" Внутренний наш человек каждодневно обновляется вкушением любви, в полноту же возраста приходит только вместе с полным совершенством любви " (блаж. Диадох). " Любовь (к Богу), - говорит о совершенной любви св. Исаак Сирин, - от молитвы (совершенной), а молитва - от пребывания в отшельничестве... Отшельничество предваряется отречением от мира... Ненависть к миру (страстей предваряется) - страхом Божиим и вожделением Бога... " (От. 249). Вожделение Бога или начало любви к Нему, и страх Его, т. е. вера в Него, а не одна вера вне любви, лежат, по учению Отцов, в основании восхождения через подвиг к совершенной любви и совершенной вере. Броня веры и любви (1 Фесал. 5, 8) есть неразрывная одежда подвижника. Послушай, что говорит Апостол Павел: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы (1 Кор. 13, 13). Итак, поелику вера сочетана с надеждой, а надежда сопутствует любви - то явно, что кто не имеет любви, не имеет надежды - а кто не имеет надежды, не имеет и веры... Кто не может любить Бога, тот, конечно, не может и веровать в Него " (преп. Симеон Новый Богослов. СБ - сл. 63). " Где нет любви, там нет веры. Вера без любви не бывает " (свт. Тихон Задонский. Т - 100). " Вера есть высочайшее благо, когда она проистекает из сердца, пламенеющего любовью " (св. Иоанн Златоуст. ЗЛ - 110). " Любовь есть источник веры " (свт. Иоанн Лествичник. Д 5-440). Вот почему Апостол сказал не только то, что вера действует любовью (Гал. 5, 6), но и то, что любовь... всему верит (1 Кор. 13). Путь к Богу есть постепенное возрастание в благодати Божией, верящей любви и любящей веру. " Верою и любовию приступим " - поем мы из Литургии Преждеосвященных Даров, - " да причастницы Жизни вечныя будем " . " Вера (есть) начало любви " (авва Евагрий. Д I - 608). Их неразрывность в учении Отцов - залог истинности и любви, и веры. Именно при этом сочетании, о котором учат Отцы, конкретность любви не перейдет в отвлеченность альтруизма, а вера не сделается бессильной и ненужной словесностью. Только неся в себе начало любви, вера пускает в землю сердца живые и могучие корни и только в сердце, верящем в Источник любви, может быть создан для любви надежный дом. " Невозможно, чтоб в душе человека обреталась любовь Божия, когда нет в ней веры и упования " (преп. Симеон Новый Богослов. СБ II, 112).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Удивительно, с какой непосредственной ясностью жили Святые и Евангельские часы и минуты истории. " Сказывал авва Исаак: " Однажды я сидел у аввы Пимена (Великого) и увидел, что он пришел в исступление. Я поклонился ему до земли, прося сказать мне, где он был? Принужденный объявить тайну свою, он сказал: " Мой ум был при кресте Спасителя в те минуты, когда при кресте стояла Богоматерь Мария и плакала. Мне бы хотелось так плакать всегда " (От. 404). Отцы сказали нам слово, взятое из самого сердца первохристианской церкви: " любовь есть источник веры! " Этим словом они одновременно вскрывают всю причину нашего маловерия: мы потому не верим, что не любим, или - что то же самое - любим только себя. " Причина неверия - любление земной славы, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще (Ин. 5, 44) (преп. Амвросий Оптинский, А - 37). " Бог, имея попечение о нашем благополучии, дал нам заповедь: возлюбили искреннего твоего, яко себе самого (Мк. XII, 31). Было то некогда, когда у христиан было и сердце, и душа едина " (Деян. 4, 32); ныне тому противное видим. Ныне у христиан сердце противу сердца, и душа противу души, ныне... очень редко у кого бы на сердце любовь была. Уже бо " за умножение беззаконий иссякла любовь " (Мф. 24, 12). Христиане, горе нам без любви! Где нет любви, тамо нет веры; вера бо без любви не бывает " (св. Тихон Задонский, Т - 100). С какой тоской о холодеющих людях говорили святые. " Умоляю убо тебя любовью.., - пишет св. Исаак Сирин, - не устудить в душе своей горячности любви ко Христу, ради тебя вкусившему желчь на древе крестном... Понуждай себя подражать смирению Христову, чтобы возгорелся скорее огонь, им в тебя вложенный " (Д II - 729). " ...Да обретешь ты Бога, Коего вожделеваешь " (блаж. Зосима, Д III - 111). Только тогда человек и обретает Бога, когда его словесная или внешняя вера становится верой горячего сердца и ума. " Есть в нас по естеству вожделение (к Богу), - и без сего вожделения к Богу нет и любви: ради сего Даниил назван мужем желаний (Дан. 9, 23) (преп. авва Исаия, Д I - 284).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Инструкция учителям, како им в должности звания своего поступать. I, 242. Искушение. I, 171, 215, 225; II, 53 (§ XCIX), 94 (§ CXXXV); III, 16 (§ 284), 101, 103 (§ 4–5), 91–94 (пис. 79–81), 152 (§ 49). Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию. V, 227. О Испытании себе самаго. V, 178 (сл. 1), 272 (пис. 9), 269 (пис. 8); IV, 169 92) О Истинной печали, или жалении. III, 311 (гл. 14), 240 (§ 403) II, 60 (§ CVIII); V, 12 (пис. 13); 15 (пис. 15). Истинному христианину все дела свои во славу Божию творити должно. III, 331; II, 37 (§ LXV). См. еще Хищник. О Истинном Христианстве. Т. II-III. О Истине Св. Писания. V, 246 (пис. 2-е). О Истине Евангельскаго учения. V, 232. Исшедший из тьмы, из темницы, из плена (обратившийся от беззаконнаго жития к Богу). IV, 110. К Какие знаки живой веры в человеке? V, 260 (пис. 5). См. еще о Вере. Какия добрыя и как худыя мысли у души. V, 112–115. Какия душевныя болезни. V, 111. Како может человек свое сердце исправить. V, 102. Како Бог призывает грешника на покаяние. II, 197. Како христианин может себе утешать в приключающихся скорбех. III, 269, гл. II-я: а) в духовном искушении, которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие: 276, § 421 (см. еще: к Отчаявающемуся в своем спасении, Евангелие, о Надежде и утешении хотящим каятися, о Любви Божией к человеку, Искушение, и под.); б) в искушении, которое бывает чрез злые и хульные помыслы: 284, § 422; в) потерпевший от клеветы: 286, § 423 (см. еще: т. I, 237, пис. 14-е, – 131, 224; II, 39, § LXVIII,–43, § LXXIX,–169 § 94); г) изгнанный из отечества и дома своего: 290, § 424; д) беззаступный, обиждаемый от сильнаго: II, 189 (§ 127); е) страждущий в болезни: 292 (§ 425); ж) утешение противу нищеты: 293, § 426 (см. еще т. II, 330, § 263). з) противу страха смертнаго: т. II, 221 (§ 163); и) сетующий по умершем: II, 223 (§ 164); и во всякой скорби и тесноте: III, 269–276 (§ 420), стр. 104 (§ 6–7), 374 (§ 488); II, 53 (§ XCIX), 283 (§ 220); IV, 186 100), 333; V, 68 (пис. 49), 325 (пис. 28), 333 (пис. 36); I, 211). См. еще: Счастие, о Терпении, Не бойся: Я с тобою, о Прибежище христианском, о Присутствии Божием с христианами с христианами в скорбех их, Отеческое Божие наказание, о Надежде, и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Совета иерею, как поступать при исповеди и приобщении св. Таин . I. 6–9, 14 (X); V, 341 (IV). Сокровище духовное, от мира собираемое. Т. IV. Сокровище (небесное, благодать Божия, в христианских сердцах живущая и все нужды их и недостатки исполняющая). IV, 315. Солнце (Бог, просвещающий всякаго человека). IV, 2. Сосуд полный и праздный (только свободное от греховных пристрастий сердце удобно есть к восприятию Божия любве). IV, 328. Способы некие, как от сует отстать. V, 36–46 (пис. 26), 32 (пис. 23), 34 (пис. 25); II, 254 (§ 195); III, 258 (§ 418). О сребролюбии и лихоимании. II, 176. См. еще о Лихоимстве. Сторож (пастырь церкви). IV, 337. См. еще о Должности пастырей. Страдания Христовы, нас ради воспринятыя. III, 33–48 (§ 297), 145 (гл. 3-я), 246 (§ 408); II, 65 (§ CXII); IV, 244, 19 10), 22 11); V, 65–66 (пис. 45–46), 98 (пис. 87), 108 (пис. 99), 115–117 (пис. 103–104), 123 (пис. 112), 151 (§ 46) и 227. Страх Божий. I, 151, 200: II, 232 (гл. 1); V, 302 (пис. 16). Стыдно мне на тебе смотреть (тако с желанием исповедуется пред Богом христианская душа, много Ему согрешившая, но потом в чувство пришедшая и кающаяся). IV, 353. Стыд (чего стыдиться должно христианину). IV, 111. Семя (слово Божие). IV, 61. Сятва и жатва (о сеянии добрых дел в настоящем житии и пожинании плодов в последний день). IV, 63; II, 23 (§ XXXVI-VII), 104 (§ CXLVI). Сеть (повсюду распростертая диаволом для уловления христиан в погибель) IV, 102, 287 120). О суетном и прелестном украшении. II, 145 (гл. 4); 1, 134 (§ IX); III, 223 (§ 393); IV, 366. Счастие (христианина). IV, 95–100. Тут же, на стр. 98: «Утешение людям благочестивым, но по мipy сему несчастливым». Т Тамо нам безопасно будет (в будущей жизни). IV, 364. Терпение. I, 174; II, 270, 90 (§ CXXIX); III, 227 (§ 398), 412 (§ 320); V, 128–130 (пис. 117–118), 135–136 (пис. 120–121), 337 (пис. 42) Тина или грязь на дне ключа (во глубине сердца человеческаго имеется всякая нечистота). IV, 121. О Торжестве и славе вечной избранных Божиих . III, 419, 378 (§ 491); II, 45 (§ LXXXIV), 80 (§ СХХ); IV, 49–56 28), 364 149).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», – говорит Господь Иисус в Нагорной проповеди ( Мф.5:28 ). «Похоть… зачавши, рождает грех , а сделанный грех рождает смерть», – предупреждает апостол Иаков ( Иак.1:15 ). «Блудники… Царства Божия не наследуют», – утверждает апостол Павел ( 1Кор.6:9–10 ). Эти слова в полной мере относятся как к потребителям, так и еще в большей степени к изготовителям порнографической продукции. К последним применимы также слова Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской… Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ( Мф.18:6–7 ). «Блуд есть яд, умерщвляющий душу… Кто блудодействует, тот отрекается от Христа», – учил святитель  Тихон Задонский . Святой  Димитрий Ростовский  писал: «Тело каждого христианина – не его, а Христово, согласно словам Писания: “Вы – тело Христово, а порознь – члены” ( 1Кор.12:27 ). И не подобает тебе осквернять тело Христово делами плотскими, сладострастными, кроме законного супружества. Ибо ты дом Христов, по словам апостола: “Храм Божий свят; а этот храм – вы” ( 1Кор.3:17 )». Древняя Церковь в писаниях своих отцов и учителей (таких как Климент Александрийский , святитель  Григорий Нисский  и святитель  Иоанн Златоуст ) неизменно осуждала непристойные театральные сцены и изображения. Под страхом отлучения от Церкви 100-е правило Трулльского собора запрещает изготовлять «изображения, …растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий». Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа ( 1Кор.6:19–20 ). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения. По этой же причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

" Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем " , - говорит Господь Иисус в Нагорной проповеди (Мф. 5. 28). " Похоть… зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть " , - предупреждает апостол Иаков (Иак. 1. 15). " Блудники... Царства Божия не наследуют " , - утверждает апостол Павел (1 Кор. 6. 9-10). Эти слова в полной мере относятся как к потребителям, так и еще в большей степени к изготовителям порнографической продукции. К последним применимы также слова Христа: " Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... Горе тому человеку, через которого соблазн приходит " (Мф. 18. 6-7). " Блуд есть яд, умерщвляющий душу... Кто блудодействует, тот отрекается от Христа " , - учил святитель Тихон Задонский. Святой Димитрий Ростовский писал: " Тело каждого христианина - не его, а Христово, согласно словам Писания: “Вы - тело Христово, а порознь – члены” (1 Кор. 12. 27). И не подобает тебе осквернять тело Христово делами плотскими, сладострастными, кроме законного супружества. Ибо ты дом Христов, по словам апостола: “Храм Божий свят; а этот храм – вы” (1 Кор. 3. 17) " . Древняя Церковь в писаниях своих отцов и учителей (таких как Климент Александрийский, святитель Григорий Нисский и святитель Иоанн Златоуст) неизменно осуждала непристойные театральные сцены и изображения. Под страхом отлучения от Церкви 100-е правило Трулльского собора запрещает изготовлять " изображения, ...растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий " . Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6. 19-20). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, " единомыслие душ и телес " супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения. По этой же причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем, – говорит Господь Иисус в Нагорной проповеди ( Мф. 5:28 ). Похоть... зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть, – предупреждает Апостол Иаков ( Иак. 1:15 ). Блудники... Царства Божия не наследуют, – утверждает Апостол Павел ( 1Кор. 6:9–10 ). Эти слова в полной мере относятся как к потребителям, так и еще в большей степени к изготовителям порнографической продукции. К последним применимы также слова Христа: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... горе тому человеку, через которого соблазн приходит ( Мф. 18:6–7 ). «Блуд есть яд, умерщвляющий душу… Кто блудодействует, тот отрекается от Христа», – учил святитель Тихон Задонский . Святой Димитрий Ростовский писал: «Тело каждого христианина – не его, а Христово, согласно словам Писания: вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:27 ). И не подобает тебе осквернять тело Христово делами плотскими, сладострастными, кроме законного супружества. Ибо ты дом Христов, по словам Апостола: храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор. 3:17 )». Древняя Церковь в писаниях своих отцов и учителей (таких, как Климент Александрийский , святитель Григорий Нисский и святитель Иоанн Златоуст ) неизменно осуждала непристойные театральные сцены и изображения. Под страхом отлучения от Церкви 100-е правило Трулльского Собора запрещает изготовлять «изображения ... растлевающия ум и производящия воспламенения нечистых удовольствий». Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа ( 1Кор. 6:19–20 ). Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения. По этой же причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Интимные отношения мужчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, но и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо нравственными обязательствами. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением этого диавольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества. “Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем”, — говорит Господь Иисус в Нагорной проповеди (Мф 5:28). “Похоть зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть”, — предупреждает апостол Иаков (Иак 1:15). “Блудники Царства Божия не наследуют”, — утверждает апостол Павел (1 Кор 6:9–10). Эти слова в полной мере относятся как к потребителям, так и еще в большей степени к изготовителям порнографической продукции. К последним применимы также слова Христа: “Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской Горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мф 18:6–7). “Блуд есть яд, умерщвляющий душу Кто блудодействует, тот отрекается от Христа”, — учил святитель Тихон Задонский. Святой Димитрий Ростовский писал: “Тело каждого христианина — не его, а Христово, согласно словам Писания: “Вы — тело Христово, а порознь — члены” (1 Кор 12:27). И не подобает тебе осквернять тело Христово делами плотскими, сладострастными, кроме законного супружества. Ибо ты дом Христов, по словам апостола: “Храм Божий свят; а этот храм — вы” (1 Кор 3:17)”. Древняя Церковь в писаниях своих отцов и учителей (таких как Климент Александрийский, святитель Григорий Нисский и святитель Иоанн Златоуст) неизменно осуждала непристойные театральные сцены и изображения. Под страхом отлучения от Церкви 100-е правило Трулльского собора запрещает изготовлять “изображения растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий”.

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

«Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом» ( 3Цар.2:1–3 ). §460. 1) Монарх не имеет над собою обладателя на земле, но имеет на небесах Того, Который небом и землею владеет: «Владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» ( Дан.4:22 ). Не имеет повелителя на земле, но имеет на небесах; не имеет надзирателя и судьи – человека, но имеет Бога, Который все дела, слова и помыслы человеческие видит (см. Пс.32:13–15, 138:1–16 ), и судит всякого по делам его ( Рим.2:6 ), «не убоится лица и не устрашится величия» ( Прем.6:7 ). Сего ради благочестивый монарх, во-первых, что подданным своим повелевает, то сам долг имеет делать, и что им запрещает, оттого сам прежде (должен) удаляться, дабы за что прочих судит, в том самого совесть не судила перед Богом. 2) Царь на высоком месте сидит и потому всем виден; все на него обращают глаза свои, не только присутствующие, но и далеко от него живущие, дела и слова его примечают, и все хотят знать, что делает в палатах своих, и образ жития своего от него приемлют, и по примеру его обращаться хотят. Того ради хотя и всем христианам, но особенно высоко поставленным, как на свечнике, нужно примечать Христово слово: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). 3) Царский престол много окружает ласкателей, как довольно того видим в историях, от которых иные, желая в милость монарху вкрасться, иные злобу, на другого начавшуюся, совершить, много могут лестным и ядовитым своим языком успеть, недостойных хваля, а достойных минуя или пороча, и так человека, не знающего умыслов сердечных, обмануть, и тем обществу вред нанести. Поэтому благочестивая корона одолжается не скоро таковым верить, но испытывать, а клеветников изгонять, по примеру святого царя Израилева Давида: «Тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял; с имеющим гордое око и ненасытное сердце – с сим я не ел» ( Пс.100:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Таким образом, определяя грани (границы) дозволенного (негреховного) в отношение супружеской близости, необходимо избегать чрезмерности, как со стороны воздержания (чтобы не впасть в грех мысленного или физического прелюбодейства), так и со стороны излишеств (чтобы не впасть в разнузданность) 80 . 4. грешна ли супружеская близость без цели зачатия? Апостол Павел учит: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ... Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим … Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:2, 5, 9 ). Свт. Иоанн Златоуст наставляет: «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие…» (цит. по 6:100, со ссылкой на: Беседа на слова: “блудодеяния ради”… ( 1Кор. 7:2 ), с. 209, т. III, кн. I); «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену ( 1Кор. 7:2 ). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели (целомудрие и деторождение – П.Д.), но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности» (13, ч. 2, п. 19). Кроме того, свтт. Иоанн Златоуст и Тихон Задонский рекомендуют с осмотрительностью относится к своему воздержанию и соблюдать при этом меру (15:647; 53:177).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010