I. Библия рукописная 1. Первые два века (XI–XII века) a) Библия Кирилло-Мефодиевская. Её происхождение и язык. Школы Владимира и Ярослава I и заботы прочих князей о школах; кн. Смоленский Роман Ростиславич. – Списывание Библии: княжна Евфросиния, келлия преп. Феодосия; древнейшие сохранившиеся списки; пособия к уразумению Библии; заботы первых князей о распространении священных и назидательных книг; первая публичная библиотека. – Любомудрие ближайших потомков Ярослава I. Предки наши имели то неоценённое преимущество пред народами запада, что вместе со святым крещением им принесено было и Священное Писание на родственном, вполне понятном для них наречии, которое столь мало отличалось от тогдашнего русского языка, что писатель XI века, мних Иаков прямо говорит (о Владимире и его подданных): «прияше святое крещение, готово имуще святое писание и книги (богослужебные?) переведены с греческаго языка на русский 1 ». Принесённая предкам нашим славянская Библия была, как известно, благословенным трудом свв. братьев Константина-Кирилла и Мефодия, вышедших из македонского города Солуня, древней Фессалоники, оглашённого некогда евангельскою проповедью великого «апостола язычников». В тиши монастырского уединения Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий задумали перевести Св. Писание с греческого на славянский язык ближайшим образом для славян, среди коих жили. Балканский полуостров ещё с VI столетия стал постепенно заселяться славянами: часть древней Македонии по р. Брегальнице называлась даже Славинией, по преобладающему славянскому населению 2 . Жители Солуня все знали славянский язык 3 . Весьма возможно даже, что если не по отцу, то по матери, сами Кирилл и Мефодий были славяне 4 . Таким образом мысль перевести Св. Писание на славянский язык могла естественно родиться в уме солунских братьев. Но так как у славян не было ещё собственной письменности, то, прежде всего, нужно было изобрести письменные знаки, буквы. Это было делом младшего из братьев, Константина-Кирилла, прозванного философом за его учёность и великий разум. Для выражения отдельных звуков славянской речи он придумал 35 букв, начертав их, большею частью, по образцу букв греческих: некоторые же буквы, не имевшиеся в греческом алфавите (ж, ч, ш, щ), заимствовал из алфавитов еврейского, армянского и коптского. Так возникла в 855 или 857 г. славянская азбука, названная по имени изобретателя её «кириллицею 5 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Вятка (Киров). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1707 - 1724 гг. в слободке за Никитскими воротами г.Хлынова, получившей по имени храма название Владимирской. В 1812 году название перешло к улице Владимирской (К.Маркса). В 1936 году этот храм был уничтожен, и на его месте построен кинотеатр " Октябрь " . С сайта: В 1718г. освящена Владимирская церковь, а в 1724-м придельная во имя св. ап. Петра и Павла. Придел сей освящен Трифоновским архимандритом Парфением а большого Троицкого собора протопопом Семионом с протодьяконом. Престолов два: в холодной в честь иконы Владимирской Божией Матери, а в теплой – ныне во имя св. Иоанна Златоуста С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 (адаптировано) В 1700 г. большой пожар уничтожил почти все деревянные строения Хлынова, в том числе все крепостные башни и стены. Более эти укрепления не восстанавливались. Город шагнул за границы земляного вала. В нём началась эпоха каменного строительства. 12 апреля 1707 г. " за градом Хлыновым, за земляным валом, за Никитскими вороты " в центре Спенчинской слободки купец Григорий Вяземский, будущий владелец Кирсинского железоделательного завода, начал возводить каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Работы продвигались медленно. С одной стороны, большое число мастеров-каменщиков было тогда привлечено к строительству новой столицы - Санкт-Петербурга, на Вятке же их и без того было немного. Но, с другой стороны, смогли же вятчане в более короткие сроки тогда же возвести Воскресенский и Богоявленский соборы (1710), а также другие городские церкви - Покровскую (1709), Пятницкую (1712), Предтеченскую (1717). Строительство же Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г. Примечатально, что оно велось даже после 1714 г., когда указом Петра I в России повсеместно (кроме Петербурга) было запрещено " каменное строение " - вятские каменщики при переписях скрывали свою профессию, умалчивали о ней.

http://sobory.ru/article/?object=32525

Глава I. Истоки И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Появление первых монастырей в Киевской Руси В древнейших русских источниках первые упоминания о монахах и монастырях на Руси относятся лишь к эпохе после крещения князя Владимира; их появление датируется временем правления князя Ярослава (1019–1054). Современник его, Иларион, с 1051 г. Киевский митрополит, в своем знаме-нитом похвальном слове, посвященном памяти князя Владимира,— «Слове о законе и благодати», которое он произнес между 1037 и 1043 гг., будучи священником при дворе , говорил, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася» . Противоречие это можно объяснить двояко: вполне вероятно, что монастыри, которые упоминает Иларион, не были монастырями в собственном смысле, а просто христиане жили в отдельных хижинах вблизи церкви в строгой аскезе, собирались вместе на богослужение, но не имели еще монашеского устава, не давали иноческих обетов и не получали правильного пострижения , или, другая возможность,— составители летописи, которая включает в себя «Свод 1039 г.», имеющий весьма сильную грекофильскую окраску, склонны были недооценивать успехи в распространении христианства в Киевской Руси до прибытия туда митрополита Феопемпта (1037), вероятно первого в Киеве иерарха греческого поставления и греческого происхождения . Под тем же 1037 г. древнерусский летописец торжественным слогом повествует: «И при сем нача вера хрестьянска плодитися и раширяти, и черноризьци почаша множитися, и монастыреве починаху быти. И бе Ярослав любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» . И дальше летописец сообщает, что Ярослав основал два монастыря: св. Георгия (Георгиевский) и св. Ирины (Ирининский женский монастырь) — первые правильные монастыри в Киеве. Но это были так называемые ктиторские, или, лучше сказать, княжеские обители, ибо их ктитором был князь. Для Византии такие монастыри были обычным явлением, хотя и не преобладающим . Из позднейшей истории этих обителей видно, что древнерусские князья использовали свои ктиторские права на монастыри; особенно это сказывалось при поставлении новых настоятелей, то есть можно говорить о точном повторении характерных для Византии отношений между ктитором и основанным им монастырем. Такие монастыри обыкновенно получали наименование по имени святого покровителя ктитора (христианское имя Ярослава — Георгий, а Ирина — имя святой покровительницы его супруги); эти обители становились потом родовыми монастырями, они получали от ктиторов деньги и другие дары и служили им семейными усыпальницами. Почти все обители, основанные в домонгольскую эпоху, то есть до середины XIII в., были именно княжескими, или ктиторскими, монастырями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436435/

Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 1 Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина ему дано или потому, что родом был из Корсуня – города, находившегося на Таврическом полуострове, который еще в древности принадлежал грекам, или потому, может быть, что до прибытия на Русь был епископом в Корсуне. Неизвестно какую иерархическую степень проходил Иоаким до посвящения своего в сан епископский и где 2 ; но не подлежит никакому сомнению то, что он рукоположен в Константинополе и был муж добродетельный, образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием 3 . Это предположение имеет всю силу вероятия, когда припомним, как была всегда осторожна греческая церковь в назначении проповедников высоких евангельских истин народам языческим. Из опасения, чтобы проповедь о кресте и Распятом не была гласом вопиющего в пустыни, она, обыкновенно, избирала на дело благовестия людей благочестивых и всегда хорошо знакомых с языком и нравами тех народов, к которым посылались проповедники. По этой-то именно причине и епископ Иоаким, как муж добродетельный и знающий язык и нравы славян, был избран на дело проповеди в северных пределах языческой Руси. Личность Иоакима делается известной в летописях со времени просвещения Новгорода христианской верой. Как только были окрещены жители Киева, Владимир озаботился, чтобы и вся подвластная ему земля Русская просветилась св. верою. Повсюду велел он сокрушать капища, низвергать кумиров и приводить людей к крещению по всем городам и селам, но, чтобы святое дело не остановилось от недостатка истинных пастырей, Владимир «посылал паки» (в 990 г.) в Царьград к патриарху Николаю с просьбою, «да послет ему болей епископов». Патриарх, исполняя усердную просьбу благочестивого князя, прислал к нему Феодора и Фому, и других епископов, а в том числе и Иоакима Корсунянина 4 . Иоаким прибыл в Киев около 991 года и в скором времени (в 992 г.) 5 отправился в Новгород в сопровождении нового Киевского митрополита Леона, который, подобно предшественнику, предпринимал в это время путешествие по России для проповедания и утверждения православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

«Имуще Архиерея велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания» ( Евр. 4: 14 ). Знакомым с дивными судьбами христианства известно , что св. вера наша, коей заповедует держаться, в приведенных нами словах, св. ап. Павел, не простое слово, а жизнь, не учение только, а дело и дело Божие, совершающееся непрерывно и неизменно в продолжение восемнадцати веков. Без оружия, с одним только крестом вошла она в мир, во зле лежащий и враждебный для нее, но победила его и пережила все его перевороты, воспитала духовным хлебом души целых народов. Проникая во все, она все обновила: семейства, общества, обычаи, законы, гражданственность, всему дала свой дух и направление. Так эта победившая мир христианская вера 5: 4) действовала при известных условиях везде. Так она действует, по милости Божией, со времен равноапостольного князя Владимира, и в обширных пределах нашего, благословенного Богом , отечества, и таким образом оправдывает пред глазами всех божественное свое происхождение. Впрочем справедливость требует сказать, что как духовное и чистое семя она может расти и плодоносить только на духовной, очищенной почве сердца, в совести заботливо охраняемой от терния страстей,что многое-множество и было и есть христиан только по имени, христиан поверхностных, с одним образом благочестия без силы его ( 2Тим. 3:5 ), христиан с заблуждениями и пороками язычества, кои, как чужеядные растения на деревах, задерживают и останавливают в них развитие духовной жизни. А разлад веры с жизнью, благочестия с нравами, столь обыкновенный в наше время, ясно показывает, что многие из нас не держатся, как должно, исповедания своего и живут по прихотям сердец своих, по внушениям князя власти воздушныя ( Еф. 2:2 ). Направление жизни самое опасное: оно может окончиться неверием и решительной изменой Господу нашему Иисусу Христу, а след. и вечной погибелью для многих. Имуще убо Архиерея, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся крепко нашего исповедания, веры нашей православной с ее уставами святыми. К этому должны побуждать всякого из нас сама неосновательность тех извинений, или предлогов, какие в свое оправдание представляют не сообразующие свою жизнь с правилами веры, а еще более и временная и вечная участь наша, тесно соединенная с тем, во что и как мы веруем, живем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Инстаграм калифорнийского пресвитера: русский флаг, «мутенький» Фиат и селфи на крыше храма 10 ноября, 2015. Протоиерей Петр Перекрестов Хорошо, что я не задел свой подрясник и не упал! Протоиерей Петр Перекрестов – священник Русской Православной Церкви Заграницей, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско и постоянный автор «Правмира» – продолжает радовать прекрасными фото читателей своего инстаграма . Дорогие, простите за долгое молчание, я в ужасной запарке и хотя ежедневно хочется с нашей инстаграмской семьёй чем-то поделиться, однако руки не доходят до дела. Сегодня я переехал мост над рекой св. Лаврентия, по дороге из США в Канаду, над местом, которое называется «Тысяча островов». Это — архипелаг островов (почти 2,000!) тянущихся вдоль границы Канады и США, очень красиво, особенно осенью! Недалёко от Свято-Троицкого монастыря близ Джорданвиля (штат Нью-Йорк), в местности где главным образом патриархально-крестьянские дома, стоит и продаётся такое довольно-таки авангардное здание. У меня возникла фантазия, что здесь совсем недалеко от монастыря и семинарии можно было бы устроить центр-лабораторию православного дизайна, программирования и фотографии, где могли бы собираться техническо-творческие любители и специалисты для осуществления разных церковных проектов. Здесь можно было бы проводить и семинары, и мастер-классы. В перспективе — создание православной кремниевой долины! Что вы думаете? Зарубежная Русь. Покровский храм-памятник 1000-летию Крещения Руси в столице Канады, г. Оттаве. Здесь на этих выходных проходило празднование 50-летия сего прихода и 1000-летия преставления св. Равноапостольного великого князя Владимира, просветителя Руси. Зарубежная Русь. В торжестве празднования 50-летия Покровского прихода в Оттаве принимал участие старейший клирик Канадской епархии, настоятель самого большого прихода Русской Зарубежной Церкви — Свято-Троицкого собора в г. Торонто, протоиерей Владимир Мальченко. Как правило, бОльшая часть духовенства Русской Зарубежной Церкви всю жизнь служит на одном и том же приходе — назначение священника на приход подобен обручению жениха и невесты! Отец Владимир служит в Торонто более 40 лет и отличается своей энергичностью, постоянством, полным отсутствием лести и необыкновенной любовью к России и русской церковной традиции.

http://pravmir.ru/instagram-kaliforniysk...

Лаврентий (Бакшевский), еп. Черниговский и Нежинский. Литография. Сер. XIX в. (РГИА) (Бакшевский Лука Николаевич; 11.10.1776, с. Ивановское-Прозоровское Покровского у. Владимирской губ.- 17.12.1837, переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы мон-рь), архиеп. Черниговский и Нежинский. Род. в семье свящ. Николая Васильева († 1819) и Агафии Петровой († 1813). В 1795-1810 гг. свящ. Н. Васильев служил в Борисоглебском храме с. Волохова Александровского у. Владимирской губ. Сестры архиерея впосл. вышли замуж за священнослужителей. По воспоминаниям сестер и др. родственников, когда в 80-х гг. XVIII в. Переславль-Залесский и Дмитровский еп. Феофилакт (Горский) распорядился переписать всех сыновей епархиальных священнослужителей, родители Л., опасаясь отправки единственного сына на военную службу, поспешили отдать его в Переславскую училищную семинарию, располагавшуюся в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы монастыре ( Радугин. 1862. С. 442). Здесь он получил фамилию Бакшевский. Первоначально отставал от товарищей в учебе, подвергался наказаниям и насмешкам, но постепенно стал одним из лучших воспитанников, был переведен в Троицкую лаврскую семинарию, обратил на себя внимание митр. Московского и Калужского Платона (Левшина) . 6 сент. 1799 г., по окончании семинарского курса, Бакшевский был определен учителем низшего грамматического класса Перервинской ДС, учрежденной в 1775 г. владыкой Платоном; 7 авг. 1800 г. переведен учителем в высший синтаксический класс. 2 марта 1800 г. по совету митр. Платона, но «против воли» родного отца принял монашеский постриг. 25 марта того же года митр. Платоном Л. был рукоположен в сан диакона, 6 дек. 1801 г.- в сан иерея и 29 апр. 1804 г. назначен префектом (инспектором) семинарии, учителем риторики. 6 янв. 1806 г. в Троице-Сергиевой лавре митр. Платоном возведен в сан игумена, назначен настоятелем Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря , награжден палицей. С 25 янв. 1808 г. ненадолго возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь . В том же году был назначен настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря . 14 окт. 1808 г. в Вифанском Преображенском скиту возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2462461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. А. Косяков. Фотография. Нач. ХХ в. Василий Антонович (22.03.1862, С.-Петербург - 16.04.1921, Петроград), архитектор, художник, педагог. Род. в семье повара. По окончании С.-Петербургского 1-го реального уч-ща в 1880 г. поступил в Строительное уч-ще (с 1882 Ин-т гражданских инженеров, далее ИГИ), где стал учеником архит. Н. В. Султанова . Студентом участвовал в строительстве вокзала в Бресте и бараков для войск при Московско-Брестской железной дороге. Окончил курс «с отличными успехами» в мае 1885 г., был удостоен звания гражданского инженера и права на чин 10-го класса. Служил в Департаменте таможенных сборов (1885) и помощником делопроизводителя при Технико-строительном комитете Мин-ва внутренних дел (с 1891). Одновременно преподавал в Школе десятников Имп. рус. технического об-ва (инспектор) и с 1888 г. вел курс сельскохозяйственной архитектуры в ИГИ. Член С.-Петербургского об-ва архитекторов (с 1887). В начале творческой деятельности К. был удостоен премий за конкурсные проекты здания Английского клуба в г. Екатеринославе (1890, 4-я премия, в соавторстве с А. А. Набатовым) и собора равноап. кн. Владимира в Астрахани. С нач. 1897 г. был архитектором хозяйственного управления Синода, с 1905 г.- членом Технико-строительного комитета, с 1913 г.- архитектором Высочайшего двора, с 1914 г.- инспектором по строительной части при Кабинете его имп. величества. С 1900 г. ординарный профессор ИГИ, в 1905-1921 гг. первый избранный директор ИГИ. В 10-х гг. XX в. был председателем правления Об-ва гражданских инженеров, членом реставрационной комиссии Имп. Археологической комиссии (1912). Имел чины надворного (1895), статского (1902), действительного статского (1905) советника. Награжден орденами св. Анны 2-й степени (1897) и св. Владимира 3-й степени (1908). К.- автор ряда описаний своих работ и учебных пособий. Его научные труды отличаются особым вниманием к практической стороне дела, прежде всего к расчету конструкций зданий.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Владимир Белопесоцкий. Икона. Кон. XX в. (Василий; ок. 1450, Ржев - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель и первый игумен Белопесоцкого во имя Св. Троицы мон-ря . Согласно монастырской «Летописи 1868 г.» (составлена на основе документов из ТСЛ, ныне хранится в архиве Белопесоцкого мон-ря), В. Б. происходил из детей боярских, служил воеводой, монашеский постриг принял в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре . В кон. XV в. на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, преподобный основал мон-рь. Впервые Белопесоцкая обитель и ее основатель упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского кн. Магмет-Амина 16 нояб. 1498 г. (ААЭ. Т. 1. С. 101-102. 135). В февр. 1507 г. вел. кн. Василий III Иоаннович дал В. Б. тарханную и несудимую грамоту на починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовский в Туровской вол. и дер. Мальцово в Растовской вол. Каширского у. (АРГ, 1505-1526. 29. С. 35-36), а в июле 1511 г.- жалованную и несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского у. (Там же. 86. С. 91-92). 28 февр. 1512 г. датируется жалованная несудимая грамота мон-рю Абдыл-Летифа (Там же. 100. С. 104-105), бывш. казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому во 2-й пол. 1511 г. 7 янв. 1515 г. Василий III дал в обитель еще неск. починков в Каширском у. (Там же. 118. С. 118-119), 20 янв. 1516 г. кн. П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого мон-ря были даны вкладом деревни в Каширском у. (Там же. 131. С. 128-129). Последняя жалованная грамота, выданная В. Б., датируется янв. 1522 г. «Летопись 1868 г.» сообщает, что жития святому «было 72 года». При жизни преподобного в Белопесоцком мон-ре были построены деревянная ц. во имя Св. Троицы и кельи. Согласно Описной книге Каширского у. 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». В монастырском синодике (частное собр.), составленном в 1645 г., переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.

http://pravenc.ru/text/159098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), митр. Киевский. Биография В источниках о жизни И. сохранились немногочисленные сведения. Согласно «Повести временных лет», И. был священником («бе презвутер») в ц. св. Апостолов в с. Берестове под Киевом, в загородной резиденции киевских князей; вполне вероятно, являлся духовником киевского кн. св. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Из автобиографической записи И. следует, что он был иеромонахом (см. ниже). Согласно летописному сказанию о начале Киево-Печерского монастыря, И. нередко удалялся из Берестова на лесистый холм (место буд. обители, ее «ветхая» часть), где, ископав себе «печерку малу двусажену... отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайне» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). Позднее на этом месте, ископав свою пещеру, поселился вернувшийся с Афона на Русь прп. Антоний Печерский . Поскольку в произведениях И. имеются свидетельства знания им греч. языка, хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приемами риторики, нек-рые исследователи допускали, что святитель получил образование в Византии. Л. Мюллер высказал предположение, что И. приобрел опыт пустынножительства на Афоне, позднее, посетив Францию в составе одного из рус. посольств 1048-1051 гг., связанных с бракосочетанием кор. Генриха I и кнж. Анны Ярославны, познакомился с лат. богослужением ( Мюллер. 2000. С. 94-96). «Муж благ, книжен и постник», И. в 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) был хиротонисан в митрополита Киевского по инициативе кн. Ярослава Владимировича («постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи, собрав епископы» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155) и стал первым русским, занявшим Киевскую кафедру. В рукописи, содержащей сочинения иерарха (ГИМ. Син. 591, посл. треть XV в.), на л. 203 находится запись, где от лица И. говорится: «Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь». Именование киевского князя каганом, свойственное памятникам письменности XI в., свидетельствует о раннем происхождении данного текста.

http://pravenc.ru/text/389115.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010