Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 9. Годовой круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток и дней седмицы, но и дней года. Суточный круг образует канву богослужения, а с тем или иным видом его богослужения соединяются службы седмичного и годового кругов. Сегодня мы поговорим о годовом круге богослужения . Каждый день церковного года, посвящен или воспоминанию каких-либо священных событий или памяти различных святых. Все это именуется праздниками. Годовой круг делится на две части – неподвижные и подвижные праздники. Неподвижные праздники образуют собой систему месяцеслова. Здесь уже большее разнообразие служб, чем в седмичном круге. Что касается подвижных праздников годового круга, то это богослужения Великого Поста и Пасхального времени. Виды праздников В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Каждый из них имеет свои, ему одному присущие особенности. Правда, о составе великих праздников Типикон говорит достаточно расплывчато, т.е. из 47 его главы нельзя узнать четко, какие именно праздники являются великими. Там сказано только: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла». Кроме перечисленных великими являются так называемые двунадесятые праздники. Эти праздники относятся как к неподвижной, так и к подвижной частей годового круга. К последней, например, относится праздник « Входа Господня в Иерусалим ». Число 12 при этом достаточно условное. К примеру, Антипасха по богослужебному строю то же двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется, чтобы не нарушать то число, которое воспринимается церковным сознанием как священное. Какие именно праздники причисляются к праздникам двунадесятым? – это будет вашим домашним заданием на сегодня.

http://azbyka.ru/video/09-godovoj-krug-b...

«Воскресе Христос, и жизнь жительствует». (Из слова св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху.) Как радостно это торжественно-вдохновенное слово великого вселенского учителя, читаемое по уставу в конце светлой пасхальной заутрени! Но особенно радостно воспринимается оно теми, в ком, по выражение его, действительно «жизнь жительствует», в душах которых живет Воскресший Христос и которые поэтому живут «надеждой воскресения и жизни вечной» – живут жизнью общей для всей Церкви, Которая есть Тело Христово. Истинный христианин – лишь тот, кто живет в Церкви и жизнью Церкви, ни в чем не отделяя себя от нее. А жизнь Церкви наиболее полно и ярко выражается в ее богослужении – суточном, седмичном и годичном богослужебном круге с его праздниками, в центре которых Святая Пасха, с памятями святых угодников Божиих, постами, поминовениями усопших и т. д. Сколько во всем этого назидательного, глубоко-поучительного, умиляющего, возвышающего и облагораживающего душу, ободряющего и духовно-укрепляющего. Наши благочестивые предки никогда всем этим жили, и вот почему существовала все-таки Святая Русь, как бы ни пытались некоторые современные неверы отрицать ее существование, указывая на темные стороны в жизни русских людей. Весь наш народный быт был тесно и неразрывно связан с Церковью и ее установлениями, как бы пронизан церковным духом. А во главе всего стоял «праздников праздник торжество торжеств» – Светлое Воскресение Христово, которое нигде в мире не праздновалось так необыкновенно радостно, так торжественно, как у нас на Родине. До самого последнего времени обычное приветствие при встрече во весь сорокадневный пасхальный период заменялось пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Так приветствовали друг друга при встрече на Карпатской Руси даже совершенно незнакомые люди. Сухие календарные цифры и названья месяцев в обычном житейском обиходе почти не употреблялись. Говорили, например: «Это случилось Великим постом», а это – «на Страстной» или: «на Пасху» или: «в канун Троицына дня», или: «на Успение» и т п.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ всякое богослужение , посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч. на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно. Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками) (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 140). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск. описаний чина погребения и порядка поминовения усопших (Const. Ap. VIII. 41-44; Areop. EH VII. 2-3). В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Philip. 3), свт. Кирилл Иерусалимский ( Cyr. Hieros. Catech. 5. 9-10), свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 75). 50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография ; среди гимнов, приписываемых прп. Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших. Погребение (отпевание)

http://pravenc.ru/text/182647.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 8. Седмичный круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Раннее я упоминал, что богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток, но и от того или иного дня седмицы. Сегодня мы поговорим о седмичном круге богослужения. Круг седмичного богослужения Значит, кроме неизменяемых (постоянно совершаемых) молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь соединяет с каждым днем седмицы. Посмотрим, что это за воспоминания. В первый день (понедельник) прославляются бесплотные, ангельские силы, которые занимают в лике святых первое место. Вы спросите, а почему не Божия Матерь? Разве Она не честнее Херувимов и не славнее Серафимов? Славнее, поэтому она в богослужении прославляется ежедневно. Во второй день (вторник) прославляется величайший из всех рожденных женами Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В третий день (среду) вспоминается предательство Иуды, отдавшего своего Господа и Учителя на смерть иудейских начальникам. Поэтому этот день, кроме некоторых периодов года, отмечается постом. В четвертый день (четверток) прославляются Апостолы Христовы и особо свят. Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец. Обращаю внимание на четверг всех Николаев… Этот день в богослужебном отношении для них должен стать особым, как мне кажется… а вторник – для Иванов… В пятый день (пятницу) вспоминается распятие и крестная смерть Господа Иисуса Христа, почему этот день, подобно среде, отмечается постом. В день шестой (суббота), прославляются все святые, достигшие упокоения в Боге. По этой причине в этот день совершается поминовение усопших и молитва об их упокоении. Седьмым днем является воскресенье – день, когда Церковь вспоминает и торжественно прославляет Христово Воскресение, почему этот день и называется в обиходе воскресным. Правда, в церковном Уставе этот день называется «неделей», то есть днем, в который «не делают» … но не в смысле вообще ничего не делают, а не делают работу мирскую, ради стяжания земных благ. Напротив же, дела духовные (направленные на стяжание Царства Божия) в этот день требуется делать наиболее интенсивно, ибо согласно заповеди, мы должны шесть дней работать и делать [в них] всякие дела свои, а день седьмой посвящать Господу, Богу ( Исх.20:9-10 ). Как посвящать его Богу

http://azbyka.ru/video/08-sedmichnyj-kru...

М.С. Красовицкая Лекция 9. Суббота в годовым и седмичном богослужебном круге С субботой связано очень много проблем; редко где субботнее богослужение совершается правильно, в нем много подводных камней, трудностей, к которым надо быть готовым. Материал этот не собран, не скомбинирован. В пособии К. Розанова Устав субботы расписан очень подробно, очень тщательно. В книге владыки Афанасия (Сахарова) о заупокойном богослужении рассматривается не только субботнее богослужение, но в первую очередь субботнее. Есть труды по Триоди, посвященные и чинопоследованиям, и их осмыслению, в частности, книга В. Н. Ильина «Запечатанный гроб и Пасха нетления». В этом и других трудах будет говориться об особенных субботах года, о главных субботах года, – о Лазаревой и Преблагословенной, но вы, к сожалению, пока не найдете статей, обобщающих сведения Типикона, исторические данные, толкования, касающиеся вообще субботнего богослужения и его места в Типиконе. Между тем, это богослужение стоит совершенно особняком. Воскресные службы образуют отдельный тип; есть правила богослужения в будние дни; есть праздники, имеющие один и тот же знак месяцеслова, но суббота – это нечто совершенно отдельное, обладающее столь оригинальными чертами, что ее трудно с чем-нибудь сблизить. Итак, в чем же, собственно, состоит дело? Проблема уводит нас вглубь – конечно же, мы вспоминаем 4-ю заповедь Декалога: «Помни день субботний». Эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т.к. главным днем для нас является воскресенье. Это главный праздник года, это главный праздник седмицы, это день неделания мирских дел. В древности он назывался днем Солнца, днем осьмым, т.е. днем, выходящим за рамки тварного мира и времени, принадлежащим будущему веку. Можно говорить о целом богословии воскресного дня. Да, значение этого особенного дня, седьмого дня перенесено на воскресенье, но то же ли самое есть новозаветное воскресенье, что и ветхозаветная суббота? Нет, конечно же, не то же самое. Парадоксальным образом суббота в ее ветхозаветном значении в определенной степени сохраняется в новозаветном богослужении. И воскресенье – это не то, что суббота в контексте Ветхого Завета и тогдашнего богослужения. Здесь, собственно, можно видеть корень противоречия. Это как бы тот «день седьмой», о котором говорит заповедь, но все-таки и не тот день. Суббота потеряла свое прежнее непреложное, абсолютное значение – и все-таки навсегда осталась выделенной в течение седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 45. Принципы составления служб Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы поговорим о принципах составления служб на каждый день года. Единая церковная служба образуется из соединения богослужебных текстов самого разного происхождения: основу составляют тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между ними вставляются молитвы верующих и песнопения, составленные церковными поэтами. Каждая такая служба состоит из соединения «неизменяемых» частей богослужения, которые присущи ей каждый день, с «изменяемыми», содержание которых зависит от того, какой день седмицы и какое число какого месяца года. Неизменяемые части богослужения, представляющие собою как бы остов его, заимствуются из Часослова. Если день будничный или воскресный, то к этим неизменяемым молитвословиямприбавляются изменяемые из Октоиха, Минеи, Триоди, Псалтири. В дни неподвижных великих и средних праздников изменяемые части богослужения берутся только из Минеи, а в дни подвижных праздников только из Триоди. Правила соединения неизменяемых частей с изменяемыми, и что именно брать, указываются по большей части «на ряду» в самих богослужебных книгах. Подробно же все указывается и разъясняется в Типиконе. Текст в богослужебных книгах печатается обыкновенно черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). Виды седмичных служб Первое, что необходимо обязательно учитывать так это то, что в седмичном круге встречаются три типа богослужения, каждому из которых соответствуют свои дни седмицы и для каждого из которых существуют свои правила, не совпадающие с правилами других дней. Эти правила существуют, конечно, не сами по себе, они выражают церковное учение о днях седмицы, а также научают нас с вами, как, что, когда и каким образом мы должны праздновать и о чем, и каким образом, и в каком порядке нам полезно молиться. Прежде всего, начало седмицы и ее вершина — день воскресный (или Неделя). Устроение богослужебного Устава для воскресного дня несомненно свидетельствует о том, что день воскресный сравним с самыми великими праздниками годового круга.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

Разделы портала «Азбука веры» Проректор по воспитательной работе Казанской православной духовной семинарии иеромонах Кирилл (Забавнов) в небольшой статье раскрывает содержание степенных антифонов первого и пятого гласов. «У пустынников жизнь блаженна» Пока на страницах интернета и православных СМИ ведется горячая полемика о богослужебном языке, в наших храмах продолжает совершается богослужение на церковнославянском. Язык богатый, но в то же время сложный. Богатство заключается в содержании текстов, сложность – в усвоении этого текста, а точнее — в его непонимании. Язык есть первопричина непонимания церковных служб, но если мы попытаемся перевести тот или иной гимнографический отрывок, нам предстоит сделать его богословский, филологический и исторический разбор. Переводчику необходимо провести такую работу, чтобы донести смысл переведенного до читателя, особенно в случае молитвы, слова которой должны быть ясны и не могут носить характер языческих заклинаний. Самые посещаемые богослужения седмичного круга – это богослужения воскресные, они же – самые содержательные, и содержание их заставляет задавать многие вопросы. Нужно сказать, что Октоих является одним из ярких свидетельств богатства византийской гимнографии. Многие тексты Осмогласника могут «перевернуть» душу молящегося, обратить ее к Богу, делают молитву пламенней, или лучше сказать, «молитва становится молитвой». Но и здесь при современном оправлении служб мы обходим стороной эти места — многое сокращается либо вовсе опускается. Остановимся на одном моменте воскресной утрени и попробуем его истолковать. Речь идет о воскресных степеннах, которые часто сокращаются, опускаются, а если и прочитываются или пропеваются, то смысл этих священных текстов для многих так и остается непостижимой тайной. Исполнение антифонов в «неделю на утрени» (в воскресенье) в отличие от других дней свидетельствует об общей мысли, пронизывающей все воскресное богослужение. К примеру, антифоны Четыредесятницы заимствованы из 18-ой кафизмы, которая в этот период всегда читается на вечернях и имеет в себе только прообраз новой благодати, тогда как с Воскресением Христовым эта благодать уже воссияла. Таково объяснение своего места степенных антифонов в седмичном круге богослужения.

http://azbyka.ru/soderzhanie-stepennyh-a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к.- суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к-рые должны совершаться ежедневно в определенное время (напр. вечерня , повечерие , полунощница , утреня , часы ). Христ. система молитв, приуроченных ко времени суток, восходит к I в.: апостолы ходили в иерусалимский храм к утреннему и вечернему жертвоприношениям (см. в ст. Ветхозаветное богослужение ), уединенно молились в определенные часы дня и ночи (Деян 3. 1; 5. 21; 10. 9); в «Дидахе» (посл. треть I в.?) к троекратной молитве в течение дня призываются все верующие. К III в. набор суточных служб был уже близок к совр. (см. Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church. L., 1981). В правосл. традиции основной книгой, где изложены последования служб суточного круга, является Часослов , состав к-рого в основном сформировался к IX в. В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения 3 др. Б. к.: седмичного и годовых подвижного и неподвижного. Седмичный круг богослужения - это цикл памятей, распределенных по дням недели. Началом и центром седмичного круга является воскресный день, посвященный Воскресению Христову. К проч. дням могут быть приурочены те или иные памяти святых или событий священной истории. В совр. правосл. богослужении на каждый день недели приходится по 2 литургические темы: в понедельник - покаянная и Небесных Сил, во вторник - покаянная и св. Иоанна Крестителя, в среду и пятницу - Креста Христова и Пресв. Богородицы, в четверг - св. апостолов и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в субботу - всех святых и заупокойная. Формирование седмичного Б. к. восходит к ветхозаветному почитанию субботы . В христ. богослужении особое отношение к субботе сохранилось, но первенствующее место в седмичном круге закрепилось за Днем Господним - воскресеньем. Остальные памяти седмичного круга были закреплены за соответствующими днями постепенно. В разные исторические периоды и в рамках литургических традиций даже в одном обряде набор памятей для седмичных дней мог сильно различаться (напр., см. ранние рукописи визант. Октоиха ), совр. система окончательно сложилась к XI в.

http://pravenc.ru/text/149587.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 15. Плач Пресвятой Богородицы Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы обсуждаем возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы продолжим разговор о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу. Вчера мы обсудили варианты совершения «Последования Страстей Христовых», которое необходимо осуществить в течение дня до 17:00. После этого (до ужина) можно прочитать 1 часть вечерних молитв (ибо совершать Вечерню мы еще не научились). А после ужина-вечери (в период с 20:00 до 22:00) рекомендую вам вместо 2ой части вечерних молитв совершить сегодня малое Повечерие с каноном, именуемым «плачевной песнью» Богородицы. Судя по названию, кроме малого есть еще великое Повечерие, совершаемое по большим праздникам. Малое повечерие представляет собой значительно сокращенный вариант великого и включает в себя обычное начало, 3 псалма (50, 69 и 142), и славословие, после которого, читается особый для каждого дня КАНОН. Помните, что каждый день седмицы посвящен кому-то: понедельник – ангелам, вторник, Иоанну Предтечи и т.д. (кстати говоря, в занятии «О седмичной круге богослужения» я оговорился, сказав, что для Иванов особым днем в богослужебном отношении должен стать понедельник. Конечно же не понедельник, а вторник, который посвящен св. Иоанну Крестителю)… В канонике каноны на каждый день изложены сразу же после последования малого повечерия… Отсюда берет начало обычай читать перед Причащением 3 канона: … Впрочем, об этом мы поговорим подробней в другой раз. А сейчас скажем, что окончание Малого повечерия похоже на окончания службы «Часа», к которому добавляются еще 2 молитвы, такие же, какими завершается и великое повечерие. В Великую Пятницу совершается еще более сокращенное повечерие, т.е. после обычного начала и 50 пс. поется тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), после которого исполняется упомянутый нами плачевный канон Богородицы. В храмах этот канон часто читается вообще без малого повечерия, сразу по окончания вечерни у Плащаницы.

http://azbyka.ru/video/15-plach-presvjat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010