В служебном Евангелии в конце (см. «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета») указано, которые утренние воскресные Евангелия следует читать как в Недели от Пасхи до Недели Всех Святых, так и потом в следующие засим 32 Недели. Но для тех Недель, которые будут после 32-й Недели до Недели мытаря и фарисея, равно для Недель: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной, сырной, 1-й, 2-й, З-й, 4-й и 5-й Великого поста в Евангелии не указаны самые рядовые зачала, которые в них следует читать. Потому что от Недели 32-й до Недели мытаря и фарисея бывает разное число Недель в те и другие года. Отсюда приходится в эти Недели читать не одни и те же рядовые Евангелия в разные года. И чтобы отыскать, расчислить их для известного года, для этого следует узнать, в какие числа в этом году начинаются столпы утренних Евангелий. Узнать же это легко из Зрячей Пасхалии, находящейся в Типиконе и в Следованной Псалтири. В этих книгах – в Индиктионе следует найти ключевую букву искомого года, или, иначе сказать, отыскать в Индиктионе, желаемый год по при нем стоящей ключевой букве. Узнав ключевую букву года, должно потом отыскать ее в Зрячей Пасхалии. Там при ключевой букве и показано, в какое число месяца в том году начинается каждый столп гласов Октоиха и какие тогда следуют рядовые утренние Евангелия. При этом должно помнить, что столпы гласов Октоиха и утренних воскресных Евангелий ведут свой счет с Недели Всех Святых (1-е утреннее Евангелие читается в Неделю Всех Святых, а 1-й глас – в Неделю первую после Недели Всех Святых), а поэтому до Недели Всех Святых должно искать столпы гласов и Евангелий под той буквой, которая относится к предыдущему году. При этом должно знать, что правило об отступке касается только Евангелий, читаемых на литургии, но не относится нисколько к рядовым Евангелиям утренним воскресным, которых ряд всегда бывает непрерывен до 5-й недели Великого поста, как можно видеть из столпа 6-го утренних Евангелий, в котором Евангелия начинаются (с 9-го) и следуют в непрерывном порядке за Евангелиями 5-го столпа, имеющего последним Евангелием 8-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1 . Если предстоящая Пасха будет 22:23, 24 марта, то Триодь настолько опустится к первой половине января, что Неделя мытаря и фарисея совпадет с Неделей по Богоявлении. (Промежуток=0.) 2 . Если Пасха придется на числа 25–31 марта, то Неделя мытаря и фарисея будет следовать непосредственно за Неделей по Просвещении. (Промежуток=1 седмица.) 3 . Если Пасха поднимется еще выше, до чисел 1–7 апреля, то Неделя мытаря будет уже третьей после Недели по Просвещении. (Промежуток=2 седмицы,одно воскресенье.) 4 . Если Пасха будет еще позднее, 8–14 апреля, то мытарева Неделя будет четвертой Неделей по Просвещении. (Промежуток=3 седмицы, двавоскресенья.) 5 . Если Пасха возвысится до чисел 15–21 апреля, то Триодь начнется в пятую от Недели по Богоявлении Неделю. (Промежуток=4 седмицы, три воскресенья.) 6 . Наконец, самая поздняя Пасха, 22–25 апреля, отодвинет Триодь на шестую Неделю от Недели по Богоявлении. (Промежуток=5 седмиц, четыревоскресенья.) Первый случай был в прошлом году, 1915, когда Триодь была начата 11 января. В уставном отношении этот случай не представляет затруднений. Вместе с евангельским зачалом Недели по Просвещении читается и Евангелие о мытаре и фарисее (Луки зач. 89). Нечитанные же в этом году (снятые с очереди, по причине совпадения с праздниками. – Ред.) зачала Лукины совсем оставляются непрочитанными («Аще же когда преизбудет Недель сих, – говорит Устав, – оставив, блюди ряд о мытари и фарисеи»). Второй случай также не представляет затруднений. Нечитанные Недели и здесь пропускаются. Третий случай представляет уже разрыв между Неделей по Просвещении и Триодью. Тогда, по указанию Типикона, следует считать вспять и возвратиться на мимошедшие Недели (то есть непрочитанные недельные зачала). Предположим, что таких запасных зачал у нас три: 13-й (30-й) Недели – о вопрошении богатого юноши, 14-й (31-й) – о слепце Иерихонском и 15-й (32-й) – о Закхее. Спрашивается, которое из них брать для той, промежуточной Недели? Разумеется, последнее, ибо Устав указывает идти в счете вспять:первой чередной Неделей пред мытаревой Неделей будет Закхеева, которая всегда предшествует Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Ирины и для среды и пятницы. Но древнейшие уставы – Ипотипосис и п. Алексея разрешают в пон., втор и четверг поста вареную пищу без масла и вина. Нынешний устав правее, что не делает такого различия: среда и пятница в Великом посту наиболее радостные из 5 седмичных дней благодаря тому, что имеют литургию, и даже на первой седмице поста в оба эти дня облегчается пост. Так искусно из церковного устава устранялись постепенно все неудачные его правила. Несколько дней в течение 2–6 седмиц поста заслуживали некоторой льготы в посте по особой их знаменательности. Таковы 1) среда Крестопоклонной недели, являющаяся самой серединой, «преполовением» всего поста; 2) четверг 5-ой недели, на утрени которого поется великий канон, и за одно предшествующая ему среда, в вечер которой начинается эта утреня; 3) пятница той же недели, предшествующая ночи акафистного пения; 4) суббота Лазарева. Среда Крестопоклонная начинает отмечаться в правилах поста позже, чем четверг великого канона. Ипотипосис не упоминает о ней. Впервые говорит о ней, по-видимому, устав императрицы Ирины, причем дает для нее самое большое разрешение, такое, как для суббот и воскресений поста (три вареных кушанья с маслом и большая чаша вина). Такое же большое разрешение для этой среды дает и Евергетидский Типикон, вообще, один из самых строгих в посте. Напротив, Ипотипосис в одной из своих редакций, Διατπωσιζ св. Афанасия, Пандократорский устав всю четвертую неделю уравнивают по строгости поста с первой. Историей настоящего вопроса объясняется положение его в нынешнем уставе. Прежде всего, 32 гл. Типикона, подобно древнейшим уставам, совершенно о ней не упоминает (о четверге великого канона говорит). 49 же глава и Триодь дают мимолетное указание о ней не в уставе этого дня, а в уставе четверга 5-й недели и то только в форме цитаты из Святогорского устава (см. ниже). Четверг великого канона отмечается относительно трапезы уже Ипотипосисом. Но здесь дается для этого дня самая малая льгота: такая, как для праздника Обретения главы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Полный текст священнических молитв Л. П. Д. а. И. сохранился в груз. переводе этой литургии, выполненном в VII или даже в VI в. ( Verhelst. 1995. P. 386) и к наст. времени известном по 6 рукописям: Graz. iber. 4, X в.; Sinait. iber. 12, X-XI вв., 54, X в., и 89, XI в., а также из новых находок Sinait. iber. N 26, IX-X вв., и Sinait. ΝΕ. 53, X в. (обсуждение состава и датировок первых 4 кодексов: Jacob. 1964. P. 66-71). Текст по Graz. iber. 4 был издан М. Тархнишвили ( Tarchni vili. 1950), Л. П. Д. а. И. в этой рукописи озаглавлена как «Чин обновления» (Ibid. P. 93; см. обсуждение этого термина в статье: Tarchni vili. 1952), но в Sinait. iber. 12 литургия имеет более полное название: «Чин обновления Святых [Даров] святого апостола Иакова» ( Jacob. 1964. P. 70). При этом Л. П. Д. а. И. не упоминается в древнейших иерусалимских источниках: «Паломничестве» Эгерии (кон. IV в.; Дмитриевский пытался объяснить молчание паломницы ее неосведомленностью - Дмитриевский. 1894. С. 298-301, прим. 1) и арм. версии иерусалимского Лекционария (отражает практику V в.). В грузинской версии Лекционария (отражает практику V-VIII вв.) указаний о совершении Л. П. Д. а. И. также не имеется, но в некоторых рукописях встречается краткое упоминание о вечерней литургии в будние дни 5-й и 6-й седмиц Великого поста ( Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. § 478, not. 3), а поскольку полная литургия в такие дни не могла совершаться, следует предположить, что речь идет о Л. П. Д. а. И. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 62, 66, 202-204). В таком случае ее появление следует датировать VI или даже V в. (с учетом того, что текст богослужебных книг отличается определенной инерционностью), что соответствует времени распространения на Востоке самой практики совершать Преждеосвященную литургию - т. е. не только причащаться освященным заранее Телом Христовым, но и делать это в контексте церковного последования, совершаемого в храме епископом или священником и подразумевающего также освящение чаши,- как таковой. Помимо перечисленных свидетельств текста Л.

http://pravenc.ru/text/2110605.html

Первые две главы этого раздела описывают пункт за пунктом различные жертвы, которые Израиль должен приносить Господу. Всего ярко освещено восемь различных случаев. Я перечислю их в левом столбике таблицы 13 с параллелями из другого культового календаря в Пятикнижии ( Исх. 23:10–19; 34:18–24 ; Лев. 23:1–44 ; Втор.16:1–17 ). См. таблицу 13. Жертвоприношения Израиля Господу были в форме животных, чистой муки, елея и вина. Книга Чисел (28–29) знакомит нас с точным количеством, или долей того, что должно приноситься в конкретном случае. Жертвы животных перечислены в таблице 14. Количество животных, приносимых в качестве жертвы всесожжения, численно превосходит животных, которые приносились в жертву за грех, примерно в отношении 40:1. В нашем исследовании Книги Левит мы видели, что жертва всесожжения, в отличие от жертвы за грех, в первую очередь не является искупительной по своему назначению. Скорее, она является выражением хвалы и благодарности. Это, таким образом, отмечает выдающуюся особенность еврейского поклонения. Интересно отметить также, что только для праздника кущей было характерно определенное, причем уменьшающееся, количество животных, точно оговоренное на каждый день. Один этот праздник покрывает примерно 60 процентов всей суммы тельцов, 40 процентов всей суммы овнов и 36 процентов всей суммы козлов. И вновь, как мы уже заметили в непосредственно предшествовавших главах, Книга Чисел определяет для Израиля линию поведения, которой он должен последовать после того, как поселится в Палестине. Земля будет поделена (гл. 26), Иисус Навин будет вождем (гл. 27), и жизнь Израиля будет проникнута поклонением (гл. 28–29). Таблица 13. Культовые календари Числа (28–29) Исход (23:10–19) Исход (34:18–26) 1. (28:3–8) 2. (28:9:10) 3. (28:11–15) 4. (28:16–25) 5. (28:26–31) 6. (29:1–6) 7. (29:7–11) 8. (29:12–38) Ежедневное приношение Субботнее всесожжение Всесожжение в новомесячия Жертвоприношение на Пасху и праздник опресноков Жертва на Пятидесятницу (праздник седмиц/первых плодов) Жертвоприношение на новый год Жертвоприношение в день Искупления Жертвоприношение на праздник кущей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

2. С пятнадцатого дня того же месяца начинался семидневный праздник опресноков, в первый и последний день которого должны быть священные собрания («наречен свят») и покой «от всякого дела работня» (т. е. трудной работы. Ст. 6–8). Между прочим в 16-й день месяца, когда Евреи войдут в землю обетования, они должны были совершать особое священное торжество принесения снопа в начаток и освящение жатвы, сопровождаемое жертвою всесожжения однолетнего агнца с хлебным приношением из новой муки. До этого освящения жатвы никто не должен был есть хлеба из новых зерен (ст. 9–14). 3. От дня приношения снопа возложения» по прошествии семи седмиц торжествовался праздник пятидесятницы, который между прочим, как «праздник жатвы» ( Исх.23:16 ), должен быть освящен особым хлебным приношением (ст. 15–16), кроме обычных праздничных жертв (см. Числ.28:26–31 ). Особые жертвы этого дня должны состоять: из двух пшеничных квасных хлебов и с ними семи однолетних агнцев, одного тельца и двух овнов во всесожжение, одного козла в жертву о грехе и двух агнцев однолетних в жертву спасения (ст.17–20). В этот день должны быть священное собрание («нарочит свят») и покой «от всякого дела работня» (ст.21). Кроме того, в видах попечения о бедных, заповедано было «не дожинать до края нивы» и не подбирать падающих колосьев (ст. 22). Этим праздником заканчивался первый круг годовых праздников, а седьмой месяц заключал в себе второй круг годовых праздников. 4. Чрез шесть месяцев от начала священного года первый день, в номесячие месяца седьмого (Тисри, который был первым месяцем гражданского года), должен был знаменоваться особым священным торжеством, которое называлось «праздником труб». Торжество должно состоять в покое «от всякого дела работня» и в священном собрании с принесением жертв (ст.23–25) особо праздничных ( Числ.29:1–6 ) и новомесячных Числ.28:11–15 ). 5. 10-ый день этого месяца должен быть «днем очищения», в который должно быть священное собрание («наречен свят») с особенными жертвенными обрядами и постом (см. Лев. гл. XVI), выражающими покаяние и очищение народа от грехов. В этот день, как в «субботу суббот», воспрещаются нетолько трудные работы, но и «всякое дело» под опасением гибели души, смерти (ст. 20–32). Это священное торжество было предпразднеством к семидневному празднику кушей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

— Само собою, впрочем, разумеется, что если запрещается и строго наказуется зверское пролитие чело­веческой крови, то не грешат против сего запрещения судья, произносящий по закону смертный приговор, палач, приводящий его в исполнение, государь, объявляющий войну в защиту прав своих, воин, убивающий неприятеля на войне.    Из немногих заповедей, данных Ною, иудейская синагога развила семь заповедей и объявила их, под именем Ноевых, обязательными для так называемых пришельцев врат, т. е для язычников, обращающихся к иудейству, но не принимающих обрезания. Вот эти заповеди 1) воспреща­ется идолослужение, 2) богохуление, 3) человекоубийство, 4) кровосмеше­ние, 5) воровство, 6) ядение крови и удавленины, 7) предписывается, наконец, повиновение начальству и гражданским законам Некоторые из сих заповедей приняты на Иерусалимском апостольском соборе для языч­ников, обращающихся в христианство (Деян 15:29).     h5 Быт.9:6. Вы же раститеся и множитеся, и наполните землю, и множитеся на ней.     Благословение плодиться и размножаться повторяется после изречения закона против человекоубийства потому, что сим законом устраняется одна из причин к распростра­нению и безопасному пребыванию на земле человеческого рода. XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмиц...    В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.      Быт.9:8—11. Рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се, Аз поставляю завет Мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот и всем зверем земным, елика с вами [суть] от всех изшедших из ковчега: и поставлю завет Мой с вами: и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю.    Господь не только дает обещание вперед не опустошать земли всеобщим потопом, но еще во свидетельство Своего неизреченного милосердия к людям, вступает с ними, в лице Ноя и его сыновей, в завет. Завет значит союз, осно­ванный на взаимных обязательствах вступающих в союз сторон. Вступая в завет со всеми людьми, в лице Ноя и его сыновей, Господь Бог, Существо ни от кого не зависящее, всесвободное, над всем, что вне Его, владычествующее, принимает на себя торжественное обязательство испол­нить данное им обещание не возобновлять всемирного потопа, и требует от них только веры в истину этого обе­щания. В завет с собою Господь вводит вместе с людьми и животных не потому, чтобы и они к чему-нибудь могли быть обязаны заветом, но единственно по любви к челове­ку. Как во Гневе Своем на человека Он казнил потопом вместе с ним подчиненную ему тварь, как и по милости Своей к человеку Он обязуется не губить всеобщим пото­пом существ, покоренных под власть Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Во век возрадуются. Иначе говоря: вечно и беспрестанно, получая всякий раз скорое Твое утешение. И вселишися в них. Успокоиваемые конечно красотою своих душ во век возрадуются. Ибо, говорит Писание, вселюся вних, и похожду, и буду им в Бога и miu будут Мне в людiu (Лев.26, 12; 1 Кор.6, 16). Ст. 18. И похвалятся о Тебе любящи имя Твое. Потому что одни только они познали Бога истинного, и на сем одном утвердили свои упования. Или иначе: христианские мужи настолько любят божественное звание Христа, что по одному сему хотят быть узнаваемы, и о едином Христе хвалятся, по Апостолу: мне же, говорит, да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Галат.6,14), то есть только о самом Христе распеншемся. Яко (за то, что) Ты благословиши праведника, Господи. Прославляя его не только в настоящей жизни, но и в будущей, когда Ты скажешь: npiuдume, благословенны Отца Моего (Матф. 25, 34). И так Ты, говорит, благословишь его, а нечестивые его хулят. Этими словами он утешает тех, которые терпят хулы за свою добродетельную жизнь. Яко opyжieм блaroboлehiя (благоволением как оружием) венчал (оградил) ecu нас. Ты, говорит, Господи, крепко оградил и верно защитил нас крестом Твоим, этим щитом благоволения, т.е. неизреченного Твоего устроения. Или далее: под opyжieм блaroboлehiя должно разуметь надежный и крепкий щит. Выражение это свойственно св. Писанию Ветхого Завета; так говорится: сын силы, вместо сильный, и муж кровей, вместо жаждущий убийства или крови, и человек мира, вместо смирный. Так должно понимать и это, согласно с другими выражениями. Ты защитил нас крепостью Твоею, как щитом славным и крепким. Венец, ведь, именно есть круг, округленный и защищение. Псалом 6 В конец, в песнях, о осьмом, Псалом Давиду Что значит надписание в конец, о том было уже говорено прежде (см. Пс.4 и 5.). В песнех же надписан настоящий псалом потому, что в нем содержатся песни и величания, составленные пророком во славу Божию,—и затем моление его об осьмом, то есть о будущем веке. Седьмой же, это есть век настоящий, так как он седмицами измеряется, из седмиц составляется и в седмицах повторяется; а будущий век называется осьмым, как следующий за настоящим—седьмым. Свою молитву относительно будущего века пророк возносит здесь к Господу—не от собственного только своего лица, но и от лица всех нас, как к будущему общему нашему Судии. Написан этот псалом после того, как пророк подвергнулся тем тяжелым испытаниям, которые были ниспосланы на него Богом за некоторые его грехи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Должно быть, именно взгляд на graduate как печальную песнь вытеснил его с указанного периода, не посмев коснуться Пасхи. Прокимны воскресные Из 8 воскресно-литургийных прокимнов только два молитвенного содержания: 1 гл. «Буди Господи милость Твоя» (Пс. 32, 22) и 6 гл. «Спаси, Господи, люди Твоя» (Пс. 27, 9), один — уповательного характера — 5 гл. (параллельный и в музыкальном отношении и по содержанию к 1 гл.: «якоже уповахом»): «Ты Господи сохраниши…» (Пс. 11, 8), а остальные хвалебного характера, более идущего к тону воскресной службы; наиболее хвалебный 4 гл.: «Яко (=о, как, ς) возвеличишася дела Твоя…» (Пс. 103, 24); затем параллельные по содержанию 3 гл. «Пойте Богу нашему…» (Пс. 46, 7) и 8 гл. «Помолитеся (в евр.: «делайте обеты») и воздадите…» (Пс. 75, 12); наконец, тоже параллельные — 2 гл. «Крепость моя и пение…» (Пс. 117, 14) и 7 гл. «Господь крепость людем Своим даст…» (Пс. 28, 11). Стихами к прокимнам по обычаю служат начальные стихи псалмов, из коих взяты прокимны, исключая 2 гл., где стих Пс. 117, 18. История Из воскресных литургийных прокимнов дается «Иерусалимским последованием» Страстной и Пасхальной седмиц IX b. прокимен 7 гл. на вечерне Светлого четверга; уставом Великой Константинопольской церкви IX b. — прокимен 6 гл. во вторник Пятидесятницы. Все прокимны в нынешнем употреблении даются Евергетидским уставом (XI–XII b.), с той только особенностью, что прокимен 6 гл. служит и для гл. 4 [ 925 ]. Аллилуиарий Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности [ 926 ]. Кроме «аминь», это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической (Вступ. гл., 41; ср. 34 и д.) таинственности, вызывающей применение его, например, при таинстве крещения (подобно Кирие елеисон при священстве). Служа припевом самых радостных (у евреев — пасхальных) псалмов в Библии, аллилуиа выступает в качестве почти неизменного припева псалмов в нашем богослужении, но это почти единственное место (другое — на великопостной и заупокойной утрене), где оно выступает в качестве самостоятельной песни, имеющей, наоборот, при себе припевы, называемые аллилуиариями (λληλουιριον); это псалмические стихи, имеющие отношение к воспоминанию дня, которых обычно положено два для троекратного пения аллилуиа (каждый раз по трижды) (три стиха только в Страстную субботу). Стихи, как и в прокимне, берутся из одного псалма, часто соседние. Чин пения аллилуиа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

5) Если поются ирмосы из дневного (но не прошедшего воскресенья 392 ) канона Октоиха, то они поются только по однажды и никогда не более. 6) Если ирмосы назначены не из Октоиха, а из другой какой-нибудь книги (Минеи или Триоди), то они всегда поются более одного раза, а именно: а) дважды тогда, когда положено брать их из одного только канона, б) четырежды, дважды из одного и дважды из другого, тогда, когда положено брать их из двух канонов, и только в первый день Пасхи четырежды из одного. Изложенные нами правила относительно ирмосов обнимают собою весь год за исключением 1) понедельника, вторника, среды, четверга и пятка Сырной седмицы; 2) тех же дней св. Четыредесятницы (но не Страстной седм.); 3) Сыропустной субботы и 4) суббот 2, 3 и 4 седмиц св. Четыред. В одни из седмичных дней Сырной седмицы (понедельник, вторник и четверг) в некоторых песнях поется ирмос 1-го канона Октоиха однажды, а из следующих за ним 2-го канона Октоиха и канона Минеи ирмосы не поются; в некоторых же канон Октоиха вовсе оставляется, а ирмос однажды поется из Минеи, из положенных же в этих песнях трипеснцев ирмосы на ряду не поются, только на катавасию поется ирмос второго трипеснца. В другие из седмичных дней Сырной седмицы (среду и пяток) в некоторых песнях поется ирмос 1-го канона Октоиха однажды, а из следующих за ним 2-го канона Октоиха и канонов Минеи и Триоди ирмосы не поются; в некоторых же канон Октоиха вовсе оставляется, а ирмос однажды поется из Триоди, из положенных же в этих песнях трипеснцсв ирмосы на ряду не поются, только на катавасию поется ирмос второго трипеснца (подробнее об этом чит. в отд. о богослужении Сырной седмицы). В седмичные дни св. Четыредесятницы в одних песнях однажды поется ирмос канона Минеи и на катавасию ирмос второго трипеснца, в других однажды поется ирмос канона Минеи и на катавасию нет ничего, наконец, в третьих не поется никакого ирмоса, только на катавасию ирмос канона Минеи (подробнее чит. в отд. о седмич. службе св. Четыредесятницы). В субботу Сыропустную в начале 2 песни канона Триоди ирмос поется однажды и потом тот же ирмос повторяется на катавасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010