23. Четверг. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Обретение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля) . Прп. Поликарпа Брянского . Служба сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь обретения мощей блж. Матроны Московской (Б) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и священномученика, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Прегрешений пучиною...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Преложение скорбящих...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки:

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-07/

Скачать epub pdf Св. священномученик Поликарп, епископ Смирнский Во времена апостольские, в городе Смирна жила благочестивая и богатая вдова по имени Каллиста. Не имея своих детей, она взяла на воспитание мальчика по имени Поликарп. С самого юного возраста он был добр и благочестив, так что Каллиста, умирая, оставила Поликарпу все свое имение, но он раздал богатство бедным, а сам жил в великом воздержании, беспрестанно молился, служил бедным, больным и престарелым. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие. В это время свв. апостолы Иоанн Богослов и Павел проповедовали в Малой Азии, и Поликарп, став их учеников, помогал в распространении Слова Божия. Следуя воле святых апостолов, св. Вукол рукоположил Поликарпа во священника, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. При посвящении Поликарпа на епископство, чудесные явления засвидетельствовали перед всем народом о том, что благодать Божия пребывала на нем. Чудесный свет осиял церковь , и некоторые из верующих увидали белую голубицу, летавшую вокруг головы Поликарпа. Иным он показался в образе воина, вооруженного мечем и готового на битву, другие видели его облеченным в царскую порфиру и озаренным неземным светом. Эти чудесные явления предвещали будущую судьбу св. Поликарпа, который вскоре сделался самым уважаемым епископом в Малой Азии; даже язычники почитали его за добродетели, твердость духа и кротость. Многих обратил он ко Христу; и ученики его – св. Ириней, Палий, Пионий – тоже прославились святостью жизни. Св. Поликарп беспрестанно проповедовал слово Божие, писал послания к вновь обращенным христианам, неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Около 167 года при императоре Марке Аврелии Антонине в Малой Азии началось особо сильное гонение на христиан. Язычники и особенно иудеи были озлоблены против Поликарпа, ибо они знали, с какой силой и ревностью он проповедовал Христа, и потому неотступно требовали, чтобы его привели на суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 5. Смирнская Церковь. Ангел Смирнской Церкви – святой Поликарп. Сборище сатанинское. О богатстве подлинном и мнимом. Быть верным до смерти. Вторая смерть. Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова. В прошлый раз мы читали с вами откровение к Ангелу Ефесской Церкви. Сегодня мы будем читать откровение к Ангелу Смирнской церкви. Что нам известно о Смирне и смирнской церкви? «СМИРНА ( Откр.1:11 ), знаменитый ионийский город, из прекраснейших в Леванте; расположен на расстоянии 320 стад. (около 57–58 верст) к сев. От Ефеса и на таком же расстоянии от берега Эгейского моря, при устье речки Мелеса, на западном берегу Малой Азии. Римлянам он достался вместе с Пергамским царством в 133 г. до Р.Х. Древние считали его венцом Ионии, драгоценным камнем Асии, преизобильным по своему богатству и изящным искусствам. Город по крайней мере 6 раз подвергался большим или меньшим землетрясениям; лишился 60 тысяч жителей от чумы в 1814 г. и сильно пострадал от холеры в 1831 г. Церковь насаждена здесь ап. Иоанном Богословом. Первым епископом Смирнским был св. Поликарп, мученически скончавшийся 22 февраля 156 г. Ныне в Смирне Сохранилось немного достопримечательных памятников древности, но есть остатки амфитеатра, где пострадал св. Поликарп от диких зверей, и своды тех логовищ, в которых последние содержались и откуда выпускались для растерзания осужденных. У турок город называется Измир, или Гяур-Измир, т.е. «неверная Смирна», потому что в нем было (сравнительно) много христианских жителей до недавнего времени, когда (после Первой Великой войны) турки, разбив греков, варварски истребили всё христианское население в Малой Азии, а в Смирне – с особой азиатской жестокостью. Гавань С. Поместительна и удобна для стоянки кораблей» (Проф. Н.Н. Глубоковский ). Как в прошлый раз я вам говорил, Ангел Церкви – это не только небожитель, который помогает верующим, но это и епископ Церкви. Кто такой Ангел Ефесской Церкви? Это апостол Тимофей, которому апостол Павел написал два Послания. Он был Ефесский епископ. А епископ Смирнской Церкви, о которой мы сегодня будем говорить, – это священномученик Поликарп, муж апостольский, ученик святых апостолов. Но, как я вам уже объяснял, Откровение является актуальным для любого другого времени. И особенно актуально, важно будет Откровение для последних времен. Поэтому христиане должны по возможности оставлять все дела и стремиться изучать его. Чтобы распознать знамение времен, чтобы не ошибиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 9. Святые мученики Уже первые годы исторического бытия Церкви Христовой выдвинули тех, кого Ранняя Церковь стала именовать свидетелями , то есть тех, кто ценой своей жизни засвидетельствовал истинность своей веры во Христа. Когда просветители славян святые Кирилл и Мефодий стали переводить на славянский язык богослужебные тексты, то греческое слово мартис (=свидетель) они передали как мученик, тем самым указывая, что ради своей веры свидетели Христовы претерпевали тяжкие мучения. Сколько было христианских мучеников за более чем два с половиной века гонений на Церковь , никто не может сказать с точностью. И хотя древние христиане бережно хранили память об их подвиге, имена далеко не всех из них сохранились в исторических памятниках. Но Церковь всегда верила, что Господу известны имена всех, кто пострадал за исповедание Его имени, и потому в память всех них в IV в. был установлен особый праздник – Неделя всех святых , который стали отмечать в первое воскресенье после праздника Пятидесятницы. Ряд святых мучеников открывает диакон Стефан , о котором говорится в книге Деяний Апостолов и который получил в Церкви наименование первомученика. В книге Откровения Иоанна упоминается Антипа , епископ малоазийского города Пергам, названый «свидетелем верным», о котором сказано, что он был умерщвлен (2:13). В дальнейшем в церковной среде стали составляться особые описания страданий свидетелей веры, получившие названия «Акты (деяния) святых мучеников». Эти акты являются драгоценными свидетельствами о подвигах святых мучеников, о том, какие чудеса происходили по их вере. Чтобы лучше понять, что значили для христиан жестокие гонения, которым они подвергались, познакомимся с жизнью некоторых из святых мучеников, «Акты» которых дошли до нас. Святой священномученик Поликарп родился в 60-е гг. по Р.Х. и жил в городе Смирне на западе Малой Азии. Осиротев в детстве, он был усыновлен богатой христианкой, которая очень полюбила его и заботливо воспитывала. Как-то, когда Поликарп был еще подростком, его приемная мать должна была на время уехать и поручила Поликарпу все хозяйственные заботы по дому. Поликарп стал помогать бедным и так щедро раздавал запасы продовольствия, что, когда она вернулась, слуги стали ей жаловаться, что Поликарп все раздарил и полки пусты. Тогда приемная мать Поликарпа пошла осмотреть хозяйство и нашла запасы нетронутыми. Она рассердилась на слуг, доносивших ей, но Поликарп за них заступился и уговорил ее их простить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Двадцать третий день. Св. священномученик Поликарп. (Чем облегчались страдания св. мучеников за Христа?) I. Св. свящ.-мученик Поликарп, память коего совершается ныне, был учеником ап. Иоанна Богослова, который и рукоположил его во епископа смирнского. Когда открылось гонение на христиан, язычники потребовали смерти Поликарпа. Проконсул старался спасти жизнь Поликарпу, но толпа завопила: «сжечь Поликарпа живым!» Проконсул уступил. Тотчас же народ стал собирать дрова и хворост по окрестным баням и лавкам и в один миг костер был готов. Усерднее всех работали иудеи. Поликарп сам снял с себя верхнюю одежду. Его хотели приковать к костру железными цепями, но он сказал: «это не нужно, Тот, кто дал мне волю страдать за Него, даст и силу оставаться неподвижным на костре». Исполнили желание св. старца, и он сам взошел на костер; но тут совершилось чудо, которое изумило всех: пламя окружило святого старца, сходясь над ним на подобие свода, и тело его оставалось невредимо. Тогда начальники велели пронзить его длинным копьем, и из раны истекло столько крови, что костер погас. Все это возбудило удивление язычников. Иудеи заметив, что христиане желают взять тело Поликарпа, упросили проконсула сжечь тело. Согласие проконсула было дано. Но христиане собрали кости и берегли как святыню; а в день мученической смерти собирались и торжественно совершали память мученика, подавая нам пример чествовать жизнь и смерть св. угодников Божиих. II. Читая об изумительных подвигах мужества и терпения св. священномученика Поликарпа и др. св. мучеников, нельзя не задаться вопросом: чем облегчались страдания св. мучеников за Христа? Где они находили духовные силы для совершения столь дивных подвигов? При свете церковной истории и творений св. отцев мы можем указать следующия духовные средства, коими облегчались страдания св. мучеников. а) Размышление о страданиях Христа Спасителя. Ап. Павел, призывая верующих на предлежащий подвиг спасения, говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление: и воссел одесную престола Божия ( Ebp. XII. 1–2 ). Этот-то взор на Пострадавшего всегда был присущ чистой душе св. мучеников, и услаждал горесть их страданий. Если воины во время сражения бесстрашно подвергают жизнь свою опасности, одушевляясь примером вождей своих, презирающих опасности, каких сами подвергаются: то могли ли бояться мук и смерти воины Христовы, имея пред очами Вождя спасения Христа Спасителя, за всех пострадавшаго, и всем оставившего пример, да последуют стопам Его в несении креста?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского Память 23 августа Святой Ириней, епископ лионский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви. Он жил и подвизался во II в., посвятив всю жизнь свою борьбе с гностицизмом 5181 . Значение его для христианской Церкви II в. можно сравнивать с значением святого Афанасия Великого для христианской церкви IV в. И тот и другой одинаково, и по преимуществу являются в своей жизни и деятельности защитниками чистого, неповрежденного церковного учения против ложных еретических учений своего времени, – святой Ириней – против гностицизма; святой Афанасий – против арианства 5182 . Святой Ириней происходил из Малой Азии; его родиною был город Смирна; с юных лет Ириней изучил основательно всю эллинскую мудрость; он был хорошо знаком с греческою поэзиею, философиею и прочими эллинскими науками. Однако святой Ириней не увлекся лжеименным мирским знанием. Услыхав о духовной мудрости, – премудрости христианской, Ириней пожелал восприять ее всем сердцем своим; теперь он уже пожелал поучаться только сей истинной душеспасительной мудрости, мирскую же мудрость – эллинскую вменял ни во что. В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом смирнским. Сей святой Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и им самим был поставлен на епископский престол города Смирны. Святой Поликарп весьма много потрудился на пользу Церкви Христовой, ибо он заботился не только о своей пастве смирнской, но писал послания и соседним церквам. По свидетельству блаженного Иеронима 5183 , Поликарп был «вождем всей Азии в христианстве». Учеником-то сего славного Поликарпа и был святой Ириней; услышав из уст святого Поликарпа душеспасительное учение христианское, Ириней возлюбил его более всякой светской науки; сделавшись учеником Поликарпа, святой Ириней стал как бы учеником Самого Христа, ибо со всем усердием воспринимал умом своим истины веры христианской и отдал всего себя на служение Богу. Так как Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, то он передавал святому Иринею всё то, что слышал сам от святых Апостолов, бывших самовидцами и слугами Христовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним Память 11 марта Апостол велит почитать памяти святых: " поминайте, – говорит он, – наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» ( Евр 13:7 ); это для того, чтобы, вспоминая их веру, жизнь и добродетельную кончину, мы стремились им подражать. Так и память святого мученика Пиония нам подобает почтить, потому что он, когда был в миру, многих обратил к Богу от прельщения бесовского; он был мужем апостольским и, когда, получив венец мученический, отозван был к Господу, то оставил нам образец добродетелей, чтобы и доныне у нас была память об его учении. Начало же его страдальческого подвига случилось так. В двадцать третий день шестого месяца (то есть февраля – шестого по счету от сентября), в который совершалась память святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, в городе Смирне 1843 где жило очень много иудеев, были схвачены нечестивыми эллинами пресвитер Пионий, Савина, ревнительница благочестия, Асклипиад, Македония и Лин, пресвитер соборной церкви: тогда было гонение на христиан в царствование Декия 1844 . Пионий же раньше этого дня узнал, что они будут схвачены в праздник святого Поликарпа. Поэтому, постясь с Савиною и Асклипиадом, он взял три сплетеные вериги, возложил на себя, на Савину и на Асклипиада и сидел дома, ожидая, когда придут их взять. В самый день памяти святого Поликарпа, когда они после молитвы вкусили немного хлеба и воды, пришел Полемон, устроитель жертвоприношений идолам, вместе с воинами; он разыскивал христиан, чтобы привлечь их к принесению скверных идольских жертв, и сказал Пионию: – Знаете ли вы царский приказ? Знаете, что вам повелевается принести жертвы богам? Пионий отвечал: – Мы знаем заповеди Бога нашего, которыми Он повелевает Ему Единому поклоняться. – Идите на собрание, – сказал Полемон, – там покоритесь вы и против воли. Отвечали Савина и Асклипиад: – Мы покоряемся Богу Живому. И вел их Полемон без принуждения, а народ, видя, как они добровольно несут оковы, бежал за ними, тесня друга друга, словно на невиданное какое чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского Память 23 февраля В городе Смирне; находящемся в малоазийской области Ионии, во времена святых апостолов епископом был святой Вукол; во дни этого епископа здесь жила благочестивая и боящаяся Бога вдова Каллиста. Ей во сне явился ангел Господень и повелел взять к себе сироту – отрока Поликарпа; так как у Каллисты не было детей, то она с радостью взяла отрока и воспитывала его в благочестии, как своего родного сына. Когда он вырос и пришел в совершенный разум, вдова поручила ему все, что было у нее в доме. Как-то раз в это время ей понадобилось отлучиться далеко от дома по одному делу относительно своих имений, причем она довольно долго не возвращалась; во время ее отсутствия блаженный Поликарп, крайне милостивый к нищим, стал щедро подавать убогим, сиротам и вдовицам; он отпускал хлеб, вино, елей и всякую пищу всем просившим, так что хранилища его приемной матери оскудели. Когда Каллиста возвращалась, один из слуг, выйдя ей навстречу, стал жаловаться на Поликарпа, что он неразумно расточил все имение, так что теперь, клеветал он, в доме совершенная бедность. Каллиста сильно опечалилась этим: придя домой, она тотчас отправилась в кладовые и нашла там множество всяких сокровищ. Ибо блаженный Поликарп, до прибытия Каллисты, обратился к Господу с такой молитвой: «Господи Боже мой, Ты наполнил сосуды вдовы Сарептской при Твоем пророке Илии ( 3Цар.17:10–16 ), услышь меня в час сей, и сотвори, чтобы во имя Христово наполнились все хранилища дома сего». И Господь тотчас услышал молитву его и наполнил дом его благодетельницы всякими благами. Увидев, что в доме теперь гораздо более всего необходимого, чем было прежде, Каллиста разгневалась на слугу, жаловавшегося на оскудение, произведенное святым Поликарпом: она думала, что слуга или насмехается над ней или же по ненависти оклеветал Поликарпа. Рассердившись, она хотела его наказать. Святой же Поликарп стал защищать его, говоря своей воспитательнице: «Умоляю тебя, госпожа, не наказывай другого вместо меня, но лучше меня подвергни наказанию; этот слуга не наказания достоин, но похвалы за свою верность и преданность тебе; он рассказал тебе всю правду: действительно, у нас оскудели все богатства и опустели все кладовые, ибо я, видя голодающих братии наших, нищих и убогих, раздал им все и истощил все запасы; они-то и умолили Бога, и Он послал Своего ангела, который восполнил все твое имущество, чтобы и ты, по своему обычаю, могла оказывать неимущим щедрую милостыню».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Начнем с того, что богословие занимает на страницах Нового Завета не последнее место. Евангелист Иоанн начинает благую весть о Христе с богословия – исповедания Единого Бога в Лице Отца и в Лице Слова (Сына), потом рассказывает о Святом Духе. Учение о троичности Единого Божества и о Воплощении Бога апостол адресует всем христианам, не узкому кругу избранных. Иоанново Евангелие написано самым простым языком. Лексикон богословского Евангелия составляет около двух тысяч слов – это словарный запас ребенка. Значит, богословие для всех освящено авторитетом Священного Писания . Запомним это и двинемся дальше. У апостола Иоанна был ученик – священномученик Поликарп Смирнский . В его писаниях мы тоже видим учения, принятые от апостолов, и это уже святоотеческое богословие для всех. Двинемся еще на одно поколение: ученик святого Поликарпасвященномученик Ириней Лионский – автор богословских книг против опасных псевдохристианских ересей. И это уже, можно сказать, ученое богословие. Святому Иринею приходилось бороться с изощренными доктринами гностиков. Еретики предлагали людям оккультную смесь на базе язычества. Причем гностики заявляли, что обладают сокровенным, элитным духовным знанием, которое приняли от самых приближенных ко Христу апостолов. Гностики свысока относились к евангельскому богословию для всех. Вот почему святой Ириней разрабатывал ясное понятие о Священном Писании и Предании. Он готовил и оттачивал мощный богословский инструментарий, чтобы противостоять гностицизму. Во II в. христианское богословие передавалось от учителя к ученикам (Иоанн Богослов, Поликарп Смирнский , Ириней Лионский ), возникали небольшие богословские школы. Патрологи отмечают школу святого Иустина Мученика и отколовшуюся от нее школу апологета Татиана, ушедшего в раскол. Это канун возникновения мощного академического богословия, которое заявляет о себе в III в. 1 . Жизнь была сложной, еще гонения на Церковь не кончились, это богословие было голосом исповеднической Церкви, а не просто данью греко-римской культуре. Появившись, академическое богословие сразу стало весьма заметным явлением в жизни Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

18. Учение церкви о вечности мучений Православная церковь всегда веровала, что мучения адские будут вечны. Веру свою она выразила: а) торжественно на 5-м вселенском соборе, когда осудила лжеучение Оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определенного времени, и затем снова будут восстановлены в свое первобытное, невинное состояние; б) так же в символе Афанасиевом, где читаем: «благая содеявшии пойдут в жизнь вечную; злая же – во огнь вечный». В частности, это верование церкви ясно исповедовали и проповедовали ее учители и прежде пятого вселенского собора. Таковы: 1 . Св. Климент Римский : «Бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны; потому что мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию» (Прив. у св. Иоанна Дамаскина ). 2 . Св. Ириней: «Кому скажет Господь: отыдите от Мене проклятии во огнь вечный, те будут осуждены навсегда» (Прот. ерес. IV, с. 28). 3 . Св. священномученик Поликарп: «Ты грозишь мне огнем горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован, нечестивым» (св. Поликарп у Евсевия, «Церк. истор.» IV, гл. XI). 4 . Св. Иустин Мученик : «Что диавол со своин воинством и людьми, последующими ему, будут посланы в огонь и будут там мучиться в бесконечные веки, – это предвозвестил Христос» (св. Иустин Мученик , Апология 1-я, гл. XXVIII). 5 . Св. Кирилл Иерусалимский : «Если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Огл. поуч. XVIII). 6 . Св. Иоанн Златоустый : «Если кто скажет: как же душа может стать на такое множество мук, когда при том она будет терпеть наказание бесконечные веки? Такой человек пусть подумает о том, что бывает здесь: как часто доставало многих на продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, это не потому, чтобы душа совершенно истощалась, но потому, что тело отказалось служить, так что, если бы оно не уступило, то душа не перестала бы мучиться. Итак, когда душа получит нетленнное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность... Посему не будем располагаться ныне так, как будто бы чрезмерность мучений могла истощить нашу душу: ибо в то время и тело не испытает сего (истощения), но будет вместе с душою вечно мучиться, и другого конца не будет» (Слов. к Феодору падшему 1, в «Хр. Чт,» 1844, 1, 365 – 366, 367 – 368).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010