...Заповеди не тяжелы для любящих истину (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. ...Душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. Что врачевство для больного тела, то заповеди для страстной души (прп. Исаак Сирин , 58, 244). Источник. ...Без делания заповедей, пока прежде всего не пойдем оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и надеяться душевного очищения (прп. Исаак Сирин , 58, 245). Источник. ...Душа не в состоянии будет соделаться чистою, если не будет хранить их (прп. Исаак Сирин , 58, 245). ...Если любишь чистоту сердца и... духовное мудрование, то прилепись к Владычним заповедям... из любви к Давшему их, а не из страха, или за воздаяние награды (прп. Исаак Сирин , 58, 246). Источник. ...Вожделевающим совершенства надлежит сохранять все заповеди, потому что сокровенное делание заповедей врачует душевную силу (прп. Исаак Сирин , 58, 259). Источник. ...За сохранение заповедей ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровений духовного ведения... (прп. Исаак Сирин , 58, 265). Источник. Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей, делами безмолвного жития, не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом... то не возможет соделаться истинным зрителем Божественного созерцания (прп. Исаак Сирин , 58, 268–269). Источник. Кто вожделевает исполнения воли Божией, тот небесных Ангелов будет иметь путеводителями (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Заповеди Божии выше всех сокровищ мира (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Кто стяжал их , тот внутри себя обретает Бога (прп. Исаак Сирин , 58, 291). ...Сохранением заповедей... очищается душа и, так сказать, очищается и ум, и прозревает, и приходит в естественное (состояние); ибо заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс. 18, 9 ) (прп. авва Дорофей , 29, 27–28). Источник. Заповеди (Христовы) даны всем христианам, и всякий христианин обязан исполнять их; они, так сказать, дань, должная царю. И кто, отрекающийся давать дани царю, избег бы наказания? Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дани царю, но приносят ему и дары: таковые сподобляются великой чести, великих наград и достоинств. Так и отцы: они не только сохранили заповеди, но и принесли Богу дары. Дары же сии суть: девство и нестяжание (прп. авва Дорофей , 29, 28). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных (прп. Исаак Сирин , 58, 26). Источник. ...Если добродетель естественным образом есть здравие души, то недугом души будут уже страсти, нечто случайное, прившедшее в естество души, и выводящее ее из собственного здравия (прп. Исаак Сирин , 58, 28). Источник. ...Когда душа возвысится над попечением о теле, тогда вся всецело цветет духом в движениях своих и среди неба носится в непостижимом (прп. Исаак Сирин , 58, 30). Источник. Душа доброго сияет паче солнца и ежечасно возвеселяется видением Божественных откровений (прп. Исаак Сирин , 58, 45). Источник. ...Кто оставил все и заботится о благоустройстве души своей, тот друг Божий (прп. Исаак Сирин , 58, 63). Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего. Без чистоты от страстей душа не врачуется от духовных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением (прп. Исаак Сирин , 58, 242). Источник. Удерживайся от многого, и заботься об одной душе своей, чтобы спасти ее от расточения внутренней тишины (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. Всегдашнее занятие писаниями святых исполняет душу непостижимым удивлением и божественным веселием (прп. Исаак Сирин , 58, 338). Источник. Очищение души есть освобождение от тайных страстей, возникающих в уме (прп. Исаак Сирин , 58, 389). Источник. ...Омрачение души происходит от беспорядочности в житии (прп. Исаак Сирин , 58, 401). Источник. Душа корыстная лишается премудрости, а душа милосердная умудрена будет Духом (прп. Исаак Сирин , 58, 401). Источник. Покой и праздность – гибель душе, и больше демонов могут повредить ей (прп. Исаак Сирин , 58, 403). Источник. ...Кто вредит душе, тот содействует и помогает демо нам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым Ангелам (прп. авва Дорофей , 29, 85). Источник. Есть три устроения (души) в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает ее, но любомудрствуя (в греч.: борясь), как бы минует страсть, однако имеет ее в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти. Но эти три устроения имеют великую обширность (прп. авва Дорофей , 29, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Послан раб бестелесный к Деве нетленной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить, что пребывающий в лоне Отца снисходит в объятия матери. Послан Гавриил проповедать, что Сидящий на престоле возлежит в вертепе. Послан воин открыть тайну великого царя!..» 28 . Затем в этих словах встречаются обращения, как будто взятые из наших акафистов, или послужившие образцом для наших акафистных песнопений. Например, в первом слове на Благовещение автор приглашает слушателей принести Марии дань благодарности, подражая ангельскому хвалебному гласу и взывая к ней сими словами: «радуйся и веселись, Благодатная! Господь с Тобою... Радуйся, Благодатная, источник Света, просвещающего всех верующих в Него. Радуйся, Благодатная, восток умного солнца и цвет благовонный. Радуйся, Благодатная, луг сладкоуханный. Радуйся, Благодатная, розга присноцветущая и услаждающая души прославляющих тебя. Радуйся, Благодатная, пиво неоранная, и принесшая плоды обильнейшие…» 29 . Подобные величания Божией Матери, только без обращения к ней со словом радуйся, читаем мы и во втором слове на Благовещение 30 . Кроме того, в этих словах очень часты драматические обороты, – монологи и диалоги, влагаемые в уста лиц, действовавших при совершении события, воспоминаемого в те праздничные дни, на которые писаны слова. Эти монологи и диалоги частью вымышлены проповедником, частью служат распространением слов, записанных в Евангелии. Третье слово на Благовещение почти все состоит из преемственного ряда таких монологов. Посылает Господь Бог Архангела Гавриила к Деве, и в уста Господа при воспоминании об этом влагается длинная речь к Архангелу: «иди, Архангел, и будь слугою страшного и сокровенного таинства: послужи чуду...» Когда выслушал Архангел длинную речь Господа, он размышляет сам с собою, и его недоумение при мысли о поручении, на него возложенном, выражается монологом. Видя недоумение Ангела, Господь обращается к нему с новою речью, рассеивающею его смущение: «что смущаешься и недоумеваешь, Гавриил? Не ты ли был послан от Меня прежде сего к Захарии священнику?» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Встречается, в-третьих, у них лирическое излияние чувства, не всегда внезапное и естественное, а чаще деланное и искусственное; вместо ровной, спокойной речи является язык одушевления и восторга, и проповедь становится песней, и ею хотят не столько учить и наставлять, сколько увлекать и услаждать. Все это есть в словах, приписываемых св. Григорию Чудотворцу, и мы невольно переносимся мыслью в века византийского красноречия, когда читаем их и встречаем в них тирады, подобные нижеследующим: «Ныне (так начинается первое слово на Благовещение) ангельские лики воспевают славу божественную, и свет Христова пришествия воссиявает верным. Ныне настала для нас радостная весна, и взошло солнце правды – Христос... Ныне обновляется Адам, и вознесенный на небо, сопричисляется к сонму ангелов. Ныне вся вселенная исполняется радостью, видя снисшествие на людей Духа Святого. Ныне явилась божественная благодать, надежда благ невидимых, и совершилось над нами чудо, превышающее всякий ум и помышление. Ныне соплетаются венцы в награду за постоянство в добродетели... Ныне исполнилось Давидово проречение: да возвеселятся небеса, и радуется земля ( Пс.45:11 )» 27 . Подобное начало, повторяющее в разных видах одну и ту же мысль, и связывающее многие предложения фигурою единоначатия, и в третьем слове на Благовещение, существующем в литературе с именем св. Григория Чудотворца . «Паки возвещение радости, паки благовестие свободы, паки воззвание, паки возвращение, паки обетование веселия, паки избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою». «В месяц шестый, говорит Евангелист Лука, послан быстъ Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужеви. Послан Гавриил возвестить спасение всему миру. Послан Гавриил проповедать освобождение Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Это прошение об отставке, не принятое архиеп. Анастасием, сохранилось и доехало до Парижа, будучи вложенным в дневники. Оно написано рукой о.Киприана и датировано 20 октября 1929. В нем о.Киприан пишет: « Не чувствуя себя в силах нести обязанности Начальника Русской Духовной Миссии и связанную с этим высоким постом ответственность, почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство ходатайствовать перед Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей об освобождении меня от занимаемой должности с выдачей мне канонического отпуска в юрисдикцию Святейшего Патриарха Сербского». Предоставляя через год, 12/25 декабря 1930 г., заявление архиеп. Анастасию о сдаче актов об имуществе миссии « по случаю увольнения моего в отставку от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме», о. Киприан уже подписывается, как « б[ывший] Начальник той же Миссии». Интересно, что в обоих документах о.Киприан пишет о переходе в юрисдикцию Сербского Патриарха. О том, что, вернувшись в Югославию, он с русским духовенством не служил и с митр. Антонием больше не встречался, мы знаем еще из его воспоминаний. В иерусалимских дневниках о. Киприан очень часто вспоминает Битоль (где служил и преподавал в семинарии), студентов, друзей, природу. По-сербски приводит отрывки бесед с теми или иными людьми. Так что Битоль стал для него «своим» городом, которым для него не смог стать Иерусалим. Возможность возвращения туда стала реальностью после сербского паломничества на Святую землю, в устройстве и приеме которого о. Киприан принимал участие (« по поводу письма влад. Иосифа о возможности приезда сюда сербских поклонников несколько дней уже хожу и разузнаю о ценах, пароходах, расписаниях и т.д., трудно с помещением» (8/21.12.1929). Сербское паломничество оказалось на Святой земле в апреле 1930 г., и во главе его был епископ Охридский Николай (Велимирович), прославленный в 1987 г. в лике святых. Именно в его епархию уехал архим. Киприан со Святой земли. Так что желание покинуть служение начальника Русской духовной миссии и отправиться в Сербию в юрисдикцию Сербской Церкви появилось у о. Киприана по своим причинам, но общение с владыкой Николаем во время паломничества определило пути его возвращения. В дневниках о. Киприан пишет о своем решении взять сербское подданство. В Югославии он служил в епархии владыки Николая и преподавал в семинарии в Битоле, как и раньше. Его второй сербский этап длился 6 лет, и в 1936 г. архим. Киприан (Керн) переехал в Париж, приняв приглашение Богословского Свято-Сергиевского института.

http://bogoslov.ru/article/2590080

Римский император Клавдий II царствовал с 268 по 270 г. — Кончина свв. Киприана, Иустины и Феоктиста последовала около 268 года. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии римма 15 октября 2021, 11:29 Святые Киприан и Иустина, молите Бога о нас грешных и недостойных. Оградите моих детей и внуков от всякого зла, ведите их путем праведным, помогите в учебе внучке Ане, защитите ее от житейских невзгод. Ольга 15 октября 2020, 09:19 Саященномученик Киприан и мученица Иустина, молите Бога о нас: Екатерине, мл.Александре, Ольге, Юрии, Ирине, Дионисии, Владимире, Тимофее , Ариадне! Отгоните духов нечистых от семьи моей, от мужа моего Юрия и от дома нашего! Диана 4 августа 2020, 12:59 Любимые мои святые мученики Киприан и Иустиния, поможите отвратить от нечестивого княза тьмы заблудшие людские души молитвами Господа нашего Иисуса Христа. Аминь Татьяна 24 февраля 2020, 21:06 Святой Киприан и Ииустина помогли мне в моей скорби и моих заблуждениях.Я очень благодарна Святому Киприану и Ииустине за их чудную помощь мне. р.Б. Алла 15 октября 2019, 09:42 Святой священномученик Киприан и святая мученица Иустина, молите Бога о нас грешных. Молитвами вашими да исцелит Господь и наши болезни телесные и душевные! Молитесь о спасении дочери моей р.Б.Ксении от нечистых духов. Спаси, Господи! Татьяна 6 сентября 2019, 20:39 Святой Киприан и Ииустина помогли мне в самом важном моем случае в жизни.Моя жизнь разделилась на до и после.Я очень благодарна этим прекрасным святым за их помощь.Святой Киприан и Ииустина молите Бога о мне. Гость 25 ноября 2018, 21:47 Да житие очень поучительное.А ведь многие обращаются к колдунам не задумываясь кто ими правит.Многие девушки гадают на святках и не только девушки.Каюсь и я среди них была тоже гадала.Теперь я к вере пришла и больше этим не занимаюсь.А провожу эти дни свято в храме или дома за прочтением духовных книг.Господь меня вразумил. Наталья 11 октября 2018, 20:20 Святые мученики Киприан и Иустина! Молите Господа, чтобы зло не причинили мне и моим сотрудникам. Чтобы на работе было спокойно и мирно! Также молю от всей души и сердца за раба Божьего Олега! Помогите ему...не оставляйте...трудно ему...

http://pravoslavie.ru/56706.html

Решив, что все это совпадает с его помыслами, Киприан еще сильнее утвердился душою в вере в бога, ибо был он весьма разумен и быстро понимал все необходимое. Когда же настало время всем оглашенным покинуть храм 144 , Киприан остался в нем; а какой–то чтец, по имени Астерий, повелел ему удалиться. Но, желая и здесь должным образом явить свое усердие к вере, благородство души и высокое благоразумие, а также нежелание легко уступать кому бы то ни было, Киприан сказал: – Что за причина, чтец, что ты столь настойчиво изгоняешь из храма раба божия? Ты хочешь сломить твердость моей воли? Чтец и, после этого стоял на своем и пытался силой вытолкнуть Киприана из храма, сказав ему: – Ты еще не стал верным. Киприан, сильно уязвленный такими словами, ответил: – Ради жизни Христа, который отнял силу у злых духов, который спас деву, который сжалился надо мною, недостойным, – не изгоняй меня из храма; я не удалюсь отсюда, пока не стану верным. Пораженный словами Киприана, чтец рассказывает все епископу, чтобы тот сам заставил Киприана покинуть храм, но епископ разрешил ему остаться, не повелев удалиться вместе с оглашенными; в душе своей он желал, чтобы Киприан не только остался в храме, но удостоился таинства оглашения. Ведь Анфимий, обладая большим искусством спасать души, почел это подлинно святым делом, тотчас подозвал к себе Киприана и, совершив оглашение, освятил его затем святым крещением, а на восьмой день назначил священнослужителем и распорядителем при свершении святых таинств, на двадцатый – помощником чтеца, на тридцатый же – присоединил к чтецам. 30 . Прошел целый год, и Киприан был удостоен кафедры пресвитера, сочтя это не простым повышением, а средством к достижению добродетели; он с такой готовностью шел по узкой, тернистой дороге и так быстро подвигался по ней, как никто другой не шел по ровной и широкой дороге, доступной многим. В скором времени Киприан достиг, несомненно, высшей добродетели. Стал он пастырем карфагенян, и не только карфагенян, но и всех жителей западных земель, и даже весь восток заставил дивиться собою. Это он дал другое имя поистине благородной девушке Юсте, назвав ее Юстиною и сопричислив к диакониссам, он вручил ей главную власть в монастыре, и стала она монахиням вместо матери. А противников православной веры он привлекал к себе светочем жизни и приятной речью, и с каждым днем их все больше присоединялось к церкви христовой. Одним словом, с кем бы Киприан ни беседовал сам лично или через послание, все переходили на правую сторону. Вот почему в то время померкли цветы язычества, и мало–помалу оно увядало, словно травинка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опустошение, произведенное язвой в Карфагене, не поддается описанию; мертвые и полуживые валялись на улицах, трупы отравляли воздух и усиливали бедствие. Киприан устно и письменно («De mortalitate») утешал христиан и воодушевлял их к деятельной любви («De eleemosynis»), которая должна проявляться не только по отношению к единоверцам, но и к язычникам. Пламенные речи епископа воспламеняли паству. Христиане организовали помощь больным и погребение умерших, собирали деньги для помощи нуждающимся, верным и неверным без различия. Сам Киприан был образцом пастырской любви. Он проявлял сострадание даже к бедствию христиан в других областях. Когда Нумидийские епископы сообщили, что множество христиан уведено в плен Варварами, Киприан собрал значительную сумму денег для выкупа их. Такие проявления любви со стороны христиан склонили к ним даже сердца язычников, которые удивлялись их мужеству и самоотвержению. Для рассеяния предубеждения их Киприан возвысил свой голос (в произведении «AdDemetrianum») на защиту христиан и Христианства против упрека в том, что они виновники общественного бедствия. В Октябре 253-го года Галл был низвергнут Валерианом, гонение прекратилось, и верующие в течении трех лет пользовались покоем. Киприан направил свои заботы на восстановление нарушенной разделениями и гонениями внутренне-Церковной дисциплины. Авторитет его возрос необычайно и признавался в других Церквах – в Галлии, Испании и даже в Риме. В последние годы жизни Киприан был участником большого спора – о действительности крещения у еретиков. Противными сторонами были: Киприан и Римский епископ Стефан I. Вопрос собственно шел о том, может ли Крещение в еретическом обществе рассматриваться как действительное, или же принятие еретиков в Церковь должно производиться только под условием нового Крещения? В то время как Стефан объявлял действительным то Крещение, которое, согласно установлению, совершено или во имя Иисуса Христа, или во имя Святой Троицы, и подтверждал его только возложением рук, Киприан, исходя из идеи единства Церкви, с совершенной последовательностью делал вывод относительно недействительности еретического крещения: вне Церкви не может быт действительного Крещения, не может быт благодати Святого Духа и пути к Спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Поэтому неизбежно было старому императору искать поддержки у венецианцев и утешения в прочных установлениях православной церкви. Его путешествие в Рим в 1369–1370 гг. и обращение в латинскую веру теперь были замечательным образом совершенно забыты. Покровительство императора, оказываемое Киприану, объясняет, возможно, не только долгую пассивность патриарха Нила и его синода в 1385–1388 гг., но и то, что Киприан присутствовал на патриарших синодах в качестве «митрополита Русского».   Киприан жил в Студийском монастыре, где имелась богатейшая библиотека греческих и славянских рукописей, которая могла удовлетворить потребность в умственной деятельности. Если Киприан назывался митрополитом «Русским», то значит после смерти Алексия он считал себя — в силу решения патриарха Филофея — законным его преемником. Это показывает и автограф Киприана на «Лествипе» преп. Иоанна Лествичника, славянский перевод которой он собственноручно переписал: «В лето 6895 (1387), 24 апреля, настоящую книгу закончил в Студийском монастыре Киприан, смиренный митрополит Киевский и всея Руси».   После того, как 29 мая 1387 года Киприан кончил свою работу, император Иоанн V официально предложил синоду отложить каноническое разбирательство его дела на год, чтобы митрополит мог выполнить для императора одно дипломатическое поручение. Синод единодушно принял предложение, с условием, что Киприан воздержится от вмешательства в церковные дела «Великой Руси».   Это решение ясно показывает, что Киприан, даже находясь под судом, сохранял прекрасные отношения со двором Иоанна V и все еще претендовал на управление всей Русью, хотя эту претензию и нельзя было удовлетворить, потому что великий князь Дмитрий Иванович поддерживал Пимена. Что до дипломатической миссии, порученной Киприану, то можно предположить, что она была связана с династическим союзом Польши и Литвы, который был заключен в 1386 году и определял будущее положение православной церкви в западных областях Руси.   Киприан вернулся в Византию, когда патриарх Нил уже умер (1 февраля 1388 года).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

23 мая 1381 года, в день праздника Вознесения Господня, митрополит Киприан был встречен в Москве с самыми большими почестями. В летописи Никона по этому поводу сказано: «…и прибыл преосвященный Киприан митрополит из Киева в Москву, в свою митрополию, в четверг на шестой неделе после Пасхи, в самый праздник Вознесения Господня. И громко звонили колокола, и множество народа стеклось встречать его, словно весь город двинулся… Князь же Великий Дмитрий Иванович принял его с высокими почестями и с большою верою и любовью. И был в тот день у князя Великого пир большой в честь митрополита, и радовалися светло». Митрополит Московский и всея Руси Киприан развернул огромную работу. Впервые после перемещения митрополичьего престола на север – сначала во Владимир, а затем в Москву – русские земли оказались объединенными в одну митрополию. А в средние века церковное единство было предпосылкой национального единения. «Отчизна» – понятие историческое, и каждая эпоха создает свое представление о ней. В древней Руси понятие отчизны было неотделимо от христианства, религии и церкви. Вот почему создание единой Православной Русской Церкви во времена митрополита Киприана содействовало сохранению национального самосознания. С исключительной энергией, умело и тактично митрополиту Киприану удалось объединить в церковном отношении бескрайные русские земли Великой Руси, Малой Руси и Литвы и подчинить их своей власти. Он много сделал для сближения князя Витовта с Великим московским князем Василием Дмитриевичем, который женился на дочери Витовта Софии. Киприан лично встречал Софью и ее свиту. Выполняя свою церковно-политическую программу объединения Русской Церкви, митрополит Киприан уделял большое внимание преодолению сепаратистских устремлений некоторых епископов. Одних он вызывал давать объяснения перед специально созванным собором, других заменил верными ему людьми, третьим направлял грамоты, послания, наставления, в которых разъяснял вопросы канонического права и церковной обрядности. В июне 1390 года Киприан посетил Тверь, где принял участие в суде над Тверским епископом Евфимием, и рукоположил на его месте своего архидиакона Арсения. После этого занялся улаживанием отношений официальной церковной власти с властями Новгорода Великого. Он несколько раз ездил в Новгород, где его встречали радушно, выслушивали, но отказывались подчиниться суду митрополита. В конце концов митрополиту Киприану, совместно со светскими властями, удалось разрешить этот трудный вопрос дипломатическим путем, расширив права Новгородского епископа и жителей Пскова. Таким образом, прибегая к разным средствам, настойчивостью и упорством митрополит Киприан подчинил Новгород центральной церковной власти, что означало его политическое подчинение Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу.

http://pravoslavie.ru/2570.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010