Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. Ок. 300-306 гг. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. Ок. 300-306 гг. расположена рядом с Эгнатиевой дорогой (Via Egnatia). Здание было построено рим. имп. Галерием ок. 300-306 гг.; по одной версии, первоначально являлось мавзолеем Галерия, по другой - храмом Зевса-Юпитера (или местных божеств-кабиров), что более вероятно, поскольку офиц. культом тетрархии было поклонение Зевсу-Юпитеру, ассоциировавшемуся с династией имп. Диоклетиана. В XVIII в. зап. путешественники назвали здание Ротондой, и это название утвердилось в среде археологов, историков и искусствоведов. Предположительно в правление имп. Феодосия I Великого (379-395) Ротонда стала христ. храмом и была освящена в честь Небесных Сил Бесплотных (греч. τν Ασωμτων). Это название закрепилось за расположенными рядом городскими воротами. Нек-рое время Ротонда являлась митрополичьим собором. Исследователи расходятся во мнениях, какой из храмов Фессалоники Евстафий Солунский (XII в.) называл кафедральным (τ καθολικ το μεγλου Θεο ν μν κκλησ - PG. 136. Col. 536) - Ротонду или собор Св. Софии ( Janin. Grande centres. P. 360). Наиболее вероятно, что статус митрополичьего собора Фессалоники Ротонда получила уже после превращения в 1523 г. в мечеть собора Св. Софии. В 1590 г. Синан-паша и шейх близлежащего теке дервишей Хортаджи-Сулейман-эфенди устроили в Ротонде мечеть, к-рая получила название Хортаджи-Сулейман-эфенди-джами (упом. также как Старая Митрополия). В период тур. господства были построены минарет, портики над зап. и юж. входами и фонтан. Фрагмент мозаики купола ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. 3-я четв. V в. Фрагмент мозаики купола ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. 3-я четв. V в. Христ. святыни в том же году были перенесены в небольшую соседнюю ц. во имя вмч. Георгия. По ее освящению и получила название Ротонда (Ροτντα το Αγου Γεωργου), возвращенная христианам в 1912 г. В 1914 г. были начаты археологические раскопки. В 1917 г. по распоряжению премьер-министра Греции Э. Венизелоса в стенах храма был открыт Македонский музей. Храм серьезно пострадал во время землетрясения 1978 г.; реставрационные работы окончательно завершены в 2004 г. Богослужение совершается неск. раз в год. Архитектура

http://pravenc.ru/text/164503.html

Собор вмч. Георгия Победоносца (Сан-Джорджо деи Гречи) в Венеции Собор вмч. Георгия Победоносца (Сан-Джорджо деи Гречи) в Венеции Вторым митрополитом Италийской митрополии в авг. 1996 г. был единогласно избран Геннадий (Зервос), еп. Кратийский с 1970 г. (с кафедрой в Неаполе). Благодаря его деятельности значительно увеличилось число приходов, были основаны новые общины и 9 мон-рей, епархии были переданы храмы в Риме, Лечче, Турине, Римини, Катании и др. Среди научных трудов митр. Геннадия - исследование «Православные греки Кампании со времени падения К-поля до объединения Италии при Гарибальди». В 1998 г. Италийская митрополия была признана юридическим лицом Итальянским государством. В марте 2001 г. К-польский Патриарх Варфоломей I совершил паломничество к визант. святыням Калабрии и Сицилии. В 2005 г. в состав митрополии была включена Мальта, выведенная из юрисдикции Фиатирской и Великобританской митрополии, и епархия была переименована в И. и М. м. В 2007 г. премьер-министр Италии Р. Проди и митр. Геннадий подписали соглашение о признании офиц. юрисдикции И. и М. м. в Италии. Соглашение должно вступить в силу после утверждения итал. парламентом (12 июня 2011 одобрено комиссией конституционных дел Сената Италии). Число прихожан И. и М. м. составляет примерно 180 тыс. чел., включая обучающихся в Италии студентов из Греции. Последнее время активно создаются общины для румын, молдаван и украинцев. Всего в епархии насчитывается 34 храма, 11 парекклисионов и часовен. Служение совершают 46 представителей приходского духовенства; число общин достигло 75. И. и М. м. состоит из 13 округов: Интерьер собора вмч. Георгия Победоносца в Венеции Интерьер собора вмч. Георгия Победоносца в Венеции Венеция и Мальта: митрополичий собор вмч. Георгия Победоносца (Сан-Джорджо-деи-Гречи) в Венеции (1539-1573), кладбищенская часовня свт. Николая Чудотворца в Венеции, митрополичий собор вмч. Георгия Победоносца в Валлетте, община ап. Луки в Падуе, организуются общины в Тревизо и Вероне; Триест: ц. свт. Николая Чудотворца и Св. Троицы в Триесте, кладбищенская часовня св. Апостолов в Триесте, община вмц. Екатерины в Удине;

http://pravenc.ru/text/1237713.html

Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца, сцены Страстного цикла, образы архангелов, предстоящих Спасителю, и фигуры отдельных святых. На зап. стене экзонартекса хорошо сохранились изображения преподобных Иоасафа, Варлаама, Харитона Исповедника, Феодора Студита, Пимена Великого, Андрея Критского и прмч. Стефана Нового. Фигуры святых имеют вытянутые пропорции, в выражениях лиц подчеркнуты суровость и энергичность. При этом все они трактованы очень индивидуально, в особой живописной манере, с использованием плотных разноцветных мазков и пробелов. В юж. притворе представлен арх. Михаил перед Христом, в северном была открыта фрагментарно сохранившаяся композиция с портретом ктиторов, видимо, пожертвовавших средства на украшение экзонартекса и галерей. Уцелела правая часть сцены: знатная дама обращается в молитве к образу Спасителя в сегменте неба. Слева, вероятно, было парное муж. изображение. Статуя вмч. Георгия в ц. вмч. Георгия Победоносца в дер. Оморфоклисье. Кон. XIII в. Статуя вмч. Георгия в ц. вмч. Георгия Победоносца в дер. Оморфоклисье. Кон. XIII в. По стилю живописи фрески экзонартекса и галерей близки к росписям парекклисионов ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364-1365), а также к фрескам на южной стене Св. Софии Охридской (1370). Изображения мучениц Митродоры и Нимфодоры, мучеников Сергия и Вакха и неск. преподобных по стилю сходны с др. памятникам монументальной живописи Кастории 2-й пол. XIV в., таким как росписи церквей св. Таксиархов у Митрополии (1359/60), вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну», свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» (обе ок. 1385). Эти фрески следует отнести к тому же периоду и к тому же варианту антиклассического экспрессивного направления, распространенного в живописи посл. трети XIV в. на территории Охридской архиепископии. В это время процветания и художественной активности в Кастории были построены, перестроены и украшены ок. десятка церквей. Статуя вмч. Георгия, выполненная в очень высоком рельефе, особо почитается в посвященной ему церкви в Оморфоклисье.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

В связи с 1000-летним юбилеем Б. м. в 1891-1893 гг. в обители проводились археологические исследования, в ходе к-рых были открыты неск. древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 г. по проекту архитекторов Н. М. Чагина и В. А. Фельдмана была устроена ц. Рождества Христова, алтарь и наос к-рой находились в пещере. На скале Св. явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона вмч. Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого. В Б. м. хранилась почитаемая копия чудотворной, явленной в 891 г., иконы вмч. Георгия Победоносца (с 1970 - в Украинском музее изобразительных искусств в Киеве). Обитель посещало множество паломников: 5-6 сент. 1820 г. здесь останавливался А. С. Пушкин , в июле 1825 г.- А. С. Грибоедов, в окт. 1825 г.- имп. Александр I, 10 сент. 1837 г.- имп. Николай I, 17 окт. 1898 г.- имп. св. Николай II и имп. св. Александра Феодоровна , участвовавшие в закладке нового собора в честь Вознесения Господня (построен не был). Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. К нач. XX в. помимо храмов на территории Б. м. находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М. П. Лазарева. Мон-рь имел подворье в Екатеринодаре, при храме вмч. Георгия Победоносца. Обитель владела 904 дес. земли, большая часть к-рой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тыс. р., 593 р. в год мон-рь получал за сданную в аренду землю. В Севастопольском отд-нии Госбанка мон-рь имел капитал 22 615 р. В 1926 г. в Б. м. жили 12 насельников, последний известный настоятель игум. Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома 29 нояб. 1929 г. мон-рь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 г. (к 2002 в нем находится б-ка воинской части). На месте разрушенного в нач. 30-х гг. ХХ в. Георгиевского храма (сохранились фундамент и подвальная часть) были поставлены парковые скульптуры. Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания - санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывш. монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз 1 Военпорта и молочная ферма. В 1939-1941 гг. в корпусах Б. м. размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны - курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, неск. медсанбатов.

http://pravenc.ru/text/77412.html

Караванный. Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 2005 и 2009. Адрес: Россия, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Караванный, ул. Советская, д. 3 Координаты: 51.69469, 55.645965 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход основан 8 апреля 2000 года. Для проведения богослужений СПК «Колхоз им. Ю.А. Гагарина» выделил помещение бывшего магазина. 20 ноября 2003 года, указом архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина, назначен настоятелем прихода иерей Максим Григорьевич Ситнов. 5 ноября 2005 года в поселке начато строительство храма во имя св. вмч. Георгия Победоносца. 6 мая 2009 года храм был открыт. При приходе работает спортивно-патриотический клуб для детей и юношества, воскресная школа. Приход активно участвует в жизни поселка, в светских культурных мероприятиях. За время существования прихода со светской властью у членов приходской общины сложились вполне благоприятные и дружественные отношения. Депутаты МО «Караванный сельский совет» и глава администрации частично помогают в разрешении хозяйственных проблем прихода, стараются посещать праздничные богослужения. Первым ярким событием 2009 года для прихода стало проведение Рождественских торжеств. 7 января по уже сложившейся традиции в поселковом клубе был организован Рождественский концерт для всех желающих. В нем принимали участие ученики воскресной школы и кружка «Основы православной культуры». На праздник Светлого Христова Воскресения был отслужен первый молебен в строящемся храме в честь св. вмч. Георгия Победоносца. Также учениками воскресной школы был организован Пасхальный концерт и праздничное чаепитие. 6 мая, в день памяти Св. Вмч. Георгия Победоносца, состоялось торжественное открытие храма в нашем поселке. Божественную литургию совершил митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин в сослужении местного духовенства и приехавшими из Австралии гостями – прот. Михаилом Протопоповым и прот. Гавриилом Макаровым. Они привезли в дар храму икону св. вмч. Георгия Победоносца. Сайт Оренбургской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32477

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОХОВЕЦКИЙ СЕРГИЕВ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ СКИТ (Владимирской и Суздальской епархии), находится в Гороховецком р-не Владимирской обл., на левом берегу р. Клязьмы. Приписной к гороховецкому во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужскому монастырю . Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит. Фотография. 2005 г. На месте Г. с. не позднее 2-й четв. XV в. был основан мон-рь («пустынька») во имя вмч. Георгия Победоносца. Согласно жалованной подтвердительной грамоте вел. кн. Иоанна III Васильевича 1462-1466 гг. игум. Троице-Сергиева мон-ря Вассиану (см. Троице-Сергиева лавра ), Георгиевская обитель «поставлена» троицкой братией (АСЭИ. Т. 1. С. 224). По преданию, изложенному в актах кон. XVI-XVII в., она была основана в 1365 г. прп. Сергием Радонежским на пути в Н. Новгород, куда преподобный отправился по просьбе св. кн. Димитрия Иоанновича Донского примирять братьев князей Бориса и Димитрия Константиновичей. Достоверность этого известия оспаривается совр. историками ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 59-60). В 1-й четв. XVI в. разоренный казанскими татарами и их вассалами Георгиевский мон-рь запустел, с нач. 90-х гг. XVI в. возрожден по инициативе близкого к царской семье троицкого старца Варсонофия (Якимова). Переписные книги со 2-й пол. XVII в. называют его вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. Постройки обители были деревянными. В 1627 г. упоминается клетского типа ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Не позднее 1642 г. был построен теплый храм во имя прп. Сергия Радонежского, на месте к-рого в 1-й пол. XVIII в. возведена новая одноименная церковь. В 1627 г. имелось 8 келий, в 1646 г.- 15 келий, мон-рь был огорожен. К 1678 г. ни ограды, ни келий не существовало. В XV в. обитель владела 2 деревнями и неск. озерами. В кон. XVI в. царями Феодором Иоанновичем и Борисом Феодоровичем Годуновым мон-рю были пожалованы запустевшие земли в Закудемском стане Нижегородского у., покосы и ловли в Муромском у., всего 2626 четв. «в поле». С 20-х гг. XVII в. земли в Закудемском стане стали вотчинами непосредственно Троице-Сергиева мон-ря. Георгиевская пуст. владела лишь угодьями в Муромском у., подмонастырской слободкой и 3 деревнями в Гороховецком у. К 1678 г. и эти земли стали вотчиной Троице-Сергиева мон-ря. К 1763 г. обитель владела лишь подмонастырской слободкой.

http://pravenc.ru/text/166265.html

Святейший Патриарх возглавил встречу принесенных с Афона мощей св. вмч. Георгия Победоносца 23 августа 2005 г. 10:49 Вечером 22 августа в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Всенощное бдение и встречу ковчегов с честными мощами святого великомученика Георгия Победоносца, доставленных в Москву из Кутлумушского монастыря Святой горы Афон. За Всенощным бдением Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управлящий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископы Истринский Арсений и Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк. По прибытии в Москву мощи святого великомученика Георгия Победоносца были установлены в деревянной церкви в честь Державной иконы Божией Матери близ Храма Христа Спасителя. В сопровождении митрополита Ювеналия, афонских монахов, священнослужителей и кремлевской роты почетного караула святыня была принесена к вратам Храма Христа Спасителя, где ковчеги с честными мощами встретил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и сослужившие Его Святейшеству иерархи. Приняв привезенные с Афона святыни, Святейший Патриарх установил их в центре Храма Христа Спасителя и поклонился древним христианским реликвиям. У мощей Предстоятель Русской Православной Церкви совершил помазание богомольцев елеем и раздал иконки святого Георгия с надписью: «В память о принесении святых мощей великомученика Георгия Победоносца со Святой Горы Афон в Московскую епархию Русской Православной Церкви». Знаменательно, что частицы мощей святого покровителя православного воинства принесены в Россию в год 60-летия Великой победы — в день памяти святого Георгия была окончена Великая Отечественная война. Ковчеги с частицами мощей, сопровождаемые насельниками Кутлумушской обители иеромонахами Филофеем, Григорием, монахами Дионисием и Серафимом, будут находиться в России с 22 августа по 28 сентября. В течение трех дней мощи будут доступны для поклонения в Храме Христа Спасителя, затем святыни перевезут в Новодевичий монастырь. На церемонии встречи мощей присутствовал также глава администрации Одинцовского района Московской области Александр Георгиевич Гладышев. Инициатива привезти с Афона святые мощи Георгия Победоносца принадлежит именно ему. В г.Одинцово ведется строительство храма св. великомученика Георгия Победоносца. Поэтому первым городом Подмосковья, куда прибудет ковчег с мощами св. Георгия, станет Одинцово. Ковчег будет установлен в Гребневской церкви. Также мощам святого Георгия Победоносца поклонятся православные жители Подмосковья в храмах, Подольска, Коломны, Егорьевска, Щелкова, Мытищ, Волоколамска и Рузы (см. расписание пребывания мощей в подмосковных городах ). Планируется, что пребывание мощей в России завершится 22—28 сентября в Санкт-Петербурге. Фоторепортаж Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37028.html

1447 Монастырь Ксинап. – Монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт, Ксеноф) во имя вмч. Георгия Победоносца находится на самом берегу моря. Назван по имени основателя обители благочестивого греческого вельможи Ксенофонта в X в. 1448 ...образ чудотворной, некогда от одного варвара ударено было ножвм в шею икона, и потече кровь... и ныне присохшее у иконы тело видно. В соборном храме Георгия Победоносца находятся две чудотворные иконы – Божией Матери и св. вмч. Георгия. Легенда об иконе Богородицы, которую приводит паломник, традиционно на Афоне связывается с «самописным» образом вмч. Георгия из Зографского монастыря (см. коммент. 262). 1449 Монастырь Духояр по храму Архангелов назван. – Монастырь Дохиар во имя св. Архангелов. Основанный в X в. монастырь получил название от должности своего основателя Евфимия, который был дохиаром, или келарем, лавры Афанасия Афонского . 1450 ...остров Евстрат...– Очевидно, речь идет о деревне Сикья, которую до сих пор называют полуостровом Лонгоса. Далее приводится легенда, известная как «Чудо архистратига Михаила, бывшее во Святой горе». 1451 Монастырь Констоманит построен царем Констянтином. – Монастырь Кастамонит во имя св. первомуч. Стефана. По одной из легенд, монастырь основан Константином Великим или его сыном Константом, поэтому в переводе Костамонит означает «обитель Константина». 1452 Монастырь, называемый Изограф. – Монастырь Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца находится на северо-западном склоне Святой горы. Основан в XI в. тремя братьями из Охриды (Болгария). 1453 В нем образ великомученика Георгия, а сам собою написася еще образ чудотворной, по воде пришедши. – Название монастыря Зограф – живописец, дано по местной иконе Георгия Победоносца. Согласно преданию, лик великомученика изобразился на ней сам. На этой иконе, на лике великомученика, виден маленький бугорок, напоминающий о наказании, которому подвергся екклезиарх, оказавший иконе непочтение, ткнув в ланиту святого пальцем. Эту легенду наш паломник. Яким Васильев, связал с иконой Богородицы из монастыря Ксенофонт (см. коммент. 1057). Еще одна икона св Георгия, по местной легенде, приплыла на Афон из Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стиль живописи ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну» близок к росписям ц. св. Таксиархов. Легкие фигуры с маленькими головами имеют изящные пропорции. Лики святых в нижнем ярусе написаны плотно и объемно. Они имеют неск. резкие черты, акцентированные темными контурами (глубоко посаженные глаза, слишком тонкие носы и острые подбородки), но выражения их спокойны. Лица и фигуры персонажей в евангельских сценах трактованы более бегло и подвижно, в них больше динамики и напряженности. В целом росписи ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну» принадлежат к тому же антиклассическому направлению 2-й пол. XIV в., что и фрески ц. св. Таксиархов и росписи остальных касторийских ансамблей этого периода (церкви свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза», свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1383/84), свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» (ок. 1385)). Джурич и Цигаридас предполагают, что все они созданы одной мастерской, работавшей в этом регионе в посл. трети XIV в. Лит.: 1975. С. 31-50; Δρακοπολου. 1997. Σ. 74, 117; Τσιγαρδας. 1999. Σ. 211-250. Церковь свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» - небольшой однонефный храм с деревянным перекрытием, относящийся ко 2-й пол. XIV в. Цигаридас датирует его роспись временем ок. 1385 г., как и фрески ц. вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну». Иконография 2 росписей почти идентична. Фрески юж. стены в ц. свт. Николая Чудотворца «ту Кирици» не сохранились, а на сев. и зап. стенах повторяется тот же краткий праздничный цикл, только на зап. стене вместо «Шествия на Голгофу» изображено «Предательство Иуды». Мн. подробности и даже позы, жесты и выражения лиц в евангельских сценах находят ближайшие аналогии в росписях церквей св. Таксиархов 1359/60 г. и вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну». По предположению Цигаридаса, в храме вмч. Георгия Победоносца работал тот же художник, что и в ц. свт. Николая Чудотворца, к-рый в обоих случаях использовал одни и те же образцы. По стилю живописи эти ансамбли очень близки к росписям ц. св. Таксиархов у Митрополии и к несколько более поздним ансамблям церквей свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза», свт. Афанасия Великого «ту Музаки» 1383/84 г. и др.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Кроме храма прав. Лазаря важнейшими памятниками архитектуры и монументальной живописи К. м. являются церкви Панагии Ангелоктисты в Кити и прп. Антония Великого в Келье. Апсида ц. Панагии Ангелоктисты датируется V в., она украшена уникальной мозаикой VI в. В XI (XII ?) в. апсида была включена в здание типа вписанного креста на 4 столбах (удлинение храма по продольной оси является следствием его перестройки из ранневизант. базилики); сохранились фрагменты фресок сер. XIII в. С сев.-вост. стороны в XII в. была пристроена погребальная часовня св. бессребреников Космы и Дамиана (в ней сохр. фрагменты росписей XIII, 2-й пол. XIV и XV-XVI вв.), с юж. стороны в кон. XIII - нач. XIV в.- лат. капелла (в ней выставлено собрание поствизант. икон). Церковь прп. Антония Великого в Келье также относится к храмам типа вписанного креста на 4 столбах. Она была создана в IX-X вв. и перестроена в XI в. Вместо купола, разрушенного в 1426 г., в ходе ремонтных работ в кон. XV или в нач. XVI в. был сооружен свод, тогда же 3 апсиды заменены одной, реконструирована сев. часть церкви. Нартекс и аркада пристроены в XVIII в. Среди настенных росписей можно проследить по меньшей мере 4 слоя живописи: IX или Х в., 1-й пол.- сер. XI в., нач. XII в. и XIII в. Часть фресок снята и в наст. время находится в Музее Киккского мон-ря. К XII в. относится однонефная сводчатая ц. свт. Василия Великого в Ксилотимву с фрагментами фресок XII (?) в., к 1-й пол. XIII в.- разрушенная ц. св. Неофита близ с. Трули, к XIV в.- ц. мч. Маманта в Аламиносе типа купольного зала, к XV в.- однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца «тис Ангонас» близ Ормидии (с нартексом нач. XVI в.; впосл. зап. стена наоса была разобрана и оба помещения объединены), к XVI в.- церкви мч. Леонтия в Периволии, вмц. Марины в Псематисменосе, Пресв. Богородицы в Кивисили, вмч. Георгия Победоносца в Ксилофагу, вмц. Марины в монастыре вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского близ Ксилотимву, вмц. Варвары на одноименном подворье монастыря Ставровуни, прп. Андроника близ Терсефану, храм, превращенный в мечеть, в Клавдье ( Παπαγεωργου. 1987. Σ. 253-254). Церковь вмч. Георгия Победоносца Макриса, расположенную к северо-западу от Ларнаки, исследователи датируют по-разному: XII, XIV или XVI вв. Храм был назван «Макрис» (т. е. «дальний») для отличия от мон-ря вмч. Георгия Победоносца, который именовался «Кондос» («ближний»). В средние века храм вмч. Георгия Победоносца Макриса являлся приходской церковью сел. Агрину, разрушенного мамлюками в 1426 г. Впосл. здесь возник мон-рь, действовавший до кон. XVIII в. Церковь была перестроена в 1706 г.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010