56 1Кор.11:17 : «повелевая это»; 11,34: «Прочее устрою (diataxomai), когда приду»; 7:17: «Так я повелеваю по всем экклезиям»; 7:6: «Впрочем, это сказано мной как позволение, а не как повеление». 2Кор.8:8 : «Говорю это не в виде повеления». Апостол может говорить и «в виде повеления». Ср.: Weizsäcker. Jahrb. S. 649–650. Также 1Кор.11:2 : «Вы держите предания так, как я передал вам». – Учение одаренного есть учение со властью, в силу сообщенного дара, возвещаемое от имени Бога; поэтому, как правильно замечает Harnack (Theol. LZ. 1889. S. 420): «Постановления апостольские сделались параллелью к заповедям Господа». Напротив, слишком далеко заходит тот же Harnack (S. 421, 428), характеризуя власть одаренных учительством как «деспотическую». Ср. § 6. 57 Справедливо замечание Weizsäcker " a (Apost. ZA. S. 613), что «c призванием возвещать самое слово Господа нераздельно связано и суждение о том, что заключено в духе этого слова. Как оба эти элемента, возвещение слова Господа, как закона, и руководственное наставление, основанное на этом слове, соединены были у ап. Павла, так и повсюду они оказываются основанием того уважения, каким пользовались первоапостолы». – Поэтому обозначение подобного положения апостолов как «законодательной» власти совершенно не касается сути дела; ср., напр., Weizsäcker. Jahrb. S. 647, сл. 655; Holzmann. Pastoralbr. S. 195. Anm. 6; S. 199, 223; Weizsäcker. Apost. ZA. S. 613. 58 Поучение относительно строя общины (положения епископов) содержит римское Послание Климента к Коринфянам: содержание послания раскрывает «волю Божию», возвещенную «Христом через нас» и требующую поэтому повиновения (1Клим. 59:1; ср. 56:1: вы должны уступить «не нам, но воле Божией»), Тот же характер носят Учение 12 апостолов и позднейшие псевдо-апостольские Постановления. – Относящееся к церковному строю пророчество содержит «Пастырь» Герма, возвещающий открытую Богом на определенное время для всех грешников возможность второго покаяния. Другой пример подобного пророчества дают послания Игнатия Богоносца . Игнатий возвещал общине, что только в общении со своим епископом, пресвитерием и диаконами она может быть действительным общинным собранием, см.: Игнатий Богоносец . Послание к Филадельфийцам. 7: «Я возвещал громким голосом, голосом Бога (theou phonel): «Внимайте епископу, пресвитерию и диаконам»... а дух возвестил, говоря так: «Без епископа ничего не делайте " ». Киприан имел откровение, во время которого слышал голос, возглашавший, что Христос покарает всякое непослушание законному епископу, см.: Св. Киприан Карфагенский . Поел. 66, 10: «Среди прочего, что (Бог) удостоил указать и открыть, добавил еще следующее: кто не верит Христу, поставляющему священнослужителя, тот после поверит Ему, отмщающему за священнослужителя». Здесь уместно напомнить, что соборы, взявшие c IV в. в свои руки развитие церковного строя, постановляют свои решения по внушению «Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Знаменитый современник западных споров о крещении, александрийский епископ Дионисий, также много писал по вопросу о крещении еретиков. В разных своих посланиях он, как говорит Евсевий, «довольно долго рассуждал об этом предмете» (H. E. VII, 7, 5), много говорил о еретиках (Н. Е. VII, 9, 1), «подвергал вопрос о крещении обширному исследованию» (VII, 9, 6). Но от всех этих посланий Евсевием сохранены небольшие отрывки, которых недостаточно для характеристики догматических воззрений их автора. От блаженного папы Геракла св. Дионисий принял правило: людей, обращающихся из ересей и отпавших от Церкви... вводить в Церковь и не требовать от них вторичного крещения ввиду того, что они ранее получили Святого Духа (от него, то есть когда принадлежали к Церкви). Но на сирском языке сохранился отрывок послания к Дионисию и Стефану, предстоятелям Римской Церкви, где св. Дионисий пишет: «Тех, которые крещены во имя Трех Лиц Отца, и Сына, и Святого Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют Три Лица. А над теми, которые обращаются ко Святой Церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение» (Pitra. Analecta sacra. Т. 4. Parisiis, 1883. Р. 170, 413–414. Творения св. Дионисия. С. 58). Следовательно, Дионисий считал еретическое крещение недействительным, почему блаженный Иероним и говорит, что по вопросу о крещении еретиков Дионисий был согласен с Киприаном и Африканскими Соборами (De viris illustr. С. 69, PL. Т. 23. Col. 677C, 679А. Творения. Ч. 5. С. 325), но согласие это было неполное, так как св. Дионисий считал действительным крещение раскольников. Св. Дионисий знает о постановлениях Африканских Соборов и Малоасийских. К Соборам этим Дионисий относится с полным уважением, называет их «значительнейшими» (μεγσται). Но Дионисий не хочет никого вызывать на состязания и распри, вспоминая слова Писания: Да не предвижеши пределов ближняго своего, яже поставиша отцы твои ( Втор.19:14 ) (Eusebius. History Ecclesias. VII, 5, 5; 7, 5. Творения. С.61:63) и высказывая ту же мысль, на которой настаивал и св. Киприан. «В судах и делах, касающихся отдельных лиц, – как следует относиться к тем, которые вне Церкви, и как обращаться с теми, которые принадлежат к ней, – по нашему мнению, следует подчиняться предстоятелям отдельных Церквей, которые в силу Божественного посвящения стоят во главе служения. А суд о делах их представляем Господу нашему» (Pitra. Analecta Sacra. Т. 4. Р. 171, 414. Творения. С. 60). Поэтому св. Дионисий постоянно убеждал римских епископов не порывать мира с теми, кто иначе мыслит о крещении еретиков. По выражению Дюшена (История древней Церкви. Т. 1. С. 288), Дионисий был Иринеем для нового Виктора. Ср.: Batiffol Р. L’eglise naissante et le catholicisme. Р. 476. Подробно об участии св. Дионисия в спорах о действительности еретического крещения см. у свящ. А Дружинина: «Жизнь и труды св. Дионисия Великого». С. 209–237. Но нужно заметить,

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

С. 348; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 266). Видимо, причиной конфликта стало недовольство псковичей необходимостью регулярной выплаты архиепископских пошлин. Т. о., «подъезд» свт. Василия во Псков в 1337 г. закончился разрывом церковных отношений между 2 крупнейшими городами Северо-Запада Руси, который продолжался 15 лет. В 1352 г., во время эпидемии чумы, прибывшие в Новгород псковские послы «биша челом владыце Василию, ркуче так: «Богови тако изволшю, святои Троице, детем твоим пьсковицем Бог рекл жити дотоле, чтобы еси, господине, был у Святои Троици и детии своих благословил псковиць»» (НПЛ. С. 100; ср.: Там же. С. 362). Очевидно, псковичи полагали, что одной из причин мора было проклятие Новгородского владыки. С кон. XIV в., как следствие осложнения московско-новгородских политических отношений, устанавливаются прямые контакты Пскова с митрополичьей кафедрой, минуя Новгородского владыку. Об этом свидетельствует комплекс посланий во Псков митрополитов святителей Киприана, Фотия и Ионы (см.: ПДРКП. 27-28, 30, 34, 41-44, 46, 48, 51, 53, 55-56, 58, 90, 103; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Источники по истории еретических движений XIV - нач. XVI в.// Они же. 1955. 4-6. С. 247-255; РФА. Вып. 3. 130; РФА. 2008. 43, 121, 122, 127, 128, 129, 130, 131.I, 133, 136, 137.I). Так, весной 1395 г. свт. Киприан из Новгорода послал грамоты во Псков о невмешательстве мирян в церковные суды и об отмене уставной грамоты, данной Пскову Суздальским и Нижегородским архиеп. св. Дионисием в 1382/83 г. Позднее он направил псковичам послание о совершении различных священнодействий, которое свидетельствует о том, что митрополит ставил священников во Псков (хотя эти рукоположения находились в прямом ведении новгородского архиепископа). В 1411 г., когда архиеп. Иоанн (Стухин) прислал во Псков вместо себя протоиерея (очевидно, Софийского собора) Тимофея «на попах подъезда брать» архиерейские пошлины, псковичи усмотрели в этом урон для своей чести, они «не повелеша попом давати подъезда», говоря: «...коли Бог даст, будет сам владыка во Пскове, тогда возмет подъезд свои чист, как пошло с прежних по старине» (ПсковЛет.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

100)  См. Тертуллиан. О крещении. 5; Ориген. Против Цельса. 6.23–24. 101)  Эпиктет. Арриановы беседы. 3.23.30. 102)  Плутарх Херонейский. Моралия. 355d. Ср. Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 2. 103)  Иустин. Диалог с Трифоном иудеем. 8.1. 104)  Иустин. Вторая апология. 12.1. 105)  Иустин. Диалог с Трифоном иудеем. 8.1. Последнему обстоятельству, на мой взгляд, придается в исторической литературе значение клеопатриного носа. Укажем на то, что и Тертуллиан носил свой философский плащ ( pallium ) вместо более приличествовавшей ему тоги, что однако не мешало ему презирать философию. См. О плаще. 6. 106)  До Иустина эта теория была развита Артапаном (III–II век до н. э.), Аристобулом (II век до н. э.) и Филоном Александрийским (15 до н. э. — 50 н. э.). 107)  Иустин. Вторая апология. 13. 108)  См. Ориген. Против Цельса. 7.64–65; ср. Пс.96:5; 1Кор.10:21. 109)  Мелитон. Фраг. 2. Ср. Татиан. Апология. 31–41; Климент Александрийский. Строматы. 2.2; 5.8,9,14; 6.16. 110)  См. De differentiis pulsuum. 2.4. Отрывки из Галена собраны и переведены на англ. у R. Walzer (Galen on Jews and Christians. C. 15). 111)  Тертуллиан. Прещение против еретиков. 7; Апология. 46; Против Маркиона. 2.16.2–3; Иероним. Письма. 70.4. Таков же общий пафос “Опровержения всех ересей” Ипполита. 112)  Мученичество св. Иустина. 2. 113)  Воспоминания сохранены Евсевием Кесарийским. Церковная история. 5.20.5–7. 114)  У Евсевия. Церковная история. 3.39.4. 115)  Дидахе. 4.2; Послание Варнавы. 19.10. 116)  Послание к Диогнету. 6.9, 7.8; Тертуллиан. Апология. 50.13. 117)  Учение апостолов. 19.5. 118)  Апостольское предание. 19.2; Киприан. Письма. 73 (Oxford edition).22; Ориген. Увещание к мученичеству. 30, 39; Каноны Ипполита. 19, 101; Апостольские постановления. 5.6; Геннадий Марсельский. О церковных догматах. 74 (PL 58.997). 119)  Th. Ruinart. Acta Primorum Martyrum Sincera. С. 323. Ср. Тертуллиан. О венке воина. 2. 120)  Иустин. Первая апология. 61. 121)  Иустин. Первая апология. 61; ср. Дидахе. 7.4; Апостольское предание. 25.1; Псевдо-Климент. Воспоминания. 3.67. Дидахе (1.3) цитирует следующую устную традицию слов Иисуса: ‘‘Поститесь за гонящих вас”. Ср. Мф.5:44.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

634 Св. Златоуст. Слов. 2 о священстве: христ. чтен. 1831 г. ч. 41, стр. 122–123. Снес. Бесед. 4 на 2 послан. к коринфянам, стр. 66. Москва, 1851 г. 635 Тертуллиан. Послан. к мученикам, гл. 1; твор. ч. 2, стр. 194. Спб, 1847 г. Св. Киприан. Слово о падших; христ. чтен. 1847 г. ч. 2, стр. 179. 636 Перв. вселенск. собор. прав. 12, Собор. анкир. прав. 5. 21, Собор. лаодик. прав. 9: книг. правил, стр. 33–34. 126–127. 131, 152. Спб. 1843 г. 637 «Павел утвердил и любовь (к беззаконнику коринфскому), когда увидел исправление, и причину представил, да не многою скорбию пожерт будет таковый, обремененный чрезмерностию наказания». Св. Григор. богослов. Слов. на свят. светы явлен. Господних: твор. ч. 3, стр. 269. Москва, 1844 г. 640 Собор. анкир. прав. 5. 16: там же, стр. 126–127. 129–130. Снес. св. Григор. нисск. прав. 4. 5: там же, стр. 337–341. Св. Киприан. Письм. к Антониану: твор. стр. 149–150. Венеция, 1728 г. Св. Златоуст. Бесед. 14 на 2 посл. к коринфянам, стр. 323–327. Москва, 1843 г. Св. Григор. богослов. Слов. на свят. свет. явлен. Господних: твор. ч 3, стр. 270. Москва, 1844 г. 641 Собор. анкирск. прав. 5: книг. правил, стр. 126–127. Спб. 1843 г. Перв. вселенск. собор. прав. 12: там же, стр. 33–34. 642 Перв. вселенск. собор. прав. 13: там же, стр. 34. Снес. Дионис. александр. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 44, стр. 393–394. Спб. 1848 г. Св. Киприан. Письм. к клиру: твор. стр 57–58. Венеция, 1728 г. Собор. арелат. I прав. 14. Собор. аврелианск. II прав. 3. 12. Собор. толедск. I прав. 18, и другие. 643 Св. Григор. нисск. прав. 5: книг. правил. стр. 341. Спб. 1843 г. Собор. аравзик. I прав. 3. Собор. епаонск. прав. 4. Собор. анкир. прав. 6: книг. правил. стр. 127. Спб. 1843 г. прав. 76. 78. 646 Сокровищница эта (thesaurus Ecclesiasticus или thesaurus meritorum) выдумана на Западе в тринадцатом веке (в 1230 г.) францисканцем Александром Галенским. Впрочем, сей учил о ней, только предполагая бытие ее и назначение, а решительно стали проповедывать о ней писатели того же века Алберт великий и Фома Аквинат. В следующем (XIV) веке буллою Климента VI учение о сокровищнице сей возведено уже на степень догмата. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 2, стр. 272. Литтих, 1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

53 Поучение это составляет часть слова в день архангела Михаила, предложенного во время собора Владимирского. Содержание слова составляет учение о творении и чинах ангелов, о падении и действиях на человека сатаны, о делах Божиих для человека, о мытарствах и о последнем суде. Филар. Обоз. Дух. лит., стр. 57. Поучение к попам издано в 1 части Прибавл. К изд. твор. св. отц., стр. 428–432, где (стр. 426–427) оно усвояется ростовскому епископу Кириллу, современнику митрополита Кирилла II. 54 Таковы послания митрополитов: св. Петра «к игуменам, попам и диаконам», Фотия – «к священническому и иноческому чину о священстве Божием, и к настоятелю и инокам печерского монастыря». Приб. К изд. твор. Св. отц., ч. 2, стр. 85–90. 58 В лето 6791 поставлен на Русь митрополит греческий именем Максим. Арцыб. 2 кн., ч. 1, стр. 56, примеч. 423. 63 Послание пред наступлением Великого поста. Образ совершения таинства крещения чрез обливание не прекратился однако и после; против него писали и последующие святители русские: Киприан, Фотий и св. Иона. 80 В настольной грам. Новгород. Архиеп. Изложив права, предоставляемые епископам соборными и святоотеческими правилами, продолжает: «сего ради и аз» и проч. 81 Опис. киев. Соф. Соб. Пр. Евгения; Хр. чт. 1847 г., ч. 1 и 2; Очерк. ист. р. Ц. в период дотатарск.; О простр. Церк. суд. В Рос. до Петра I, Неволина. 89 Это Киприан основывал на примере Иоанна Крестителя и апостолов, крестивших многих за один раз; но правила, говорил он, для этого нет. 91 Так в 1320 г. епис. Варсонофий венчал князя тверского Дмитрия. И.Р.Ц. пр. Филар., ч. 2, стр. 88. Пр. 135. 94 Враждовавшие князья просили – каждый – особого митрополита для своего княжения, но патриарх, не соглашаясь на разделение русской Церкви, определил Фотия митрополитом всероссийским. Прибавл. к издан. твор. св. отц. 1852 г., стр. 207. 95 Послание написано 1415–1419 г. Акты истор., т. 1. 19. Правила, приведённые в нём, следующие: 10 (10, 11, 12, 13, 28, 30, 31, 32, 34, 35) св. апост., 3 (4, 15 и 16) 1 всел. соб.; 1 (4) II всел. соб.; 1 (3) VII всел. соб.; 1 (6) соб. Гангр.; 4 (4, 5, 11 и 19) соб. Антиох.; 1 (13) Лаод.; 1 (2) Сардийск.; 3 (13, 14 и 15) Двукр. и 5 (9, 10, 11, 13 и 29) соб. Карфагенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы святителя Григория чудотворца , епископа Неокесарийского († ок. 266–270, память 17 ноября). Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый,– говорится,– послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище чистому Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце Правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто на Престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну Великого Царя, разумеваемую верою и недоступную любопытству; тайну достопоклоняемую и неизследимую; тайну, усвояемую благословствующим, а не измеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? В тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет,– говорит он ,– южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемей неплоды ( Лк. 1:36 ); поэтому в шестый месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю) и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви,– обрученной, но несопряженной; обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? Для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел придти Царь,– это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исайи: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ангел беседует с Девою, чтобы змий не беседовал более с женою. «В шестой месяц», — говорит, — «послан был ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу» (Л к. 1 :26–27). Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил, неся Адаму запись о воззвании. Послан Гавриил к Деве, чтобы бесчестие жены изменить в честь. Послан Гавриил, чтобы чистому Жениху уготовить достойный чертог. Послан Гавриил обручить создание с Создателем. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, обрученной Иосифу, но соблюдаемой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан свободный от греха к невосприимчивой к тлению. Послан светильник, возвещающий Солнце правды. Послан утренний свет — предтеча дневного Света. Послан Гавриил, проповедующий Того, Кто и в лоне Отца, и в объятиях Матери. Послан Гавриил, показующий Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин, возглашающий тайну Царя, — тайну, — говорю, — разумеваемую верою, но не исследимую любопытством, тайну поклоняемую, но не взвешиваемую, тайну, о которой можно богословствовать, но не измерять. «В шестой месяц послан был Гавриил к Деве». В какой шестой месяц? — В какой? В тот, с которого Елисавета приняла благовестие, с которого зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам ангел, говоря к Деве: «вот», — говорит, — «Елисавета, родственница Твоя, и она зачала сына в старости своей; и вот месяц шестой ей, называемой бесплодною» (Л к. 1 :36). В шестой месяц, — следовательно, в шестой зачатия Иоанна. Ибо надлежало, чтобы прежде пришел воин; надлежало, чтобы предварил оруженосец; надлежало, чтобы предшествовал вестник Владычнего пришествия. «В шестой месяц послан был ангел Гавриил к Деве, обрученной мужу», — обрученной, но не сопряженной, — обрученной, но соблюдаемой. Для чего — обрученной? Чтобы разбойник не узнал скоро тайны. Ибо, что чрез Деву придет Царь, это знал лукавый, так как и сам он слышал слова Исаии: «се Дева во чреве приимет» (И с. 7 :14), и, естественно, постоянно наблюдал за этим изречением о Деве, чтобы устроить бесславие, когда станет исполняться это таинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый – говорится – послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адама. Послан Гавриил к Деве, дабы изменить бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто – на престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну великого Царя, – тайну, говорю, разумеваемую верою и недоступную любопытству, – тайну достопокланяемую и неисследимую, – тайну, усвояемую богословствующим, а неизмеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? – в тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет, говорит он, южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды ( Лук. 1:36 ); поэтому в шестой месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю), и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви, – обрученной, но несопряженной, – обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? – для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел прийти Царь, – это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исаии: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

1 . Опять радостные благовествования, опять извещения о свободе, опять отозвание назад, опять возвращение, опять голос веселия, опять освобождение от рабства: ангел беседует с Девой, так как и с женой беседовал змий. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога... к Деве, обрученной мужу» ( Лк.1:26–27 ). Гавриил был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, чтобы изменить бесчестие женского пола в честь; Гавриил был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; Гавриил был послан, чтобы помолвить создание с Создателем; Гавриил был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан бестелесный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха к недопускающей тления; был послан светильник, чтоб указать на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, Кто находится на троне и в вертепе; был послан воин, вопиющий о таинстве Царя, – таинстве, познаваемом верою, не исследуемом излишним любопытством, – таинстве, покланяемом, не взвешиваемом как бы на весах, – таинстве, исповедуемом, не измеряемом. В месяц шестый послан бысть Гавриил к Деве. О каком шестом месяце говорится? О каком? С какого Елисавета приняла благовествование, с какого зачала Иоанна. Откуда это ясно? Пусть объяснит сам архангел, говорящий Деве: " вот..., – говорит он, – Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына..., и ей уже шестой месяц» ( Лк.1:36 ). В месяц шестой. Шестой месяц зачатия Иоанна. Надлежало, чтоб прежде пришел воин, надлежало, чтоб прежде явился телохранитель, надлежало, чтоб сначала проложил путь возвеститель Господня пришествия. «В шестой... месяц послан был Ангел Гавриил... к Деве, обрученной мужу», не вступившей в брак; хотя обрученной, но сохраняемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010