253 Правда, тридцатилетний возраст для посвящения в сан пресвитера установлен был в начале IV в. 11-м правилом Неокесарийского собора, бывшего в период времени между 314 и 325 гг. (ср.: Hefele. Conciliengeschichte. Erster Band. Freiburg im Breisgau, 1855. S. 210–211); однако весьма вероятно, что этим правилом санкционировалась практика, установившаяся в первые три века. 255 Мориц (Op. cit. Р. 23) утверждает, будто в эпоху св. Дионисия было в обычае совмещать церковные должности с государственной или общественной службой и в доказательство ссылается на пример Павла Самосатского. Между тем подобное совмещение прямо запрещалось древними церковными канонами (Апостольское правило 81-е), и отцы Антиохийского собора, описывая в своем послании неблаговидную жизнь Павла Самосатского, указывали между прочим и на то, что он «превозносился, облекаясь в мирские отличия и больше желая называться дуценарием, нежели епископом» (Евсевий. Церковная история. VII, 30). 257 Так называет его Suidas в своем «Лексиконе» (ed. Kusteri. Т. I. Р. 601; ср.: Simon de Magistris. Op. cit. P. LXV). Впрочем, в последнем издании этого «Лексикона» (ed. Bernhardy. Tomi prioris pars prior. Halis et Brunsvigae, 1853. Col. 1396 ) вместо Διονσιος ξ λεξανδρεις, как стоит в издании Кюстера, мы читаем просто Διονσιος λεξανδρεις. 259 Chronicon orientale в переводе Еччелленси. Venetiis, 1729. P. 77: «Dionysius. Hic erat Sabaita sapientissimus, et ex gentis primoribus ac optimatibus», и в переводе Ассемана (Ibid. Р. 78): «Dionysius. Hic Sabaeus fuerat, summa sapientia praeditus, et ex gentis primoribus». 260 Tillemonte. Op. cit. T. IV. P. 243; Cornelius Byeus. Op. Cit. P. 15–16, num. 28; Neal. Op. cit. V. 1. P. 39; Morize. Op. cit. P. 22. 261 Кроме города Савы, в Счастливой Аравии в древности известны были еще три города с таким же или подобным именем: а) город Савы (Sabae), столица или метрополия Эфиопии, б) один из городов Нижней Ливии, называвшийся таким же именем, и, наконец, в) расположенный при Аравийском заливе или Красном море порт Сава в стране троглодитов, смежной с Египтом и Эфиопией. Но во времена св. Дионисия столица Эфиопии уже не называлась именем Савы, и если бы св. Дионисий или его предки происходили из Эфиопии, то он не назывался бы савеянином. Что касается Нижней Ливии, то эта область была мало известна св. Дионисию, как сам он намекает в послании против Германа (Евсевий. Церковная история. VII, 11), и едва ли можно думать, чтобы св. Дионисий происходил от жителей этой страны. Наконец, в стране троглодитов находился только порт по имени Сава, а жители страны назывались другим именем, тогда как в Счастливой Аравии город Сава дал имя и жителям всей области. Ср.: Cornelius Byeus. Op. cit. P. 15–16, num. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Христиане! Оставьте Господу Богу отмщать за те обиды, которые нанесёт вам ближний; он воздаёт всякому по делам его; а ваше дело – простить оскорбителя. Повиновение власти 51 Греческий царь Валент, держась Ариевой ереси, осудил на изгнание за реку Истр Евсевия, епископа Самосатского. Посланный для исполнения этого приговора, прибыв в Самосаты, не знал, как приступить к делу, ибо народ любил святителя и готов был лучше решиться на общий бунт, нежели отдать его в руки правосудия. Узнав это, святой Евсевий поздно вечером призывает к себе царского посланника и, приняв его ласково, говорит ему: «Молчи и никому не объявляй причины твоего сюда прибытия; в противном случае народ взбунтуется и убьёт тебя; я не хочу быть виновником твоей смерти». После того Евсевий совершил вечернее славословие Богу и, когда настала ночь, открыл тайну и намерение одному из слуг. Рано поднялся с ложа своего и вышел из дома архиерейского, сопровождаемый верным спутником, который нёс за ним возглавие 52 и книгу – всё богатство, которое святитель взял с собой. Достигнув реки Евфрата, близ стен градских текущей, он отдал себя в руки царского чиновника и, сев в ладью, поплыл к городу Зевгме. Как ужаснулся народ самосатский, узнав о судьбе святителя своего! Все пришли в волнение, все рыдали, все спрашивали, в которую сторону святой Евсевий направил путь свой, и когда узнали, что целью его путешествия на первый раз был город Зевгма, с поспешностью устремились на лодках за архиереем Божьим. Они настигли его там, где надеялись; их плач и рыдание слышны были издалека. Каких не истощили тут они просьб и молений, чтоб возвратить к себе пастыря своего и учителя! Каких не употребили убеждений! Они припадали к ногам его, омывали их своими слезами, уверяя, что паства его достанется какому-нибудь хищному волку – арианину; но святой Евсевий на каждое новое убеждение отвечал этими только словами: «Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют» ( Рим.13:1–2 ). «Так, дети мои, – каждый раз присовокуплял он, – невозможно мне, подданному, противиться царскому повелению; также и вы, как подданные, будете несчастны здесь и в будущей жизни, если не будете послушны воле царской. Я первый, в этом случае, готов обвинить вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Самосат (Семисат, Симасат, днес – Самсат) – град в Сирия, разположен на десния, западен бряг на река Ефрат, в горната й част. Самосат бил главен град на сирийската провинция Комагена. В него проповядвал и св. ап. Андрей Първозвани. Самосат е родно място на свмчк Евсевий Самосатски († ок.380; 22 юни), прпмчк Лукиан Антиохийски († 312; 7 ян. Рус. църква, 15 окт. Гр. църква), св. Даниил Стълпник († ок. 490), св. преп. Равула († ок.530; 19 февр.). . Виж също: Павел Самосатски. Сапор II (Сапорий II) , известен под името Сапор Велики – персийски цар, управлявал от 310 до 381 г. пр.Хр. Водил успешни войни с римляните. Със св. Константин Велики живеел в мир, но след смъртта му започнал война с имп. Констанций. Подозирайки, че персите-християни подпомагат своите едноверци-византийците, водил жестоки гонения. Извън речника: Св. Садок Персийски и др. 128 мъченици с него. Св. мчци Акиндин, Пигасий, Афтоний, Елпидифор, Анемподист и др. Св. свщмч. Акепсима, Йосиф и Айтал. Светена вода – вода, осветена със специален църковен обряд. Света Гора – виж Атон. Света Троица – 1) Едно от основните учения (догмати) на християнската вяра: за учението за Трите Лица (или Ипостаси, според установената през IV в. терминология) на Единия Бог – Бог Отец, Бог Син, Бог Дух Свети. То е формулирано от Самия Иисус Христос в обръщението Му към апостолите с думите «И тъй, идете, научете всички народи, като ги кръщавате в името на Отца и Сина и Светаго Духа» (Мат. 28:19). Тези думи можем да разбираме в смисъл, че Бог е троичен и Неговата троичност се състои в това, че Той има Три Лица (или Ипостаси, според установената през IV в. терминология). Всяко Лице на Пресветата Троица притежава своите лични или ипостасни свойства . Всяка Ипостас е Бог, но Трите божествени ипостаси съществуват неслято и неразделно като три самостоятелни неделими, и затова Те не са три Бога, а Едно божествено същество. Така догматът за Троицата указва начина на Божието същестуване – иманентната, онтологическа Троица; Божието вътрешно самооткровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После того, Евсевий совершил вечернее славословие Богу и, когда настала ночь, открыл тайну и намерение одному из слуг. В начале ночи он восстал с ложа своего и вышел из дома архиерейского, сопровождаемый верным спутником, который нес за ним возглавие и книгу – все богатство, которое святитель взял с собой. Достигнув реки Ефрата, текущей близ стен города, он отдал себя в руки царского чиновника и, сев в лодку, поплыл к городу Зевгме. Жители Самосатские, узнав о судьбе своего любимого святителя, пришли в сильное волнение, все рыдали, все спрашивали, в которую сторону св. Евсевий направил путь свой, и когда узнали, что целью его путешествия, на первый раз, есть город Зевгма, сели в разные лодки и с поспешностью устре-мились за архиереем Божьим. Они достигли его там, где надеялись; их плач и рыдание слышны были издалека. Каких ни истощали тут они просьб и молений, чтобы возвратить к себе пастыря своего и учителя! каких ни употребляли убеждений они припадали к ногам его, омочали их своими слезами, уверяя, что паства его достанется какому-нибудь хищному волку-арианину; но св. Евсевий на каждое новое убеждение отвечал только этими словами: всякая душа властем предержащим да повинуется; несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляйся власти, Божию повелению противляющиеся: противляющиеся же себе грех приемлют . 204 Так, дети мои, каждый раз присовокуплял он: невозможно мне, подданному, противиться царскому повелению; также и вы, как подданные, будете несчастны здесь и в будущей жизни, если не будете послушны воле царской. Я первый, в сем случае, готов обвинить вас». Народ, видя непреклонность своего пастыря, представлял ему на путь разные дары: иной злато и сребро, иной одежды, иной рабов; но святому человеку, кроме книги и самой простой одежды, ничего было не нужно. Единственно в угождение духовных чад своих, он взял с собой несколько маловажных вещей – напомнил всем, чтобы твердо держались догматов православной веры, помолился о них, благословил и отправился в предлежащий путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О том, как он удалил сиявших доблестями епископов Евдоксий, еще крестя этого несчастного, связал его клятвою, чтобы он и сам верен был нечестивым догматам и изгонял отовсюду тех, которые думают иначе. Таким образом, оставив апостольское учение, Валент перешел на сторону противников, а по прошествии некоторого времени исполнил и остальные пункты клятвы. Из Антиохии он изгнал великого Мелетия, из Самосата - божественного Евсевия, Лаодикию лишил дивного ее пастыря Пелагия Этот (Пелагий) еще в юности подъял иго брака, но в первый же день на брачном ложе убедил невесту - супружескому сообщению предпочесть чистоту и братскую любовь считать выше супружеской связи, и таким образом совершил подвиг целомудрия. Кроме того, он имел и другие сродные с целомудрием и неразлучные с ним добродетели, а потому общим приговором возведен был на степень предстоятеля. Но и этот блеск его жизни не усовестил врага истины: он сослал Пелагия в Аравию, божественного Мелетия - в Армению, а изнуренного апостольскими трудами Евсевия - во Фракию. Этот Евсевий, узнав, что многие церкви лишены пастырей, облекся в одежду воина, возложил на голову тиару и в этом виде прошел Сирию, Финикию и Палестину, рукополагая пресвитеров, диаконов, пополняя духовенство другими церковными чинами; а когда встречал единомышленных с собою епископов, то делал их предстоятелями и тех церквей, которые имели нужду (в предстоятеле).  Глава 14. О Евсевии, епископе самосатском Теперь незнающим считаю нужным показать, сколько мужества и мудрости обнаружил Евсевий, когда получил царский указ, повелевавший ему отправиться во Фракию. Человек с этим указом прибыл к нему в вечеру, и Евсевий просил его молчать и скрыть причину своего прибытия. Если народ, напитанный Божественною ревностью, говорил он, узнает, зачем ты пришел, то утопит тебя, и я за твою смерть подвергнусь казни. Сказав это и отправивши, по обыкновению, вечернюю службу, старец, когда все заснули первым сном, один, в сопровождении только слуги, вышел из дома и пошел пешком, а следовавший за ним слуга нес изголовье и книги.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Консервативно-историческая ориентация Евсевия ответственна за то, что его интерес к действительно поворотным событиям внутрицерковной истории оказывается случайным и эпизодическим. Лишь некоторые факты, им описываемые, мы можем использовать для ее реконструкции. Среди них – спор о Пасхе (V. 23–25) и дело Павла Самосатского (VII. 27–30). Но эти события выглядят одинокими островками на фоне однообразной картины длинных верениц епископских преемств. Христианская литература. Мы уже говорили, что «Церковная история» отличается повышенным вниманием автора к христианской литературе и ее представителям. Т. Барнс объясняет эту особенность характером той источниковедческой ситуации, с которой столкнулся Евсевий. «Внутренняя жизнь ранней церкви, – пишет он, – была известна ему почти исключительно из посланий, проповедей и других сочинений епископов и учителей. На практике, следовательно, Евсевий не мог четко разделить историю церкви как организации и историю христианской литературы: во всей “Истории” христианские писатели выступают и как литераторы, и как свидетели исторических событий» 249 . Однако этого объяснения недостаточно, ибо за широким обращением к христианским авторам и за способом их изображения скрывалась ведущая для Евсевия концепция сохранения и передачи истинного учения. По словам того же Т. Барнса, при трактовке христианских писателей первому церковному историку «мешала его неспособность воспринимать теологическое развитие. Для Евсевия не могло быть никакого улучшения истины, не до конца открытой в Ветхом Завете и до конца – в Новом. Поэтому его изображение внутренней истории церкви и христианской литературы является скорее не целостным описанием, а серией бессвязных замечаний» 250 . Канадский исследователь совершенно прав, утверждая, что Евсевий не оказывает и не стремится показать, как эволюционировала христианская доктрина и какие споры она вызывала. Действительно, представлении церковного автора не могло быть иного интеллектуального движения, кроме охранительного. В то же время нельзя согласиться с Т. Барнсом, что изображение христианской литературы в «Церковной истории» лишено всякой логики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представим пример: св. Мелетий избран был в епископа антиохийского с общего согласия как православных, так и еретиков ариан, и избирательный лист об этом, подписанный как православными, так и арианами, поручен был на хранение Евсевию, епископу Самосатскому. Но когда Мелетий, как ревностный защитник православия, изгнан был арианами из Антиохии и осужден нечестивым императором Констанцием на заточение, то ариане, опасаясь, чтобы он снова не возвратился, потребовали у Евсевия возвращения им избирательного листа. Но Евсевий им решительно отказал, потому что избрание подписано было и вручено ему на хранение как арианами, так и православными. Тогда ариане упросили императора, чтобы он употребил над ним свою власть. Но Евсевий отказал и императору, сказав: «общего суда, мне вверенного, не отдам иначе, как когда все вверившие, собравшись воедино, потребуют от меня возвращения своего решения». Раздраженный император вторично послал к нему своего чиновника с указом, повелев ему употребить угрозы. Чиновник, подавая Евсевию указ императора, сказал, что в случае непослушания он имеет повеление отрубить ему руку. – «Итак, не нужно читать указа», – отвечал ему Евсевий и, протянув ему обе руки, сказал: «ты можешь исполнить приказанное тебе, потому что неправого повеления царя я не исполню». в)  Третье, наконец, свойство, являемое людьми невинно гонимыми за правду, есть терпение в перенесении гонений. Не тот гонится невинно, кто сам подает повод к гонению. Не тот и терпит за правду, страдает невинно, кто, встречая неправду со стороны других людей, сам ожесточается, ненавидит и старается мстить, если не делом, то злословием и порицанием. Это уже не есть терпение, ибо, кто мстит, тот не терпит, и чрез это самое мщение он сам делается виновником своего гонения, а потому и гонится уже не невинно. Но тот действительно страдает и терпит невинно, кто, не подавая сам никакого повода к гонению, всякое гонение, всякое преследование за то, что он не хочет изменить правде, переносит безропотно и терпеливо, без жалоб, без озлобления и мести, надеясь единственно на правоту своего дела и на Мздовоздаятеля всех Бога, Который рассудит всех по правде и воздаст каждому по делом его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

A A History of Neo-Arianism. Cambridge (Mass.), 1979, p. 29–31. – A. Сид. 100 Фрагменты этого произведения сохранились y св. Афанасия в его «Словах на ариан» (I, 30, 32, II, 24, 28, 38, 40; III, 2, 10, 60) и в «Послании о соборах» (18–19), а также у Маркелла Анкирского (их цитирует Евсевий Кесарийский в сочинении «Против Маркелла»). Все эти фрагменты (числом 36) собрал и издал; Bardy G. Lucien d’Antioche, p. 341–353. – A. Сид. 102 Созомен (Церк. ист. 11,33) на сей счет сообщает «К написанию упомянутого сочинения Маркеллу подал повод каппалокийский софист Астерий, который сочинив несколько книг о (христианском) учении, согласно с мнением Ария, и путешествуя с ними по разным городам, читал их и вместе с епископами присутствовал почти на всех соборах. Опровергая его, Маркелл, добровольно или без намерения, впал в заблуждение Павла Самосатского». Маркелл Анкирский (ок 275/280–374 гг.) играл весьма заметную роль в догматических спорах и церковной жизни IV в., занимая резко антиарианскую позицию. См.: Gericke W. Marcell von Ancyra. Der Logos-Christologie und Biblizist. Sein Verhältnis zur antiochenische Theologie und zum Neuen Testament. Halle, 1940, S. 1–27. Подобная позиция часто увлекала его в противоположную крайность, вследствие чего оппоненты Маркелла, среди которых главным был Евсевий Кссарийский, обвиняли его в «савеллианстве». О полемике Евсевия с Маркеллом см. Розанов Н. Евсевий Памфил , епископ Кесарии Палестинской. M., 1880, с. 185–229. Вопрос о православности взглядов Маркелла представляется спорным и до сих пор, мо, по мнению М.Муретова, ни он, ни его главный оппонент «не могут быть признаны еретиками в собственном и строгом смысле слова: оба имели в сущности своей одинаковые представления о троичности Лиц в Божестве и желали высказать одно и то же, по только различным образом и в разной форме. Разница между учением Маркелла и Евсевия заключалась не в том, что один держался савеллианских, а другой – арианских воззрений, но в том, что одно и то же, более или менее правильное и в существе своем согласное с Новым Заветом учение каждый из них рассматривал со своей, отличной от другого точки зрения и построял его своим, отличным от другого, способом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Впоследствии был заготовлен декрет об изгнании Василия, но болезнь императорского принца, Галаты, заставила отменить его исполнение, и затем Валент давал Василию уже почетные поручения — вроде рукоположения епископов в Армении. К влиятельному Модесту Василий после не раз обращался с просьбами в дружественном тоне. A столкновение Василия с дядею императрицы Евсевием, vicarius Ponti, из-за права убежища (374 или начало 375 г.), показало, что кесарийский епископ пользуется такою любовию масс народа, что затрагивать его далее не безопасно. Евсевий потребовал Василия к своему трибуналу в Кесарии и держал себя необыкновенно грубо. Но вспыхнуло уличное восстание. Мастеровые императорских фабрик, т. е. оружейники и ткачи, вооружившись чем попало, чуть не поголовно явились к трибуналу. Из грозного судьи Евсевий превратился в смиренного просителя, и мог считать себя счастливым, когда Василий успокоил взволнованный массы, и ему, викарию, удалось выбраться из Кесарии целым. Все это если не вполне гарантировало Василия против интриг при дворе, то сделало его положение на кафедре более крепким, чем других епископов. Изгнан был Мелетий, изгнан и Евсевий самосатский, но Василий изгоняем не был, оставался на кафедре всю жизнь и для своих единомышленников был что одинокий маяк среди темной ночи. Все заинтересованные церковными делами к нему, как естественному посреднику, направляли свои письма. 2) Внешним средством для упрочения взаимного единения мелетиан Василий В. признавал церковное общение с западом, — путь, намеченный уже предшествующею историею. Результаты, которых ожидал Василий В. от этого общения, были следующие: а) В массе символов, изданных на востоке в разное время после Никейского собора, нелегко было разобраться и богослову, а простому верующему тем более. Общение с арианами, пререкание соборов, подорвало в верующих доверие к своей иерархии, и, не умея разобраться, кто из епископов православный и кто арианствует, масса требовала внешнего надежного признака для своего руководства в этом важном решении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Примечательно, что в отличие от своего учителя и тезки, которого он почитал и называл «блаженным мужем», Евсевий Емесский остался почти не затронутым влиянием Оригена 153 . Далее, хотя он и полемизировал против различных еретических заблуждений прошлою (манихейства, учения Павла Самосатского и пр.), в догматической борьбе своего времени Емесский епископ стремился занять положение ‘‘над схваткой» – старался не затрагивать спорных вопросов и избегать инвектив против представителей враждующих догматических «партий». Ero credo выражалось словами: «Я решил не говорить ничего, что выходило бы за пределы Священного Писания или природы». Поэтому в его творениях отсутствуют всякие попытки анализа спорных понятий – «сущность» и «ипостась»; придерживаясь субординационизма в духе доникейского богословия, Евсевий отказывается от исследования проблемы, каким образом Отец рождает Сына, разделяя в данном случае умеренный «агностицизм» многих своих современников («Мы не должны любопытствующе исследовать, как Отец рождает Сына, ибо даже не знаем, как мы сами порождены»). Не высказывался этот просвещенный архиерей и о сотворении Сына (тем более – о создании Его «из ничего»), признавая, что «Бог рожден Богом» и что естество Сына произошло от Отца, вследствие чего Господь есть Сын Божий по природе, в отличие от нас – сынов по благодати. В христологии Евсевий также избегал резких формулировок: признавал человеческую душу Христа (хотя, вероятно, склонен был считать, что человеческий ум отсутствовал у Него, замененный Логосом), утверждал, что на Кресте страдало и претерпевало только человеческое тело Воплощенного Слова, по отнюдь не Божество Его, и т.д. И вообще в своих проповедях он затрагивал преимущественно проблемы христианской нравственности и конкретной церковной жизни. Можно было бы отнести Евсевия Емесского к тому большинству верующих христиан IV в., которым, на мнению архимандрита Киприана Керна , была присуща «косность многих благочестивых умов, готовых держаться одного только текста Библии, равно как и робость простых сердцем, прекрасных по душе и примерных по благочестию людей, для которых эти споры представляются «изменой простоте Евангелия» и ненужным для спасения богословским умствованием».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010