В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви. Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни Октоих состоит из 2х частей: 1я содержит 1–4 гласы, 2я содержит 5–8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе. В 1й части перед субботней службой 1го гласа и 2й части 5го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды. В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени. Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке: 1. Утреня Начинается с седальнов; по 1м стихословии, по 2м стихословии, по 3м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм. Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона. Дни Каноны Припевы к тропарям канона Понедельник 1й умилительный 2й бесплотным «Помилуй мя Боже, помилуй мя» “Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас”.

http://azbyka.ru/oktoix-ego-postroenie-p...

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении. Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении как на литургии, так и на вечерне и на утрени, когда только сия ектения произносится на этих последних службах. Это поминовение усопших на вечерне, утрене и литургии не опускается даже и тогда, когда отменяются и решительно возбраняются все другие гласные заупокойные моления, не отменяются даже и в первый день Пасхи. Поминовение усопших в конце повечерия и полунощницы на заключительной ектении также никогда (за исключением седмицы Пасхи) не отменяется ни в воскресные дни, ни в великие праздники, если только в эти дни не отменяются самые службы повечерия и полунощницы 91 . Таковы основные моменты поминовения усопших на ежедневном богослужении. И как соответственно воспоминаниям круга седмичного и годового изменяются и в содержании и в строе отдельные службы, также подвергается изменениям и порядок поминовения усопших. Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднества и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений октоиха является большей частью как бы некоторым мерилом и для заупокойных молений. Чем больше берется песнопений из будничной службы октоиха, тем усиленнее моления об умерших. И, наоборот, по мере сокращения заимствований в седмичные дни из октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия. ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Как же тогда читается Псалтирь? По воскресеньям, в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток, субботу. Вечерня, утреня. На воскресной вечерне всегда читается первая кафизма: «Блажен муж». Здесь я пишу воскресение, вечерня, но надо понимать, что это суббота вечером. На утрени в эти периоды года читается 2,3 и 17 кафизмы. Правда, здесь я поставлю некоторую звездочку, которая впоследствии будет пояснена. На вечерне понедельника, совершаемой в воскресный вечер, кафизм несколько. Почему? Потому что накануне было бдение, а в этом случае кафизма отменяется. В понедельник на утрени – кафизмы 4,5. В понедельник вечером – 6. Во вторник на утрени – 7,8. Во вторник вечером (т.е. на вечерне, относящейся к среде) – 9 кафизма. На утрени в среду – 10,11. В среду вечером (на четверговой вечерне) – 12 кафизма. В четверг на утрени – 13,14. В четверг вечером (на пятничной вечерне) – 15 кафизма. В пятницу утром логично было бы ожидать 16,17, однако нет: здесь наступает некоторая перестановка, смысл которой я поясню в дальнейшем. А согласно уставу, на пятничной утрени читаются кафизмы 19,20. В пятницу вечером, под субботу, всегда читается 18 кафизма. И, наконец, в субботу на утрени – 16,17. Для полноты картины укажем полунощницу. Тут все достаточно просто. На воскресной полунощнице кафизмы нет, на полунощнице в седмичные дни – всегда 17 кафизма, а на субботней полунощнице – 9 кафизма. Как видите, эта схема объемлет большую часть церковного года. Что можно сказать? Первое, что бросается в глаза, – это то, что ни одна кафизма не пропущена. В этом состоит особый смысл: вся Псалтирь полностью прочитывается в течение седмицы. Забегая вперед, скажу, что во время Великого Поста Псалтирь прочитывается дважды за седмицу, т.е. на вечерне и утрени прочитывается не 20, а 40 кафизм. Второе, на что падает наш взгляд: все идет как бы арифметическому порядку. Первая служба седмичного круга (воскресная вечерня, совершаемая в субботу вечером) – начало чтения кафизм. И все вплоть до четвергового вечера идет стройным порядком. Дальше происходит перестановка. В пятницу вечером читается 18 кафизма, а это не что иное, как «песнь степеней»: эту кафизму составляют 15 достаточно кратких псалмов – со 119 по 133 включительно, и каждый из них имеет надписание: «песнь степеней». Ветхозаветные иудеи, идя на молитву в Иерусалимский храм, поднимались по 15 ступеням. Если вы внимательно посмотрите на икону Введения во храм Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В структуре большинства (едва ли не всех) православных богослужений можно выделить две составляющие: переменная часть и часть неизменяемая. Неизменяемые молитвословия и песнопения читаются или поются за соответствующими богослужениями изо дня в день, независимо или почти независимо от даты, праздника либо, наоборот, того обстоятельства, что оно стоит в будничный день, и еще от каких-то привходящих изменчивых временных моментов. Приведу примеры неизменяемых частей богослужения. В последовании вечерни всегда бывает 103-й Псалом, разве что кроме Светлой Седмицы. Другой вопрос, что иногда он читается, иногда поется, но он всегда присутствует. На всех богослужениях изо дня в день присутствуют самые разнообразные ектении, хотя количество их и последовательность могут разниться. Если продолжать говорить о вечерне, то можно здесь же указать светильничные Псалмы (то есть Псалмы на «Господи, воззвах»), тайные молитвы священника, песнь «Свете тихий», «Сподоби, Господи», «Ныне отпущаеши». На утрени неизменяемыми частями являются Двупсалмие, Шестопсалмие, Великое славословие, которое тоже может петься или читаться, но всегда присутствует. На литургии такими неизменяемыми частями являются Херувимская песнь, Евхаристический канон и т.д. Однако есть другие, не менее важные составляющие любого православного чинопоследования – те молитвословия или песнопения, наличие которых либо, наоборот, отсутствие определяется текущим днем. Мы впоследствии будем более подробно говорить о тех факторах, которые определяют изменяемые части православного богослужения. Пока я ограничусь примерами. К переменным частям богослужений следует отнести те богослужебные тексты, которые формируют службу данного дня. Определяются они тем, в каком месте суточного, седмичного и годового круга мы находимся. Таковыми текстами являются стихиры, тропари, каноны, кондаки и т.д. Отчасти к переменным частям можно присовокупить кафизмы Псалтири, поскольку они тоже читаются определенным порядком, зависящим от дня, а также от периода года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но придумывать начало для начала весьма смешно. И кто делит начало надвое, тот из одного сделает два начала... Итак, чтобы мы уразумели вместе, что мир сотворен хотением Божиим не во времени ( χρονον ), сказано: в начале сотвори. В означение сего древние толкователи, яснее выражая мысль, сказали: вкратце сотвори Бог (’ E ν κεφαλα ψ πο ησεν φε ς ), то есть вдруг и мгновенно ( φρ ως κα ν λ γψ ) 42 . Здесь выражена мысль о мгновенности божественного творческого действия. Она перекликается с исихастским опытом, который говорит о миге божественного новотворения человека (обожения), новотворение переживается в «мгновение вечности», как утверждает исихаст Софроний Сахаров . В самом деле, богословие Василия Каппадокийского приближается к исихастской антропологии, и все же их не следует отождествлять 43 . Василий пишет о другом – о временном образе вечности, который он находит в библейской космогонии: «Бог... повелевает, чтобы седмица 44 , исчисляющая движение времени, всегда круговращалась сама на себя, а также и седмицу наполнял один день, семикратно сам на себя возвращающийся. А образ круга таков, что сам он с себя начинается, и сам в себе оканчивается. Конечно же, и век имеет то отличительное свойство, что сам на себя возвращается и нигде не оканчивается. Потому Моисей главу времени назвал не первым, но единым днем, чтобы день сей по самому наименованию имел сродство с веком Невечерний ( ν σπερον ), не имеющий преемства и нескончаемый ( τελετητον) день... у Псалмопевца наименован осьмым ( Пс 6:1 ), потому что он находится вне сего седмичного времени ( τ ξω κεσφαι το βδομαδικο τοτον χρ νου ) Моисей, чтобы вознести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ века ( το ανος τν εκ να ), сей начаток дней, сей современный свету ( τν μλικα το φωτς ) , святый Господень день ( τν γαν Κυριακν), прославленный воскресением Господа» 45 . В процитированном патристическом тексте ощутимо античное представление о вечном круговом движении, хотя древнегреческие доктрины о безначальном круговом движении космических тел Василий Великий отвергает 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Например, ватопедская триодь 304–938 озаглавлена так « Αρχ σν θεφ τς γιας τεσσαρακοστς και τν ατς τριψδων, χει και ποιητς τρεις· Ιωσφ, Θεδωρον και Στφανον», хотя в данной рукописи никаких песнопений Стефана и нет. В печатной триоди трипеснцев Стефана не сохранилось. Вот их список: 1. α. Σο τροπαιοχος· νοικται πλη τς Εδμ. 2. Πρσεχε ουραν· λαμψεν τς γκρατεας αγλη. 3. μνος εδς· Τ ξλον σατο Χριστς. 4. ρος σε· τ χριτι· Κρατρος. το μυστικο τς νηστεας. 5. φτισας· Καθαρθντες. γκρατεα και πνοις. Содержанием трипеснцев Стефана, как и обычно, служат воспоминания седмичного круга. Каждая песнь в них состоит из 4 тропарей и богородична, таким образом, их построение уже несколько уклоняется от типа канонов св. Феодора и всего ближе подходит к трипеснцам св. Климента. Основание относит трипеснцы Стефана к 860 году то, что в них есть намек, по-видимому, на бедствие этого года – нашествие арабов и Руси, отразившееся, как мы видели, и в одних иосифовых трипеснцах на сырную седмицу. Именно, в предпослднем трипеснце Стефана, на четверток, читаем: Согрешили мы, Человеколюбче, и отвергли Твои заповеди, сжалься над созданием рук Своих, ибо Ты и можешь это сделать: не прогневайся зело, Боже отец наших, на нас, но спаси нас живущих во грехах; – Явись и спаси, как щедрый, Свой беззащитный народ, ибо он бедствует и уже явно видит пред собою смерть, но знает Тебя, Бога, Который древле спас падших от власти тиранна (IX, 3–4). В одном тропаре из этого же трипеснца есть намек на какую то ересь: Погуби, Владыка, властителей, которые безумно еретичествуют ( δυνστας, τος φρνως αρετζοντας), не поклоняются благочестно Тебе, Единому Богу, в трех совершенных упостасях, в одном существе, и спаси всех нас, которые благочестиво возглаишют и говорят: Господа пойте и т. д. (VIII, троич.). Едва ли в данном тексте можно видеть намек на иконоборцев, скорее здесь говорится о могометанах и даже о язычниках. Таким образом, трипеснцы Стефана можно признать современными вторым трипснцам на сырную седмицу Иосифа. Древнеславянские триоди – Шафариковская, типографская 137, Орбельская, Погодинская 40 и синодальная 319 сохраняют в себе свыше 70 седальнов и подобнов для 40-цы, значительная часть которых представляеть собою такое близкое подражание аналогичным песнопениям св. Феодора, что славянские их тексты можно было бы вполне признать за различные переводы одного и того же греческого оригинала, если бы у тёх и у других не были указаны различные образцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Это легко доказывается и математически. Если бы не было високосов, период следования вруцелет был бы 7 лет. Но так как високосы повторяются через 4 года, то совпадение периодов наступит через 7 × 4=28 лет. Этот 28-летний цикл повторения вруцелет по временной последовательности называется КРУГОМ СОЛНЦА. Это следует понимать не так, что солнце делает некое обращение за 28 лет, а так, что через каждые 28 лет повторяется соответствие календарной даты года и её седмичного дня. Если, например, в 1 году от Сотворения мира 1 марта была пятница, то через 28 лет в 29 году от Сотворения мира 1 марта тоже пятница, и через любое число лет, кратное 28, 1 марта будет пятница. Могут спросить: «А ведь вруцелето седьмого года круга солнца тоже 1, и, очевидно, 1 марта этого года будет пятница, так что повторение наступает раньше». Но весь-то период повторится только через 28 лет, не ранее. Следует указать важное обстоятельство, происходящее от имеющегося у нас начала счёта. Начало 1 года от Сотворения мира (1 марта) будет пятница, так как вруцелето этого года а (1), – этот пример мы рассматривали выше. По преданию, счёт дней ведётся от дня изгнания Адама из Рая и начинается с пятницы, ведь Адам согрешил в шестой день седмицы (в пятницу). Поэтому и Христос пострадал за нас, «яко Агнец, вземляй грех мира», тоже «в шестый день же и час», искупив нас «от клятвы законныя Честною Своею Кровию», то есть избавив род человеческий от вины за грех Адама, согрешившего в пятницу (шестой день седмицы) в полуденный час (шестой по древнему счёту часов, начинавшихся с восхода солнца). На этом примере мы видим, как церковный календарь тесно связан с учением Церкви. Таблица I.2.1 25 Итак, период повторения вруцелет составляет 28 лет. Зная вруцелета первых 28 лет, мы можем определить вруцелето любого нужного нам года. Надо только найти, каким годом по порядку счёта внутри 28-летнего цикла будет данный год, и сопоставить ему соответствующее вруцелето согласно вышеприведённой таблице I.2.1. Счёт лет в таблице снизу вверх и слева направо – в таком же порядке, как будет у нас затем на перстах руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За службами чаще применяется чтение вместо пения, а в пении, как правило, используются простые напевы. В разных певч. традициях правосл. мира сложные мелизматические напевы составлялись преимущественно для праздников, а также для особых дней церковного года (в т. ч. для служб Великого поста), а песнопения простых дней оставались практически без украшений. Изменяемые песнопения Б. б.- это в основном подобны , самогласны же редки или совсем не используются. По сравнению с праздничным (кроме воскресного) в Б. б. широко используется Октоих , песнопения к-рого посвящены темам седмичного круга богослужения , в Октоихе также часто встречаются песнопения покаянной тематики и мученичны (к-рые можно понимать как прославление святых). Порядок будничной службы с «Бог Господь» Вечером совершаются вечерня (предваряемая 9-м часом, относящимся к предыдущему дню), вечерняя трапеза и малое повечерие . Вечерня начинается с возгласа «      » и чтения Пс 103. Затем следуют мирная ектения, кафизма (устав о кафизмах изложен в 17-й гл. Типикона), малая ектения (если кафизмы нет, она опускается). На «Господи, воззвах» поется 6 стихир (3 Октоиха и 3 Минеи (при службе без знака вне пред- и попразднств) или все 6 из Минеи); во время пения «Господи, воззвах» совершается каждение; входа не бывает. После стихир и «Свете тихий» (к-рый по Уставу должен читаться; на практике его поют, обычно самым простым напевом) следует прокимен дня. В отличие от праздничной вечерни перед прокимном нет преподания мира. После прокимна читается «Сподоби, Господи» , произносится просительная ектения и поются стихиры на стиховне (обычно из Октоиха). Далее «Ныне отпущаеши» , Трисвятое , тропарь святого и сугубая ектения (по сравнению с праздничной службой - без 2 начальных прошений). На повечерии должен петься рядовой богородичный канон гласа (из Октоиха), к к-рому может присоединяться к.-л. не спетое в свое время минейное последование. Утром (точнее, в последние часы ночи) должны совершаться вседневная полунощница , утреня и 1-й час.

http://pravenc.ru/text/153577.html

В посл. трети XV - нач. XVI в. складывались разновидности знаменного Октоиха-Стихираря: краткая, включавшая отдельные циклы воскресных стихир великой вечерни, и пространная - с более обширным комплектом стихир, списки к-рой различались количеством текстов и полнотой представленных в них литургических циклов. Октоих-Стихирарь содержал отмеченные литургическими рубриками нотированные циклы стихир седмичного круга (на вечерне - на «Господи, воззвах», восточны , богородичен, на стиховне, «алфавита», богородичен; на утрене - на хвалитех, восточны), включая будние (чаще богородичны), которые дополнялись обычно степенными антифонами (на своем месте в каждом гласе или в виде самостоятельного раздела) и выделенными из последования гласов, впервые нотированными еще в XII в. евангельскими стихирами (иногда с воскресными светильнами и богородичнами). Введение певч. Октоиха с чином малой вечерни воспринималось еще в первые десятилетия XVI в. как новое явление, о чем свидетельствуют рубрики рукописей («писание сътваряем якоже и в охтаиках новых положено» - РГБ. Троиц. 411. Л. 377). Ранние списки в отличие от ненотированного Октоиха могли включать лишь часть стихир (напр., только воскресные), причем не все циклы и неполный набор текстов (напр., 3 на «Господи, воззвах» с богородичном и 1 на стиховне в списке РГБ. Троиц. 408). Нотация стихир Октоиха свидетельствует о том, что в рукописях этого времени зафиксирована вполне сложившаяся мелодическая редакция, к-рая впоследствии изменялась незначительно. Позднее невменная запись песнопений подвергалась коррекции и уточнению, она могла отражать незначительную вариативность мелоса, стала более детализированной, однако формульная структура мелоса уже в этот период приняла тот вид, к-рый хорошо известен по рукописям XVII в. Распев Октоиха-Стихираря, основа стихирарного мелодического стиля, включает богатый фонд знаменных попевок силлабо-невматического типа, дополненный небольшим количеством мелизматики (фит и лиц). Певч. книги З. р., ранее писавшиеся на пергамене в виде самостоятельных кодексов, каждый из которых ориентировался на определенный богослужебный круг и/или тип песнопений, в посл.

http://pravenc.ru/text/199937.html

Разделы портала «Азбука веры» Проректор по воспитательной работе Казанской православной духовной семинарии иеромонах Кирилл (Забавнов) в небольшой статье раскрывает содержание степенных антифонов первого и пятого гласов. «У пустынников жизнь блаженна» Пока на страницах интернета и православных СМИ ведется горячая полемика о богослужебном языке, в наших храмах продолжает совершается богослужение на церковнославянском. Язык богатый, но в то же время сложный. Богатство заключается в содержании текстов, сложность – в усвоении этого текста, а точнее — в его непонимании. Язык есть первопричина непонимания церковных служб, но если мы попытаемся перевести тот или иной гимнографический отрывок, нам предстоит сделать его богословский, филологический и исторический разбор. Переводчику необходимо провести такую работу, чтобы донести смысл переведенного до читателя, особенно в случае молитвы, слова которой должны быть ясны и не могут носить характер языческих заклинаний. Самые посещаемые богослужения седмичного круга – это богослужения воскресные, они же – самые содержательные, и содержание их заставляет задавать многие вопросы. Нужно сказать, что Октоих является одним из ярких свидетельств богатства византийской гимнографии. Многие тексты Осмогласника могут «перевернуть» душу молящегося, обратить ее к Богу, делают молитву пламенней, или лучше сказать, «молитва становится молитвой». Но и здесь при современном оправлении служб мы обходим стороной эти места — многое сокращается либо вовсе опускается. Остановимся на одном моменте воскресной утрени и попробуем его истолковать. Речь идет о воскресных степеннах, которые часто сокращаются, опускаются, а если и прочитываются или пропеваются, то смысл этих священных текстов для многих так и остается непостижимой тайной. Исполнение антифонов в «неделю на утрени» (в воскресенье) в отличие от других дней свидетельствует об общей мысли, пронизывающей все воскресное богослужение. К примеру, антифоны Четыредесятницы заимствованы из 18-ой кафизмы, которая в этот период всегда читается на вечернях и имеет в себе только прообраз новой благодати, тогда как с Воскресением Христовым эта благодать уже воссияла. Таково объяснение своего места степенных антифонов в седмичном круге богослужения.

http://azbyka.ru/soderzhanie-stepennyh-a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010