В течение более 50 лет бесчисленное множество православных христиан со всей Северной Америки находили духовное утешение и укрепление от Матери Божией перед ее святейшей иконой, которая была помещена в Свято-Троицком соборе - том самом соборе, что был построен ровно 100 лет назад под руководством святителя Тихона Московского, который в то время служил архиепископом Североамериканским, а также священномученика Иоанна Кочурова, настоятеля собора. Как хранитель иконы архиепископ Иоанн ожидал того дня, когда настанут благоприятные условия для возвращения иконы в возлюбленный им Тихвинский монастырь, где она почиталась бесчисленным множеством православных с конца 14 века. На прошлой неделе, во время ежегодного паломничества в монастырь святителя Тихона Задонского в Пенсильвании (святитель Тихон Московский также основал этот старейший в Северной Америке монастырь), тысячи православных христиан молились и помазывались у чудотворной иконы перед ее " путешествием домой " . Как волнительно было вглядываться в лица верующих, которые с глубокой верой и любовью прибегали к предстательству Матери Божией! Каким удивительным напоминанием это было для всех о том, что мы, православные христиане из России и Северной Америки, разделяем вместе! В то время как история Православной Церкви в Америке тесно связана с историей ее духовной Матери - Русской Православной Церкви, именно в нашем общем свидетельстве Евангелию и взаимных обязательствах учить и крестить все народы находим мы наше существенное единство в служении другим людям, в утолении духовной жажды тех, которые, подобно самарянке, тоскуют по той самой " Живой Воде " , которая, как напоминает нам св. Ириней, есть Сам Дух Святой. В то время как мы, со стороны одной перспективы, живем в двух разных мирах, наш " истинный дом " - Царство Божие - в полноте являет себя в Теле Христовом - Церкви, превосходит " различные миры " , в которых мы трудимся и живем. Наше общее духовное наследие, из которого святитель Иннокентий и чудотворная Тихвинская икона Матери Божией суть лишь два примера, должно быть основным фокусом нашего внимания, но т.к.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Инструкция учителям, како им в должности звания своего поступать. I, 242. Искушение. I, 171, 215, 225; II, 53 (§ XCIX), 94 (§ CXXXV); III, 16 (§ 284), 101, 103 (§ 4–5), 91–94 (пис. 79–81), 152 (§ 49). Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию. V, 227. О Испытании себе самаго. V, 178 (сл. 1), 272 (пис. 9), 269 (пис. 8); IV, 169 92) О Истинной печали, или жалении. III, 311 (гл. 14), 240 (§ 403) II, 60 (§ CVIII); V, 12 (пис. 13); 15 (пис. 15). Истинному христианину все дела свои во славу Божию творити должно. III, 331; II, 37 (§ LXV). См. еще Хищник. О Истинном Христианстве. Т. II-III. О Истине Св. Писания. V, 246 (пис. 2-е). О Истине Евангельскаго учения. V, 232. Исшедший из тьмы, из темницы, из плена (обратившийся от беззаконнаго жития к Богу). IV, 110. К Какие знаки живой веры в человеке? V, 260 (пис. 5). См. еще о Вере. Какия добрыя и как худыя мысли у души. V, 112–115. Какия душевныя болезни. V, 111. Како может человек свое сердце исправить. V, 102. Како Бог призывает грешника на покаяние. II, 197. Како христианин может себе утешать в приключающихся скорбех. III, 269, гл. II-я: а) в духовном искушении, которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие: 276, § 421 (см. еще: к Отчаявающемуся в своем спасении, Евангелие, о Надежде и утешении хотящим каятися, о Любви Божией к человеку, Искушение, и под.); б) в искушении, которое бывает чрез злые и хульные помыслы: 284, § 422; в) потерпевший от клеветы: 286, § 423 (см. еще: т. I, 237, пис. 14-е, – 131, 224; II, 39, § LXVIII,–43, § LXXIX,–169 § 94); г) изгнанный из отечества и дома своего: 290, § 424; д) беззаступный, обиждаемый от сильнаго: II, 189 (§ 127); е) страждущий в болезни: 292 (§ 425); ж) утешение противу нищеты: 293, § 426 (см. еще т. II, 330, § 263). з) противу страха смертнаго: т. II, 221 (§ 163); и) сетующий по умершем: II, 223 (§ 164); и во всякой скорби и тесноте: III, 269–276 (§ 420), стр. 104 (§ 6–7), 374 (§ 488); II, 53 (§ XCIX), 283 (§ 220); IV, 186 100), 333; V, 68 (пис. 49), 325 (пис. 28), 333 (пис. 36); I, 211). См. еще: Счастие, о Терпении, Не бойся: Я с тобою, о Прибежище христианском, о Присутствии Божием с христианами с христианами в скорбех их, Отеческое Божие наказание, о Надежде, и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Знай, христианине»,  заключает св. Тихон свои богомудрые наставления:  «что нет никакой и малейшей пользы, где душе пагуба. Что во всем мире когда душа погибнет? Пропадай вся слава, богатство и роскошь, только бы душа спаслась! " Вот чему и как учил наш великий святитель Тихон! Все это его учение, подкрепляемое многократными ссылками на Священное Писание и на Творения великих наставников христианской древности – Святых Отцев Церкви, находится в полной гармонии и соответствии со всем Богооткровенным учением христианской веры и благочестия, а потому должно быть принимаемо нами всем сердцем и безоговорочно. Но кто в наше время знает и читает Творения святителя Тихона? кто последует в своей жизни его богомудрым советам и наставлениям? Жизнь далеко ушла «вперед» от истинно-христианской веры и благочестия, и современные учителя веры и даже рядовые верующие считают себя более «просвещенными», чем был святитель Тихон – во всяком случае «более современными», и это решаются ставить себе в заслугу и честь, совершенно забывая, что, как  «Христос вчера и днесь, Тойже и во веки»   ( Евр. 13, 8 ), так и  истинное учение христианской веры и благочестия во все века пребывает и до скончания века пребудет неизменным. Когда рухнула наша несчастная Родина, не пожелавшая идти путем послушания заветам своего великого святителя, как и других наших богомудрых наставников, все в мире заколебалось в своих устоях, – страшно сказать! – заколебалось, по давнишнему, сделанному еще 100 лет тому назад, предречению Епископа Игнатия (Брянчанинова) и здание истинной Церкви – Церкви Православной. Это колебание здания Церкви выразилось в возникновении так называемой «Живой церкви» и «обновленчества» у нас на Родине, порабощенной безбожниками-коммунистами, а затем – и советской церкви, служащей послушным орудием богоборческой власти. Этот дух «обновленчества» проник и за границу, во все остальные поместные православные церкви. И вот ныне мы стоим перед страшным фактом – созывом совещания представителей всех православных поместных церквей с целью пересмотреть  заново все православное веро- и нравоучение и церковные каноны , несомненно с тенденцией каких-то реформ в Православии, долженствующих извратить дух истинного Православия, существо которого, как учит св. Тихон, в полном согласии со Словом Божиим и учением древних Отцев, заключается в  «презрении и отрицании мира».  И если не найдется в нашей среде нового Максима Исповедника или Марка Ефесского , который мужественно возвысит свой голос в защиту истины, то действительно «дело православной веры можно будет признать приближающимся к решительной развязке», как предсказывал тот же наш святитель Игнатий, и истинная Церковь Христова сосредоточится вся лишь в «малом остатке спасающихся», по его же выражению.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь - православный мужской монастырь в Липецкой области. Открыт в 1865 году. Был закрыт в 1920 г., возвращен Церкви в 1991 году. Содержание История [ править править код ] Монастырь открылся в 1991 году на месте бывшего Тихоновского общежительного мужского монастыря, закрытого в 1920 году. Тихоновский мужской монастырь получил статус самостоятельного в мае 1873 года, поэтому среди других монастырей России считался достаточно молодым. Монашеское житие на его территории началось в 1865 году, когда настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий с разрешения епархиального управления начал строительство скита. Место для будущего монастыря было выбрано не случайно. Его очень любил угодник Божий святитель Тихон Задонский. В 1768 году после оставления кафедры он поселился в Задонском Богородицком монастыре и часто посещал один из уединённых уголков леса, называя его «раем земным». Своими руками он выкопал и обустроил здесь колодец. После кончины в 1783 году святителя Тихона Задонского, люди стали пользоваться водой из его колодца как целебной, и многие получали облегчение от болезней. Строительство скита началось с деревянной трёхпрестольной церкви во имя новоявленного угодника Божия Тихона. К церкви был пристроен двухэтажный корпус с кельями для братии. В начале XX века Тихоновский монастырь насчитывал около 100 человек монахов. После революции 1917 года обитель постигла участь большинства русских монастырей. В декабре 1920 года она была закрыта. Монастырь разграбили и почти полностью разрушили, на его территории долгие годы размещался Задонский психоневрологический интернат. 29 апреля 1991 года территория в пределах ограды Тихоновского монастыря была возвращена Русской православной церкви. Здесь, под молитвенным покровом святителя Тихона Задонского собрались сёстры. Постепенно руины бывшего монастыря вновь превратились в благоустроенную иноческую обитель. В 1991 году построена часовня над колодцем святителя Тихона и маленькая купальня. С 19 августа того же года возобновлено богослужение в надвратном храме Преображения Господня. 17 апреля 1993 года освящён восстановленный соборный Троицкий храм. В 1994 году завершилось восстановление колокольни, в следующем году отстроена просторная купальня на источнике св. Тихона. В 1996 году восстановили угловые башни, в 1997-м отстроен новый трёхэтажный корпус с трапезной и кельями для сестёр. С 2000 году начались реставрационные работы в Успенском храме, в 2001-м закончилось строительство гостиничного корпуса. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Тихо...

Синод» (Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПб., 1896. С. 109); «...а может быть, и потому еще, — объясняет автор «Жития святителя Тихона», — что почитал служение Божественной литургии слишком торжественным для епископа оставившего свою кафедру; может быть его удерживало и нерасположение к нему приемника, Тихона II, который оставался с ним в холодных отношениях во все время управления епархиею Воронежскою; как видно он не посещал уединившегося собрата и даже спрашивал Св. Синод: «Можно ли дозволить священнодействовать уволенному епископу, если того пожелает?» Св. Синод нашел неуместным даже вопрос о сем, так как Тихон уволен был по от должности по собственному желанию, и приказал снабдить Святителя нужною для служения ризницею; но довольно было одного подобного вопроса, чтобы навсегда удержать Тихона от священнодействия в епархии, уже ему чуждой, дабы тем не возбуждать неудовольствия ее нового предстоятеля». (Житие святителя Тихона Задонского. СПб., 1864. С. 33–34) 98 Описанном. 99 Порог. 100 «Любовь, – замечает Святитель, – не смотрит на лица, не разбирает чина; она там отлагает преимущества титула своего, где нужда бедного требует». Насколько верен был этому евангельскому учению великий Святитель, показывает следующий случай. Преосвященный Тихон гостил в Ельце. Однажды является к Святителю бедная елецкая мещанка, с пятью малолетними детьми. «У меня нет ни куска хлеба, ни копейки денег, – говорит она Святителю, – да и работать не могу: утратила с ними, с детьми силу свою. Помоги, владыка, чем можешь». Святителя живо тронуло положение семьи: мальчиков он взял к себе на воспитание, остальным помог деньгами. Но замечательно: вопреки величанию «благородием своим, именами и титулами своими», Святитель не забывал и потом, когда приезжал в Елец, лично навещать бедную мещанку.Когда не застанет хозяйку дома оставит деньги на столе и уедет. (Житие Святителя Тихона Задонского. СПб., 1862. Ч.I, с. 157). 101 Узников. 102 Митрополит Евгений (Болховитинов) дополняет: «Иногда бывал он (святитель Тихон) в Ельце так скрытно, что не ведали о том и тамошние друзья его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Феофан Прокопович родился в Киеве в 1681 году. Сначала учился в Киево-Могилянском коллегиуме, потом в польских школах, где принял унию и монашество, оттуда переехал в Рим и поступил в миссионерскую школу св. Афанасия. Вернувшись из Рима в Киев, принял православие, постригся в монахи и был преподавателем и ректором Киевской Академии. Своим словом обратил на себя внимание имп. Петра I, который сделал его своим ближайшим сотрудником. В 1718 г. назначен епископом Псковским. В 1736 г. умер в сане архиепископа Новгородского. В истории русского проповедничества занимает очень видное место, так как способствовал освобождению проповеди от схоластического влияния, требуя простоты и жизненности. Эта мысль введена им и в составленный им «Духовный регламент». Но он и сам не вполне освободился от польского схоластического влияния, хотя проповеди его очень жизненны, просты и естественны. Язык правильный, церковнославянский. Гедеон Криновский родился в 1726 г. в Казани. Окончив Казанскую семинарию, поступил в Московскую Академию и здесь принял монашество. Имп.Елисавета Петровна, узнав о нем как о даровитом проповеднике, назначила его придворным проповедником. В 1761 г. он был рукоположен во епископа Псковского, но вскоре умер (1763 г.) 37 лет от роду. От Гедеона Криновского осталось более 100 проповедей. Все они обличительного характера и направлены против религиозного вольнодумства и неверия и против нравственных недостатков общества. Имея в виду слушателей образованных, он обосновывает свои суждения часто на научных доказательствах. Написаны в форме слов, отличаются живостью, понятностью. Св. Тихон Задонский, епископ Воронежский,родился в 1724 г. в Новгородской губ. Образование получил в Новгородской семинарии и еще на школьной скамье принял монашество. Был учителем семинарии, затем ректором Тверской семинарии в сане архимандрита, в 1761 г. рукоположен во епископа Ладожского, а через два года назначен еп. Воронежским. Там устроил он духовную семинарию, усердно боролся с остатками язычества, непрестанно проповедовал Слово Божие, руководя в деле проповеди подведомым духовенством. Неусыпные труды и аскетические подвиги подорвали его здоровье, и через 4 года он удалился на покой в Задонский монастырь, где и почил в 1783 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

Жизнь св. Тихона. СПб., 2 изд., стр. 72–73. 84 Здесь предполагали устроить скит для задонской обители. Жизнь св. Тихона. СПб., 2 изд., стр. 72–73. 85 Записки Чеботарева. 86 Записки Чеботарева. 87 Записки Чеботарева. 210 88 Жизнь св. Тихона. СПб., 2 изд., стр. 152–156. 89 Так изображает отчаяние и св. Иоанн Лествичник. См. Слово XIII, 2, 4, 7, 9-12. 90 Записки Чеботарева. 91 Этот путь указан в Лествице. См. Слово XXV, § 65 и др. 92 Из записок Иоанна келейника. 224 93 Записки Иоанна келейника. 232 94 Москвитянин. 1843 г., 4, стр. 474. 95 Из записок Иоанна келейника. 96 Записки Чеботарева, и в Записках Иоанна келейника. 238 97 Из записок Иоанна келейника. К сожалению, эта записка затерялась у келейника. Но в записях о наводнениях, хранящихся в адмиралтействе, показано, что в 1777 году 10 сентября в Петербурге было и особенно великое и особенно гибельное наводнение, потому что началось ночью, в 6 часов утра вода поднялась до 10 ф. и 7 дюймов. Много было разрушено домов и много погибло народу. Подобное же наводнение было и в 1778 году и тоже в сентябре. Вода поднималась до 7 ф. и 5 дюймов. (Панорама Петербурга, Ч. II, гл. 11, ст. 49). Какое из этих наводнений предвидел Тихон, мы не можем сказать. 98 Жизнь св. Тихона. СПб., 2 изд., стр. 150. 240 99 Из записок Иоанна келейника. 100 Записки Чеботарева, и из Записок Иоанна келейника. 101 Из записок Иоанна келейника. 250 102 Из записок Иоанна келейника. 252 103 Воскресное Чтение. Т. II, 37. 104 Из записок Иоанна келейника. 254 105 Записки Чеботарева и Записки Иоанна келейника. 106 Это слово не было написано на бумаге, а только обдумано наперед, как обыкновенно говорил проповеди Тихон III. Но после, по просьбе почитателей памяти Тихона I, он его написал и большей частью поместил в кратком описании его жизни и добродетелей, им особо сочиненном и дважды напечатанном в 1799 году. Жизнеописание при сочинениях святителя Тихона. 107 Жизнеописание преосвященного Тихона при его сочинениях. 108 Дело в архиве Св. Синода. 1783 г., 109 Под первыми шестью цифрами в этом реестре обозначены 6 книг об истинном христианстве, которые трактуют об означеных предметах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Почитание Тихона в народе началось вскоре после его преставления, в особенности потому, что из года в год множились случаи чудесных исцелений у его гробницы в монастырской церкви. До его канонизации, состоявшейся в 1863 г., здесь было официально зарегистрировано до 100 исцелений. Уже в 1845 г. останки святого были обретены нетленными, но император Николай I не разрешил канонизировать святителя Тихона. Лишь при Александре II, 13 августа 1863 г., его мощи были торжественно открыты и святитель Тихон получил церковное прославление. Св. Тихон Задонский во время своего пребывания в Задонском монастыре написал ряд сочинений, которые в основном посвящены вопросам нравственного богословия. Это его главный труд «Об истинном христианстве» (1770–1771), а также «Письма к приятелям» и «Письма келейные» (оба сборника относятся к 1772–1775 гг.), они содержат разного рода наставления и поучения, составленные в форме ответов на обращенные к нему вопросы или письма. В последние годы (1777–1779) святитель работал над книгой «Сокровище духовное, от мира собираемое», сборником кратких размышлений (всего их 157), в которых говорится о многих мистических переживаниях святого. «Сокровище» превосходно отражает духовный облик его автора – аскета и мистика. Прекрасны и помещенные здесь размышления святителя о явлениях природы и их смысле. Творения св. Тихона выдержали множество изданий, они принадлежат к самым читаемым книгам в среде верующих людей. Труд св. Тихона «Об истинном христианстве» создавался, возможно, не без влияния сочинения Арндта с таким же названием, которое очень ценил святитель 1341 . 9. Отдельные примеры подвижничества Чтобы полнее представить подвижничество XVIII и XIX вв. в его основных чертах, нужно вспомнить еще о некоторых лицах. В среде церковной иерархии XVIII столетия своим внутренним благочестием особенно выделялся епископ Иоасаф Горленко (1705–1754). Подобно св. Тихону, он был воплощением кротости, сердечности и христианской любви. Будучи Белгородским епископом (1748–1754), Иоасаф снискал великую любовь у народа и духовенства – явление редкое для XVIII в., когда епископат и клир обычно разделяла глухая стена.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

При торжественном входе в кафедральный Благовещенский собор архипастыря встретил звон малых колоколов, потому что большие были разбиты. Святителю Тихону этот звон казался печальным и сильно отличающимся от красочных, глубоких и музыкальных звуков северных колоколов. Все требовало ремонта и больших издержек 97 . Вот как писал об этом сам святитель в докладе Св. Синоду: “По прибытии моем в Воронеж я нашел, что архиерейский дом строением не окончен, как и судейская при Консистории камера, и около дома ограда каменная на 111 саженях, да семинарские училищные покои, сенные здания обветшали и требуют починки, также в соборной архиерепрестольной Благовещения Пресвятыя Богородицы церкви иконостас, святые иконы и ризница весьма обветшали; притом же колокол в 300, второй во 120, третий в 15 пуд, в пожарный случай разбиты. А чем бы оное все исправить, таковых сумм в оном архиерейском доме не находится…” 98 Святитель просил Св. Синод, чтобы оставшиеся после его предшественника, епископа Иоанникия, деньги – около шести тысяч рублей, – которые как частная собственность сдавались в Коллегию экономии, были отданы на необходимые работы, тем более что сам епископ Иоанникий в частных записках уже назначил более половины этой суммы на ремонт архиерейского дома 99 . Согласно этому прошению, Синод немедленно, в том же году, послал указы: один в Воронеж, в котором предписывалось составить комиссию для составления описи всего, что пришло в ветхость, и примерной сметы на исправление и ремонт; другой – в Коллегию экономии; в этом указе предписывалось оставшиеся после Преосвященного Иоанникия деньги отпустить на епархиальные нужды. По первому указу комиссия в скором времени составила подробную опись и смету, по которой на исправление всех недостатков требовалось 12 тысяч рублей. Коллегия же экономии в ответ сообщила, что без личного разрешения императрицы деньги не могут быть отпущены. По словам одного из жизнеописателей, “после этого все дело было представлено на высочайшее рассмотрение, где оно слишком замедлилось” 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

В настоящее время Покровскому приходу принадлежит Елецкая городская больница, где безвозмездно совершаются церковные требы с 1847 г., а с 1871 г. сюда причислены начальствующие, учащиеся и воспитанники мужской и женской гимназий и начальных городских училищ; при этом законоучитель мужской гимназии, не имеющий прихода священник, с 1891г. приписан сверх штата к Покровскому причту без права участвовать в доходах. Так постепенно сформировался Покровский приход в современную норму. Из прихожан до сих в памяти всех сохраняется ктитор церкви Козьма Игнатьевич Студеникин, живший более 100 лет тому назад. Его дом рядом с церковью знали все, у Студеникина постоянно останавливался при приездах в Елец и любил с ним беседовать св. Тихон Задонский. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, по имени которого называется приход, занимает в настоящее время почти целый квартал в центре города и выходит на Старооскольскую и Соборные улицы. По своему внешнему виду он, после Вознесенского Собора, один из обширнейших храмов города и лучших по архитектуре. Первоначально на месте теперешнего храма стоял деревянный, окруженный кладбищем, следы которого видны и теперь. В 1729 г. этот храм заменен однопрестольным каменным на средства прихожан и старанием купца Никиты Криворотова. В 1751-59 гг. были устроены два придела: во имя преп. Никиты Халкидонского и св. вмч. Варвары. При этом царские врата, иконостас, местные иконы перенесены сюда из прежней деревянной церкви. Около этого времени начата постройкой и колокольня. Церковь была довольно обширная, но в ней скоро оказались повреждения, со временем сильно увеличивавшиеся. Поэтому в 1851 г. храм, за исключением трапезной, разобран и построен в больших размерах теперешний, освященный в 1867 г. епископом Поликарпом. В 1869 г. обветшавшая трапезная часть была разобрана и в одно лето выстроена новая на средства ктитора Матвея Криворотова. Таким образом, настоящий храм весь новый, кроме прежней колокольни. В ограде находится богадельня из двух каменных зданий, где призреваются до 30 бедных стариц на пожертвования и на пособия из городских сумм. Богадельня существует более 100 лет и называется по храму Покровскою; построена она на общие средства прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=07287

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010