Афонский старец Савва. Фото: filin-dimitry.livejournal.com      Отец Савва был учеником прославленного старца Иллариона Грузина. Его учитель святостью своей жизни был известен всей Грузии. У отца Иллариона исповедовались князья и цари. Его почитали все православные грузины. Чтобы избежать почестей и похвал, старец Илларион втайне ушел на святую гору Афон, чтобы там, вдали от знавших его людей, продолжить свои духовные подвиги. В это время отец Савва и стал учеником своего прославленного учителя. Свеча не может утаиться на вершине горы. Вскоре имя отца Иллариона становится известным и на Святой Горе. Тогда он со своим учеником уходит в самое пустынное место Афона и скрывается от посторонних глаз в глухой местности, где их никто не смог бы найти. Там в уединении, в аскетических подвигах и непрестанной молитве, прожили старец Илларион и отец Савва двадцать один год. Послушание отца Саввы своему старцу было таковым, что оно уже само по себе творило чудеса. Однажды отец Илларион приказал поймать своему ученику бешеную собаку, которая бегала неподалеку, и привести к нему. Отец Савва, нимало не сомневаясь, исполнил приказание старца, и бешеный пес не смог нанести ему ни одного укуса. Мудрое руководство отца Иллариона оттачивало душу отца Саввы, превращая ее в граненый бриллиант. Старец Иларион Грузин. Фото: stepenna.blogspot.com      В феврале 1864 года святая душа старца Иллариона ушла в горние обители и отец Савва становится духовником подрастающего поколения афонских монахов. Как свеча зажигается от свечи, так слава старца Иллариона перешла к его духовному чаду. Постепенно он становится одним из самых известных афонских духовников. К нему приходят на исповедь не только афонские монахи, но и паломники со всего мира. Причиной тому была святость и прозорливость старца Саввы. Он видел душу человека, знал все, что с ним было в прошлом и что будет в будущем. Духовничество и любовь к людям Отец Савва был очень мудрым и любящим духовником. Для того, чтобы понудить человека очиститься покаянием, он иногда употреблял разного рода незамысловатые приемы. Видя, что человеку сложно назвать свои постыдные грехи, он мог сказать исповеднику: «Я уже старый и часто засыпаю на исповеди, но ты не смущайся, исповедуйся. Бог рядом, Он все слышит». Делая вид, что засыпает, старец давал возможность кающемуся называть те грехи, которых он особенно стеснялся, а потом, будто просыпаясь, просил: «Повтори еще раз то, что ты сейчас сказал, я не расслышал».

http://pravoslavie.ru/130600.html

" Если будет Богу угодно, то Он пошлет все нужное " . И вот к концу третьего года его жительства в пещерах, один монах, собирая силенгозы (улитки), зашел случайно в пещеру к о. Илариону и нашел старца крайне изнемогшим; узнав, что старец не ел ничего уже пятнадцать дней, он покормил его силенгозами; потом пошел и рассказал о нем в скитах. После этого, когда все узнали, где он обитает, со всех сторон начали приносить ему пищу, и видя в нем святого старца, обращались к нему за советами.       Алтарь из сталактитов. Дивны дела Твоя, Господи!       В другой раз, еще раньше, случился с ним подобный случай: больше двух недель провел он совершенно без пищи, и так изнемог от поста, что не мог сдвинуться с одного места и лежал, ожидая себе смерти. По Божию Промыслу, один пустынник, купивши где-то сухари, шел со своей ношей близ пещеры старца (немного выше того места идет дорожка от скита св. Анны в Лавру). По дороге ему сильно захотелось пить.     Спустившись к источнику, который был ниже пещеры старца, он решил зайти к о. Илариону. Зайдя в его пещеру, он застал старца уже умирающим. Поняв, что это из-за крайнего истощения, он влил ему в рот немного воды и размочив сухари, дал ему есть и тем спас ему жизнь.       Отшельник, бывший музыкант, в пещере: «Рок-н- ролл мёртв» а я еще нет... "     Вскоре после этого о. Иларион оставил ту пещеру из-за многих посетителей, искавших его духовных советов и стекавшихся к нему со всех сторон. Вначале он пробовал никого не пускать к себе, но потом решил и вовсе бежать от людей, возлюбив безмолвие и непрестанную молитву.         Комментарии Всего комментариев: 3 2016/11/16, 08:04:33 Место действительно изумительное. Из пещеры открываются осенние краски ущелья. Так и хочется там остаться хоть какое,то время.Люди уходят подальше от всех,наверное им не всегда хочется, чтобы к ним приходили.Моли Бога о нас Илларион Грузин. 2010/11/23, 23:26:40 Супер! Благодарю за отчет. Феодор 2010/11/17, 09:08:54 Только сейчас я понял где нам удалось побывать. Спаси Бог отче за житие Иллариона Грузина. Помогай тебе Бог и Пресвятая Богородица в благих начинаниях. А место действительно изумительное. Из пещеры открываются осенние краски ущелья. Так и хочется там остаться и побезмолствовать.

http://isihazm.ru/?id=1415

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 5 дней информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Отец Савва ученик ИлларионаГрузина Моление за царя Моление за царя   Старец иеросхимонах Иларион Грузин – духовник Великой Лавры горы Афон в XIX века (†14 февраля 1864 г.).     (Публикуется впервые)     Событие, случившееся во время Севастопольской кампании     Письмо отца Саввы отцу Денасию, монаху Руссика    Отец Савва ученик ИлларионаГрузина, его тогда называли иеросхимонахом Иларионом Иверийцем. Ред. и доп. Молитва за царя - уникальное историческое письмо. Молитва за царя это потрясающий  эпизод, заботливо скрытый лживой Историей, случай, наводящий на размышления... – исихазм.ру      Эпиграф " О благочестивейшем Императоре Всероссийском Николае, о Наследнике Его, чадах, дворе и воинстве… Старец с покаянием отвечал, воздевая руки и глядя вверх: " Господи, помилуй! " — " Да преклонятся ему враги его и к ногам его да падут... " Старец отвечал: Господи помилуй! " , бия себя в грудь, вновь падая лицом на землю и трижды со стенаниями ударяя головой о пол.        " В 1853 году во время царствования в России благочестивейшего Императора Николая I Павловича — да упокоит Господь душу его в Царствии Небесном со всеми святыми, где сияет свет лика Господа нашего Иисуса Христа, где все пребывают в радости — жил я в пустыни с моим блаженным старцем иеросхимонахом Иларионом Иверийцем на холме, неподалеку от монастыря Дионисиат и совершал богослужения в святом храме св. апостола Иакова, брата Господня.

http://isihazm.ru/?id=1416

Патриарх велел возложит на мучеников одежды, принесенные из разных церквей, и потом положил мощи в кипарисовой раке 31 января (869? года) – в том виде, в каком они лежали в могиле, «ибо так повелела святая». По совершении здесь службы, Игнатий вернулся на престол (§ 25). – Уже болландисты указали на противоречие в памятях Марии девицы с дружиною и Феодосии девицы с дружиною, пострадавших в одном и том же году (726), в одном и том же месте (у Медных ворот) и по одному и тому же поводу (разрушения иконы Спаса), но не допустили тожества обеих дев. Положим, не легко поддерживать различие этих жен, но тогда является вопрос, Мария ли с течением времени создала себе материальное подобие в лице Феодосии, или наоборот? В 807 году диакон Стефан не знал имени отважной девицы, – имя её было забыто. В 869 году были обретены её мощи, и вот автор 870-х годов называет её Марией, а автор повести о Феодосии – Феодосией. Вероятно, и то, и другое имя есть все-таки настоящее; между женщинами были миряне, и патрикия Мария могла быть в числе их; были инокини, в числе которых могла быть и Феодосия. Различие мощей обеих (Марии ν τος ννα, как значится в Апостоле Моск. Дух. Академии XI–XIII в., а Феодосии ν Δεξιοκρτει) также указывает на различие имен обеих дев. Любопытное житие Иллариона Грузина знакомит нас с бытом странствующего монашества и проливает новый свет на монастырскую жизнь и события византийской истории IX века. Оно написано по поручению имп. Василия Македонянина (867–886) учеником святого иноком Василием на греческом языке. 97 Грузин родом, сын богатого дворянина, Илларион 98 еще в утробе благочестивой матери был обречен на служение Богу. На основании того, что он умер в 880 году на 53 г. жизни, 99 следует полагать, что он родился около 827 года. Шести лет от роду (ок. 833 г.) он был отдан к одному иерею для изучения Св. Писания. Отец, посещая своего сына, задумал построить обитель для наставника и ученика и облечь последнего со временем в монашеский образ; скоро он осуществил свою мысль, построив храм и братские кельи, куда собралось 16 иноков и где наставник сделался игуменом; Илларион был пострижен им в монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Вот сам император Александр I, внук Екатерины Великой, которого некоторые школьные учебники описывают довольно пустым и самолюбивым интриганом. Для Александра, всеми силами своей души переживавшего за Россию, Отечественная война стала личным этапом на его пути к вере, о котором он сам писал впоследствии: «Пожар Москвы озарил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал. Тогда я познал Бога, как Его описывает Священное Писание». Приступишь – глубоко сердце человеческое… Михаил Илларионович Кутузов. Художник: Джордж Доу А вот – оглянитесь: великий «дедушка Кутузов», суворовский солдат, на самом склоне лет вызванный еще раз, последний, на службу любезному Отечеству и на ней и скончавшийся. Михаила Илларионовича любили все и верили ему всенародно: после назначения новый главнокомандующий отправился из своего дома на Дворцовой набережной (ныне эта его часть – набережная Кутузова) в Казанский собор помолиться пред иконой Казанской Божией Матери; на всем пути Кутузова от дома до собора по сторонам дороги стоял народ, с верой и надеждой взирая на долженствующего милостью Божией стать спасителем Отчизны, и Господь, как знаем теперь, не посрамил их упования. Петр Иванович Багратион. Художник: Джордж Доу Поглядим чуть влево вниз: лицо с густыми, грозно сдвинутыми бровями и решительным взглядом черных глаз – Петр Багратион, славный русский воин, родом грузин, горячий, смелый, безумно переживавший отступление русских войск в начале войны, пытавшийся остановить его и кричавший на главнокомандующего М. Б. Барклая де Толли, что тот, мол, сам не русский и оттого дела до русских нет ему!.. Багратион не пережил 1812-го года, он был смертельно ранен под Бородиным. Для Пушкина Барклай де Толли, сей «немец», – подлинный герой, спокойно, верно и смиренно служивший своему второму Отечеству А вот и сам «немец» Барклай де Толли, шотландец по происхождению, всю жизнь проведший на службе у русского царя. Проведший как будто бы не очень ярко, хотя и занимал он весьма видные должности, но все как-то приходился не совсем ко двору. Но взгляните – недалеко от его портрета то самое пушкинское стихотворение, с которого мы начали. Оно посвящено Барклаю до Толли, и – вот удивительно – для вдумчивого патриота России Александра Сергеевича сей «немец» – подлинный герой, спокойно, верно и смиренно служивший своему второму Отечеству. И, надо сказать, не один Пушкин разглядел в именитом, но непопулярном военачальнике и благородство, и талант.

http://pravoslavie.ru/156828.html

Таковы пергаменные прологи: Имп. Публ. Библ. 59 собр. Погод.; Моск. Синод. Библиотеки 244, 248 и 247. Один новый исследователь внесение в летопись сказания склонен приурочивать ко времени 1-го (1164 г.) «архимандрита» Киево-Печерского монастыря Поликарпа. Враждовавший с Киевом Андрей Боголюбский был однако покровителем Печерского монастыря и носил имя Андрея, чтимое в его роде от времени вел. кн. Всеволода (Slavia, t III, Прага 1924–25 г. Седельников «Др. Киев, лег. об ап. Андрее»). Если о престиже Киева (против Новгорода и греков) имел основание ревновать Климент Смолятич, то поддержать и продолжить его ревность имел основание и его младший современник, активный составитель Печерского Патерика, арх. Поликарп. Нужно было защитить достоинство Киева в глазах Андрея Боголюбского, хлопотавшего в Константинополе об учреждении у себя в Суздальщине особой митрополии. Характерна еще одна деталь. В подложных сказаниях об ап. Андрее нет совсем упоминания о Риме. А в летописной повести оно как-то искусственно привязано к лицу апостола, без всякого мотива и содержания. Поэтому не лишена интереса гипотеза только что упомянутого ученого о культивировании этой подробности в латинских кругах Киева, в частности в доминиканских. И разобранные проф. Малышевским легенды о миссионерских подвигах в Киеве доминиканца Яцека (Иакинфа) Ондровонжа (Тр. Киевск. Дух. Акад. 1867 г.), и факты изгнания доминиканцев из Киева в 1233 г. вел. кн. Владимиром Рюриковичем, и сохранение анекдота о банном мытье именно у доминиканцев в Прибалтике, могут косвенно поддержать догадку, что именно им интересна была противо-греческая тенденция через авторитет ап. Андрея связать Киев с первым, а не со вторым Римом. Проф. А.Л. Погодин (I. VII «Biz. – Slavia, Прага 1937–38 г.) упоминание о Риме считает признаком очень раннего возникновения и написания русской легенды, а именно – до разделения церквей в 1054 г. По его мнению, когда Василевс Михаил Дука ( Михаил Пселл ) в своем письме ссылался на предание об Андрее, он уже предполагал его известность в Киеве. Проф. Погодин, используя гипотезу проф. Приселкова о северокавказской, тмутараканской родине Киевского митр. Иллариона, поставленного на митрополию в 1051 г., ему и приписывает пересадку в Киев легенды (без банного «мовения», конечно) с Кавказа, где она полностью сформировалась и служила как раз в эти века (VIII-XI вв.) идейным орудием для иверийцев (грузин) в их борьбе с греческой (антиохийской) иерархией за их церковную автокефалию. В иверийских легендах повествуется о сокрушении ап. Андреем идолов и водружении на горе возле Пицунды (Питиунт) креста с благословением и предсказанием расцвета здесь христианства – явная параллель киевскому варианту.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Взяв с собой иеродиакона и монаха, он пошел в келлию св. Иакова, где мы тогда жили. Когда они пришли, Старца не было в келлии. Увидев же моего Старца, Игумен со своими спутниками пал на землю, распростершись ниц, со словами: «Благослови, святый Отче». И хотел было поцеловать его руку, но Старец закричал: «Прочь! Уходи прочь, подальше от меня, я не принимаю еретиков». Игумен стал умолять: «Я согрешил, я пришел к тебе за епитимьей». Старец сказал: «Как ты осмелился поставить Магомета выше Христа? Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа сказал Сыну Своему: «… положу враги Твоя подножие ног Твоих…» (Пс. 109,1), а Ты просил Его повергнуть Сына Своего к ногам Его врагов! Поди прочь от меня, я тебя не приму». Игумен со слезами просил Старца принять его на исповедь и назначить епитимью. Но мой Старец сказал: «Я не духовник тебе. Иди, найди духовника и у него проси епитимью». И, оставив их плачущих у кельи, он один вошел внутрь и запер за собою дверь… Что же оставалось делать? Мы все пошли в мою келью и молились там всю ночь, прося Господа, чтобы Старец явил милосердие и дал Игумену епитимью. Утром Старец пришел на Литургию и, ни слова не сказав пришедшим, по окончании быстро удалился в свою келью. Пришедшие вместе с Игуменом забеспокоились, у него стало плохо с сердцем, и попросили меня пойти к Старцу и уговаривать его, может быть, меня он послушает. Я пошел и, припав к ногам отца Иллариона, стал просить: «Смилуйся над ними, дай епитимью, а то Игумен может умереть от сердечного приступа». Прп. Иларион Грузин. Икона. XX в Тогда Старец спросил меня: «Какую же епитимью можно на них наложить? Бог на Небесах разгневался на них. Какую епитимью следует наложить на них, чтобы Господь их помиловал?» Я сказал: «Старче, как ты благословил мне, я каждый день вычитываю Псалтирь Царепророка Давида, и там есть один псалом, подходящий к данному случаю — псалом 82-й: «Боже, кто уподобится Тебе, не премолчи, ниже укроти Боже…» Вели им завтра на Литургии прочитать весь этот псалом на Великом Входе, когда поется Херувимская песнь. Пусть Иеромонах читавший молитву Патриарха, тот пусть будет под великим паникадилом. Когда будут изнесены из алтаря Дискос и Потир, и когда сойдутся все отцы во время Великого Входа, то пусть один монах несет впереди хартию с написанным на ней этим псалмом, и иеромонах, ожидающий под паникадилом, да прочтет весь псалом громко всей братии. Во время чтения, со второго стиха по девятый, все должны повторять: «Господи, помилуй!» Во время чтения остальных стихов пусть друг другу говорят: «Аминь!» Тогда монастырь обретет вновь милость Божию».

http://pravmir.ru/patriarh-pisal-chto-na...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Епископ Венский Иларион: Святой Дух подскажет Церкви, когда может быть использован современный язык в богослужении 14 июля 2008 10:44 – 1 января 1970 03:00 События Напомним, что, выступая на международной богословской конференции в ноябре 2007 г., епископ Илларион призвал продолжить церковную дискуссию о языке богослужения. В беседе с «Благовест-инфо» он отметил, что с помощью «спокойного соборного обсуждения» необходимо решать «проблему малопонятности» церковных текстов. Конечно, человек, который каждое воскресенье участвует в литургии, «рано или поздно» начинает понимать тексты богослужения. Но существуют тексты, которые «прочитываются или поются в Церкви раз в год», например, каноны Пятидесятницы: «Они настолько сложные, что сделать что-нибудь, чтобы люди могли понимать не 10%, а 15%. Думаю, что в этом нет не только ничего греховного, но в этом могла бы быть большая польза для людей». Венский архиерей подчеркнул, что «не следует самовольно вносить какие бы то ни было изменения в богослужения, ни в масштабах одной епархии, ни в масштабах даже одного прихода». Работать над «облегчением» славянских текстов и их переводами нужно «осторожно, так, чтобы не нарушить церковный мир, чтобы не смутить верующих». Епископ напомнил тяжелый исторический урок, связанный с церковными реформами Патриарха Никона в XVII в.: «Ведь все началось с каких-то, на первый взгляд, второстепенных вещей: писать имя Иисус с одним «И» или с двумя и т. д., а кончилось дело расколом, который не уврачеван до сих пор». «Единство Церкви важнее любых возможных реформ, улучшений, нововведений. А Святой Дух подскажет Церкви, соборному разуму тот момент, когда, если это будет нужно, может быть введено использование современных языков», - сказал епископ Иларион. Нужно ли использовать современный язык в богослужении - это во многом связано с «местной ситуацией», с миссионерским контекстом. Епископ рассказал о своем опыте служения в Австрии: во время литургии Св. Писание читается по-церковнославянски и по-немецки, а на запричастном стихе, когда причащаются священнослужители, Апостол и Евангелие читаются еще раз, но уже на русском языке, а иногда и на грузинском, если в храме большое число грузин. «Пастырская ситуация сама подсказывает иногда какие-то решения», - отметил венский архиерей.

http://bogoslov.ru/event/307683

Так что можно ожидать, что омологию могут подменить на калибочную. О. Геннадий был в каракальском монастыре 11 апреля и выяснил у старцев монастыря, что они согласны выдать о. Пантелеймону лаврскую омологию в обмен на две, которые у него сейчас есть. Согласны они и обменять омологии в патриархии. Единственно, что они не хотят делать – это обращаться в патриархию и просить снятия с о. Пантелеймона запрещения. О. Геннадий сказал, что это необязательно, но желательно для престижа монастыря. Запрещение может быть снято по решению патриарха. И только он обладает властью это сделать. Каракальцы же сказали, что их еще смущает распоряжение удалить о. Пантелеймона с Афона, сделанное митрополиту Иринею Кассандрийскому, командированному на Афон. Поэтому переговоры о примирении должны прерваться до выяснения ситуации. Они знают, что патриарх опроверг это требование перед господином послом, но, тем не менее, они требуют письменной отмены его. И более того для них оно будет оставаться в силе, пока патриарх не даст письменное уверение через протат. 10 мая 1911 года о. Пантелеймон сообщил Кохманскому сведения, полученные от антипросопа Зографского монастыря о. Никиты. О. Никита сообщил, что 5 мая состоялось обычное заседание протата. Но вопросы на нем были подняты совсем необычные. Например, о прошении в протат об изгнании старца Вознесенской келлии о. Иллариона с братией. А Ватопедский антипросоп заявил протату, что трем келлиотам был назначен срок в два месяца, чтобы продать келлии и уйти. И срок уже вышел, и монастырь просит протат обратиться к каймакаму и силой выбросить их. Монастырь Иверский сообщил, что предлагал старцу грузинской келлии записать себе двух учеников в омологию, но последний не обратил внимание на предупреждение, поэтому, если он умрет, то монастырь удалит остальных грузин, как не записанных в омологии, а келлия перейдет в собственность монастыря. Разумеется, это заявление было сделано с целью. Оно же говорит и о том, что ждало келлию о. Пантелеймона в случае его смерти.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1661

– Отче святый! Ради любви Божией окажи нам послушание! Будь с сегодняшнего дня нашим духовным отцом и исповедуй нас. – Простите, отцы, это выше моих сил. – Тогда исповедуй нас как брат, покорись апостолу Иакову, который говорит: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» . – Простите, отцы. – Послушай, что говорит ап. Павел: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого…» . – Простите... – Послушай еще раз ап. Павла: «Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» . Поэтому молим тебя, исполни заповедь Божию – как можешь. Умоляем тебя, чтобы нам не понести больший вред… Тут уж отвечать было нечего. Пришлось уступить. С тех пор много лет все отцы скита исповедывались у о. Дионисия. Жизнеописание новомучеников, пострадавших от турок. Эта книга вдохновила Иерофея на бескровное мученичество. Посвящение в истинное монашество И вот, через некоторое время Илларион пришел к о. Дионисию и был принят в качестве послушника! Более того, о. Дионисий принял его как посланного от Бога ученика, как свое новое духовное чадо, памятуя слова Господа нашего Иисуса Христа: «…приходящего ко Мне не изгоню вон…» . Он говорил молодому монаху: – Бог послал тебя, чтобы ты был мне помошник в старости и соработник в «делании» Заповедей Божиих. Я научу тебя этому... А Илларион после исповеди за всю жизнь рассказал своему новому духовному отцу, как он отлучился от Родины и оставил горячо любимую маму ради Бога, как убежал на Афон из своего монастыря, в котором жил с детства… – …И вот то, что всегда казалось мне совершенно невозможным, случилось! Я – на Святой Горе! После этого Старец начал обучение: – Так вот, детка, если хочешь положить благое начало и утвердить прочное основание монашеской жизни, прежде всего, ты должен все силы обратить на послушание. Примером тебе всегда будет Господь наш Иисус Христос, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной...» Своему Безначальному Небесному Отцу. Это – стратегический ориентир, который поможет тебе научиться отсекать свою волю во всем. Это первое.

http://isihazm.ru/?id=205

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010