Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протоиерей Михаил Тихоницкий – †7/20 сентября 1918 Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Память празднуется 7/20 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II по случаю прославления священномученика протоиерея Казанско-Богородицкого собора города Орлова Вятской епархии Михаила Тихоницкого Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры богоспасаемой земли Вятской! От всего сердца поздравляю Вас с торжеством прославления в сонме новомучеников великого подвижника и мученика за веру Христову протоиерея Михаила Тихоницкого. В ХХ веке Русская Православная Церковь шла тернистым путем исповедничества и мученичества. Бесчисленное множество священнослужителей, монашествующих и мирян с твердостью и смирением приняли кончину, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Божией. Претерпевая великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры и благочестия. Память о них навсегда останется в сознании православного народа земли Российской. Ныне совершается прославление священномученика Вятской епархии протоиерея Михаила Тихоницкого. Церковное Предание и мученические акты свидетельствуют о святости отца Михаила, которому было дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп 1:29 ). Его мученический подвиг умножил славу Христовой Церкви на Вятской земле и явил святость и высокое благочестие, подтверждая слова апостола Павла о том, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, ибо ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим 8:18,39 ). Молитвами священномученика Михаила да укрепит нас всех Господь и да осенит Своим благословением духовное возрождение земли Вятской! АЛЕКСИЙ Патриарх Московский и всея Руси ОБРАЩЕНИЕ Архиепископа Вятского и Слободского ХРИСАНФА по случаю прославления в лике новомучеников Российских священномученика Михаила Тихоницкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О новомучениках и исповедниках Петроградского процесса рассказали в РНБ апреля 2023 " Круглый стол " " Петроградская епархия в годы революций и Гражданской войны " состоялся 22 апреля в Российской национальной библиотеке в рамках VI научной конференции " История отечественной культуры в архивных документах " . Он был приурочен к памятной дате - 150-летию со дня рождения священномученика митрополита Вениамина Петроградского , отмечаемому 17/29 апреля. С докладом " Святые новомученики и исповедники - участники Петроградского процесса 1922 года " выступила и.о. секретаря комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии Екатерина Карловская. Следственное дело " Об изъятии церковных ценностей " , находящееся ныне в архиве ФСБ, - интереснейший документальный источник периода 1920-х годов. Уникальность его состоит в том, что все показания в ходе следствия и судебных заседаний тщательно протоколировались и стенографировались. К суду были привлечены 87 человек, шестеро из них - священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, преподобномученик Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров, священномученик протоиерей Михаил Чельцов, священноисповедник протоиерей Михаил Союзов - прославлены в лике святых. В деле имеется протокол досудебного допроса священномученика Николая (Клементьева), впоследствии - архиепископа Великоустюжского. В ходе Петроградского процесса 1922 года новой гражданской властью была предпринята попытка вступить в публичный диспут с представителями Православной Церкви, однако попытка оказалась для них неудачной. Симпатии зала были полностью на стороне обвиняемых. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) , проходивший по делу, еще будучи белым священником, писал в своем дневнике: " Вчера был первый день суда… По пути иные незнакомые кланялись, иные крестились, иные грустно качали головой, иные даже плакали. На площади перед зданием бывшего Дворянского собрания уже собралась порядочная толпа, встретившая нас цветами, подарками (мне передали цветы и булку). Шум, плач " . Власти даже вынуждены были запретить стенографировать последние слова подсудимых, и мы знаем о них только из свидетельств очевидцев.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Прот. Павел Самойленко Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Ставропольский период жизни и деятельности. 1867–1894 гг. Источник Иоанн Иоаннович Восторгов родился в семье священника Иоанна Александровича Восторгова и супруги его Татианы Ксенофонтовны, как он сам свидетельствует в Ставленническом допросе и как следует из копии аттестата его, – 30 января 1867 года в станице Кавказской, Кубанской области 1 . Вскоре семья переехала в станицу Ново-Александровскую, Кубанской области (ныне город Новоалександровск Ставропольского края). Надо, правда, отметить, что помимо явно неверного года, рождения (1864), приводимого вслед за протопресвитером Михаилом Польским во всех современных публикациях, документы, имеющиеся в нашем распоряжении, указывают еще два года, как возможную дату рождения о. Иоанна. Из клировой ведомости Михаило-Архангельской церкви ст. Ново-Александровской за 1874 год следует, что у священника Иоанна Восторгова трое детей: Иван – 8 лет, Николай – 5 лет, Александр – 1 год 2 . Простое вычитание годов от роду из года составления ведомости дает нам 1866 год, как год рождения о. Иоанна. Сведения о бедных духовного звания, получающих помощь из епархиальных средств за 1882 год 3 показывают, что у вдовы священника ст. Ново-Александровской Татианы Восторговой четверо детей: Мария – 15 лет, Иван – 14 лет, Николай – 10 лет, Александр – 6 лет. Таким образом, на основании этого документа, приходится предположить 1868 год, как год рождения Иоанна Восторгова . И, тем не менее, учитывая все эти факты, мы останавливаемся на 1867 годе, как годе рождения о. Иоанна. Опыт работы с архивными документами того периода подсказывает довольно простое разрешение этой проблемы. Учет рождений был поставлен не на высоте. За каждый год встречаются десятки дел о неправильной дате рождения или крещения. Но уж в семье годы и места рождения детей должны были сохраняться точно, именно это убеждает в верности 1867 года, как года рождения о. Иоанна. Тем более, что и в первом и во втором случае определенно год рождения не указывается, указываются лишь года от рождения в тот или иной год. К тому же, есть два косвенных свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Протоиерей Иоанн Восторгов. Прижизненный фотопортрет ЖМП 10 октябрь 2018 /  Пастырь во дни войны и великой смуты К 100-ЛЕТИЮ ПОДВИГА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ВОСТОРГОВА Читая жития святых или подвижников благочестия, мы традиционно ожидаем рассказа о их чудесах и добродетелях. В немногочисленных случаях встречаются указания на человеческие слабости, переживания. Жития святых новомучеников в этом общем ряду, как правило, выделяются скупостью сведений. Редким исключением и прекрасной возможностью для ознакомления с внутренним миром священномученика протоиерея Иоанна Восторгова стали его сохранившиеся проповеди и статьи, воспоминания современников об этом выдающемся пастыре. Естественным видится рассмотреть в данной статье то, что относится к последним годам жизни и служения святого, его мученической кончины сто лет тому назад. PDF-bepcuя Февраль 1917-го: «А что если мы ошибались?» Неудачи на фронте в конце 1914 года не могли не огорчать пастыря, но в них он видел действие Премудрого Промысла Божия и в этом находил утешение и себе, и пастве. Редким людям дано проникать вглубь и открывать сокровенный смысл тех или иных событий, самое существо жизни. Огромное большинство не может определить и наметить живую связь между всеми явлениями человеческой истории и человеческой деятельности. И вот отцу Иоанну надлежало послужить таким людям своим талантом глубокого проникновения в смысл происходящих событий, своими проповедническими способностями. Во время скорби от неудач на войне он утешал паству тем, что это попущено Богом за грехи народа, за происшедшую десять лет тому назад междоусобную брань, за разделение в народе на партии, течения. Сейчас же попущена скорбь для покаяния народа и единения на почве веры православной. Помимо событий, происходящих на фронте, предметом постоянных переживаний пастыря-проповедника было внутреннее состояние в стране. Когда в середине 1915-го после неудач на фронте начались немецкие погромы в Москве, протоиерей И. Восторгов был очень встревожен. В происшедшем он увидел опасность зарождения междоусобной брани. «И в толпе, предавшейся погромам, мы слышали призывы: " Идите! Теперь мы делаем дело святое " ... В этом одном слове " теперь " сколько сокрыто смысла! А что же это не " теперь " ?.. А прежде, десять лет назад, это были бесчинства, беспорядки... грабежи, оправдываемые не наказанием наших врагов немцев, как это видим теперь, а требованием якобы справедливости...» 1 В грубой и своевольной расправе с немцами, самоуправстве и беззаконии пастырь видит не русское свойство, не христианское дело, а проявление идей социализма, провокацию.

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_vost...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Священномученик Илия (Громогласов) Громогласов Илья Михайлович (1869–1937) – протоиерей, профессор, церковно-общественный деятель, специалист в области церковного права, сектоведения и русского раскола. Родился в селе Еремшинский Завод (Аносово) Темниковского уезда Тамбовской губернии, в семье дьякона. Окончил Шацкое духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию (1889), Московскую духовную академию (1893). Вольнослушатель юридического факультета Московского университета. Позднее, став профессором, преподавал в Духовной академии и университете. Деятельный участник Поместного Собора православной российской церкви 1917–1918 годов, избран от мирян в Высший Церковный Совет. 13–21 января 1918 года в Петрограде произошло, по словам участника Собора протоиерея Николая Цветкова, «первое столкновение со слугами сатаны». В Александро-Невской лавре был убит протоиерей Петр Скипетров, пытавшийся противостоять изъятию церковных ценностей. Состоялся грандиозный крестный ход и «всенародное моление» за гонимую Церковь . Верующие отстояли Лавру. Тогда же, в канун открытия второй сессии Собора 19 января 1918 года, прозвучали слова знаменитого «послания с анафемой» патриарха Тихона: «…Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоянием силой смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют, даже, прямо против совести народной. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собой». Илья Громогласов выразил свое отношение к «безумцам» еще до этих событий. В своем выступлении на Соборе в декабре 1917 года он сказал: «Единственная надежда наша не в том, что будет у нас земной царь или президент – как угодно его назовите, а в том, чтобы был Небесный Царь – Христос: в Нем одном нужно искать спасения… Настал момент нашего самоопределения; каждый должен пред лицом своей совести и Церкви решить сам за себя, кто он – христианин или нет, остался ли он верен Церкви или бросил ее, топчет ногами и идет за теми, кто попирает наши святыни». 2 марта 1918 года, в докладе о второбрачии священников, он, как и патриарх Тихон, призвал к противостоянию силой веры: «..Переживаемое время зовет нас к подвижничеству, исповедничеству, может быть, мученичеству за веру».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) февраля Священномученик Леонтий Гримальский Священномученик Леонтий родился 10 июля 1869 года в селе Лодыженка Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика Степана Гримальского. В 1892 году Леонтий Степанович окончил Киевскую Духовную академию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Русаловка Уманского уезда. В 1893 году он женился. 31 июля 1894 года Леонтий Степанович был рукоположен во священника ко храму в селе Песчаново Звенигородского уезда Киевской губернии. В 1914 году он был переведен в храм в селе Роги Уманского уезда Киевской губернии, где служил до 1931 года. В 1922 году отец Леонтий был возведен в сан протоиерея, в 1928 году – награжден палицей. В 1931 году он пере ехал в село Жигалово Щелковского района Московской области, где его зять, священник Николай Хорьюзов, служил в Никольском храме. Здесь отец Леонтий исполнял должность псаломщика с правом священнослужения. 4 апреля 1932 года отец Леонтий был назначен в храм святых апостолов Петра и Павла в селе Лыткарино Ухтомского района Московской области. В 1935 году протоиерей Леонтий был награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 года он был переведен служить в храм в село Ильинский Погост Солнечногорского района, а 31 октября того же года назначен служить в Успенский храм в село Гжель Раменского района, где незадолго перед этим был арестован переведенный сюда священник Николай Хорьюзов. 26 января 1938 года протоиерей Леонтий был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. 30 января следователь допросил священника. – Где сейчас находится ваш зять, Хорьюзов? – спросил он. – Мой зять, Хорьюзов, арестован органами НКВД. За что он арестован, я не знаю. – Какая у вас была с ним связь? – Я был с ним в дружеских отношениях, мы часто навещали друг друга и оказывали друг другу материальную помощь. После ареста Хорьюзова его жена живет у меня. – Следствие располагает сведениями о том, что вы имеете сан протоиерея. Скажите, в каком году вы получили данный сан?

http://fond.ru/kalendar/220/leontiy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) июня Священномученик Александр Парусников Священномученик Александр родился 13 октября 1879 года в селе Троицко-Раменском Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Сергея Алексеевича Парусникова, служившего в этом селе в Троицкой, при озере Борисоглебском, церкви. Церковь была выстроена в 1852 году на средства владельцев бумагопрядильной фабрики купцов братьев Малютиных при поддержке местной помещицы княгини Анны Александровны Голицыной. В 1889 году к основному зданию храма были пристроены приделы во имя Успения Божией Матери, Архистратига Божия Михаила, первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и выстроена колокольня. В приход Троицкой церкви входили село Раменское, деревни Клешево, Дергаево, Игумново, Дементьево, Донино и Поповка. Священник Сергей Алексеевич Парусников родился в 1831 году, окончил Вифанскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), им же позднее был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Троицкой церкви, в которой прослужил до самой кончины. С 1864 года он безвозмездно обучал грамоте детей, родители которых работали на раменской бумагопрядильной фабрике. Прихожане любили протоиерея Сергия и к 25-летию его служения, 4 марта 1887 года, преподнесли ему образ святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца с соответствующим письмом: «Его Высокоблагословению, отцу благочинному, священнику Троицкой, что при озере Борисоглебском, церкви. Добрый наш Батюшка! 25 лет тому назад Всеблагому Богу угодно было призвать Вас на служение Своей Святой Церкви, избрав Вас нашим молитвенником и ходатаем пред Своим престолом и назначив Вас руководителем и учителем нашим в деле нашего спасения. И Вы с кротостью и ревностью в течение четверти века исполняли Ваши тяжелые обязанности, удовлетворяя наши религиозные потребности и наставляя нас и детей наших истинам христианской веры и нравственности, которым Вы учили нас не только словом, но и делом. Всегда благоговейно совершая богослужение, таинства и священные обряды, Вы вызывали и в присутствующих молитвенное настроение, своим благоговением помогали им отрешиться от всего мирского и таким образом наглядно учили их, как следует молиться. Точно так же, поучая нас истинам христианской нравственности, Вы собственной жизнью подавали пример любви и смирения – этих краеугольных основ христианского нравоучения.

http://fond.ru/foto/492/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 января (2 февраля) Священномученик Павел Добромыслов Священномученик Павел родился 17 июня 1877 года в селе Поляны Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священни­ка Николая Григорьевича Добромыслова. По окончании Рязан­ского духовного училища Павел в 1891 году поступил в Рязанскую Духовную семинарию, а в 1897 году – в Московскую Духовную академию. В 1901 году Павел Николаевич окончил Московскую Духовную академию и женился на Клавдии Алексеевне Шувало­вой, дочери управляющего имением помещика Салтыкова; впо­следствии у них родилось шестеро детей. 1 октября 1901 года епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Павла Николаевича во священника к Старо-Ямской Николаевской церкви в городе Рязани. С 1902-го по 1906 год отец Павел состоял преподавателем Рязанского епар­хиального женского училища. С 1906-го по 1910 год он был членом Рязанского епархиального миссионерского комитета. С 1910го по 1912 год отец Павел исполнял обязанности законоучителя в Рязанской мужской частной гимназии. С 1911-го по 1914 год был за­ведующим и законоучителем Рязанской Мариинской женской гимназии. В 1912 году священник был членом Рязанского отделе­ния Епархиального училищного совета. В 1913 году отец Павел был награжден наперсным крестом. В 1914 году отец Павел был назначен священником к Скорбященской церкви в богадельне имени Муромцевой в Рязани . В 1918 году во время начавшихся от безбожной власти гонений он был арестован и некоторое время содержался в одной из мос­ковских тюрем в качестве заложника как священнослужитель, пользующийся большим авторитетом среди населения. В 1923 го­ду отец Павел был определен в Благовещенскую церковь в Рязани и возведен в сан протоиерея. В марте 1924 года архиепископ Рязанский Борис (Соколов) назначил протоиерея Павла на должность Рязанского уездного благочинного. Будучи принципиальным противником обновлен­цев, отец Павел по поручению владыки написал историю обнов­ленческого движения в Рязанской епархии.

http://fond.ru/kalendar/80/pavel/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Священномученик Павел Смирнов Священномученик Павел родился 6 декабря 1877 года в селе Тишково Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Федора Константиновича Смирнова, служившего здесь в храме Преображения Господня. В 1893 году Павел окончил Перервинское духовное училище, в 1899 году – Московскую Духовную семинарию. Выбрав путь священника семейного, Павел Федорович женился на девице Клавдии; впоследствии у них с супругой родилось четверо детей. 22 января 1902 года Павел Федорович был рукоположен во священника к Ильинскому храму в селе Ильинское-Скульнево, расположенном рядом с Тишковым, где прошло его детство. В Ильинском прошла большая часть пастырского служения отца Павла. Для сельских детей отец Павел стал и законоучителем. В 1914 году в селе было освящено здание церковноприходской школы, выстроенной тщанием священника на средства попечителя школы Варгина. За долгую и беспорочную службу отец Павел был награжден в 1921 году наперсным крестом, в 1924-м – возведен в сан протоиерея, а в 1927 году награжден крестом с украшениями. Священноначалие назначило протоиерея Павла благочинным . Все хорошо знали в селе отца Павла. Сам священник многим крестьянским детям преподал первые и самые важные, не от человеческого ума измышленные, представления о созданном Творцом мире и человеке. Тем страшнее было видеть ему, что жители села разделились: на верующее, исполняющее Божии заповеди большинство и агрессивное, безбожное и бесстыдное меньшинство, прибравшее к рукам при большевиках власть в селе. Впрочем, это меньшинство и раньше ненавидело Бога и Церковь. Но до безбожной революции эти люди могли делать, и делали зло в частном порядке, а после революции, взяв в свои руки власть, они стали навязывать его как общественный порядок, расправляясь со всеми не угодными им людьми. И первым, кого ненавидела это небольшая группа людей, был священник. В 1929 году местные безбожники запретили священнику служить молебны на Пасху в деревнях, входивших в состав прихода. Подошло время Пасхи 1929 года, и как же было на Пасху, на величайший праздник торжества жизни над смертью, не прославить Господа в деревнях в домах прихожан, как это было заведено на русской земле столетиями, трепетать и бояться безбожников в день, когда Господь одержал победу над диаволом и смертью; в эти всемирно светлые дни была какая-то невозможность поработиться диаволу, все в эти дни звало поработать Христу. И отец Павел, несмотря на все запреты и угрозы, совершил вместе с крестьянами полные торжественной радости и мира пасхальные крестные ходы в деревнях прихода.

http://fond.ru/kalendar/244/pavel/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 ноября (7 декабря)  Священномученик Михаил Богородицкий  Священномученик Михаил родился в 1872 году в селе Студенецкие Выселки Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика Трофима Ивановича Богородицкого. Супруга Трофима Ивановича, Дарья Алексеевна, была неграмотна, но это не помешало ей воспитать детей в вере и благочестии; из шести ее сыновей четверо стали священниками и один – диаконом. В 1897 году Михаил Трофимович окончил Тамбовскую духовную семинарию и женился на девице Марии, дочери протоиерея Феодора Шарова, служившего в городе Козлове в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К этому времени отец Феодор, прослуживший пастырем сорок лет, был уже немощен, и Михаил Трофимович был рукоположен во священника на его место, как тогда было принято. Впоследствии у отца Михаила и Марии Федоровны родилось тринадцать детей.   Воспитанный благочестивой матерью, отец Михаил отличался всегдашней отзывчивостью к нуждам прихожан. В любое время дня и ночи он ездил исповедовать и причащать больных, принимал в своем доме нищих и странников, ходатайствовал за бедные семьи, чтобы детей зачисляли в гимназию на казенный счет. За ревностное пастырское служение священник был возведен в сан протоиерея.   В первый раз отец Михаил был арестован во время изъятия церковных ценностей в 1922 году, во второй – за отказ подчиниться обновленцам в 1927 году. После ареста священника к нему в дом пришли обновленцы и стали уговаривать его супругу, чтобы она пошла к мужу в тюрьму просить его перейти в «Живую церковь», и тогда, уверяли обновленцы, близко знавшиеся с ОГПУ, он будет освобожден. Мария Федоровна расплакалась: она, конечно, желала освобождения мужа, но знала, что он никогда не согласится с таким предложением, и, в конце концов, заявила пришедшим, что если она с этим предложением придет к мужу в тюрьму, то он прогонит ее, и она навсегда потеряет его уважение.   Отца Михаила вскоре освободили, но гонения на священника и его семью не прекратились – власти всё увеличивали и увеличивали суммы налогов, и в результате дом и все их имущество было конфисковано. 

http://fond.ru/kalendar/1337/mihail/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010