" Церковь настолько богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни. " Один из обвинителей позднее так вспоминал о нём: " С каким нескрываемым отвращением и в то же время снисходительной жалостью он смотрел и говорил с нами, находящимися в составе суда. Страха смерти, тюрьмы для него, как, впрочем, и для многих из них, не существовало; серьёзный был противник. " Сокамерником отца Сергия на Шпалерной улице в доме предварительного заключения был протоиерей Михаил Чельцов , которому он уступил свои более удобные нары, объясняя это тем, что " монаху не подобает нежиться. " В камере они вместе читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. Отцу Михаилу домашние передали в камеру VI-й том собрания творений святителя Иоанна Златоустого , но он, отягчённый думами, не смог его читать. Отец Сергий, напротив, утешался чтением Златоуста и беседовал о прочитанном с отцом Михаилом. Перед расставанием отец Сергий исповедался у протоиерея Михаила. В дальнейшем всю свою жизнь отец Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с отцом Сергием. 4 июля, перед вынесением приговора, подсудимым было предоставлено последнее слово. По воспоминаниям очевидцев, последнее слово отца Сергия произвело сильное впечатление. Он нарисовал картину аскетической жизни монаха и сказал, что, отрешившись от суеты мира, отдал всего себя внутреннему деланию и молитве. " Единственная слабая физическая нить, " – говорил он, – " связывает меня с сей жизнью. Неужели же трибунал думает, что разрыв и этой последней нити может быть для меня страшен? Делайте свое дело. Я жалею вас и молюсь за вас " . 5 июля был оглашён приговор ревтрибунала, по которому десять обвиняемых были приговорены к смертной казни. 10 августа в " Известиях " было напечатано сообщение о помиловании шести приговоренных, но священномученики митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и архимандрит Сергий, а также мученики миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров помилованы не были. В ночь на 13 августа 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья (чтобы их не опознали и не отбили у конвоя), были расстреляны - по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые по Ириновской железной дороге.

http://drevo-info.ru/articles/25003.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   31 июля (13 августа) Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, преподобномученик Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров Священномученик Вениамин родился 17 апреля 1873 года в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии  и в крещении был наречен Василием. Его отец Павел Иванович Казанский был женат на дочери священника Нименского прихода Александра Смирнова Марии и в тече­ние сорока лет был священником в этом приходе, включавшем в себя тогда двадцать пять деревень; последние пятнадцать лет жизни он был благочинным. Впоследствии, вспоминая о своем отце, архимандрит Вениа­мин писал: «Покойный все свои силы отдал приходу, который при разбросанности населения лишен удобных путей сообщения. В деревни за двадцать и тридцать верст на требы приходилось ез­дить верхом, имея при себе в сумке все нужное для совершения того или другого требоисполнения. Лесная тропа, которая вела в них, шла по болотам и через речки, на которых мостики каждую весну и осень уносило водой, и лошади переправлялись вплавь. Сколько бывало всяких приключений: то увязнет лошадь в болоте, то испуганная в чаще леса птичкой или зверьком сбросит своего всадника. Господь только хранил от всевозможных опасностей своего служителя, который, не желая утруждать крестьянина и псаломщика, пускался один в опасные путешествия. Не умея ездить верхом, поступил отец Павел в Нименское, но нужды при­хода заставили его научиться и превратиться в наездника. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, то он очень стал чувствовать по­следствия верховой езды и тех многочисленных ушибов, которые были получены во время падений. Для многих священников, слы­шавших рассказы о таких путешествиях, жизнь в таком приходе казалась невозможной. А он жил и жил, не год и не два, а целых сорок лет, да еще и о нуждах прихода пекся». «Заботясь о духовных нуждах пасомых, отец Павел немало по­нес хлопот, трудов и огорчений ради того, чтобы устроить в бед­ном раскольническом приходе четыре достаточно благолепных храма, почти исключительно на доброхотные пожертвования прихожан. Один храм устроен на окраине прихода в центре мест­ного раскола. Заветным желанием его было устроить при нем церковно-приходскую школу. Очень он горевал, что стара­ния его превратить в таковую школу грамоты не увенчались успе­хом», – писал архимандрит Вениамин, невольно свидетельствуя об отсутствии заботы и попечения предержащих властей о благо­состоянии народа, о том, что строилась и созидалась Россия не бестолковыми реформами, проводимыми властью, зачастую на­роду ненужными и разорительными, истощавшими его творче­ские и физические силы, а усилиями подвижников, самоотвер­женно трудившихся на поприще народного просвещения и укрепления благосостояния народа.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Третье клеймо. Суд над священномучеником Вениамином (Казан­ским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими. Надписание на клейме: безбожнии осуждают священномученика Вениамина и ихже с ним на смерть. На клейме изображена сцена суда, где на первом плане подсудимые: святитель Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иван Ковшаров, привлеченные к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей в 1922 г. В ответ на приговор Святитель благословляет. За стеной изображена петроградская тюрьма Кресты, где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море, обозначающее прибрежное положение Петрограда. Четвертое клеймо. Подвиг священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамкого, и священномученика Гермогена, епископа Тобольского. Надписание на клейме: убиение священномучеников Андроника и Ермогена.Святитель Андроник, сподвижник святителя Николая Японского, посвященный во епископа Киотосского, был закопан живым в землю; святитель Гермоген, блестяще образованный церковный деятель, известный своей подвижнической жизнью, был брошен в реку Тобол с камнем на шее. Убиение обоих было произведено почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник 20 июня 1918 г.; поэтому они объединены в одном изображении. Святитель Андроник, имеющий более высокий сан, изображен выше святителя Гермогена. За рекой изображен Тобольск. Пятое клеймо. Разорение одной из величайших русских святынь — Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского. Надписание на клейме: безбожнии разоряют Троицкую Сергиеву Лавру и оскверняют святые мощи. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 г. В 1929 г. Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Изображен условно главный вход в монастырь, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного Сергия. За стеной — Успенский и Троицкий соборы, между ними в центре колокольня, на которой отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Сергий (Тихомиров Сергей Алексеевич ; 1871–1945), митрополит. Член Собора по должности как епископ Японский. В 1896 г. окончил СПбДА, кандидат богословия, в 1905 г. удостоен степени магистра богословия. В 1905 г. хиротонисан во епископа. С 1908 г. епископ Киотский, помощник начальника Российской духовной миссии в Японии. С 1912 г. управляющий Российской духовной миссией в Японии, епископ Токийский и Японский. С 1921 г. архиепископ. С 1931 г. митрополит. С 1940 г. на покое. В 1944 г. принял советское гражданство и выразил желание вернуться на родину. В апреле 1945 г. был арестован по подозрению в шпионаже в пользу СССР, через 40 дней был отпущен на свободу. Вскоре скончался. Погребен в Токио. Сергий (Шеин Василий Павлович ; 1871–1922), священномученик, архимандрит. Член Собора как член Предсоборного Совета. Член Соборного Совета, секретарь Собора, заместитель председателя Уставного отдела Собора. В 1893 г. окончил училище правоведения, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил помощником обер-секретаря Правительствующего Сената, в Министерстве юстиции, в Государственном совете помощником статс-секретаря. Депутат IV Государственной думы от Тульской губ., работал в комиссии по церковным делам. В 1920 г. принял монашеский постриг и священный сан. Служил на Патриаршем Троицком подворье на Фонтанке в Петрограде. С 1921 г. архимандрит. В 1922 г. арестован по обвинению в «противодействии изъятию церковных ценностей». Расстрелян. Архиерейским Собором 1992 г. причислен к лику святых. Сильвестр (Ольшевский Иустин Львович; 1860–1920), священномученик, архиепископ. Член Собора по должности как епископ Омский и Павлодарский. В 1887 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1911 г. хиротонисан во епископа. С 1915 г. епископ Омский и Павлодарский. После издания большевистскими властями декрета об отделении Церкви от государства организовал в Омске крестный ход, в ходе которого обращался к народу с призывом хранить православную веру и защищать храмы. В ночь с 5 на 6 февраля 1918 г. был арестован большевиками, при аресте был убит эконом владыки. С связи с возмущением прихожан власти уже 8 февраля освободили архиерея. С 1918 г. архиепископ. В ноябре 1918 г. был избран главой Временного высшего церковного управления Сибири. Арестован большевиками в г. Омске в конце 1919 г. Находился в заключении около двух месяцев, был подвергнут жестоким пыткам, после которых скончался. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Разумеется, пришедшие к власти безбожники не могли стерпеть такого человека на захваченной ими земле. Архимандрит Сергий (Шеин), которому было поручено на Соборе 1917/18 годов сделать доклад о гонениях на Церковь и о новых мучениках, так описывает смерть отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца - его засыпали живым». Место захоронения отца Константина и еще двоих, пострадавших вместе с ним (их имена не установлены, но, по преданию, это была женщина, пытавшаяся его защитить, и красноармеец, отказавшийся в него стрелять), все советские годы почиталось верующими как святое. В 1995 году мощи священномученика были обретены и ныне пребывают в Тихвинском соборе Ногинска. Там-­то и встретился впервые с этим святым нынешний настоятель храма в Багай­-Барановке протоиерей Вячеслав Голощапов. Он участвовал тогда в сборах военного духовенства, проходивших именно в Ногинске: программа включала экскурсию по собору. А через несколько лет отца Вячеслава назначили настоятелем храма в Багай-­Барановке. -Наш храм размещен пока в приспособленном помещении, в здании администрации,- рассказывает отец Вячеслав,- но само здание находится как раз на месте деревянной церкви во имя Архангела Михаила, долгое время сохранявшейся, но разобранной в 70х годах. Отца Константина в селе всегда помнили, набожные люди передавали память о нем из поколения в поколение. Приход в Барановке хотя и небольшой - постоянных прихожан около тридцати человек, но крепкий, к храму своему люди относятся очень трепетно. На стене храма - мемориальная доска, сообщающая о служении в нем святого; а внутри имеется икона с частицей гроба священномученика Константина. Когда ее нам привезли, мы встречали ее крестным ходом, очень много народу собралось, это было настоящее торжество.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/7/s...

Своим почетным председателем Собор утвердил святого митрополита Киевского Владимира. Председателем Собора был избран святой митрополит Тихон. Был составлен Соборный совет, в который вошли председатель Собора него заместители архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий) , протопресвитеры Н. А. Любимов и Г. И. Шавельский, князь Е. Н. Трубецкой и председатель Государственного совета М. В. Родзянко, которого, ввиду того что он на Собор не явился, в феврале 1918 г. сменил А. Д. Самарин. Секретарем Собора был утвержден В. П. Шеин (впоследствии архимандрит Сергий). Членами Соборного совета избраны были также митрополит Тифлисский Платон, протоиерей А. П. Рождественский и профессор П. П. Кудрявцев . После избрания Соборного совета началось образование рабочих отделов и комиссий. В отделы члены Собора записывались по желанию. Важнейшие отделы возглавили: епископ Астраханский священномученик Митрофан – отдел высшего церковного управления, епископ Минский Георгий – отдел епархиального управления, архиепископ Новгородский Арсений – правового положения Церкви в государстве, архиепископ Владимирский Сергий – церковного суда, архиепископ Волынский Евлогий – богослужения, проповедничества и храмов, митрополит Киевский священномученик Владимир – церковной дисциплины, митрополит Тифлисский Платон – внешней и внутренней миссии, архиепископ Харьковский Антоний – единоверия и старообрядчества, архиепископ Кишиневский Анастасий – церковного имущества и хозяйства. Всего образовано было 22 отдела и 3 совещания при Соборном совете: религиозно-просветительное во главе с архиепископом Кишиневским Анастасием, хозяйственно-распорядительное во главе с епископом Екатеринославским Агапитом и юридическое во главе с архимандритом Владимиром. После избрания и поставления патриарха на большинстве соборных заседаний председательствовал преосвященный Новгородский Арсений, возведенный в сан митрополита. В трудном деле руководства соборными деяниями, которые часто приобретали неспокойный характер, он обнаружил и твердую властность, и мудрую гибкость.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И его слова, сказанные палачам перед самой голгофой: " Я ни с кем не борюсь, только с самим собой " , – являются опытно выверенной формулой движения его души, ибо даже дозволенные средства земной борьбы теряют всякую цену и смысл вблизи от осязаемой реальности Христова Креста. В 1917-1918 годах Василий Павлович Шеин состоит членом Поместного Собора Российской Церкви. Его многолетний административный опыт оказался полезен: он несет ответственное и хлопотное послушание секретаря Собора. Приняв осенью 1920 года монашеский постриг с именем Сергий, в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, будущий священномученик, вскоре рукоположенный во священника и затем возведенный в сан архимандрита, назначается в апреле 1921 года настоятелем Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Ему в то смутное время приходилось сполна нести тяготу настоятельства. О том, в каких условиях приходилось отцу Сергию проходить свое нелегкое послушание, свидетельствует его письмо от 13 сентября 1921 года наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Крониду, в котором отец Сергий сообщает о том, что " благодаря Господа Бога и за молитвы преподобного Сергия " на подворье все благополучно. " Не волнуйтесь, – пишет он далее, – многими тревогами о подворье и подворской братии. Уповаю, что преподобный пропитает негодных своих монахов. В большой комнате поставил плиту, кафельную. Надеюсь помаленьку и что-нибудь варить на ней братии " . Митрополит очень охотно разрешил совершать молебны преп. Сергию с иконою на домах. В каком тяжелом положении находилось тогда вверенное отцу Сергию подворье, видно из того, что у монахов не было денег даже на устройство печки в большой подворской церкви и жили они лишь на подаяние верующих. Тягота настоятельства усугублялась долгом семейным: на иждивении отца Сергия находились две стареющие сестры без службы и средств к существованию, в нем одном полагавшие свою надежду и опору. Показательно, что к монашеству отец Сергий отнесся так, как он относился ко всему в жизни, – очень серьезно и добросовестно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1469...

20 Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (Казанский Василий Павлович) родился 17 апреля 1873 г. в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника. После окончания Петрозаводской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1897 г. закончил ее со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию. В 1905 г. назначен ректором Рижской духовной семинарии. 24 января 1910 г. был хиротонисан во епископа Гдовского, Петербургского викария. С 1917 г. архиепископ Петроградский и Ладожский, затем – Петроградский и Гдовский. 29 мая 1922 г. арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 5 июля был оглашен приговор трибунала, по которому священномученики митрополит Вениамин и архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были приговорены к расстрелу. В ночь на 13 августа 1922 г. приговор был исполнен. Прославлен в 1992 г. на Архиерейском Соборе РПЦ. Причислен РПЦЗ к лику святых в 1981 г. 21 В личном архиве Г. В. Черепановой и М. Г. Ветвицкой сохранилось более 100 писем отца Иоанна из заключения (1950–1955). 23 Лев Николаевич Воробьев родился 18 июня 1939 года. Проживает в Москве. Окончив среднюю школу, отслужил в армии, поступил в Московский инженерно-строительный институт. Окончил его по специальности инженер-механик. В настоящее время – пенсионер. 24 Ольга Алексеевна Воробьева родилась 11 июня 1922 года в дер. Пряхино Белевского р-на, Тульской обл. В Москве окончила 9 классов средней школы. По болезни больше не училась. Всю сознательную жизнь была на послушании в церкви, в основном певчей на клиросе. Вся семья с 1940 г. духовно окормлялась у Оптинского старца игумена Иоанна (Соколова) . После его кончины Ольга перешла к отцу Иоанну Крестьянкину . Сейчас живет в Москве у племянника-крестника Льва Николаевича Воробьева. 25 Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (Богоявленский Василий Никифорович) родился 1 января 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

5 июля трибунал вынес приговор: десять человек — к расстрелу, большую часть обвиняемых — к тюремному заключению, случайные подсудимые (22 человека) были оправданы. Затем шестерых из приговоренных к смертной казни помиловал ВЦИК, а четверо (митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) — секретарь Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, Юрий Новицкий — председатель правления Общества православных приходов и Иван Ковшаров — юрисконсульт Александро-Невской лавры) были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа 29 . Сохранились свидетельства о последних минутах жизни приговоренных: «Новицкого угнетала мысль, что остается круглой сиротой его единственная 14-летняя дочь, и он плакал, просил передать ей на память прядь своих волос и серебряные часы; Ковшаров издевался над палачами; отец Сергий громко повторял молитву " Прости им, Боже, не ведают ибо, что творят " ; митрополит Вениамин тихо молился, крестясь...» 30  Официального сообщения о расстреле так и не появилось. За несколько дней до расстрела митрополит Вениамин послал из тюрьмы письмо протоиерею Петру Ивановскому, которое можно рассматривать как завещание священномученика последующим церковным деятелям: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением. Жалел своею душою, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали. Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я раньше говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти под якобы народные аплодисменты, людскую самую черную неблагодарность, продажность, непостоянство и т.п. Беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже самую Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/5959866.ht...

Характерно, что в этой Голгофской трагедии было и свое «умовение рук Пилатом»: Малый президиум ВЦИК, рассматривая вопрос о приговоре, «устно постановил» просить Политбюро «пересмотреть свою директиву по этому делу», однако 2 августа Пленум ЦК РКП(б) постановил отклонить это ходатайство. 3 августа постановлением Президиума ВЦИК приговор Петроградского губернского революционного трибунала от 5 июля 1922 года был изменен в соответствии с решением Пленума ЦК РКП(б), и, соответственно, смертный приговор четверым осужденным был оставлен в силе. Официального сообщения о расстреле не последовало. Только благодаря устному преданию мы можем отчасти восстановить то, что произошло глухой августовской ночью с 12 на 13 августа, когда четыре узника камеры смертников в «Крестах» были обриты, одеты в лохмотья, чтобы их нельзя было узнать, и тайно вывезены из тюрьмы. Это были митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), настоятель Троице-Сергиева подворья архимандрит Сергий (Шеин), профессор уголовного права Петроградского университета Юрий Петрович Новицкий и преподаватель, работник отдела Народного образования Петрогубисполкома Иван Михайлович Ковшаров. Их спешно расстреляли в районе Пороховых по Ириновской железной дороге. Вероятно, этим местом мог быть Ржевский полигон, где часто производились расстрелы в Гражданскую войну. По преданию, священномученик Вениамин перед казнью благословил своих убийц. Место захоронения неизвестно. Вероятно, оно совпало с местом расстрела. По преданию, священномученик Вениамин перед казнью благословил своих убийц Символическая гробница на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, поставленная в 1992 году, напоминает нам о мученической кончине святителя и о том, что многие святые мученики не обрели своей могилы на земле, но зато стяжали вечную жизнь на Земле живых – в Царствии Небесном. Рейтинг: 10 Голосов: 385 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 15 августа 2022, 09:45 Добрый день! Благодарю за статью! Хотелось бы уточнить, каковы же были последние слова святого исповедника веры, митрополита Вениамина на беззаконном суде? В статье Елены Яковлевой (август 2017г.) приводится такой текст: " Народ я люблю и отдал за него все. И народ любит меня. Не знаю, что вы скажете мне в приговоре: жизнь или смерть? Но, что бы вы ни сказали, я осеню себя крестом и скажу - слава Богу за все " . Другие слова с другим смыслом.

http://pravoslavie.ru/147712.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010