Итак, тема этого дня – смерть и победа над смертью , смерть и воскресение. С чисто формальной точки зрения, Лазарева суббота обладает рядом очень ярких воскресных особенностей. Во-первых: на утрени поется «Воскресение Христово видевше», т.е. в этом событии – воскресении Лазаря – мы уже видим, прозреваем грядущее Воскресение Христово. Поются воскресные тропари по Непорочнех – «Ангельский Собор удивися», поются хвалитные стихиры на восемь – это бывает только в воскресенье, и заканчиваются они воскресным Богородичном: «Преблагословенна еси Богородице Дево». Все это – части воскресного богослужения. На Литургии Лазаревой субботы (не будем говорить о прочих вещах, выделим одно) поется: «Елицы во Христа крестистеся...». Этот гимн поется лишь несколько раз в году, и в этом смысле Лазарева суббота становится в один ряд с Рождеством и Богоявлением, Великой субботой, Пасхой и Пасхальной седмицей, Пятидесятницей. Приходит Неделя ваий со своим богатым богослужебным материалом, проходят дни Страстной седмицы, и, наконец, снова суббота. Она называется суббота Преблагословенная, или суббота Великая. Ее еще называют субботой Страстной, но это название неудачно, нечетко, не отражает богослужебной реальности, т.к. день этот существенно отличается от прочих на предпасхальной седмице. Что мы празднуем в эту субботу? Празднование основано не на Четвероевангелии, а на церковном предании. Вы, конечно, помните, что сошествие во ад никак не описано в Четвероевангелии, но очень кратко упоминается у апостола Петра в послании, и весь богатый богослужебный материал основан на апокрифическом Евангелии Никодима. «Апокрифическое» – это слово в данном случае употреблено в хорошем смысле: это не какие-то еретические писания, а фиксация предания Церкви. В нем говорится о сошествии в ад чрезвычайно интересно, это живые драматические сцены, ветхозаветные пророки беседуют друг с другом, спрашивают, кто приближается к аду, вспоминают свои пророчества, говорят об их исполнении. Упоминается и Иоанн Предтеча, прежде Христа сошедший в ад, во всем предшествующий Спасителю, а потому и там проповедовавший Спасово пришествие. Это невероятно интересный памятник, многое из которого отражено и в богослужении субботы Преблагословенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Суббота обладает такими богослужебными особенностями, с которыми мы не встречаемся ни в один другой день; их немного, но они очень интересны. В частности, именно в субботу усиленно вспоминается посвящение храма, что являтеся своеобразным явлением престольного праздника. Почти всегда в субботу на утрени должен петься канон храма. Если мы служим в Троицком храме, то это канон Пятидесятнице, если в Никольском – канон одного из праздников Николы и т.д. Таких воспоминаний престольного праздника вне его конкретного дня в Типиконе не так уж много. В частности, на литии поется стихира храма, и это логически оправдано во время движения по пространству храма. На малом входе на Литургии поется песнопение престольного праздника – тропарь и кондак храма, но это естественно, потому что малый вход – это, по сути, древний вход в храм, и в этот момент вспоминается посвящение престола. В субботу же это – нечто особенное. И еще есть одна неповторимая особенность у субботы: в этот день Минея идет перед Октоихом. И в воскресный день, и в будние дни, если на каком-то отрезке службы – стихирах или каноне – встречаются тексты из Октоиха и Минеи, то сначала поется Октоих, а потом Минея, а в субботу наоборот: сначала поется стихира Минеи, а потом Октоиха (то же и с другими текстами). Это примечательно, причем это следовало бы распространить и на чтение на Литургии, т.е. сначала возглашать прокимен святого этого дня, потом прокимен субботы, сначала Апостол святого, потом Апостол рядовой этого дня. И, наконец, то, что вам должно уже быть известно о субботе: ее литургические темы в рамках седмицы – воспоминание всех святых и поминовение усопших. Суббота – это единственный день, когда, оставаясь послушным Уставу, можно совершать заупокойное богослужение. И здесь мы опять должны признать некоторую ущербность и дробность нашего мышления, нашего отношения к богослужению и к богослужебным темам. Воспоминание святых и поминовение усопших – это, с точки зрения раннего христианства, одна тема, потому что святые – это и есть усопшие христиане. Конечно же, к ним и к живым-то обращались, называя их святыми. Молитва за усопших и молитва с просьбой о помощи к старшим братьям, к тем, кто уже в Небесном Отечестве, – это, по сути, одно и то же, изначально нечто единое. Так же, как смерть и Воскресение вспоминаются в богослужении как нечто единое и неотделимое друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, сошествие во ад, победа над смертью и, собственно, уже и Воскресение Христово – вот что празднуется в субботу Преблагословенную. Хотя, конечно, это еще не празднование Пасхи, а лишь заря Воскресения, это еще не вся полнота ликования и радости. Об основном содержании этого праздника, конечно же, говорит тропарь. Это воскресный тропарь 2-го гласа «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества...» и т.д. На «И ныне» поется текст уже практически воскресный: «Мироносицам женам при гробе представ, Ангел вопияше – мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд». Стихи перед синаксарем говорят не о Воскресении, а скорее о внешней канве событий: «Всуе храниши гроб, кустодие, не бо содержит рака саможивотия». Здесь обращение к страже, кустодии: «Зря вы, стражники, охраняете гроб, потому что гроб этот – рака, не сможет удержать, Того, Кто Сам есть Источник и Податель жизни». Чрезвычайно важным текстом является стихира, поемая в субботу Преблагословенную вечера на «Славу». Это та вечерня, на которой совершается Литургия Великой Субботы – Литургия Василия Великого . Здесь богословие Великой субботы, осмысление этого дня с точки зрения ветхозаветных прообразований. «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваша глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть Благословенная Суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть плотию субботствовав, и во еже бе паки возвращься Воскресением, дарова нам живот вечный, яко един Благ и Человеколюбец». В тексте этом нужно было бы разобраться повнимательнее, но нельзя обо всем сказать в короткой лекции. Говорится, что этот день прообразован еще Моисеем в одной из его книг, – в Бытии. Там есть слова о покое после творения мира, а это суббота – день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий, совершивший спасение рода человеческого; это день Его покоя. Суббота Преблагословенная, при всем своем тематическом многообразии, говорит о событиях этого дня, о внешней их канве и о внутреннем их значении, уже, по сути, о воскресной победе – о победе над смертью . Эти две темы постоянно переплетаются в богослужении, они являются все время в нерасторжимом единстве и образуют причудливую картину служб этого дня. Вспомните Литургию Преблагословенной субботы: уже было переоблачение в белые одежды, уже поют «Воскресни, Боже, суди земли...», звучат почти воскресные новозаветные чтения, но в то же время Херувимская песнь заменяется особым песнопение, говорящим о сокровенном значении этого дня и призывающим нас пока еще не к безграничной, безбрежной радости Пасхи, а к осторожному и осмотрительному предстоянию со страхом: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом»...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.). По действующей программе часть курса литургики под названием «Церковный устав» изучается в двух первых классах семинарии. Она включает в себя всю общую часть. Кроме того, из частной литургики – круг суточного и седмичного богослужения. В настоящем курсе литургики для 3-го и 4-го классов семинарии изучаются: богослужение годовое (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди); богослужения особенные, совершаемые Церковью по особому случаю или по потребности христиан (таинства, молебны, освящение храма и воды, погребение и поминовение усопших и др.). Двунадесятые праздники. Общие понятия о них Церковные службы годовые, т.е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы Святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о домостроительстве Божием, о нашем спасении. Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения делятся на великие, средние и малые 1 . Остановимся на некоторых особенностях великих праздников. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге – «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» (Типикон, л. 60, об.). Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господскими, или Господними, а другие Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие (или подвижные и неподвижные). Служба непереходящим праздникам совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим. Наглядно это можно проследить в следующих таблицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Vat., 1944; idem. L " Immaculée Conception dans l " Écriture Sainte et dans la tradition orientale. R., 1952; Roschini G. M. Compendium Mariologiae. R., 1946; idem. Mariologia. R., 1947-1948; idem. Il dogma dell " Immacolata. Rovigo, 1953; Manteau-Bonamy H. M. Maternité divine et Incarnation. P., 1949; Winch R. , Bennett V. The Assumption of Our Lady and Catholic Theology. L., 1950; Laurentin R. Court traité de théologie mariale. P., 1953; Congar Y. Christ, Our Lady and the Church. Westminster, 1957; O " Connor E. D. The Dogma of the Immaculate Conception: History and Significance. Notre Dame, 1958; Мерзлюкин А. С. О католическом догмате 1854 г. П., 1960; Semmelroth O. Mary: Archetype of the Church. N. Y., 1963; Сорокин В. , прот. Догмат Римско-католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения//БТ. 1973. Сб. 10. С. 67-89; Radkiewicz J. Auf der Suche nach einem mariologischen Grundprinzip: Eine hist.-systematische Untersuchung über die letzten hundert Jahre. Konstanz, 1990; Кудасевич И. Матерь Искупителя: библейские размышления. М., 2000; Лосский В. Н. Догмат о непорочном зачатии//Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией матери: Сб. работ. М., 2001. С. 145-155. В. Н. Васечко Литургическое почитание Богородицы «О тебе радуется» Икона Божией Матери. XVI в. (ГРМ) «О тебе радуется» Икона Божией Матери. XVI в. (ГРМ) имеет разнообразные формы. Поминовение Пресв. Богородицы всегда звучит на литургии в составе intercessio анафоры - в визант. чине литургии intercessio даже содержит особый возглас: «                        ». Имя Пресв. Девы Марии присутствует почти на всех ектениях, постоянно - на отпустах. Молитвы, обращенные к Богородице, входят в чинопоследование нек-рых служб суточного круга и в келейные правила. В богослужении используются многочисленные песнопения, посвященные Ей. Основная часть этих песнопений принадлежит службам богородичных праздников . В седмичном круге богослужения правосл. Церкви среда, пятница и воскресенье также особо посвящены Богородице - службы Октоиха включают стихиры и каноны в Ее честь.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ всякое богослужение , посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч. на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно. Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками) (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 140). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск. описаний чина погребения и порядка поминовения усопших (Const. Ap. VIII. 41-44; Areop. EH VII. 2-3). В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Philip. 3), свт. Кирилл Иерусалимский ( Cyr. Hieros. Catech. 5. 9-10), свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 75). 50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография ; среди гимнов, приписываемых прп. Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших. Погребение (отпевание)

http://pravenc.ru/text/182647.html

Литургика Службы суточного круга. Литургия. Седмичный круг богослужения. Всенощное бдение. Сведения о годичном круге богослужения. Основные типы служб Минеи. Великие праздники. Богослужения Постной и Цветной Триоди. Святые Таинства. Введение в литургическое предание. Практика построения службы по богослужебным книгам. История Церкви Общая церковная история Источники и периодизация церковной истории. История Церкви доникейского периода. Эпоха Вселенских Соборов. Предпосылки и история отпадения Западной Церкви. Православная Церковь до падения Константинополя в 1453 году. Церковь в период турецкого владычества. Современное положение Поместных Церквей. История Русской Православной Церкви От Крещения русского народа до нашествия монголов и усиления Северо-Восточной Руси (988–1237 гг.). От нашествия монголов и усиления Северо-Восточной Руси до разделения Русской Митрополии (1237–1461 гг.). Русская Церковь , разделенная на две митрополии (1461–1589 гг.). Патриарший период. (1589–1700 гг.). Синодальный период (1700–1917 гг.). История Русской Православной Церкви в ХХ веке и начале XXI века. Церковное искусство Священное Писание и Священное Предание о церковном искусстве. Православная икона, монументальная живопись, архитектура и декаративно-прикладное искусство в их историческом развитии. Церковное пение и гимнография. Церковнославянский язык Морфология, грамматика и синтаксис. Практикум по церковному чтению. Второй цикл «Миссионерское служение» Миссиология . Богословское понимание миссии Церкви. История миссии. Основные аспекты миссионерской работы. Основные направления и формы миссионерского служения. Смежные формы миссионерского, катехизического и социального служения. Особенности ведения дискуссии по религиозной проблематике. Принципы и методы миссионерской деятельности. Организация миссионерской деятельности в митрополиях и епархиях Русской Церкви. Организация миссионерской работы на уровне благочиния, прихода. Организация миссионерских станов в труднодоступных районах. Государственные нормативно-правовые документы, регламентирующие миссионерскую деятельность. Основы церковного протокола.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tser...

В эти дни «на отпусте иерей поминает преждепразднуемаго святаго (то есть святого Иоанна Крестителя или святых 40 мучеников), потом наставшаго» (Типикон, Служба 24 февраля, Маркова глава «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я или 3-я или 4-я недели поста»).    Итак, из сказанного об отпустах, произносимых на вечерне, утрени и литургии в течение всего года, следуют три правила общего характера:    1) неполные праздничные отпусты, то есть отпусты с призыванием только имени Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, полагаются в первый день двунадесятых праздников, во всю Страстную седмицу и во всю седмицу Святой Пасхи. Такой же отпуст произносится в дни праздников бденных святых и в праздник храмового святого. В этих случаях, кроме имени Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, поименно призывается только празднуемый святой (исключения см. выше);    2) полный праздничный отпуст, то есть отпуст с поименным призыванием святого, «егоже есть литургия», святого, «егоже есть храм», и святого, «егоже есть день», полагается в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в период Пятидесятницы – от Фомина воскресенья (имеется в виду вечерня в Фомино воскресенье, совершаемая со входом и великим прокимном, которым завершается Святая Пасха, и откуда, собственно, начинается период ее попразднства) и кончая воскресеньем Всех святых (за вычетом праздничных дней – вознесения Господня и дня Святой Троицы), а также в полиелейные праздники Пресвятой Богородицы и святых;    3) отпусты дневные, то есть с поименным призыванием святых, прославляемых в седмичном круге богослужения, святого, «егоже есть литургия», святого, «егоже есть храм», святого, «егоже есть день», и «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны», полагаются во все седмичные дни года, когда нет Владычних и Богородичных двунадесятых праздников, их предпразднств и попразднств, и когда нет праздников Богородицы и святых, в которые полагается всенощное бдение или полиелей.    Несколько частных разъяснений по вопросу совершения отпустов.    1) Под святым, «егоже есть храм», Церковный устав имеет в виду святого, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослужение, а не того, которому посвящен главный алтарь храма и именем которого называется самый храм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Всего 13 праздников. К ним также принадлежит праздник храмового святого.    В богослужебных книгах нет указаний, но здравый смысл подсказывает, что к числу праздников, в которые полагается краткий праздничный отпуст, должны быть отнесены еще три: это День Святаго Духа, Собор Пресвятой Богородицы – 26 декабря и Собор святого Иоанна Крестителя – 7 января, потому что Церковный устав в эти дни не только отменяет службы иным святым (службу священномученику Евфимию, епископу Сардийскому († ок. 840), Типикон указывает переносить с 26 декабря на какой-либо другой день – «Святаго же Евфимия служба поется во ин день» (Типикон, 26 декабря, «зри» 1-е), но в известной степени изменяет и самый порядок богослужения, придавая ему особый, праздничный характер, поскольку читаемые в течение всего года на полунощнице по первом Трисвятом тропари «Се, Жених грядет в полунощи» заменяются в данных случаях тропарем празднику, а мертвенные «Помяни, Господи», что по втором Трисвятом, – кондаком празднику, и вовсе упраздняется молитва в конце полунощницы «Помяни, Господи, в надежди воскресения».    Особенность кратких праздничных отпустов составляет отсутствие в них призывания «святых славных и всехвальных апостолов» (кроме вечерни Пятидесятницы, когда они воспоминаются как участники самого события Сошествия Святаго Духа), святых храма и дня, творца совершаемой в этот день литургии и свв. праведных Богоотец Иоакима и Анны, то есть всех тех святых имен, которые призываются в дневных отпустах. (В «Службах на каждый день Страстной седмицы», издававшихся отдельными изданиями, указано призывание на отпусте после имени Богородицы «святых славных и всехвальных апостолов, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны», но ни в одном Служебнике, печатавшемся по благословению Святейшего Синода, ни в старопечатных московских и киевских изданиях, ни в более ранних рукописных этого не положено и нет никакого намека на то. Это явно противоречащее Служебнику указание в «Службах на каждый день Страстной седмицы» нельзя не признать ошибочным. Изданные отдельными книгами «Службы на каждый день первой седмицы Великого поста» проливают свет на происхождение этой досадной ошибки редакторов «Служб». На службах первой седмицы Великого поста, как вседневных, положен дневной отпуст, то есть с призыванием святых апостолов и вообще святых, чествуемых в седмичном круге богослужения, а также святых храма и дня и Богоотцев Иоакима и Анны. Редакторы и дали на каждый день седмицы обычный, дневной отпуст. Приступив же затем к изданию служб на каждый день Страстной седмицы, они перенесли и сюда эти дневные отпусты, соединив их с Владычными. Так получились в этих изданиях отпусты, для того времени не известные и противоречащие «Указу» Служебника.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   За евангелистом Матфеем 18 седмиц благовествует евангелист Лука: сначала в течение 12 полных седмиц один, затем с евангелистом Марком, который занимает будничные дни, оставляя евангелисту Луке все субботы и Недели.    Сочетание Евангелий от Луки и Марка продолжается до Триоди постной, седмицы 13—16, затем в период Триоди в седмицы мытаря и фарисея и блудного сына и оканчивается в субботу мясопустную. Эти 18 седмиц в Уставе называются Лукиными.    За ними следует седмица сырная с зачалами из Евангелий от Луки и Матфея; в субботы и Недели Великого поста преобладает евангелист Марк, доселе читавшийся лишь по седмичным дням.    Евангельские праздничные чтения даны для 50 седмиц потому, что в годичном круге праздников Церковь соединяет солнечный и лунный астрономические календари. По солнечному календарю (в нем 52 седмицы) расположены неподвижные праздники церковного года, а по лунному (в нем 50 седмиц) – праздник Пасхи, от которого идет отсчет других праздников – подвижных.    Согласно древним церковным установлениям, Пасха празднуется после 14 числа нисана, первого месяца лунного календаря, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Воскресенье это либо совпадает, либо непосредственно следует за весенним равноденствием (21 марта). В связи с несовпадением лунного календаря с солнечным это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния в разные годы оказывается в разных числах марта и апреля солнечного года – с 22 марта по 25 апреля. От одной Пасхи до другой не бывает 52 седмиц – их бывает или меньше, или больше – 50, 51, 54 и 55. Поскольку круг евангельских праздничных чтений связан с праздником Пасхи, празднуемым по лунному году, состоящему из 50 седмиц, то и чтения даны по числу лунных седмиц – 50.    Если в году от Пасхи до Пасхи 50 или 51 седмица, то в солнечном году, состоящем из 52 седмиц, бывает две Пасхи, так как последующая Пасха входит внутрь одного солнечного года. Такая Пасха называется Внутрь-Пасха. Триодь Внутрь-Пасхи начинается либо в Неделю по Просвещении, или в первое, или во второе следующее за ним воскресенье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010