Ряд работ отмечен благодарственной грамотой шеинской программы, среди них - работа клирика Санкт-Петербургской епархии, преподавателя СПбДА иерея Игоря Иванова . Отец Игорь рассказал, что изучает наследие румынского богослова протоиерея Думитру Станилою. Он отметил, что священномученик Сергий Шеин был сторонником правой консервативной идеи, а ранние статьи протоиерея Думитру Станилою о национальной идее созвучны проблематике правого консерватизма. Православная Румыния в довоенные годы была настроена резко против большевизма. Румынское политическое богословие для нас очень важно, тем более что православная политическая теология не очень развита. К сожалению, культура Румынии в России известна мало. Александр Мраморнов рассказал, что его усилиями и трудами энтузиастов восстанавливается единственный в России храм святой Аллы в селе Старая Потловка Саратовской области. По всей территории нашей страны разбросана масса памятников истории и культуры, находящихся в плачевном состоянии, и не везде находятся энтузиасты для из восстановления. Историк обратил внимание, что до сих пор нет мемориальной доски на здании Большого зала Филармонии, где проходил Петроградский процесс. Отсутствует табличка и на здании Библиотеки имени Маяковского - в этом здании находилось подворье Троице-Сергиевой лавры, где служил будущий священномученик архимандрит Сергий (Шеин). Благодарственная грамота была вручена также члену экспертного совета премии профессору РГПУ имени Герцена, известному историку Сергею Фирсову. В благодарственном слове ученый высоко оценил Шеинскую премию. Он подчеркнул, что церковные историки разобщены, а такого рода инициативы могут способствовать созданию сообщества единомышленников. Благодарственная грамота была вручена и администрации Российской национальной библиотеки. Кроме того, библиотеке была подарена книга " Сибирское соборное совещание " . Архимандрит Сергий (Василий Шеин; 1870 - 1922) - выходец из старинного дворянского рода, десятый ребенок в семье коллежского секретаря Павла Шеина.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

13 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского (р. в 1873 г.), обвиненного в противодействии изъятию церковных ценностей и по приговору суда расстрелянного в августе 1922 года как врага советской власти. Громкий судебный процесс над митрополитом, по которому обвиняемыми привлекались восемьдесят семь человек, проходил в зале Петроградской филармонии с 10 июня по 5 июля. Он остался в отечественной истории примером несправедливых гонений на церковь и веру и мужественного, стойкого, достойного поведения митрополита перед лицом смерти. Владыка Вениамин, поражая надзирателей, молился по четырнадцать часов в сутки, в своих выступлениях старался помочь другим обвиняемым, доказывая их невиновность. В своем последнем слове он сказал Трибуналу: «О себе? Что же я могу вам сказать о себе? Разве лишь одно… Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть; но чтобы в нем не провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все!». Внутренние переживания митрополита отразились в письме, написанном священнику за несколько дней до расстрела: «Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо… Теперь время суда. Люди ради политических убеждений жертвуют всем… Нам ли христианам, да еще иереям, не проявить надобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века…». Митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны Вопрос о времени и месте казни митрополита Вениамина остается не до конца исследованным, поскольку в распоряжении Церкви до сих пор отсутствуют соответствующие документы. Это тема по-прежнему остается в поле зрения церковных историков, краеведов и архивистов. 13 августа 1922 года на Ржевском полигоне на окраине Петрограда и погребены в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-100-...

В силу существенного резонанса в среде церковной общественности Петрограда, который вызвало «Обращение» Патриарха Тихона, Преосвященный Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, обратился к пастве с посланием, в котором обозначил свою позицию по данному вопросу. Митрополит Вениамин призвал отказаться от нововведений, а при решении животрепещущих вопросов богослужебной практики, которые, бесспорно, систематически возникают, руководствоваться богослужебными рекомендациями церковного календаря на 1922 год, изданного «Обществом православных приходов Петрограда и губернии». Преосвященный Вениамин в качестве интеллектуальной опоры в ходе полемики с «прогрессивным» духовенством Петрограда использовал тот опыт решения проблемы упорядочения богослужебной практики, который удалось накопить в ходе общественной дискуссии по литургическим вопросам в первые годы после Поместного собора 1917–1918 гг. Советские органы власти запретили выпускать церковные периодические издания. Поэтому сохранились лишь отдельные сведения касательно обсуждения литургических вопросов церковной общественностью тех лет. Разнообразные вопросы богослужебного обихода в первые послереволюционные годы обсуждались как на базе Петроградского богословского института (там преподавали активные участники предсоборной дискуссии и соборных дебатов по литургической тематике, среди которых особенно необходимо отметить профессоров Б. А. Тураева, П. П. Мироносицкого и А. А. Дмитриевского), так и в «Обществе православных приходов Петрограда и губернии» (среди членов правления были: будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), в то время епископ Ямбургский, будущий священномученик архимандрит Сергий (Шеин), активный участник литургической дискуссии на Поместном соборе 1917–1918 гг. профессор И. А. Карабинов). Наибольший интерес с точки зрения изучения развития общественной дискуссии по разнообразным литургическим вопросам представляет наследие богослужебного отдела «Общества православных приходов Петрограда и губернии».

http://bogoslov.ru/article/6191916

События 1917 г. вызвали перемены в жизни Церкви, правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах духовенства и мирян, в Петрограде большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он — архиепископ Петроградский и Ладожский, с 13 августа, накануне Поместного Собора Русской Православной Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Сразу после избрания святитель сказал: «Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала... Самая главная задача сейчас — наладить нашу приходскую жизнь». Все силы свои святитель направил на защиту православных людей, ибо гонения начались сразу после декрета «Об отделении Церкви от государства», воспринятого властями как сигнал к уничтожению Православной Церкви; не прекратились гонения и насилия и после окончания Гражданской войны. В вопросе об изъятии церковных материальных ценностей святитель Вениамин занимал позицию, свидетельствующую о высокой христианской любви ко всем бедствующим: он благословил передачу всего имущества, не имеющего богослужебного употребления. Но революционеры у власти и раскольники-обновленцы не хотели замечать человеколюбивой позиции владыки, 29 мая 1922 г. он был арестован (по сфабрикованному делу проходило 86 человек). Перед лицом ожидавшей его смерти святитель был спокоен и обратился к трибуналу: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, но, что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: „Слава Тебе, Господи Боже, за все " ». В ночь с 12 на 13 августа митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда. На братском кладбище Александро-Невской лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских. Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин ) родился в 1866 г. в деревне Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. В 1893 г. окончил Училище правоведения, был членом ГУ Государственной думы, входил в состав секретариата Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917—1918 гг. Был заместителем председателя Общества петроградских православных приходов.

http://sedmitza.ru/lib/text/437531/

И вот после Государственной думы Василий Павлович Шеин оказывается на Соборе. Здесь он становится ближайшим сподвижником избранного патриарха – Святейшего Тихона. Он не только, как я уже сказал, руководит Соборной канцелярской работой, но и потом продолжает схожую работу в органах высшего церковного управления: в Высшем церковном совете и затем при митрополите Петроградском Вениамине. Сейчас мы хорошо знаем о подвиге митрополита Вениамина, ему посвящено несколько храмов, но очень часто мы забываем о том, что вместе с ним в 1922 году по так называемому петроградскому процессу проходили многие другие люди, и трое из них были расстреляны вместе с ним. Это и священномученик Сергий (Шеин). Сергием он стал в 1920 году, когда принял постриг, был рукоположен и был настоятелем подворья Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Всего два года священнического, архимандричьего служения в ближайшем окружении митрополита Вениамина Петроградского, но какие разительные перемены. Может быть, они начались еще во время Собора, но какие разительные перемены в судьбе и настрое жизни священномученика Сергия, Василия Павловича Шеина. В 1922 году он с достоинством и смирением стоит в качестве обвиняемого на петроградском процессе, говорит очень яркую заключительную речь и показывает, что он вообще не боится своих гонителей – большевиков, которые неправедно судят Церковь. Вместе с митрополитом и двумя мирянами его отправляют на верную смерть. Он сидел в одной камере с протоиереем Михаилом Чельцовым, который тоже проходил по петроградскому процессу, но уцелел, не был тогда расстрелян, и благодаря его воспоминаниям, нам известны некоторые последние слова священномученика Сергия (Шеина). Не так давно мы получили первую икону священномученика Сергия (Шеина), где в свитке, как положено на многих иконах, написаны эти слова: «Я ни с кем не борюсь, только с самим собою». Подлинно исповедническое суждение священномученика Сергия дает нам прочувствовать его подвиг. Вершина этого подвига – это, конечно, его мученическая смерть в августе 1922 года в Петрограде. К сожалению, нам даже не известно точное место захоронения страдальцев, осужденных по петроградскому процессу, этих петроградских и всероссийских мучеников.

http://academy.foma.ru/sobor-1917-goda-s...

С этого времени отец Иоанн начинает неустанную проповедь в храме и в частных домах, постоянно занимается делами благотворительности, преподает в гимназии, учреждает в Кронштадте “Дом трудолюбия” для бедняков. Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце (известно огромное число совершенных им исцелений) быстро рапространилась повсюду; в Кронштадт потянулись десятки тысяч богомольцев. “Всероссийский батюшка” (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Почти ежедневно отец Иоанн совершал Божественную Литургию, призывая свою паству как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Его имя стало известным и уважаемым в православном мире также благодаря изданию им своих духовных дневников (наиболее известна его книга “Моя жизнь во Христе”). В ноябре 1904 г. отец Иоанн тяжело заболел и стал готовиться к кончине. 10 декабря 1908 г. всероссийский Пастырь отслужил свою последнюю Литургию и в последующие дни причащался дома. 20 декабря Святой Праведный Иоанн Кронштадтский отошел ко Господу. Его похороны состоялись при совместном молении множества епископов, священников и стотысячной народной толпы. Мощи праведника почивают в нижнем храме Свято-Иоанновского женского монастыря “на Карповке”, который он в свое время основал. От редакции В этом выпуске “Патерика” завершается публикация материалов о святых, прославленных Русской Православной Церковью в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. В следующий выпуск войдут материалы о святых, внесенных в Святцы Русской Православной Церкви в это же время; в дальнейшем мы будем публиковать материалы о местночтимых святых. Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников) . Над текстами этого выпуска работали А. Беглов, И. Гарькавый, П. Малков . Оформление П. Конотопова, А. Ерофеева. Благодарим за предоставление прорисей О. Клодт (святитель Филарет Московский , священномученик митрополит Вениамин, священномученик архимандрит Сергий (Шеин), священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий, священномученик протоиерей Иоанн Кочуров, святая преподобномученица великая княгиня Елизавета, святая преподобномученица Варвара,) и А. Ерофеева (священномученик митрополит Владимир, священномученики местоблюститель Петр (Полянский) , митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископ Фаддей (Успенский)) . Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справка: Ржевский полигон был местом массовых расстрелов на протяжении 1920-х годов. Сюда привозили на расстрел горожан, взятых большевиками под арест в качестве заложников, а также тех, кого новая власть объявила «классово чуждыми» пролетариату. Это были дворяне, интеллигенция, чиновники, офицеры императорской армии, православное духовенство. В дальнейшем большевики привозили сюда для расстрела восставших кронштадтских матросов, рабочих и крестьян. Обреченных доставляли по ночам из тюрьмы ЧК на улице Гороховой, из «Крестов», а также из дома предварительного заключения на Шпалерной. Последним местом пребывания арестованных перед расстрелом был бывший пороховой склад, который чекисты называли «накопитель». Остались несколько свидетельств о том, как именно здесь происходили расстрелы. Арестованных привозили партиями к пороховому складу, здесь они ждали своего смертного часа, здесь звучала их последняя молитва, затем группу людей вели к месту расстрела, заставляли рыть яму, всем – мужчинам и женщинам – приказывали раздеваться догола. Часто расстрелы производили в темное время суток, палачи разводили костер. Одну партию расстреливали, другие, уже раздетые, жались у костра. Женщины часто утешали мужчин. Некоторых вначале сталкивали в яму, а только затем открывали стрельбу, после чего мертвых вместе с ранеными засыпали землей.  В 1921 году на Ржевском полигоне были расстреляны несколько десятков человек, осужденных по делу так называемой «Петроградской боевой организации» (делу профессора Таганцева), в их числе – поэт Николай Степанович Гумилев. Это были те немногие, кто хотел активными действиями остановить красный террор. И практически все участники антибольшевистского петроградского подполья также лежат в земле Ржевского полигона. В 1922 году здесь же были расстреляны священномученик митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и с ним преподобномученик архимандрит Сергий (Шеин), а также святые новомученики Иоанн Ковшаров (юрисконсульт Александро-Невской Лавры) и Юрий Новицкий (профессор кафедры уголовного права Петроградского Университета).

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-12/1...

Должно отметить, что несмотря на такую мученическую смерть, глубокой памяти и почитания его в народных массах, по–видимому, не осталось, как это можно сказать про славного батюшку, отца Иоанна Кронштадтского 224 (Об отце Иоанне мною написана книга о жизни и трудах его – более 1 000 страниц. Экземпляры этих книг отданы Святейшему Патриарху, митрополиту Николаю и другим. (См.: Вениамин (Федченков) , митр. Отец Иоанн Кронштадтский . СПб., 2005. – Ред.). Бог–Судия! Анекдот ли? Когда началась революция, патриарх Тихон поехал из Москвы в Ленинград 225 . На Николаевском вокзале (теперь – Октябрьском) 226 встретил его митрополит Вениамин с духовенством и народом и обратился с такою (по преданию) речью: – Вот я, всё духовенство и православный народ, – мы готовы и умереть за Православную Церковь , – и так далее. – Умереть ныне не мудрено, – ответил патриарх со свойственным ему юмором, – а нам нужно научиться, как жить! Правда ли это или нет, – не знаю. Но на митрополите Вениамине его предсказание сбылось на деле. А патриарх (правда, не сразу, а постепенно и не долго) учился жить; и основу будущей жизни Церкви заложил. Недаром заместитель его, митрополит Сергий, в послании своем сказал: – Вот если бы патриарх Тихон пожил бы еще год или два... Но над всеми Промысл Божий ... 211 Священномученик Вениамин (в миру – Василий Павлович Казанский, †1922), митрополит Петроградский; память чтится 31 июля/13 августа. Василий Казанский, будущий митрополит Вениамин, родился в 1873 году в Олонецкой губернии в семье священника. Окончил Санкт–Петербургскую духовную академию. В 1895 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. С 1899 года – инспектор Санкт–Петербургской духовной семинарии, с 1902 – ректор Самарской семинарии, с 1905 – ректор Санкт–Петербургской семинарии. В 1910 году хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт–Петербургской епархии. Епископа Вениамина называли «неутомимым епископом»: он часто служил в самых бедных храмах на окраине города, в церквях Путиловского и Обуховского заводов, много занимался духовным просвещением, церковноприходскими школами. В 1917 году занял Петроградскую кафедру; в 1918 возведен в сан митрополита. Не признал законность обновленческого Высшего церковного управления. В 1922 году арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. По приговору Петроградского революционного трибунала митрополит Вениамин был расстрелян. Вместе с митрополитом Вениамином были расстреляны осужденные по тому же делу архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Они также причислены к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Зная, что стоит на краю могилы, в которой его заживо закопают, архиепископ Пермский Андроник (Никольский) не утратил спокойствия, способности к рассуждению, держал себя так, как будто ему ничего не угрожало. Он спокойно молился, благословил свою паству, сам сказал мучителям, что готов принять смерть. И в этой его готовности умереть за Христа и внутреннем спокойствии было столько красоты и духовной силы, что это устрашало мучителей 173-175]. При обретении мощей священномученика протоиерея отца Константина Голубева были обнаружены останки двух других мучеников, пострадавших одновременно с ним. Один из них был красногвардейцем родом из Богородска, отказавшимся стрелять в священника, за что и был убит. Архимандрит Сергий (Шеин), который на Соборе 1917-1918 гг. докладывал о гонениях на Церковь и о новых мучениках, так описывает убийство отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина (Голубева) убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и начали засыпать землею. Несчастный подымал голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы отца ее не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца – его засыпали живым» Гонения на Церковь не прекращались и в послевоенные годы, о чем свидетельствует житие выдающегося врача-хирурга, Святителя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961 гг.), Лауреата Сталинской премии за труд «Очерки гнойной хирургии» 272-386]. Этот труд, спасший жизни тысяч советских воинов, стал настольной книгой полевых хирургов в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на государственное признание заслуг перед народом, архиепископ Лука, возглавлявший в послевоенные десятилетия Крымскую кафедру, подвергался постоянным преследованиям со стороны советских и партийных властей, продолжавших жесткую антицерковную политику. Об этом красноречиво свидетельствуют впервые рассекреченные архивные документы, в том числе отчеты уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Крымской епархии за 1947-1961 гг., опубликованные в 2010 г.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Отец Константин Голубев В храме прямо напротив явленного Тихвинского образа Божией Матери огромная фреска с изображением Собора новомучеников Богородских. Рядом с отцом Константином – священномученик Сергий Махаев. Здесь особенно чувствуешь это духовное родство двух мучеников за веру, которые при жизни скорее всего не были знакомы, зато пребывают рядом в Царствии Небесном. Под фреской собора – мощи еще двух безымянных новомучеников. После посещения собора мы направляемся за город: когда-то там, в лесном массиве был небольшой карьер, где и производились расстрелы. Практически до могилы священномученика Константина выложена асфальтовая дорожка. Много лет сюда ходили крестным ходом жители города. И мы идем этим скорбным путем вслед за мучеником за веру, и кажется, что время не разделяет нас. Рядом с пастырем шествуют его духовные чада – они как-то узнали о предстоящем расстреле. Говорят, что жители Богородска так любили своего настоятеля и благочинного, что при его аресте писали многочисленные прошения новой власти с просьбой об его освобождении. Они и сейчас, в последний его земной час, рядом с ним. Плачут, горестно вздыхают, крестятся… Кто-то слышит, как молится священник за своих мучителей: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Тропинка выводит всех на опушку соснового бора. Отец Константин в свой последний час молился за своих мучителей: «Господи, прости им» Отец Константин стал одной из первых жертв красного террора. Он был расстрелян 2 октября 1918 года. Архимандрит Сергий (Шеин), которому было поручено на Соборе 1917/1918 годов сделать доклад о гонениях на Церковь и о новомучениках, так описывает смерть отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца – его засыпали живым».

http://pravoslavie.ru/128825.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010