На псалмах «Господи воззвах» ветхозаветный песненный материал вечерни постепенно переходит в христианский: к последним стихам этих псалмов присоединяются церковные песни, и это попеременное пение означает то, что Ветхий Завет согласуется с Новым, по слову Христову: «не приидох разорити закон, но исполните» [ 330 ]. Присоединяемые так к стихам псалмов церковные песни от этого получили наименование стихир, — вид церк. песней, который уставом ставится ниже других видов церковной песни, например, тропаря, кондака, светильна, ипакои, седальна, как и напев стихир проще напева всех последних. Стихирами (τ στιχηρ, подразум. βιβλα) у св. отцов нередко называются учительные книги Ветхого Завета за их стихотворный размер [ 331 ]. В греческих Часословах так называются иногда ветхозаветные песни — Моисея, Анны и др. Название «стихира»=стишок наиболее подходило к припевам, взятым из библейских псалмов и песней [ 332 ], и первоначально, может быть, прилагалось только к ним: в Святогробском уставе IX–XI b. так называются псалмические припевы к антифонам в службе Страстей, например «Князи людстии» [ 333 ]. О припевах к Господи воззвах упоминается уже в VI–VII b. в известном рассказе о посещении Софронием и Иоанном Мосхом Нила Синайского (Вступит. гл., с. 295), но они называются здесь тропарями. В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX b.) название «стихира» прилагается к песням на Господи воззвах, на стиховне и на хвалитех, но к первым и последним не во всех ркп. Ипотипосиса [ 334 ]. И во время св. Симеона Солунского (XV b.) это не исключительное и не твердо установившееся название для песен, присоединяемых к стихам псалмов, по крайней мере для стихир на Господи воззвах; их св. Симеон Солунский называет «песнями в тропарях самогласных (μνων ν τροπαροις Ιδιομλονς), произносимыми вместе со стихами» [ 335 ] (может быть, под тропарем здесь разумеется напев, глас); название стихира у него прилагается только к стиховным [ 336 ]. Вполне нынешнее приложение слово получает впервые в полных списках Студийского и Иерусалимского уставов. — В первоначальной форме стихиры были короче нынешних и по объему, должно быть, равнялись стихам псалмов. По груз. ркп. с практикой VI–VIII b. стихира св. Стефану: «Облеклся еси в святость Стефане архидиаконе и первомучениче, сопричастниче Ангелов» [ 337 ]. Такой вид имеют стихиры еще на песненной вечерне по Симеону Солунскому (Вступит. гл., с. 342). На Господи воззвах стихиры нередко начинались «Вечернюю жертву» [ 338 ]: ср. 1 воскресную стихиру 1 и 8 гл. на Господи воззвах. Каждение на Господи воззвах

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И в последованиях погребения мipckux человек и священников также можно пропеть по единому стиху в первой статии первые два стиха, во 2-й и 3-й статии два стиха по одному первому (т. е. стихи 1, 2, 73 и 136), а все прочие по два за един. Такой порядок находит себе оправдание в том, что во всех заупокойных последованиях, на коих стихословятся непорочны, за исключением последования монашеского погребения, последние два стиха в каждой статии поются по два за един. Такое соединение, кажется, удобное и для певческого исполнения, так как тогда в каждой строфе можно будет сделать по 4 колена, а не по 2 только. Также если даже самый 118-й псалом не поется, а читается, можно читать и по одному стиху, и два за един, но следовало бы весь псалом прочитывать, или хотя бы и некоторую часть его. У старобрядцев 17 кафисма на панихиде...    По 2-й статии непорочных: Та же ектения. И поминает иерей усопших якоже прежде написася посреде непорочных. По 3-й песни канона: и поминает иерей преждеусопших по ряду, якоже предречеся посреде непорочных. По 6-й песни канона: И поминает иерей преждеусопших якоже прежде указахом.    Подобно тому, как напр. исключительный случай гласного чтения на Троицкой вечерни седьмой вечерней светильничной молитвы не дает права читать ее и в других случаях вслух.    Так исполняются в Киевской лавре тропари на Бог Господь на воскресной утрени, совершаемой отдельно от вечерни (когда не бывает всенощного бдения).    На панихиде, напр., где канон поется всего на 4, на всех песнях будет 32 тропаря и 3 ирмоса-катавасии, всего, следовательно, 35 песнопений, с седальном, кондаком и икосом — 39 песнопений.    В последовании погребения мipckux человек. Он тот же, что и в Октоихе в субботу 6-го гласа, только текст его изменен применительно к поминовению одного усопшего.    При поминовении в день годовщины по кончине иерея или архиерея соответственно будет употребить на панихиде канон из последования священнического погребения.    Последование общего молебна в часослове.    В конце Октоиха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слава, тропарь святому, глас 8 Православия светильниче,/Церкве утверждение и учителю,/монахов доброто, богословов поборниче непреборимый,/Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,/молися выну спастися душам нашим. Православия светило, Церкви утверждение и учитель,/монахов красота, богословов защитник непреоборимый,/Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала,/провозвестник благодати,/моли непрестанно о спасении душ наших. И ныне, Богородичен в тойже глас: Иже нас ради рождейся от Девы,/и распятие претерпев, Благий,/испровергий смертию смерть,/и воскресение явлей, яко Бог,/не презри, яже создал еси рукою Твоею,/яви человеколюбие Твое, Милостиве,/приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны,/и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы/и распятие претерпевший,/ниспровергший смертию смерть/и явивший воскресение как Бог,/не презри, Благой, созданных рукою Твоею;/яви человеколюбие Твое, Милостивый,/прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас,/и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся. И обычное стихословие. И чтение в Шестодневце. Степенна гласа. Всякое дыхание: Евангелие утреннее. Воскресение Христово: псалом 50. Слава: Покаяния отверзи ми двери: И ныне, подобен: На спасения стези: Таже, на глас 6: Помилуй мя Боже: Таже, Множества содеянных мною лютых: Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христа: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее ). Канон Осмогласника воскресен, со ирмосом на 4, и Триоди на 4, и святаго на 6. Глас 8. Первый – Воскресный с ирмосом на 4 и Триоди на 4, и святому на 6: Песнь 1. Канон, глас 8 (переведен со славянского) Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи,/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив,/и разделив море:/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Вместе с тем последование Смоленской иконе Божией Матери имеет свое лицо, в песнопениях широко представлены мотивы различных богородичных праздников. Так, в стихирах на стиховне взяты идеи Покрова Божией Матери, причем 1-я стихира не заимствована из службы Покрова. В литийных стихирах звучат идеи Благовещения; в тех и других употребляются выражения из акафиста с частым упоминанием обращения к Божией Матери “радуйся”. Это последнее обстоятельство дало Ф. Г. Спасскому основание предполагать, что стихиры, напоминающие структуру канона Одигитрии, могли принадлежать также творчеству монаха Игнатия 94 . Несомненно оригинальными представляются строки седальнов, когда в первом из них предлагается “христоименитым соборам” приступить “припадающе Божия Матери образу” 95 , а во втором говорится о радости верных, которые должны “ликов­ствовать”… “видяще многоименно сияющия праздники Божия Матери” 96 . Это очень образное, почти живописное изображение того, что имело место на Руси — многоименные храмы и отсюда — многоименные праздники Божией Матери — по всему необъятному пространству земли русской. Стихиры на Господи, воззвах отличаются краткостью и выразительностью. “Златая кадильнице”, поется в первой из них, “ручко и жезле, и светильниче светозарный: свитче божественный, в немже перстом Божиим написася Слово, спаси нас Тебе величающих” 97 . Пустынные иноки, разлучаясь со своей обителью, где имелся престол Одигитрии, со слезами вспоминали пение этой стихиры. Златая кадильнице было для них выражением всех их иноческих упований, утешения и радости 98 . Канон Одигитрии творения монаха Игнатия сообщает всей службе Смоленской Богоматери состояние крепкого и верного празднования, которое не убывает от первой до последней песни. “Радостно, Чистая, ныне наставшее хваление приношаю радуяся”, восклицает творец канона в первой песни. “И тихим гласом, Одигитрие, вопию Ти: радуйся, и исполни мя разума пети начинающа” 99 . Эта радость будет содержаться на протяжении всего канона и закончится в 9-й песни следующим восклицанием: “Радуйся, тайных цветов прекрасный сущий раю радуйся, Отроковице, радуйся Одигитрие, всемирное чудо и слышание” 100 .

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Что касается тропарей на утрене, то указания совпадают: два тропаря: 1-го гласа, «Слава, и ныне» 4-го. В ЕС сказано в общих чертах о стихословиях, а в Триоди есть уточнение о двух кафизмах. Седальны после 1-й и 2-й кафизм в ЕС без указания гласов и первых слов, поэтому ничего о них сказать нельзя. В Триоди есть только общее указание о назидательном чтении после 2-й кафизмы («кое имаши»), в ЕС назидательные чтения описаны полно и после каждой из кафизм, что говорит о приспособлении указаний ЕС к конкретным условиям. Полиелей. После полиелея седален 4-го гласа, о котором в ЕС говорится, что он находится в начале Триоди. Можно предположить, что здесь идет речь о своеобразной практике использования старой Триоди, по которой не было полиелея. В рассматриваемой Триоди седален находится на ряду, что говорит опять же о приспособлении текста Триоди к ЕС. В Триоди при седальне есть некое плохо читаемое указание «сь херьномиею» (с хирономиею?). В ЕС на «Слава, и ныне» назначается седален 2-го плагального гласа на подобен «Ангельския», а в Триоди повторяется седален 4-го гласа. Степенны, 3 антифона настоящего гласа. Прокимны совпадают («Из уст…»); Евангелие тоже – от Марка. В обоих указания, что не поется «Воскресение Христово видевше», не стихословится «Господеви поем», ирмос дважды, канон на 14. В ЕС есть также более точные указания, что тропари повторяются по шесть раз, если их два, и четыре раза, если их три. Также в ЕС есть указания о катавасии (повтор ирмоса канона один раз), отсутствующие в Триоди. По 3-й песни седален 4-го гласа «с ваиями». Указания о чтениях есть в ЕС, но никак не отражены в Триоди. По 6-й песни кондак и икос 6-го гласа. Интересно, что в Триоди при кондаке есть надпись «о себе», что явно означает «самогласен». О самогласности кондака ЕС умалчивает. Указаний о чтениях по 6-й песни в Триоди нет, а в ЕС есть довольно пространное указание, что если есть время, то бывает чтение. После 8-й песни в Триоди выписана молитва на освящение ваий, не совпадающая с современной «Господи Вседержителю, сказавый ковчегом образ церковный», и указание «потом подавает арьхимандрит ваие всем поред». В ЕС ничего не говорится об освящении молитвой, но только о раздаянии ваий и свечей братии в начале 9-й песни («В начале же 9-й песни или чуть позже дает ветви и свечи братиям екклисиарх, начиная от первых и до последних»). По 9-й песни светилен: по ЕС, «Свят Господь Бог наш», настоящего гласа; по Триоди: «Свят Господь…» «в глас» (то есть настоящего гласа) и «Царь твой Иерусалиме» (этого светильна нет и в современных книгах).

http://pravoslavie.ru/28177.html

В современной Церкви за богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной Литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрене; приглушенный свет используется во время великопостных богослужений. Главный светильник храма (люстра) называется паникадилом (от греч. πολυκανδη λιον – букв. «многосветильничный»). Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров. Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений Отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например, «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Вставать было принято лишь в наиболее важные моменты богослужения, например при чтении Евангелия, при начале евхаристического канона. Литургические возгласы, сохранившиеся в современном богослужении, – «Премудрость, прóсти» 34 , «Станем добре, станем со страхом» – изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв. Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в богослужении. Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря. Перед иконостасом расположена солея – возвышение для священнослужителей. Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном. Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например, малый и великий входы на литургии; с амвона произносится отпуст – заключительное благословение в конце каждого богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Триодь. Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней годичного круга богослужения и имеют трипеснцы ( τριψδιον), то есть неполные каноны, состоящие не из девяти или восьми песней, как обычно, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От трипеснцев эти книги и получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы и двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песней. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрене. Во всяком трипеснце и четырепеснце также находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник имеется 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные священные события, поются в разное время и потому имеют особые названия: одна именуется постной, другая – цветной Триодью. Триодь постная. Триодь постная содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней годичного круга, которые составляют дни приготовления к Великому посту и самый пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица (семь дней) сырная. Под Великим постом разумеются Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные же песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется. Иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Не много таких дней, в которые при пении Триоди постной не поются вовсе песнопения Октоиха. Это – суббота 5-й седмицы Великого поста (Суббота Акафиста), Неделя ваий (праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы). Триодь постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом. В седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрене седальны по 1-м стихословии (кафизме) и светильны после канона. Они печатаются в самой Триоди, в конце ее, потому Октоих при пении Триоди постной в эти дни не нужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примеры прокимны, аллилуарии, утренние припевы «Бог Господь», «Свят Господь Бог наш» – имнический (песенный) вид. Песнопение поется от начала до конца без перерыва. Это стихиры самогласны и самоподобны, песнопения Литургии верных, различные неизменяемые песнопения Вечерни и Утрени. Из Византии были заимствованы также гимнографические формы и тексты, составляющие основу чинопоследования того или иного богослужения. Различаются как отдельные гимнографические формы и тексты (тропари, кондаки, стихиры, ипокои, седальны, светильны и др.), так и циклические (каноны, акафисты, стихиры на «Господи воззвах», стихиры на стиховне на хвалитех) 38 . Общая характеристика древнерусских певческих нотаций. Большое значение для определения целого ряда свойств богослужебного пения имеет сохранившиеся до нынешнего времени памятники древнерусских певческих рукописей, находящихся в различных книгохранилищах. Конечно, ни «читаемые» рукописи XVII века, снабженные звуковысотными пометами, ни более ранние рукописные памятники не могут дать полного представления о певческой манере, особенностях ладового интонирования, артикуляции древнерусского пения. Все это складывалось и передавалось через устную традицию. Тем не менее, даже по рукописям достаточно раннего происхождения можно определить степень распевности песнопения, то есть соотношение речитативных и распевных зон, его ритмические особенности. Все это свидетельствует о необходимости глубокого изучения письменной традиции богослужебного пения. В начальный период становления бοгослужебного пения на Руси было в употреблении три вида нотаций: экфонетическая, знаменная, кондакарная. Экфонетическая нотация практически целиком была заимствована из Византии. Использовалась для чтения нараспев (возгласного чтения) Священного Писания. Вышла из употребления примерно в XV веке. Как уже отмечалось ранее, экфонетическая нотация была одной из древних нотаций, прообразом собственно певческих нотаций палеовизантийской и средневизантийской, а следовательно и возникших на русской почве – знаменной и кондакарной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

привел их в притвор; когда они вышли из него по каждении, параекклисиарх возгласил: “Господи, благослови”. Кадящие пошли к св. дверям, и, совершивши там положенное заключительное каждение главных икон, священник сделал начальный возглас. Исполнявший обязанности экклисиарха (свящ. В. Д. Прилуцкий) спел solo “Аминь. Приидите, поклонимся...” и начало 103 псалма с припевом. Псалом пели по стихам на 2 хора с положенными припевами за каждым стихом Бахметевским напевом. Тотчас после возгласа царские двери были закрыты и священник вышел и стал на правом конце солеи пред аналоем и иконою, где и стоял почти целую всенощную. Неспешное пение псалма с бесконечным, казалось, повторением каждого из трех припевов к нему, при не отвлекаемом ничем (даже каждением) внимании открывало уму все новые и новые мысли в каждом стихе. На стихе 24 псалма («Вся премудростию сотворил еси») священник подошел к царским дверям для чтения светильничных молитв. На всех лицах сиял восторг. Окончен был псалом в 6 ч 35 м . «Блажен муж» пелось тоже Бахметевским напевом с тройным “аллилуиа” после каждого стиха, и однако пение первой “Славы”, т. e. 1, 2 и 3-го псалмов заняло только около 10 минут; это благодаря живому антифонному пению: второй хор начинал свой стих, когда первый еще оканчивая свой. Вторая и третья “Славы” первой кафизмы, т. е. псалмы 4–8 , пелись на тропарный напев 1-го гласа (обычный), т. е. как поются на литургии изобразительные псалмы. В этом, кажется, была ошибка руководителя пения: следовало петь стихирным напевом, так как тропарный напев начинается на бдении только по «Ныне отпущаеши» и далее безраздельно господствует (в седальнах и ипакои) почти до канона. Зато в пение этих пяти псалмов введена была трогательная особенность: на основании древнего устава пения кафизм каждый стих псалма делился в пении между двумя хорами, т. е. правый хор пел первую половину каждого стиха, а левый вторую. Так как библейская поэзия основана на параллелизме членов, т. е. в каждом стихе псалма вторая половина его заключает параллельную мысль к первой, развивает и дополняет мысль первой, то эта манера пения прямо ошеломляла мысль неожиданными идеями и сопоставлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

По 6-й песни: кондак и икос 1-го святого. По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то чита­ется эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если в Минее находится только один светилен, то читается светилен Минеи; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха; – если в Минее приводятся два светильна, то сле­дует читать светилен 1-го святого, светилен 2-го святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами ут­рени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то после стихир Октоиха на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени». §2.2.6. В случае одного святого (шестеричного или малого) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав совершения службы одному святому в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 7 сентября, 10 сентября, 15 сентября и прочих. По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Кафисмы по Уставу (всегда читается 2 кафисмы, в том числе и в период зимнего расписания – 3-я кафисма в этом случае переносится на грядущую вечерню). Седальны по кафисмам – седален праздника, «Слава, и ныне»: еще раз тот же седален. Канон : – если служба святому без знака: канон праздника на 8 и канон святого на 4. Катавасия – ирмос канона святого; поется по каждой песни (так как используется вариант «Поем Господеви…», который предполагает пение катавасии по каждой песни). По 3-й песни: кондак и икос (если есть) святого, седален святого; «Слава, и ныне»: седален праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010