На 9-й песни «Честнейшую Херувим», как правило, не поется, но поется припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу». Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую Херувим». На «Хвалитех» – стихиры праздника. В дни Великого поста вседневное славословие читается, а не поется (кроме суббот и воскресений). В Пасхальную седмицу на Благовещение Великого славословия не положено. Особенности часов Если Благовещение случится в одну из суббот или Недель Четыредесятницы, в Великий Четверг или Великую Субботу, то после утрени совершаются вседневные часы. Если Благовещение случится в Великий Пяток или Пасхальную седмицу, то совершаются соответственно Великие, либо пасхальные часы. В другие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы совершаются великопостные часы. В конце каждого часа и изобразительных положено три великих поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина . Особенности Литургии Литургия Преждеосвященных даров в день праздника Благовещения не совершается. Литургия святого Василия Великого совершается в Недели Четыредесятницы (кроме Недели ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия святого Иоанна Златоуста бывает во все остальные дни. В самый день Благовещения во все седмичные дни Великого поста, а также в четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы Литургии предшествует вечерня. А если праздник Благовещения приходится на субботу или воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста или на Пасхальную седмицу, то вечерня совершается после Литургии вечером. Во время пения «Блаженны» они перемежаются пением четырех тропарей из 3-й песни первого канона и четырех тропарей из 6-й песни второго канона. В Богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся…», а после входного стиха – тропарь, «Слава, и ныне» и кондак праздника. Затем прокимен, глас 4: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего». Стих: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля». Апостольское чтение – к Евреям, 306-е зачало ( Евр. 2; 11–18 ). После Апостола – Евангелие от Луки, 3-е зачало ( Лк. 1; 24–38 ). Причастен – «Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Литии о усопших после этой вечерни не полагается. Издание Киево-печ. лавры (Последов. полунощ., вечерн. и утрени, л, 3 на об.) повечерие указывает непосредственно после вечерни; литии о усопших не назначает. Дополнительные примечания о вечерне накануне понедельников св. Четыредесятницы. 1) На некоторые понедельники Великого поста в некоторые годы падают праздники святых, имущих полиелей; так в понедельники 2, 3 и 4 седмиц В. поста иногда празднуется 1-е и 2-е Обретение честныя главы Предтечевы (см. 11 маркову главу 24 февр., л. 190 на обор.) 631 , в понедельники 2, 3, 4, 5 и 6 седмиц Вел. поста – память 40 мучеников (см. мрк. главу 9 марта). В этом случае накануне сих праздников отправляется не великая вечерня, как это было бы в том случае, если бы сии праздники случились в период времени пения Октоиха, а та же вседневная, порядок которой мы только что изложили; тем не менее состав её несколько изменяется, а именно: хотя полная кафизма не стихословится, но поется Блажен муж – 1-й антифон; стихиры на Господи, воззвах на 10, но другие, а на И ныне – богородичен первый, или воскресный; после великого прокимна три паремии; в стихирах на стиховне Слава – святаго, на И ныне богородичен воскресный по гласу Славы; по Отче наш... тропарь святаго, Слава, и ныне, богородичен воскресный, но не Богородице Дево т. дал.; после тропаря – ектения: Помилуй нас, Боже..., но не Господи, помилуй 40; потом 3 великие поклона, которые Типикон не указывает сопровождать молитвою: Господи и Владыко (впрочем, богослужебная практика вводит ее); после этого отпуст. Типикон не упоминает о сопровождающих отпуст и собственно ему предшествующих молитвословиях, а именно: „Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови“); тем не менее их надобно произносить, потому что без них отпуст никогда не говорится 632 . Но что касается молитвословия: Утверди, Боже, то оно может и не быть, – по крайней мере в постные дни Великого поста никогда не указывается. Отпуст должен быть великий. За ним – многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том – период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, составленные в V–XIV веках. Наиболее известными авторами стихир и канонов Триоди являются святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маюмский, святой Иоанн Дамаскин , преподобные Иосиф и Феодор Студиты . Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная. Великий пост длится 48 дней и охватывает 7 седмиц и 6 недель, причем при нумерации седмицы предваряют соответствующие недели, то есть сначала идет 1-я седмица, затем 1-я неделя, 2-я седмица, 2-я неделя и так далее. Укажем все недели Великого поста: 1-я Неделя – Торжество Православия; 2-я Неделя – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя – Крестопоклонная; 4-я Неделя – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя – преподобной Марии Египетской; 6-я Неделя – Вход Господень в Иерусалим. Весь период Великого поста можно разделить на три отрезка времени: 1. Святая Четыредесятница начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. Этот период длится 40 дней, и его окончание в Триоди отмечено тем, что в пятницу 6-й седмицы на «Господи, воззвах…» поется стихира «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Служба отданию Благовещения изложена в главе Типикона, имеющей заглавие: „Собор архистратига Гавриила“, с надписью на стороне: „26“ (т. е. 26 марта). Первая её половина содержит в себе устав дневного богослужения праздника Благовещения, а вторая, со слов: „на утрени в 26 день поем аллилуиа и троичны гласа“, (Тип., л. 204 на об.) – богослужебный устав отданию сего праздника совместно со службами, во-первых, арх. Гавриилу, во-вторых, дневною по Триоди Постной. Этот устав составлен для постных дней св. Четыредесятницы; но так как отдание может случиться и не в постный день и так как, далее, и в сей последний оно может совпадать с другим торжеством (напр., кресту); то в Типиконе вслед за благовещенскими главами помещены еще главы на те случаи, когда отдание будет: 1) В субботу 3 или 4 седмиц Великого поста (Тип., л. 217 на об.). Из указаний Типикона видно, что в данном случае совместно правятся службы отданию и арх. Гавриилу; но дневная Триоди отменяется 789 , четверопеснец же Триоди „поется напреди на повечерии“. 2) В неделю 3 Великого поста (л. 217 на об.). Из указаний Типикона видно, что в данном случае совмещаются службы воскресная, Триоди (кресту) и отдания, по „архангела Гавриила поем службу в понедельник“ (л. 218) 790 . 3) В ту же неделю в храме архистратига Гавриила (л. 215 на об.). Из указаний Типикона видно, что в данном случае совмещаются службы воскресная, Триоди, отдания и архангела. 4) В недели 4 и 5 Великого поста (л. 219). Из указаний Типикона видно, что в данном случае совмещаются службы воскресная, отдания и архангела. 5) В понедельник 4, 5 и 6 седмиц Великого поста (л. 219). Из указаний Типикона видно, что в данном случае 1) совмещаются службы Триоди, отдания и архангела; 2) на вечерни накануне понедельника, поемой отдельно от литургии, стихиры на Господи, воззвах назначены не на 11, а на 10, именно: Триоди подобны 3, праздника 4 и архангела 3; стихирами на стиховне служат самогласен дне 2-жды и мученичен; 3) на малом повечерии полагается рядовый канон Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На ряду с триодными самогласнами Андрея Пира можно поставить еще покаянные самогласны – седальны и стихиры Октоиха, с которыми они иногда имеют довольно близкое сходство 267 . Кроме данных самогласнов, стихирари приписывают Андрею Пиру еще стихиру недели Ваий: Приидите и мы днесь весь новый Израиль. Кто же был автор этих песнопений? В упоминавшемся выше житии свв. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского – Иоанна Меркуропула сообщается, что самогласны 40-цы написаны св. Космой и были его первыми произведениями: «из существующих песнопений св. Космы, говорится там, первыми являются песнопения, которые поются на вечернях и утренях очистительного времени поста, – эти песнопения, отличающияся сладостнейшими мыслями и звучной формой, суть единственные вещи, составленные им для целого постного периода” 268 Но это известие Меркуропула опровергается надписаниями стихирарей, которые усвояют разсматриваемые самогласны Андрею Пиру. Родиной или местожительством этого песнописца, несомненно, была Палестина и, быть может, даже – Иерусалим. В западных и славянских триодях его самогласны нередко называются γιοποΛτου и восточными. 269 Содержание их явно принаровлено к недельным евангельским зачалам по древнему иерусалимскому уставу: так, самогласны первой и второй седмиц говорят о посте и милостыне, третьей седмицы – о блудном сыне, четвертой – о мытаре и фарисее и т. д. Из приготовительных седмиц автор знает одну только сырную. Время жизни Андрея Пира едва ли можно выносить за пределы VIII века. Это видно из того, что св. Стефаном Савваитом 270 также было составлено несколько самогласнов для поста, аналогичных самогласнам Пира: одни из них – 4 самогласна о впадшем в разбойники на 5-ую седмицу – сохранились среди песнопений этой седмицы, но стоят, большею частию, после самогласнов Пира, и в разных рукописях занимают разные места, другая же часть – самогласны о мытаре и фарисее и о блудном отнесены на приготовительные недели. В иверском стихираре 954 одна стихира на память св. ап. Фомы (6 окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

В результате к VII веку сложилась такая ситуация: на западе пост длился 6 недель, на востоке – 7 недель. Что интересно, собственно постных дней (т.е. дней, когда пищу не вкушали до вечера, а именно такие дни и считались постными в строгом смысле слова) в обоих вариантах было ровно 36. На западе суббота считалась постным днем, потому 6 седмиц × 6 постных дней в каждой=36 постных дней. Восточная Церковь всегда придерживалась взгляда, что поститься в субботу нельзя; единственным исключением была Великая Суббота. Так что вариант семинедельного поста в большей степени соответствует этому воззрению: 7 седмиц × 5 постных дней в каждой + 1 день Великой Субботы=36 постных дней. При этом, несмотря на то, что суббота и воскресенье считались днями непостными, скоромную пищу в них вкушать не разрешалось и для того, чтобы не дробить единый великопостный период на несколько седмичных постов, и для того, чтобы организм человека не испытывал периодических стрессов из-за резкой смены качества и количества пищи. Потому для субботы и воскресенья была изобретена такая форма пощения, «которая, не будучи постом в собственном смысле, не прерывала бы слишком резко поста Четыредестницы» с. 59] . Далее проявляется тенденция к увеличению количества собственно постных дней и доведению их до 40. Для этого в Риме добавляют к посту 4 дня 1-й седмицы, в результате пост стал начинаться со среды 1-й седмицы (эта практика до сих пор сохраняется в Католической Церкви). На востоке уже в VI веке для этой цели в некоторых областях, прежде всего в Сирии и Палестине, стали добавлять 8-ю постную седмицу; в результате получался 8 × 5 + 1=41 постный день. Эта практика постепенно набирала своих сторонников и даже известно, что преподобный Иоанн Дамаскин симпатизировал восьминедельной Четыредесятнице, считая ее проявлением большего усердия, хотя при этом одобрял и семинедельную. Однако распространенность восьминедельной Четыредесятницы в тех областях, где проживали преимущественно монофизиты, вскоре порождает противоположную реакцию Церкви на это явление. Уже в начале VIII века преподобный Анастасий Синаит критикует эту практику, расценивая ее как необоснованное увеличение поста и ссылаясь на заповедь, запрещающую что-либо прибавлять к Закону или убавлять от него (Втор. 4 :2, 12 :32). Особенно показательно в этом отношении приложение к письму преподобного Иоанна Дамаскина монаху Комите (написанное не самим преподобным Иоанном, а добавленное кем-то другим), где собраны мнения разных отцов о продолжительности поста, причем за семинедельный пост приводятся высказывания множества православных лиц, тогда как в пользу восьминедельной Четыредесятницы – только мнения двух ересиархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Узнается же это таким образом: сначала в так называемом Индиктионе Типикона отыскивается ключевая буква данного года, каковою, напр., в 1900 г. служить с; потом та же самая буква находится в Зрячей Пасхалии; здесь, между прочим, сказано: «Петров мясопуст тогда-то», напр., в 1900 году июня 4. Это есть день, в который в данном году приходится первая неделя (воскресение), следующая за Пятидесятницею и именуемая неделею Всех святых. В понедельник, следующий за сею последнею неделею, в 1900 г. 5 июня, бывает начало Петрова поста, а с тем вместе и начало употребления Октоиха. Продолжается же оно до 5 недели (воскресения) или, точнее, до вечерни накануне понедельника 6 седмицы Великого поста (включительно) – 1 . Впрочем, за все это время бывают и перерывы в его употреблении, которые находятся в зависимости от других употребляющихся при отправлены богослужения книг, одни – Минеи Месячной, другие – Триоди Постной. Песнопения Месячной Минеи заменяют собою таковые из Октоиха, вследствие чего он отменяется, по воскресным дням в том случае, если в сии дни приходятся господские двунадесятые праздники, по седмичным и субботним в том, если в сии дни случаются не только господские, но и богородичные праздники, как двунадесятые, так и другие, напр., 1 и 22 октября, предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и праздники святых, имущих бдение и полиелей. Песнопения Триоди Постной заменяют собою таковые из Октоиха в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1, 2, 3, 4, и 5 седмиц Великого поста, за исключением, впрочем, вечерни накануне понедельников всех означенных седмиц, а также в субботы Сыропустную, 1 и 5 того же поста, за исключением, впрочем, вечерни накануне субботы 1-й седмицы 2 . Порядок употребления Октоиха именно такой: так как в неделю Всех святых поются воскресные песнопения 8 гласа Октоиха (самый Октоих в это воскресение не употребляется и богослужение отправляется по Цветной Триоди, в которой перепечатаны из него потребные песнопения); то в понедельник, следующий за этою неделею, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

стр. 466 Здесь говорится, что на вечерне в Великом посту, кроме 2-х дневных паремий, читаются еще праздничные, если храмовый праздник случится в перечисленные тут же (в «Пособии») дни Великого поста. – Пропущена суббота. Далее говорится, что тоже бывает, если канун праздн. Благовещения случится в среду и пятницу 3, 4, 5 и 6-й седмиц вел. Четыредесятницы, и вторник, и среду страстной седмицы. – Спрашивается, если канун Благовещения случится в понедельник, вторник и четверг всех указанных седмиц вел. поста, кроме понедельника и вторника 3-й седм., когда не может случиться или если канун, – в великий понедельник, словом в дни когда на вечерне положены 2 дневные паремии, почему же в эти перечисленные дни праздничные паремии не читаются? В прежних изданиях, напр. 4-м, было гораздо правильнее; там только следовало исключить понедельник и вторник 3-й недели вел. поста. стр. 491 Здесь замечено, что стихиры на хвалитех поются тогда, когда великое славословие поется, а не читается. – Мы много имеем примеров, что и при чтении великого славословия стихиры на хвалитех положены, напр. 6 сент., 1 ноября, 20 дек., страстная седмица и мн. др. стр. 492. На этой странице помещено целое замечание относительно праздника 23 сентября и сказано, что «в этот день службу положено отправлять, как празднику… с полиелеем». – Вовсе это не положено: см. Минею за мес. сентябрь и Типикон. стр. 544 На этой странице сказано, что «суббота и неделя пред Просвещением всегда бывает после отдания праздника Рождества Христова» и сделана ссылка на 26 декабря. – Под 26 декабря, в указе «о апостолах и о Евангелиях» суббот и недель по Рождестве, и пред Богоявлением, под 1-м и 2-м зри мы видим, что субботе пред Богоявлением, если Рождество Христово будет в воскресенье или понедельник, апостол и Евангелие читаются в декабре месяце, т. е. не после отдания праздника Рождества Христова. стр. 546 На этой странице речь идет о вечерне, совершаемой отдельно от литургии накануне Богоявления, если канун этот будет в субботу или воскресенье. При указании о чтении Апостола и Евангелия, разъяснение о чем продолжается и в 1-й сноске на этой же странице, – выводится какое то мудреное правило о чтении Апостола в это время. Что собственно автор хотел выяснить, когда все и так ясно, – неизвестно, можно однако судить по ссылке на Типикон в этом седьмом издании, как и в разъяснении этого правила в 6-м издании «Пособия» в сноске на стр. 526, что он не знает, что в навечерие в субботу и неделю положено два чтения Апостола и Евангелия, одно на Литургии, когда присоединяется к нему и рядовое, а другое, – на вечерне зач. 143 от полу, т. е. то же самое, которое положено и на освящении воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров – в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого – в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.    В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы – диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.    Повечерие бывает малое и великое.    Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.     Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.    Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни. Глава 4. БОГОСЛУЖЕНИЕ УТРЕННЕЕ    В состав утреннего богослужения входят полунощница, утреня и 1-й час.    Полунощницей называется церковная служба, совершаемая в полночь или в любой час ночи до утра. Обычай освящать богослужением полночь и ночное время вообще основывается на примере Господа Иисуса Христа (Мф. 26:30; Лк. 6:12), Которому подражали и апостолы (Деян. 16:25), и их современники-христиане (1 Кор. 14:26; Кол. 3:16). Особенно широко он распространился в первые века, во время гонений на христиан, так как ночное время было наименее опасным для совершения богослужений. Кроме того, Святая Церковь всегда считала, что для обращения с молитвой к Богу и для размышлений о грехах и исправлении их ночь наиболее благословенна. Об этом говорится во Втором послании святого Василия Великого к святому Григорию Богослову († 389).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Круг подвижных памятей в Лекционарии, как и в др. древних памятниках, не образует отдельного раздела, а выписан в одном ряду с неподвижными (т. е. имеющими фиксированную дату) праздниками - между мартом и апрелем. Он начинается с мясопустной недели и охватывает собой сырную седмицу (в субботу к-рой бывает поминовение усопших, в послеиконоборческом визант. Лекционарии перенесенное на субботу перед мясопустной неделей), 6 недель Великого поста и Страстную седмицу , Пасху и 50-дневный период после нее, праздничную седмицу после Пятидесятницы . 5 великопостных воскресений до Недели ваий не имеют конкретных названий, но на Божественной литургии в эти дни читаются зачала из Евангелия от Луки (о потерянной овце (15. 1-10), о блудном сыне (15. 11-32), о мытаре и фарисее (18. 1-14), о милосердном самарянине (10. 25-37), о богатом и Лазаре (16. 19-31)), создающие оформленную систему. После V в. эти чтения определили содержание песнопений соответствующих седмиц согласно древнейшей редакции иерусалимского гимнографического сборника (Тропология), к-рые в послеиконоборческое время частично перешли и в позднейшие редакции Постной Триоди, включая совр. Особые памяти имеют все субботы (как правило, это памяти иерусалимских святых) и нек-рые пятницы великопостного периода. Послепасхальный 7-недельный период Пятидесятницы имеет полную систему памятей. В среду праздничной седмицы после Пятидесятницы установлен груз. праздник Явления Честного Мцхетского Креста. В нек-рых рукописях груз. перевода Лекционария частично сохранился древний порядок деления года церковного на семинедельные периоды, восходящий к межзаветной традиции (см.: Ray. 2000): 1) период Пятидесятницы - 7 седмиц; 2) период от Сошествия Св. Духа до памяти сщмч. Афиногена в 7-ю Неделю по Пятидесятнице - 7 седмиц; 3) период от памяти сщмч. Афиногена до праздника Обновления иерусалимского храма Воскресения (13 сент.) - ок. 7 седмиц; 4) период от Обновления храма до воскресенья перед Рождеством Христовым - примерно 14 седмиц; 5) цикл праздников Рождества Христова и Богоявления - 2 седмицы, после к-рых в Лекционарии выписаны чтения еще 5 недель; 6) Великий пост и Страстная седмица - 7 седмиц. В период от Пасхи до Пятидесятницы последовательно читалось Евангелие от Иоанна, от Пятидесятницы до Обновления храма - Евангелие от Матфея, от Обновления храма до Недели перед Рождеством Христовым - Евангелие от Марка, от Богоявления до Пасхи - Евангелие от Луки.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010