—699— случаях он предполагает продолжение произведения, указанного для предшествующего богослужебного момента чтений; так, например, на утрене 7 января слово Григория Богослова указано только на пении кафизм и без всякого упоминания о чтении его и на каноне; принимая молчание за отрицание, нужно бы было полагать, что всё слово Григория прочитывается за кафизмами и января; однако из дальнейшего замечания об утренях последующих дней оказывается, что слово Григория читается даже после 1 января, а, следовательно, несомненно, уже и на 3 и 6 песнях канона этого дня 2351 . Но в других случаях Устав довольно определённо исключает возможность такого предположения: в среду сыропустную на утрене по 1-ой кафизме Устав указывает слово Григория Богослова въ зву града, а по 2-ой уже останъкъ реченаго сло в 2352 , исключая, таким образом, возможность чтения этого слова по 3 и 6 песнях канона. В последнего рода случаях, исчислить которые вследствие неопределённости 2353 , а также неудачной редакции 2354 большинства уставных указаний невозможно, недостающие чтения, несомненно, брались из рядовых книг седмичного круга чтений, соответственно общему принципу: таковы бо книгы уставлены быша чисти. въ прадьни. нжс не имють свого ч т ьни 2355 . Указанный сейчас принцип определяет собою путь для разрешения одного из затруднений, возникающих вследствие пересечения кругов церковного года: седмичного —700— с минейным и триодным и триодного с минейным; именно, в первом случае по вопросу о соединении чтений служб минейного и триодного круга с чтениями седмичного здесь устанавливается правило: чтения круга минейного и триодного вытесняют собою, по мере наличности, чтения из рядовой книги круга седмичного. Но чтение мыслится в Уставе неразрывным со службой и потому это правило не имеет действия в будние дни великого поста, кроме пятницы, в отношении праздников не «нарочитых святых», службы которых не совершаются в эти дни, но не полностью переносятся или на дни, предшествующие посту 2356 или же на пятницу, субботу и неделю седмиц поста: вместе с частями службы переходят и чтения 2357 . Не имеет это правило применения и в отношении нарочитых чтений круга седмичного, заимствуемых не из рядовой книги, именно чтений недель св. праотец, отец, пред просвещением и по просвещении, недели о богатом и Лазаре (ок. 17 ноября); они наоборот сохраняют своё место наряду с совпадающими чтениями минейного круга, предшествуя последним, равно как и служба недели в этих случаях предшествует, службам минеи: при совпадении недели по просвещении, имеющей чтением слово Василия Великого « Премудрый убо Соломон» с отданием Богоявления, имеющим чтением слово Златоуста Вьси вы въ блгдшии, оба указанные произведения сохраняют место за утреней, причём первое как и вся служба недели, в отношении службы отдания предшествует второму 2358 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в других случаях Уставь довольно определенно исключает возможность такого предположения: в среду сыропустную на утрене по 1-ой кафизме Устав указывает слово Григория Богослова въ звоу града , а по 2-ой уже останъкъ реченаго сло 329 , исключая таким образом возможность чтения этого слова но 3 и 6 песнях канона. В последнего рода случаях, исчислить которые вследствие неопределенности 330 , а также неудачной редакции 331 большинства уставных указаний невозможно, недостающие чтения, несомненно, брались из рядовых книг седмичного круга чтений, соответственно общему принципу: таковы бо книгы оуставлены быша чисти. въ праздьник. нжс не имють свого чьтни 332 . Указанный сейчас принцип определяет собою путь для разрешения одного из затруднений, возникающих вследствие пересечения кругов церковного года: седмичного с минейным и триодным и триодного с минейным; именно, в первом случае по вопросу о соединении чтений служб минейного и триодного круга со чтениями седмичного здесь устанавливается правило: чтения круга минейного и триодного вытесняют собою, по мере наличности, чтения из рядовой книги круга седмичного. Но чтение мыслится в Уставе неразрывным со службою и потому это правило не имеет действия в будние дни великого поста, кроме пятницы, в отношении праздников не «нарочитых святых», службы которых не совершаются в эти дни, но неполностью переносятся или на дни, предшествующие посту 333 или же на пятницу, субботу и неделю седмиц поста: вместе с частями службы переходят и чтения 334 . Не имеет это правило применения и в отношении нарочитых чтений круга седмичного, заимствуемых не из рядовой книги, именно чтений недель св. праотец, отец, пред просвещением и по просвещении, недели о богатом и Лазаре (ок. 17 ноября); они наоборот сохраняют свое место наряду с совпадающими чтениями минейного круга, предшествуя последним, равно как и служба недели в этих случаях предшествует, службам минеи: при совпадении недели по просвещении, имеющей чтением слово Василия Великого «Премудрый оубо Соломон» с отданием Богоявления, имеющим чтением слово Златоуста Вьси вы въ блгдшии , оба указанные произведения сохраняют место за утреней, при чем первое как и вся служба недели, в отношении службы отдания предшествует второму 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Итак, в одних и тех же девяти службах (вечерни, повечерии и пр.) находятся молитвословия трех родов: во-первых, относящиеся ко времени суток, во-вторых – ко дню седмицы, в-третьих – ко дню года. По прошествии суток молитвословия (службы из них) опять следуют в прежнем порядке. Повторяющиеся в каждые сутки одни и те же молитвословия составляют собою как бы круг, круг молитвословий суточный. Подобно сему, по прошествии седмицы молитвословия (службы из них), принадлежащие дням седмицы, следуют в прежнем порядке и составляют собою круг седмичный, и по прошествии года молитвословия (службы из них), относящиеся к дням года, следуют в прежнем порядке и составляют собою круг годичный. Молитвословия кругов суточного, седмичного и годичного находятся в связи между собою. Подобно тому как каждый час суток принадлежит дню седмицы и дню года и каждый день года состоит из дней седмицы и из часов суток, так и в службах круга суточного содержатся службы дней седмичных и службы дней года. Например, на воскресной, как и на всякой, вечерне поется псалом «Господи воззвах», с ним же соединяются из службы седмичной – стихиры воскресные и из службы годичной – стихиры тому угоднику, которому празднуется в тот день, когда совершается служба. По тому самому, что служба круга суточного соединяется со службами кругов седмичного и годичного и в этих службах – круга седмичного и годичного – бывают службы: а) более и менее торжественные, б) службы покаянные и в) службы за упокой, то и службы круга суточного, согласуясь с молитвословиями кругов седмичного и годового, совершаются приноровительно к службам кругов седмичного и годового и имеют свои видоизменения. Так, вечерня бывает: а) малая, б) вседневная, в) великая; повечерие: а) великое и б) малое; полунощница: а) вседневная, б) субботняя, в) воскресная; утреня: а) не праздничная, б) с великим славословием, в) с полиелеем; часы: а) вседневные, б) великопостные, в) царские, г) пасхальные; литургия: а) св. Иоанна Златоуста , б) св. Василия Великого , в) преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Уже в нач. XV в. в К. традиционно включались акафисты. Так, в Каноннике прп. Кирилла Белозерского (ГРМ. Др. М. 16, 1407 г.) помещены акафисты авторства патриарха К-польского Исидора I Вухира (XIV в.) арх. Михаилу, св. Иоанну Предтече и свт. Николаю Чудотворцу. К. седмичного круга был напечатан в составе «Малой подорожной книжицы» Франциска Скорины (Вильно, 1522). Др. принцип формирования К. может быть условно назван энциклопедическим, поскольку связан с собиранием различных канонов в одну книгу. Мн. списки К. содержат избор из Миней (или из праздничной Минеи) канонов праздникам и святым, как правило в порядке дней церковного года (РГБ. Ф. 173.3. 95; избор из Миней и Триодей (печатное изд.: Большой Канонник. М.: тип. при Преображенском богадельном доме, 7420 В большинстве случаев эти принципы составления К. (седмичного круга и энциклопедический) совмещались, поэтому в составе К. можно найти как каноны седмичного круга, так и каноны праздникам и святым. Каноны седмичного круга могут помещаться среди изборных праздничных канонов или даже перемежаться др. канонами. Цикл канонов седмичных памятей может быть представлен частично. Каноны из Миней и Триодей могут располагаться хаотично или систематически - в порядке дней церковного года или по степени торжественности (иногда они являются дополнениями: так, в послесловии к старообрядческому К. (Вильно, 1798) указано, что это - «святая и богодуховеная книга канонник с дополнением дванадесятым праздникам и богородичным и святым нарочитым» (см.: Вознесенский. 1996. С. 71), хотя данное издание не содержит канонов на темы дней седмичного круга). Возможно, на формирование состава К. оказывали воздействие ежедневные молебны и молебны в связи с разными нуждами. В XVI-XVII вв. во время совершения ежедневных молебнов пелись каноны в зависимости от дня недели и памяти рядового святого. Эти правила отражены во мн. слав. памятниках, включая списки К., напр. в рукописи РГБ. Ф. 304.1. 286. Однако репертуар канонов для молебнов был шире, чем для келейного правила на повечерии. Это обусловило расширение состава мн. К. за счет канонов в честь праздников и святых, а также канонов на различные нужды (о болящем, на бездождие и др.) и молебные действа (на Новое лето, о Страшном Суде, см.: РГБ. Ф. 304.I. 284. Канонник XVII в.). Значительное число канонов на различные нужды вместе со священническими молитвами включено в рукопись ГИМ. Син. 468 ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 264-275), к-рая определена как К., хотя по содержанию более близка к Требнику.

http://pravenc.ru/text/1470255.html

Несмотря на ассоциацию дней седмицы с памятями святых, на деле песнопения седмичного круга в богослужении присутствуют далеко не всегда. Воскресные тексты Октоиха – наиболее явные и частые представители седмичного круга в богослужении; они отменяются только на Пасху и в случае двунадесятых Господских праздников. В то же время в богослужениях понедельника – субботы песнопения седмичного круга присутствуют нечасто: только если случится память святому, которому не положено праздничного богослужения, и при этом не должно быть предпразднства или попразднства двунадесятого праздника. Напротив, если случится праздник с полилеем или период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника, то Октоих не поется, а значит, и песнопения седмичного круга фактически в богослужении отсутствуют. Годовой круг богослужения Годовой круг богослужения состоит из двух параллельно идущих календарей: подвижного круга и неподвижного круга. Подвижный годовой круг зависит от лунного календаря, начинается в день Светлого Христова Воскресения (Пасхи). Состоит этот круг из 50, 51, 54 или 55 седмиц (10 седмиц Постной Триоди + 7 седмиц Пятидесятницы + седмицы по Пятидесятнице). Как видно, количество седмиц между Пятидесятницей текущего года и началом великопостного предуготовительного периода следующего года различается, и именно этим определяется продолжительность расстояния между Пасхами соседних годов. Подвижный круг в богослужении явно присутствует в период Триоди (то есть в течение 18 недель: от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых): здесь есть специальные праздники с подвижными датами (конкретная дата определяется Пасхой этого года) и особые песнопения в Триодях Постной и Цветной. В остальной период (от Недели всех святых данного года до Недели о мытаре и фарисее следующего года) подвижный круг в богослужении отражается только в рядовых чтениях Апостола и Евангелия на литургии. Неподвижный годовой богослужебный круг зависит от солнечного календаря и состоит из 52 седмиц. По сути, его составляют праздники и памяти святых с фиксированными датами. В соответствии с византийской средневековой традицией, церковный год (а вместе с ним неподвижный годовой круг) начинается 1 сентября по старому стилю. В XXI веке разница между гражданским григорианским «новым» стилем и церковным юлианским «старым» стилем составляет 13 дней. Цитаты о богослужебных кругах

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-krugi

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам - ангелам Господним; вторника - пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы - поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного - в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к.- суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к-рые должны совершаться ежедневно в определенное время (напр. вечерня , повечерие , полунощница , утреня , часы ). Христ. система молитв, приуроченных ко времени суток, восходит к I в.: апостолы ходили в иерусалимский храм к утреннему и вечернему жертвоприношениям (см. в ст. Ветхозаветное богослужение ), уединенно молились в определенные часы дня и ночи (Деян 3. 1; 5. 21; 10. 9); в «Дидахе» (посл. треть I в.?) к троекратной молитве в течение дня призываются все верующие. К III в. набор суточных служб был уже близок к совр. (см. Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church. L., 1981). В правосл. традиции основной книгой, где изложены последования служб суточного круга, является Часослов , состав к-рого в основном сформировался к IX в. В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения 3 др. Б. к.: седмичного и годовых подвижного и неподвижного. Седмичный круг богослужения - это цикл памятей, распределенных по дням недели. Началом и центром седмичного круга является воскресный день, посвященный Воскресению Христову. К проч. дням могут быть приурочены те или иные памяти святых или событий священной истории. В совр. правосл. богослужении на каждый день недели приходится по 2 литургические темы: в понедельник - покаянная и Небесных Сил, во вторник - покаянная и св. Иоанна Крестителя, в среду и пятницу - Креста Христова и Пресв. Богородицы, в четверг - св. апостолов и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в субботу - всех святых и заупокойная. Формирование седмичного Б. к. восходит к ветхозаветному почитанию субботы . В христ. богослужении особое отношение к субботе сохранилось, но первенствующее место в седмичном круге закрепилось за Днем Господним - воскресеньем. Остальные памяти седмичного круга были закреплены за соответствующими днями постепенно. В разные исторические периоды и в рамках литургических традиций даже в одном обряде набор памятей для седмичных дней мог сильно различаться (напр., см. ранние рукописи визант. Октоиха ), совр. система окончательно сложилась к XI в.

http://pravenc.ru/text/149587.html

2. Субботнее Богослужение в св. Четыредесятницу § 45. Особенности Богослужения суббот 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста и особые воспоминания в субботы 1-й, 5-й и 6-й недель Великого поста Богослужение в субботы св. Четыредесятницы сходно с субботним богослужением седмичного круга. Как богослужение седмичного круга бывает в субботы двух видов: егда поется на утрени Бог Господь, и егда поется аллилуйя и творится память об умерших; так и в четыредесятницу: а) в три субботы – 1-й, 5-й и 6-й недели поется на утрени Бог Господь и б) в три субботы недель – 2-й, 3-й и 4-й поется аллилуйя и творится память об умерших. Богослужение субботнее заупокойное сходно с заупокойным служением седмичного круга и особенно с богослужением субботы мясопустной недели. В субботы четыредесятницы 1-й, 5-й и 6-й недель на утрени каноны святым из минеи оставляются и заменяются канонами из триоди постной; а в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц В. поста вместе с каноном триоди постной поются каноны прилучившегося святого... Как на отличие суббот великопостных от суббот седмичного круга можно указать на то, что стихиры на вечерни сперва поются из октоиха, а потом из триоди. Кроме того субботы 1-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста, когда на утрени поется Бог Господь, посвящены особым воспоминаниям и имеют особые чинопоследования: а) В субботу 1-й седмицы церковь творит память св. Феодора Тирона (в стихирах, каноне и тропаре) и благословляет в честь его коливо. Основанием сему празднованию послужило следующее обстоятельство: В 362-м году греческий император Юлиан Богоотступник, зная, что христиане в 1-ю седмицу четыредесятницы постятся и только в субботу выходить на торжище для покупки пищи, – в насмешку над ними приказал окропить тайно всю пищу, продаваемую на торжищах, кровью идольских жертв, чтобы осквернить христиан. Св. Феодор Тирон, сожженный в 306-м году, явился во сне антиохийскому епископу Евдоксию и, известив его о злом намерении богоотступника, советовал христианам не покупать пищи на торжищах, а употреблять в домах на трапезе коливо, т.-е. вареные хлебные зерна с медом. В память сего установлено празднование св. Феодору Тирону, и в навечерие субботы, в пятницу на литургии, после заамвонной молитвы благословляется коливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Отпуст литургии преждеосвященных Даров, кроме дней страстной седмицы, такой же, какой и на литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о, т. е. «Христос истинный Бог наш молитвами пречистыя Своея Матере». Далее, на нем следуют воспоминания, – смотря по дню седмицы, затем воспоминается святой, его же есть день. Не должно при этом, забывать, что служба вечерни и следующей за ней литургии относится к последующему дню. На Литургии Преждеосвященных даров, совершаемой в 24-й день февраля и 9-го марта. Священник на отпусте поминает прежде празднуемого святого, потом наставшего (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник 2-й, 3-й или 4-й седмиц Великого поста, и послед. 9-го марта) 783 . Наконец, на отпусте священник воспоминает: «Иже во святых отца нашего Григория Двоеслова », т. е. трудившегося в составлении Литургии Преждеосвященных даров (Служебн., Литургия Преждеосвященных даров). В страстную седмицу произносится особый отпуст (там же), именно в начале его прибавляются слова: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д. (Служебн., отпусты Владычних праздников). Глава вторая. О днях и службах кругов седмичного и годового В Православной Церкви назначены известные службы для каждой части суток. Таковы службы: вечерни, повечерия, полунощннцы, утрени, часов и литургии. Эти службы составляют собою суточный, дневной круг служб. К службам дневного круга присоединяются молитвословия и песнопения, сообразные с воспоминаниями, усвоенными дням седмицы и дням года, иначе сказать, присоединяются службы, составляющие седмичный круг и годичный, или годовой круг богослужения. Службы кругов седмичного и годового не отправляются без служб круга дневного, но всегда соединяются с ними. В службы круга дневного, например – вечерню, повечерие и другие, в которых содержатся постоянно, одни и те же молитвословия неизменяемые, входят службы круга седмичного (своими молитвословиями, изменяемыми с каждым днем седмицы) и службы круга годового (молитвословиями, изменяемыми с каждым днем года).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

О символическом значении каждой из служб суточного круга и о том, что связано с иными кругами богослужения, мы поговорим в следующий раз. В прошлый раз мы начали разговор о богослужебном времени – о трех кругах времени богослужения и выяснили богоустановленность каждого из кругов времени: суточного, седмичного и годового. Сегодня настал черед поговорить об этих кругах несколько подробнее. Итак, девять служб суточного круга, которые были перечислены в конце предыдущей лекции. Блж. Симеон, архиепископ Солунский, греческий литургист начала 15 века, живший перед самым падением Константинополя, объясняет девятичисленность служб суточного круга тем, что эти службы как бы напоминают нам о девяти чинах ангельских – тех самых, о которых повествует св.сщмч. Дионисий Ареопагитск ий (Афинский). Искони эти службы совершались каждая в свое время, отдельно от всех прочих. Правда, состав суточного круга установился не сразу. Не буду останавливаться на истории его формирования, скажу лишь, что самым «молодым» из служб суточного круга является последование первого часа. Но так или иначе, само совершение суточного круга в истории отличалось от того, что мы имеем ныне. Понятно, что 9 или 7 раз в сутки сходиться для церковной молитвы весьма неудобно, особенно людям, живущим в мире и обремененным различными житейскими попечениями. И вот, снисходя к немощам человеческим, к тому образу жизни, который мы ведем, Церковь сгруппировала девять служб суточного круга в три богослужебных корпуса: вечерний, утренний и дневной. Вечернее богослужение состоит из трех служб: девятого часа, вечерни и повечерия. Утреннее богослужение – также из трех служб: полунощницы, утрени и первого часа. Дневное богослужение состоит из третьего и шестого часов, а также из чина изобразительных. Если в этот день совершается Божественная литургия, то она также совершается после шестого часа. Хотя, строго говоря, литургия не имеет жестко определенного места среди прочих служб суточного круга. По изъяснению блж. Симеона Солунского , такое разделение девяти служб суточного круга также имеет таинственное значение: как известно, девять чинов ангельских так же разделяются на три группы по три чина в каждой. По образу и подобию устроения чинов ангельских устраивает Святая Православная Церковь и свое суточное богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010