Вот такова была реакция Синода на происшедшие события. Он оказывался, действительно, в сложном положении. Теперь Временное правительство заняло место Государя. Иногда говорят, что Синод поступил неправильно, что ему нужно было анафематствовать Временное правительство. Конечно, он поступил правильно в тех условиях, иначе поступить было нельзя. Если бы еще и Церковь в этот момент стала призывать к какой-то новой политической линии, был бы полный обвал. Другое дело, что Церковь поставили в очень сложное положение в этих условиях. Она, по существу, была в правовом отношении беззащитна перед новыми формами государственного устройства, которые могли стихийно нарождаться в условиях революции. Кстати сказать, среди подписавших это обращение были не какие-нибудь неизвестные архиереи, а первенствующий тогда член Синода митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) (будущий священномученик), Сергий, архиепископ Финляндский (будущий Патриарх), Тихон, архиепископ Литовский (будущий Патриарх), Арсений, архиепископ Новгородский (будущий кандидат в Патриархи), Иоаким, архиепископ Нижегородский (будущий священномученик), Макарий, митрополит Московский, (распутинский выдвиженец, но человек очень достойный по своим личным качествам). Это был старый Синод, назначенный еще Государем. Как он мог поступить в этой ситуации? Конечно, исполнить волю того Государя, который их назначил быть членами Синода. А дальше Русская Православная Церковь вступает в период, когда Временное правительство берет на себя управление не только государством, но и церковной жизнью. О составе первого Временного правительства, может быть, и не стоит подробно говорить. В плане религиозности его членов можно сказать, что большая часть членов Временного правительства состояла из людей религиозно-индифферентных. Обер-прокурором был бывший член партии Русских националистов, потом перешедший к «октябристам», Львов Владимир Николаевич, однофамилец главы правительства, человек, уже тогда казавшийся многим психически больным, который потом пройдет интересный жизненный путь. Он эмигрирует, затем вернется, будет связан с обновленца ми, потом будет публиковаться в журнале «Безбожник». Такая странная метаморфоза. Львов считался специалистом по религиозным вопросам, потому что в свое время входил в соответствующие комиссии Гос. Думы, и оказался обер-прокурором только по этой причине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

352 Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – ЦА ФСБ). Д. Н-44594, л. 7, 27–37 об. – Кирьянов Николай. Список канонических архиереев, проживающих в России. Список архиереев, впавших в обновленческий раскол. М., 1924. Рукопись. Опубликовано в сборнике: Материалы по истории Русской иерархии, М.: Издательство православного Свято-Тихоновского богословского института. Стр. 191. 363 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 231, л. 89; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп. 1, д. 396, л. 58 об., 65. 365 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 231, л. 90; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп. 1, д. 396, л. 66–66 об. 366 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 1100, л. 39–39 об.; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп.1, д. 396, л. 55–55 об. 367 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 1100, л. 39 об.; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп.1, д.396, л. 55 об. 375 ЦГАВО Украины. Ф. 5, оп. 2, д. 1100, л. 39–40 об.; ЦГИАК Украины. Ф. 2227, оп. 1, д. 396, л. 55–56 об. 388 Сведения о пребывании священномученика Аркадия в Москве предоставлены праправнуком Пелагии Михайловны Назаровой Вадимом Игоревичем Шмидтом. Им же предоставлены фотографии священномученика с дарственными надписями членам семьи, а также машинописи его авторства, опубликованные в этой книге. 394 Семейный архив Вадима Игоревича Шмидта.// Аркадий (Остальский) , архимандрит. Чувство любви и стремление к идеалу, как доказательство бытия Божия. Машинопись. 1926. Стр. 17. Опубликовано в настоящем томе на стр. 361–368. 395 Николай Доненко, протоиерей. Священномученик Макарий, Епископ Днепропетровский//Наследники Царства. Симферополь, 2000. Кн. 1, стр. 345. 396 Библиотека Московской духовной академии (далее – МДА). Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 234. 397 Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 831, оп. 1, д. 86, л. 36, 56. 399 Феодосий (Процюк), Митрополит Омский и Тарский. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. Стр. 24–27, 251.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В ходе восстания 1830—1831 гг. после закрытия Университета здание церкви передано городской управе. В этот период здание заброшенно, в нем ютится беднота, в алтарной части размещается кузница… В 1864 г. по инициативе митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) начались восстановительные работы под руководством архитекторов — академиков А. Резанова и Н. Чагина, которые, бережно сохраняя древние фрагменты строения, придали фасаду формы, похожие на средневековую грузинскую архитектуру. Богатый пятиярусный иконостас написан старостой собора академиком И.П. Трутневым. В 1867 году собор посетил император Александр II и выделил на его ремонт из государственной казны 57 тысяч рублей. Работы закончились в октябре 1868 г., и храм был заново освящен архиепископом Антонием (Зубко), с тех пор богослужения в храме не прерываются по сей день. В этом же году освящается отдельный придел во им. свт. Алексия, митрополита Московского чудотворца, именно Алексий освящал в 1348 г. эту церковь. В 1871 году в Пречистенском храме был освящен второй придел во имя священномученика Макария, митрополита Киевского. Ведь, еще будучи наместником митрополита, архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, о. Макарий совершил благодарственный молебен по случаю венчания княжны Елены, дочери Великого князя Московского Иоанна, и Великого князя Литовского Александра. Примечательно и то, что в 1495 г., в Пречистенском Соборе св. Макарий был возведен в сан Митрополита Киевского. На стенах Пречистенского Собора размещены четыре мраморных мемориальных доски, на которых начертаны имена лиц, погибших во время Польского восстания 1863—1864 гг., без различия их национальностей и вероисповедания. Войдя в храм, можно увидеть на правой и левой сторонах монументальные иконы святых равноапостальных князя Владимира, княгини Ольги, Константина, Елены и др., привезенных из Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга. У левой колонны храма сооружен киот в память св. прав. Иоанна Кронштадского. Надпись на киоте гласит, что св. Иоанн Кронштадский являлся почетным членом Пречистенской общины. Известно, что в октябре 1893 г., при посещении Вильны, св. Иоанн молился в Пречистенском храме, а в 1907 г. он благословил церковную общину иконою свт. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Первый день. Поучение 1-ое. Св. священномуч. Макарий, митрополит Киевский. (О том, что высокие качества и обязанности пастыря Церкви требуют и от пасомых особенного внимания к себе). I. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» ( Иоан. Х, 11 ). Вот самое высшее, отличительнейшее свойство пастыря, определяемое Пастыреначальником нашим Господом И. Христом! Священномученик Макарий, ныне нами благочестно празнуемый, во всей точности осуществил на себе это качество. Он до посвящения своего в митрополиты был настоятелем в виденском Троицком монастыре. Сделавшись митрополитом, он не долго святительствовал. В 1497 г. новый святитель отправился в Киев, чтобы посетить свою сиротствующую паству и принести ей духовное утешение. Поспешая из отдаленной Вильны к своей киевской пастве, не взирая на все трудности и опасности пути, несмотря на предостережения, что на пути везде рыщут дикие татары, разрушавшие Киев, он был мученически умерщвлен крымскими татарами на берегах Припети. Св. мощи его прославились нетлением и покоются в киево-софийском соборе. Так он буквально осуществил на себе слова Господа: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» ( Иоан. 10, 11 ). II. а) Немногим, конечно, избранникам Божиим дается в удел священномученический венец, в точном смысле сего слова; но можно, по справедливости, сказать, что истинное пастырство всегда было и есть, в своем смысле, тоже священномученичество, как и выразился о сем один из знаменитейших иерархов русской церкви (Филарет, митр. киевский). И в самом деле, что такое значит постоянное, хоть и посильное, наставление и вразумление на все доброе и святое пастырем своих словесных овец, сопровождаемое почти всегда борьбой с предрассудками, суевериями, пытливым сомнением, растленными понятиями века сего и мира, во зле лежащаго, а отсюда упорными противоречиями, недоверием, могущими, кажется, поколебать самое усердное желание, самое чистейшее намерение учителя церкви, как не мученичество своего рода? Что такое деятельность пастыря церкви, обязанного и словом и своею жизнию, забыв свой покой и слабость сил, назидать души христиан и вести их в царство небесное под опасением величайшей ответственности за погибшие души, как не постоянный подвиг самоотречения и самоотвержения?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Нередко приводит к путанице 8 схожесть в названии двух Зосимовых пустынь, посвященных Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии». В старинных документах они всегда различались местоположением (названием уезда и губернии). В устной речи – уточнением «мужская» или «женская». Несомненно, каждая из этих обителей имеет для паломников свой неповторимый образ и духовную ценность. Господь уготовил возобновлению Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни и прославлению ее основателя преподобного Зосимы (Верховского) в лике местночтимых святых канун величайшего праздника для всего христианского мира – 2000-летие Рождества Христова. Новый XXI век ознаменовался для монастыря торжеством всецерковного 9 прославления преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского 4 октября 2004 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Прославлены также погибшие в ГУЛАГе последняя игумения Зосимовой пустыни Афанасия (Лепешкина) с послушницей Евдокией (Бученевой) и расстрелянные послушница Мария (Портнова) и священник Димитрий Ильич Розанов. Отметим, что многие архиереи и старцы, с которыми общались преподобный Зосима и сестры монастыря, ныне почитаются Церковью святыми: святитель Филарет, митрополит Московский, святитель Иннокентий, митрополит Московский, священномученик Владимир, митрополит Киевский, святитель Макарий (Невский) , преподобные старцы Оптинские – Антоний, Моисей, Макарий, Амвросий, преподобный Антоний Радонежский, преподобный Пимен Угрешский, священномученики Георгий Архангельский и Игнатий Лебедев. Предлагаемая книга оформилась в результате обработки архивного материала о женской Зосимовой пустыни, собранного в течение 1990-х годов, а также воспоминаний современников и впечатлений паломников, посетивших обитель. Неоценимую помощь в изучении собранных материалов оказала Ольга Игоревна Верховская. Пользуемся случаем поблагодарить всех, кто откликнулся на наши письма-запросы: благочинного Свято-Николаевского Туринского монастыря иеромонаха Серафима (Лукина), директора краеведческого музея в городе Туринске Зинаиду Федоровну Мачихину, директора госархива Иркутской области Татьяну Максимовну Душкину и исполнительницу нашего запроса О.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Преподобный Пафнутий родился в городе Боровске Калужской губернии и был игуменом основанного им близ сего города монастыря. Происходил из татар, дед его был баскаком, т. е. татарским правителем в Боровске и принял крещение. На 20-м году, по влечению к иночеству, Пафнутий поступил в монастырь и отличался строгостью жизни; в понедельник и пятницу совсем не вкушал пищи, в среду ел сухоядение, в прочие дни вкушал пищу с братией. Любил трудиться и читать божественные книги. Св. Пафнутий так строго хранил целомудрие, что совсем не смотрел на женщин и даже не дозволял говорить о них при себе. За свою святую жизнь он удостоился дара прозорливости и чудотворения. По взору узнавал, добрыми или худыми мыслями занят человек. Строгий к самому себе, он был снисходителен к другим и рассудителен, так что не только иноки, но многие и из мирян имели его своим духовником. 63 года он провел в иночестве и в 1478 году скончался 83 лет отроду. За несколько дней предсказал свою кончину. Мощи его почивают открыто в приделе главного храма его обители. Мученик Вата, монах жил в 4 веке, происходил из Персии, подвизался там в одном из монастырей и во время воздвигнутого персидским царем гонения на христиан был убит мечом за веру Христову в городе Низивии. Священномученик Макарий был митрополитом Киевским и всей России. До посвящения своего в митрополиты был настоятелем в Виленском Троицком монастыре. Св. Макарий, сделавшись митрополитом, недолго святительствовал. В 1497 году он отправился в Киев, чтобы осмотреть древнее место митрополичьей кафедры и привести в порядок Софийский собор, ограбленный перед тем татарами. На пути убили его татары. Св. мощи его прославились нетлением и покоятся в Киево-Софийском соборе. Преподобный Герасим родился в Переяславле-Залесском. 13-летним отроком был пострижен в монашество. 26 лет подвизался он под руководством св. Даниила, память коего 7 апреля. Когда же начала распространяться о нем слава, то, любя смирение и уединение, удалился в дремучий Дорогобужский лес. Затем, по особенному откровению Божию, перешел на Болдину гору в 15 верстах от Дорогобужа, и здесь основал монастырь в 1530 г. Св. Герасим был в высшей степени трудолюбив: сам носил камни и глину для храма и келий, молол жерновом рожь, часто за других пек хлебы, рубил и носил дрова, мыл для братии одежду, прислуживал больным. Он основал еще два монастыря – в Вязьме и в Брынском лесу. Скончался св. Герасим в 1554 г. Мощи его почивают под спудом в Болдинской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Тропарь, гл. 4. Жития светлостью просветив твое отечество, в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси: и во временней сей жизни добре подвизався, милости благоутробия всем скорбящим отверзл еси, и нищим был еси заступник; тем молим тя, отче Пафнутие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, гл. 8. Божиим светолитием просвещен, отче, постническое стяжал еси жительство, преподобне, иноком предобрый наставниче, и постником благое украшение; сего ради Господь труды твоя видев, чудес даром обогати тя: источаеши бо исцеления; мы же радующеся вопием ти: радуйся, отче Пафнутие. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Парем. см. 3, 1 и 2-ю 1 апр. ( Утр. Ев. и Ап. см. так же. Ев. на лит. Мф.4:25; 5:1–12; 10 зач.). Муч. Ваты монаха. По происхождению перс, он после мучений был усечен мечом в Низибии (после 364 г.). Священномуч . митрополита Киевского. Архимандрит Виленского Троицкого мон. (Литовской еп.), в 1490 году посвященный на Киевскую митрополию, св. Макарий в 1497 году на пути из Вильны (в которой постоянно жил) в Киев был убит Крымскими татарами. Проезжая Припетью мимо селения Скриголова, Мозырского у. (Минской губ.), св. Макарий захотел помолиться в здешней церкви и стал служить литургию. Во время службы принесена была весть о набеге татарского отряда. «Спасайтесь детки», сказал святитель молящимся: «а мне нельзя; я отдаю себя воле Божьей». Скриголовцы разбежались, а появившиеся татары схватили стоявшего у престола служителя Божьего и обезглавили. Мощи его ныне открыто покоятся в Киево-Печерском соборе. Тропарь, гл. 8. Божественныя бескровныя совершая жертвы, кровь твою от безбожных Агарян пзлиянную в жертву непорочную припесл еси Владыце твоему, Пастыреначальнику Христу: Его же моли, молим тя, пролити гнев на языки, хотящия браней. Благовернаго же ИМПЕРАТОРА нашего на вся враги укрепи и стадо твое от всяких бед неврежденно соблюди. Тебе бо крепкаго заступника почитаем, новый священномучениче Российский, святителю, блаженный Макарие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из Ленинграда епископ Павлин отправился далее по европейской части страны. «Был я в Киеве, – продолжал он перечисление посещенных им архиереев, – у находящегося на покое епископа Василия (Богдашеского – свящ. А. М.), видел у Сергия еп[ископа] Митрофана; они подписались». Скорее всего, под Сергием здесь имелся в виду не Заместитель Местоблюстителя, а пребывавший в Киеве епископ Сергий (Куминский) – активный участник негласного украинского Собора. О каком епископе Митрофане при этом шла речь, не совсем понятно. «Подписался также Иосиф Петровых , митрополит Ленинградский, подписались Харьковские епископы Макарий (Кармазин – свящ. А. М.) и Аркадий (Остальский – свящ. А. М.), а за арестованного епископа Константина (Дьякова – свящ. А. М.) подписал я, так как знал его мнение по церковному вопросу и, в частности, по этому поводу. Епископы Борис Рязанский и Серафим Силичев, и Петр Зверев сказали, что пришлют свое мнение особо» 1036 . Таким образом, на основании показаний митрополита Сергия и епископа Павлина неполный список епископов, подписавших обращение к Заместителю о необходимости выборов Патриарха, устанавливается в следующем виде: 1) архиепископ Корнилий (Соболев), 2) епископ Павлин (Крошечкин), 3) епископ Афанасий (Молчановский), 4) епископ Григорий (Козлов), 5) архиепископ Фаддей (Успенский) , 6) архиепископ Дионисий (Прозоровский), 7) епископ Алексий (Готовцев), 8) митрополит Назарий (Кириллов), 9) архиепископ Григорий (Лисовский), 10) епископ Димитрий (Любимов), 11) архиепископ Гавриил (Воеводин), 12) епископ Серафим (Протопопов), передавший мнение соловецких иерархов, 13) еще один Петроградский викарий: вероятнее всего, или епископ Григорий (Лебедев), или епископ Сергий (Дружинин), 14) архиепископ Василий (Богдашевский) , 15) епископ Сергий (Куминский) (?), 16) епископ Митрофан (?), 17) митрополит Иосиф (Петровых) , 18) епископ Макарий (Кармазин), 19) епископ Аркадий (Остальский) , 20) за епископа Константина (Дьякова) епископ Павлин (Крошечкин). Кого-то еще епископ Павлин не назвал. В части, касающейся украинских епископов, информация может быть дополнена на основании посланного из СО ОГПУ в ГПУ УССР секретного отношения «Информация о положении церковников» от 13 января 1927 г.: «Выборы Кирилла в патриархи было решено провести путем сбора подписей у епископов через специальное лицо, которое должно было объезжать этих епископов. Данную миссию начал выполнять Павлин Крошечкин, Курский викарный. Между прочим, последний побывал у следующих украинских епископов: Афанасия Сквирского, Василия Каневского, Георгия Богуславского и Липовецкого, вр[еменно] управ[ляющего] Киевской митрополией, Григория Полтавского и Переяславского, Бориса Уфимского, вр[еменно] управ[ляющего] Подольской епархией, Аркадия Лубенского и Макария Уманского» 1037 . Таким образом, в вышеприведенный список можно внести еще имена епископа Георгия (Делиева) и архиепископа Бориса (Шипулина), получится 22 имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Сергиевский приход в г. Йоханнесбурге, ЮАР Корсунская епархия Приходы Московского Патриархата в Италии   ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Меркурия, епископа Зарайского, настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-петровского монастыря города Москвы, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, о возобновлении монашеской жизни в Высоко-Петровском мужском монастыре города Москвы. Справка: Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Среди его строителей и ктиторов: святые благоверные князья Димитрий Донской и Иоанн Калита, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В стенах обители совершали богослужения святитель Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. В период наивысшего расцвета обители в 1705 году численность братии обители достигла 78 человек. Среди насельников известен преподобный Гавриил (Зырянов), впоследствии старец Седмиезерной и Спасо-Елиазаровской пустыни, духовный наставник преподобномученицы великой княгини Елизаветы (Романовой). Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев; †1918), преподобномученики Игнатий (Лебедев; †1938), Варлаам (Никольский; †1937), Герман (Полянский; †1937), Феодор (Богоявленский; †1943), Макарий (Моржов; †1931), Косма (Магда; †1937), мученики Николай Варжанский (†1918) и Иоанн Попов (†1938). С 1918 года монастырь потерял свой легальный статус, а в 1929 году на его территории был закрыт последний храм. В 1991 году в стенах обители возобновились богослужения, был открыт монастырский храм преподобного Сергия Радонежского, имевший до последнего времени статус Патриаршего подворья, а распоряжением президента России Б.Н. Ельцина в декабре 1994 года было решено возвратить Церкви все постройки Высоко-Петровского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/810642.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010