Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн (Смирнов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками. Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 году был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске отец Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 году митрой. В 1922 году из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения. По предложению директора краеведческого музея и члена церковного совета И. П. Перлова часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные и печатные книги были переданы на хранение в музей. В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь . Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительном заключении таким образом: «В Коломенский окружной отдел ОГПУ поступили сведения о том, что группировка церковников, бывших людей и торговцев распространяла среди населения города и деревни контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти и подготовляла массовое выступление против закрытия собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир Хажомия Авторитет апостолов в Церкви Свои рассуждения об истории формирования Священного Писания Нового Завета священномученик Иларион начинает, как и протоиерей Александр Горский , со значения апостольского служения в жизни Церкви, а также говорит о причине появления священных книг. Апостолы, как преемники и ученики Господа, посылались Им на проповедь: «… как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин. 20:21 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). По этой причине апостольское служение надо признать исключительным, так как на это служение их поставил Сам Господь. Книга Деяний святых апостолов повествует об избрании вместо отпавшего Иуды другого мужа, который находился с апостолами всё то время, пока с ними был Господь, «начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся…» ( Деян. 1:22 ). Выбор делался не голосованием человеческим, а жребием, с такими словами к Господу: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства…» ( Деян. 1:24–25 ). Священномученик Иларион объясняет это тем, что если Господь избрал число двенадцать для этого исключительного служения, то значит оно кем-то после отпадения Иуды должно было быть восполнено. И еще один момент, подмеченный им и подтверждающий особое избранничество в этом служении, состоит в прибегании именно к жребию, через который выбирает не человек, но Бог. Юноша Савл, гнавший Церковь Божию, а затем ставший «избранным сосудом» Божиим для проповеди Евангелия, часто говорил язычникам о своем избранничестве Самим Иисусом Христом: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем…» ( Гал. 1:1 ). Есть места в Священном Писании , в которых Господь говорит о его апостольской миссии: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян. 22:21 ). Поэтому в иконографии так часто встречаем изображение апостола Павла вместе с двенадцатью апостолами во время Тайной вечери, как бы находившегося с ними в тот момент, хотя исторически его присутствие невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Декабря 18 (31) Священномученик Николай (Кобранов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился 10 мая 1893 года в селе Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье диакона Иакова Кобранова. В 1913 году Николай окончил Смоленскую Духовную семинарию и поступил на юридический факультет Варшавского университета, в котором проучился три года. В 1918 году он оказался в Крыму, был сначала певчим в симферопольском соборе, а затем иподиаконом у Таврического архиерея. В 1920 году он был рукоположен во диакона к крестовой церкви в Симферополе, а в 1921 году во священника. Во время отступления армии Врангеля из Крыма отец Николай принял решение остаться в России и служил в храме в одном из сел в Мелитопольском уезде. В 1922 году он в течение полугода служил в Новоспасском монастыре в Москве, а в 1923 году был направлен служить в храм в село Воскресенское Можайского уезда Московской губернии. В 1925 году священноначалие направило отца Николая настоятелем в храм Святой и Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве, и он был возведен в сан протоиерея. Храм был выстроен в 1689 году и носил на себе следы древнего величия и щедрой благотворительности благочестивых купеческих семейств. Но в начале ХХ столетия прежнее величие храма стало быстро угасать, что было связано со строительством заводов в этом районе, – со всех сторон он оказался окруженным фабричными и заводскими постройками. Резко уменьшилось число прихожан, и в храме стал ощущаться недостаток средств, так что назначавшиеся сюда священники старались как можно быстрее перейти на другой приход, смотря на это место как на беспокойное и ненадежное. Разруха резко увеличилась после безбожной революции, и дело кончилось тем, что в 1925 году храм был закрыт. Две недели храм простоял без богослужений, когда в него был назначен отец Николай. Священник начал с того, что создал вокруг этого храма живой приход. Понимая, что поддержание благолепия храма – это дело самих прихожан, он обратился к ним с воззванием, в котором писал: «Пусть придет на помощь… общехристианское безграничновеликое милосердие. Помогите на ремонт храма. Гибель святыни – есть гибель чести нашей славной и благочестивой веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дополнения к месяцеслову Месяц Сентябрь 11. Преподобнаго Силуана Афонскаго (1938). 22. Собор Тульских святых. 26. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1989). 28. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Месяц Октябрь 3. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (обретение мощей, 1988). 4. Собор Казанских святых. 10. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (1891). 15. Иконы Божия Матере «Спорительница хлебов». 31. Священномученика протоиерея Иоанна (1917). Зри: Суббота между 31 октября и 6 ноября. Собор Карельских святых. Месяц Ноябрь 15. Преподобнаго Паисия Величковскаго (1794). 19. Святителя Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго (1867). 21. Священномученика протопресвитера Александра (1937). Месяц Декабрь 15. Собор Крымских святых. 20. Праведнаго Иоанна Кронштадтскаго (1908). 30. Святителя Макария, митрополита Московскаго (1563). Месяц Январь 10. Святителя Феофана, Затворника Вышенскаго (1894). 18. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). 21. Преподобнаго Максима Грека (1556). 23. Собор Костромских святых. 24. Блаженныя Ксении Петербургския (XIX). 25. Священномученика Владимира, митрополита Киевскаго и Галицкаго (1918). Зри: Неделя между 25 и 31 января. Собор новомучеников и исповедников Российских. Месяц Март 25. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (1925). Преподобнаго Саввы Новаго (1948). Месяц Апрель 5. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (перенесение мощей, 1652). 30. Святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Ставропольскаго (1867). Месяц Май 11. Равноапостольнаго Ростислава, князя Великоморавскаго (870). 19. Благовернаго великаго князя Димитрия Донскаго (1389). Месяц Июнь 10. Собор Рязанских святых. Собор Сибирских святых. 19. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (1607). 23. Собор Владимирских святых. Зри: Неделя после 29 июня. Собор Тверских святых. Месяц Июль 4. Преподобнаго Андрея Рублева, иконописца (XV). 5. Преподобномучениц великия княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > 100-летие Александро-Невского братства и Сойкинская святыня на земле кингисеппской 17.01.2018 2113 Время на чтение 3 минуты 1 и 6 февраля 2018 года в Александро-Невской Лавре пройдут праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства. 1 февраля в день памяти священномученика Петра Скипетрова в Свято-Троицком соборе монастыря состоится праздничная Божественная литургия. Начало богослужения в 10:00. По завершении литургии - благодарственный молебен и крестный ход к могиле священномученика Петра на Тихвинском кладбище Лавры. В Древлехранилище Александро-Невской Лавры откроется специальная выставка к 100-летию братства. Предметы для экспозиции предоставлены, в том числе музеем новомучеников при Скорбященском храме на Шпалерной улице. Протоиерей Петр Скипетров - один из первых петербургских новомучеников. День его мученической кончины - 1 февраля 1918 года - считается днем основания Александро-Невского братства. 6 февраля в 18:00 в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры «Святодуховский» состоится открытие фотовыставки «К 100-летию Александро-Невского братства» и презентация книги историка М.В. Шкаровского «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность». В 19:00 пройдет вечер памяти и праздничный концерт с участием «Владимирского русского оркестра» Владимирской областной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств России Анатолия Антонова. В вечере памяти примут участие представители духовенства и общественных организаций Владимирской области - родины священномученика Петра Скипетрова. Напомним, Александро-Невское братство - общественное объединение мирян и священнослужителей Русской Православной Церкви, созданное в начале XX века для защиты Александро-Невской Лавры и монастырских святынь, а также сохранения и развития христианского просвещения. Днем основания братства считается 1 февраля 1918 года - день убийства в Александро-Невской Лавре протоиерея Петра Скипетрова, одного из первых петербургских новомучеников, глубоко почитаемого членами современного Александро-Невского братства.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/17/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Братство, скрепленное кровью за Христа В Санкт-Петербурге отметят 100-летие основания Александро-Невского братства 12.01.2018 567 Время на чтение 4 минуты 1 и 6 февраля 2018 года в Александро-Невской Лавре пройдут праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». 1 февраля в день памяти священномученика Петра Скипетрова в Свято-Троицком соборе монастыря состоится праздничная Божественная литургия. Начало Богослужения в 10:00. По завершении Литургии состоится благодарственный молебен и крестный ход к могиле священномученика Петра на Тихвинском кладбище Лавры. В Древлехранилище Александро-Невской Лавры откроется специальная выставка к 100-летию братства. Предметы для экспозиции предоставлены в том числе музеем новомучеников при Скорбященском храме на Шпалерной ул. Протоиерей Петр Скипетров - один из первых петербургских новомучеников. День его мученической кончины – 1 февраля 1918 года – считается днем основания Александро-Невского братства. 6 февраля в 18:00 в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры «Святодуховский» состоится открытие фотовыставки «К 100-летию Александро-Невского братства» и презентация книги историка М.В.Шкаровского «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность». В 19:00 пройдет вечер памяти и праздничный концерт с участием «Владимирского русского оркестра» Владимирской областной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств России Анатолия Антонова. В вечере памяти примут участие представители духовенства и общественных организаций Владимирской области – родины священномученика Петра Скипетрова. Справка: Александро-Невское братство – общественное объединение мирян и священнослужителей Русской Православной Церкви, созданное в начале XX века для защиты Александро-Невской Лавры и монастырских святынь, а также сохранения и развития христианского просвещения. Днем основания братства считается 1 февраля 1918 года - день убийства в Александро-Невской Лавре протоиерея Петра Скипетрова, одного из первых петербургских новомучеников, глубоко почитаемого членами современного Александро-Невского братства.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/12/br...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Дьявольское бесчеловечие» некоторых религиоведов — большая беда нашей Церкви К вопросу о скандальном телеэфире 04.03.2021 6848 Время на чтение 21 минут «Они (т. е. еретики – О.С.) имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость» (Свят. Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб. Т. 2. С. 25). На православном телеканале «Спас» 11 февраля в передаче «Реакция» прошло обсуждение действий государства в отношении запрещенной в России секты «Свидетели Иеговы». В дискуссии приняли участие: известный миссионер и сектовед, основатель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова протоиерей Олег Стеняев, обозреватель православной радиостанции «Радонеж» Сергей Худиев, судебный эксперт-религиовед Игорь Иванишко, сотрудник Центра священномученика Иринея Лионского Кирилл Чеботарев, психолог Александр Невеев. Обсуждение выдалось напряжённым. Игорь Иванишко и Кирилл Чеботарев, оппонировавшие отцу Олегу Стеняеву и Сергею Худиеву, вели себя неприлично. Перебивали собеседников, перекрикивали чужие выступления. Наиболее крикливым и неадекватным спикером оказался господин Иванишко, который беспрерывно призывал к репрессиям в отношении к сектантам, сравнивал деятельность «свидетелей Иеговы» с деятельностью запрещённой в России террористической организацией ИГИЛ. Примкнувший к нему Чеботарев поддакивал и заученно повторял постулаты, внушённые ему руководителями Центра священномученика Иринея Лионского. Не удивительно, что программа вызвала скандал. Иванишко и Чеботарев, вероятно, осознав собственную неадекватность, попытались оправдаться. Их позиция изложена на сайте Центра священномученика Иринея Лионского . Попутно в заметке Игоря Иванишко предпринимается попытка изложить и точку зрения отца Олега Стеняева и Сергея Худиева. Однако каждый, кто посмотрел скандальную телепередачу, легко может убедиться в том, что позиция отца Олега и С. Худиева не только доведена до абсурда, но и серьёзно искажена.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/04/dy...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский февраля 1878 – †25 января/7 февраля 1929 Прославлен в 2000 г. 180 . Память празднуется 25 января/7 февраля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Священномученик Петр, архиепископ Воронежский (в миру Зверев Василий Константинович) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея. После обучения на историко-филологическом факультете Московского Императорского уни- верситета Василий поступил в Казанскую Духовную академию, где за два года до окончания курса (в 1900 году) принял монашеский постриг с именем Петр. По окончании Академии иеромонах Петр преподавал в Орловской Духовной семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме. С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белеве Тульской епархии в сане архимандрита. В это время он часто посещает расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Петр, часто служа в их селах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивееве, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей армии. После февральского переворота отец Петр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту. 2/15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда Владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы; сокращений не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой Владыка с грустью говорил: “Кто отслужит по мне такую панихиду?”. А келейнику так говорил: “Во всем твой Петр грешен, только устава никогда не нарушал”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марта 1 (14) Священномученик Вениамин (Фаминцев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Вениамин родился 19 января 1873 года в городе Коломне Московской губернии в семье Иоанна и Марии Фаминцевых; отец Иоанн служил священником в одной из церквей города Коломны. Образование Вениамин получил в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1893 году. В 1894 году он поступил псаломщиком в храм в городе Клин Московской губернии. В 1901 году Вениамин Иванович был рукоположен во диакона ко храму в селе Карпово Богородского уезда, а в 1906 году – во священника к Троицкому храму в селе Троицком Бронницкого уезда Московской губернии. С 1912 по 1917 год он служил в Преображенском храме в селе Гари Дмитровского уезда, а в 1918 году был переведен в Крестовоздвиженский храм в городе Коломне. С 1919 года он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Мещерино Коломенского уезда. В 1925 году отец Вениамин был возведен в сан протоиерея, а в 1931 году награжден крестом с украшениями. В семье у него было двое детей, сын и дочь. Сын Серафим, будучи больным от рождения, скончался в 1934 году в возрасте двадцати пяти лет, дочь, которая была на два года его моложе, жила отдельно; супруга отца Вениамина давно умерла, и он жил одиноко, все свое время и всего себя посвящая служению Церкви. В 1936 году Мещеринский сельсовет запретил священнику ходить с молебнами по домам прихожан. До этого, чтобы ходить с молебнами, нужно было получить справку из мещеринской амбулатории, что в селе нет эпидемических заболеваний; с 1936 года амбулатория отказалась давать церковному совету такие справки, а без справки сельсовет не давал разрешения на молебны в домах. Приходской совет обратился с просьбой в сельский совет: если нельзя ходить с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то разрешите ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и в которую прихожане доброхотно могут опускать деньги на содержание храма после того, как священник поздравит их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что в селе эпидемия скарлатины, хотя всем известно было, что тогда всего лишь несколько жителей болело ангиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мой американский прадедушка. Жизнь и смерть священномученика Иоанна Кочурова глазами его правнучки Его ещё добивали прикладами, таща за волосы по булыжникам мостовой 6 февраля, 2015 Его ещё добивали прикладами, таща за волосы по булыжникам мостовой Жизнь и смерть священномученика Иоанна Кочурова глазами его правнучки Об убийстве протоиерея Иоанна Кочурова в 1917 году писали российские газеты – а потом упоминал в своей книге Джон Рид. В годовщину прославления новомучеников об отце Иоанне вспоминает его правнучка, журналист Мария Герасимова. Когда-то в далёкой туманной юности я, дитя советского времени, гуляя по городу Пушкин, как тогда называлось Царское Село и восхищаясь изысканной роскошью бывшей царской резиденции, и помыслить не могла, что хожу по улицам города, в котором убили моего прадеда. До 80-х годов ХХ века я не только имени его не знала, но даже не знала о его существовании. И если родственников, погибших и пропавших без вести во время Второй мировой войны все знали наперечёт и по именам, за них поднимались тсты за праздничным столом 9 мая, когда вся семья собиралась у нас после демонстрации, то имя Ивана Александровича Кочурова мне сообщил мой отец году в 1983-ем. Шёпотом. Это было как откровение: мало того, что я вдруг узнала, что мой прадед-священник был публично убит большевиками, так ещё и родственники со стороны отца были священниками! Мне, вчерашней пионерке, до этого времени заходившей в церковь разве что из праздного любопытства, сказали, что священники – это и есть моя семья. Правда, справедливости ради, надо признаться, что пионеркой я была плохой: при каждом удобном случае снимала алый галстук. А уж комсомолкой и вовсе была никудышной: достаточно сказать, что в комсомол меня почти вволокла в десятом классе школы классная руководительница – умная и прекрасно понимающая советские реалии женщина. И комсомолкой я пробыла ровно пару месяцев до получения школьного аттестата. Сразу после окончания школы комсомольский билет затерялся в недрах старого письменного стола, за которым я все десять лет делала уроки, чтобы уже никогда не быть найденным, а я благополучно пополнила ряды советского андеграунда.

http://pravmir.ru/moy-amerikanskiy-prade...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010