322 Слова проф. Н. H. Глубоковского, – см. цит. журналы соедин. засед. отделов Предсоборн. Присутствия, стр. 44. 323 Так, по изъяснению св. И. Златоуста (в бес. XIX на ( 1Кор. 7:1–2 ), вступать в брак v Kυ значит совершать это μετ σωφοσνης, μετ κοσμιτιτος (Migne, Patr. gr. t. LXI, col. 160; p. перев. в цит. изд. Твор. св. Отца, т. X, кн. 1, стр. 187); ср. толков. на указ. место 1-го Послания к Коринф. у блаж. Феофилакта Болгарск. (Migne, Patr. gr. t. CXXIV, col. 656) и блаж. Феодорита (Migne, Patr. gr. t. LXXXII, col 285), слова которого буквально повторяет Σνοψις τν εν καννων (в афинск. Σντ. t. IV, p. 415), и др. Сюда же можно присоединить известное место из послания к Поликарпу Смирнскому св. Игнатия Богоносца (гл. 5), где этот „муж апостольский» противопоставляет брак κατ Κριον браку κατ πιϑυμαν, разумея под первым, очевидно, супружеский союз, заключаемый вообще согласно с нравственно-христианскими требованиями целомудрия и воздержания от страстных вожделений (см. Ignatii et Polycarpi epistulae, martyria, fragmenta, rec. et illustr. Th. Zahn, р. 102, Lipsiae 1876; p. перев. в цит. издании Писаний мужей апостольских св. Преображенского, стр. 428). 327 Ad uxor. II, с. 3: fideles gentilium matrimonia subeuntes stupri reos esse constat et arcendos ab omni communicatione fraternitatis, ex litteris apostoli dicentis, cum ejusmodi nec cibum sumendum ( 1Кор. 7:11 ). Quod vetuit ipse, non adulterium est? quod prohibitum est, non stuprum est? Extranei hominis admissio minus templum Dei violat, minus membra Christi cum membris adulterae commiscet? etc. (Migne, Patr. lat. t 1, col. 1242–1293). В том же духе высказывается св. Киприан Карф., по которому juhgere cum infidelibus vinculum matrimonii значит prostituere gentilibus membra Christi (De laps. c. 6, – Migne, Patr. lat. t. IV, col. 483; его же Testim. adv. iud 1. Ill, c. 62, – Migne, ibid., col. 798); сн. блаж. Иеронима Advers Iovin. 1. I, c. 10 (Migne, Patr. lat. t XXIII, col. 234); блаж. Августина De conjug. adult. 1 I, c. 25. n 31 (Migne, Patr. lat t. XL, col. 469); его же De fide et oper. c. 19, n. 35 (Migne, ibid, col. 221) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

2 «Обозрение Посланий св. Климента, еп. Римского, к Коринфянам», Вып.1. Обозрение Первого послания. СПб., 1888. – С.43–51, 53–56 (греч. текст с парал. рус. переводом). 4 Буквально с греческого – странствующая, живущая на чужой стороне ( παριοκωσα). См. Поликарпа «Послание к Филиппийцам», 1. В этом выражалось сознание христиан, что они странники и пришельцы на земле ( 1Петр. 2, 11 ), которые здесь не имеют постоянного местопребывания и права гражданства, но живут в определенном месте этого мира, как временно поселившиеся чужестранцы. Писатель послания к Диогнету (гл. 5.) говорит, что христиане живут в своих отечествах, но как временные поселенцы ( παροικοι). См. 2-е Климентово посл., гл. 5. 5 Иные переводят: дела, о которых вы спрашивали. Но в таком случая вместо: ( επιδητωμενον παρ υμιν) должно бы стоять; ( παρ υμων). И в этом выражении не заключается основание для обыкновенного предположения выказанного Котельером, Гефеле и др., будто коринфяне по своим делам обратились к Римской Церкви и ее епископу. На это и в других местах послания не встречается никакого намека; напротив, 47 гл. дошло до римских христиан так же, как и до римских язычников, именно по слуху. 8 Т. е. пресвитерам. Так как возмущение в Коринфе касалось церковного порядка, то слово старший ( πρεσβυτερος) должно разуметь не вообще о старших членах церкви, но о чине церковных предстоятелей, с которым, впрочем, соединялась в древности и совершенная зрелость возраста. См. гл. 44 Гефеле и Гильгенфельд. Слово же «предводители» ( ηγωεμνοι) можно относить вообще к лицам церковной иерархии, какого бы ни были они чина и имени. Гильенф. 9 Страдания Христа по общению свойств Его двоякой природы, называются страданиями Бога: в этом выражается верование в Божество Иисуса Христа. 10 Широта ( πλατυσμος) у отцов Церкви часто означает радостные состояния сердца. См. Ермы «Пастырь», mandat, 5, 1. 11 3десь, как и в других местах, Климент приводит библейские слова по тексту 70 толковников, впрочем, не с буквальною точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

38 Мартынов Е.И. Указ. соч. С. 16. 39 Из писем Л.Г. Корнилова…//Иртыш. Омск, 1919. 41. С. 22. 40 Там же. С. 23. 41 Письмо Л.Г. Корнилова Его Преосвященству Сильвестру Епископу Омскому и Павлодарскому//Иртыш. Омск, 1919. 40. С. 22; Митрополит Феодосий (Процюк) В вере ли Вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. Омск, 2006. С. 52. 42 Ксения Деникина. К характеристике генерала Корнилова//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. 1968. 79-80-81. Апрель, май, июнь. С. 71. 43 Материалы для истории Корниловского ударного полка. Составитель Левитов М.Н.//Париж, 1974. С. 30-32; Свидетельство генерал-лейтенанта Архангельского//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. 1968. 79-80-81. Апрель, май, июнь. С. 73-74. 44 Долгополов А. Материалы к биографии генерала Л.Г. Корнилова//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. 1968. 79-80-81. Апрель, май, июнь. С. 9. 45 Русский Инвалид. Петроград, 1917. 61. 11 марта; Достаточно полное описание выступления царскосельских стрелков 28 февраля 1917 г., их готовности устроить революционное «шествие к дворцу» и создать Совет солдатских депутатов в Царском Селе, о назревавшем столкновении «революционного гарнизона» с охраной Дворца см., например: Жильяр П. Император Николай II и Его семья. Петергоф, сентябрь 1915 - Екатеринбург, май 1918 г. Вена, 1921. C. 161; Февральский переворот в царской резиденции//Минувшие дни. 1928. 4. С. 153-154; Объективные исследования, доказывающие неоправданно преуменьшаемую роль большевиков в событиях февраля 1917 г. см., например: Холяев С.В. Три Февраля 1917 года//Вопросы истории. 2003. 7; Поликарпов В.В. 22-23 февраля 1917 года в Петрограде//Вопросы истории. 2005. 10. 46 Марков С.С. Покинутая Царская семья. Вена, 1928. С. 114-115; Кологривов К . (сообщено А.Д. Нечволодовым). Арест Государыни Императрицы Александры Феодоровны и Августейших детей Их Величеств//Русская летопись. Кн. 3. Париж, 1922. С. 192-194; Свидетельство Кологривова полностью принимается одним из авторов «заговора генералов» В. Кобылиным в книге «Анатомия измены» (СПб., 2003. С. 336-338). Здесь, вопреки первоисточнику, указано точное время ареста – ночь 8 марта.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Невольно вспоминается эпиграмма Шиллера: „Сколько у истины новых врагов! К истине, к свету стремится Стая незрячая сов!» Что же делать нам, стражам дому Израилева? Возставать ли с ревностию Илииною? Нет, не таков дух Нового Завета. Священномученик Поликарп увещевает: „дружественно обращайтесь с неверующими и не считайте их врагами, хотя бы они пали, но призывайте их обратно, врачуйте, как раненые члены, чтобы все спаслись». Джон Ньютон писал: „что касается меня, то я не в праве бросить ни одного камня в злейшего отступника; если я не пошел по его дороге и не сделался ему подобным, то этим я обязан не себе, а божественному милосердию». Современные нам Смердяковы заслуживают двойного сожаления. Вошли они в жизнь в трудное время и с весьма малым умственным богажом. Для усвоения истины нужен труд жизни, а отрицательные учения усвояются легко. Для открытого исповедания и отстаивания их не нужно диалектического искусства и знаний, нужна смелость и бесстыдство. Этими качествами обладает и их, приобревший печальную известность, кумир. Да, вдвойне несчастные люди! Только картинка! Молодой узник со слезами разсказывал в тюрьме: – До 15 лет я был смирный, неиспорченный мальчик, хорошо учился, и родители радовались на меня. Но в этом возрасте мне показали гадкую картинку. Я посмотрел на нее минуты две и с этих минут в сердце мое проникла отрава, я не мог отделаться от худых мыслей. Картинка ярко отпечатлелась в моей памяти. От мыслей я перешел к гадкому делу, и вот отбываю здесь с вами наказание. Черви. Моряки знают особый род червя, который медленной работой проводит целые туннели в корабельном дереве. Возьмите брус, и вы увидите там длинные, точно проделанные буравом, ходы: это работа червя. Долгим трудом он истачивает дерево внутри, хотя снаружи оно остается на вид крепкимь, иногда новым. И замечательно, что проложив часть туннеля, червь закрепляет работу особым цементом и уже потом идет дальше. Очень похожа на работу червя работа греха в нашем сердце. Медленно, точно ржавчина, ест он душу, прокладывая дорогу к гибели. Проделав часть работы, он укрепляется в душе, становится привычкой и идет дальше, развиваясь в страсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

[Маркеллиан; греч. Μρκος κα Μαρκελλνος; лат. Marcus et Marcelli(a)nus] († ок. 287), священномученики Римские (пам. 18 дек.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 18 июня). Сведения о М. и М. содержатся в Мученичестве св. Себастиана (BHL, N 7543), составленном на лат. языке между 30-ми гг. V и нач. VI в. (см.: Saliou C. Du legendier au sermonnaire: Avatars de la «Passio Sebastiani»//REAug. 1990. Vol. 36. P. 285-286; Diefenbach S. Römische Erinnerungsräume. B., 2007. S. 259). М. и М., сыновья благородных родителей Транквиллина и Марки, были схвачены за исповедание Христа при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (286-305, 307-308). Долгое время братьев держали в темнице, куда к ним приходил мч. Себастиан, начальник дворцовой стражи и тайный христианин, к-рый утешал и убеждал М. и М. не бояться мучений. Братья были приговорены к смертной казни, но затем по приказу префекта Хроматия их отпустили на 30 дней к родным, чтобы те склонили М. и М. принести жертвы идолам. Друзья, мать, престарелый и больной отец, жены и дети так сильно упрашивали братьев не оставлять их и не принимать смерть за Христа, что те стали терять твердость. Тогда св. Себастиан, придя в дом примикирия Никострата, где находились М. и М. и их родственники, обратился к ним с пламенной речью, открыто проповедовал Христа и говорил, что мученическая смерть ведет в жизнь вечную и избавляет от земных бед и пороков. Жена Никострата Зоя, к-рая 6 лет была немой из-за тяжелой болезни, услышав слова мч. Себастиана, бросилась к нему в ноги и знаками просила его о прощении. Помолившись, св. Себастиан вернул женщине дар речи, после чего Никострат решил отпустить на свободу М. и М., но они отказались уходить, сказав, что не хотят лишать себя чести пострадать за Спасителя. После этого Никострат и все бывшие в его доме уверовали во Христа и приняли крещение от пресвитера Поликарпа вместе с родителями М. и М., префектом Хроматием, его сыном Тибуртием и мн. другими. Папа Римский свт. Гаий (283-296) рукоположил М. и М. во диаконы, а их отца Транквиллина - во пресвитеры. Нек-рое время братья еще пребывали с верующими, проводя дни в посте и молитве, многих обращали к вере и совершали чудеса. По приказу судьи Фабиана М. и М. были подвешены на столбы, в ноги им вбили острые гвозди, после этого мучеников закололи мечами, и т. о. они предали Богу души.

http://pravenc.ru/text/2562258.html

Истинные последователи Христа, в каких бы обстоятельствах они ни находились, всегда чувствовали себя счастливыми и вполне были довольны своей судьбой. Какие прекрасные слова сказаны были Поликарпом, епископом Смирнским, который умер мученическою смертью за имя Христово! «Отрекись от Христа, – сказал ему правитель, – и я отпущу тебя на свободу». Но святой Поликарп ответил: «Уже восемьдесят шесть лет служу я Ему, и Он не сделал мне ничего дурного. Как же я отрекусь от Него?» И все истинные христиане, и ваше собственное сердце, наверное, скажут вам, что это правда. Таким образом, и опыт, и прямое слово Спасителя, и ваше собственное сознание – все подтверждает эту истину, которую мне хотелось бы поглубже запечатлеть в сердцах ваших: только в служении Богу, в вере и благочестии человек может найти свое истинное счастье. Есть в жизни человеческой, по крайней мере, одна минута, когда, по-видимому, невозможно никакое счастье, немыслимо никакое спокойствие, такая минута, когда мир – он сам подтверждает это – не может дать никакого мира и утешения, когда он совершенно оставляет своих последователей. Это – минута смерти, которая неизбежно наступит для всех нас, хотя мы и не знаем, когда, где и как скоро. Но и в эту страшную минуту оправдывается истинность слов Спасителя, что у Него и только с Ним можно находить мир и успокоение. Да, этот мир и спокойствие благочестивый христианин может находить даже и на смертном одре. Как нежная мать, стоит у этого одра надежда – кроткая посланница неба, которая одной рукою поднимает упавший дух умирающего, а другой показывает за темным покрывалом, отделяющим время от вечности, первые лучи небесной славы. Для благочестивых поэтому смерть есть не что иное, как отдых после труда, возвращение изгнанника на родину, переход плавающего из бурного моря в тихую пристань, конец ночи и начало дня. Вот почему благочестивый человек не только не боится смерти, но с нетерпением ждет ее и радуется ее приближению. Когда одному святому юноше сказали, что смерть его уже близка, то он не только не смутился, как другие умирающие, но пришел в неописуемый восторг, вне себя от радости повторил несколько раз: «Готов, иду, с радостью иду к моему Господу!» Так умирают и все благочестивые люди. Кто живет в Господе, тот в Господе и умирает. Какова жизнь, такова и смерть. И мы, друзья мои, если будем жить в Господе, в искреннем благочестии и набожности, то и умирать будем в Господе. И тогда мы опытно узнаем, как верно слово Апостола, что благочестие на все полезно, – полезно не для настоящей только жизни, но и будущей, загробной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   Тотчас натаскали бревен и дров, святого Поликарпа, по обычаю, хотели прикрепить к столбу железными скобами, но он просил, чтобы оставили его на свободе. «Тот, кто даст мне силу терпеть сожжение, – сказал он, – поможет и без железных уз быть на костре неподвижным!» Поэтому привязали его к столбу только веревками. С руками, связанными за спиною, пишут очевидцы, он походил на агнца, избранного в жертву, благоприятную Господу. Перед самым временем зажжения костра святой Поликарп произнес молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он приводит его к сонму мучеников. Когда костер был зажжен, то, ко всеобщему удивлению, пламя вздулось как бы от сильного напора ветра и окружило мученика наподобие сияния: в воздухе носился аромат ладана и благоуханных кореньев. Видя, что пламя не действует, один из исполнителей казни поразил святого Поликарпа мечом. Тогда кровь из тела его полилась в таком количестве, что погасила пламень костра. Язычники, однако же, снова развели огонь и держали его, пока не сожжено было тело священномученика. Осталось от него только несколько костей. Христиане с благоговением собрали их и затем ежегодно совершали в день его кончины (23 февраля) святую память его. Иустин Философ    Святой Иустин, по происхождению грек, в юности почувствовал влечение к философии, слушал все известные тогда философские школы (стоиков, перипатетиков, пифагорейцев) и ни в одной не нашел себе удовлетворения. После сего встретился с ним один старец величественной наружности и указал ему на писания пророков и апостолов, но «прежде, – сказал он, – молись Богу и Господу Иисусу Христу, чтобы Он просветил очи твоего сердца». Иустин начал изучать священные книги и более и более убеждался в божественном происхождении христианской религии. Окончательно подействовали на него то мужество и та радость, с которыми христианские мученики и мученицы шли на страдания.    Сделавшись христианином, Иустин не снял с себя философской мантии, дававшей ему право вступать в ученые споры. Он путешествовал по разным странам (был в Палестине, Малой Азии, Египте, Риме) и всюду старался руководить искателей мудрости к той истине, которая наполнила миром и радостию его собственное сердце. В то же время он старался защищать христиан от обвинений, которым подвергали их язычники. Известны две апологии, написанные им в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых он доказывает превосходство христианства пред иудейством и язычеством. Один из его противников (циник Крискент), не могши преодолеть его в спорах, донес на него римскому правительству, и он безбоязненно и радостно встретил мученическую кончину (166 г., память его 1 июня).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

– «Царство Того, – возразил Траян, – Который распят Пилатом?» Игнатий подтвердил и уверил, что он носит Христа в своём сердце. После этого Траян произнёс приговор: «Так как Игнатий признаёт, что в нём живёт Распятый, то повелеваем связать его и представить в Рим на съедение зверям и для увеселения народа». Таким образом, связанный, он приведён был грубыми воинами в Селевкию, а потом в Смирну. Об этом путешествии он так пишет римлянам: «От Сирии до Рима сражаюсь я с дикими зверями, на воде и на суше, днём и ночью я стою лицом к лицу с леопардами, которые, несмотря на мои благодеяния, становятся всё более и более свирепыми». Здесь он разумеет свою стражу. В Смирне святой Игнатий познакомился с епископом Поликарпом, проповедовал и написал четыре послания, так что его продолжительное путешествие в Рим принесло богатый плод. В послании к римской общине говорится: «Пусть распинают и жгут меня, пусть сокрушают мои кости и раздробляют всё моё тело, пусть дикие звери терзают мои члены, пусть раздражается надо мной всякая злоба дьявола – но, во всяком случае, Христос – одно моё наследие и утешение. Для меня умереть за Иисуса Христа лучше, чем господствовать над пределами мира. Я распял в себе мирские наклонности, во мне горит теперь огонь Божественной любви – и не угасить его никому, он живёт, он говорит, он вопиет идти к Отцу». Из Смирны святого Игнатия привели в Троаду, где он написал ещё два послания и письмо к Поликарпу, а затем поспешил в Рим, так как немного уже оставалось времени до наступления зрелищ. Переданный префекту, святой Игнатий, спустя немного, в сопровождении многих собратьев-христиан, отведён был на смерть. При этом ему дозволено было в последний раз помолиться со своими собратьями, и он молился преимущественно о том, чтобы Бог не замедлил принять его к себе. В амфитеатре, брошенный к зверям, святой Игнатий воскликнул: «Я – пшеница Божия, пусть измелят меня зубы диких зверей, чтобы стать мне чистым хлебом». Благочестивые антиохийские христиане, сопровождавшие его, собрали потом кровь его в сосуд и, с опасностью для жизни, взяли с собой уцелевшие от зверей его священные останки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В его отношении к власти не имеется ничего вызывающего или раздражающего. Он не напрашивается на мученичество, это возможно в пределах христианской совести и христианского исповеднического долга, старается отклонить опасность. Замечательно в нем то священное благородство, с которым он отказывается защищаться перед мятежной языческой толпой, которая не имеет над ним законной власти и не расположена выслушать справедливую защиту. Священномученик Поликарп Смирнский был последним из числа известных очевидцев и учеников апостольских, которые в Церковной истории именуются «мужами апостольскими».    При Марке Аврелии сильное гонение разразилось и в Галлии. О положении тамошних христиан в то время мы почерпаем сведения из послания галльских церквей (Лиона и Вьены) к церквам малоазийским. Христиане были объявлены в галльских городах лишенными всех гражданских прав. Для них были закрыты дома, бани и общественные рынки; запрещено им даже показываться на улицах. Где только они появлялись, в них бросали камнями, нападали на них, грабили их дома и подвергали всевозможным притеснениям. Городские власти, потворствуя народному настроению, дали распоряжение разыскивать христиан; начались аресты в массовом количестве. Гонители христиан, не различая гражданского их положения, забирали рабов и свободных, знатных и незнатных; после предварительного допроса с пытками заключали в темницы, в ожидании прибытия проконсула. Положение христиан ухудшилось еще и ложными показаниями, которые давали под пыткою рабы из язычников, что будто бы все то истинно, что рассказывалось о мерзостях, совершаемых якобы христианами втайне.    После прибытия проконсула начались судебные процессы с ужасными пытками, чтобы вынудить у христиан то же самое признание или заставить отречься от веры Христовой. Иногда целый день были они мучимы, пока не утомлялись мучители, но христиане оставались верными своему исповеданию.    Во время истязаний, которым подвергали христиан, один молодой человек, хорошо образованный, Веттий Эпагаф, просил проконсула разрешить ему выступить на суде в качестве защитника христиан, чтобы доказать, что они не делают ничего худого, что в безбожии, непочитании к государю обвиняют их совершенно напрасно; но проконсул в ответ на это предложение спросил его: «Не христианин ли ты?» И когда Веттий ответил утвердительно, причислил к мученикам и его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Петроградский процесс дал повод ВЦУ еще раз выслужиться перед тоталитарным режимом и заверить его: «ваши радости – наши радости», а лично В. Красницкому позволил насладиться местью митрополиту Вениамину и после вынесения ему смертного приговора. 19 июля ВЦУ обратилось во ВЦИК с прошением «приостановить исполнение приговора над осужденными/.../для своего суда над означенными лицами в церковной инстанции». Логика обновленцев такова: «Священник, изобличенный уголовным судом и остающийся пред лицом верующих священником, когда он несет присужденную кару, является мучеником, тогда как гражданский суд преследует обратную цель: авторитет превратить в преступника». Посему необходимо «обнажать их [репрессированных духовных лиц – авт.] от их вероучительного авторитета прежде применения к ним уголовного наказания, дабы они в тюрьмах и других местах заключения являлись уже не священниками, а простыми мирянами – преступниками общеуголовного типа». Большевики буквально воспользовались «пастырским советом» архиепископа Антонина, протоиерея В. Красницкого, архиепископа Леонида, епископа Иоанникия, протоиерея Н. Поликарпова, протоиерея К. Мещерского, подписавших приведенный документ 1152 . Как гласит широко известное предание, видимо, вполне достоверное, митрополита Вениамина, архимандрита Сергия и двух других смертников перед казнью обрили и одели в лохмотья. Постановление ВЦУ, принятое по заслушивании приговора Петроградского ревтрибунала (оно опубликовано без даты и подписей), гласило: «Бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу – в том, что авторитетом своего архиерейского сана участвовал во враждебных действиях, направленных против умирающего от голода народа и своими воззваниями волновал пасомых, доверявших его архиерейскому слову, от чего создавались мятежи и уличные столкновения, и пользуясь своим иерархическим положением, фальсифицируя канонические правила Церкви, требовал действий, нарушающих христианский долг помощи умирающим от голода, и тем привел к осуждению и тюремному заключению целый ряд подчиненных ему священнослужителей и мирян, лишить священного сана и монашества» 1153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010