В порядке числа служб пропуски изменяющихся частей можно отметить так:    Сокращение Стихир на Господи Воззвах иногда до одной, причем вместо пения стихир допускается чтение их.    Совершенное игнорирование стихир из миней в воскресные дни, когда в минее нет нарочитого праздника.    Полная бесиорядочность в соединении стихир при совпадении памятей.    Пропуск славников, тогда как последнего рода стихиры оказываются по своему этическому характеру полнее других песнопений освещающими историю праздника.    Сокращение повторения великих прокимнов или пение их по образцу обычных.    Пропуск паримий на полиелейных службах, особенно при соединении их с воскресными.    Пропуск стихир стиховен и игнорирование соответствия богородичнов со славниками.    Однократное или двукратное пение тропаря в конце вечерни на бдении.    Сокращенное в смысле количественном и неправильное в порядке следования пение тропарей на Бог Господь.    Почти полное игнорирование седальнов. В лучшем случае чтение их вместо песенного исполнения (По своему значению седальны почти одинаковы с тропарями).    Сокращенное пение тропарей по Непорочных на воскресных бдениях и сокращение стихов избранных псалмов в праздники до одного или двух. Последнего рода сокращение представляется даже малопонятным.: длительность пения величаний у нас сообразуется со временем, потребным для каждения всего храма. При обширных храмах певцы растягивают пение величаний до утомительности, однако почему-то не хотят спеть лишний стих.    Пропуск воскресных антифонов. В некоторых храмах поют, впрочем, три первые стиха. Между тем, степенны антифоны — один из трогательнейших церковных песнопений с библейским оттенком.    Всем известное сокращение канонов книг в отношении ирмосов (однократное вместо, по большей части двукратного, пение их), так в отношении промежуточных песнопений между 3 и 6 песнями. Пение 3-их и 4 ирмосов катавасии в праздники и игнорирование уставных указаний о ее смене.    Пропуск эксапостилариев и светильнов. Или полный пропуск, или значительное сокращение стихир на Хвалитех и Стиховных, в том числе на воскресных бдениях пропуск стихиры евангельской. Непонятная свобода в выборе стихиры на и ныне пред Великим славословием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3471...

В этой последней молитва предстоятеля как бы повторяет антифон – «чтобы через иерея все было вознесено к Богу». Так например, наша первая светильничная молитва («Господи щедрый и милостивый…») есть точная парафраза псалма 85, входящего, по Симеону, в первый актифон песненной вечерни. Но, конечно, главное, что привносит эта линия литургического развития, это – материал гимнографичеокий. В современном богослужении пение «Господи воззвах» воспринимается как своего рода предисловие к пению стихир «на Господи воззвах», и обычно из вечерних псалмов поются только несколько стихов – в начале и затем, в конце, где ими отмечают счет стихир (на 10, на 8, на 6, и т. д.). Также и на утрени – шестопсалмие с одной стороны, «хвалитные» псалмы с другой воспринимаются как начало и конец (тогда как по первоначалу они и составляли главное содержание утрени), вся же середина ее занята каноном с седальнами и кондаками, причем здесь тоже связь с первоначальными библейскими песнями сохранилась только в традиционном использовании их тем и образов в так называемых «ирмосах». Пение псалма 118 – то есть «Непорочных» исчезло, но сохранилось пение «тропарей на непорочных» и т. д. Все это результат перемещения центра тяжести, произведенного новым «литургическим благочестием»; в теперешних богослужебных книгах не менее 80% напечатанного в них материала составляет гимнография и при этом сравнительно поздняя, ибо целые пласты ее исчезли и были заменены другими. Это не значит, что вся эта гимнография была создана исключительно в «мирской» линии литургического развития. Напротив, монашество сыграно в ее создании огромную роль и последний слой песнопений, то есть именно тот, который находится в употреблении сейчас, связан в первую очередь с монашеством. Но эта монашеская гимнография начала развиваться уже только внутри византийского уставного синтеза. То же, что мы назвали новой литургической функцией церковного пения, то есть исходный пункт его победоносного развития в уставе принадлежит несомненно именно «мирскому» типу и форме литургического предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Стихиры    На псалмах «Господи воззвах» ветхозаветный песненный материал вечерни постепенно переходит в христианский: к последним стихам этих псалмов присоединяются церковные песни, и это попеременное пение означает то, что Ветхий Завет согласуется с Новым, по слову Христову: «не приидох разорити закон, но исполните». Присоединяемые так к стихам псалмов церковные песни от этого получили наименование стихир, - вид церк. песней, который уставом ставится ниже других видов церковной песни, например, тропаря, кондака, светильна, ипакои, седальна, как и напев стихир проще напева всех последних.    Стихирами (τα στιχηρα, подразум. βιβλα) у св. отцов нередко называются учительные книги Ветхого Завета за их стихотворный размер. В греческих Часословах так называются иногда ветхозаветные песни – Моисея, Анны и др. Название «стихира» ­­ стишок наиболее подходило к припевам, взятым из библейских псалмов и песней, и первоначально, может быть, прилагалось только к ним: в Святогробском уставе IX-XI в. так называются псалмические припевы к антифонам в службе Страстей, например «Князи людстии».    О припевах к Господи воззвах упоминается уже в VI-VII в. в известном рассказе о посещении Софронием и Иоанном Мосхом Нила Синайского (Вступит. гл., с. 295), но они называются здесь тропарями. В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX в.) название «стихира» прилагается к песням на Господи воззвах, на стиховне и на хвалитех, но к первым и последним не во всех ркп. Ипотипосиса. И во время св. Симеона Солунского (XV в.) это не исключительное и не твердо установившееся название для песен, присоединяемых к стихам псалмов, по крайней мере для стихир на Господи воззвах; их св. Симеон Солунский называет «песнями в тропарях самогласных (μνων ν τροπαροις Ιδιομλονς), произносимыми вместе со стихами» (может быть, под тропарем здесь разумеется напев, глас); название стихира у него прилагается только к стиховным. Вполне нынешнее приложение слово получает впервые в полных списках Студийского и Иерусалимского уставов. – В первоначальной форме стихиры были короче нынешних и по объему, должно быть, равнялись стихам псалмов. По груз. ркп. с практикой VI-VIII в. стихира св. Стефану: «Облеклся еси в святость Стефане архидиаконе и первомучениче, сопричастниче Ангелов». Такой вид имеют стихиры еще на песненной вечерне по Симеону Солунскому (Вступит. гл., с. 342). На Господи воззвах стихиры нередко начинались «Вечернюю жертву»: ср. 1 воскресную стихиру 1 и 8 гл. на Господи воззвах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– малая ектения («Паки и паки...») – седален Минеи – «Слава, и ныне» – Богородичен (в среду и пятницу – Крестобогородичен) Минеи (то есть чтение святого). По 6-й песни: – покрывающий ирмос (всегда Минеи, потому что 6-ю песнь никакой трипеснец не содержит, только субботний четверопеснец, но в субботу свои особенности) – малая ектения – кондак Минеи (если есть). Мы привыкли к тому, что тропарь Минеи может быть или не быть, а вот кондак есть на каждый день. Великим Постом не всегда даже кондак есть. С другой стороны, структура Богослужения не допускает, чтобы после возгласа священника шел «Аминь» и сразу – 7-й ирмос. Такого не бывает – обязательно должно быть песнопение. Как правило, это кондак. Но может статься и так, что кондака нет. Тогда читается (а должен бы петься) мученичен на 7-ю песнь (так он называется) – см. Приложение к Триодям, содержащее седален. Так что всегда можно найти, чем заменить кондак. Мученичен на 7-ю песнь, собственно говоря, можно рассматривать как кондак мученику. Но в составлении Богослужения есть принцип: ни один богослужебный текст не может быть упущен или изменен – он может быть только переставлен. Возьмем ситуацию нормальную: кондак наличествует. Куда тогда девать мученичен на 7-ю песнь? В седальны по 1-й кафизме. Тогда к нему глаголется запев: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», и перед Богородичном, завершающим эти седальны, вставляется мученичен – как бы в качестве «Славы». Так что в любом случае этот мученичен звучит на великопостной утрени – либо с запевом «Дивен Бог» после седальна по 1-й кафизме (перед Богородичном), если есть кондак по 6-й песни, либо по 6-й песни – вместо кондака. По 8-й песни: – «Честнейшую» (кстати, покрывающий ирмос перед «Честнейшую всегда берется из Триоди, потому что 8-я песнь на каждый день есть в Триоди). По 9-й песни: – покрывающий ирмос Триоди – «Достойно есть» – малая ектения – светилен Пасхи. (О светильная можно сказать все то же самое, что говорилось о Троичнах – тех самых, которые поются вместо тропарей на «Бог Господь»: три Троична (окончание первого зависит от дня седмицы, окончание второго и третьего – постоянное. Как бы вторят этим Троичнам светильны Пасхи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Песнь 9. Вот явственно показалось Божие святое место, создался преславный город Царя, светло процвел светозарный рай, являясь ходатаицей 560 рая, усвоением людей Богу. Сегодня явилась свеча и светильник, показывая в золотом сиянии 561 Превечный Свет: Вселившийся в Нее просветит находящихся в ночи ужасов 562 , разгонит мглу безбожия и всех сделает причастниками дня поистине ради веры. Сегодня ликует земля, ибо она увидела новое небо родившееся Божие прекрасное, Вселившийся в Которое плотию возведет людей превыше небес и всех обожит по благости. Его воспевая, верно величаем. Преславная чета – Иоаким и Анна – произрастила Агницу нескверную, происшедший из Которой вскормленный Агнец заклан за мир, принимая на Себя людские прегрешения и уничтожая жертвы, приносимые демонам. Просвети Ты, Богородительница, родившая Свет, нас, торжествующих духом светоносное Твое рождество, и яви нас, Пречистая, причастниками будущего света, и Твоими материнскими молитвами подай нам мир и избавление от бед 563 . Из службы 9 сентября Стихиры на Господи воззвах Гл. 2. Прежде неплодная страна рождает землю плодоносную, и давшая неплодной утробе святой плод питается молоком. Страшное чудо: Кормилица нашей жизни, принявшая во чреве Хлеб небесный, питается от сосцов молоком. Гл. 5. О счастливая чета! Вы превзошли всех родителей, потому что произрастили Высшую всего творения. Поистине блажен ты, Иоаким, быв родителем такой Отроковицы. Блаженны ложесна твои, Анна, так как ты произрастила Мать нашей Жизни. Блаженны сосцы, которыми ты вскормила кормившую молоком Питающего всякое существо. Всеблаженные, просим вас: молите Его о помиловании душ наших. Стихиры на стиховне, гл. 2 Анна, поистине богомудрая, увидев на дереве птичье гнездо и вспомнив свое бесчадие, восклицала: «увы мне, Господи, Господи! я одна грешная лишена Тобою плодотворения». Тогда человеколюбец Бог даровал ей плод – Деву, славнейшую всякого творения. Анна, поистине богомудрая, узнала бесчадную боль неплодства и стала в молитве взывать к Богу: «разреши печальные и неплодные узы, и я рожу имеющую родить Тебя, Святое Слово, – что Ты, Жизнеподатель Владыка Христос, даруешь Ей: Она родит Тебя, Спасителя всех людей». Седальны

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Для самогласных изобретены особые напевы, отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними надписывается часто и глас Октиоха, на который они должны быть петы; Косные. Своеобразные напевы, отличающиеся протяжностью, которыми поются некоторые песнопения, например, причастны и величания. Четвертый разряд составляют наименования указывающие на положение и состояние молящихся во время пения. Таковы: Акафист. Во время пения акафиста возбраняется сидеть. Первоначально это наименование усвоено было благодарственным песням в честь Богоматери, воспетым в Константинополе по случаю избавления от врагов в 626 г. Этот акафист состоит из 24 песен, по числу букв греческого алфавита. 12 из них – кондаки и 12 – икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Темой акафиста служит первый кондак: Взбранной воеводе победительная… Весь акафист делится на две части, из которых содержание первой (до седьмого икоса) историческое, а второй – догматическое. Впоследствии наименование акафиста было перенесено и на другие песнопения, составленные по такому же принципу: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю и другим угодникам. Седален. Наименование, противоположное первому и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3-й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя. Ипакои. Эта песнь поется на воскресном навечерии, также на полунощнице после канона, на утрене пред антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Устав назначает петь ипакой всегда стоя. К пятому разряду принадлежат песнопения, заимствующие свое наименование от времени исполнения их в порядке служб церковных. Таковы: Светильничные. Поются после светильничных молитв (Блажен муж).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Доколе Евангелие находится на средине храма, Царские двери не затворяются. Евангелия располагаются между песнопениями утрени таким образом: 1-е Евангелие читается после великой ектении, пения Аллилуиа, тропаря: «Егда славнии ученицы» и малой ектении (Триодь). Пред Евангелиями: 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 6-м положены по три антифона, малая ектения [ектении глаголются от диакона или иерея до 8-го Евангелия (Тип., послед. Вел. пятка), т. е. семь ектений] и седален 992 , при которых седальнах не позволяется сидеть, за еже кадит тогда иерей или диакон св. трапезу. Таким образом, чтением Евангелия на этой утрени заменяется чтение кафизм. По 6-м Евангелии поются: «Блаженны» с тропарями, оканчивающимися словами: «Помяни нас, Спасе, во царствии Твоем»; после Блаженн и малой ектении пред 7-м Евангелием, в котором говорится о смерти Господа на кресте, произносится прокимен: «Разделиша ризы Моя себе». После пения прокимна читается 7-е Евангелие 993 . Пред 8-м Евангелием читается 50-й псалом (в монастырях бывает еще чтение толкования Евангелия). Затем, поется трипеснец (5, 8 и 9 песни), читается 8-е Евангелие. 9-е Евангелие читается по конце трипеснца и светильня. 10-е Евангелие читается после пения: «Всякое дыхание» и стихир на хвалитех. 11-е Евангелие читается после чтения (а не пения): «Слава в вышних Богу» и ектении: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». 12-е Евангелие читается после стихир стиховных. Засим утреня кончается обычно: читается: «Благо есть», «Трисвятое». «Отче наш», поется тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя», произносится ектения: «Помилуй нас, Боже». Иерей после возгласа говорит: «Премудрость» и отпуст: «Иже оплевания и биения» (Служебн. и отдельн. служба на каждый день). Первый час не соединяется с утреней, а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами (Тип., послед. Вел. пятка) 994 . На часах Великого пятка, на вечерне и затем на утрени Великой субботы один и тот же отпуст: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения» (Особ. книга: Службы на кажд. день страсти, седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В службах и песнях Октоиха в высокой степени сочетаются единство и разнообразие. Чем более любитель Богослужения вникает в их состав и значение, тем более находит в них духовной красоты и величия, тем более пред ним открывается достоинство Октоиха. Но достоинство этой богослужебной книги еще более видно будет, если мы, хоть кратко, проследим и рассмотрим, как в службах Октоиха раскрываются а) догматы веры и б) правила жизни христианской. а). Святой песнописец и составители Октоиха не показали ясно, какая мысль лежит в основании настоящего порядка их песнопений. Но при внимательном разборе служб Октоиха находим некоторый порядок мыслей. Так, по отношению к составу всякой службы порознь находим, что содержание всякого кондака, полагаемого обыкновенно по шестой песне канона составляет главную мысль (тему) службы; первым его развитием служит содержание тропаря, ближайшим развитием тропаря и кондака служит содержание икоса, а сего последнего – мысли стихир на «Господи, воззвах», – стиховных, хвалитных. Полнейшее развитие их составляет канон. Седальны, Антифоны степенные, екзапостиларии, светильны, Евангельские стихиры и прочие отдельные и краткие песни Октоиха своим разнообразным содержанием способствуют к отдохновению для духа, утомленного молитвою, и собирают его от рассеяния среди множества церковных песен 184 . По отношению к взаимной связи служб восьми гласов находим, что служба всякого гласа имеет особенные мысли, что главные мысли какой-нибудь службы первого гласа встречаются в соответствующих службах следующих гласов, как мысли не главные. Именно в первом гласе излагаются мысли основные и самые главные в каком-либо догмате. В следующих гласах – втором, третьем, четвертом, пятом и шестом – это учение раскрывается с разных сторон; в седьмом раскрытие заканчивается. В восьмом гласе кратко перечисляется все то, что сказано в семи предыдущих гласах. Притом, содержание гласов косвенных от 5 до 8 несколько сходно с содержанием гласов прямых 1, 2, 3 и 4. Как в музыке основных тонов семь, а восьмой есть обратный в свое начало, только в удвоенной мере, и притом четыре косвенных тона имеют сходство с четырьмя тонами прямыми, так и учение догматическое раскрывается в службах семи гласов Октоиха, а в восьмом кратко повторяется все, прежде сказанное, и мысли гласов косвенных несколько подобны мыслям гласов прямых.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), память М. отмечается 16 нояб. В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. устав службы 16 нояб. и набор богослужебных текстов М. существенно не отличаются от известных по Типиконам студийской традиции (см.: Миркович. Типикон. Л. 60а). То же самое можно сказать и в отношении указаний для 16 нояб. из первопечатного греч. Типикона 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 16 нояб. отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); отпустительный тропарь М. отличается от помещенного в греч. первопечатном Типиконе - 3-го гласа               в остальном указания соответствуют первопечатному греч. изданию. В пореформенном издании Типикона 1682 г. статус службы М. был повышен до славословной, и 16 нояб. стало отмечаться знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В XVIII в. в рус. богослужебных книгах статус службы М. повысился до полиелейного, и богослужебное последование М. было дополнено необходимыми элементами (напр., см.: Минея. Ноябрь. М., 1741. Л. 161 об.- 169; Типикон. М., 1782. Л. 122 об.). Последование М., содержащееся в современных рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 3-го гласа Απστολε γιε (    ); иной отпустительный тропарь 3-го гласа                (Минея (МП). Ноябрь. Ч. 2. С. 16); кондак 4-го гласа Το τελωνεου τν ζυγν πορψας (      ) с икосом; канон авторства Феофана Начертанного без акростиха 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μο (      ), нач.: Πλουσως μετδος, μοι (Богатно подаждь ми); 2 цикла стихир-подобнов (в рус. Минее - 3); 3 самогласные стихиры (в рус. Минее помещен дополнительный самогласен по полиелее); седальны; светильны. По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: иной отпустительный тропарь 4-го гласа Τ τελνιον κατλιπες (Мытницу оставив...) ( Arranz. Typicon. P. 58), иной кондак 4-го гласа Εκ τελνου γγονας μαθητς θεος (Из мытаря сделался учеником божественным...) с икосами, кондак 2-го гласа Τν κ τελνου πστολον κηρυχθντα (Из мытаря апостола проповедающего...) с икосами и дополнительные икосы кондака М.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

304 θασος – собрание, совершающее религ. процессию, празднество, пир (так назывались особенно процессии вакхантов). 313 Р.Б. 54, 181: слав. «чертог» – внутренняя комната, спальня, особ. брачная; старо-слав. «невестник». 326 Тропарь еще глубже предыдущего заглядывает в корни празднуемого события, до первых корней его. На такую даль былого влияло поселение Пресв. Девы в доме Божием, приготовившее из Нее Богородицу. 328 στρατηγα – должность полководца, стратега, у римл. – претура, главное начальство (над войском), стратегическое искусство; у LXX – войско, армия. 347 τριετζω – быть трехлетним; поэт. поздн. сл. Поэтически разукрашенное выражение вместо τριετς – трехлетний. 350 эпитеты, обусловленные сравнением с юницей (которую в качестве жертвенной можно было назвать и «священной»). 354 λαμπαδουχω – держать светильник; поэт. и поздн. сл. от сущ. λαμπαδοχος; λαμπ ς – факел, вообще светильник и χω – имею) – несущий факел особ. свадебный. 358 γασμα – все что свято идя освящено: храм, евхаристия, св. вода. Такое наименование приличествовало скинии. 363 υφημω – прославлять, приветствовать, говорить хорошие речи (собств. употреблять слова только с хорошим значением, отс. и – благоговейно молчать). 376 Первое свойство Божие, первым открывшееся при творении, о котором была речь в предыдущем троичне; ср. тропари этой песни 3, 6 и 7. 378 в предыд. троичне «святой»; греч. «утешитель» – παρκλητος, соб. призванный (на помощь, ходатай, адвокат; в Н.З. – заступник, утешитель. 394 κραυγζω – кричать, восклицать от κραυγ – крик призыва, радости, скорби, ужаса в отличие от βο (в начале седальна – αναβοω) – крик намеренно громкий, посему – военный, бранный. 397 μαντος – незапятнанный, чистый от μιανω – марать, пятнать, осквернять, – д. б. сильное, чем Вв. 30, 56 и тем более, чем Вв. 30, 55. 402 δορυφορεω – быть копьеносцем, телохранителем, в качестве телохранителя сопровождать. Ангелы окружают Ее в качестве телохранителей, почетной стражи, свиты; так и в херувимской песни (а не: носят на копьях). Др. слав.: «ликовственно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010