всей христианской церковью, и восточной, и западной. Трулльский же собор 692 г. не только не был признан на западе в качестве вселенского 678 , но и не мог быть признан, потому что некоторые его постановления прямо направлены были против разных обрядов римской церкви 679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Четвертый Вселенский Собор (451 г.) составил вероопределение о двух природах во Христе; Шестой (680 г.) – о двух волях и действиях во Христе; Седьмой (787 г.) – об иконопочитании. Пятый Вселенский Собор (553 г.) осудил сочинения трёх учителей сирийской церкви Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского за их несторианские и евтихианские заблуждения. Из них лично был осужден только не раскаявшийся Феодор Мопсуэстийский, двое же остальных были помилованы, так как отреклись от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью . Собор повторно осудил Нестория и Евтихия, а также анафематствовал ряд положений оригенизма (учение о переселении душ, апокатастасисе и проч.). Шестой Вселенский Собор своим вторым правилом утвердил догматические тексты и постановления, встречающиеся в правилах святых Апостолов, 12-ти святых Отцов и 9-ти древних Поместных Соборов: Анкирского (ок. 314 г.), Неокесарийского (между 314–319 гг.), Гангрского (между 361–370 гг.), Антиохийского (341 г.), Лаодикийского (ок. 363–370 гг.), Сардикийского (347 г.), Карфагенского (419 г.). Константинопольского (394 г.) и Карфагенского (ок. 256 г., при священномученике Киприане). Хотя соборные вероопределения обладают непререкаемым авторитетом, тем не менее, в прошлом имели место случаи их дополнения и разъяснения. Так, например, Второй Вселенский Собор дополнил и даже видоизменил текст Символа веры Первого Собора, а Пятый и Шестой Соборы дополнили христологические определения Третьего и Четвертого Соборов. Подобного рода непогрешительные дополнения и разъяснения, в случае необходимости, могут появляться и в будущем. 2. Вероопределения Поместных Соборов Из Поместных Соборов, проходивших в период Вселенских Соборов, в догматическом отношении наибольший интерес представляют два. Первый – это Карфагенский Поместный Собор 419 г., на котором были приняты правила, рассматривающие учение о каноне Священного Писания , первородном грехе, благодати и др. Второй – Пято-Шестой, или так называемый Трулльский Собор 691–692 гг. Результатом деятельности Трулльского Собора стали 102 канонических правила, которые составили основу Православного канонического права. На Соборе были утверждены догматические тексты, которые содержатся в правилах святых Апостолов, в правилах святых Отцов и в правилах 9-ти Поместных Соборов. Православная Церковь рассматривает Трулльский Собор как продолжение Шестого Вселенского Собора. Поэтому каноны Трулльского Собора часто называются Правилами Шестого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Том 1 Том 2 Том 3 Том 4 Том 5 Том 6 Содержание Исторические сведения о седьмом Вселенском Соборе Святой собор Вселенский седьмой, никейский второй I. Первое послание отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину. О святых иконах II. Второе послание отца нашего Григория, папы римского, о святых иконах. III. Предисловие Анастасия библиотекаря к седьмому собору. (в форме письма) к Иоанну VIII, великому первосвященнику Краткое оглавление содержания книги IV. Высочайшая и благочестивейшая грамата отправленная августейшими Константином и Ириною к святейшему и блаженнешему Адриану, папе древнего Рима V. Апология Тарасия пред народом, вырвавшаяся из уст его в тот день, когда самодержцы объявили народу, что он делается патриархом, в каковой сан он и был возведен индиктиона восьмого, 6293 года от создания мира Краткий очерк того, что было сделано до собора Изложение деяний второго никейскаго собора Деяние первое Деяние второе Деяние третие Копия соборного послания Феодора, святейшего патриарха иерусалимского Деяние четвертое «Святого отца нашего Нила к епарху Олимпиодору: Правило шестого и вселенского собора (82-е) Римская редакция (πμηνεα) подписей Деяние пятое Деяние шестое Том первый Том второй Том третий Том четвертый Том пятый Том шестой Деяния седьмое Деяние восьмое Церковные правила, провозглашенные вторым никейским собором Похвальное слово, сказанное святому собору Епифанием, диаконом церкви катанской, что в Сицилии, и местоблюстителем Фомы, архиепископа острова Сардинии 39 правило святых апостол Из Деяний святых апостол Из третъей книги царств Из четвертой книги царств о проказе Гиезия Из правил шести сот тридцати отцов, собравшихся в Халкидоне, правило второе Из окружного послания Геннадия, святейшего архиепископа константинопольского, и бывшего с ним собора Из правил шестого вселенского собора, правило 22-е VII. СОБОР НИКЕЙСКИЙ, 2-й, ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ     ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕДЬМОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ В царствование Льва Исаврянина был в Аравии один иудей Сарантахин 1 , знаменитый чародей и фокусник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

 Воронов, Ливерий, прот. Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к инославию//Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. – М.: Изд-во МФТИ, 1999. – С. 283.  Григорий Богослов, свт. Послание 3, к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св. – Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – Т. 2. – С. 10.  Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. – Казань: Центральная Типография, 1909. – С. 52.  Цыпин, Владислав, свящ. К вопросу о границах Церкви//Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). – М.: Изд. Моск. Патриархии, 1986. – С. 205.  Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: [в 4 т.]. – Репринт. – М.: Изд. отд. Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мон-ря, 1994. – Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого. – С. 391-392.  Афанасий Великий, свт. На ариан слово второе//Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 2. – С. 317, 319.  Афанасий Великий, свт. К Серапиону, еп. Тмуйскому, послание 1//Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 3. – С. 43-44.  Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Ефесянам//Иоанн Златоуст, свт. Поное собрание творений в 12 т. – Репринт. – М.: Православное братство " Радонеж " . – Т. 11, кн. 1. – 2004. – С. 103.  Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский 2-ой, Вселенский Седьмой. – Казань: Центральная Типография, 1909. – С. 52,47.  Сидоров А. Свт. Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (На материале " Двух слов против арсенитов " )//Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Св. Писания в России. – М.: 1998. - 3 (17). – C. 101.  Епифаний Феодоропулос, архим. Две крайности: Экуменизм и зилотство: статьи и письма. – М.: Изд. Дом " Святая гора " , 2006. – С. 165-166.  Цыпин, Владислав, свящ. К вопросу о границах Церкви//Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). – М.: Изд. Моск. Патриархии, 1986. – С. 205.

http://bogoslov.ru/article/5630252

Догматические определения, каноны, а также судебные решения утверждались подписями всех епископов. Императорское утверждение принятых на Соборе постановлений наделяло их силой государственных законов, нарушение которых каралось светской властью. Веру в непогрешимость Вселенских Соборов выражали святые отцы Церкви: «Слово Божие через Вселенский (Никейский) Собор пребывает (остается) на веки» (св. Афанасий Великий ). «Исповедуйте веру, изложенную отцами нашими, сошедшимися в Никее, и не отвергайте ни одного из никейских изречений (постановлений), но знайте, что провозгласили это триста восемнадцать отцов по беспрекословному согласию и не без внушения Святого Духа» (св. Василий Великий ). Тексты догматических определений, канонов, судебных писем и посланий Вселенских Соборов сегодня помещены в сборнике под названием «Деяния Вселенских Соборов», а тексты канонов отдельно можно найти в «Книге правил». Православная Церковь признаёт семь В сел енски х Соборов, постановления которых стали выражением голоса всей христианской полноты и сознания Церкви. Православная Церковь признаёт семь Вселенских Соборов, постановления которых стали выражением голоса всей христианской полноты и сознания Церкви. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 г. при императоре Константине Великом . Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 г. при императоре Феодосии Великом. Третий Вселенский Собор проходил в Ефесе в 431 г. при императоре Феодосии II Младшем. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 г. при императоре Маркиане. Пятый Вселенский Собор был созван в Константинополе в 553 г. при знаменитом императоре Юстиниане I Великом. Шестой Вселенский Собор проходил в Константинополе в 680 г. при императоре Константине IV Погонате. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 г. при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара). Символ веры Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1 и II Вселенских Соборах: Никейском и Константинопольском (иначе Цареградском), поэтому оно еще называется Никео-Цареградским Символом веры.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Академик Е. Е. Голубинский 131 по этому делу заключает: «собственно говоря, Висковатый был прав и ошибался только в том, что ссылался на седьмой Вселенский Собор. Не седьмой Вселенский собор, а отчасти шестой Вселенский собор, главным же образом отцы и учители церкви прежде и после седьмого Вселенского собора, защищавшие иконопочитание от иконоборцев, указывая цель и назначение икон и отстраняя деланные против них возражения, говорят, что иконы должны быть изображением действительных лиц и действительных событий, так, чтобы иконописание представляло из себя в строгом смысле слова живопись историческую (было, так сказать, историею в красках)». «Но, – прибавляет академик Е. Е. Голубинский , – иконописцы греческие уже давно выступили из этих тесных пределов на свободу творчества, и значительной части икон, против которых восставал Висковатый, могли быть указаны многочисленные существовавшие образцы, каковое указание и сделал митрополит в своем ответе Висковатому. Греческих образцов некоторых икон митрополит не мог указать, потому что иконы, т. е. сюжеты, были заимствованы новгородскими иконописцами от живописцев западных. Но иконописцы писали их с существовавших у них подлинников и митрополит думал, что эти подлинники взяты с древних образцов греческих». Академик Голубинский, руководясь логикою догматических отношений, более или менее, угадал, кто был в данном споре прав, но мы в настоящее время уже могли бы, руководясь историческим анализом сюжетов, прийти к точным и подробным историческим объяснениям всех недоумений Висковатого и осторожных обходов, на которые был вынужден собор, дабы оправдать, действительно существовавшие в данном случае, новые вымыслы. Академик Буслаев свел «сомнения» Висковатого к 4-м общим пунктам. Во 1-х, Висковатый слишком придерживался восточной старины, был против всякого расширения круга иконописных представлений, и не допуская творчества, желал, чтобы сюжеты религиозной живописи были писаны на один образец и смущался, видя в иконах разные переводы тождественных сюжетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И слова Седьмого Собора, и слова преподобного Феодора Студита касаются вопроса, очень остро стоящего в наше время и имеющего большое догматическое значение, а именно изображения Бога Отца, существующего в нашей церковной практике. Мы знаем, что так же как человеческая мысль не всегда была на высоте подлинного богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания, и среди прочих заблуждений мы часто встречаем образ Бога Отца, особенно распространившийся в православном мире с XVII в. Нам придется вернуться к этому вопросу и разобрать его более подробно в связи с запрещением образа Бога Отца Большим Московским Собром (1666-1667). Здесь мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями принципиального характера, касающимися приведенных текстов. Как мы видим, Седьмой Собор говорит об отсутствии образа Бога Отца, причем это отсутствие образа Отца, как не воплотившегося, невидимого и потому не описуемого, подчеркивает изобразимость воплотившегося Сына Божия: изобразимость Сына через Его воплощение противопоставляется неизобразимости Отца потому, что Он не воплотился. Из этого мы имеем право заключить, что Собор утверждает принципиальную с точки зрения догматического учения Церкви невозможность изображения Бога Отца. И здесь мы снова возвращаемся к евангельскому реализму как основе всей православной иконографии. Конечно, изображать можно все что угодно, ибо человеческой фантазии нет предела. Но дело в том, что не все изобразимо. Многое из того, что касается Бога, не только не выразимо ни словом, ни образом, но и совершенно непостижимо для человека. Невозможность иметь образ Бога Отца Седьмой Вселенский Собор и обосновывает именно Его непознаваемостью, непостижимостью. Ключ к познанию Святой Троицы у нас один: Отец познается Сыном (видяй Мя, видит Пославшаго Мя [Ин. 12, 45] и видевый Мене, виде Отца Моего [Ин. 14, 9]) и Сын познается Духом Святым (никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым Кор. 12, 3]). Поэтому мы и изображаем только то, что нам открыто: воплощенную Ипостась Сына Божия, Иисуса Христа. Духа Святого изображаем через Его проявления в мире: в Крещении Господа в виде голубя, в Пятидесятнице — в виде огненных языков и т.д.

http://sedmitza.ru/lib/text/440347/

Но главное, и в делах сего рода весьма важное, составляли соблюдаемые в Церкви обычаи, которые и имели силу законов, так как преданы были от святых мужей» (Вас. В. пр. 87). Эти-то предания и обычаи предшествовали писанным правилам, и не смотря на несогласие с ними гражданских законов, очищали христианское общество от непозволенных браков. Так браки в четвертой степени, или между двоюродными, не были терпимы, хотя законы римские (уже в Христианстве) гласно дозволяли их 83 . Но как, не определенное в точности, запрещение беззаконных браков не довольно предупреждало случаи кровосмешения: то I вселенский Собор изложил правило о том, в каких именно степенях родства брак запрещается. Разделяя указанные в правиле Собора родственные лица по линиям и степеням, находим, что он не дозволяет брака до трех степеней включительно, по боковым линиям кровного родства. Но надобно заметить, что Собор излагает это запрещение безусловно, с расторжением самых браков в сих степенях; а можно думать, что дальнейшие степени родства Собор предоставил силе обычаев, не допускавших, как замечено выше, в них супружества. Только не решил он подвергать заключенные уже браки расторжению: по невозможности, конечно, истребить в краткое время противные сему обычаи, которые еще поддерживало гражданское законодательство. Скоро однако и гражданские законы согласились с духом христианской Церкви, и в VIII–IX веках запрещено ими вступать в брак не только двоюродным, но и детям их, т. е. до пятой, а затем (X–XI в.) и до шестой степени 84 . О седьмой степени долго не было положительного решения, так что в XI веке, в продолжении споров об этом предмете, брак в седьмой степени хотя вообще считался уже недозволенным, но не подвергался расторжению и не получал определенного, для себя правила 85 . Только уже в XII столетии брак в 7 степени решительно запрещен согласным узаконением власти духовной и гражданской 86 . Так определен Церковью канонически круг родства кровного, или в одном роде! Что касается до родства разнородного, от двух (или трех) родов, вообще называемого свойством (affinitas), то законы гражданские римские уже издревле запрещали брак между одним из супругов и, в случае смерти другого или развода, родственниками другого в прямой линии, даже теми, которых другой, после развода с первым, прижил с третьим лицом 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010