Фрески Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Первоначальные росписи кафоликона утрачены. Повторно он был расписан в XVII или в нач. XVIII в. ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-19). Долгое время эти фрески датировались кон. XVI в. ( Ξυγγπουλος. 1933. Σ. 15, 35), т. к. их стиль близок к работам критских мастеров этого столетия. Однако Ф. Хадзидаки обратила внимание на фигуры пророков в декорации трона Богоматери в конхе, к-рые воспроизводят иконографию иконы Эммануила Цанеса (1664) из Византийского музея в Афинах, что скорректировало датировку росписей ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-18; Χατζηδκης, Δρακοπολου. 1997. Τ. 2. Σ. 115). Фрески отреставрированы в 1932 г. Ф. Кондоглу. В скуфье купола изображен Христос Пантократор, вокруг Него - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча; в барабане - пророки; в парусах - 4 евангелиста; в конхе - Божия Матерь «Платитера» на троне с предстоящими ангелами, в апсиде и виме - редкая композиция «Великий вход» (или «Небесная литургия»), а под ней - «Причащение св. апостолов» и еще ниже - «Служба святых отцов» (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий Великий). Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. На сводах располагаются сцены двунадесятых праздников и Страстного цикла, а также композиция «Пророчество св. Иоанна Предтечи о Христе» (Мк 1 7-8) в люнете юж. рукава креста. Сцены разделены декоративными поясами с медальонами, в которых помещены изображения пророков. В иконографии и стиле мастера следуют традициям критской школы, восходящим к визант. искусству позднепалеологовской эпохи: классические пропорции фигур, разнообразие физиогномических типов и возрастных характеристик, любовь к многофигурным изводам. Каждая композиция насыщена эмоциональными нюансами, выраженными в ракурсах, жестах, движениях.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Димитрия Солунского. В XVI - нач. XVII в. в ограде К. м. еще сохранялась 1-я деревянная церковь. В 1590-1594 гг. была построена трапезная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Мон-рь был обнесен деревянной оградой с «красными вратами» с вост. стороны, над к-рыми возвышалась деревянная ц. вмч. Никиты с приделом во имя прп. Макария Египетского. В 1599 г. эта церковь была перестроена и переосвящена в честь Вознесения Господня, во имя вмч. Димитрия Солунского и св. князей Бориса и Глеба. К нач. XVII в. на территории обители также находились деревянная колокольня с 8 колоколами и часами, игуменские келейные покои, 20 братских келий с больницей, служебные и хозяйственные постройки (казначейская, келарская, «погребная», хлебная, пономарская, «поварня естовная», «строжняя», гостиница). За оградой стояли мельница, конюшня, «служен дворец» для работников (до 70 чел.), воловий двор. Братский корпус и ц. в честь Вознесения Господня. Кон. XVII в. Фотография. 2012 г. Братский корпус и ц. в честь Вознесения Господня. Кон. XVII в. Фотография. 2012 г. В нач. XVII в. К. м. подвергся разорению и разрушению от полько-литовских интервентов. Восстановление обители продолжалось до кон. XVII в. В 1683 г. каменный Никольский собор XV в. был расписан фресками на деньги стольника Я. В. Нелединского. Над предполагаемым местом погребения прп. Антония была возведена ц. во имя Всех святых (1690), пристроенная к Никольскому собору. В 1650 г. вместо разобранной надвратной 3-придельной церкви (Вознесения Господня, вмч. Димитрия Солунского и святых Бориса и Глеба) был построен деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделами вмч. Димитрия Солунского и прп. Алексия, человека Божия. В 1690 г. эта церковь была разобрана и перенесена на остров, а в кон. XVII в. на ее месте над вост. св. воротами возведена каменная Вознесенская ц. В 1667-1668 гг. на пожертвования боярина С. П. Нелединского была возведена каменная колокольня. Ко 2-й пол. XVIII в. над западными воротами находилась каменная ц. св. Иоанна Предтечи (1764).

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деисус («Седмица»), со святыми на полях. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Сын Ярца, Дерма Иван Ярцев (Иван Дермоярцев), в качестве иконописца («писца») великого князя участвовал в создании серии минейных икон или лицевого подлинника (на окт.), описанных в иконописном подлиннике краткой редакции 1-й пол. XVII в. из б-ки ОЛДрП (РНБ. ОЛДП. О. 21). В 1509 г. по повелению св. Серапиона (Курцова) , архиеп. Новгородского, совместно с Андреем Лаврентьевым «дописал» иконы деисусного и праздничного чинов главного иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461, 469, 537). Сохранилось 6 икон Деисуса и 7 икон праздничного чина (каждая с 3-4 сюжетами) под басменными окладами 1537, 1537-1558 гг. (НГОМЗ). Больше сведений имеется об одном из сыновей Ивана Дермы - Поснике Иванове Дермине Ростовце (известен также как Петр Иванов Дмитриев). Родом из Ростова, в 80-х гг. XVI в. состоял жалованным царским иконописцем. В 1584 г. «Посник Дмитриев сын Ростовец» «знаменил» покров на гроб царя Иоанна Грозного ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1901. Т. 2: Домашний быт рус. цариц. С. 723). В 1586 г. за 7 р. написал Смоленскую икону Божией Матери с праздниками (список с чудотворного образа) в Герасимов Болдинский мон-рь (РИБ. Т. 37. Стб. 41-42). В 1589 г. «Петр Дермин с товарыщи» был отправлен с посольством в Грузию, где в течение 3 лет писал фрески и иконы в мон-рях Тога и Алаверди в Кахети. В 1591 г. посольству было предписано возвратить Посника с мастерами или же одного, но дальнейшая его судьба неизвестна (по сообщению груз. царя Теймураза 1642 г., присланные «при прежних... царех» 12 иконников «все в Грузех и померли» - Полиевктов М. А. Новые данные о моск. художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941. С. 9, 13, 157). В описи Антониева Сийского монастыря 1597 г. в алтаре Троицкого собора упоминается Деисус из 3 икон-пядниц - Спасителя, Богородицы, св. Иоанна Предтечи - «на золоте» письма Посника «Дербина» (очевидно, вариант написания фамилии), вклад старца Ионы, ризничего митрополита Ростовского (БАН. Арханг. Д. 375. Л. 7 об.).

http://pravenc.ru/text/171745.html

Св. Иоанн Предтеча в молении. Миниатюра из Лекционария. XII в. (Sinait. gr. 208. Fol. 1v) Св. Иоанн Предтеча в молении. Миниатюра из Лекционария. XII в. (Sinait. gr. 208. Fol. 1v) Др. дни памяти И. П. имеют меньше праздничных черт: 7 янв. (Собор Иоанна Предтечи) на вечерне совершается вход (ради великого прокимна, произносимого на вечерне в день Богоявления), утреня имеет праздничное окончание; поется прежде всего последование Богоявления - устав службы сходен с уставом службы 26 дек., когда празднуется Собор Пресв. Богородицы, с тем отличием, что 7 янв. песнопений в честь И. П. поется больше; служба И. П. на литургии та же, что и в Мессинском Типиконе. Крещение Господне. Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан. Мастера П. Перуджино и Б. Пинтуриккио. Ок. 1482 г Крещение Господне. Роспись Сикстинской капеллы, Ватикан. Мастера П. Перуджино и Б. Пинтуриккио. Ок. 1482 г Учекновение главы. Пир Ирода. Погребение св. Иоанна Предтечи. Мозаика баптистерия собора Сан-Марко в Венеции. 1343-1354 гг. Учекновение главы. Пир Ирода. Погребение св. Иоанна Предтечи. Мозаика баптистерия собора Сан-Марко в Венеции. 1343-1354 гг. 24 февр. и 25 мая, дни памяти Обретения главы Иоанна Предтечи, являются в Иерусалимском уставе полиелейными праздниками со всеми особенностями этого типа дней. На вечерне читаются паремии, на утрене и литургии чтения практически те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе 24 февр. (Апостол 2 Кор 4. 6-15; 25 мая аллилуиарий со стихом из Пс 96). 23 сент. (Зачатие Иоанна Предтечи) основным признаком торжественности является праздничное окончание утрени. В рус. Типиконах с XVI в. этот день обозначался знаком , а начиная с исправленного московского издания 1682 г.- (этот же знак используется и в нек-рых дониконовских изданиях, напр. в Часослове 1652 г.). В XVII в. в службе 23 сент. появились вечерние стихиры на стиховне и седальны (возможно, в связи с общим изменением устава славословных святых), сначала в изданиях Юго-Зап. Руси (см., напр.: Минея праздничная. Львов, 1651), в русских - в кон. XVII в. (в Типиконе с 1682, в Минеях с 1690).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Иконография обретений честной главы св. Иоанна Предтечи складывалась благодаря троекратному обретению главы: в IV в., предположительно в 452 г., ок. 850 г. В Сирийской Церкви после 2-го обретения было введено почитание главы святого, хранившейся в небольшом городке Эмеса (ныне Хомс, Сирия). По другим источникам, глава И. П. уже в правление имп. Феодосия (379-395) была перенесена в предместье К-поля и хранилась в храме св. Иоанна Предтечи (на 7-й миле) в Хебдомоне. По-видимому, противоречивые сведения о ее местонахождении объясняются тем, что в соответствии с древней христ. традицией глава И. П. достаточно рано (не позднее V в.) подверглась раздроблению. Однако общецерковное и общегос. прославление эта святыня получила только после ее 3-го обретения. В постиконоборческий период глава И. П. была не только перенесена в столицу империи, но и помещена в придворный храм, а также в ораторий Студийского мон-ря, к-рый продолжил традицию создания храмов-реликвариев И. П. Были установлены дни литургического празднования памяти обретений честной главы Иоанна Предтечи - 24 февр. и 25 мая. В визант. искусстве 1-й сформировалась иконография 3-го обретения главы И. П. В X-XI вв. она создавалась по четкой иконографической схеме: в одной части композиции изображение 2 мирян, к-рые выкапывают святыню из черной пещеры, процессия с императором и кадящим патриархом со свитой - в другой (миниатюры из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 420) - из Минология (ГИМ. Греч. 183. Л. 108) и Лекционария (Ath. Dionys. 587. Fol. 148)). Св. Иоанн Предтеча с евхаристическим Агнцем. Миниатюра из «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи» из т. н. Егоровского сборника. Сер. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 186) Св. Иоанн Предтеча с евхаристическим Агнцем. Миниатюра из «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи» из т. н. Егоровского сборника. Сер. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 186) Предста Царица Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) В палеологовскую эпоху в иконографии 3-го обретения изображение момента обретения с копающими юношами было заменено сценой «Перенесение честной главы св. Иоанна Предтечи в Константинополь». Первым подобным памятником является икона «Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи» из Великой Лавры на Афоне (XIV в.; Chadzidakis. 1988). В центре нижнего клейма, выделенная размером, изображена св. глава, лежащая на прямоугольном саркофаге. Святыню окружают клирики, регент, певчие и диакон со свечой. Процессию встречают патриарх и император, оба в нимбах; за императором следует сановник. Архитектурные кулисы указывают на начало путешествия - г. Команы и пункт назначения - К-поль.

http://pravenc.ru/text/471450.html

рис. XVII). Первоначальное покрытие этой церкви (с закомарами, покрытыми тесом и верхами, обитыми немецким железом), имевшей, по свидетельству описей 1601 и 1621 годов, две главы и называвшейся «под колоколы» 603 (т. е. расположенной под колокольнею), в настоящее время заменено четырехскатною крышею, на которой возвышается шестигранный свод, заканчивающийся небольшою главою (см. рисунок XV). Это покрытие находится над вторым этажом церкви (антресолью), вход в который идет в настоящее время с западной стороны (из помещений, что под колокольнею). Здесь в прошлом столетии помещалась кирилловская ризница 604 . Но этаж этот, покрытый сомкнутым сводом (см. рисунок XVII), был отстроен, вероятно, уже позже начала XVII века, так как колокола, находившиеся (по словам описей 1601 н 1621 годов) над церковью, едва ли могли оставаться в глухом закрытом помещении с небольшими окнами. Тем не менее сообщение с верхом церкви входило, очевидно, в задачу ее строителя, так как лестница на верх с наружною дверью, ныне заделанная (см. рисунок XVI), была устроена во время самой кладки в углу южной стены (против придела). В настоящее время верхний этаж пронизывают два каменных цилиндра: один большого диаметра – почти на средине помещения, другой небольшой – в углу над приделом. Это – барабаны бывших церковных глав, показанных еще на плане 1720-го года (см. ниже в приложении) и в начале XVII века, возвышавшихся над закомарами церковной кровли. Наружные украшения древней (нижней) части церкви состоят из вертикальных пилястров (лопаток), которые делят стены главной массы на три части (соответственно внутреннему расположению сводов) и завершаются на уровне второго этажа двумя горизонтальными тягами, из коих верхняя совпадает с вершиною (?) арок, поддерживающих барабан. Эти украшения относятся, надо полагать, к XVII веку, ибо они однородны с орнаментами построенной одновременно кирилловской церкви св. Иоанна Предтечи 605 и отчасти с орнаментами построенной несколько ранее церкви Введенья (сравн. прил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1712-1715); суздальский во имя святых Космы и Дамиана (в Суздале, муж., основан не позднее XII в., упразднен не позднее нач. XVII в.); во имя вмч. Феодора Стратилата (во Владимирском у., муж., основан в XII в., упразднен в нач. XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба (на р. Ушне в Муромском у., муж., основан в XII в., упразднен в 1764); суздальский во имя Св. Троицы (в Суздале, жен., основан в нач. XIII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя равноапостольных Константина и Елены (во Владимирском у., муж., основан не позднее 1276, упразднен в 1775); владимирский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан не позднее 1287, дата упразднения неизвестна); во имя арх. Михаила (в Юрьеве-Польском, муж., основан не позднее XIII в., закрыт в 1923); суздальский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее XIII в., разорен поляками в XVII в.); во имя святых Бориса и Глеба (в с. Кидекша Суздальского у., основан не ранее 2-й пол. XIII в., упразднен не позднее 2-й пол. XVII в.); суздальский во имя мч. Александра (в Суздале, жен., основан в XIII в., упразднен в 1764); суздальский в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (в Суздале, муж., основан не ранее XIII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); Евфимиев в честь Преображения Господня (в Суздале, муж., основан в 1352, закрыт в 1923); Городецкий (Городищенский) Лазаревский (в Суздальском у., жен., основан не позднее 1367, упразднен в 1-й пол. XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба (во Владимире, муж., основан не позднее 1389, упразднен до 1625); во имя вмч. Георгия Победоносца пуст. (на оз. Сак в Гороховецком у., муж., основана в XIV в., упразднена в кон. XVII - нач. XVIII в.); Нафанаилова в Славцове в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (во Владимирском у., муж., основана не позднее нач. XV в., упразднена в XVI-XVII вв.); Антониева в честь Покрова Пресв. Богородицы пуст. (в Переславском у., муж., основана не позднее 1-й четв. XV в., упразднена в 1701-1702); сновицкий в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

На Руси первоначально был воспринят полнофигурный извод «Благовестия Захарии», как на фресках боковой апсиды собора Св. Софии в Киеве. Однако упомянутая выше фреска собора Мирожского монастыря свидетельствует о том, что в рус. искусстве уже в XII в., т. е. раньше, чем в Византии, мог быть использован и 2-й извод, со слетающим ангелом. На фресках ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде (XIV в.) сцена зачатия И. П. разделена на 2 эпизода: «Явление Ангела Захарии» и «Моление Захарии и Елисаветы». В 1-й композиции представлен полнофигурный извод «Благовестие Захарии»; во 2-й - Захария и Елисавета изображены в полуобороте друг к другу, их руки подняты в молении. Такое изображение зачатия И. П. в искусстве Византии не было известно. Подобная композиция встречается единственный раз на поствизант. иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из храма Св. Троицы в Этрополе в Болгарии (XVII в.). В ц. Успения на Городке в Звенигороде (ок. 1400) и в Успенском соборе во Владимире (1408) зачатие И. П. представлено во 2-м варианте «Благовестия Захарии» - со слетающим ангелом. В кон. XV - нач. XVI в. на Руси стал известен и 3-й извод иконографии праздника Зачатия св. Иоанна Предтечи - «Целование Захарии и Елисаветы». Так, на иконе «Зачатие св. Иоанна Предтечи» из церкви с. Новокотова Молоковского р-на Тверской обл. (ЦМиАР) представлены Захария с Елисаветой в объятии, рядом - взрослый И. П., как «плод чрева» св. родителей ( Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. С. 298-299). В XVI в. в древнерус. житийных циклах И. П. появилась тенденция к более подробному иллюстрированию сюжета «Зачатие св. Иоанна Предтечи», что привело к сложению своеобразного «зачатьевского цикла» ( Бродовая. 2005). Первым памятником такого рода стали фрески жертвенника собора Рождества Пресв. Богородицы на Возмище в Волоколамске (ок. 1540), где представлены «Благовестие Захарии» в 2 эпизодах и «Целование Захарии и Елисаветы». С сер. XVI в. получили широкое распространение житийные иконы И. П., на к-рых «зачатьевский цикл» мог состоять из 3-5 сцен.

http://pravenc.ru/text/471450.html

По берегу оз. Преспа сохранились пещерные храмы: арх. Михаила в местности Трстенике к востоку от с. Пустеци (Ликенаси) (фрески XIV в., ктитор - иером. Виссарион; в алтаре изображены Богоматерь с Младенцем Христом и «Поклонение Агнцу»; рядом - первомч. Стефан и прп. Симеон Столпник); Пресв. Богородицы Елеусы к востоку от с. Туминец (фрески XIV в., художник - Алексий, ученик изографа Иоанна, ктитор - иером. Паисий; рядом со входом находится фреска с изображением Божией Матери с Младенцем типа «Умиление», внутри - сцены праздничного цикла и фигуры святителей; рядом расположен ансамбль бывшего мон-ря вмц. Марины, 1888); Благовещения Пресв. Богородицы в Црнапеше (фрески кон. XIV в.); свт. Николая Чудотворца в местности Накол к северу от с. Пустеци (остатки росписей предположительно XIV в., записаны в 1840). К памятникам поствизант. периода относятся базилика Пресв. Богородицы в с. Душари (росписи 1610); мон-рь св. Иоанна Предтечи (храм 1632-1634) и 5 церквей с фресками (XVIII в.) - в Воскопое; в совр. с. Виткуки - мон-рь апостолов Петра и Павла (основан в 1708) с ц. св. бессребреников Космы и Дамиана (1736, росписи 1748) и с купольной базиликой апостолов Петра и Павла (1759, фрески 1763-1764, худож. Константин и Афанасий Зографы), а также 5 церквей XVII-XVIII вв., в т. ч. ц. Пресв. Богородицы (XVII в.), базилика арх. Михаила с 9 скрытыми сферическими сводами (1682, росписи 1728), базилики с юж. открытой галереей (вмч. Мины, Благовещения Пресв. Богородицы и вмч. Георгия Победоносца, все XVIII в.); базилика вмч. Георгия Победоносца в с. Шипска (XVIII в.), церкви св. Параскевы и свт. Афанасия Великого в с. Полена; действующие мон-ри свт. Николая Чудотворца в с. Каменица (церковь XVIII в.; новый келейный корпус) и Успения Пресв. Богородицы в с. Бобоштица (реконструкция в нач. XXI в.). Иконописание В музеях К. м. хранятся редкие визант. иконы, ранее находившиеся в храмах на территории епархии. К классическому направлению палеологовской живописи можно отнести образ Божией Матери «Одигитрия» (XIV в.) из пещерной ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи (Глобочени) (НМСИК). Неск. икон выполнены мастерами касторийской школы («Арх. Михаил», XIV-XV вв.; царские врата с композицией «Благовещение» из ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи, XV в., обе в НМСИК) и представителями т. н. местного (далекого от столичных принципов) художественного направления («Свт. Спиридон Тримифунтский» из Мборьи, XIV-XVI вв., Нац. худож. галерея, Тирана; икона Божией Матери «Одигитрия» из Малиграда, XV в., НМСИК). Традиционны по стилю иконы XVI - 1-й пол. XVII в. из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Бобоштица: Божия Матерь «Одигитрия» (XVI в.), «Вмч. Георгий на троне, коронуемый Христом» (1-я пол. XVII в.; обе в НМСИК). Повышенно экспрессивны иконы из Виткуки «Св. Иоанн Предтеча» (1685; там же) и района Бобоштицы «Прор. Илия на колеснице» (1686; там же).

http://pravenc.ru/text/2458763.html

198 Рук. Тр. Серг. л. 264, л. 147. Игуменом Никон был собственно 30 лет: Пахомий прибавляет к годам игуменства и те 6 лет, которые Никон провел в безмолвии. Поздние рукописные святцы помечают кончину его 17 ноябр. 6935 г. 199 Таков состав жития по сп. XVI в. в синод, сб. 630, л. 119, в Мак. ч. мин. март, стр. 649, в сб. Румяни. муз. 154, л. 395, по сп. XVII в. в Ч.-Мин. Герм. Тулупова, рук. Тр. Серг. л. 675, л. И, В сп. соф. библ. (напеч. в Пам. стар. русск. лит. IV, 16) к прежним чудесам прибавлено 5 новых, описанных во второй половине XVI в. Последнее из них есть исцеление присланного в Новгород царем Иваном дьяка Андрея Клобукова, который участвовал в ливонском походе 1577 г. В предпоследнем рассказано об исцелении Никиты Романова, бывшего новгородским наместником, и к этому прибавлено известие: «тажь и посылаем бываше великим князем Иваном Васильевичем предреченный Никита и с ним воевода Георгий, нарицаемый Токмаков, в землю Свиский немец и …взяша град, рекомый Пернов». Никита Романович Юрьев был воеводой большого полка при взятии Пернова в 1575 г. Карамз. IX, прим. 412, 426 и 460. 200 Сб. синод. 630, л. 146: «Благословением и повелением господина преосв. архиепископа Великого Новаграда Ионы и советом игумена Саввы обители Преосв. Богородицы Аркажа монастыря и господина Пахомия, от сербьския земли пришедша, мужа благочестива, проходяща иноческое житие со всяким опасением добрым, и от юности соврша в божественном писании и во всяком наказании княжном и в философском истинном учении, еже знаменает по степенем грамотикию и прочие философии, яко превзыти ему мудростию и разумом всех книгчий, от сего же Пахомия написано бысть от жития великого святителя и чудоътворца от великих малая, глаголю Еуфимия, с великим свидетельством, елика ему поведоша, а не все житие святого подробну. Сий бо Пахомие является в нашей земли многих жития святых написав и славословием украсив памяти их действом св. Духа по чину добре». 201 Так по. списку волокол. сб. XVI в. в Моск. дух. ак. 640, л. 164, и в сб. XVI! в. гр. А. С. Уварова 133 (по кат. Царск.), л. 448. В сб. Моск. дух. ак. 15 приписка еще яснее определяет отношение Геласия к Пахомию: «снискано же бысть и изобретено блаженнаго житие иг. Геласием, бывшего (sic) настоятелем тогда тоя обители; написано же бысть и сотворено рукою смиренного священноинока Пахомия сербина иже от Св. Горы». Другие списки XVI в. в Макар, ч. мин. окт. стр. 21 и в синод, сб. 630, л. 8. О церкви Иоанна Предтечи в Кратк. летоп. о монастыре преп. Саввы, изд. 2, стр. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010