Лучшим посредником для таких переговоров был, очевидно, александрийский епископ. Афанасий, по-видимому, не был в особо близких отношениях к папе Либерию в последние годы его жизни 600 . Он находился в лучших отношениях с новым папой Дамасом, которого он просил в 371 году осудить не только Урзакия и Валента, но также Авксентия, епископа миланского, изо всех приверженцев риминийского исповедания, пользовавшегося наибольшим доверием у императора Валентиниана. Василий отправил письмо Афанасию 601 , прося его побудить Запад к деятельности в пользу улучшения общего положения и осуществить то, что является под силу только одному ему, Афанасию: объединить православных в Антиохии. Антиохия в глазах Василия была матерью восточных церквей 602 . Общее умиротворение зависело от её внутреннего единства, сильно пошатнувшегося вследствие раскола между Павлином и Мелетием. Ответ Афанасия, доставленный одним из его пресвитеров, придал Василию смелость сделать более решительный шаг. Он посоветовался с Мелетием, и один мелетианский диакон из Антиохии, Дорофей, был назначен для поездки в Рим 603 . Он повез письмо 604 , составленное в общих выражениях, где римлянам напоминалось об их обязанностях по отношению к восточным·церквам, которым некогда помогал папа Дионисий 605 . В настоящее время требуется прислать в Антиохию православных и миролюбивых лиц, способных восстановить нарушенное согласие. Дорофей был снабжен рекомендациями к александрийскому епископу 606 , которому Василий сообщал свои пожелания: Западные должны были прислать все документы того, что было сделано у них со времени Риминийского собора, осудить Маркелла и устроить антиохийские дела. До сих пор они осудили только Ария; при всяком удобном случае они подтверждали это осуждение, но ничего не высказывали по отношению к Маркеллу. Что же касается до Антиохии, то само собою разумелось, что единственно допустимое умиротворение её заключалось в признании прав Мелетия. Тем временем Василий просил Афанасия дать восточным епископам возможность воспользоваться преимуществами церковного общения с ним 607 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Бывый протопоп Аввакум, поп Лазарь, Феодор роздиакон и соловецкаго монастыря бывый чернец Епифанец да будут прокляты». «Поп Никита Суздалец и с ним чернцы Сергий нижегородец, холоп боярский Савватий Костромитин, Дорофей и Гавриил и сообщники их да будут прокляты». «Прошлаго 191 года, во днех месяца Яннуария, изданы печатным тиснением на листах заповеди Божия и церковныя, и иная таинства в присное поучение и ведение всем православным христианом, и Февраля месяца с 1-го числа в Чудове монастыре в притворе церковнем на стене оныя словеса Божия на тех листах, такожде и иныя листы, церковная учения являющии, тамо некто богопротивный человек и церковный отступник ругательно, яко враг Божий, дерзнул все замазати; у иных же приходских церквей оныя заповеди Божия на тех листах изодраны обретошася и на землю, яко злое что, повержены; и знатно сие, яко злии врази креста Христова сотвориша, и которыи люди от злосердца своего соделаша и не каются, да будут прокляти». «В Чудове же монастыре прошлаго 192 лета, Февр. месяца в 5 день изображенную руку правую на дске сложение имущу перстов по преданию св. апостол и св. отец, како сложа персты исповедающе в сложении св. Троицу, всем православным христианом подобает крест на себе изображати, яко и св. апостола Андрея Первозваннаго руки сложение перстов имущи сицево: в сем истинствует некто враг человек и раскольник, деготь со смолою смешав, дерзнул заливати, ненавидя в сложении том исповедания св. Троицы, той да будет проклят». Стр. 500 и сл. См. также у Чистовича, Феофан Прокопович , стр. 64, прим. 2. 351 Востоков, Опис. рукоп. рум. муз. CCCLXXVI uCCCCII, стр. 561 и 607. В летописце Переяславля суздальского устав Ярослава заканчивается фразой: «а через се кто почнет судити, сам оскудеет, а клятва и неблагословение на них св. отец иже в Никее“. 352 От лиц, ненадежных для политического мира и вообще для интересов московского государства, отбирались так называемые » проклятыя “ или «неблагословенныя граматы». Смысл этих грамот был тот, что лица, выдавшие их на себя, так сказать, сами себя отлучали от Церкви, в случае неверности московскому князю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

607 Василий Позняков, описывая в 1560 г. храм Св. Гроба, говорит: «А внутрь над самим св. Гробом Господним горят 43 паникадила день и нощь; а в те кадила наливает масла казначей Гроба Господня, имя ему Галел (вариант: Галеил. – К.П.) » 608 Несомненно, имеется в виду арабское имя Халиль. Таким образом, этот человек был не просто лампадовозжигателем, но и казначеем, то есть контролировал бюджет патриархии. В обстановке, когда влияние арабской элиты на дела патриархата оставалось весьма велико, закрепление преемственности греческой власти, передача патриаршества от Германа к его племяннику Софронию, занимавшему престол следующие 30 лет, была очень сложной операцией. Герман уступил власть Софронию еще при жизни, однако на то требовалось согласие православной общины. В высших кругах церкви велись сложные переговоры, переходящие в конфликты. В приписке к одной арабской рукописи триполийский митрополит Дорофей Дау сообщает о своем пребывании в Иерусалиме зимой 1578/1579 г. в качестве третейского судьи, делегированного константинопольским патриархом для разрешения некоего конфликта между патриархом Германом, с одной стороны, вифлеемским митрополитом Иоакимом и монахами лавры Св. Саввы, с другой. Одновременно с Дорофеем в Иерусалим в качестве экзарха антиохийского патриарха был направлен сайданайский митрополит Симеон. 609 Более чем вероятно, что Иоаким оспаривал наследственную передачу власти племяннику Германа и сам претендовал на патриаршество. Это была последняя попытка сохранить арабское присутствие в высшем иерусалимском клире, хотя участники конфликта, конечно, не мыслили подобными «национально» окрашенными категориями. Сербская монашеская община, преобладавшая в лавре св. Саввы, была больше озабочена не борьбой за патриарший престол, а отстаиванием собственной автономии от иерусалимских патриархов, однако и ее голос имел вес при избрании нового главы палестинских христиан. Несомненно, существовал предварительный сговор между савваитами и их бывшим собратом Иоакимом, и они одновременно предъявили свои претензии патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

605 Старинное лаврское предание говорит, что пр. Иов был погребен в саду, что ныне находится против южных дверей большого или соборного храма Успения Божией Матери, именно против самой пещеры, в которой подвизался. Впоследствии, говорит, это место вошло в состав пещерной церкви, при перестройке Лавры во время Потоцкого (см. ниже гл. V). И действительно, в почаевском архиерейском саду, что примыкает с юга к пещерному храму, в древние времена было кладбище, начиная от архиерейского дома, до места против южных дверей большого храма и конца пещерной церкви на западе. – По сказанию старожилов здесь еще во времена преосв. Иннокентия, архиепископа Волынского (1832 – 1840), стояли надгробные памятники, из коих два еще и теперь можно видеть в Лавре в монастырской ограде. 606 Это было, надо полагать, в то время, когда Дионисий, до возведения в Киевского митрополита, был на Волыни епископом Луцким, стр. 7. Сравн. Описан. Киевософ. Собора стр. 186. Также очерки истории православной церкви на Волыни, Карашевича, стр. 127. Примечание 367. 607 Досифея житие блаж. Иова стр. 6, 7 на обороте. Униатские каталоги говорят, между прочим, что со времени Сильвестра Коссова (1657), будто бы 6 лет не было на Руси православного митрополита. Но сие, по словам митрополита Евгения, опровергается 1) тем, что в 1657 году Дионисий Балабан был избран в митрополиты в Переяславле: 2) данною от царя Алексея Михайловича гетману Брюховецкому и Запорожскому войску гранатою 1665 года, в коей сказано, что Дионисий Балабан в 1657 году присутствовал в Переяславле при присяге гетмана Выговского, и в сей гранате назван митрополитом. (Описание Киево-Софийского собора стр. 186 – 187). 608 По кончине преподобного Иова его место занял Иосиф Добрянский, избранный еще, как мы видели, при жизни Преподобного. Но он, должно быть, правил обителью не долго. Ему наследовал Дорофей Третьяковский, скончавшийся в самый год открытия мощей преподобного Иова (1659 г.). Затем поступил Досифей, скончавшийся в 1664 г. 609 Xiega Cudow «Encomium swienlemu Iobowy Zelezie»: Ihumen pewny, bendac w Poczajowie, przez ciezkie wrzody skraciwazy zdrowie (стр. 17). Также житие блаж. Иова по печатн. изданию стр. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ монофизитский патриарх Александрийский (565 - после 580). В «Хронографии» Феофана Исповедника под 565 г. отмечено, что Д. был тайно рукоположен «во епископа» сторонниками низложенного монофизитского Александрийского патриарха Феодосия I (535-566). Иоанн Эфесский сообщает, что ко времени восшествия на престол правосл. патриарха Александрийского свт. Евлогия I (580 - 13 февр. 607/8) Д. уже «много лет» был патриархом, но не феодосиан, а юлианистов, т. е. сторонников Юлиана Галикарнасского, предыдущим патриархом к-рых был Гайан (535). В пользу достоверности этого сообщения может свидетельствовать письмо Софрония, патриарха Иерусалимского, К-польскому патриарху Сергию, датируемое 30-ми гг. VII в., где некий Дорофей назван отстаивавшим ересь гайанитов (PG. 87. Col. 3192). Ист.: Theoph. Chron. P. 241, 10-11; Ioan. Ephes. Hist. eccl. Vol. 2. P. 34. Лит.: Gutschmid A. Verzeichnis der Patriarchen von Alexandrien// i dem. Kleine Schriften. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 496-497; J ü licher A. Die Liste der alexandrinischen Patriarchen im 6. und 7. Jh.//Festgabe K. M ü ller. T ü b., 1922. S. 22; Maspero J. Histoire des patriarches d " Alexandrie depuis la mort de l " emp é reur Anastase jusqu " à la r é conciliation des Églises jacobites (518-616). P., 1923; Grillmeier A. Die Kirche von Alexandrien mit Nubien und Ä thiopien// i dem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br. etc., 1990. Bd. 2/4. S. 47. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180263.html

Между тем утверждения сектантов, будто в 607 г. был уведен в плен последний иудейский царь Седекия, совершенно безосновательны. Обратимся к святой Библии. «В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его: и предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннар» ( Дан. 1:1–2 ). Происходившее датировано 605 г. до Р.Х. 122 . С этого времени начинается отсчет семидесяти лет вавилонского плена. Это так называемое первое пленение, которое совершил Навуходоносор в первый год своего царствования (605 г. до Р.Х.), когда увел в Вавилон иудеев царского и княжеского рода. Второе пленение Навуходоносор совершил в восьмой год ( 4Цар. 24:12 ) своего царствования: «выселил весь Иерусалим и всех князей, и все храброе войско… и всех плотников и кузнецов; никого не осталось кроме бедного народа земли» ( 4Цар. 24:12–14 ) . Пророк Иеремия увещевал находившихся в Вавилоне и оставшихся в Иерусалиме не восставать против царя Вавилонского, доколе не истечет 70 лет ( Иер. 27, 17; 29,10 ). Однако иудеи не вняли его призыву, и царь Седекия, вступив в сговор с Египтом, восстал против Навуходоносора. Тогда Навуходоносор в девятнадцатый год своего царствования пришел в Иерусалим и разрушил его. Случилось это в 586 г., а не в 607-м, как учат сектанты, царь Седекия был ослеплен и уведен в Вавилон. Откуда же такая путаница в датах? Иеговисты совершенно справедливо отмечают, что вавилонский плен закончился в 537 г. до Р.Х. и, следовательно, свое начало полагает в 607 г. (537+70=607). Из этого они заключают, что Иерусалим был разрушен Навуходоносором в 607 г. Выше мы уже отметили, что в 605 г. (по расчетам иеговистов – в 607 г.) Навуходоносор увел в Вавилон пленных – первое пленение. Какая же дата ближе к истине – 605 или 607 г.? Напомним, что библейская хронология придерживается так называемого включительного счета 123 .. Примером чему может служить сама Библия ( 4Цар. 18:9–10 ), «где указаны три года, длившиеся от четвертого по шестой год царствования царя Езекии» 124 . Подобным образом и трехдневное пребывание Спасителя во гробе включает в себя пятницу после обеда до утра первого дня недели.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

О Церкви О чистоте Церковного Учения, основанного, как и библейский Канон, на Предании, свидетельствует сама природа Церкви как Тела Христова. Апостол Павел писал: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. (1 Кор. 6, 15); и еще: И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор.12, 27); и еще: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24). Свидетель Иеговы : Ваша организация не есть Тело Христово (Церковь). Православие – это историческое явление, не связанное с организацией Бога, тем более с Его Церковью. Православный : Мне кажется, пора перейти к вопросу о Церкви, тем более что вы и я уже затронули его. Как вы думаете, Церковь существует непрерывно от дня своего создания в день Пятидесятницы? Свидетель Иеговы : Мы верим в то, что как организация здесь, на земле, Церковь прекратила свое существование, смешавшись с государством, империей Константина, в IV веке. Она превратилась из Невесты Христа в вавилонскую блудницу. Однако на протяжении всех этих веков отступничества должна была существовать «пшеница» – отдельные истинные христиане-помазанники. Но «пшеница» была смешана с плевелами, худшие из которых – это христианское духовенство, остающееся наиболее существенной частью «семени» сатаны. Об этом сказано и в Писании: Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы (Мф. 13, 24–29). Время отступления, начиная с IV века до 1914 года, – это время, «когда люди спали». В свете пророчеств из Даниила – 4, 20–21, 28–29 – мы можем увидеть, что 2 520 лет, начиная от даты 607 года до н. э., оканчиваются ближе к концу 1914 года, когда Христос Иисус начал править на Небе. Дата 607 год до н. э. означает прекращение Божьего теократического царства. Следовательно, дата 1914 год – начало его восстановления. Итак, царство прекратилось в 607 году до н.э., а вера исказилась, начиная с 325 года н.э. Но, как я уже сказал, остаток сохранялся и в эти времена отступничества. Как сказано у Исаии: Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре (Ис. 1, 9).

http://pravoslavie.ru/106146.html

13. В сем мы познаём, указывает апостол на внутренний опыт христиан, что мы пребываем в Нём (ср. 12 ст. и любовь к Нему совершенна в нас) и Он в нас, что Он дал (перфект.) нам от Духа Своего 606 . Когда мы любим друг друга, в наитеснейшем общении с Богом, мы ощущаем, говорит апостол, действие в нас Духа Божьего. 14. И мы (апостолы) видели (перфект) 607 и свидетельствуем, указывает апостол на своё свидетельство о любви Божией, что Отец послал (перфект) Сына Своего Спасителем миру (ср. 9 ст.). Посему – 15. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, тот познал любовь Божью, в том Бог пребывает и он в Боге. 16. И мы, все христиане, заключает апостол, познали (перфект) и уверовали (перфект) в любовь, которую Бог имеет к нам (Слав., Рус. переводы) 608 в Иисусе Сыне Своём. Итак, Бог – любовь есть, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нём (ср. 12 ст.). 17. Любовь к Богу в нас достигает совершенства, наконец раскрывает апостол совершенство нашей любви (см. 12 ст.), в том, что мы будем иметь дерзновение в день суда (ср. 2:28), потому что, как Он (κενος, И. Христос), и мы в мире сем. И мы в мире сем дети Божьи и, когда мир подвергнется суду, мы не придём на суд, но перейдём от смерти в жизнь вечную ( Ин. 5:24 ) 609 . 18. Страха нет в любви, прибавляет апостол, но совершенная любовь изгоняет страх вон, потому что в страхе есть мучение, боязнь осуждения и наказания; боящийся же не совершенен в любви, где боязнь, там совершенной любви нет. Любовь по своей природе есть преданность другому, страх – боязнь и желание укрыться от другого. Совершенная любовь, таким образом, не может заключать в себе страха, и где страх, там нет совершенной любви. Сказав о нашей любви, достигающей совершенства в дерзновении пред Богом, апостол опять напоминает читателям, что такой любви они достигают, любя братьев. 19. Мы (μες) любим Его 610 , потому что Он первый возлюбил нас (ср. 10 ст.). 20. Кто (же) говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо если кто не любит брата своего, которого видит (ср. 3:17: видя брата своего в нужде), тот Бога, Которого не видит, (так что для того, чтобы любить Его, человеку должно возвыситься над всем земным и чувственно-воспринимаемым) не может любить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

23 604 И вошел Израиль в Египет, Иаков поселился на земле Хамовой. 24 И приумножил Господь народ Свой, и стал он сильнее врагов своих. 25 Склонил Он сердца египтян возненавидеть народ Его, коварство учинить рабам Его. 26 Послал Он Моисея, раба Своего, Аарона, избранника Своего; 27 Поведал им о грядущих знамениях Своих и чудесах на земле Хамовой. 28 605 И навел Он тьму и мрак на египтян, ибо отвергли они слова Его. 29 Обратил воды их в кровь и уморил рыбу в них. 30 Вскипела земля их жабами, проникали они даже в сокровищницы царей. 31 Повелел, и налетели песьи мухи и вредные мошки во все пределы их; 32 Наслал на них вместо дождей град и огонь, опаляющий землю их; 33 И поразил виноградники их и смоковницы их, и сокрушил все деревья в пределах их. 34 Повелел, и появились саранча и гусеницы, не было им числа; 35 И съели всю траву на земле их, и пожрали все плоды земли их. 36 И поразил Он всякого первенца на земле их, начатки всех трудов их. 37 606 И вывел народ Свой, обогащенный серебром и золотом; и не было в их коленах больных. 38 Обрадован был Египет уходом их, ибо страх пред ними напал на него. 39 607 Распростер Господь облако, как покров над ними, и послал огонь, да светит им ночью. 40 Просили они, и налетели перепела, и хлебом небесным насытил Он народ Свой; 41 Разверз Он камень, и потекли воды, потекли в пустыне безводной реки; 42 608 Ибо Он помнил слово святое Свое, сказанное Аврааму, рабу Его. 43 И вывел Он народ Свой в радости, избранников Своих в веселии. 44 И даровал им земли язычников, плоды труда народов унаследовали они, 45 Чтоб сохраняли повеления Его и закон Его соблюдали. Слава: 545 Пятый из семи покаянных псалмов (см. пс. 6:31, 37, 50, 129, 146). Псалом делится на две части. В первой (ст. 2–12) Псалмопевец со стоном взирает сам на себя, живописует внешние признаки своего горя, свое одиночество, напоминая этим праведного Иова; свою беду он воспринимает как кару Божию, как гнев Божий. Во второй части (ст. 13 и след.) место самоуничижения заступает восторженный гимн Богу: измученный человек поет теперь о дивном величии Божием, о милости и близости Бога к Своему народу, о Его славе среди всех племен, о его вечности и силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25; 11. 12), что позволило сделать вывод о том, что ап. Павел имплицитно ссылался на известную ему палестинскую традицию ( Frey. The Impact. 2006. P. 452). Свидетельства 2 кумранских текстов - «Комментария (пешера) на Книгу прор. Наума» и (в меньшей степени) «Храмового свитка» помогают понять интерпретацию Втор 21. 22-23 у ап. Павла. Слова Второзакония «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» цитируются ап. Павлом в контексте, не соответствующем предписанию Второзакония: «Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Гал 3. 13). Ап. Павел подразумевает, что повешение на древе - это распятие, между тем как во Втор 21. 22 речь идет о действии в отношении уже казненного человека («если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве...»). После введения в научный оборот кумран. текстов стало ясно, что ап. Павел был не первым автором, который провел связь между Втор 21. 22 и распятием. В «Комментарии на Книгу прор. Наума» содержится ясный намек на казнь фарисеев - противников Александра Янная: ««[И он наполняет пищей] нору свою и логовище свое растерзанной добычей» (Наум 2. 12). Имеется в виду Яростный лев, [который... учинил ме]сть над толкователями скользкого, который вешает людей живыми... [что не делалось] в Израиле прежде, ибо о живом [человеке], повешенном на [дереве], говорится [в Писании]» (1QpNah 1. 6-8). Указание на     («повешенный живой») отсылает к   из Втор 21. 23 (       букв.- «проклятие Бога - повешенный»). Из повествования Иосифа Флавия известно, что царь Александр Яннай приказал распять ок. 800 своих противников. Отождествление «Яростного льва» с Яннаем считается достаточно надежно доказанным. Т. о., 1QpNah 1. 6-8 содержит свидетельство того, что уже в хасмонейскую эпоху текст Втор 21. 22-23 мог соотноситься с распятием ( Fitzmyer. 1999. P. 607-608). Расширенная версия Втор 21. 22-23 представлена в 11QT 64. 6-13. Здесь конкретизируются преступления, за к-рые полагается казнь, упомянутая во Втор 21.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010